Природа как средство эстетического воспитания в детском саду
мебель, игрушки.
Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием
содержания они способствуют формированию эстетического восприятия,
эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта
произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения
декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные
произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен
подлинными произведениями искусства.
Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание
эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания
ребенка.
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная
деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей
к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности,
осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.
Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и
избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное.
Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире,
искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный
опыт малыше, его побуждения, стремления, переживания.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от
многих условий: объема и качества художественной информации, форм
организации и видов деятельности, возраста ребенка.
Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных
методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств,
отношений, суждений, оценок, практических действий:
- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия,
оценки, первоначальных проявлений вкуса;
- метод приучения, упражнения в практических действиях,
предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков
культуры поведения;
- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим
действиям;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной
отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в
окружающем мире.
В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы.
Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель
создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в
увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой
формой организации жизни детей, при которой складываются определенные
взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе
эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и
в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию,
обостряют восприятие прекрасного.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить
полноценное эстетическое развитие ребенка.
Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания
ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта.
Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным
трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях
различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций,
стимулируют желание трудиться. В большей мере эстетическому воспитанию
детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты.
При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,
что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что
эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она
захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что мы имеем
здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и
взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом
опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от
этих встреч с прекрасным в слиянии с ним»2.
Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую
работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с
одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое
творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к
эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью,
восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое
мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.
§ 3. Психологические основы эстетического воспитания.
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают
развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и
активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития
происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего
общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений,
понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной
деятельности и творческих способностей.
При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,
что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что
эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она
захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы
имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и
взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом
опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от
этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним»3. Но эстетические переживания
вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность
эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление,
с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать,
насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы
окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей
слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на
своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит
чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и
малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет
его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без
всякой мысли о возможном его использовании»4. Можно поэтому утверждать, что
отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер:
эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с
тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью,
сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности,
свободной и в субъекте игры и в ее объекте.
Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична
психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и
критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит
ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в
«проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь
тому прекрасному, что в нем находит»5. Эстетическая жизнь ребенка
замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от
эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме,
привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и
рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей
степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в
творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим
восприятием.
К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш
переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он
радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает
все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого,
гармоничное от дисгармоничного.
Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который
обращает внимание на эстетические объекты:
«Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в
окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет
развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь.
Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас
бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к
людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических
переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все
большую сферу, что объем их все ширится.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной
художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.
Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок
одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни,
искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка
правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое»,
«истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды,
добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение
ценить прекрасное и доброе в людях»6.
В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие
детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем
эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно
тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.
Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного
образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному
проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение
произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием
произведения и его выразительно-изобразительными средствами.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более
сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения,
рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более
глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному,
доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический
слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам
музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами
придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию,
рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как
своих сверстников, так и своим собственным.
Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная
отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на
простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и
осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства.
Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие
сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические
образы из художественных произведений и используют их в своей речи.
У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве,
к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей
наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению
литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не
осознаются.
Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их
творческие способности. Они проявляются не только когда они занимаются
ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.
Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным
событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций,
поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства,
дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный
отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и
художественных образов.
Многие поэтические и музыкальные произведения, подобранные по темам,
например о природе родного края, могут составить содержание лирических
концертов («Березонька моя», «Зимушка-зима»), на которых дети еще раз
встретятся во стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на
занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям
большую радость.
Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Почувствовать
красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические
стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-
выразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для
создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания,
эмоциональных ассоциаций.
В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального
и художественно-речевого развития ребенка. Оно углубляется и
совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть,
словесные игры), которая осуществляется под непосредственным руководством
воспитателя.
ЗНАНИя О ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИяХ, ПОЛУчЕННЫЕ НА ПРОГУЛКАХ, ЭКСКУРСИяХ,
УГЛУБЛяЮТСя, ДОПОЛНяЮТСя НА ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕчЕВЫХ ЗАНяТИяХ. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ
ОПЫТ ЖИВОГО ОБЩЕНИя С ПРИРОДОЙ ДАЕТ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛЕГчЕ ОСМЫСЛИТЬ,
ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОСПРИНяТЬ РАССКАЗ, СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗКУ, ПОБУЖДАЕТ ВЫРАЗИТЬ
СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ. СЛУШАя О НАБЛЮДАЕМЫХ яВЛЕНИяХ ПРИРОДЫ, РЕБЕНОК
СОПОСТАВЛяЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ, яРчЕ чУВСТВУЕТ
КРАСОТУ ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИЙ.
Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся
становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием
воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из
цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.
Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может
воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в
обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству
и тогда, когда не развит его ум, интеллект, когда он не стремится к
познанию.
§ 4. Роль природы в эстетическом воспитании.
Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения
в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника
красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель.
«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных
сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»7. Природа помогает
окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.
Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому
источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений
у детей.
Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на
человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время
неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.
Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».
Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал:
«Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое
звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских
композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и
других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах
И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -
источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом
художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда
первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
Уровень экономического развития общества, общественные отношения
людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные
эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или,
наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.
В античный период древние греки рассматривали прекрасное как
гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался
всеобщим эстетическим свойством ее.
Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело
видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди
полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.
В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические
интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.
Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что
соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не
изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется
общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту
природы вносят свой общественно-исторический смысл.
В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место
должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику
ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание
любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет
огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для
нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников
патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду,
способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения
единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается
лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,
человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях
с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует
постоянного общения с природой.
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с
природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в
большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь
есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь
смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что
отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается
внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.
Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и
оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать
звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут
видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.
Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,
в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.
Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких
минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.
Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так
разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть
города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,
наблюдает и красоте которых радуется.
В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы,
парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:
замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и
распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и
созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,
которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и
зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному
существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей,
научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите
ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте
кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если
он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы
видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение
к другим птицам, к нам самим.
Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»
окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности»
животных.
Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это
пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение
к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и
формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических
впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа
занимает значительное место, способствует формированию и развитию
эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в
это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,
целесообразности, единству, которые царят в ней»8.
Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине -
это сложное моральное чувство, которое органически соединено с
эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо
изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические
чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при
этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и
общего развития человека.
Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами
природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними
должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно
развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.
Наиболее эффективная последовательность работы:
-непосредственное восприятие природы,
-организованное наблюдение над природой во время прогулок и
экскурсий.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие
на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка
включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет
исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в
реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это
прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус
меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.
Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок
чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А
запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных
почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца.
Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками,
звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает
перед воспитателями.
-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время
работы на опытном участке.
В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об
охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно
знать подобающее место в системе эстетического воспитания.
Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его
увлеченности.
В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми
дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого
возраста.
У детей этого возраста наблюдается большое стремление к
самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.
Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по
отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять
гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за
голубями.
Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную
роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность
ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность
побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную
побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.
Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая
его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной
мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели -
основа наших отношений и наших чувств.
Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего
ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно
воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же
лишь в деятельности.
Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в
правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они
наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,
эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой
вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в
нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.
В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не
только направленность интересов, но и особенности этого восприятия
(эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек
руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и
эстетическими принципами.
Эстетическое восприятие - это способность создавать или
воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием
реальных предметов и художественных произведений.
Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с
природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В
соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности,
обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.
Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину
виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять,
синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но
если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского
сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен
направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю
жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его
надо воспитывать».
Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как
мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и
храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной
песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло»
чужой песне.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.
Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого,
сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить
также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности,
побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности
разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».
Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не
сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная
забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к
тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному
существу.
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых
чувств, обязательных для каждого человека.
Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных
качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с
этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство
долга и т.п.
Мы отвечаем за живое - и за животное/ и за растение - перед природой,
перед обществом, перед собственной совестью.
Анализ теоретической и методической литературы по проблеме
эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать
следующие выводы:
1.Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического
отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности
по законам красоты.
2.Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.
З.В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная
деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей
к восприятию красоты окружающего мира.
4.Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено
играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.
Глава 2
Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей
средствами природы.
§ 1. Определение уровня эстетического развития детей старшего
дошкольного возраста.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИя НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАчИ:
1)Рассмотреть и проанализировать работу по эстетическому воспитанию
средствами природы, осуществляемую воспитателями детских садов;
2) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания
старших дошкольников;
3) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников;
4) Выявить основные пути и методы (средства) эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
В объяснительной записке к программе по дошкольному воспитанию
отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:
-видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми
облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);
-воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, и
т.д.;
-замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие
краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.
В программе также отмечается, что для правильной организации работы
по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное
содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам
воспитания, для детей каждой возрастной группы.
В течение двух месяцев было проведено наблюдение за работой
воспитателей двух детских садов: « » и « », по
эстетическому воспитанию детей средствами природы в соответствии с
программными требованиями. Было тщательно проанализировано состояние дел по
этой проблеме. Результаты показали, что работа по формированию у детей
познавательного интереса к красоте окружающего мира проводилась без
определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.
Воспитатели не уделяли внимание воспитанию у дошкольников эстетического
восприятия прекрасного, не знали закономерностей его развития у детей.
Таким образом передо мной встала задача наметить пути
совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами
природы.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мной выявлялись
элементарные образные представления ребенка об окружающем мире: животными и
их средой обитания.
На данном этапе исследование имело целью определить уровень
эстетического развития дошкольников, выявить недостатки воспитателей в
работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по
эстетическому воспитанию детей средствами природы.
Исследование проводилось в двух старших группах детского сада
Для определения уровня эстетического развития детям двух старших
групп было предложено два задания в соответствии с теоретическими
положениями, описанными в первой главе:
ПЕРВЫМ ЗАДАНИЕМ яВЛяЛАСЬ МЕТОДИКА «НЕЛЕПИЦЫ».
Методика «Нелепицы»
При помощи этой методики мной оценивались элементарные образные
представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни
домашних и диких животных. С помощью этой же методики мной также
определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно
выражать свою мысль.
Процедура проведения методики была следующей: вначале ребенку
показывали картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с
животными. Во время рассматривания картинки ребенок получал следующую
инструкцию:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится
на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не
так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни,
почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя
минутами.
Уровень развития оценивался следующим образом:
10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-
3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий
10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все
8 нелепиц, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить что не так и
сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от
одной до трех из них не сумел до конца объяснить, как на самом деле должно
быть.
6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-
четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле
должно быть.
4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не
успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле.
должно быть.
2-3 балла - за отведенное время не успел заметить 1-4 Из 8 имеющихся
Страницы: 1, 2, 3
|