Рефераты
 

Развитие эмоций младших школьников

знаем жизнь, поэтому не перечь, делай, как тебе говорят”.

И в том и в другом случае ребенок становится безвольным,

безинициативным, способным лишь следовать за лидером, не имея сил и

возможнастей самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи

и утопая в вечных сомнениях и неудовольстве собой по этому поводу.

г) Стиль семейного воспитания по типу гипоопеки. Если ребенок, живя в

семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиватся

“тепла под солнцем” собственными силами. Мир взрослых людей оказывается для

него чуждым. Он отвергает их ценности, нормативы поведения, запреты и

нередко примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и

учат жить по законам своей групповой этики. Там он находит то “тепло” и

“заботу”, которых ему так недоставало в семье. Отсюда вытекают и

особенности их поведения и черт характера, формирующихся при длительных

неблагоприятных обстоятельствах жизни: отрицание социально положительных

авторитетов, неподчинение режимным ограничениям, необузданное стремление к

свободе от всяких нормативов поведения, от общественно полезного труда.

Таким образом, по причинам возникновения мы рассмотрели 3 группы

психопатий. Однако психопатии не являются единственной разновидностью

отклонений от статистически средней нормы в структуре и динамике личности.

Крайним вариантом нормы или переходным вариантом от нормы к патологии

являются акцентуированные личности. Эти люди обладают какими-либо

утрированными, обостренными чертами характера, но, в отличии от психопатов,

такие особенности не приводят к глобальной дисгармонии личности, к

постоянной дезадаптации и не являются необратимыми. Лишь при определенных

обстоятельствах жизни, провоцирующих актуализацию обостренных черт

характера, наступает дезадаптация акцентуированной личности. Например,

человек с тревожно-мнительными чертами характера может не проявлять их до

тех пор, пока не окажктся в ситуации повышенной ответственности за свои

действия. К. Леонгард, предложивший называть таких людей акцентуированными,

выделил ряд разновидностей акцентуаций:

1. Демонстративные личности- легко вживаются в необходимые для них

жизненные роли, ничего не взвешивая, реагируют на все импульсивно и

непосредственно, сами себя хвалят, самонадеяны, кичливы и честолюбивы,

самоуверенны.

2. Педантичные личности- нерешительны, бесконечно взвешивающие

всевозможные решения перед тем, как начать действовать. Они крайне

старательно, тщательно и добросовестно выполняют все свои дела. Аффекты их

нестойки.

3. Застревающие личности- злопамятны, мстительны, дают стойкие

аффекты, заносчивы, самонадеянны и крайне честолюбивы. Они подозрительны к

окружающим, если возникают препядствия в достижении их целей.

4. Возбудимые личности- их поступки зачастую в большей степени

управляются влечением, чем логикой и благоразумием. Нетерпимы к

противостоянию, импульсивны. Они обстоятельны и медлительны в умственных

действиях и в поведенческих реакциях.

Выделяют людей, акцентуирванных по определенным свойствам

темперамента- гипертимических, дистимических, аффектно-лабильных, аффектно-

экзальтированных, тревожных, эмотивных.

При рассмотрении пограничных состояний в психопатологии проблемма

отграничения от врожденной умственной отсталости пограничных с ней

клинических проявлений оказывается не менее актуальной, чем диагностика

психопатологий и акцентуаций характера.

“Под задержкой психического развития понимается сборная по

клиническим признакам группа различных вариантов отставаний в психическом

развитии, не обладающих характером общего психического недоразвития, но

имеющих такие особенности интеллекта и личности, которые прежде всего не

позволяют детям современно и качественно овладевать элементарными школьными

знаниями. И это является трудностями в развитии и воспитании младших

подростков, которые обуславливают эмоциональные срывы и несоответствие в

поведении...”. [ ; стр. 221] На что следует обратить особое внимание в

работе с такими детьми.

Мы назовем наиболее часто встречающиеся варианты задержек

психического развития. Это следующие разновидности задержек психического

развития (ЗПР):

1. ЗПР с церебрастеническим синдромом.

2. Психофизический инфантелизм.

3. ЗПР с невропатическим синдромом.

4. ЗПР с психопатоподобными синдромами.

5. ЗПР при детских церебральных параличах.

6. ЗПР при общем недоразвитии речи.

7. ЗПР при тяжелых деффектах слуха.

8. ЗПР при тяжелых деффектах зрения.

9. ЗПР при семейно-бытовой запущенности.

Рассмотрим несколько из них:

1. Задержка психического развития с церебрастеническим синдромом.

Среди возможных причин, приводящих к данной патологии, чаще всего

обнаруживаются частые или тяжелые истощающие заболевания и травмы черепа в

течении первых лет жизни ребенка. Нередко эти факторы сочетаются с

неблагоприятыми условиями воспитания в семье (конфликтующие семьи,

распавшиеся семьи, семьи с алкоголизирующимися родителями).

Учителя массовых школ отмечают, что дети с первых этапов обучения

обнаруживают свою несостоятельность в овладении навыками чтения, письма и

счета. На уроках концентрируют внимание на 10-15 минут, после чего,

утомляясь, становятся либо вялыми, сонливыми, рассеяными, сидят в

расслабленной позе, ложатся на парту, зевают, либо суетливыми,

раздражительными, капризными, чрезмерно отвлекаются. К концу занятий в

школе дети практически утрачивают работоспособность, жалуются на слабость,

головную боль, плачут, отказываются от продолжения занятий. Попытка

учителей массовых школ не знакомых с данной категорией детей, проводить с

этими учениками дополнительные занятия после уроков, как и стремление

родителей интенсифецировать их занятия дома (нередко в сочетании с

наказанием за “лень”) еще больше усугубляют ситуацию. Как правило, дети,

глубоко переживая свою неуспеваемость и безуспешно пытаясь ее

ликвидировать, постепенно утрачивают интерес к учебе, начинают отрицательно

относится к школе, учителям, хорошо успевающим ученикам, ищут пути

самоутверждения в играх во дворе, начинают убегать из школ, интернатов, из

дома, знакомятся на улице с ребятами, рпедпочитающими свободное

времяпрепровождение учебным занятиям, и за мелкие правонарушения,

совершаемые в таких компаниях, оказываются на учете в детских комнатах

милиции (см практическую часть, пример № 4).

2.Психофизический инфантелизм. В подростковом возрасте выражается

иногда в том, что они любят выделиться каким-то образом, причем не только

перед окружающими, но и перед самим собой. Позируя перед людьми младший

подросток первоначально приноравливает свое поведение к поведению взрослых

людей, но когда цель достигнута позирование становится эмоционально

привлекательным и из средства превращается в самоцель. И с этого момента

младший подросток перестраивает картину поведения в соответствии с той

ролью, которую он для себя выбрал ( см. практическую часть, пример № 5).

Таким образом предметом рисовки младшего подростка, в каких бы

условиях ему не приходилось бы позировать, является какое-то преимущество.

Причем это преимущество чаще всего оказывается не реальным, а воображаемым.

Потредность эта настолько значима для младшего подростка, что оказывает

влияние на все стороны его жизни. Стремление воплотить эту цель в

реальность может вылиться в другие формы поведения. Но не при каких

обстоятельствах не адаптируется подросток к положению “худшего”. И взрослые

избавляя его от угрозы оказатся в таком положении “худшего” открывают путь

к установлению эмоционального контакта с ним.

3. ЗПР при семейно-бытовой запущенности. Неблагоприятная семейная

ситуация тоже пожет способствовать отставанию психического развития

ребенка. Семья с бессодержательным, бездуховным бытом, с алкоголизмом,

распадающиеся семьи с частыми скандалами, порождают явление безнадзорности

к своему ребенку. У таких детей в младшем подростковом периоде не

формируется чувства ответственности за свои действия. Они руководствуются в

различных ситуациях своим эмоциональным настроением. Они нетерпеливы,

непоседливы, стремятся к получению удовольствий. Возникновение трудностей

при обучении в школе вызывают у них негативное отношение к процессу

обучения. Тогда настает общий диффецит необходимой информации, что еще

больше тормозит развитие интеллектуальных процессов.

Этим детям может помочь медико-психологическая педагогическая

деятельность. Когда биологическая терапия сочетает в себе общеукрепляющие,

стимулирующие и седативные средства. А педагогическая коррекционная работа

ведется с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности

интеллекта, и эмоциональной сферы детей.

Эмоциональные расстройства могут существовать и во многих других

нормах. К их числу относятся абсессивно-компульсивные, ипохондрические

состояния и реакции “истерической конверсии”. Это может выразится и в

навязчивых мыслях и в эмоциях (см. практическую часть, пример № 6).

Возникнув, навязчивое состояние становится средством контроля покоя

семьи. В этом случае реакция семьи в отношении поведения ребенка должна

быть изменена. Это невротическое расстройство в основе которого лежит

слишком сильное эмоциональное состояние тревоги, проявлением которой и

являются симптомы нарушенного поведения.

Реакциями “истерической конверсии” называются расстройства в которых

физические симптомы возникают на психологической основе. Переживаемые

человеком тревожные состояния были превращены в физические симптомы. В

действительности большинство детей с истерическими конверсивными

конверсивными реакциями, проявляют черты сильной тревоги и страданий, хотя

их отношение к физическим симптомам часто может быть и безразличным (см.

практическую часть, пример № 7).

В качестве последнего можно рассмотреть ипохондрический синдром. Этот

синдром проявляется в неоправданых или преувеличенных жалобах на физическое

состояние. Чаще всего это жалобы на боли в голове, животе, спине. Так,

например, подросток может усвоить то, что жалуясь на боли в животе можно

пропускать занятия в школе, или вызвать усиленное материнское внимание. Эти

факторы обнаруживают связь с психическими осложнениями эмоциональной сферы

подросткового возраста. Пуберантный возраст по традиции считается возрастом

бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Эмоциональные

нарушения, в собственном смысле слова, у подростков нет. Вместе с тем

верным является и то, что подростки эмоционально чуствительны и у них

довольно часто меняется настроение. Временами они чувствуют себя настолько

несчастными, что плачут и хотят бросить все и всех, у некоторых временами

даже возникают идеи самоубийства. В целом, в большинстве своем подростки

это счастливые дети, у которых однако чаще возникают периоды печали и

страдания. Если в младшем школьном возрасте возникают школьные фобии,

которые со временем потом изчезают, то у подростка эти фобии возникают в

другой форме и значительно чаще составляют часть более широкого

эмоционального нарушения и прогноз в это случае является менее

благоприятным, о чем говорилось выше, и который требует дополнительного

участия взрослых (педагогов, психологов, родителей) в этих трудностях.

3. Роль эмоций в процессе межличностных отношений между младшим

подростком, взрослыми и сверстниками, и пути преодоления трудностей

подросткового возраста.

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения

поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных

событий в жизни ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть

одного из родителей, воспитание в детском доме, родительская жестокость или

непоследовательность в системе наказаний- это далеко не полный перечень

обстоятельств травмирующих детскую психику. Следует подчеркнуть, что

понимание механизмов лежащих в основе внутрисемейных взаимодействий

остается очень ограниченным, поэтому прежде чем перейти к обсуждению связей

внутрисемейных ситуаций, с возникновением психических расстройств у детей,

целесообразно рассмотреть различные роли в которых выступают родители,

воспитывая своих детей.

“Главное значение имеет возникновение эмоциональных связей у

подростка с другими людьми. На ранних этапах развития важны взаимодействия

ребенка со своими близкими. Степень их отзывчивости на получаемые от

ребенка сигналы и полноты удовлетворения его потребностей, определяют его

характер формирующихся отношений с людьми...”. [ ; стр 173] Но нужно

отметить, что роль эмоциональных связей и отношение в семье продолжают

оказывать свое влияние на протяжении всей жизни. Для каждого ребенка, в том

числе и подростка, важны отношения привязанности, т.к. семья обеспечивает

базисное чувство безопастности, гарантируя безопастность ребенка с внешним

миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того

близким являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и

волнений. Исследования показали, что в присутствии рдителей дети меньше

волнуются и тревожатся, что наблюдается в присутствии брата или сестры.

Видимо решающую роль играет присутствие близкого человека. Дети обычно

стремятся копировать поведение других людей. Они с легкостью перенимают у

родителей, учителей или восхищающих их звезд поп-музыки особенности

жестикуляции, походки или манеры говорить. В таком подражании в большинстве

случаев проявляется уважение подростка к тем людям от которых он зависит и

с которыми его связывают теплые дружеские отношения. Роль моделей

родительского поведения важна для подростка в любых ситуациях. Способ

преодоления эмоционального стресса так-же определяется из знакомой ребенку

стратегии в поведении родителей. Если они реагируют на трудности путем

пассивного ухода или наадекватной агрессии, то и подросток в подобной

ситуации тоже проявляет агрессивность. В этой связи важно отметить, что

подростки учатся у родителей определенным способам поведения, т.е.

непосредственно сообщающие ему правила, не только усваиваются но и

благодоря собственному наблюдению за поведением родителей. Однако не редко

родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, а сами

обманивают друг друга; призывают ребенка к сдержанности, а сами вспыльчивы,

агрессивны, распущены. Так подросток следуя примеру родителей, не

признающих канонов и норм, признанных в обществе расширяет протест и

неприятие настолько, что отвергают и то , чем родители все-таки дорожат.

Если отношения являются плохими, дети вообще могут отказатся от

родительских норм. То же самое может произойти, когда дети видят что

поведение родителей приводит лишь к новым трудностям и неудачам. Именно

поэтому иногда случается, что дети алкоголиков трезвенники, а дети непьющих

родителей становятся алкоголиками (см. практическую часть, пример № 8).

Родители влияют на поведение ребенка, поощеряя или осуждая

определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская

приемлемую для себя степень свободы в поведении.

Очевидно, что цели, которые родители ставят при воспитании своих

детей, различные. В этом отношении существуют хорошо известные

национальные, культурные и социальные различия. В некоторых семья считают,

что дети должны со всем соглашатся и быть послушнымию В других ценятся

самоутверждение и независимость ребенка. Некоторые семьи хотят, чтобы их

дети в большей степени расчитывали на свои силы и сраннего возраста

принимали серьезное участие в домашних делах; другие предпочитают, чтобы их

дети зависели от родителей до гораздо более старшего возраста.

Эти моменты, касающиеся целей воспитания, могут сыграть известную

роль, определяя формирование того или иного стиля поведения.

“Общение в семье позволяет подростку вырабатывать собственные

взгляды, нормы, установки и идеи. Беседы подростка с родителями, а также с

братьями и сестрами являются для него важными средствами пробного

использования собственных представлений и проработки отношений с другими.

При этом важна не только вербальная сторона, ибо общение включает также

передачу эмоций и отношений с помощью жестов, мимики и позы...”. [ ; стр.

49] Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для

общения представлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и

ясности общения. Семьи, в которых высказывания родителей противоречивы или

неоднозначны, создают для ребенка более трудную ситуацию. Немаловажным

фактором в развитии подростка является воспитание и дисциплина.

Вопрос о меодах наказания является открытым, несмотря на огромное

количество исследований по этой и другим близким проблеммам воспитания

детей. Однако, насколько можно судить, данные с основном отрицают особую

эффективность наказаний. (Becker W. C. 1964. Consequences of different

kinols of parentai discipline.) Оказывается, что практически неважно, какой

метод наказания применяется и насколько наказание является строгим. Очень

тяжелые или очень легкие наказания по своим результатам являются

неудовлетворительными, однако в средней части интервала различий

практически нет. Ударить ребенка, заставить его выйти из комнаты или

сделать ему упрек- все эти меры являются примерно одинаковыми по своему

воздействию. Однако, если тяжесть наказания не играет значительной роли,

частота наказаний- это более значительный момент. Мальчики (подростки),

которых постоянно наказывают, с повышенной вероятностью будут реагировать

на наказания агрессией и ассоциальным поведением. Вряд ли это является

непосредственным эффектом применения мер, поскольку постоянные наказания

часто часто быват связаны с общим неприятием и враждебностью в семье.

Вполне может быть, что плохие отношения между родителями и детьми столь же

существенны для появления нарушений поведения, как и характер

дисциплинарных мер, применяемых в процессе воспитания.

В то же самое время исключительна важна последовательность

применяемых дисциплинарных воздействий. Различие дисциплинарных требований

родителей (например, отец склонен за все наказыать, а мать- к тому, чтобы

все разрешать; один из родителей что-то позволяет, а другой это же

запрещает) или же отсутствие последовательного отношения к дисциплине

(наказание за поздний приход домой в один день и безразличное отношение к

тому же самому в другой) значительно повышают вероятность формирования

агрессивного или ассоциального поведения ребенка. Комбинация исключительно

мягких дисциплинарных требований со стороны матери и жесткой, избыточно

ограничительной позиции отца являются особенно распространенной в семьях

подростков- правонарушителей (см. практическую часть, пример № 9).

Представляется, что несоответствие между тем, как родители ведут

себя, и тем, что они требуют от своих детей (то есть дисциплина на фоне

лицемерия), может оказывать такое же влияние.

Как показывают исследования, характер реагирования родителей на

хорошие и плохие поступки также играет огромную роль. Родители трудных

подростков отличаются от других родителей тем, что хуже понимают, когда и

как следует вмешаться; реже хвалят за хорошее поведение; зачастую реагируют

ошибочно и непоследовательно на плохое поведение и уделяют такому поведению

ребенка слишком много внимания (как в положительном, так и в отрицательном

смысле). Посколльку значительная часть случаев плохого поведения содержит в

себе элемент поиска ребенком внимания родителей, взрослые способствуют

фиксации такого поведения, уделяя ребенку внимание именно в эти моменты.

Родительское одобрение хорошего поведения ребенка часто отсутствует.

Слишком часто родители не обращают внимание на положительные стороны

детского поведения, занимаясь лишь плохими поступками.

Эффективность дисциплины зависит также и от многих других факторов.

Они включают следующие моменты: время реакции родителей (как одобрение, так

и наказание гораздо более эффективны, если они являются немедленными);

последовательность и принципиальность дисциплинарных требеваний (дети

реагируют гораздо лучше, если они видят, что правила являются разумными и

служат своей цели); качество отношений между родителями и подростком

(родительское одобрение или неодобрение будут иметь гораздо больший успех,

если родители любят и уважают); и наконец, балланс одобрений и наказаний

(улучшение поведения ребенка более вероятно при относительном преобладании

поощерений и минимуме запретов) (см. практическую часть, пример № 10).

Это говорит о том, что разумное и правильное семейное воспитание, в

достаточно благополучной семье, с разумными требованиями и наказаниями, с

уважением к личности подростка приносят свои положительнные результаты в

эмоциональном, психофизическом и гормоническом развитии личности подростка.

Уже упоминалось об огромном значении последовательного проведения

этих мер. Лучше иметь несколько правил, которые твердо проводятся жизнь,

чем массу правил применяемых непоследовательно.

Иногда о дисциплине говорят только как о системе наказаний, как будто

ее единственная цель- не допустить плохого поведения. Это конечтно не так.

Поощерение “хорошего” поведения не менее важно, чем осуждение “плохого”

поведения, однако еще более важно развить у подростка внутренние механизмы

контроля своего поведения. Для этого необходимо создать его собственную

систему ценностей (которые совсем не обязательно должны совпадать с

ценностями родителей). С помощью этой системы ребенок будет регулировать

свое поведение вне зависимости от поощерений или наказаний со стороны

других людей. Чтобы такая система ценностей сформировалась, необходимо

обсуждать с ребенком мотивы тех или иных поступков.

К вопросам дисциплины примыкает вопрос о допустимой степени

автономности и независимости детского поведения. Исследования показали, что

со стороны родителей в отношении детей имеются 2 направления: гиперопека и

ограничение. Характерными чертами гиперопеки были: избыточный контакт с

ребенком; слишком длинный период ухода как за “маленьким”. Избыточный

контакт мог носить как физический так и социальный характер. Продолжение

ухода за детьми как за “маленькими” проявлялось в том, что матери одевали,

кормили, купали детей в течении неоправданно длительного времени когда в

этом уже не было необходимости. Кроме того они занимались ненужным

обслуживанием детей, находясь у них как бы на побегушках и стремясь

удовлетворить любое их желание. Подавление независимости проявлялось в

том, что детям не позволялось помогать старшим в уборке,ремонте и других

домашних обязанностях. Матери ограничивали и социальные контакты

детей, определяя с кем можно дружить, а с кем нельзя без разрешения.

Все дети воспитываемые в гиперопеке имели трудности в общении с

другими подростками. Они плохо шли на контакт, были застенчивы. В кругу

сверстников испытывали одиночество, были нерешительны, робки. Их

эмоциональная сфера отличалась высокой чувствительностью и ранимостью. Они

терялись перед трудностями, не могли самостоятельно принять решение.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде школы. На одном полюсе которой стоям максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

другом далекие, холодные, враждебные. В первом случае являются

внимание и поощерение, во втором строгость и наказание.

“Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются

обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

воспитания. Поведение ребенка направляется в этом случае

последовательно и вместе с тем гибко и рационально...”. [ ; стр. 304]

Родитель всегда обьясняет мотивы своих требований и поощеряет их

обсуждение подростком. В ребенке ценится как послушание, так и

независимость. Родитель устонавливает правила и твердо проводит их в

жизнь. Власть использует лишь в меру необходимости, но не считает

себя непогрешимым. Он прислушивается к мнению ребенка, но не

исходит только из его желаний. Крайние типы отношений, все равно идут ли

они в сторону авторитарности или либеральной нетерпимости, дают

плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от

родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье.

Родительские требования если они кажутся не обоснованными, вызывают либо

протест, либо агрессию либо привычную антипатию и пассивность.

Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что

родителям до него нет дела. Кроме того пассивные, не

заинтересованные родители не могут быть пердметом для подражания. А

другие влияния- школы, сверстников, средств массовой коммуникации

часто не могут восполнить этот пробел, остовляя подростка без

надлежащего руководства и ориентации в окружающем мире. Ослабление

родительского начала, как и его гипертрофия способствуют формированию

личности со слабым “я”. В глазах подростка мать и отец выступают в

нескольких аспектах: как источник эмоционального тепла и поддержки;

как власть; директивная ближе инстанция; распорядитель благ, наказаний и

поощерений; как старший друг и советчик, которому можно все

доверить. Подростковый возраст- период эмансипации ребенка от родителей.

Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей насколько значимы для

подростка эмоциональный контакт с родителями, по сравнению с другими

людьми и привязанностями (дружбой, любовью). Поведенческая эмансипация

проявляется в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына

или дочери. И нормативная эмансипация, показывающая ориентируется

подросток на те же нормы и ценности, что и его родители. В основе

эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит

зависимость от них, причем мать в этом отношении обычно к детям, чем

отец. По мере роста самостоятельности особенно в подростковом возрасте,

начинает ребенка тяготить. Очень плохо когда ему не хватает

родительской любви, но и избыток эмоционального тепла тоже вреден как для

мальчиков, так и для девочек. Избыток материнской ласки, положение

“маменького сынка” начинают раздражать его не только потому, что это

вызывает насмешки сверстников, но и потому, что вызывают в нем чувство

зависимости с которым подросток борется. Чувствуя охлаждение многие

родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и

т.д. Но после того, как критический период проходит, эмоциональный

контакт с родителями обычно восстанавливается на более высоком

сознательном уровне. Добиваясь расширения своих прав подростки нередко

проявляют к родителям завышенные требования, в тм числе и материальные, не

заботясь об источниках семейного бюджета. Они уверены, что их желаниям

будет отдано предпочтение. Степень идентификации с родителями становится

гораздо ментше, т.к. у него возникают другие примеры для подражания. Общая

закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со

взрослыми, тем чаще он будет общатся со своими сверстниками, искать другие

авторитеты. Больше всего подросткам хотельось бы выдеть в родителях друзей

и советчиков, т.к. семья остается тем местом, где он чувствует себя

наиболее спокойно и уверенно. Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают

о своем ребенке значительно больше, чем кто-либо другой, даже больше чем

он сам. Но изменения происходящие с подростком часто происходят слишком

быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие

родители все еще видят его таким каким он был несколько лкт назад. Это

создает в первую очередь психологический барьер между родителями и

растущими детьми. Это значит, что самосознание ребенка, его “я” родителям

не известно. Отношение детей и родителей ассиметричны, неравномерно.

Многие родители привыкнув распоряжатся детьми болезненно воспринимают

ослабление своей власти. Чрезвычайно важные для подросткового возраста

темы- “этапы полового созревания” и “интимные отношения”- занимают

последнее место в разговорах с родителями. Обе стороны чувствуют

возникший между ними барьер. В любящих душах родителей живет иллюзия в

том, что они нужны вырасшим детям в том же самом качестве, что и в

раннем дестве. Особенно трудно здесь приходится отцам. Возникает извечный

конфликт отцов и детей. Сегодня отцовская роль стала особенно

проблематичной, не говоря уже о том, что многие семьи не имеют отца. Отец

перестал быть единственным кормильцем и дисциплинирующим фактором. Равняясь

на систему ценностей принятых в обществе сверстников подросток старательно

искоренняет в себе женские эмоции (чуткость, внимательность,

отзывчивость). В том, что касается эмоций им кажется, что “настоящий

мужчина” должен быть черствым, гордым и неприступным. Поэтому школа,

работая совместно с родителями, должна вовлекать отцов в дело воспитания и

оказывать им психологическую помощь в воспитании подростков. Из разговора

с детьми подросткового возраста, казалось, что дети гораздо точнее

представляют себе как их оценивают родители. Эта проблемма становится

особенно острой перед родителями. Им приходится уже оценивать недавно

возникшее изменчивое, противоречивое “я” своего ребенка. И от того

насколько будет велик эмоциональный контакт, вдумчивое и уважительное

отношение, зависит дальнейшее развитие личности подростка. Очень хорошо,

что в настоящее время идет радикальная перестройка школьной системы и

самого учительского мышления в духе личностного подхода к воспитанию и

обучению учащихся. В том числе и подростков. “Личностный подход- не

просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от

друга. Это последовательное, всегда и во всем, отношение к ученику как к

личности, как к ответственному и самостоятельному субьекту деятельности.

Теже трудности, что и родители, переживают учителя...”. [ ; стр. 154]

Работа учителя усложнилась особенно с подростками. С одной стороны

подросток претендунт на роль старшего. С лдругой стороны он полностью

зависит от учителей и администрации. Учение на этот период становится

для него прежде всего средством завоевать престиж у сверстника, заслужить

репутацию хорошего ученика. В это время внешкольные интересы подростков

могут быть самыми различными от занятий в каких либо организованых

внешкольных учреждениях, кружках и т.д., так и в дворовых компаниях

сомнительного свойства. В хорошей школе, педагогический коллектив

опирается на общественные организации, поощеряя самостоятельность учеников

и их инициативу и внешкольные интересы свободно вливаются в школьные

интересы и обогащают школьную жизнь. Подобно родителям, учитель в

сознании подростка также имеет несколько функций: замена родителей; власть

распоряжающаяся наказанием и поощерением; авторитетный источник знаний;

старший товарищ и друг. В образе “ идеального учителя” на первый план

выходят его индивидуальные человеческие качества- способность к пониманию,

эмоциональному отклику, сердечность, тоесть в учителе хотят видеть старшего

друга. На втором месте стоит профессиональная компетенция учителя,

уровень его знаний и качество преподования, на третьем- умение

справедливо распорядится властью. Эти качества не всегда сочетаются в

одном лице. Отсюда- дифференцирование оценок учителей и самих отношений к

ним. Главное препядствие взаимопониманию учеников и учителей-

абсолютизация ролевых отношений. Учитель, озабоченный прежде всего учебной

успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности ученика. Идеальный

ученик в его понимании тот кто “всегда готов сотрудничать с учителем,

стремится к знаниям, никогда не нарушать дисциплину на уроках”. В

противоположность существует другой- ленивый, пассивный, враждебно

настроеный к учителю в школе. Если “идеальный” учащийся делает его работу

приятной, то “плохой” служит источником отрицательных эмоций.

Соответственно учителя считают таких детей безразличными, агрессивными

и даже видят в них потенциальных правонарушителей. Иногда такая оценка

срабатывет как пророчество. Положение учителя- это постоянное искушение

испытания властью. Дело не только в личной предвзятости в отношении к

учащимся, но и во всей бюрократически организованной системе образования,

где учитель является прежде всего чиновником, государственным служащим.

Его главнвя задача- не допускать каких-либо нарушений и отклонений от

официально принятых мнений. Задача учителя требует не только

настойчивости но и душевной широты, ясного сознания границ своих

возможностей перед лицом индивидуальности другого человека, пусть даже

самого юного- в качестве воспитанника. Для учителя нет ничего опаснее

высокомерия и иллюзии собственного всемогущества. Учитель видящий в

учинике только обьект или продукт своей деятельности не редко усматривает

в этом свидетельство своего педагогического величия или бессилия. Чем

взрослее ребенок, тем больше в нем собственной независимой от старших

деиствительности и тем в большей степени, его эмоциональное воспитание

становится самовоспитанием. “В подростковом возрасте отношение учителя с

учениками могут строится только на основе взаимопонимания и уважения друг

к другу. Другие формы взаимоотношений (подавление, запрешение) лишь

затрудняют налаживание контакта, вызывая у учеников отчуждение от учителя

и негативизм...”. [ ; стр. 164] То, что говорит любимый учитель,

эмоционально воспринимается учениками совершенно по другому, чем тот

которого они уважают. А истина в том, что любимым учителем может быть

только учитель любящий. Исскусству душевного контакта нельзя научится по

учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая

предпосылка- чуткость и душевная открытость самого учителя. Его

готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого

как сябя. Проникнуть в мир подростка, в его неустойчивое эмоциональное

состояние, большая трудность для учителя. А самое главное понять корни его

эмоциональной настроенности. Оценить уровень его знаний и притязаний,

мотивов и побуждений. Я проводила, будучи на практике в школе, с детьми 6-

го класса анонимное анкетирование об их представлении о счастье. Мне

хотелось выяснить уровень притязаний, представлений, мечтаний современных

подростков (см. практическую часть пример № 11).

Отношение между учителем и учеником никогда не бывают и не могут

быть абсолютно ровными- сказываются и возрастные различия, и

неодинаковость жизненного пыта и ассиметричность социальных ролей.

Учитель нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное

положение, но и обманывает ожидание ученика, жаждующего найти в нем не

сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном равенство

между ними обязательно- в степени искренности. Раскрываясь на встречу

ученику, получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым

раздвигает границы и обогащает содержание своего

собственного “я”.

Одна из главных тенденций подросткового возраста- переориентация

общения с родителей, учителей и вообще старших на ровестников, равных по

положению. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут

заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом

усиливается. Поведение же подростков, по сути, является коллективно-

групповым. Во- первых общение со сверстниками очень важный специфический

канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи,

которые по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Так

подавляющая часть информации по вопрсам пола или сексуального развития,

подросток получает от сверстников. Поэтому их отсутствие может или

задержать психосексуальное развитие, или передать ему нездоровый

характер. Во- вторых, это специфический вид межличностных отношений. Вне

общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных, статус нужно

заслужить. А в обществе сверстников присутствует элемент

соревновательности, которого нет в отношениях со взрослыми, и это также

служит ценной жизненной школой. В- третьих это специфический вид

эмоционального контакта. В сознании групповой принадлежности, солидарности,

товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от

взрослых, но дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального

благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь

равных товарищей, имеет для самоуважеия подростка решающее значение.

В переходном возрасте меняются представление о содержании таких

понятий как “одиночество” и “уединение”. Одиночество и непоикаянность,

связанное с возрастными трудностями личности, порождает у подростков

неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе

которых они находя то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность,

эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

“При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы

индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе своих сверстников

подкрепление самоуважения, признание своей человеческой ценности. Другому

важно чувство эмоциональной сопричасности, слитности с группой. Третий

черпует недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый

удовлетворяет потредность властвовать,командовать другими...”. [ ; стр.

86] Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. Типичная черта

подростковых группчрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою

независимость от старших, подростки зачастую абсолютно не критически

относятся к мнению собственно группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное “я”

нуждается в сильном “мы”, которое, в свою очередь, утверждается в

противоположность каким-то “они”. Причем все это должно быть грубо и

зримо. Страстное желание быть “как все”, распростроняется на одежду, на

эстетические вкусы, на стиль поведения. Это единообразие тщательно

поддерживается и тем, кто рискует бросить вызов приходится выдерживать

нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем оно нетерпимее к

индивидуальным разлиичиям, инакомыслию и вообще непохожестью. Нужно

отметить, что коммуникативные черты и стиль общения девочек и

мальчиков подростков не совсем одинаковы. Различия между полами в уровне

общительности не столько количественные, сколько качественные. Общение

девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным.

Мальчик же прежде всего выбирает группу в которой ему интересно и в котрой

он может проявить себя. Существенные половые различие имеются в уровне

эмпатии и самораскрытия. Девочки в среднем эмоционально чувствительнее

и эмоциональнее мальчиков, они превосходят

их по потребности и способности к самораскрытию, передачи другим

интимной и личностно-значимой информации. Стиль мышления тесно связан с

особенностью воспитания. Девочек раньше и последовательнее приучают

заботится о других, в частности о младших детях. Это делает их более

эмоционально отзывчивыми и вместе с тем коммуникативно- ранимыми.

Люди нуждаюшиеся в эмоциональной поддержке, значительно чаще ищут

ее у женщин, чем у мужчин, и женщины более чутко реагируют на подобные

обращения. Обычно это обьясняется повышенной эмоциональностью женщин и их

неумение преодолевать стрессовые ситуации, но известно, что во многих

подобных ситуациях они оказываются гораздо сильнее мужчин.

Стиль общения тесно связан с необходимостью поддержать принятый

культурой нормативных канон мускулинности или фемининности. Мужской стиль,

традиционно ориентированный на поддержание статуса, обязывает скрывать

свои слабости и подчеркивать достидения и высокие притязания. Женский

стиль расчитан на уменьшение социального растояния и установление

психологической близости с другими. Такая нормативная установка

заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблеммы, которые

выглядят фемининными (например, застенчивость), что уменьшает степень их

общего самораскрытия.

Застенчивость- самая распрстраненная трудность подростков. Они

считают, что застенчивость нежелательное качество и стремятся от нее

избавится. Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки

используют ряд специфических хитростей и стратегических приемов. Во-первых,

будучи постоянно озабочены собой и предпологая, что другие разделяют эту

их озабоченность, подрстки обыно действуют в расчете на некую

“воображаемую аудиторию”. Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и

особенность подростки часто создают себе “личный миф”, вымышленную

биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому

подростковое общение часто остается напряженным, не естевственным,

имеет двойной план. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки

специально обрабатывают технику того, как “срезать”, “отбрить”

собеседника, проверяя ее на людях к которым не питают никакого зла и

которые ничем не провоцируют подобное поведение. Отсюда окружающих иногда

удивляет неоправданная грубость подростка, бравада, а порой и хамство,

которое расчитано на определенную аудиторию и в глазах самого подростка

служит как-бы самоутварждением. Совершение запрещенных действий, начиная

с прогуливания уроков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеют

свой 2-й план, расчитаный на воображаемую аудитрию. Вынужденный

поддерживать свой “личный миф” , подросток нередко сам запутывается и

здесь ему необходима психолого-педагогическая помощь взрослых (см.

практическую часть, пример № 12).

Взаимоотношения подростка с другими детьми важны. Во-первых,

потому, что постоянное нарушение таких взаимоотношений является тонким

показателем каких-то аномалий процесса эмоционального развития. И во-

вторых, потому, что по мере взросления подростка группа сверстников

оказывает возрастающее влияние на его поведение и его установки. [ ; стр.

228]

Популярность подростка в группе сверстников связана с рядом его

индивидуальных особенностей таких как: уровень развития интеллекта,

внешний вид, живость в общении и способность к установлению дружеских

контактов, успешность в тех родах деятельности, которые наиболее значимы

для членов этой группы (умение играть в футбол, играть на гитаре, умение

рассказывать смешные истории и т.д.). Однако существуют также

специфические навыки социального поведения. Необходимо, чтобы подростки

могли включать в свою компанию других ребят, понимать их потребности,

эмоциональный настрой и вообще гооря, вести себя так, чтобы укреплять

дружеские отношения между собой и другими людьми. Одним словом, в общении

подростка со взрослыми, родителями, учителями, сверстниками важны не только

личные качества, но и навыки эмоционального межличностного общения.

III. Практическая часть

Пример №1 к стр. 26

Я присутствовала на концерте во Дворце детского творчества, когда

там выступал ансамбль бального танца "Грация". Дети выступили с большим

успехом. В конце выступления дети были радостные, возбужденные,

довольные своими успехами. Они испытали эстетическое наслаждение от

того, что они доставили удовольствие сидящим в зале, в том числе и

себе.

Пример №2 к стр. 26

Как-то раз я присутствовала на вернесаже в нашем Южно-Сахалинском

Художественном музее. Где были выставлены работы детей резного

возраста в том числе и младших подростков. Мне понравилась работа Саши Н.,

который красочно передал радостное настроение в своей картине

"космос". Эмоциональный фон этой картины выражал его настроение в

момент ее написания, что говорило о его желании выразить свою

фантазию в рисунке.

Пример №3 к стр. 29.

Лена П.12 лет. Первая подрастковая влюбленность в Сашу Н. Лена П. в

домашней ситуации воспитывается мамой (без отца) и бабушкой. Мама работает

официанткой. Бабушка интеллигентный человек, музыкант, играет на

фортепиано, преподаватель музыкального училища. Бабушка имеет сильный

властный характер, которая руководит воспитанием девочки. По указанию

бабушки, девочка занимается в музыкальной школе, в ансамбле бального танца,

гимнастикой, английским языком и в компьютерном классе. Прилежно учится в

школе (на 4 и 5) и выполняет все указания бабушки, т.к. очень любит ее.

Внешне она симпатична, аккуратная, обаятельная. Но несколько строга и

кажется высокомерной. В 12 лет ей очень понравился мальчик Саша Н.

Поскольку она интеллектуально развита на высоком уровне, по рекомендации

бабушки она прочитала книгу “Мастер и Маргарита” Н. Булгакова. Случилось

так, что ее подруга Света Б.- девочка с ранним половым развитием, с

развязанными манерами больше привлекала внимание Саши Н. В результате этого

Лена очень эмоционально переживала свое состояние первой влюбленности, т.к.

ей было не с кем было поделится своими эмоциями. С мамой у нее не было

близкого и теплого контакта, а бабушка у нее была слишком строга и никаких

чувств по отношению к мальчикам в этом возрасте не признавала, о чем

неоднократно повторяла Лене. В результате всех этих состояний у девочки

случился эмоциональный срыв, наступила депрессия. В результате прочтения

вышеуказанной книги, она стала как бы слышать голоса призывающих ее в

космосе. Проводником для нее служил кот- Бегемот, который проэктировался на

мягкие вещи. Это состояние заметила бабушка и обратилась к школьному

психологу. Попросила психолога побеседовать с девочкой. Когда она

рассказала психологу, что с ней происходит, рассказала причины своего

состояния. Психолог путем тактичных бесед сумела вывести ее из этого

состояния и снять эмоциональный стресс.

Пример № 4 к стр.41.

Отец Миши Г. заявил в присутствиисына: “ Мой мальчик не мужчина, а

какой-то хлюпик. В школе он плохо успевает, спортом не занимается”. Не зная

истинной причины, он в присутствии коллектива детей и учителей сильно ранил

эмоциональную сферу подростка. Прошло несколько дней. И вот нам сообщили,

что Миша спустился по водосточной трубе с 3-го этажа, причем спустился в

присутствии многих однокласников. Сразу о его “подвиге” узнали учителя,

класс, а особенно он хотел доказать, что он не хлюпик отцу.

Здесь можно сделать вывод о неадекватном контроле за своими эмоциями,

где страх сорваться был преодолен желанием доказать всем, что он не хлюпик.

Пример № 5 к стр. 41.

Сережа А. играл в классе роль “непризнанного поэта”. В кругу друзей

он играл роль болельщика и спортивного коментатора. А в беседе с девочкой,

которой он симпатизировал, разыгрывал из себя еще и будующего морского

офицера.

Вите Н. в дворовом коллективе импонировала роль будующего летчика. В

классе ему нравилась роль забияки, а вкругу друзей он рисовался опытностью,

осведомленностью.

Пример № 6 к стр. 43.

Лёня Н. Центральной проблеммой его жизни и жизни его семьи стала

проблемма постоянного контроля, затем, чтобы никакая “грязь” из его школы

не попала бы к нему в комнату. Поэтому приходя из школы и до вхождения в

его комнату ему требовалась полная смена одежды, а если кто-то дотрагивался

до школьного учебника, этот человек должен был немедленно вымыть руки.

Пример № 7 к стр. 43

Родители 12-летнего Бори Б. обратились в поликлинику по поводу

паралича и болей возникших в руке ребенка, которые возникли у него после

того как мальчику сделали укол. После нескольких клинических исследований,

было выявлено, что никаких физиологических причин состояния ребенка нет. По

характеру подросток был раздражительным, агрессивным, тревожным. Он

сквернословил, угрожал, сначала матери, затем своему терапевту. В

результате школьника пришлось поместить в клинику и эти симптомы были сняты

после специальной работы с психологом. Очевидно, что паралич Бори

представлял собой острый драматический эпизод гораздо более длительной

истории эмоциональных, а позже и поведенческих расстройств. Несомненно

важную роль которых сыграли нарушенные отношения в семье.

Пример № 8 к стр. 46.

Лёня Г. 12 лет. Оба родителя страдают алкоголизмом. Был другом моего

брата. Семейные отношения в которых он пребывал были крайне неблагополучны.

Оба родителя часто при употреблении алкоголя скандалили, разговаривали на

повышенных тонах, оскорбляли друг друга, устраивали драки. Мальчику

приходилось все семейные заботы возложить на свои плечи. Кроме того ему

приходилось заботится о младших сестре и брате. Девочка ходила во второй

класс, младший брат в детский сад. Ему необходимо было позаботится о каком-

нибудь питании, приготовить обед, отвести брата в детский сад, помочь

приготовить уроки сестре. В результате этого, видя негативное поведение

родителей, пример которых для него не был приемлим для подражания,

подросток сделал для себя выводы о том, что в будующей жизни он не будет

следовать этому примеру, поэтому никогда не пробовал алкоголя, курения,

старался прилежно учится в школе для того чтобы в будующем иметь свою

профессию. В школе он был несколько замкнут, стеснялся приглашать друзей в

гости из-за неблагополучия в семье, но имел твердые установки на будущее.

Так отрицательный пример сыграл положительную роль в сонании подростка.

Пример № 9 к стр. 48.

Отец Коли Б. отличался повышенной требовательностью, переходящей в

жестокость к сыну, За малейшее неповиновение или неуспехи в учебе он

наказывал его физически, т.е. избивал. Мальчик естевственно панически

боялся отца, а именно этих наказаний. Стал лживым, делал все, чтобы

малейшая жалоба на него не дошла до отца. В то же время мать очень жалела

его и покрывала все его проступки, чтобы избежать наказаний сына. В школе

Коля вел себя примерно также как и вел себя его отец. Он был агрессивен,

избивал более младших и слабых, грубил учителям, подделывал оценки и

подписи в дневнике т.к. учился он плохо. В дворовой компании он также

отличался жестокостью по отношению к младшим и быстро попал в зависимость к

преступным элементам, которые заставляли его сначала воровать деньги у

матери, а затем, принимать участие в разбойных нападениях. По отношению к

отцу он был послушным ребенком, не вызывающим в отце беспокойства.

Отношения с матерью были совершенно другими. Он грубил ей, не выполнял ее

требования, знал о том, что она его любит и скроет все его дела от отца. В

результате в компании, при ограблении на улице, он был задержан милицией за

преступление.

Пример № 10 к стр. 49.

Для сравнения берем поведение двух подростков. Маши Л. и Кристины А.

Родители Маши Л. всегда были последовательны и четки в своих требованиях,

они с вниманием относились к учебе, внешности, друзьям девочки.

Контролировали ее времяпребывание в школе, в кружках, в кругу друзей.

Оговаривали заранее сроки возвращения ее домой, где она будет находится и с

кем общатся, обращали внимание на ее внешность, запрещали злоупотребление

косметикой. С большим уважением относились к ее увлечении музыкой. Были в

курсе ее интересов. Межличностные отношения между ними носили доверительный

характер. Особым вниманием и доверием пользовался у нее отец. Она могла

прийти к нему, рассказать ситуацию, попросить совета.С матерью у нее были

ровные, теплые отношения. Если ей по воле случая приходилось совершить

какой-то проступок, то прежде чем вынести ей наказание родители подходили к

этому очень серьезно. В зависимости от того какой это был проступок (напр.

не пришла во время домой), и если этому были веские причины, ограничивались

строгим внушением. Если это было легкомысленное отношение к дисциплине в

семье, значит она могла получить более строгое наказание (лишение прогулки

в следующий раз или посещение какого-либо интересного мероприятия и т. д.).

Эти наказания являлись справедливыми и воспринимала их правильно, что не

нарушало ее довария к родителям, а наоборот повышало его, т.к. требования

были разумными.

В другой семье Кристина А. не встречала должного понимания и

одобрения своих родителей. Не всегда требования родителей были согласованы.

Отец уделял мало внимания воспитанию дочери, возложив это на мать. По

отношению к девочке его требования были всегда завышены. В основном он

вмешивался тогда, когда надо было отругать или наказать ее за какой-либо

проступок. Он никогда не хвалил ее, видел в ней только отрицательные

качества. Относился с презрением ко всем женщинам, в том числе и к матери

девочки, считая их людьми 2-го сорта.В семье он был тираном, часто выпивал.

Мать и дочь боялись и не уважали его. Девочка старалась не попадатся ему на

глаза, чтобы не получить порой незаслуженную ругань и брань. Мать в свою

очередь тоже уделяла мало внимания воспитанию дочери, т.к. была обременена

постоянными заботами и неурядицами. Когда дочь попадала под “горячую руку”,

она такжн бранила ее, наказывала. За какой-то серьезный проступок она могла

вовсе не получить наказание, а за незначительный могла получить

незаслуженную брань и даже пощечину. Поэтому девочка неуважала своих

родителей, старалась как можно меньше находится дома. В школе она училась

посредственно, часто пропускала уроки, а свое свободное время часто

проводила в сомнительных компаниях, т.к. требования родителей к ней и

семейное воспитание не всегда были адекватны. В школе она особенно не

выделялась. Больших неприятностей учителям она не доставляла, ко всему

относилась безразлично.

Пример № 11 к стр. 56.

Пример № 12 к стр. 60.

Аня К. 12 лет. Воспитывается в благополучной семье, родители которой

государственные служащие. В достаточной мере серьезно и внимательно ино

относятся к воспитанию дочери. Но не всегда это происходит при наличии

должного эмоционального контакта. Они придерживаются стиля воспитания,

который строится на внушении девочке норм поведения и правил принятых в

обществе, считая ее еще маленькой. В кругу своих сверстников где идет

тенденция к тому что они уже “взрослые”, она ведет себя совершенно по

другому, чем дома. Обучение в школе у нее достаточно успешное и не

вызывает тревог у родителей. Дружескими ее общениями и контактами вне дома

они интересуются не достаточно серьезно. Аня К. внешкольное время

познакомилась с более старшими девочками, интересы которых определялись

тем,что носили развлекательный, нездоровых характер. Они курили,

употребляли алкоголь, наркотики, водили ее в сомнительные компании. В

результате родители стали замечать неадекватное поведение девочки.

Иногда она была черезчур возбуждена, оживлена, отличалась

жизнерадостностью, повышенным аппетитом, что в общем-то по стилю характера

за довольно сдержаной девочкой не замечалось. В другие дни у нее

наступали признаки необычайной раздражительности, грубости по отношению

к матери, которые заканчивались истерикой, беспричинными слезами и

депрессивным состоянием. Мать обеспокоенныя таким состоянием дочери

анонимно пригласила домой знакомого врача психиатора, который при общении

с девочкой выяснил ее зависимость от наркотиков, и только своевременное

анонимное лечение избавило ее от этой зависимости, т.к. болезнь была

обнаружена в начальной стадии и благодоря внимательного отношения к ребенку

родителей.

VI. Заключение

Личность человека как субъекта практической и теоретической

деятельности, который познает и изменяет мир, окружающую природу, общество

и является движущей силой общественного развития. Действуя он не только

производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и

воздействует на других людей и сам испытывает воздействие от окружающего.

Он переживает то, что с ним происходит, им совершается, он относится

определенным чувственным образом к тому, что его окружает. Переживание

этого человека к окружающему, его отношение к миру, людям, обществу и

составляет его эмоциональную сферу. Эмоциональная сфера человека в процессе

развития переживает несколько стадий. Начиная от младенчества, до взрослого

состояния эмоциональная сфера постоянно совершенствуется и достигает самых

высоких порогов чувствительности.

Опосредованно, через отношение к другим людям у человека

устанавливается отношение к самому себе. На более высших проявлениях у

человека формируются правильные и неправильные чувственные восприятия мира,

преувеличенная или преуменьшенная самооценка, уверенность в себе или

мнительность, самолюбие, гордость, обидчивость, тщеславие, неуверенность,

честолюбие и т.д.

Существенным, определяющим, ведущим для человека в целом являются не

биологические, а общественные закономерности его развития.

Изучая психику мы прежде всего изучаем эмоциональное состояние,

сознание и самосознание личности, субъектов, в их реальной обусловленности.

Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы и

отношение его к природе, и к другим людям. К обществу дано ему как

отношение поскольку у него есть сознание. Без сознания и самосознания не

существует личности. Личность как сознательный субъект, осознает не только

окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Проблема

психологического изучения личности не заканчивается на изучении

эмоционально-психологических свойств личности – ее эмоций, способностей,

волевых проявлений, темперамента, характера; она завершается раскрытием

самосознания личности. В развитии личности ее самосознания существует ряд

ступеней. Сюда включается все, что делает человека субъектом общественной и

личной жизни. Каждое их личных событий имеет и свою внутреннюю

эмоциональную сторону. Объективное, внешнее изменение человека с

окружающим, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее эмоционально-

психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее

отношение к самому себе и к другим людям. Не каждую мысль, посетившую его

сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он

не принял в готовом виде, а эмоционально прочувствовал, освоил, продумал,

т.е. такую, которая явилась результатом его собственной деятельности.

То, что относиться к человечеству в целом, не может не относится в

известном смысле и к каждому человеку. В этом ключ к пониманию человеческой

личности, того как она формируется, совершая свой жизненный путь.

Эмоция- это мать психики. Для всего психического здоровья человека,

главной елью является его правильное эмоциональное воспитание с самого

раннего детства и на протяжении всей жизни. Особенно это можно отметить при

воспитании младшего подростка. Когда эмоциональная сфера претерпевает

переходный период от детскости к взрослому состоянию. Если в более младшем

возрасте эмоциональное состояние ребенка зависимо от удовлетворения своих

потребностей и оценки взрослого, то в этот период развития и становления

личности подросток начинает самостоятельно контролировать свои эмоции.

Изучая эту тему, я для себя открыла много нового и неизвестного. Будучи на

практике в школе и работая с младшими подростками я встречалась с подобными

проявлениями эмоций. Раньше мне не всегда были понятны эти проявления и я

не могла дать им объяснение. В результате изученного материала, анализирую

свою деятельность в школе, я могу объяснить свои ошибки и недостатки, и

поведение подростков.

Я сделала вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного

состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы

реагируем на мир через свои эмоции.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ