Рефераты
 

Проблемы общения подростков и юношей

друзей вне школы. Как правило, он их находит. Вовсе не обязательно они

должны оказаться плохими; и все-таки возможность отрицательного влияния

велика: ведь когда подросток одинок, он становится неразборчив в выборе

товарищей, доволен уже тем, что его приняли и эта компания становится для

него референтной.

Печальные последствия этого хорошо известны: увеличивается количество

несовершеннолетних правонарушителей.

Важность для подростка и юноши его общения со сверстниками нередко

скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений с

взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. Что же в сегодняшней

социальной ситуации развития подростка и старшеклассника порождает те

проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям и учителям?

Один из источников этих проблем – непонимание взрослыми внутреннего

мира подростка и старшего школьника, их ложные или примитивные

представления об их переживаниях, мотивах тех или иных поступков,

стремлениях, ценностях и т.п. Как было сказано выше, взрослые явно

недооценивают значение сферы общения со сверстниками для ребят этого

возраста, а ведь этим начинается и этим заканчивается почти любая научная

или популярная книга о психологии отрочества и ранней юности.

Исследования (Мудрик А.В., 1989) показывают, что чем старше становится

подросток, тем меньше понимания он находит у окружающих его взрослых.

Представления родителей и учителей о субъективном мире подростка и старшего

школьника становятся все более непохожими на реальности этого мира. Иными

словами, родители перестают видеть своих детей, а учителя – своих учеников,

а место этих конкретных и разных подростков и старшеклассников начинает

замещать некоторая абстрактная и искаженная версия.

Исследования С.К. Масгутовой (1985) показали, что субъективная

значимость для подростка и старшего школьника сферы его общения со

сверстниками значительно констрактирует с явной недооценкой этой значимости

взрослыми, особенно учителями.

В то время как для ребят переживания по поводу общения со сверстниками

оказывается наиболее значимыми, наиболее типичными, родители и учителя

полагают, что в центре переживаний подростков и старшеклассников

оказываются переживания по поводу общения с родителями. Многие

исследователи (А.М. Прихожан (1990), Е.Н. Новикова (1987) и др.)

придерживаются той точки зрения, что это является серьезной проблемой

современной воспитательной ситуации, отражающей неспособность окружающих

подростков и старшеклассников взрослых видеть их действительные

переживания, их фиксацию лишь на той стороне субъективной жизни ребят,

которая повернута непосредственно к данному учителю или родителям.

Большинство взрослых, окружающих подростка и старшего школьника, не

имеют никакого представления о динамике мотивов его общения со сверстниками

на протяжении от подросткового до старшего школьного возраста, о смене

связанных с этим общением переживаний. Сначала доминирующим мотивом общения

со сверстниками является простое желание быть в их среде, вместе что-то

делать, играть (11-12 лет), то позже на первое место выходит мотив занять

определенное место в коллективе сверстников (13-14 лет). На следующем

возрастном этапе центральным становится стремление к автономии в коллективе

сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах

сверстников (15-17 лет). Анализ литературы показывает (А.М. Прихожан

(1990), И.С. Кон (1989) и др.), что у многих ребят оказывается

фрустрированной потребность «быть значимым в глазах сверстников», что

приводит к тяжелым переживаниям. Взрослые, как говорят исследования, в

подавляющем большинстве случаев представляют себе мотивы общения подростка

со сверстниками самым примитивным образом – как стремление быть в их среде.

В этом возрасте у подростков, старших школьников возрастает критичность по

отношению к собственным недостаткам, которые могут сказаться в общении с

другими людьми.

Возможно, что когда взрослым кажется, что ребят в школьной дискотеке

собирает просто развлекательная направленность, желание «провести время»,

сами ребята могут считать, что встречаются по более глубоким эмоциональным

побуждениям.

Но подростковая, юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а

потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний – выше интереса к

чувствам и переживаниям другого. Отсюда – взаимная напряженность в

отношениях, неудовлетворенность ими.

По литературным данным (Мудрик А.В., (1989)), достаточно противоречиво

складывается и сфера отношений с взрослыми. 85 процентов опрошенных

старшеклассников признают потребность общения с взрослыми как актуальную

для себя, из них свыше 66 процентов в качестве наиболее желаемых партнеров

по общению называют родителей (это служит лишним доказательством того, что

две важнейшие сферы общения старшеклассников – с взрослыми и со

сверстниками – не антагонистичны, а взаимодополнительны по отношению друг к

другу).

Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение с взрослыми,

называются такие, как выбор будущей профессии, учебные дела,

взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали, о себе и своем

прошлом, настоящем, будущем, климат в семье и др., иначе говоря, различные

аспекты жизненного самоопределения. Как видно, возникающая в ранней юности

проблема самоопределения, по мысли самих школьников, может решаться только

в общении со сверстниками, социальный опыт которых примерно одинаков и

равно ограничен у всех. Обращение к взрослым, таким образом, закономерно.

Но далее в силу вступает одна поправка, в корне меняющая всю картину: в

качестве желательного содержания общения указанные выше темы называются

старшеклассниками лишь при условии, если общение с взрослыми будет иметь

доверительную форму (Кон И.С. (1989)).

Когда же ставится вопрос, кто понимает их лучше других и с кем они

откровеннее, большинство называет сверстников. Общение со сверстниками

имеет доверительный характер у 88% опрошенных, а с родителями – лишь у 29%,

да и то преимущественно с матерями, нерегламентированное общение с

учителями – редчайшее событие (4% случаев) (Мудрик А.В. (1989)).

Отсутствие доверительности в общении, столь необходимой в условиях,

когда перед школьниками во весь рост встают сложные задачи личностного и

социального самоопределения, - одна из причин той тревожности, которую по

данным некоторых авторов (Кон И.С. (1989), Мудрик А.В. (1989)), испытывают

старшие школьники в общении с родителями, и теми взрослыми, от кого они в

какой-то мере зависят.

Неудовлетворенность потребностей юношей и девушек в общении с близкими

при высокой выраженности этой потребности заставляет задуматься над тем,

что же практически означает «доверительность» в реальном взаимодействии

взрослых и старшеклассников. Тут приходится признать, что роль взрослых

рассматривается в возрастной психологии преимущественно в одном ракурсе –

как проводник знаний – и в этом своем значении почти не меняется со сменой

возрастов ребенка (Выготский Л.С. (1984)). Между тем, при первой попытке

взглянуть на нее, не отрываясь от почвы совместной жизнедеятельности

взрослого и ребенка, их событие становится очевидным, что по мере того как

в ходе роста школьника меняются формы и самая мера его активности, должна

меняться и роль взрослого. Для старших школьников невыносимо принуждение,

вмешательство в их дела извне, но это не значит, что они не будут

благодарны за тактичную помощь. Доверие взрослых к развитию личности

школьников, вера в его потенциальное «я» – лучшее условие доверительности в

общении с ним (Ремшмидт Х. (1994)).

Что же происходит, когда родители не умеют понять новые стремления

подростка, юноши? А происходит то, что он все равно отправляется на поиск

удовлетворяющих его отношений. Он находит их в среде сверстников. Здесь

стремление подростка к взрослости понятно остальным, это стремление

признают и поддерживают другие, подобные ему. Здесь отыскиваются

своеобразные пути приобщения к взрослости. Здесь может получить поддержку

протест подростка такого отношения взрослых, которое его не удовлетворяет,

- зачастую на этой основе может возникнуть так называемая солидарность

группы: подростки против «взрослых вообще». Подростки и старшие школьники

«освобождаются» от своих родителей (Фельдштейн, (1990)).

Подросток, юноша наталкивается на упорное непонимание родителей и

уходит к товарищам.… И вот уже социально-моральное развитие его происходит

преимущественно за пределами влияния семьи и школы. Конфликты,

столкновения теперь могут возникнуть уже на другой основе: подросток, юноша

борется уже не за то, чтобы быть вместе с родителями, не за то, чтобы ему

разделить их дела и заботы, - нет, он отстаивает совершенно,

противоположное: пусть, его «оставят в покое», пусть дадут поступать «как

он сам хочет» (а на самом деле так, как диктует мораль группы сверстников,

к которой он принадлежит).

Невнимание к новым особенностям и стремлениям подростка и старшего

школьника опасно. Нельзя упускать время. Взаимное непонимание может

превратиться в явление необратимое. Благополучие в личных отношениях

родителей и детей, контакт и понимание между ними совершенно необходимо.

Анализ литературных данных позволил сделать нам следующие выводы:

в подростковом и старшем школьном возрасте наиболее значимыми являются

отношения со сверстниками;

в подростковом и старшем школьном возрасте прослеживаются некоторые

сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями),

связанные с возрастными особенностями ребят. Однако, при всей тяге к

самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и

помощи старших.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. ПРОБЛЕМА, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Учитывая возрастные особенности, а также значимость и особенности

общения в подростковом возрасте и ранней юности, то мы определили следующую

цель данного исследования: изучение динамики и различных форм общения в

подростковом возрасте и ранней юности с учетом современности.

Для достижения поставленной цели нами предусматривалось решение

следующих задач:

1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о

значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей

в общении.

2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском

возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации»

и «приеме информации».

3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника» на

которые ориентируется современный старшеклассник.

4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и

юношей с различными формами их общения.

5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися

данными и выявить роль социальных факторов в общении современных

подростков и юношей.

Для решения поставленных в работе задач, был использован ряд методик:

1. Анкета по общению №1 (Мудрик А.В., 1988).

2. Анкета по общению №2 (М.И. Мнацаканян, 1993).

3. Методика «Идеальный собеседник» (качества личности, наиболее

ценимые старшеклассниками в себе и в собеседнике).

4. Методика коммуникативная дистанция (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани,

Ю.Я. Рыжонкина, 1985).

5. Проективное сочинение «Мое свободное время».

6. Анкета, выявляющая внеучебные интересы (Черенкова В.Г., 1990).

7. Проективное сочинение «Современные молодежные организации».

Анкета по общению №1 (Мудрик А.В. 1988).

Данная методика состоит из 15 вопросов, цель которых выявить: умение

учащихся общаться, а также круг их общения.

Первый вопрос «Умеете ли вы общаться?», дает возможность выявить

умение ребят строить и поддерживать отношения. Второй вопрос позволяет

выяснить, с кем преимущественно общаются ребята. Вопросы 3 и 4

выявляют, что такое общение и для чего они (ребята) общаются. Пятый

вопрос позволяет выявить, «Нужно ли учиться общению?». Вопросы 6 и 7,

9 раскрывают возникающие трудности в общении (из-за чего и с кем они

связаны). Вопрос 8 дает возможность выяснить, насколько интересными

собеседниками считают себя ребята (с 12 до 18 лет). Вопросы 10 и 11

позволяют выявить умение вступать в контакт и поддерживать его.

Вопросы 12, 13, 14 и 15 позволяют выявить, с кем предпочитают ребята

проводить свободное время; с кем делятся радостью и проблемами.

При обработке подсчитывалось количество наиболее типичных ответов по

всем классам (6, 8, 11 класс), а также динамика некоторых ответов,

связанных с возрастными особенностями.

Анкета по общению №2 (М.И. Мнацаканян, 1993).

Данная методика состоит из 6 вопросов, цель которых выявить:

позитивные и негативные стороны, связанные с опытом общения.

Первый вопрос «От чего вам бывает скучно?» позволяет выявить, когда и

от чего ребятам бывает скучно? Вопрос второй позволяет выявить, как

складываются отношения подростков и взрослых. Вопрос 3 позволяет выявить

открытость ребят по отношению к людям. Вопрос 4 и 6 позволяют раскрыть

негативные переживания, связанные с опытом общения. Вопрос 5 позволяет

выявить качества личности, которые ребята ценят в людях больше всего.

Результаты были обработаны и структурированы.

Методика «Идеальный собеседник» (качества личности, наиболее ценимые

старшеклассниками в себе и в собеседнике).

Данная методика состоит из двух этапов.

На первом этапе следовало выяснить качества личности, наиболее ценимые

учащимися различных классов (в идеальном собеседнике) и на этой основе

составить оценочные места.

Второй этап заключался в том, что эти же учащиеся оценивают себя с

точки зрения развитости выявленных личностных качеств. Сопоставив

полученные самооценки, можно сделать вывод об уровне развития у учащихся

оценочных отношений.

Далее следует обработка результатов, цель которых – получение

самооценок и оценок идеального собеседника.

Если учащиеся, отвечая на вопрос «Какими качествами личности должен

обладать идеальный собеседник и вы лично?», называют слишком много качеств,

их можно сгруппировать по списку таким образом, чтобы в одной подгруппе

оказались качества личности, как отзывчивость, чуткость, внимательность,

способность понимать других людей, проявлять заботу о них. В другую

подгруппу, представляющую иную совокупность личностных достоинств, включить

такие качества, как доброта, душевность, дружелюбие, сердечность,

человечность; в третью – воспитанность, культура, вежливость,

интеллигентность, тактичность, деликатность, любезность.

Результаты были обработаны и были внесены в таблицу, а также оформлены

графически.

Методика коммуникативная дистанция (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани, Ю.Я.

Рыжонкина, 1985).

Структура общения может быть представлена тремя взаимозависимыми

сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная

сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Существующие точки зрения на коммуникацию, как на обмен информацией

подразумевают, что прием и передача информации – единый, неразрывный

процесс, являющийся единицей коммуникативного акта. На наш взгляд, для

оценки качественной стороны общения необходимо расчленение единого

коммуникативного акта на процессы – приема и передачи информации, что

позволит выяснить вклад в общение каждого из партеров.

Несмотря на большое число методов исследование взаимоотношений,

ощущается недостаток в средствах изучения процессов приема и передачи

информации во время общения. Нашей задачей было найти и апробировать такой

метод анализа неформальных коммуникаций, который позволял бы выяснить, кто

из участников общения играет роль коммуникатора и реципиента.

Методика. Испытуемому предлагалось оценить:

родителей;

учителей;

одноклассников;

друзей вне школы,

как партнеров по общению при помощи «техники прямого шкалирования». В

качестве тестового материала использовались две точки, расположенные на

расстоянии 100 мм одна от другой, расстояние не сообщалось и не было

предварительно проградуировано. Испытуемый должен был оценить интенсивность

общения, проводя линию нужной ему длины от одной точки к другой. Такой

прием дает возможность испытуемому установить «коммуникативную дистанцию»

между собой и партнерами, не перекодируя своего отношения в цифры и баллы.

Для решения задачи расчленения коммуникативного акта на процессы приема и

передачи информации испытуемому предлагалось дать два независимых

графических ответа для каждого партнера по общению (родителей, учителей,

одноклассников, друзей вне школы), в первом случае оценивая коммуникацию с

точки зрения коммуникатора, во втором – реципиента.

1. В жизни вам постоянно приходится общаться друг с другом,

обмениваясь информацией. При этом каждый из вас испытывает потребность, как

высказаться самому, так и выслушать другого. Эти потребности выражены

неодинаково даже по отношению к одному и тому же человеку (или группе

людей), тем более к различным людям.

Перед вами две точки. Представьте себе, что в левой точке находитесь

вы сами, а в правой – ваши родители, учителя, одноклассники, друзья вне

школы. Расстояние между точками символизирует исходную дистанцию между

вами. У вас возникло желание высказаться, высказать свое мнение, свою точку

зрения, оказать информационное влияние на партнера (- ов). Насколько вы

хотели бы «подойти», «приблизиться» для этого к нему (к ним)?

Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию

от себя к нему. Для этого поставьте карандаш (ручку) в левую точку и с

удобной для вас скоростью проведите отрезок прямой линии в сторону точки с

указанием партнера (родителям, учителям, одноклассникам, друзьям вне

школы), считая, что чем длиннее линия, тем больше вы заинтересованы в

передаче ему (им) информации.

2. Перед вами те же две точки. Представьте себе, что вы хотели бы

выслушать мнение, точку зрения, интересную для вас информацию от родителей,

учителей, одноклассников, друзей вне школы. Насколько вы хотели бы

«подпустить», «приблизить» его (их) к себе? Выразите свое желание в виде

отрезка определенной длины, проведя линию от него к себе. Для этого

поставьте карандаш (ручку) в правую точку с указанием партнера (-ов) и, не

спеша, проведите прямую линию в сторону точки «я», считая, что чем длиннее

линия, тем больше вы заинтересованы в получении информации.

Полученные результаты были обработаны и выявлены различия среди

учащихся 11-ых классов русской средней школы №4 города Кишинева и у

учащихся русской средней школы №14 города Кишинева.

Проективное сочинение. « Мое свободное время».

Такое сочинение представляет собой, вид проектных методик – учащимся

предлагалось написать небольшое сочинение, в котором они должны были

описать, как они проводят свое свободное от уроков время. Цель данной

методики – анализ продуктов деятельности (сочинение и есть такой продукт) и

самой проекции его интересов, желаний, влечений и т.д.

При этом мы исходим из того, что, работая над сочинением в

соответствии с предложенным нами планом, подростки должны мотивировать свое

отношение к различным способам проведения своего свободного времени, то

есть привести собственные мотировки своего поведения и деятельности.

Единицей счета в содержательном анализе сочинений подростков является

«суждение, выражающее закономерную мысль или чувство (Л. Петровская, 1991).

Проведение этой методики позволит в определенной степени дополнить

результаты анкетирования (продолжающее данную тему), и получить информацию

о внеучебных интересах наших испытуемых.

Анкета «Свободное время» (Г.Ф. Черенкова, 1990 год).

Исследование содержательного аспекта мотивации различных форм общения

подростков в свободное от обязательных занятий время целесообразно

проводить при помощи специально разработанной анкеты. Вопросы направлены на

выявление объекта, структуры и содержания свободного от обязательных

занятий (т.е. уроков) времени подростков, а также круга их общения.

Следует отметить, что сопоставление мотивировок подростков, полученных

методом сочинения, с данными письменного опроса поможет выяснить отношение

подростков к различным формам общения, что, в свою очередь, даст

возможность более адекватно оценить особенности развития и мотивационно-

потребностной сферы в зависимости от конкретных социальных условий

жизнедеятельности.

Анкета состоит из 8 вопросов. Первый вопрос позволяет выявить, чем

занимаются ребята в свободное время в будние дни и сколько примерно (в

часах). Второй и третий вопросы позволяют выявить, где обычно проводят свое

свободное время учащиеся в будние и выходные дни. Четвертый вопрос

позволяют выявить круг общения ребят. Пятый вопрос позволяют выявить, на

сколько ребята удовлетворены тем, чем занимаются в свободное время. Шестой

вопрос позволяют выяснить, где бы хотели учащиеся проводить свое свободное

время. Седьмой вопрос выявляет, с кем бы ребята хотели общаться. И восьмой

вопрос: чем бы хотели заняться ребята в свое свободное время (соотношение

желаний и возможностей)?

Полученные результаты в ходе проведения анкеты и соотношение их с

данными, полученными в ходе проведения проективного сочинения, позволяют

судить об интересах современных подростков и старших школьников с учетом

временных и социальных условий.

Проективное сочинение. «Современные молодежные организации».

Проективное сочинение, представляет собой особый вид проективных

методик для выявления необходимости у современных старшеклассников наличия

современных молодежных организаций, которые бы удовлетворяли их интересы и

потребности. А также, для более полной картины интересов и стремлений

современной молодежи. Цель данной методики – анализ продуктов деятельности

(сочинение и есть такой продукт) и самой проекции его интересов, желаний,

стремлений и влечений.

Проведение этой методики позволит в определенной степени дополнить

результаты анкетирования и уже одного сочинения и получить информацию об

интересах и потребностях наших испытуемых.

Исследования по выбранной нами программе, проводились в 6«А» классе,

8«А» классе, а также 11«Б» и 11«В» классах школы №14 города Кишинева. А

также, в 8«А» классе и в 11«Б» и 11«Э» классах школы №4 города Кишинева.

Что в свою очередь позволило провести сравнительный анализ полученных

результатов учащихся данных школ.

В нашем исследовании участвовало 114 учащихся школ №4 и №14 города

Кишинева.

2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Так как общение в подростковом и старшем школьном возрасте является

одним из основных видов деятельности, о чем свидетельствуют литературные

данные (Божович Л.И. (1968), Выготский Л.С. (1984), Эльконин Д.Б. (1978),

Кон И.С. (1989) и др.), нами была проведена анкета, по общим вопросам,

касающимся общения в данных возрастных периодах.

Анкета состоит из 15 вопросов, которые, в свою очередь, можно

подразделить на 3 категории (каждая из которых, включает по 5 вопросов):

I категория (1-5 вопросы) – посвящены общему представлению учащихся об

общении в 6, 8 и 11-х классов (таблица 1).

II категория (6-10 вопросы) – посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся

вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а

также, трудности, связанные с этим (таблица 2).

III категория (11-15 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и

предпочтения (таблица 3).

Проанализируем полученные данные I категории вопросов, представленные

в таблице 1.

|№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |

|во|ответов. | |

|пр| | |

|ос| | |

|а | | |

| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |

| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |

| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |

| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

|1.|Да |16 |10 |11 |16 |17 |14 |13 |

| |Нет |1 |2 |1 |1 |- |- |1 |

| |Не очень |2 |- |1 |- |1 |- |- |

| |Не знаю |1 |1 |1 |- |4 |1 |- |

|2.|Друзья |14 |8 |14 |14 |15 |11 |7 |

| |Родители |9 |5 |3 |2 |9 |7 |7 |

| |Одноклассн|- |- |- |- |3 |2 |2 |

| |Со всеми |3 |2 |- |- |- |2 |- |

| |С прот. |- |2 |4 |1 |3 |2 |2 |

| |пол. | | | | | | | |

|3.|Узнавание |- |2 |5 |- |10 |2 |5 |

| |новостей | | | | | | | |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

| |Обмен |3 |- |2 |- |- |6 |3 |

| |информац. | | | | | | | |

| |Поддержка |7 |2 |2 |2 |- |3 |2 |

| |отношений | | | | | | | |

| |Получение |2 |4 |4 |5 |9 |- |2 |

| |удовольств| | | | | | | |

| |(развлечен| | | | | | | |

| |) | | | | | | | |

| |Не знаю |- |- |- |6 |- |- |- |

|4.|Разговор |7 |4 |8 |2 |8 |2 |4 |

| |(беседа) | | | | | | | |

| |Передача |3 |4 |1 |7 |6 |6 |6 |

| |информац. | | | | | | | |

| |Узнавание |2 |- |1 |3 |- |1 |2 |

| |друг друга| | | | | | | |

| |Не знаю |- |3 |3 |5 |4 |- |1 |

|5.|Да |17 |11 |13 |11 |10 |11 |14 |

| |Нет |2 |2 |2 |4 |9 |3 |1 |

| |Не знаю |1 |- |- |2 |2 |1 |- |

Таблица 1. Распределение результатов, полученных по I категории вопросов.

Анализ ответов по I категории вопросов показывает, что 53 ученика

(школа №4) нашей выборки на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают

положительно и только 10 – «нет, не знаю, не очень». 44 из 51 учащихся

школы №4 считают, что «да», 1 – «нет», 1 – «не очень» и 5 – «не знают».

Что касается круга общения, то на 1 –ое место все ребята поставили

друзей (сверстников, друзей постарше), что соответствует литературным

данным, поскольку в этом возрасте общение со сверстниками является

доминирующем и более значимым (Л.С. Выготский); на второе место попали

родители, а на 3 –ье – друг (подруга) противоположного пола. Что касается

общения с родителями, то преимущественное предпочтение отдается матерям.

В таблице 2 представлены данные, полученные по II категории вопросов.

|№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |

|во|ответов. | |

|пр| | |

|ос| | |

|а | | |

| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |

| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |

| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |

| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |

|6.|Да |7 |12 |11 |11 |5 |9 |12 |

| |Родители |2 |4 |- |- |7 |- |3 |

| |Учителя |2 |- |- |- |2 |- |2 |

| |Друзья |2 |4 |- |- |5 |- |- |

| |Нет |6 |- |4 |6 |- |7 |2 |

|7.|Да |18 |13 |12 |15 |18 |14 |12 |

| |Иногда |2 |- |- |- |3 |- |1 |

| |Нет |- |- |3 |2 |- |2 |2 |

|8.|Да |14 |8 |4 |3 |6 |9 |9 |

| |Не очень |4 |- |4 |1 |4 |2 |2 |

| |Не знаю |2 |4 |6 |8 |10 |1 |2 |

| |Нет |- |1 |- |4 |- |2 |1 |

|9.|Я |2 |4 |2 |1 |8 |10 |2 |

| |Собеседник|6 |6 |2 |3 |12 |7 |8 |

| |Зависит от|2 |2 |3 |13 |2 |1 |- |

| |ситуации | | | | | | | |

| |Не знаю |2 |- |5 |- |- |1 |2 |

|10|Да |17 |11 |11 |11 |17 |12 |10 |

|. | | | | | | | | |

| |Почти |- |- |- |3 |1 |2 |3 |

| |Нет |3 |2 |4 |3 |4 |2 |1 |

Таблица 2. Распределение результатов, полученных по II категории вопросов.

Из таблицы 2 видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в

общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. Не менее проблем в

общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола.

Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами,

непонимание и разочарование очень сильно беспокоят испытуемых. Почти все

испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения.

Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими.

Интересные результаты были получены при ответе на вопрос, «Считаете ли

вы себя интересным собеседником?». Они представлены на диаграмме 1.

Из диаграммы 1 мы видим, что «самыми интересными собеседниками» себя

считают шестиклассники. Полученные нами данные не соответствуют

литературным, касающиеся данного возраста.

Можно полагать, что эти результаты – плохая реакция на обследование

детей. Но возможно, что это специфика выборки, так как беседа с психологом

показала, что в этом классе большая часть учащихся – запущенные дети с

личностными нарушениями, связанными со сложными взаимоотношениями в семье,

а также с дефицитом воспитания не только домашнего и школьного.

Видимо, высокий уровень самооценки у ребят выступает как защитный

механизм. В этом возрасте все ярче выражается желание выглядеть взрослыми и

значимыми, как с взрослыми, так и со сверстниками. В этом возрасте,

показывают литературные данные, на первое место выходит мотив занять

определенное место в коллективе сверстников и поиск признания ценности

собственной личности в глазах окружающих. А общение является лучшим

способом достижения подобных целей.

Что касается результатов, полученных нами в 8 –х классах, то они также

могут быть объяснены литературными данными. В этом возрасте самооценка

более благополучна, хотя имеет тенденцию к неустойчивости. Для этого

возраста характерно то, что центральным становится стремление подростков к

автономии в коллективе сверстников и поиск утверждения, как значимой

личности в глазах сверстников. Потребность «быть значимым в глазах

сверстников» часто приводит к тяжелым переживаниям подростков, развитию

неуверенности в себе, отсюда и заниженный уровень самооценки.

Противоречивые результаты, как видно из диаграммы, получены в 11 –х

классах. Судя по литературным данным, в этом возрасте самооценка может

иметь тенденцию к устойчивости, становится более гармоничной, снижается

уровень тревожности.

В старшем школьном возрасте самооценка выполняет две важные функции:

- самопознание;

- самозащита.

А так же иметь положительный образ самого себя. Однако самооценка

выпускника школы может характеризоваться и как неблагополучная, прежде

всего, в связи с неудовлетворенностью собой. А это, прежде всего, связано с

всплеском уровня тревожности (так как в этом возрасте ребята находятся на

пороге новой, самостоятельной жизни), а так же от ряда социальных условий.

Данные, полученные в 11 –х классах школы №4 можно рассматривать как

норму, относящуюся к этому возрасту (опираясь на литературные данные), чего

нельзя сказать о данных 11 –х классов школы №14. Как мы видим из

диаграммы, здесь заниженный уровень самооценки, имеющий тенденцию к

неустойчивости.

Из беседы с учителями и школьным психологом мы можем предположить, что

полученные нами результаты не совпадают с литературными в связи с тем, что

на сегодняшнего подростка очень влияет семейный климат, круг его общения

вне школы, сама школьная ситуация и, пожалуй, самая серьезная причина –

современная социальная ситуация, которая меняет сегодняшнего подростка и

отличает его от литературных данных и характеристик.

Следующая III категория, позволяет выяснить, с кем подростки

предпочитают делиться своими радостями и горестями, а так же, с кем хотят и

любят отдыхать.

|№ |Варианты |Количество учащихся по классам и школам. |

|во|ответов. | |

|пр| | |

|ос| | |

|а | | |

| | |6«А» |8«А» |11«Б» |11«В» |8«А» |11«Б» |11«Э» |

| | |кл. |кл. |кл. |кл. |кл. |кл |кл. |

| | |школы |школы |школы |школы |школы |школы. |школы |

| | |№14 |№14 |№14 |№14 |№4 |№14 |№14 |

|1.|2. |3. |4. |5. |6. |7. |8. |9. |

|11|Я |6 |3 |3 |3 |9 |5 |7 |

|. | | | | | | | | |

| |Он |12 |6 |5 |7 |9 |6 |5 |

| |Зависит от|1 |4 |5 |7 |2 |4 |2 |

| |ситуации | | | | | | | |

| |Не знаю |7 |- |1 |- |- |- |- |

|12|Друзья вне|8 |9 |13 |13 |10 |12 |11 |

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ