ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
им. Х.Б.АНДРУХАЕВА
ПРЕДМЕТНАЯ ( ЦИКЛОВАЯ ) КОМИССИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
ТАУСОВА ИРИНА АСЛАНБИЕВНА
СТУДЕНТКА 4 КУРСА ГРУППЫ А
ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель-
преподаватель педагогики
Цеева А.З.
Рецензент:
Методист по научно-методической
работе городского комитета по
образованию Администрации
г.Майкопа Паранук С.Р.
Председатель П(Ц)К:
Вербицкая Л.М.
МАЙКОП,2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования личности с учетом
принципа толерантности.
1.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм,
групповая враждебность и др.
1.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании
личности.
1.2.Особенности формирования и развития адыгских детей на принципах
толерантности.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Система работы по формированию личности ребенка в соответствии
с принципом толерантности.
2.1.Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности
толерантности детей в начальных классах.
2.2.Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе
толерантности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, 1995 год был провозглашен Организацией Объединенных Наций
годом, посвященным толерантности. Причиной этого были названы прежде всего
следующие факторы:
этнонациональные конфликты;
дискриминация в отношении меньшинств;
акты ксенофобии, особенно против беженцев и мигрантов;
религиозный экстремизм;
насилие и гонения против интеллигенции и других лиц, исповедывающих свободу
мнений и их выражения;
нетерпимость со стороны политических движений и идеологий;
нетерпимость, выраженная в маргинализации и исключении из общества уязвимых
групп или в дискриминации и насилии против этих групп[22,221-224]
Нетерпимость действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных
проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении
различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная на уровень
коллективной и даже государственной позиции, нетерпимость подрывает
принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных
прав человека. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое
составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития.
Современный мир, переживая глубокие социальные и геополитические
трансформации после окончания холодной войны и распада коммунистического
блока, нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей
существующей ситуации. Необходимы новые экспертизы и новые инициативы,
чтобы содействовать становлению индивидуальной и коллективной
ответственности, а также более эффективных институтов, чтобы не допустить
царства анархии и насилия на рубеже XXI века. По этой причине Россия
активно включились в программу культуры мира. В июне 1995 года в г. Якутске
прошла одна из основных международных конференций года толерантности,
материалы которой были опубликованы вместе с рядом книг, изданных якутскими
специалистами[28,51]. Был издан сборник статей как прототип учебника по
культуре мира и демократии[14]. В России при некоторых научно-
исследовательских институтах и вузах возникли центры и кафедры по проблемам
культуры мира и толерантности.
Ключевым принципом программы «Культура мира» объявлено утверждение
культуры терпимости в контексте общедемократических преобразований.
Необходимо совместно с соответствующими органами власти и общественными
организациями разработать простые и привлекательные принципы педагогики
толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы, а
также предложить учебные тексты и программы как для аудиторий обучения, так
и для средств массового воспитания, включая информационные институты.
Большинство классных комнат в России и других странах сегодня
представляют микрокосмос культурного многообразия своих сообществ и поэтому
нуждаются в новом содержании образования, отражающее знание и понимание
других народов, их культур и истории, а также понимание общности и единства
человеческих сообществ.
Важно прививать молодым поколениям чувства открытости, альтруизма, уважения
к другим, солидарности и сопричастности и раскрывать источники и опасности
враждебности, неприязни, отчуждения и ненависти.
В этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика. Народная
педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как
проявление педагогической культуры народа зародилась в глубокой древности.
Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы,
воззрения, представления о человеке, детях, о воспитании подрастающего
поколения.[12,8]В соответствии с потребностями народа она выдвигала самые
гуманные и демократические идеалы воспитания.
В психолого- педагогической литературе освещены различные аспекты данной
проблемы. Изучение проблемы толерантности в педагогической, психологической
и других науках нашло отражение в работах Гогоберидзе Г.М., Золотухина
В.М., Шаповалова В. и др. Имеются работы, посвященные адыгской народной
педагогике и роли толерантности в воспитании детей (Шоров И.А., Бузаров
К.И., Меретукова З.К., Намитоков Ю.К., Смирнова Я.С., Бгажнокова Б.Х. и
др.). Однако вопросы толерантности в адыгской народной педагогике относятся
к недостаточно изученным. Это и определило выбор темы квалификационной
работы.
Цель исследования: изучение роли принципа толерантности в адыгской
народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка.
Объект исследования – педагогические условия формирования толерантности
в личности ребенка.
Задачи:
1.Проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы толерантности
в адыгской народной педагогике.
2.Раскрыть сущность понятий: толерантность, национализм, национальный
эгоизм, групповая враждебность применительно к адыгской народной
педагогике.
3.Исследовать особенности формирования и развития адыгских детей на
принципе толерантности.
4.Разработать и внедрить системы работы по формированию толерантности детей
начальных классов.
5.Проанализировать и сделать соответствующие выводы по результатам
предварительного опроса.
Методы исследования:
1.Теоретические – анализ методической, этнографической литературы,
теоретического обобщения.
2.Эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов
деятельности учащихся.
3.Математические – обработка информации, определение количественных и
качественных показателей эффективности применяемой системы работы.
Этапы научного исследования:
1.Изучение научно-методической литературы.
2.Планирование системы работы по формированию личности ребенка в
соответствии с принципом толерантности.
3.Внедрение системы работы.
4.Сбор и обработка фактического материала.
5.Оформление фактического материала в виде квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка
использованной литературы, приложения.
Глава I.Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа
толерантности.
I.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм,
групповая враждебность и др.
Толерантность-способность человека, сообщества, государства слышать и
уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения.
"Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от
культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов
терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В
Декларации определено понятие толерантности как:
уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур
нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности
- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм,
установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего
активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и
основных свобод человека. Толерантность - привилегия сильных и умных, не
сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через
диалог и разнообразие мнений. Бытует мнение, что монокультурное — в отличие
от поликультурного — общество в своей основе «деструктивно, патологично,
ведет к маргинализации, пограничности, государственному продуцированию
законов насилия и жестокости, дегуманизации социума и самого
себя».[11,138]. В монокультурных государствах человеку не всегда
предоставляется возможность интеграции в различные социальные общности.
Существует одна, «единственно верная» норма с четкими правилами,
идеологическими установками, стереотипами поведения. Если человек склонен к
иному мировоззрению, а декларируемые обществом «постулаты жизни» ему чужды
или просто не близки, то он либо становится диссидентом, своеобразным
«аутсайдером общества», либо «перешагивает» через собственные установки и —
при удачном стечении обстоятельств— благополучно вливается в общество в
качестве конформиста. Следует ли из этого высказывания вывод о том, что
монокультурность проигрывает поликультурам в процессе создания
благоприятных условий для успешной социализации своих граждан? Отнюдь нет.
Поликультурное, полинациональное государство имеет собственные и весьма
серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве «соседствуют»
различные общности людей не только с разными культурными ценностями и
социальным опытом, но и с биологическими различиями, с особенностями в
психической структуре личности (темперамент,акцентуации характера,
особенности становления основных психических процессов и т.д.). В любом из
этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность
сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов.
Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, этнос сохраняет свою
специфику и оригинальность,хотя, разумеется, не полностью и не в «чистом
виде».В современных условиях социально-экономической дестабилизации
стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью
характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти
проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов
на ее территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным
ущемлением «национального достоинства».Оттенки этого опасения различны: от
индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений
ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации).
Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной
избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны
представителей иных этносов. Так или иначе, россияне забывают о том, что
они не обладают правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого.
Подобная «забывчивость» ведет — среди людей — к усилению агрессивности,
распространению — в обществе — шовинистических и фашистских идей.
Следствием этого легко могут стать кровопролитные распри, войны, погромы,
террористические выпады «псевдолюдей» против мирных граждан. Последние
события, связанные со вспышками террора, — своеобразный показатель
нравственной патологичности поликультуры. Стоит задуматься хотя бы над тем
фактом, что наиболее кощунственным террористическим нападениям подвергаются
две «поликультурные супердержавы» — Россия и США. Встает вопрос: возможно
ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое, например,
толерантное отношение может проявляться к террористам, убийцам неповинных
людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема
достаточно противоречива. Но данный вызов не должен оставаться и не
остается без ответа. Мы предприняли попытку подойти к проблеме с
определения основополагающей категории «толерантность» и его парадоксов. Во
многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом
«терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration,
нем. — Toleranz, фран. — tolerance.[17,37-39]. В процессе историко-
культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости»
претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и
само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились
разные идеи. В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем и
выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не
изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и
т.д.[9,402]Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет
созерцательный оттенок,пассивную направленность. Подобная характеристика
понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского
языка» под редакцией Д.Н.Ушакова[31,308] категория «толерантность»
полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных
слов»[25,510] понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям,
верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». В том
же словаре появляются еще два определения, связанные с биосоциальным
аспектом:«полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности
организма, способность организма переносить неблагоприятные влияния того
или иного фактора среды».[25,511].Пассивную и негативную направленность
обнаруживаем в «Толковом словаре иноязычных слов»[30,264]. В данном
источнике понятие «толерантности» связано с абсолютной «потерей способности
к выработке антител» (вновь медико-биологический аспект). Особо выделяется
политическая толерантность: позиция тех или иных политических сил,
выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах.
В жизни отдельной личности толерантность – проявление готовности
прислушаться к мнению противников.[21,375].
Толерантность — это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если
терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего
боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость
заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от
доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и
свободного мышления. Это — личностная или общественная характеристика,
которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются
многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не
должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
Толерантный подход, как и толерантная личность, предполагает, что те или
иные позиция и взгляд лишь одни из многих и не могут включать в себя все
остальные. Эта ситуация не зависит от состояния или обладания знанием, а в
равной мере и от социальной и политической позиции. Толерантная позиция и
толерантная личность способны или хотя бы готовы допустить это различие и
быть сторонником плюрализма. Собственно говоря, сама природа и проблема
толерантности связаны с существованием различий и противоречий, а также
возможностью конфликта. Но толерантность позволяет этой возможности не
только не реализоваться, но даже и проявиться. Будучи порождением
потенциальной конфликтности, толерантность не позволяет реально
существующим в каждом обществе явлениям неравенства, состязательности и
доминирования проявиться в манифестных и насильственных формах.
Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле
Устава ООН:«…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как
добрые соседи».Здесь лексема получает не только действенную, социально
активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации
(интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить
в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).Гармония
отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга.
Такую смысловую нагрузку несет определение «толерантности», предлагаемое в
словаре «American Heritage Dictionary»:«Толерантность — способность к
признанию или практическое признание, уважение убеждений и действий других
людей».Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование
и толерантность» приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь
неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и
действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”,
которые отличаются от нас. [32,36] В “других” признаются (должны
признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей
этнических групп, к которым они принадлежат». Для полинационального
государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости — этносы в
целом и представители конкретных этносов .
Всё же возникают новые вопросы:
Все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные
личности, представительствующие в тех или иных социальных и этнических
группах? Не свидетельствует ли уважение (снисходительность) к другим об
отсутствии личных ценностных ориентаций? Попытку ответить находим в
отечественной «Политической энциклопедии»: «Толерантность политическая —
непременное требование в отношениях всех активных участников общественной
жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как
внутри государства, так и между государствами». Таким образом мы пришли к
выводу, что толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся
к позитивному взаимодействию,упорядоченным отношениям, не нарушающих
общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при
реализации собственных свобод. Подобная логика рассуждения может встретить
массу нареканий, ибо она где-то перекликается со старозаветным принципом
«око за око, зуб за зуб». Вряд ли такой подход может дать положительные — в
долгосрочной перспективе - результаты. Ученый-политолог из Оксфорда
Джонатан Ролз полагает, что «общество имеет право на подавление и
притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот
неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость,угрожающую общественному
порядку». Сложно не согласиться с данным высказыванием, но дополнить его
всё же можно. Прежде чем применять какие-либо меры по самозащите, следует
проанализировать сложившуюся критическую ситуацию, постараться выявить
причины ее возникновения (мотивы неадекватного поведения). И если хотя бы
на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия вызвана
нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты речи
быть не может. Причина негативных проявлений других — в нас самих, в нашей
нетерпимости, когда-либо продемонстрированной. Всё тот же автор (Д. Ролз)
утверждает, что «людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться,
если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость».В «Политической
энциклопедии» мы находим следующее определение «толерантности» - это «вовсе
не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей
ее стороны качество».[21,222]. Для многих из наших политиков это ответ на
второй из сформулированных выше вопросов: толерантность — категория далеко
не пассивная, это не только уважение чужих — при отсутствии собственных
личных — ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных
ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими
культурами. Так в понятие «толерантности» закладывается подтекст обогащения
новым и иным культурным достояниям, социальным опытом. Своеобразие данного
определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные
отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого
человека, независимо от его культурного и социального уровня. О некоем
коэффициенте полезного действия толерантности речи, разумеется, не идет:
тогда это уже «псевдотолерантность». В «Философском энциклопедическом
словаре»[34,87] оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам».
Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих
собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое
не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной
конкуренции». Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об
активной позиции личности в таких процессах, как:
— познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения)
и позиции другого (гностический уровень);
— определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный
уровень);
— взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с
другими и сохранять свое «Я») (деятельностный уровень);
— анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный
уровень).
Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется
большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную
направленность. Толерантность — не пассивная, а активная нравственная
позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания
между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с
людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Национализм – идеология, ставящая в центр внимания свою нацию и её
проблемы, отдающая национальному приоритет перед социальным.[5,113]
Национальный эгоизм это уверенность в правоте собственной культуры,
склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как
неправильные, низкие, неэстетичные. Национальный эгоизм выступает зачастую
причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он
создает затруднения при общении представителей разных культур и народов.
Групповая враждебность есть не что иное, как тонус общества или
отдельных социальных групп. Групповая враждебность – это состояние
напряженности, конфликта значительных социальных групп. Враждебность может
быть вызвана классовой или этнической напряженностью.
Любое употребление символа нации в политических целях и есть
национализм. Однако, чтобы не углубляться в дебри политической семантики, в
данной курсовой работе мы будем использовать более ограниченное определение
национализма, данное Эрнестом Геллнером. Он утверждает, что национализм –
это «политический принцип, суть которого состоит в том, что политические и
национальные единицы должны совпадать»[28,78]: каждая нация должна иметь
свое собственное государство или хотя бы автономию в рамках другого
государства, в одном государстве должны обитать преимущественно люди,
принадлежащие к одной нации. Эта формулировка оставляет вне сферы нашего
внимания лишь очень немногие и весьма специфические разновидности
национализма, к большинству которых этот термин можно применять только с
оговорками. Национализм – это продукт современного западного общества,
формирование которого началось примерно в XV–XVI веках и которое сейчас,
возможно, находится в стадии радикальной трансформации. Понятие нации в его
современной форме выдвигается на первый план Великой французской
революцией. В 1789 году Декларация прав человека и гражданина провозгласила
национальный суверенитет в противовес суверенитету монарха. Таким образом,
в современном языке понятие нации неразрывно связано с понятием
государства. Термин «национализм», даже в пределах уже данного нами определения,
может иметь различную эмоциональную окраску. Националистами часто называют
не просто сторонников национально-государственного самоопределения, но тех
из них, кто при этом выступает за насильственные методы, проповедуя идеи
национального превосходства, нетерпимости к людям других национальностей.
Иногда считают также, что национализму в таком значении этого слова
противостоит патриотизм как «мирная» любовь к своей стране и преданность
своему государству. Возможно также расширенное, нейтральное толкование
термина: в такой трактовке он применим как к борцам за освобождение от
национального гнета, так и к их противникам, цель которых – интеграция,
ассимиляция или даже уничтожение «инородцев». Мы в рамках данной курсовой
работы употребляем термин во втором – нейтральном – значении. Границу между
агрессивным национализмом и его более демократичными вариантами провести
достаточно сложно, тем более что представители национально-освободительных
движений очень часто сами называют себя националистами. Разница между
«национализмом угнетенных» и «национализмом угнетателей» состоит в том, что
первые стараются утвердить за своим локальным сообществом право называться
нацией, а вторые это право отрицают или по крайней мере отказывают
«угнетенной» нации в праве на политическую автономию. Однако при этом и те
и другие придерживаются одного образа мысли, остаются в рамках
националистического дискурса. Национально-освободительные движения,
стремящиеся к созданию собственного государства, слишком часто
злоупотребляют национальной риторикой, пропагандируя ненависть к своим
угнетателям как к нации. Если они добиваются успеха, то на подконтрольной
им территории начинают подвергаться притеснениям представители бывшей
господствующей национальности. Однако нельзя и отказывать национально-
освободительным движениям в поддержке, и разражаясь сентенциями вроде «чума
на оба ваши дома». Решение, на наш взгляд, состоит в том, что рассуждения о
межнациональных отношениях необходимо вести в более широком контексте, не
замыкаясь в рамках дискуссий о национализме. Вопрос о самоопределении наций
– это фактически вопрос о демократии, причем демократия здесь понимается в
самом широком смысле: как идеал общественного устройства, разделяемый всеми
симпатичными нам политическими идеологиями – от классических либералов до
анархистов. Можно сказать, что демократия – это самоуправление сообществ при
условии защиты прав и свобод меньшинств. Важнейший момент состоит в том,
что сообщество в данном случае нельзя определять априори, вне исторического
контекста. Единственный возможный критерий здесь – это самоидентификация
членов предполагаемого сообщества. Эти тенденции не следует абсолютизировать: слухи о смерти
нации и национального государства уже не раз оказывались сильно
преувеличенными. Национальное самосознание остается одним из
фундаментальных фактов жизни человека в обществе. Но если наша цель –
свобода и самоопределение личности, то вопрос об отношении к национализму
для нас – это вопрос политической тактики, а не стратегии. Вместе с тем в
идеологическом отношении нужно соблюдать дистанцию от националистов, даже
если это наши политические союзники. Многообразие мира не сводится к
многообразию наций и этносов, и защита прав народов – это лишь небольшая
часть битвы за права человека.
I.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании
личности.
Выводы, к которым мы пришли в предыдущем параграфе, позволяют
обратиться к проблеме толерантности при формировании личности. Активная
нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости — основные
компоненты понятия «толерантности», которое мы попытались дать на основе
анализа различных подходов к трактовке данного термина.
Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте,
ниоткуда, и не являются — как и любое социальное качество — врожденными.
Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической
готовностью формируются, стимулируются (прежде всего — «изнутри») и
корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств
является позитивное взаимодействие с людьми иных культур,взглядов, позиций,
ориентаций.
В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как
универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты,
явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время
существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии,
которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и
«толерантность».
Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы
взаимодействия, позитивной толерантности:
диалог, сотрудничество, опека.
В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие
другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство
позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают
эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы
через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким,
каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость
мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение
адекватно «принимать» (оценивать) свою личность. Подобная характеристика
диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем
толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще
древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!»,
которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми
себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства,
ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.
Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное
определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение
сил и средств на основе возможностей каждого.
Опека является видом взаимодействия соотносимым с понятием
толерантности. (подразумевает заботу не унижающую достоинства опекаемого,
являясь естественной нормой субъекта и объекта).
Диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как
«свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в
частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).
Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли
теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:
«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом
отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне
свободного человека — обострение совести. Именно в сотрудничестве, в
желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном
побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается
совестливое отношение к людям, работе, обязанностям».
В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» — необходимое,
базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих
сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря
этим усилиям, является основой демократического полинационального
государства.
В курсовой работе мы намеренно не останавливаемся подробно на таких
типах взаимодействия, как подавление, индифферентность, конфронтация и
конфликт. Эти типы, конечно, совместимы с понятием толерантности, но —
скорее — с негативными его проявлениями.
Мы предприняли попытку определить основные критерии, идеи и принципы
формирования толерантности у адыгских детей и обосновать роль толерантности
в адыгской народной педагогике.
Критерии толерантности можно развить, уточнив, что:
устойчивость личности — сформированность социально-нравственных
мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных
этнических(социальных) общностей;
эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во
внутреннем мире другого человека;
дивергентность поведения — способность необычно решать обычные
проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или
тактики с учетом складывающихся обстоятельств;
социальная активность — готовность к взаимодействию в различных
социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и
выстраивания конструктивных отношений в обществе.
Основные идеи и принципы толерантности при формировании личности.
Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в
жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание,
определим основные идеи формирования толерантности:
— согласно общим положениям о правах человека, изложенным в
Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка,
изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы
социальных и педагогических условий, способствующих формированию
толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в
микросреде — в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии
всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной
сферы, политиков, СМИ и общества в целом);
— образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к
этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма,
экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах),
национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в
детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей,
представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки,
искусства, государства; позитивные черты характера);
— образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям
и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных
отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного
человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных,
религиозных и социальных сферах;
— образовательная стратегия должна способствовать созданию
благоприятного микрокосмоса культурного, межэтнического взаимопонимания, в
котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует
себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.
Страницы: 1, 2, 3
|