Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста
Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста
Министерство образования Российской Федерации
омский государственный педагогический университет
Факультет психологии и педагогики
курсовая работа
Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста
Выполнила:
Студентка 2 курса 211 группы
вечернего отделения
факультета психологии и
педагогики
Зубрилко Юлия Сергеевна
Научный руководитель:
Старший преподаватель
кафедры социальной педагогики
Файт Ольга Викторовна
Омск - 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Одаренность ребенка как проблема и психологическое явление 4
1.1. Понятие одаренности 4
1.2. Кого считать одаренным ребенком в младшем школьном возрасте 7
1.2.1. Познание 12
1.2.2. Психосоциальные аспекты 15
1.2.3. Физические характеристики одаренности. 19
1.3. Виды одаренности. 19
1.3.1. Художественная одаренность 20
1.3.2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность 20
1.3.3. Творческая одаренность 22
1.3.4. Лидерская одаренность 23
1.3.5. Практическая одаренность 23
1.4. Одаренность ребенка как проблема. Способы решения этих проблем 24
Глава 2. Исследования одаренности детей младшего школьного возраста. 38
2.1 Методы, организация исследования. 38
2.2. Анализ результатов исследования. 41
Заключение 46
Список литературы 47
Приложения 49
Введение
Тема «Проблемы одаренности детей младшего возраста» взята для курсовой
работы не случайно. В современной психологии и педагогике вопрос об
одаренности является одним из самых модны, а вот о проблемах мало кто
говорит. В силу того, что не сталкивались с ними , либо просто не
задумывались о них. Школьники. Которых называют одаренными всегда
представляли большой психологический интерес и для нас тоже.
Наше время – это время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные
принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто если не
те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень
интеллекта, были более активны поможет в этом. Перечисленные характеристики
– это характеристики одаренных людей, одаренных детей, дети школьники.
Применительно к годам школьного детства психологи, как и педагоги,
используют в практическом плане такую периодизацию: младший школьный
возраст (6-10 лет), подростковый, или средний школьный возраст (10-15 лет),
подростковый, или старший школьный возраст (15-17 лет).
Учитывая данную периодизацию и название темы, объектом курсовой работы
являются дети в возрасте от 6 до 10 лет. А предметом являются проблемы
детей младшего школьного возраста.
Из предмета исследования вытекает его цель.
Цель данной работы заключается в раскрытии следующих вопросов:
1) Что такое одаренность? Кого можно считать одаренным? С какими
проблемами сталкиваются одаренные дети? Все это предстоит
рассмотреть в первой главе нашей работы.
2) С помощью каких методов исследуется одаренность детей? Какие
результаты могут быть получены в результате исследований? Все
это будет приведено во второй главе курсовой работы.
Глава 1. Одаренность ребенка как проблема и психологическое явление
1.1. Понятие одаренности
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на
протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только ко взрослым,
достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к
детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи и
учении. В одаренные попадали дети, которые оказывались в числе нескольких
процентов имеющих высокие показатели по тестам интеллекта. Однако жизнь
постоянно вносила поправки в прогнозы, составляемые на основе тестов:
высокие показатели умственного развития не гарантируют ни очень успешную
карьеру, ни выдающиеся творческие достижения. В то же время дети с более
скромными показателями IQ попадают в число людей, влияющих на прогресс,
меняющих жизнь общества. Подобные курьезы заставляли вновь и вновь
обращаться к содержанию термина «одаренный» и, в частности, к вопросу,
какие же виды одаренности выпали из поля зрения исследователей и практиков.
Уже в 20-е гг. психологи выделяли так называемые специальные таланты. К
ним относили «технический, коммерческий, научно-академический,
художественный, социальный (политического деятеля, педагога и др.)»
В 30-е гг. стали раздаваться голоса специалистов, возражавших против
исключительного использования тестов интеллекта для выявления одаренных
детей. Действительность настойчиво напоминала об ограниченности ориентации
только на интеллект. Например, в случае творческих достижений требуются
нестандартный подход, оригинальность, за которыми стоят успешная
переработка и организация нового материала или опыта. Тесты же интеллекта
не содержат заданий, раскрывающих сформированность упомянутых процессов.
Со временем и накоплением опыта определение одаренности становится все
более широким. Так, одаренность стали определять как способность к
выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой
деятельности.
Крайний разнобой в определениях одаренности постепенно преодолевается.
Следует отметить, что в 1972 г. в официальном докладе государственного
отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение,
которым пользуются американские специалисты до настоящего времени.
Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто профессионально
подготовленными людьми выявлены как обладающие, в силу выдающихся
способностей, потенциалом к высоким достижениям. Такие дети требуют
дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки
обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать
свои потенции и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные
к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь
потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):
общие интеллектуальные способности;
конкретные академические способности;
творческое, или продуктивное, мышление;
лидерские способности;
художественные и исполнительские искусства;
психомоторные способности.
Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто
термины «Одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В толковом
словаре С. И. Ожегова «Одаренный» определяется как талантливый, а
«талантливый» определяется как обладающий талантом, «Талант» в свою очередь
– как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а
«способность» - природная одаренность, талантливость. В словаре В. Даля нет
понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое
характеризуется как дарование к чему-либо, а дарование как способность,
данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом,
обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов
подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающиеся врожденное качество,
особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние
таланта. Большая Советская энциклопедия характеризует одаренность как
высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать
особых успехов в той или иной сфере деятельности.
Из сказанного можно сделать вывод, что говоря о таланте (одаренности),
подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности)
человека. Вместе с тем одаренность проявляется в успешности деятельности.
Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая
исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования
особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от
сверстников. Данный подход довольно уязвим и традиционно является предметом
критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя
такое понимание вполне допустимо и нельзя не отметить, что оно отражает
реальное положение дел.
Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное
содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»): «Одаренный ребенок -
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности» Точно характеризуя суть явления, это
определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или
«выдающихся достижениях» идет речь. У Известный специалист в области
детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические
подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально-
педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: «дети с
высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде
деятельности и дети с высокой креативностью.
Другой специалист в области психологии интеллекта М. А. Холодная
утверждает, что следует выделять шесть категорий таких ; «сообразительные»,
«блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».
Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории
одаренных детей.
- Первая категория одаренных, которую принято выделять, -дети с
высокими показателями по уровню общей одаренности.
- Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует
педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях
деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах
диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты,
художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют
талантливыми.
- К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся
в школе («академическая одаренность»).
Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что
однозначного понимания данных терминов нет, Можно лишь принимать мнения
каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения
одного из них. Либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных
понятий.
1.2. Кого считать одаренным ребенком в младшем школьном возрасте
Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить
проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной
деятельности? Этим и многим другим вопросам посвящена данная глава
Наиболее частое проявление одаренности — это ранняя речь и большой
словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность- («Она
все замечает!») ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!») и
отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период
усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной
функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:
доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,
впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они
сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей
выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это
неповторимое своеобразие данного возраста.
Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят
на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом
разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной
черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются
на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего
развития.
Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к
усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные
достоинства и в будущем.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в
детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее
развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей
ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не
открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем
школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность
запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине
необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников
младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на
то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая
доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом
неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию
ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко
обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и
слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.
Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними
недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся
с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к
учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых
предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на
то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия
для обогащения и развития психики.
Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие
факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения
иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые
приступившими к занятиям по этому предмету. Оказалось, большие успехи в
усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет
свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках
иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику и не
освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в иноязычной
речи является частью их общей потребности в словесном общении, еще не
подверженной действию многих психологических «тормозов» подросткового
возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить
об особой возрастной чувствительности.
Ненадежным предсказателем будущего оказывается и особый интерес
дошкольника и младшего школьника к вычислениям, счету в уме. Известный
математик, академик А. Колмогоров отмечает: «Ранние детские способности и
склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании
старшими». По-видимому, успехи в такого рода занятиях, позволяющие блистать
среди сверстников, также могут оказаться лишь эпизодом возрастного
развития; действительная одаренность к математике требует других качеств
ума, выступающих в более позднем возрасте. А проявятся ли они у данного
ребенка - еще неизвестно. Некоторые дети, начиная с дошкольного или
младшего школьного возраста, обнаруживают удивительную легкость и
изобретательность в оперировании абстрактными понятиями, схемами, условными
обозначениями. Но, как правило, в дальнейшем, когда потребуется более
конкретный, содержательный анализ, такие дети зачастую испытывают
затруднения, и тогда становится заметной односторонность и неполнота их
умственных возможностей.
Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная
активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего
ребенка, еще не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут
измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного
умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта
неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с
задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного
подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии
ребенка.
Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с
многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо
поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями...
Но это не значит, что ранние проявления одаренности вообще не надо
принимать всерьез. Такой вывод был бы совершенно неверным. Нельзя упускать
из виду, что возрастная одаренность далеко не всегда проходит бесследно -
она определенным образом сказывается на формирующихся способностях.
У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные
достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той
или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются - необычность этих
детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.
Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.
Не все одаренные дети сызмальства поражают родителей. Теперь
остановимся на наиболее общих чертах, свойственных одаренным детям.
Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами
детской одаренности, в основном придерживаются следующим определением
одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland,
1977). Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена
профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие
параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении
высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более
областях (интеллектуальные способности, специфические способности к
обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к
изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности).
В Америке психомоторные способности—единственная сфера проявления
одаренности, избавившаяся от клейма элитарности. Хотя этот критерий
исключен из официального списка государственного финансирования, тем не
менее он все же остается одной из наиболее широко признаваемых категорий
одаренности™ Американцы любят похвастать спортивными достижениями своих
отпрысков, в то время как об интеллектуальных способностях не очень
распространяются. Музей футбольной славы — национальная святыня, тогда как
«Менса» (ассоциация людей с коэффициентом интеллекта) чуть ли не тайное
общество.
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами:
опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими
данными.
1.2.1. Познание
В сфере опережающего развития познания обычно отмечается следующее.
Существуют особые «сензитивные» периоды, когда дети «впитывают» все
окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу.
Такие дети очень любопытны: «А как это устроено?», «Почему так
происходит?», «Что будет, если изменить условия?» Им необходимо активно
исследовать окружающий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо
ограничений на свои исследования. По мнению Жана Пиаже (1952), функция
интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции
организма по переработке пищи. Для мозга так же естественно учиться, как
для легких дышать. Стремление человека к познанию и стимулированию разума —
такая же насущная необходимость, как голод и жажда. А скука, пожалуй, —
самое неприемлемое состояние для человеческого организма. Если вы чем-то
глубоко увлечены, вы забываете о голоде и усталости. А если вам скучно и
нечем себя занять, вы будете искать любой источник информации — вплоть до
обрывка старой газеты. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых
детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг
отличается громадным «аппетитом» — да еще и гаргантюанской способностью
«переваривать» интеллектуальную пищу. Правда, мы еще сможем убедиться, что
и они иногда «откусывают» больше, чем могут «прожевать».
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать
причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно
увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность
лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания» через этапы) и
присуща исключительно одаренным детям.
История сохранила сведения о проявлениях любопытства и
любознательности в детстве у многих будущих гениев. Так, по воспоминаниям
выдающегося астронома Кеплера, в нем рано пробудились раздумья «о
всевозможных вопросах: о небе, о душах и духах, о стихиях, о природе огня,
о происхождении источников…»
Известно, что маленький Пушкин еще до поступления в лицей
самостоятельно научился читать по-французски, пользуясь библиотекой отца. И
настолько хорошо овладел этим, что в лицее получил от товарищей прозвище
Француз.
Один из биографов Ньютона писал о том, что уже с детских лет в нем
замечалась особенная наклонность ко всякого рода механическим и физическим
изобретениям. Не было ни одной машины, с которой он бы не сумел сделать
модели. Таким образом, он вскоре стал уже делать часы, которые шли
посредством движения воды и указывали время с необычайной точностью.
Неподалеку от городка, где одно время жил Ньютон, строилась новая ветряная
мельница. Эта мельница необычайно заинтересовала мальчика. Он ежедневно
ходил смотреть на нее, пока не разгадал принцип ее работы. В итоге соорудил
небольшую модель мельницы, которая действовала как настоящая. Было у этой
мельница и небольшое отличие. Управлял ею «маленький мельник» - посаженная
Ньютоном мышь, которая и поедала намолотую муку.
Любознательность многогранна, в ней замечены все выдающиеся людям.
Поэтому и историй, аналогичных этим, великое множество.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на
ранней речи, и абстрактном мышлении. Их отличает способность
классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко
пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и
категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным
детям, — коллекционированием. Много радости доставляет им приведение своих
коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции.
Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью.
Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими
конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание
окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием
читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению
выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры,
требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью.
При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием
принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им
навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в
классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с
«низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные
вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ).
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности,
подавляющие интерес к чтению. Один мальчик в 5-летнем возрасте в уме
перемножал трехзначные цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и
бумаги. В то же время малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо
сопротивлялся всем усилиям взрослых. Психологическое тестирование выявило,
что IQ (коэффициент интеллекта, то есть количественный показатель уровня
интеллектуального развития, обычно у среднего человека IQ равен 90- 100
баллам) у него необычайно высок (более 200 баллов). Разумеется, он умел
читать, но это занятие не увлекало его.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-
либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К
этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Завершение какого-
нибудь инженерного сооружения в песочнице или плотины на ручейке для него
гораздо более важно, чем время обеда или неминуемый дождь.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто девают предприятия,
с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое
руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их
неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
1.2.2. Психосоциальные аспекты
В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие
черты.
Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Вот
например, шестилетний ребенок вернулся домой после первого посещения
воскресной школы и гневно заявил, что «Бог несправедливый». На уроке в тот
день говорилось о библейской истории про Ноев ковчег. Дома он заявил: «Бог
сказал людям, что надо делать и что их ждет, если они будут себя плохо
вести. Так что они могли спастись и не утонуть. А зверям он ничего не
сказал, он их не предупредил, так почему же они должны умирать? Бог
несправедливый!»
Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они
остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие
требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду,
справедливость, гармонию и природу. Всепроникающее око телевидения приносит
в наши дома картины далеких проблем, а юные одаренные зрители ждут, а
иногда и требуют, чтобы их родители что-нибудь сделали для тех, кто
нуждается в помощи.
Обычно в этом возрасте детине могут четко развести реальность и
фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько
прихотливы в словесном раскрашивании и развитии действенных фантазий,
настолько сживаются с ними, буквально «купаясь» в живом воображении, что
порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу
способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение
рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую
фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет многие из них как в
работе так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий
подход качества, которые столько дали человечеству и в материальном, и в
эстетическом развитии.
Одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одаренного
человека является хорошо развитое чувство юмора. Талантливые люди обожают
несообразности, игру слов, «подковырки», часто видя юмор там, где
сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и
здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных
ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. (Правда, немногие из нас
настолько уверены в себе, чтобы от души посмеяться над шуткой, если
объектом ее являемся мы сами).
Другая особенность одаренных детей - соревновательность. Склонность
одаренного ребенка к соревновательности отмечали многие исследователи (Н.
Гольдман, К. Джонстоун, М. Партен, В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич и др.).
Соревновательность, конкуренция - важный фактор развития личности,
укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе
различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний детей,
чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на
воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование
ребенок формирует собственное представление о своих возможностях,
самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать,
приобретает первый опыт «разумного авантюризма» (К. Абромс, А. Карне, К.
Тэкэкс).
Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует
искать в возможностях, превышающих обычные. Особенно важную роль играют
здесь способности к высокодифференцированной оценке. Построенная на этой
основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна
стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками.
Но, отмечая это явление как естественное, многие исследователи постоянно
говорят о необходимости соревнования не столько с «нормальными», сколько с
такими же одаренными детьми. Причем особенно ценен, по мнению некоторых
специалистов, опыт поражений (К. Тэкэкс)
Но соревнование как метод психосоциального развития имеет и свои
недостатки. Естественное желание одаренного ребенка побеждать, выигрывать
при постоянном подкреплении, достигаемом путем конкурентной борьбы с
неодаренными сверстниками, как установлено в ряде исследований, приносит
больше вреда, чем пользы я Формируемое в результате чувство превосходства к
числу положительных уже не относится и весьма существенно деформирует
дальнейшее личностное развитие. Конкуренция с более сильными (одаренными
детьми или более старшими) при соблюдении ряда педагогических условий дает
хорошие результаты.
Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблему там,
где другие не видят никаких сложностей, - одно из важнейших качеств,
отличающих истинного творца от «посредственного» человека (Д. Гилфорд, В.
Лоуэнфельд, А. Н. Лук, А. М. Матюшкин, К. Осборн и др.). Среди качеств,
свойственных одаренному ребенку, сверхчувствительность к проблемам
традиционно занимает одно из ведущих мест. Еще Платон отмечал, что познание
начинается с удивления тому, что обыденно. «Все представляется само собой
разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует» (С. Л. Рубинштейн).
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не
по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку
одаренные дети в некоторых вещах делаю, успехи, недостижимые для
большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети)
склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Преувеличенные
ожидания взрослых мы называем «эффектом ореола» и привлекаем к нему
внимание каждого, кто работает с одаренными детьми на любой стадии их
развития. В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы,
нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой
они более красноречивы — поскольку их умение выражать себя более
совершенно. Однако их замечательные речевые способности могут привести и к
тому, что взрослые начинают неверно воспринимать уровень их эмоциональной
зрелости — а это усугубляет проблему.
Исследования показывают, что страхи маленьких детей обычно лишены
реализма. Родителям выросших в городе шестилеток трудно понять, отчего их
дети больше всего боятся львов или тигров, а вовсе не автомобилей, которые
для них представляют гораздо более реальную опасность. Для одаренных же
детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они
способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно
восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены
молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.
Перфекционизм – это стремление доводить результаты любой своей
деятельности до их соответствия самым высоким требованиям, эталонам
(нравственным, эстетическим, интеллектуальным и др.) Это качество тесно
связанно со способностью к оценке, выражено в стремлении ребенка к
совершенству. Внутренняя потребность в совершенстве продуктов собственной
деятельности характерна для одаренных детей уже на самых ранних возрастных
этапах. Эти дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого
уровня.
В младшем школьном возрасте одаренные дети - как и их менее способные
ровесники – являются возрастными эгоцентристами в своем толковании событий
и явлений. Он практически не имеет ничего общего с эгоизмом и реально
проявляется только в познавательной сфере. Эгоцентризм в данном случае –
особенность возрастного развития, в основном преодолеваемая со временем. Он
связан с проецированием собственных интеллектуальных и эмоциональных
реакций на восприятие других людей: ребенок уверен, что его восприятие
явлений и событий идентично одновременному восприятию других людей.
Одаренные дети, так же как и их «нормальные сверстники, часто не
понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них
и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это свойственно и взрослым, но
если эгоцентризм взрослого в значительной мере – производное эгоизма, то
эгоцентризм ребенка имеет иную природу и определяется его неспособностью
встать на позиции другого человека, «децентрироваться», связанную с
ограниченностью его опыта (Ж. Пиаже).
Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального
неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное
восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования. Наиболее
полезным с точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства
полноценности является общение с такими же одаренными детьми, причем с
самого нежного возраста. Семьи, где принято помогать друг другу и где
родители, братья и сестры вместе занимаются всеми делами, также укрепляют
позитивное самовосприятие каждого ребенка. В этой связи грустно заметить,
что родители одаренных детей стремятся иметь гораздо меньше детей, чем
средняя семья.
1.2.3. Физические характеристики одаренности.
Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик
одаренных детей. Первый – это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в
очках. Другой же, выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их
ординарные сверстники. Хотя другой образ предпочтительнее первого, оба они
достаточно далеки от истины. Если мы расширим диапазон определения, мы
увидим, что физические характеристики одаренных детей столь же
разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать стереотипные
обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей.
Они достаточно привлекательны и широки своим разнообразием.
1.3. Виды одаренности.
Страницы: 1, 2
|