Рефераты
 

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Министерство образования Российской Федерации

Астраханский педагогический институт им. С. М. Кирова

Кафедра педагогики и

психологии начального

образования

Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в

формировании готовности ребенка к школьному обучению

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

студентки ПФ Стародубцевой Татьяны Павловны

Научный руководитель

старший преподаватель

кафедры педагогики и

психологии начального

обучения

Алферова

Галина Викторовна

Астрахань ( 96

Оглавление

Глава 1. Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к

школьному обучению 8

1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному

обучению как педагогическая проблема 8

1.2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному

обучению 16

1.3. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному

обучению 29

ВВЕДЕНИЕ.

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители,

воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало

нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и

обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и

сверстниками.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно

усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат

своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя

плоды их воспитательных усилий.

Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным

коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают

родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми

требованиями, теряя интерес к школе. Анализируя годы дошкольного детства

можно обнаружить причины готовности или неготовности его к школьному

обучению.

В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И

если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у

шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год

школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания —

всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако,

значительное количество детей несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся

у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении.

основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы

“психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика

жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели

психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться

лишь на физический или паспортный возраст детей.

Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под

руководством психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы

неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение

детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного

этапа, за безболезненый переход от дошкольного к младшему школьному

возрасту.

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы

жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов

этой задачи, правда исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого

аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на

формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков,

необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и

психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более

раннего возраста.

В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеют

значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности,

что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную

группу детского сада (исследования в лаборатории подготовки детей к школе

НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; Тарунтаева Т. В., 1980; Журова Л. Е.,

1978). Результаты убедительно показывают, что путем социальной организации

воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного

возраста началам математики и грамоты, а тем самым значительно улучшить

подготовку к школьному обучению.

Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпывается

формированием у них определенных знаний, умений, навыков, т. к. все

усваиваемое дошкольниками содержание, как правило согласовано с их

возрастными возможностями. Но сама форма деятельности при таком подходе не

является стержневой для проблемы психологической готовности.

Второй подход заключается в том, что у ребенка, поступающего в школу,

должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к

изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и

составляет психологическую готовность к школьному обучению.

Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать генезис

отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования

на специально организованных учебных занятиях.

В специальных исследованиях (Т. С. Комарова, Доронова, Анищенко и др.)

выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование,

лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные

элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному

обучению.

Но учебная деятельность с точки зрения ее происхождения и развития

имеет своим источником только единое, целостное психологическое

образование, порождающее все компоненты учебной деятельности в их специфике

и взаимосвязи.

В психолого-педагогической литературе существует и такая точка зрения,

согласно которой учебная деятельность наблюдается на всем протяжении

дошкольного периода и связана с введением в дошкольные учреждения

целенаправленного обучения. Еще А. П. Усова[1] считала, что детей в

дошкольном возрасте необходимо обучать, поскольку это важно для их

психологического развития и подготовки к школе. Однако, такой подход к

данной проблеме актуален и в наши дни. Так, практика показывает, что в

каждом классе ученики в различной степени способны к обучению, в неравной

степени развита и учебная деятельность. Это связано с тем, насколько

правильно велась подготовка к школе в период дошкольного детства. В

настоящее время многие дети не посещают дошкольные учреждения, а находятся

дома, поэтому уровень подготовки детей заметно отличается и находится в

прямой зависимости от того, сколько внимания уделялось вопросу обучения,

подготовки ребенка к школе.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения

интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических

подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с

требованиями жизни. В этом контексте готовность дошкольников к обучению в

школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и

принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В

тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в

школе.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является

изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л. С. Выготский,

В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.

Проблемами диагностирования детей поступающих в школу, занимались

Л. А. Венгер, В. В. Холмовсакая, Д. Б. Эльконин и др.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены

новые программы, изменилась структура школы. Все более высокие требования

предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе

альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной

программе.

Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению

остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из собственной

работы школы в современных условиях.

Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.

Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ,

разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения

ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к

школе.

В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют

разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того,

посещали ли они детский сад или воспитывались дома.

В связи с актуальностью данной проблемы мы определили тему нашего

исследования: “Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного

учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению”.

Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия готовности

ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов

воспитания: семь и школы, их влияния на эту готовность.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс подготовки детей к

обучению в школе.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия готовности

дошкольников к школьному обучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определяются

его основные задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия “готовность к школьному обучению”,

выявить ее критерии.

2. Изучить возможности семьи в формирование готовности к школьному

обучению. Влияние семьи на сформированность этой готовности.

3. Рассмотреть взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения в вопросе

подготовки детей к школе.

4. Разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию

возможностей ребенка при подготовке к обучению. Осуществить

диагностику.

В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том,

что при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи и правильной

организации специальных мероприятий (занятий, целенаправленных игр,

экскурсий и т. д.) по формированию школьной зрелости позволит улучшить

процесс подготовки к школе и поможет найти, по возможности, пути реализации

задатков каждого будущего школьника.

В работе были использованы следующие методы:

анализ научно-педагогической и методической литературы;

педагогический эксперимент (наблюдение, беседы с детьми подготовительной

группы, воспитателями и родителями);

анализ документации;

формирующий эксперимент.

Работа имеет практическую значимость, которая выражается в создании

условий, способствующих формированию высокого уровня готовности к школьному

обучению.

Глава 1.

Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению

1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному

обучению как педагогическая проблема

Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется у

ребенка постепенно с момента рождения — в общении со взрослыми и

сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении. Про

поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его

психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.

В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто

отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим

работы класса.

У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные

способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления,

выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.

Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен, тяготеет к

шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет

общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса

к познанию. [3, с. 3]

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить

на органические и воспитательные.

Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно-

психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка

формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического

подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто

причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является

педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях.

Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций,

приводит к снижению уровня развития ребенка.

Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются

возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом

объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к

школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие “маленькие школы”, в

которых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логика

рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он

встретиться в школе, он будет успешно учиться. [3, с. 4]

Но умение ребенка читать и писать, еще не гарантирует успешного

обучения в школе. Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно

слушать, правильно выполнять задания.

Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий

наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных

особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной

деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития,

подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для

развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого

ребенка.

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным

шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее

содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет

ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного

отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением,

выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний,

установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых

совместной деятельностью.

В психологии установлено, что любые психические свойства и способности

складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы.

Поэтому качества, требующиеся школьнику не могут сложиться вне процесса

школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе

заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти

качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их

усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе —

это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных”

психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка

к моменту поступления в школу.

Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является

наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему как к

важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний,

интерес к определенным учебным предметам. Познавательный интерес к любому

объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей,

тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта,

представлений, способствует у детей возникновению желания познания. Только

наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить

ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей,

налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит,

с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание

детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение

школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной

активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в стремлении

узнавать новое.

Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе

группах детского сада, показали, что поступления в школу хотят практически

все дети, хотя обоснования этого желания они дают различные. Часть детей

привлекает в школьной жизни получение знаний, а часть ссылается на внешние

аксессуары: обладание портфелем, звонки, перемены и др. Это, однако, не

означает, что мотивационно подобные дети к школе не готовы: решающее

значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные

условия для последующего формирования более глубокой, собственно учебной

мотивации.

Возникновению учебной мотивации способствует формирование и развитие

любознательности, умственной активности, непосредственно связанных

выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для

ребенка как самостоятельные, будучи вплетены в выполнение практической

деятельности. Серьезное значение в выделении и принятии детьми

познавательных задач, имеет обучение на занятиях в детском саду, где

происходит переход от выполнения заданий облеченных в форму игры или одного

из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий собственно

познавательного характера, направляющих детей на осознанное выполнение

умственной работы.

Следующее условие успешного обучения заключается в достаточной

произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию

имеющихся у ребенка мотивов учения. Произвольность внешнего двигательного

поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, в

частности организованно вести себя на уроках.

Основной предпосылкой овладения произвольностью поведения является

приходящее к концу дошкольного возраста формирование системы мотивов, их

соподчинение, в результате которого одни мотивы выступают на первый план, а

другие становятся менее важными.

Все это, однако, не означает, что поведение ребенка, поступающего в

школу, может и должно отмечаться высокой степенью произвольности, но важно

то, что в дошкольном возрасте складывается такой механизм поведения,

который обеспечивает переход к новому типу поведения в целом.

Выявление единого психологического новообразования, лежащего у истоков

учебной деятельности, посвящены работы Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна и

др.

В последние годы все больше внимания уделяется проблеме готовности к

школьному обучению и за рубежом. Решением данной проблемы занимались не

только педагоги и психологи, но и врачи и антропологи. Наибольшее

количество исследований посвящено установлению взаимосвязей между

различными психическими, физическими показателями, их влияние и взаимосвязь

со школьной успеваемостью (Штребель, Йирасек Я., Керн).

По мнению этих авторов, поступающий в школу ребенок должен обладать

определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном

и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность

ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию,

аналитическому мышлению и т. п. под эмоциональной зрелостью они понимают

эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции

ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в

общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым

условностям детской группы, а также со способностью взять на себя

социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

В результате проведенных исследований выявлено, что на рубеже старшего

дошкольного и младшего школьного возраста появляется новый тип общения,

который существенно необходим для успешного последующего обучения детей в

школе.

К концу дошкольного периода общение приобретает новую черту —

произвольность. Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста

начинают характеризоваться уже не только непосредственностью предметной

ситуации и взаимоотношениями с окружающими, но и сознательно принимаемыми

задачами, правилами, требованиями, т. е. Определенным контекстом.

Тест по изменению формы общения детей в старшем дошкольном возрасте был

разработан Л. С. Выготским. Он исследовал влияние изменившихся форм общения

на сформированность школьной зрелости. Представленный им тест “(Да( и

(нет( не отвечай”, проводится в форме беседы, в которой взрослый задает

вопросы, а ребенок отвечает. Вопросы нередко наталкивают ребенка на

однозначные ответы (да(, (нет(, однако, суть теста и состоит в том, чтобы

дети сумели быстро ориентироваться в поиске ответа, помня, что запрещенные

слова нельзя употреблять при ответе.

В результате проведения теста появляется возможность изучить некоторые

формы общения дошкольников со взрослыми в связи с проблемой психологической

подготовки детей к школьному обучению и может быть сформулирован ряд

выводов:

1. В старшем дошкольном возрасте у детей проявляются различные уровни

произвольности — непосредственности детей в общении со взрослыми.

2. У детей с высоким уровнем произвольности в общении со взрослыми, и у

ребят с преобладающим импульсивным поведение образуется различное

отношение ко взрослому и его вопросам. Дети с высоким уровнем

произвольности общения характеризуются контекстностью общения

(непривязанностью общения к какой-либо наличной ситуации). Такие дети

видят условность позиций взрослого, понимают двойной смысл его вопросов.

Дети с непосредственным поведением воспринимают только один прямой и

однозначный смысл вопросов. Они не принимают условности позиций

взрослого, испытывают трудности в понимании взрослого вообще и учителя в

частности; не удерживают контекста общения.

Таким образом, повышению уровня произвольности общения со взрослыми

способствуют такие условия, при которых ребенок начинает видеть

двойственность позиции и удерживать контекстность общения.

Описанный эксперимент позволяет выявить развивающуюся в конце

дошкольного возраста такую форму общения ребенка со взрослыми, как

контекстное общение, которое имеет немаловажное значение для проблемы

исследования психологической подготовки детей к школе, т. е. Успешность

школьного обучения тесно связана с возникновением у детей конкретной

способности к контекстному общению со взрослыми.

Подводя итоги изучения роли контекстного общения в психологической

подготовке детей в школьному обучению, сформулируем следующие выводы:

1) Уровень произвольности общения ребенка со взрослым сказывается на

успешности последующего обучения в школе.

2) Овладение детьми контекстным видом общения со взрослыми — необходимое

условие принятия учебных задач.

Мы выяснили, что контекстное общение создает благоприятные условия, для

принятия и выделения детьми учебных задач. В тоже время анализ проблемы

психологической готовности детей к школьному обучению заставляет

предположить, что общение ребенка со взрослыми не охватывает всех аспектов

решаемой проблемы, и наряду отношения ребенка ко взрослому необходимо

рассматривать и отношения детей со сверстниками.

Важные результаты по этой проблеме получены в психологии учебной

деятельности (В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и

др.). в этих работах приводятся убедительные данные, говорящие о том, что

общение детей существенным образом сказывается на эффективности обучения и

полноценности полученных школьных знаний. Хорошо подготовленные к школе

дети имеют высокий тип общения со сверстниками, а ученики, не готовые к

школьному обучению, находятся на очень низкой стадии общения.

Изучив роль общения со сверстниками в психологической подготовке детей

к школьному обучению, мы можем сделать следующие выводы:

В старшем дошкольном возрасте у детей возникает и интенсивно

развивается новый тип общения со сверстниками, который близок по характеру

общения со взрослыми и существенно связан с успешностью учения детей в

школе.

Итак, общение детей со взрослыми и сверстниками неоднородно и проходит

в своем развитии разные формы. Эти формы связаны генетической и логической

преемственностью, которую необходимо учитывать при обучении и воспитании

детей дошкольного возраста и при подготовке их к школе.

Психологическая готовность к школьному обучению одна из важнейших

проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как

построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и

формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Многие зарубежные авторы, занимающиеся проблемой их зрелости (Гетцен,

Керн, Штребел), указывают на отсутствие импульсивных реакций как на

важнейший критерий психологической подготовленности детей к школе.

Важнейшая сторона психологической готовности к школьному обучению —

уровень валового развития ребенка, участие в общей деятельности, умение

принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Процесс совместной деятельности в начальных классах в значительной мере

основан на выполнении под руководством учителя собственной работы детей с

различного рода материалом. Поэтому ребенок, поступая в школу, должен также

уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства,

т. е. владеть достаточно точным и расчлененным восприятием.

Определяет готовность ребенка к школьному обучению и уровень развития

его речи — умение связно, последовательно описывать предметы, картины,

события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило.

Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и

времени.

Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система

педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской

деятельности и педагогического процесса в целом.

Однако, при обилии разнообразной и доступной теоретической литературы

по вопросам подготовки детей к школе, на практике часто приходится

сталкиваться с тем, что дети идут в школу неготовыми или недостаточно

готовыми, несмотря на то, что и родители, и воспитатели осознают

необходимость подготовки ребенка к школе. Но обучение дошкольников требует

специальных знаний.

Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться.

Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.

Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и

рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в

период дошкольного детства.

Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии, опираясь

на которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок к поступлению

в школу. Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким уровнем

развития физической, психологической, нравственной и мыслительной

деятельности. В деятельности, как в фокусе собираются все достижения

развития — состояние моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания,

воли.

Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем

ввиду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее

биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения.

Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит (т. е. все

параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже

иногда несколько опережают ее). Следует также отметить успехи в освоении

движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота,

точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук.

Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному

воспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая

физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с

новыми учебными нагрузками. [3, с. 124]

В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание

ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим

поведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам;

сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность,

усидчивость, настойчивость. [27, с. 34]

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает

сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления),

сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и

познавательных умений: дифференцированного восприятия, познавательной

активности, познавательных интересов. [48, с. 77]

Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным

критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению. Однако, по

наблюдениям учителей начальных классов дети, идущие в школу, не обладают

всеми качествами необходимыми будущему школьнику, т. е. не готовы к школе.

чаще всего это связано с тем, что в дошкольном детстве не реализуются все

задатки ребенка и он остается недостаточно развит в результате

неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания и развития

дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе. Поэтому проблема

состоит в том, чтобы правильно и своевременно подготовить ребенка к

обучению. А обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную

подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей,

учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка,

однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность

ребенка, поэтому выделить что важнее детский сад или семья мы не можем, так

же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на

развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада. Поэтому, на

наш взгляд, необходимо изучить возможности семьи и дошкольного учреждения в

формировании у ребенка готовности к школьному обучению.

1.2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить

лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению

особенностей влияния семьи на формирование школьной зрелости посвящены

теоретические исследования данного параграфа.

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста

направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции,

какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по

отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под

руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт,

элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в

обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на

формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость

развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания

родителями важности правильного воспитания в семье.

Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное

время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя

недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое

повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной

жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по

удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых,

расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как

удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его

деятельность, какая речевая среда в семье и др.

Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена

характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом

напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в

суете обыденности: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку —

пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”. А пренебрежение ею

дорого стоит. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное

вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат

родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех

жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты

и разнобоя в предъявляемых ему требованиях.

Прежде всего не надо торопиться ни все запрещать, ни все разрешать.

Определите самое главное, что нужно требовать от ребенка, точно решите, что

он должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно ему разрешить,

а чего разрешить нельзя. И придерживайтесь своих требований неукоснительно,

и не уступайте никаким просьбам, слезам, крикам. Вскоре ребенок поймет, что

круг ваших требований для него обязателен, требования неизменны, их надо

выполнять.

Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством и

обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним

складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на

требования, предъявляемые школой.

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых

первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но

и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность,

организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному

делу.

Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей

читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе.

Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же

ревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка.

Понятно, что ко времени поступления в школу ребенок должен обладать

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ