Рефераты
 

Психолого-педагогические основы контроля и оценки деятельности учащихся на уроках русского языка

Психолого-педагогические основы контроля и оценки деятельности учащихся на уроках русского языка

[pic]

Министерство общего и профессионального

образования Российской Федерации

Светлоградский педагогический колледж

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

“Психолого-педагогические основы контроля и оценки деятельности

учащихся на уроках русского языка”

Выполнила:

студентка IV курса группы “А”

Руководитель:

г. Светлоград, 2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение:

|Глава I |Теоретические аспекты контроля за усвоением |стр. |

| |учащимися знаний, умений и навыков по русскому | |

| |языку в начальной школе. | |

| | | |

|§ 1. |Оценка результатов учебно-познавательной |стр. |

| |деятельности младших школьников. | |

| | | |

|§ 2. |Виды контроля на уроках русского языка в начальной |стр. |

| |школе. | |

| | | |

|§ 3. |Методы и формы организации контроля на уроках |стр. |

| |русского языка. | |

| | | |

| | | |

|Глава II|Психолого-педагогические основы контроля и оценки |стр. |

| |деятельности учащихся на уроках русского языка. | |

| | | |

|§ 1. |Различные подходы к контролю и оценки учебной |стр. |

| |деятельности и учащихся. | |

| | | |

|§ 2. |Педагогические исследования по проблеме контроля и |стр. |

| |оценки деятельности учащихся на уроках русского | |

| |языка. | |

| | |

|Заключение | |

| | |

|Библиография | |

Введение

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является

систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно –

познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в

процессе контроля учебно – познавательной деятельности учащихся.

Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний

учащихся, т. е. Определение объема, уровня и качества усвоения учебного

материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и

умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых

корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания,

методов, средств и форм организации.

Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема,

глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации

о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и

активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов,

форм и способов их учения.

Выполняя функцию руководства учебно – познавательной деятельностью

учащихся, контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может

выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала,

выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их

обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и

развивающее значение.

Психолого – педагогические функции контроля состоят в выявлении

недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью

устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении

учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты.

Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе

обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу

не только учащегося, но и учителя. Приучению школьников к систематическому

труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения. Осмысления

и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся

вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И

чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.

Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной

деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача

преподавателя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был

усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не

обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные

знания были выявлены как можно глубже и полнее.

Проверка – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе

учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки

элемент вероятности и неожиданности, несомненно, полезен.

Проверка знаний учащихся – важнейшая объективная форма самоконтроля

учителя. По настоящему объективной будет самооценка учителя в том случае,

если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное

выявление этих знаний..

Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью

обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения

на всех этапах учебного процесса.

В своей дипломной работе я ставила следующие задачи:

1. изучить современную психолого – педагогическую литературу по

данному вопросу, дать характеристику различных методов, видов и

форм контроля и оценки знаний, умений и навыков на уроках русского

языка в начальной школе.

2. Выявить особенности различных методов, видов и форм организации

контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

3. Выявить роль контроля и оценки учебно – познавательной деятельности

учащихся на уроках русского языка.

4. Разработать задания для контроля знаний, умений и навыков по

русскому языку.

5. Показать виды контроля, используемые на уроках русского языка.

Для достижения поставленных целей мною были использованы научно –

педагогические методы: тестирование, интервьюирование, изучение

документации и результатов деятельности учащихся, анализ документации.

ГЛАВА 1: Теоретические аспекты контроля за усвоением учащимися

знаний, умений и навыков по русскому языку в начальной

школе.

§ 1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ.

Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в

оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и

навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для

управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели

совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и

нравственного воспитания учащихся. Но достижимо это только тогда когда

оценка будет иметь высокий престиж вообще и особенно в создании учащихся. К

сожалению в настоящее время вследствие ряда неправильных приемов

пользования оценкой и престиж значительно снизился.

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов

обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной

целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие

параметры оценочной деятельности учителя:

- качество усвоения предметных знаний – умений – навыков, их

соответствие требованиям государственного стандарта начального

образования;

- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника

(коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения

наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать,

связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к

учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные

– словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое

внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем

познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.

ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ

Под оценкой успеваемости учащегося подразумевают систему

определенных показателей, которые отражают объективные знания и умения

учащегося.

В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение

степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с

требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами.

Оценка учитывает объем, уровень и качество овладения учеников

знаниями, умениями и навыками. Объем знаний по определенному предмету – это

перечень ведущих понятий, законов, идей теорий, которые лежат в основе

данной науки и интерпретируются в школьных программах.

Овладение объемом ведущих теоретических знаний предшествует

формированию у учащегося определенных целенаправленных действий: то ли

воспроизведение усвоенного или применение его по образу, в сходных

условиях; толи использование усвоенного для решения нестандартных сложных

мыслительных задач. Все это и задает тот или иной уровень усвоения знаний,

т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную

степень мыслительных усилий (уровень мыслительной деятельности). Различные

уровни усвоения знания определяются его качеством, под которым

подразумевают определенные характеры, характеристик усвоенных знаний,

умений и навыков (например полнота, прочность, глубина, оперативность,

гибкость, действенность и т.д.) кроме того; оценка отражает не только

объем, уровень и качество усвоения знаний. Ее функции сложны и

разнообразны.

Социальная функция проявляется в требованиях предъявляемых обществом к

уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в

данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя

возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника,

сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися ЗУН

установленным государством эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию

на степень и качество этого соответствия, т.е. в конечном счете система

контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения

общественности и государства о состоянии и проблемах образования в данном

обществе и на данном этапе его развития это дает основания для

прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной

перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования

подрастающего поколения оказания необходимой помощи как ученику, так и

учителю.

Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого

эффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимися учебного

материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные

знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные

средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика

успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности,

необходимых как для школьной жизни так и вне ее, степень развития основных

мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется

возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные

методы и приемы проанализировать, какое содержание обучения целесообразно

расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его

учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в

повторении, углублении, какие стороны учебной деятельности сформированы а

какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования

положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору

преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх

перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют

правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и

самоконтроль.

Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая

и отметки) создает определенный эмоциональную реакцию ученика.

Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление

трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд

«отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и

сверстниками.

Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения

заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна

соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним,

огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность

в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение

соотносится с одним из главным законов педагогики начального обучения

младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального

благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя,

проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Информационная функция является основой диагноза планирования и

прогнозирования. Главная ее особенность – возможность проанализировать

причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного

процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для самоконтроля школьника, его умения

анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать

оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и

недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей

деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать чтобы…») и

осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом

устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся

Требования к оцениванию

Прежде всего необходимо учитывать психологические особенности ребенка

младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей

деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия

оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и

объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется прежде

всего в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное

отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно

важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов,

троечников и невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в

соответствии с этим делением: отличнику – завышает, а троечнику – занижает.

Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени

сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое

значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его

отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю

и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только

сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает

участия в этой деятельности. Более того: его участие часто наказывается

(“не подсказывай” – а он нашел у соседа ошибку; “исправил” – а он у себя

нашел ошибку…). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что

оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему

самому.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной

деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои

результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к

работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного

общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на

“отлично”, правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от

работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы

становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию

оценочной деятельности школьников.

Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его

проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В

соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем

эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибку, что означает наличие у него навыка

самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а

поощрение. Но найдется учитель, который скажет: “Ученик должен сразу писать

без ошибок”. Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требует

педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не

может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И

пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право

на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих

неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у

школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля,

безразличное отношение к оцениванию (“Зачем искать у себя ошибки, если

учитель все равно снизит отметку?” ). Противоречие, образующееся при такой

ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе,

так как вносит дискомфорт в отношении между обучаемым и обучающим, между

одноклассниками, детьми и родителями.

В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для

формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом

положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и

желания осуществлять самоконтроль, Сюда относятся: умение сравнивать

результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность

(неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели;

поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей

исправления.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором

отношений школьника и учебной среды. ученик превращается в равноправного

участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке

своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит

преодолеть.

Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное

суждение.

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки

Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и

итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем

следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку

оценочных суждений учителя, увлечение “процентоманией”, субъективность

выставляемых отметок.

Следует не допускать тенденции формального “накопления” отметок,

ориентировку на “среднюю” отметку, выведенную путем арифметических

подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим

данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня

подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом

ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие

баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант

по русскому языку “2”, так как допустил грубые ошибки при применении

пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти

правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что

первая “2’ недействительна, исправлена и не учитывается при выведении

итоговой отметки.

Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как

единственного “орудия” формирования прилежания и мотивов учения и поощрять

отказ от формализма “процентомании”. Необходимо совершенствовать прежде

всего методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной

функции.

Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные

подходы к использованию отметки в первом классе. Необходимо отказаться от

выставления отметок учащимся первого класса в течение всего первого года.

Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда,

когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком

случае ставиться “5”, в каких случаях отметка снижается). До введения

отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания –

звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в

данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и

отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения. Пока дети

только начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты

сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает

процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи,

фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания, Исходя из этого

оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной

школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок).

Отменяется оценка “очень плохо” (отметка 1). Это связано с тем, что

единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка

“плохо’Отменяется оценка “посредственно” и вводится оценка

“удовлетворительно”.

Формирование контроля и самооценки

Дело в том, что обычно ребята, поступающие в 1 класс, достаточно

хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком

держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не

столько в легкой переключаемости детей (то, что взрослые иногда называют

«скачкой мыслей»).сколько в непонимании ими задач контроля и самооценки.

Обычная в этом смысле ошибка, допускаемая школьниками, заключается в

следующем. Для того чтобы выучить, скажем, правило, ребенок садится и

пытается запомнить его в ходе многократного прочитывания. Он не замечает

пропущенного или измененного им слова, хотя при этом нередко искажается

смысл самого правила. Прочитав материал 5-6 раз ребенок откладывает книгу и

заявляет: «Выучил». При этом ребенок не пользуется активным

воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством

контроля, он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться,

знает он его или нет. Он говорит: «Выучил», когда чувствует близость того,

что он запомнил, к оригиналу. То, что при этом могло выпасть какое-то слово

и измениться смысл правила он самостоятельно обнаружить не в состоянии.

Иногда у школьника возникает убеждение, что он»понял» и «знает» на том

основании, что в классе после объяснения учителя он смог привести верный

пример и заслужил одобрение.

Очень часто – особенно в старших классах – ощущение понятности,

возникающее при первом знакомстве с материалом, смешивается учащимися с

эффектом усвоения.

А дело заключается в том, что прочитав один раз материал, ученик

закрыл учебник и больше к этому предмету не возвращался, не попытался сам

убедиться, запомнил он заданный урок или нет.

Но ведь само по себе понимание еще не гарантирует успешного

воспроизведения. Иначе установка на запоминание, о которой шла речь выше,

была бы просто излишней. Школьник, который не понимает этого, естественно и

не пытается убедиться, запомнил ли он то, что учил.

Все эти случаи характерны одним и тем же моментом – отсутствием

контроля за результативностью своего труда. По существу дела учащийся не

знает, выучил он урок или нет. Он может сказать, что он прочитал его

столько – то разно когда пытается оценить, каков же результат этого чтения,

здесь его оценки сплошь да рядом бывают ошибочны.

Несформированность контроля приводит еще и к неумению оценить, в чем

заключаются встреченные им трудности в учебе. Ученик может только

констатировать факт: «Я не умею решать задач», «Я плохо выучиваю

стихотворения» – и не понимать, что же именно вызывает трудность, что

мешает решить задачу или выучить стихотворение. Если начать их

расспрашивать, дети называют причины, подчас очень далекие от

действительности, ссылаясь на плохую память, на собственную неспособность.

Иногда в этих случаях они воспроизводят ответы, невольно подсказанные

взрослыми. Например, простого вопроса: «Ты, что, торопишься, что ли?» –

бывает достаточно, чтобы ребенок все свои неудачи начал объяснять излишней

торопливостью, хотя на самом деле он вовсе не склонен к поспешной работе.

Необходимость сформировать у ребят – школьников контроль и самооценку

не вызывает никаких сомнений. Помощь родителей в этом деле может быть

просто неоценимой. С чего здесь следует начинать? Речь идет о начальных

классах и прежде всего необходимо довести до сознания ребенка со всей

ясностью одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам,

родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать

контролирующую функцию повторения. Необходимо приучить ребенка все

время (и в процессе работы и по ее окончании) сравнивать свою работу с

каким-то образцом: если это стихи, то с текстом, напечатанным в книге; если

«письмо», то с прописями и т.д. Нередко случается так, что в классе ребенок

действует совершенно правильно, потому что учитель постоянно напоминает об

этом. Но, готовя домашние уроки, словно забывает о необходимости сравнения

выполняемой работы с образцом. В качестве образца для сравнения может

выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы

лучших учеников.

Учителя в школе специально обучают ребят приемам самоконтроля.

Самостоятельная проверка своих действий и сверка результата с ответом при

всем их различии выполняют одну и ту же функцию – функцию контроля. Но тут

важно подчеркнуть, что первый навык самоконтроля может быть использован

только по прямому назначению, а второй иногда используется ребятами для

бессистемных манипуляций данными.

Вообще, чем раньше поймет школьник необходимость постоянно

самоконтроля, тем лучше. Учитель должен предупредить родителей, что очень

большую ошибку делают те из них, которые берут функцию контроля на себя и

стремятся как можно дольше удержать ее за собой. Они заставляют ребенка

отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями

беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу и собирают ему

портфель ; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что

задано, и т.д.

Слов нет, на первых парах подобная помощи бывает нужна маленькому

школьнику. Но, оказывая ее взрослые должны все время помнить, что главная

цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого

ребенка. В противном случае ребенок, как правило, не чувствует

ответственности за плохо выполненное задание. Ну и что же их того, что

учительница поставила тройку, - рассуждает первоклассница. – Ведь эту

работу вчера просмотрела мама и была довольна». Аналогично ученик не

чувствует вины, если забыл что-то дома: и действительно, при чем тут он,

если портфель ему собирает бабушка. Если родители задержались на работе и

вовремя не посадили ребенка за уроки, он считает их виноватыми в плохой

отметке и заявляет им: «Из-за Вас получил двойку».

Короче говоря, помогать ребенку с первых дней обучения овладевать

контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно

приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача,

которая встает перед взрослыми.

Необходимо, далее, предупредить родителей о том, что с течением

времени, когда ребенок овладеет наиболее простыми формами контроля, им

необходимо будет проследить, чтобы первичное впечатление понятности урока

он не начал принимать за свидетельство того, что материал уже усвоен. Вот

обычные признаки кажущейся понятности задания: заявление ребенка, что он

может делать упражнения раньше, чем выучит правила; утверждения, что в

классе было так понятно объяснено, что учить и повторять совершенно не

требуется; уверения, что плохую отметку в классе он получил случайно, так

как забыл в момент, когда вызвали, но вообще-то он все знает хорошо и т.к.

В последнем случае ребенок иногда действительно может после опроса

припомнить дома забытый материал, а родители легко идут на поводу у своих

детей и часто готовы спорить с педагогом, доказывая, что их сын или дочь

знали заданное. Необходимо довести до родителей и самих учащихся ту простую

психологическую истину, что такое непроизвольное припоминание не может

служить показателем того, насколько хорошо был в действительности выучен

урок. Кроме того, нужно, чтобы ребенок понял, что само по себе

первоначальное понимание еще не обеспечивает уверенного ответа, когда его

вызывают на уроке. Если этот момент упустить из виду, то может получиться

парадоксальное явление, которое нередко ставить взрослых в тупик: чем лучше

объясняет учитель в классе новый материал, тем меньше начинают работать

ребята дома. А ведь по существу дела ничего странного нет. Это логически

вытекает из отождествления понимания с усвоением: зачем же учить, если все

понятно?Такую ситуацию учителю вообще трудно выявить без взаимодействия с

родителями. Без контакта с ними он вряд ли сможет узнать, что у некоторых

ребят появилось мнение, что он, учитель, настолько хорошо все объясняет,

что учить что-либо дома уже излишне.

По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объем

и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому

меняются и приемы умственной работы школьника. Понятно, что и приемы

контроля должны также измениться. Вначале пересказ материала был

одновременно и способом заучивания, и способом контроля с течением времени

пересказ вслух или про себя становится по преимуществу методом разобраться,

выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее

значение имеют разные виды активной работы над ним.

Затем полный развернутый контроль начинает постепенно сокращаться и

ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только

логическую опорную схему материала. Повторять несколько раз заданный урок

во всей его полноте, как это требуется при ответе в классе, становится

приемом нерациональным, трудоемким и отнимающим в силу большого объема

материала очень много времени. Поэтому старшеклассники, овладевшие

правильными учебными навыками и привыкшие самостоятельно работать над

рационализацией своего умственного труда, контролируют себя, намечая в уме

план ответа. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит,

он хорошо помнит содержание.

Со всем этим учителю следует познакомить родителей, чтобы они были в

состоянии в нужный момент прийти своим детям на помощь. Конечно, многие

школьники осваивают все эти приемы самостоятельно. Но многим требуется

помощь взрослых. Причем разная. Иногда достаточно бывает натолкнуть мысль

школьника на рациональные приемы самоконтроля. Иногда же нужно объяснять

все подробно тратить время на освоение этих приемов. Наконец, нужно иметь в

виду, что некоторые из учеников, хорошо овладевшие приемами учебной работы,

контроля и самооценки, основываясь на своем большом индивидуальном опыте,

иногда вообще отказываются от контроля как специального действия,

завершающего работу над материалом. Текущий контроль осуществляемый ими в

ходе приготовления урока, подчас даже не осознанный, дает им вполне

надежное представление о том, насколько хорошо выучен сегодняшний урок.

Как правило, такие ученики без всяких попыток воспроизведения материала

могут точно сказать, на какую отметку они выучили урок. Полное повторение

заданного урока самому себе, как будто бы это ответ в классе, становится

резервным приемом, используемым только в случае возникающих трудностей. К

сожалению, это момент между школьников и его родителями. Заметив, что сын

или дочь перестали видимым образом проверять себя, родители решают, что те

просто обленились и начинают халтурить в учебе. А потому со всей силой

родительского авторитета начинают требовать, чтобы дети вернулись к

развернутому действию самоконтроля. По существу своему это требование,

чтобы школьник вернулся к способу работы, который он давно перерос.

Естественно, что требования родителей кажутся ему бессмысленными. Учитель и

здесь должен быть готов прийти на помощь своим грамотным советом,

убедительно разъяснить родителям, в чес заключается дело.

И все таки проблема контроля и самооценки постоянно остается на

повестке дня даже в тех случаях, когда старшеклассники полностью овладели

этим умением. Только эта проблема несколько меняет свое содержание. Теперь

важно уже не просто научить школьника контролировать и оценивать себя, а

добиваться того, чтобы эта оценка отражала действительное положение дел и

была насколько это возможно, устойчивой. Ведь в подростковом и юношеском

возрасте внутренний мир человека только формируется, он переменчив и

противоречив. В этом период очень часто глубокая неуверенность в себе

причудливым образом сочетается со своеобразным гонором, с непомерно высокой

оценкой своих достижений. Естественно, что это распространяется и на дела

связанные со школой. Поэтому и получается, что из всех компонентов учебной

деятельности контроль и самооценка являются наиболее уязвимыми для всех

посторонних влияний.

§ 2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки

различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки.

По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и

комбинированными.

Предварительный контроль

Некоторые учителя осуществляют предварительную проверку.

Проводится она в основном с диагностирующей целью перед изучением новой

темы или в начале года, четверти. Цель ее – ознакомится с общим уровнем

подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень

овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы,

раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе

полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение

(объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации

учебно-познавательной деятельности школьников. Предварительную проверку

проводят также учителя первых классов, комплектуя учащихся. Задолго для

учебного года они изучают готовность детей к обучению в школе, знакомят

родителей с требованиями которые будут предъявлены их детям в 1 классе,

советуют как лучше подготовить малышей в школе.

Если ответ или работа учащегося в начале учебного года будет

заслуживать отличной, хорошей или удовлетворительной оценки (при

сопоставлении с эталоном) то отметка выставляется и сопровождается

оценочным суждением, из которого были бы ясно видны достоинства ответа,

работы ученика или их недостатки. Если же ответ ученика окажется слабым и

будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то целесообразно применить

метод отсроченной отметки, т.е. неудовлетворительную отметку пока не

выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ