Рефераты
 

Природа как средство эстетического воспитания в детском саду

мебель, игрушки.

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием

содержания они способствуют формированию эстетического восприятия,

эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта

произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения

декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные

произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен

подлинными произведениями искусства.

Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание

эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания

ребенка.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная

деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей

к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности,

осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и

избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное.

Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире,

искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный

опыт малыше, его побуждения, стремления, переживания.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от

многих условий: объема и качества художественной информации, форм

организации и видов деятельности, возраста ребенка.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных

методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств,

отношений, суждений, оценок, практических действий:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия,

оценки, первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях,

предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков

культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим

действиям;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной

отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в

окружающем мире.

В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы.

Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель

создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в

увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой

формой организации жизни детей, при которой складываются определенные

взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе

эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и

в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию,

обостряют восприятие прекрасного.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить

полноценное эстетическое развитие ребенка.

Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания

ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта.

Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным

трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях

различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций,

стимулируют желание трудиться. В большей мере эстетическому воспитанию

детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,

что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что

эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она

захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что мы имеем

здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и

взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом

опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от

этих встреч с прекрасным в слиянии с ним»2.

Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую

работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с

одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое

творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к

эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью,

восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое

мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.

§ 3. Психологические основы эстетического воспитания.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают

развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и

активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития

происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего

общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений,

понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной

деятельности и творческих способностей.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,

что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что

эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она

захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы

имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и

взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом

опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от

этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним»3. Но эстетические переживания

вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность

эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление,

с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать,

насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы

окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей

слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на

своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит

чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и

малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет

его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без

всякой мысли о возможном его использовании»4. Можно поэтому утверждать, что

отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер:

эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с

тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью,

сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности,

свободной и в субъекте игры и в ее объекте.

Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична

психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и

критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит

ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в

«проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь

тому прекрасному, что в нем находит»5. Эстетическая жизнь ребенка

замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от

эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме,

привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и

рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей

степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в

творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим

восприятием.

К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш

переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он

радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает

все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого,

гармоничное от дисгармоничного.

Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который

обращает внимание на эстетические объекты:

«Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в

окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет

развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь.

Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас

бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к

людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических

переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все

большую сферу, что объем их все ширится.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной

художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок

одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни,

искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка

правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое»,

«истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды,

добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение

ценить прекрасное и доброе в людях»6.

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие

детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем

эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно

тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного

образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному

проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение

произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием

произведения и его выразительно-изобразительными средствами.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более

сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения,

рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более

глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному,

доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический

слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам

музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами

придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию,

рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как

своих сверстников, так и своим собственным.

Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная

отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на

простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и

осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства.

Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие

сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические

образы из художественных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве,

к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей

наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению

литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не

осознаются.

Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их

творческие способности. Они проявляются не только когда они занимаются

ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным

событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций,

поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства,

дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный

отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и

художественных образов.

Многие поэтические и музыкальные произведения, подобранные по темам,

например о природе родного края, могут составить содержание лирических

концертов («Березонька моя», «Зимушка-зима»), на которых дети еще раз

встретятся во стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на

занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям

большую радость.

Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Почувствовать

красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические

стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-

выразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для

создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания,

эмоциональных ассоциаций.

В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального

и художественно-речевого развития ребенка. Оно углубляется и

совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть,

словесные игры), которая осуществляется под непосредственным руководством

воспитателя.

ЗНАНИя О ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИяХ, ПОЛУчЕННЫЕ НА ПРОГУЛКАХ, ЭКСКУРСИяХ,

УГЛУБЛяЮТСя, ДОПОЛНяЮТСя НА ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕчЕВЫХ ЗАНяТИяХ. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ

ОПЫТ ЖИВОГО ОБЩЕНИя С ПРИРОДОЙ ДАЕТ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛЕГчЕ ОСМЫСЛИТЬ,

ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОСПРИНяТЬ РАССКАЗ, СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗКУ, ПОБУЖДАЕТ ВЫРАЗИТЬ

СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ. СЛУШАя О НАБЛЮДАЕМЫХ яВЛЕНИяХ ПРИРОДЫ, РЕБЕНОК

СОПОСТАВЛяЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ, яРчЕ чУВСТВУЕТ

КРАСОТУ ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИЙ.

Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся

становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием

воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из

цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может

воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в

обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству

и тогда, когда не развит его ум, интеллект, когда он не стремится к

познанию.

§ 4. Роль природы в эстетическом воспитании.

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения

в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника

красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель.

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных

сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»7. Природа помогает

окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому

источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений

у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на

человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время

неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».

Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал:

«Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое

звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских

композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и

других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах

И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -

источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом

художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда

первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Уровень экономического развития общества, общественные отношения

людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные

эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или,

наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

В античный период древние греки рассматривали прекрасное как

гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался

всеобщим эстетическим свойством ее.

Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело

видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди

полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические

интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что

соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не

изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется

общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту

природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место

должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику

ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание

любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет

огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для

нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников

патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду,

способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения

единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается

лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,

человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях

с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует

постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с

природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в

большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь

есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь

смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что

отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается

внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.

Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и

оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать

звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут

видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.

Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,

в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких

минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так

разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть

города и селения, расположенные на берегах морей.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,

наблюдает и красоте которых радуется.

В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы,

парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:

замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и

распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и

созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,

которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и

зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному

существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей,

научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите

ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте

кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если

он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы

видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение

к другим птицам, к нам самим.

Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»

окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности»

животных.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это

пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение

к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и

формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических

впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа

занимает значительное место, способствует формированию и развитию

эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в

это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,

целесообразности, единству, которые царят в ней»8.

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине -

это сложное моральное чувство, которое органически соединено с

эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо

изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические

чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при

этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и

общего развития человека.

Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами

природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними

должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно

развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное наблюдение над природой во время прогулок и

экскурсий.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие

на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка

включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет

исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в

реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это

прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус

меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.

Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок

чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А

запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных

почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца.

Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками,

звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает

перед воспитателями.

-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время

работы на опытном участке.

В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об

охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно

знать подобающее место в системе эстетического воспитания.

Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его

увлеченности.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми

дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого

возраста.

У детей этого возраста наблюдается большое стремление к

самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.

Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по

отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять

гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за

голубями.

Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную

роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность

ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность

побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную

побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая

его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной

мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели -

основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего

ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно

воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же

лишь в деятельности.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в

правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они

наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,

эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой

вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в

нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не

только направленность интересов, но и особенности этого восприятия

(эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек

руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и

эстетическими принципами.

Эстетическое восприятие - это способность создавать или

воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием

реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с

природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В

соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности,

обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину

виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять,

синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но

если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского

сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен

направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю

жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его

надо воспитывать».

Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как

мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и

храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной

песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло»

чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.

Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого,

сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить

также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности,

побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности

разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не

сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная

забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к

тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному

существу.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых

чувств, обязательных для каждого человека.

Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных

качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с

этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство

долга и т.п.

Мы отвечаем за живое - и за животное/ и за растение - перед природой,

перед обществом, перед собственной совестью.

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме

эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать

следующие выводы:

1.Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического

отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности

по законам красоты.

2.Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.

З.В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная

деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей

к восприятию красоты окружающего мира.

4.Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено

играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.

Глава 2

Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей

средствами природы.

§ 1. Определение уровня эстетического развития детей старшего

дошкольного возраста.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИя НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАчИ:

1)Рассмотреть и проанализировать работу по эстетическому воспитанию

средствами природы, осуществляемую воспитателями детских садов;

2) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания

старших дошкольников;

3) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников;

4) Выявить основные пути и методы (средства) эстетического воспитания

детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

В объяснительной записке к программе по дошкольному воспитанию

отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:

-видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми

облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);

-воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, и

т.д.;

-замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие

краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.

В программе также отмечается, что для правильной организации работы

по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное

содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам

воспитания, для детей каждой возрастной группы.

В течение двух месяцев было проведено наблюдение за работой

воспитателей двух детских садов: « » и « », по

эстетическому воспитанию детей средствами природы в соответствии с

программными требованиями. Было тщательно проанализировано состояние дел по

этой проблеме. Результаты показали, что работа по формированию у детей

познавательного интереса к красоте окружающего мира проводилась без

определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.

Воспитатели не уделяли внимание воспитанию у дошкольников эстетического

восприятия прекрасного, не знали закономерностей его развития у детей.

Таким образом передо мной встала задача наметить пути

совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами

природы.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мной выявлялись

элементарные образные представления ребенка об окружающем мире: животными и

их средой обитания.

На данном этапе исследование имело целью определить уровень

эстетического развития дошкольников, выявить недостатки воспитателей в

работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по

эстетическому воспитанию детей средствами природы.

Исследование проводилось в двух старших группах детского сада

Для определения уровня эстетического развития детям двух старших

групп было предложено два задания в соответствии с теоретическими

положениями, описанными в первой главе:

ПЕРВЫМ ЗАДАНИЕМ яВЛяЛАСЬ МЕТОДИКА «НЕЛЕПИЦЫ».

Методика «Нелепицы»

При помощи этой методики мной оценивались элементарные образные

представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни

домашних и диких животных. С помощью этой же методики мной также

определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно

выражать свою мысль.

Процедура проведения методики была следующей: вначале ребенку

показывали картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с

животными. Во время рассматривания картинки ребенок получал следующую

инструкцию:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится

на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не

так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни,

почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя

минутами.

Уровень развития оценивался следующим образом:

10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-

3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все

8 нелепиц, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить что не так и

сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от

одной до трех из них не сумел до конца объяснить, как на самом деле должно

быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-

четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле

должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не

успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле.

должно быть.

2-3 балла - за отведенное время не успел заметить 1-4 Из 8 имеющихся

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ