Рефераты
 

Роль компьютерных игр в успешной адаптации младших школьников к условиям школы

направлять детей с отклонениями на дальнейшее обследование или лечение в

специализированные медицинские учреждения. Компьютерные диагностические

программы могут использоваться для:

. выявления уровня общих умственных способностей детей;

. оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств

личности – памяти, внимания, воспитания, умственной работоспособности,

интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса,

параметров морфо-функциональной системы (моторики, быстроты движения и

т.д.);

. определения уровня психофизиологической и социальной готовности к

поступлению детей в школу (физического развития, заболеваемости,

физической подготовленности, основных физиометрических параметров

растущего организма, факторов риска);

. экспресс-диагностика утомления ребенка в процессе компьютерных занятий;

. ранней диагностики отклонения детей от нормального развития.

Соответственно можно (и это уже делается) создавать компьютерные

программы и программно-технические средства для коррекции, реабилитации,

компенсации детей с отклонениями либо ограничениями умственного и

физического развития, в т.ч. для слабовидящих и слабослышащих детей, детей

с нарушениями развития речи (логопедические) и аутичных детей и т.д.

Во второй главе я рассмотрела понятие детской игры, показала место

компьютерных игр в игровой деятельности младших школьников, дала общую

характеристику детских образовательных программ. Таким образом, имея эти

данные, я могу приступать к диагностике и организации игровой компьютерной

деятельности.

Глава III. Диагностика и опыт работы в аспекте компьютерные игры и дети-

младшие школьники.

§1.Характеристика базы исследования.

Базой исследования при подготовке диплома явился 1 «а» класс, школы №

61 г. Новосибирска. В классе 19 человек, из них 10 мальчиков и 9 девочек.

В процессе экспериментальной работы над изучаемой проблемой мною с

целью выявления адаптации к школе при помощи компьютерных игр, было

применено несколько методик, а именно:

1. беседа

2. наблюдение

3. тестирование (тест на концентрацию внимания, тест

«Последовательность событий»)

4. цветограмма.

Исследование проводилось в конце ноября. Если смотреть различные

аспекты адаптации к школе, то большинство детей должны были пройти период

наиболее острой физиологической адаптации. По словам учительницы и моим

наблюдениям в классе успешно учатся-7 человек, средний уровень у 9 детей, и

не успевают – 3 человека, на них в ходе исследования мы будем обращать

большее внимание.

В классе учатся 4 мальчика, которым еще нет 7 лет, один из них входит в

группу не успевающих. Также в классе 4 ребенка из неполных семей. При

поступлении в школу в этом классе детей с 1 группой здоровья- 2 человека, 2

группой-15 человек, и в 3 группе-3 человека. Также можно добавить, что

многие дети посещают кружки и секции. Все эти характеристики нам нужны

будут для дальнейшего исследования, так как они также являются показателями

адаптации к школе.

Итак, 1 «А» класс был разделен на 2 группы:

1 группа. 2 группа.

1. Сережа А. 1.Таня К.

2. Кирилл Ш. 2. Максим П.

3. Саша Г. 3. Костя З.

4. Кирилл М. 4. Илья Г.

5. Катя Л. 5. Андрей А.

6. Дима Б. 6. Виталий Ш.

7. Наташа К. 7. Аня В.

8. Лена А. 8. Яна Л.

9. Надя Г. 9. Марина Т.

10. Юля Б.

§2. Первичная диагностика.

Сначала я работала с первой группой, в которой 10 человек. Со слов

учительницы и моим наблюдениям выяснилось следующее.

|№ |Имя ребенка |Адаптация |Возраст (лет)|

|п.п.| |(Уровень) | |

|1. |Сережа А. |С |7 |

|2. |Кирилл Ш. |Н |6 |

|3. |Саша Г. |С |7 |

|4. |Кирилл Т. |В |7 |

|5. |Дима Б. |В |6 |

|6. |Наташа К. |В |7 |

|7. |Катя К. |В |7 |

|8. |Лена А. |С |7 |

|9. |Надя Г. |С |7 |

|10. |Юля Б. |Н |7 |

В - высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровень.

В этой группе 2 ребенка, у которых тяжело проходит адаптация, это я

определила по критериям, которые приводились в моей работе.

Кирилл Ш.- ему нет еще 7 лет, это тоже может являться причиной

неадаптированности. Учебный материал усваивает фрагментарно, ему необходим

постоянный контроль, напоминания со стороны учителя. Самостоятельность

проявляет редко. Нередки нарушения дисциплины - игра, разговор, на уроках,

драки. Настроение у него разное. В классе играет с 1-2 мальчиками.

Юля Б.- девочке 7 лет, в класс пришла недавно, приехала из другого

города. Учебный процесс идет не очень успешно, может забыть записать

домашнее задание, учитель ее контролирует. На уроках неактивна,

предпочитает молчать. Девочка замкнута, у нее 1 подруга в классе.

Таблица показывает, что в группе детей с высоким и средним уровнем

адаптации в равной доле по 4 человека.

Детям средней степени адаптации свойственно: понимание учебного

материала, усваивание основного содержания учебных программ, выполнение

общественных поручений, дружба со многими одноклассниками.

Некоторые дети играют на уроках или разговаривают, иногда на замечания

учителя не реагируют или реагируют слезами и обидами. Это тоже свойственно

детям со средним уровнем адаптации.

Детям с высоким уровнем адаптации свойственно: дети положительно

относятся к школе, учебный материал усваивают легко, решают сложные задачи,

у них много друзей, в классе занимают благоприятное статусное положение.

Это было небольшое знакомство с группой. Следующим этапом в

диагностике было проведение беседы с каждым учеником. Моей целью было:

выявить особенности отношения к школе, учению, посмотреть на содержательно-

учебные и формально-внешние моменты школьной действительности.

Вопросы «Беседы»(19,80)

1. Хотел ли ты идти в школу? (выявляет общее положительное или

отрицательное отношение к началу учебного процесса).

2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу?

(Осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу).

3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили)?

(Выявляет, какие собственные действия с ним ребенок запомнил и расценивает

как подготовку к школе).

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше

всего? ( Выявляет элементы школьно-учебной действительности, наиболее

привлекательные для детей).

5. Если бы ты перестал ходить в школу - чем бы ты занялся дома, как

проводил свой день? ( Отсутствие или наличие у ребенка учебных ориентаций в

ситуации необязательности посещения школы).

6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного

урока - о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? ( Место школьно-учебных

интересов среди всех в условиях свободного выбора).

«Беседа»

|№ |Имя ребенка |№1 |№2 |№3 |№4 |№5 |№6 |

|п.п. | | |У;В |С;Ф |А,Б,В |А,Б |А,Б,В |

|1. |Сережа А. |+ |В |Ф |В |Б |А |

|2. |Кирилл Ш. |+ |В |Ф |В |Б |В |

|3. |Саша Г. |+ |В |Ф |Б |А |Б |

|4. |Кирилл Т. |+ |У |С |А |А |А |

|5. |Дима Б. |+ |У |С |Б |А |Б |

|6. |Наташа К. |+ |У |С |А |А |А |

|7. |Катя К. |+ |У |С |Б |А |А |

|8. |Лена А. |+ |В |Ф |А |А |А |

|9. |Надя Г. |+ |В |Ф |А |А |А |

|10. |Юля Б. |- |В |Ф |Б |Б |Б |

Вопрос №2-высказывание детей разделено на группы:

А - учебные мотивировки - интерес к учению, знанию

Б – внеучебные мотивировки - внешние и посторонние по отношению к

учению причины.

Вопрос №3

А – содержательная подгруппа-освоение некоторых навыков чтения,

письма, счета.

Б – формальная - приобретение формы, школьных принадлежностей и т.д.

Вопрос №4

А - уроки грамоты и счета- занятия, присущие именно школе, по

содержанию и форме не имеют аналог в дошкольной жизни ребенка и

олицетворяют собой новую для ребенка собственно школьно-учебную

действительность.

Б – уроки художественно - физкультурно-трудового цикла- занятия,

знакомые и близкие ребенку уже в дошкольном возрасте и продолжающиеся в

школе

В – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты,

перемена, еда, гуляние, игры и занятия во внеурочное время, личность

учителя, друзья и т.д.

Вопрос №5

А – учебные занятия- высказывания, описывающие распорядок дня, в

который обязательно включены те или иные действия по самообучению -

самостоятельные занятия по школьным учебникам, выяснение заданий у

товарища, выполнение их.

Б – дошкольные и прочие- игры, гуляние, рисование и конструирование,

помощь родителям и т. д. без упоминания о каких- либо учебных действиях.

Вопрос №6

А – школьно - учебные - знакомство с новым по русскому, математике и

т.д.

Б - широкие познавательные - о животных, о путешествиях и т.д.

В – чтение сказок, игры.

В ходе беседы выяснилось, что Юля Б. не хотела идти в школу, она

боялась, что у нее не будет друзей, и она будет плохо учиться. Подготовка к

школе она видела как приобретение школьных принадлежностей, формы. Ей

нравятся уроки художественно-трудового цикла. Из занятий, которыми она бы

хотела занятия дома, девочка выбрала - игры, рисование, конструирование

(пазлы). Т.е. работа на компьютере развивала бы ее творческое начало,

познавательную среду, могла бы сблизить её с другими детьми.

В беседе с Кириллом Ш., я увидела, что он хотел идти в школу, потому

что родители так сказали, что он уже большой. Подготавливался к школе он

так: они ходили на рынок и в магазины, покупали портфель и др. Наиболее

привлекательным для него в школе оказались перемена и продленка. На вопрос

чтобы он делал, если бы был дома, сказал, что рисовал, играл - т.е. у него

преобладание дошкольных видов деятельности. В этом случае тоже через

компьютерные игры - можно было бы развивать его творческие и познавательные

способности, развить интерес к учебной деятельности.

Остальные дети все пошли в школу с положительными эмоциями. Многие

дети хотели идти в школу, потому что там интересно, новые друзья.

Только 4 ребенка шли в школу за новыми знаниями, учиться писать

считать. Они же готовились к школе - учились читать, считать. Остальные

дети вспомнили, что покупали различные принадлежности. Четыре школьника в

свободное время, занялись бы счетом, чтением, ходили в кружки - это говорит

о том, что у детей формируются основные, необходимые для развития знания и

понятия. Остальные дети выбрали уроки художественно - физкультурно-

трудового цикла - эти занятия им знакомы, и они хотели бы ими заниматься

ещё. И 2 ребенка выбрали вне учебную деятельность-перемену, игру, гуляние.

Больше половины детей говорит о том, что занялись обучением дома,

играли в развивающие игры, читали. Остальные гуляли, рисовали, играли.

На 5 вопрос, о чем бы они хотели узнать, больше половины, выбрали

такие предметы как: русский язык, геометрия, наука, компьютеры. Три

человека хотели бы узнать побольше о динозаврах, животных, космосе.

Следующий метод, который я использовала, был метод тестирования.

Первый тест был на концентрацию внимания. С помощью теста мы хотели

узнать, как ребенок сосредотачивается на объяснениях учителя и выполнении

заданий, удерживает свое внимание в течении определенного времени.

Детям дали бланки, на которых изображены перепутанные линии. Им

предлагают проследить линию слева направо, чтобы определить, где она

кончается. Нужно записать номер, которым она оканчивается. Выполняя

задание, нужно прослеживать взглядом, не пользуясь пальцем и карандашом.

Дети выполняли его 5 минут. Обработка результатов следующая: нужно заметить

время, фиксировать все остановки испытуемого и правильность выполнения.

Достаточно быстро справились с заданием и не отвлекались Кирилл Т,

Дима Б, Наташа К. Юля Б, Кирилл Ш, Катя К, Лена А. – отвлекались и не

успели закончить по 1 заданию. Надя Г, Сережа А, Саша Г.- не много

отвлекались но закончили свои работы.

Второй тест назывался «Последовательность событий»

Эта методика предназначена для исследования развития логического

мышления, речи и способности к обобщению.

В качестве экспериментального материала используются три сюжетные

картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.

Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность

событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного

развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ

показывает уровень развития речи.

Задание состоит из 2 частей:

-выкладывание последовательности картинок

-устный рассказ по ним.

При неправильно найденной последовательности рисунков, логичная версия

рассказа - такое выполнение задания считается хорошим.

Если испытуемый правильно нашел последовательность, но не смог

составить хорошего рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов,

чтобы уточнить причину затруднения. Ребенок может понимать смысл

нарисованного, но ему не хватает знаний для объяснения. Составление

рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания

на среднем уровне. Если испытуемый правильно нашел последовательность, но

не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то выполнение

задания рассматривается как неудовлетворительное. Считается, что испытуемый

не справился с заданием, если:

-не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;

-по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный

рассказ;

-составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу

(за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса меняет

последовательность на соответствующую рассказу);

-каждая картинка рассказывается отдельно, без связи с остальными;

-на каждом рисунке просто перечисляются отдельные объекты.

Если экспериментатор сталкивается с феноменами, описанными в последних

двух пунктах, то необходима тщательная проверка интеллектуальных

возможностей ребенка, поскольку возможность связать все воедино может

свидетельствовать о несформированности обобщения, это наблюдается при

задержке умственного развития или даже умственной отсталости.

Итак, тест был проведен, и показал следующие результаты.

Юля Б, расставила картинки правильно, но не смогла рассказать – была

очень неуверенна в себе

Кирилл Ш, расставил картинки не совсем верно, но рассказал все

правильно - выполнение задания хорошо.

Сережа А, Саша Г, Наташа К,- составление картинок неточное, рассказ

правильный.

Кирилл Т, Дима Б.- отлично справились.

Последней методикой была цветограмма. Мне хотелось посмотреть

настроение детей, их комфортность в школе.

[pic] Хорошо, отлично

[pic] Тревожно

[pic] Грустно

[pic] Злое

[pic] Нет настроения.

Вот результаты цветограммы.

У Юли Б.- не смогла определить цветом свое настроение. Кирилл Ш, Лена

А.- тревожное. Хорошее настроение было ещё у 6 человек. Грустное у Нади Г.

После проведения всех методик я увидела, что у большинства детей уже

прошел период острой физиологической адаптации, дети поняли, что такое

обучение, у многих существует понятие режим дня, некоторые очень

самостоятельные. Но также есть дети, у которых социально - психологическая

адаптация к школе связана с трудностями, они еще не приняли ситуацию

обучения, общения с учителем, детьми. В группе два школьника у которых

тяжело протекает период адаптации к школе. С помощью компьютерных игр мы

попытаемся придать обучению в школе что-то новое, попробуем адаптировать их

к этим условиям.

По такой же схеме я работала с группой №2.

2 группа.

1. Таня К.

2. Максим П.

3. Костя З.

4. Илья Г.

5. Андрей А.

6. Виталий Ш.

7. Аня В.

8. Яна Л.

9. Марина Т.

Первым методом диагностики был метод наблюдения. По моим наблюдениям и

словам учительницы в этой группе один ребенок с низким уровнем адаптации.

Ему 6 лет, он часто болеет, очень медлителен, не всегда успевает записывать

домашнее задание, на уроке может играть, не активен на уроке. С ровесниками

общается мало. На переменах всегда в классе.

Костя З, Аня В., Марина Т- это дети, которые успешно учатся, они

доброжелательны, успешно учатся, общаются со многими.

Таня К., Максим П., Илья Г, Виталий Ш, Яна Л.- они усваивают учебную

программу, но на уроках могут отвлекаться и разговаривать, быть не

внимательными. Некоторые девочки на уроке могут обратиться к учителю и

рассказать о своем новом шампуне. В то же время дети бывают сосредоточены,

когда заняты чем-либо для себя интересным. Дружат со всеми, общительны.

Следующая методика беседа.

|№ |Имя ребенка|№1 |№2 |№3 |№4 |№5 |№6 |

|п.п | | |А, Б |А, Б |А, Б, В |А, Б |А, Б, В |

|1. |Таня К. |+ |А |А |В |Б |Б |

|2. |Максим П. |+ |Б |А |А |Б |А |

|3. |Костя З. |+ |А |Б |В |А |Б |

|4. |Илья Г. |+ |Б |А |Б |А |А |

|5. |Андрей А. |+ |Б |Б |Б |Б |Б |

|6. |Виталя Ш. |+ |Б |Б |В |А |Б |

|7. |Аня В. |+ |А |Б |А |А |А |

|8. |Яна Л. |+ |А |Б |Б |Б |Б |

|9. |Марина Т. |+ |Б |А |А |А |А |

Отношение детей к школе у всех положительное. Большинство детей(5

человек, в том числе и Андрей А.) мотивом при поступлению в школу назвали -

взросление, уход из детского сада, т.е. назвали внешние по отношению к

учению причины. Другие дети сказали, что им интересно узнать много нового,

научиться писать письменно. Учились считать и писать при подготовке к

школе 4 человека, и 5 детей (Андрей А. среди них) покупали школьные

принадлежности.

Учебные предметы нравятся Максиму П, Ане В, Марине Т. Уроки рисования,

физкультуры и труда нравятся Илье Г, Андрею А, Яне Л. Перемены, походы в

столовую, друзе предпочли- Таня К, Костя З, Виталий Ш.

Большинство детей на вопрос, чем бы он занялся, если бы не ходил в

школу ответили, что кроме отдыха, они бы еще занимались дома, т.е. они

воспринимали учение как необходимый элемент их жизни. Остальные дети -Таня

К, Максим П, Андрей А, Яна Л.- все свободное время от школы посвятили

играм, развлечениям.

Максим П, Илья Г, Аня В, Марина Т.это дети, которые хотели бы изучать

школьно-учебные предметы(биологию, алгебру, историю). Таня К, Костя З,

Андрей А, Виталий Ш, Яна Л.- хотели больше узнать о животных, роботах,

машинах и т.д.

Таким образом, после проведения беседы я поняла, что у всех детей

положительное отношение к школе. Большинство детей уже воспринимают школу

как необходимый элемент их жизни (в свободное время занимались бы учебными

предметами). Все дети любознательны и хотели бы больше о разных открытиях,

изучать сложные предметы (биология, геометрия).

Следующее, что я провела, было тестирование.

Тест на концентрацию внимания.

Сделали 1-2 ошибки Андрей А, Виталий Ш, Яна Л.(разговаривали и не

успели за 5 минут)

Хорошо справились с заданием - Аня В, Марина Т., Илья Г. Таня К, максим

П, Костя З.- отвлекались, но выполнили задания.

Следующий тест- Методика последовательности.

Андрей А, Виталий Ш.- неправильная последовательность, но рассказ

верный.

Аня В, Марина Т, Костя З, Илья Г.- верно выполнил задание.

Таня К, Максим П, Яна Л.- неточная последовательная версия, рассказ

правильный.

Заключительно проведена цветограмма.

Аня В, Костя З.- грустное настроение [pic]

Виталий Ш, Андрей А.-тревожное [pic]

Остальные 5 –хорошее [pic]

После проведения первичной диагностики в этой группе, делаю выводы, что

Андрей А., на которого мы обратили внимание - чувствует себя в школе

хорошо, но тревожно. С тестами он справился на среднем уровне. Предпочитает

больше времени играть, чем заниматься учебной деятельностью, хотел бы

больше узнать о животных, играх- т.е. как раз через компьютерные игры можно

было бы развить его логику познавательные процессы.

Говоря об остальных детях- Виталий Ш, Яна Л, Таня К, Максим П.- у них

были не верно выполнены тесты на логику, и свое внимание у них еще не

совсем хорошо контролируется. Моя цель через компьютерные игры это как-то

корректировать.

Из всего класса я выявила детей, у которых адаптация к условиям школы

протекает тяжело, это- Кирилл Ш, Андрей А, Юля Б.

Использовав различные диагностики я выяснила, что, относясь

положительно к школе, настроение у них тревожное, так как они чувствуют

себя неуверенно. Друзей у них не много или вообще один друг. Логическое

мышление, речь, внимание нужно еще развивать.

С помощью компьютерных игр я хотела бы поработать над логикой,

вниманием, помочь познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность,

творческие и познавательные способности.

Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе

способствует повышению интереса к учебе, но и помогает решать различные

задачи по степени трудности. Поощрение правильных решении позитивно

сказывается на успешной деятельности ребенка.

Компьютерные игры позволяют избежать неуспеха. Развивающее значение

компьютерных игр для развития способностей младших школьников велико. Они

содержат эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии

детей.

С помощью компьютерных игр дети могут раскрываться совершенно

неожиданно для всех и себя, быть интересными, веселыми.

Также компьютерные игры не только стимулируют индивидуальную

деятельность, их творческий потенциал, но и является замечательным

средством объединяющих детей в интересных групповых играх, способствуя их

общению.

Использования манипуляторов - мышь- клавиатура - способствует развитию

моторики детей, что также важно. Все это в целом способствует возникновению

эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что важно для

нормального развития личности ребенка.

§3. Организация игровой компьютерной деятельности.

При организации игровой компьютерной деятельности использовались

программы “Графический редактор для младших школьников” и “ЛОГО”.

Эти программы обучения направлены на развитие различных познавательных

способностей детей. С одной стороны, мы стремимся к развитию творческих

способностей детей, а с другой даем им знания об окружающем мире в

увлекательной, интересной форме. Основная цель этих занятий – научить

растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически

воплощать свои идеи с помощью компьютера.

Программа “Графический редактор для младших школьников” позволяет

рисовать и конструировать рисунки на экране дисплея, сохранять полученные

изображения на диске. В качестве “карандаша” могут выступать различные

фигуры: точки, круги, полукруги, треугольники и резинки. Редактор

располагает следующими возможностями

Выбор карандаша (F1 – вперед, F2 – назад);

Изменение цвета карандаша (F3);

Изменение цвета фона (F4);

Очистка экрана (F5);

Запоминание рисунка (F6);

Считывание рисунка(F7);

Редактор позволяет выполнять изображения по предлагаемому рисунку, а

также по своему замыслу.

Как известно, современные графические редакторы для различных

компьютеров с различными графическими системами обладают большими

возможностями в создании и редактировании изображений, обычно

предусматривается выбор графических примитивов, установление их размеров,

выбор цветовой гаммы, стиранее ошибочно проведенных линий и выполненных

рисунков и т.д.

Вместе с тем изучение таких редакторов порой затруднено из-за освоения

большого числа операционных действий. Поэтому, на наш взгляд, более

целесообразно предлагать учащимся начальной школы более простые редакторы,

моделирующие лишь отдельные функциональные возможности “профессиональных

редакторов”. В них операциональные навыки не должны затенять деятельность,

связанную с построением изображений.

Предлагаемый графический редактор построен именно по этому принципу.

Как показывает проведенный эксперимент, освоение младшими школьниками

режимов его работы происходит за очень короткое время 4-7 мин в 1 классе.

Это позволяет очень быстро включать школьников в работу по выполнению

различных рисунков.

Я считаю, что для учеников такие редакторы должны стать их

“профессиональным” инструментом. Поэтому работа по созданию таких

редакторов требует глубокого осмысления и должна выполняться достаточно

квалифицированно (в данном случае мы в большей степени делаем упор на

реализацию идей, к сожалению, порой в ущерб программному исполнению).

Данный графический редактор позволяет развивать формулированное ранее

положение об оперировании учащихся понятиями “объект”, “имя”, “значение”.

Например, можно, предлагая учащимся реальные объекты (игрушечные

автомобили, домики и т.п.), обучать их созданию (конструированию)

изображения на экране дисплея, затем запоминанию изображений под некоторым

именем, вызову (считыванию) изображения по указанному имени. Кроме того,

включение редактора в учебную деятельность позволит естественным образом

знакомить учащихся с различными геометрическими фигурами и оперированию с

ними.

Немаловажное значение имеет методика обучения работе с графическим

редактором. Вначале учащимся рассказывается о режимах работы, предлагается

испытать некоторые режимы (например, выбор карандаша, изменение его цвета,

изменение цвета фона изображения), затем предлагается выполнить конкретное

задание по образцу. После этого обсуждаются режимы запоминания и вызова

выполненных рисунков. В дальнейшем можно разнообразить деятельность

учащихся: предлагать для копирования различные простые и сложные рисунки,

затем проводить построение рисунков реальных объектов.

Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на

начальном этапе обучения является процесс рисования. Мнение современных

ученых: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно

проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознает

себя в нем. Предварительно изобразив событие, ему легче рассказать о нем.

Вот почему, по мнению специалистов, рисовать так же необходимо, как и

разговаривать. Поэтому общее знакомство с компьютерами, одной из первой

самостоятельной творческой работы для детей является рисование на экране

дисплея. Знакомство с графическим редактором – это не только рисование, но

и познание формы различных геометрических фигур, их взаимного сопряжения,

компоновки, а также развитие пространственного и конструкторского мышления.

Уже на начальном этапе обучения можно проводить работу, имеющую

практическую значимость. Творческое задание “Нарисуй самое красивое и самое

некрасивое” позволяет выявить понимание детьми красоты. Задания типа “Чей

узор лучше?”, “Что такое лето” способствует не только художественному

развитию детей, но и умственному.

Примером коллективной работы может стать проектирование на компьютере

строительства из кубиков детского городка. На занятии дети разбиваются на

группы, в каждую из которых входят архитекторы (проектирующие город на

компьютере), строители (собирающие город из кубиков).

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие

познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ.

В этом процессе главное, что каждый ребенок может выразить себя, раскрыть

свои возможности.

ЛОГО – язык программирования и вместе с тем особая обучающая сфера.

Разработали «Лого» ведущие американские исследователи в области

искусственного интеллекта. Язык этот по синтаксису предельно прост и близок

к естественному. В то же время он обладает мощными современными средствами,

формирующими культуру мышления и позволяющими создавать программы очень

лаконичные, прозрачные по структуре и эффективные.

«Лого» – заместительное средство для моделирования чего угодно. В

распространении от одного до четырех исполнителей – черепашек, которые

могут менять свою форму, создавать рисунки, двигаться по любым траекториям

с разными скоростями, сообщить вам данные о той области экрана, где они

находятся. «Лого» – прекрасное средство для развития мышления и

самостоятельных исследований в самых разных интеллектуальных областях и с

различными уровнями сложности. Вы сможете создавать с ребятами любые

тексты, обучающие и даже обучаемые. Ваши ученики смогут изучать «Лого» все

школьные годы, создавая, играя и работая с простыми картинками и

мультиками, а позже с другими программами. Можно вести уроки, начиная с

младших классов и кончая старшеклассниками.

Мы все имеем интуитивное представление о том, что такое симметрия.

Однако для того, чтобы ее обнаружить (почти везде), надо знать, как ее

искать. И тогда, как утверждает американские математик М. Сенешаль,

прослеживание узоров симметрии, постижение связей между отдельными частями

и целым способно доставить особую радость и может стать источником

интеллектуального наслаждения.

«Лого» – среда, которая позволяет постичь красоту законов симметрии

даже учащимся начальной школы. Самая простая снежинка, обладающая

поворотной симметрией шестого порядка, может быть запрограммирована детьми

в начале обучения командам черепашки. Снежинки, расположенные на экране в

определенном порядке доставляют ребенку неожиданную радость. Это его первые

орнаментальные построения, в которых реализуется свойственная человеку

любовь к гармонии и упорядоченности.

Геометрия черепашки чрезвычайно удобна для решения задач формального и

композиционного построения орнамента. Всякий орнамент является

геометрически правильным. Это означает, что его можно разделить без остатка

на равные части относительно некоторого геометрического признака.

Творческая задача в построении орнамента состоит, прежде всего, в

разработке основного мотива орнамента, повторяемостью которого на соседних

участках и создается орнаментальная композиция.

Мотивы орнамента – это сложные построения, состоящие из комбинаций

простых (первичных узоров). К таким первичным узорам относятся:

. точка, мало значащая сама по себе, но дающая эффект при ее уместном

расположении и повторении;

. линия или лента, применяющаяся для разграничения определенных

мотивов орнамента;

. многоугольник (треугольник, квадрат, ромб и др.)

. синусоида и спираль;

. всевозможные кресты и свастики;

. круг, полукруг, дуга и др.

Графический орнамент разворачивается на двумерной картинной плоскости.

Следовательно, среда «Лого» является очень удобным инструментарием для

построения орнаментов.

Для начального этапа работы из класса геометрических орнаментов могут

быть выделены только те, которые основаны на использовании различных

многоугольников в качестве первичных элементов. Просто дух захватывает,

когда взгляду открываются потрясающие своей красотой памятники Самарканда.

На совершенную архитектурную конструкцию многих из них нанесены

“квадратный” орнамент – орнамент, составленный из разноцветных симметрично

расположенных квадратов. Вхождение в «Лого» без квадрата не обходится:

квадраты рисуют, закрашивают, поворачивают, из них строят домики и т.д.

Обилие орнаментов бесконечно. Начав с прямоугольных орнаментов, дети с

увлечением переходят к построению более сложных художественных структур на

основе круга, дуг и спиралей. Изучая геометрию орнаментов, дети приобщаются

к художественному культурному наследию своего народа и народов всего мира,

глубже знакомятся с историей стран и народов.

Дети с интересом работают на ЭВМ. Их привлекают динамика, яркость

разнообразие сюжетов. Они быстро осваивают клавиатуру, что создает

предпосылки для дальнейшей успешной работы на ЭВМ. Освоение клавиатуры

осуществляется постепенно. Каждая программа отрабатывает какую-то группу

клавиш (цифры, клавиши со стрелками, пробел и др.)

Работа на ЭВМ вырабатывает усидчивость, внимательность, аккуратность.

Как следствие повышается эффективность обучения.

Урок 1.

Тема: Первое знакомство с компьютером. Овладение клавишами: «пробел» и

стрелки направления.

Цель: 1) Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их

наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать увиденное. 2)

Развитие интереса к урокам ИЗО.

План:

1. Техника безопасности – 5 мин.

2. Знакомство с компьютером – 10 мин.

3. Решение логической задачи на компьютере

4. Объяснение понятий курсор, управление ими (ознакомление с клавишами) –

10мин.

5. задача игра – 15 мин.

Ход урока:

. Устно рассказать правила по технике безопасности. Опросить учеников.

. Рассказать о компьютере и дисплее. Что включать и как, в какой

последовательности.

. Рассадить по рабочим местам.

. включить машины.

. объяснить, где курсор, дать задания для клавиш

. объяснить задачу игры “Snakeit”.

Малая змейка решила пообедать в волшебном городе, как только она съест

цветок зеленый, она подрастет, но если она съест ядовитый гриб, тут же

погибает.

Есть трудности:

- когда съедает зеленый цветок, то появляется белый.

- когда съедает белый цветок, появляется ядовитый гриб.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ