Рефераты
 

Проблемы педагогики

Проблемы педагогики

Проблемы Педагогики

Наиболее ярко о проблемах педагогики говорится в статье Константина

Дмитриевича Ушинского «О пользе педагогической литературы». Поднятые в ней

проблемы актуальны как применительно к педагогам века XIX, так и к

педагогам века XXI. Так, характеризуя некоторых, Ушинский говорит:

« … каждый из них (педагогов) так гордится своей опытностью, высчитывая по

пальцам года своей воспитательной деятельности», их он называет «машиной

для задачи и спрашивания урока и наказания тех, кто попадается им под

руку». Таким педагогам Ушинский отказывает в знании психологии и

осознанности их деятельности, утверждая: «… сознательной деятельностью

может быть названа только та, в которой мы определили цель, узнали

материал, с которым мы должны иметь дело, обдумали, испытали и выбрали

средства, необходимые к достижению сознанной нами цели». Об учениках таких

педагогов Ушинский также отзывается весьма не лестно: «Они выполнили

необходимую комедию детства и юности и принимаются за новые роли, не

имеющие никакого отношения к старым, воспоминание о которых только мешает

жить и чем скорее исчезнет, тем лучше». А о убеждениях этих учеников пишет,

что у них не принято «ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные

достоинства выше случайных преимуществ».

Причину возникновения поднятых проблем Ушинский видит в недостатке

педагогической литературы, он пишет: «Педагогическая литература … вводит

его (педагога) в благородный круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь

делу воспитания». Ушинский считает, что «педагогическая литература одна

только может придать ей (педагогической деятельности) тот смысл и ту

занимательность, без которой она делается машинальным препровождением

времени, назначенного на уроки», а так же: «Педагогическая литература …

знакомит нас с психологическими наблюдениями множества умных и опытных

педагогов и … направляет нашу собственную мысль на такие предметы, которые

легко могли бы ускользнуть от нашего внимания».

К недостаткам же современной педагогики никак нельзя отнести

отсутствие соответствующей научной литературы. В чем же причина

актуальности проблем, поднятых Ушинским, применительно к нынешнему

образованию? Мне представляется, что Константин Дмитриевич ошибся,

утверждая, что она кроется только в отсутствии педагогической литературы,

так как таковая появилась, но не принесла с собой ни каких изменений.

Истинная причина педагогической неграмотности, на мой взгляд, кроется не в

невозможности читать педагогическую литературу, а в нежелании многих

педагогов этого делать. А причина этого факта кроется в одной из проблем,

также затронутых Ушинским, а именно в убежденности таких педагогов, что их

профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической

подготовки. Совершенно очевидно, что такое мнение ошибочно.

Как уже было сказано в начале, педагогика, как и любая наука, имеет

значительную часть и от искусства. К сожалению среди современных педагогов

наблюдается практически полное незнание научной части и, как следствие, их

искусство становится сродни «дачной архитектуре», когда каждый садовод

творит на своих 6 сотках то, что считает нужным, совершенно не задумываясь

над тем, что у него при этом получается. Но класс учеников, доверенный

педагогу, это далеко не дачные 6 соток. В школе закладываются и развиваются

все важнейшие качества будущей личности, происходит важнейший этап ее

социализации, на основе которой позже начнется индивидуализация личности.

Нравственный упадок современного общества, как мне кажется, связан с

отсутствием идеологии, как цели к которой нужно стремиться, и

высококвалифицированных педагогов.

Отсутствие глубоких теоретических знаний приводит к тому, что педагог,

опираясь только на свой опыт, начинает применять методы, кажущиеся ему

правильными и действенными, но полностью противоречащие психологии. Он

может начать считать, что ученика нужно как можно больше ругать, и как

можно меньше хвалить, полагая, что ругань мобилизует, а похвала

расхолаживает. Или начинать ответ на любой вопрос ученика с порицания,

думая, что ученик от этого начнет лучше заниматься, стараясь найти ответ на

вопрос самостоятельно. Или провоцировать публичное осмеяние ученика за

допущенные ошибки, также стараясь таким зверским способом улучшить качество

его самоподготовки. К сожалению приведенные мною способы не редкость, а

постоянная практика, применявшаяся некоторыми педагогами в моей собственной

школе, кстати, считающейся одной из образцовых в районе.

Педагогика – это наука и искусство. Но, к сожалению, сегодня

наблюдается недопонимание этого многими из практикующих педагогов. К

выполнению любой задачи нужно подходить со всей ответственностью и

пониманием того, что теоретические знания и опыт дополняют друг друга, но

никак не замещают. Педагогическая же практика – это особо ответственная

задача, так как она непосредственно связана с работой с людьми, и не просто

с людьми, а с детьми, будущими личностями. И то, на сколько эти личности

смогу считаться таковыми зависит от профессионализма педагогов.


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ