Рефераты
 

Повышение квалификации

| |Главное внимание не столько | |серебряном | |

| |содержанию, сколько эмоциональной | |блюдечке и | |

| |сфере. Учитель поощряет | |наливном | |

| |самостоятельные ответы и | |яблочке. | |

| |коллективное обсуждение. Дети | |12.Андерсен. | |

| |анализируют поступки героев, | |Снежная | |

| |стремятся понять их смысл. При | |королева. | |

| |общении учителю важно тактично | |Глупый слуга. | |

| |исправлять речевые обороты уч-ся, | |Оле-Лукое. | |

| |которые построены неверно. | |13.Лира Э. | |

| |Наблюдение за законами построения | |Чики - Рики – | |

| |сказки: дети замечают и троекратное | |воробей. | |

| |повторение, зачин, сказочных героев,| |14.Киплинг Р. | |

| |героев-помощников. Наблюдая за | |Сказки. | |

| |многими сказками, они без труда | |15.Перро Ш. | |

| |делают вывод о том, что автор | |Сказки. | |

| |закладывает определённое | |16.Мамин- | |

| |нравоучение. | |Сибиряк Д.Н. | |

| |Развитие эмоциональной отзывчивости.| |Алёнушкины | |

| |Достигается путём выразительного | |сказки | |

| |чтения. | |17.Гримм Бр. | |

| |Работа над средствами художественной| |Горшок каши. | |

| |выразительности. Разбираются | | | |

| |незнакомые слова, составляется | | | |

| |словарь архоизмов, можно предложить | | | |

| |составить словарь сказочных героев, | | | |

| |словарь зачинов. При объяснении | | | |

| |нового слова не используется подбор | | | |

| |синонима, так как это стирает | | | |

| |своеобразие значения слова. Приём | | | |

| |подстановки синонима приводит к | | | |

| |бедности, штампованности | | | |

| |высказываний детей, препятствует | | | |

| |развитию речи. Объяснение | | | |

| |незнакомого слова надо строить на | | | |

| |раскрытии своеобразия его значения. | | | |

| |Полезно раскрыть не только значение | | | |

| |слова, но и сопоставить его со | | | |

| |словом, близким по значению. | | | |

| |Обращается внимание на речевые | | | |

| |обороты, используемые в сказках.. | | | |

| |Инсценирование сказок. Эта работа | | | |

| |идёт после разбора чувств, поступков| | | |

| |главных героев, мотивов этих | | | |

| |поступков. В распределении ролей | | | |

| |участвуют сами дети. Инсценирование | | | |

| |помогает ребёнку эмоционально | | | |

| |раскрыться. | | | |

| |Заключительным этапом идёт попытка | | | |

| |детьми создать свою сказку. Если | | | |

| |предварительная работа проведена | | | |

| |успешно, дети испытывают потребность| | | |

| |в написании. Это главный показатель | | | |

| |сопричастности ребёнка, ему это | | | |

| |интересно. Перед написанием учитель | | | |

| |не проводит специальной подготовки, | | | |

| |не прорабатывает содержание | | | |

| |сочинения, не проводит словарной и | | | |

| |орфографической подготовки. | | | |

| |Сочинения пишутся без плана. | | | |

| |Специальная подготовка и план | | | |

| |ограничивают индивидуальное | | | |

| |воплощение содержания в той речевой | | | |

| |форме, которая соответствует | | | |

| |индивидуальным особенностям ребёнка.| | | |

| |После написания дети читают свои | | | |

| |сказки, это имеет значение прежде | | | |

| |всего для того, чтобы разбудить в | | | |

| |детях любование искусством слова, | | | |

| |желание писать. Главное – | | | |

| |предоставить простор | | | |

| |индивидуальности ребёнка. | | | |

|5.Знакомство с |Работа над былинами строится |1.История древней Руси, |1. Былины о |8 часов |

|былинами. |аналогично предыдущей: |быт людей. |Добрыне, Ваське | |

| |Выясняется происхождение былин, их |2.Былина, её рождение, |Буслаеве, | |

| |значение. Чтение былин, обсуждение |герои. |Чуриле, Илье | |

| |прочитанного. Учитель стремиться |3.Старинные слова. |Муромце, Дюке, | |

| |предварительной беседой, отрывками |4.Былина – источник |Алёше Поповиче. | |

| |аудио записей создать эмоциональный |познания жизни наших | | |

| |настрой для восприятия их детьми. |предков. | | |

| |Выразительное чтение. | | | |

| |Работа над структурой былин. | | | |

| |Работа над средствами | | | |

| |выразительности: составление словаря| | | |

| |старинных слов, употребляющихся в | | | |

| |былинах: Ой, ты, гой еси; перст, | | | |

| |уста, добрый молодец; смертушка и т.| | | |

| |д. | | | |

|6.Учимся писать |Главная цель работы со |1.Эмоции, чувства в |1.Жуковский В.А.|12 |

|стихи. |стихотворениями: приобщить детей к |стихах. Прогулка в лес. | |часов |

| |классическим произведениям. На |2.Как прекрасен мир!-стихи|Ночной смотр. | |

| |занятиях разбирается много |о природе. |2.Плещеев А.Н | |

| |стихотворений, готовится |Экскурсия в парк. |Стихотворения. | |

| |выразительное чтение, стихи учатся |3.Весёлые стихи. |3.Саша Чёрный. | |

| |наизусть. Дети знакомятся с размером|Конкурс: лучший чтец. |Что кому | |

| |стиха, с понятием рифма. Не стоит |Сценки на стихи. |нравится. | |

| |думать, что таким образом можно |5.Размер стиха. |4.Пушкин А.С. | |

| |научить детей писать стихи, можно |6.Что такое рифма? |Стихотворения. | |

| |показать им как «сочинить стишок» на|7.Практические игровые |5.Тютчев Ф.И. | |

| |заданный размер. Нельзя научить |занятия. |Стихи. | |

| |художественной логике лирического |8.Сочиняем коллективно. |6.Толстой А.К. | |

| |стихотворения. Для возникновения |9. Проба пера. |Осень. | |

| |потребности в написании стихов | |Колокольчики | |

| |необходимы новые жизненные | |мои. | |

| |впечатления и литературные. Школа, | |7.Чуковский К.И.| |

| |домашние уроки, поглощая большую | | | |

| |часть времени, поневоле ограничивают| |Стихи. | |

| |приток новых впечатлений, в | |8.Маршак С.Я. | |

| |повседневной жизни школьника много | |Стихи. | |

| |однообразия. Бедность впечатлениями | |9.Михалков С.В | |

| |отрицательно сказывается на детском | |Стихи. | |

| |творчестве. Новые жизненные | |10 Барто А.Л. | |

| |впечатления, новые открытия дают | |Стихи. | |

| |детям не только конкретный материал | |11.Кружков Г. | |

| |для стихов, но и обеспечивают | |Холодно-горячо. | |

| |новизну восприятия, необходимую для | |12.Хармс Д. | |

| |творчества. Эти занятия старались | |Загадочный | |

| |проводить на природе, выходили на | |случай. | |

| |кратковременные прогулки, экскурсии.| |13.Лебедева Г. | |

| |Знакомство со стихами известных | |Дружная семейка.| |

| |поэтов побуждает детей к | | | |

| |собственному творчеству. Необходимо | |14.Усачёв А. | |

| |учиться слышать и понимать поэзию. | |Если бросить | |

| |Чем больше дети будут читать и | |камень вверх. | |

| |слушать стихи, читать | |15.Чиарди Дж. | |

| |сосредоточенно, с большим вниманием | |Об удивительных | |

| |к слову, тем лучше они будут | |птицах. | |

| |чувствовать поэзию и писать сами. На| | | |

| |занятиях используются различные игры| | | |

| |со словами, игры в рифму, игра: я | | | |

| |вижу, я слышу. Главное, чтобы | | | |

| |ребёнок не просто подбирал и | | | |

| |рифмовал слова, а стремился выразить| | | |

| |свои эмоции и чувства. | | | |

|7.Работа над |Работа начинается со знакомства |1.Чтение любимых |1.Тёма и Жучка. | |

|рассказом. |детей с биографией авторов, этот |рассказов. |2.Му-му. | |

| |материал могут находить и сами дети.|2.Какие бывают рассказы? |3.Пришвин М.М | |

| | |3.Рассказы о природе. |Медведь. | |

| |Большое внимание уделяется чтению |4.Рассказы о людях. |4.Бианки В. | |

| |произведений, работе над |5.Весёлые рассказы. |Снежная книга. | |

| |выразительностью, разбору чувств, |6.Пополняем наш словарик. |5.Толстой Л. Н. | |

| |которые возникли при прочтении |7.Играем рассказ. |Рассказы. | |

| |произведения. |8.Что такое |6.Житков Б.С. | |

| |Работа над средствами |корректирование? |Рассказы. | |

| |выразительности. Можно использовать |9.Пишем рассказы. |7.Соколов-Микито| |

| |в работе составление словарей | |в И. С. | |

| |иностранных слов, антонимов, | |Русский лес. | |

| |синонимов, которые встречаются в | |8.Успенский Э.Н.| |

| |рассказах. | | | |

| |Инсценирование рассказов | |Школа клоунов. | |

| |(распределение ролей осуществляют | |9.Драгунский | |

| |сами дети). Это помогает ребёнку | |В.Ю. | |

| |вжиться в роль персонажа, понять его| |Денискины | |

| |чувства. Инсценирование помогает | |рассказы. | |

| |детям раскрепоститься, раскрыть | |10.Носов Н | |

| |себя. Театр открывает простор для | |Фантазёры. | |

| |самовыражения человека. | |11.Осеева В.А. | |

| |Сочинение рассказа (устно). | |Рассказы. | |

| |Запись своих рассказов с | | | |

| |иллюстрациями. | | | |

| |Для учителя важно познать, | | | |

| |почувствовать внутренний мир | | | |

| |ребёнка, раскрыть его духовные силы,| | | |

| |дать им простор и направление. | | | |

| |Учитель тактично и умело направляет | | | |

| |процесс детского литературного | | | |

| |творчества, создавая для него | | | |

| |наиболее благоприятные условия. | | | |

| |Учителю необходимо вникать и в | | | |

| |детали выражения впечатлений, | | | |

| |чувств, мыслей детей. | | | |

|8.Знакомство с | | | | |

|речевыми | | | | |

|произведениями | | | | |

|малых форм. | | | | |

|а) Загадки. |Это важный жанр детской литературы, |1.Страна загадок. |1.Народные |8 |

| |овладение которым способствует |2.Конкурс загадок. |загадки. |часов |

| |умственному развитию ребёнка. Играя |3.Наблюдаем, сравниваем. |2.Тридцать три | |

| |в загадки, ребёнок как бы сдаёт |4.Народные загадки |Егорки. | |

| |экзамен на знание и |Авторские загадки. |3.Старинные | |

| |сообразительность. Хорошо ли он |Загадки с подсказкой. |русские загадки.| |

| |познакомился с окружающим миром? |Придумываем свои загадки. | | |

| |Знает ли он признаки, качества, | |4.МаршакС.Я. | |

| |свойства предметов и явлений? | |Загадки. | |

| |Знание загадок не только развивает | |5.Саша Чёрный | |

| |память, но и воспитывает поэтическое| |Загадки. | |

| |чувство, подготавливает ребёнка к | |6.Чуковский К.И.| |

| |восприятию литературы. | | | |

| |В процессе знакомства с народными и | |Скрюченная | |

| |авторскими загадками дети сравнивают| |песня. | |

| |их, находят общее и различия. Делают| |7.Чичинадзе Гиви| |

| |вывод, что иногда по части мы можем | | | |

| |узнать целое, на этом принципе | |Правда ли? | |

| |построены загадки. Иногда в основе | |8.Благинина Е. | |

| |лежит сходство и различие предметов.| |Загадки. | |

| | | | | |

| |Дети замечают, что автор в загадке | | | |

| |часто использует подсказку- рифму. | | | |

| |Срифмовав свою догадку с предыдущей | | | |

| |строчкой, ребёнок легко находит | | | |

| |ответ. Игра в отгадывание предмета | | | |

| |превращается в новую игру- | | | |

| |отгадывание рифмы. | | | |

| |Важно, чтобы дети читая загадки были| | | |

| |внимательны к любой мелочи, детали, | | | |

| |не искали очевидных сходств и | | | |

| |различий, а были более | | | |

| |наблюдательны. | | | |

|б) Скороговорки.| | | | |

| |Это весёлая и безобидная игра в |1.Очень быстро говорим. |1.Старинные |8 |

| |быстрое, чёткое повторение |2.Из чего «сделана» |русские |часов |

| |труднопроизносимых стишков и фраз. |скороговорка? |пословицы и | |

| |На занятиях наблюдая за разными |3.Наши выдумки. |поговорки. | |

| |скороговорками дети пытаются понять | |2.Хармс Д | |

| |принцип их составления. | |Иван Топорышкин.| |

| |Выводы детей: | | | |

| |Повторяются одинаковые согласные. | |3.Токмакова И. | |

| |Зеркальное повторение двух почти | |Простуда | |

| |одинаковых слов (Архип осип, Осип | |кашалота. | |

| |охрип). | |4.Витез Григор | |

| |Есть скороговорки, где надо быстро | |Петух Будидень и| |

| |произнести слово, которое состоит из| |ленивый Радо. | |

| |нескольких слов или одного корня и | |5.Бородицкая М. | |

| |нескольких приставок и суффиксов. На| |Птичьи | |

| |занятиях учитель обращает внимание | |скороговорки. | |

| |на смысловые оттенки языка, его | | | |

| |структурные единицы. Учитель | | | |

| |помогает ребёнку осмыслить ситуацию | | | |

| |в скороговорке. Обращает внимание на| | | |

| |сложную ритмику скороговорки: каждый| | | |

| |звук, звукосочетание и слово | | | |

| |подчиняются ритму и создают ритм. | | | |

| |Почти любую скороговорку можно | | | |

| |записать как двустишие или | | | |

| |четверостишие. Принцип скороговорки | | | |

| |составляет глубинный закон поэзии. | | | |

| |Большой интерес вызывает у детей | | | |

| |самостоятельное составление | | | |

| |скороговорок, которые потом | | | |

| |используются учителем на уроках | | | |

| |чтения. | | | |

|в) Пословицы и |Работа с пословицами и поговорками |1.Народная мудрость- |1.Панин И.М. |7 часов |

|поговорки. |не только расширяет кругозор детей, |пословица. |Алёша собирает | |

| |знакомит с народным творчеством, но |2.Сборник пословиц. |пословицы и | |

| |также развивает речь детей, |3.Так ли всё просто? |поговорки. | |

| |активизирует её. Часто, чтобы |(смысловой разбор пословиц|2. Русские | |

| |раскрыть смысл пословицы, ребёнок |и поговорок). |поговорки. | |

| |подбирает такие слова и обороты, |4.Рассказы на пословицы. |3.Пословицы и | |

| |которыми редко пользуется в |5.Пишем сочинение по |поговорки | |

| |повседневной жизни. Дети учатся |пословице. |(сборник). | |

| |понимать скрытый смысл в пословице, | | | |

| |объясняя не только её прямое, но и | | | |

| |переносное значение. Учатся видеть в| | | |

| |простых житейских ситуациях сходства| | | |

| |с той или иной пословицей. | | | |

| |При желании дети составляют сборник | | | |

| |пословиц по темам: о труде, о людях,| | | |

| |о счастье, о мире, о дружбе. | | | |

| |Коллективный разбор смысла пословиц | | | |

| |и поговорок помогает перейти к | | | |

| |самостоятельной работе, которую | | | |

| |использовал в работе с детьми | | | |

| |Толстой Л.Н. Это написание сочинения| | | |

| |на пословицу. Работа трудно даётся | | | |

| |детям, часто они стараются конкретно| | | |

| |описать суть пословицы, всё же эта | | | |

| |работа выявляет детей одарённых к | | | |

| |литературному творчеству. | | | |

|г) Считалки. |Дети часто относятся к считалкам как|1.Раз, два, три, четыре, |1.Михалков С. |8 |

| |к весёлым стихам. На занятиях |пять - начинаем мы |Котята. |часов |

| |учитель знакомит с особенностью |считать. |2.Благинина Е. | |

| |считалки: чёткий ритм, возможность |2.Народные считалки. |Петушок. | |

| |кричать раздельно все слова. Дети |3.Авторские считалки. |3.Успенский Э. | |

| |знакомятся со считалками разных |4. Наши считалки. |Тигр вышел | |

| |видов: | |погулять. | |

| |-для расчёта играющих | |4.Инбер В. | |

| |-для расчёта и игры. Ребёнок в игре | |Сороконожки. | |

| |должен быть находчивым, | |5.Токмакова И. | |

| |сообразительным, памятливым, | |Сколько? | |

| |догадливым. Добрым. Все эти качества| |6.Карем М. | |

| |в детском сознании, душе, характере | |Кто как считает?| |

| |развивает считалка. | | | |

| |-авторские считалки, предназначенные| |7.Хармс Д. | |

| |для чтения. Автор старается увлечь | |Миллион. | |

| |ребёнка действием для того, чтобы | |8.Милн А. | |

| |ему захотелось самому дописывать | |Королевская | |

| |строчку, предугадывать, что будет | |считалочка. | |

| |дальше. | |9.Левин В. | |

| | | |Считалка для | |

| | | |мышки. | |

| | | |Считалка для | |

| | | |кошки. | |

|9.Для |Работа над шарадами, ребусами |1.Это непонятное слово- |1.Литература и |7 |

|разнообразия |развивает логическое и абстрактное |шарада. |фантазия. |часов |

|работы на |мышление учащихся. Эта работа |2.Немая загадка- ребус. |2.Волина В | |

|занятиях |расширяет их активный словарный |3.Откуда к нам пришло |Весёлая | |

|используются |запас, развивает такие качества как |слово кроссворд? |грамматика. | |

|различные |упорство, настойчивость. С другой |4.Попробуй свои силы. | | |

|шарады, |стороны это помогает развитию их | | | |

|кроссворды, |фантазии, гибкости восприятия. | | | |

|ребусы. |Эти задания могут включаться по ходу| | | |

| |занятий, а могут выделяться в | | | |

| |отдельное, с целью дать детям | | | |

| |возможность попробовать себя в | | | |

| |составлении ребусов, шарад, | | | |

| |кроссвордов. Примеры шарад, | | | |

| |интересных заданий смотри в | | | |

| |приложении 1. | | | |

|10.Итог: |Детям постоянно требуется ощущать | | |15 |

|выпуск школьной |общественную значимость того, что | | |часов |

|газеты, сборник |они делают. Учителю не стоит | | | |

|рассказов. |замыкаться только на индивидуальных | | | |

| |занятиях. Созданные детьми рассказы | | | |

| |и сказки можно инсценировать в | | | |

| |классе, на уроках чтения можно | | | |

| |загадывать загадки классу, | | | |

| |использовать скороговорки для | | | |

| |разработки речевого аппарата детей | | | |

| |перед чтением. | | | |

| |Дети с удовольствием берутся за | | | |

| |оформление газеты со стихами и | | | |

| |рассказами. | | | |

| |Детям часто очень важно мнение | | | |

| |педагога об их произведениях. Важно,| | | |

| |чтобы педагог не становился в позу | | | |

| |судьи, оценщика, критика, а был | | | |

| |просто внимательным читателем. Всё, | | | |

| |что пишут дети, они пишут с | | | |

| |чувством. На это стоит обращать | | | |

| |внимание, чтобы ребёнок осознавал | | | |

| |ради чего он писал. Не нужно | | | |

| |торопиться исправлять грамматические| | | |

| |ошибки, это ведь не диктант. | | | |

| |Взрослому необходимо чувствовать | | | |

| |переживания ребёнка, его ощущения. | | | |

Методы, используемые в работе:

1 Словесные (беседа, рассказ, диалог)

2.Проблемно-поисковые (творческие задания, проблемные вопросы)

3.Самостоятельной работы

2.3 Проверка предлагаемой программы на практике.

Говорить об экспертизе работы учителя сложно, так как не существует

конкретных разработок, предусматривающих оценку деятельности учителя.

Педагоги считают, что нельзя поставить одарённость в один ранг с

проверкой программных знаний и умений учащихся.

На методическом объединении было решено, что к оценке работы детей

и учителя надо подходить очень осторожно, чтобы не ранить ребёнка, здесь

должны работать вместе школьный психолог и учитель.

После составления программы работы и защиты её на методическом

объединении мы начали вместе с психологом подбирать детей для работы по

этой программе. Нельзя сказать, что они отличались высоким уровнем

одарённости, но у них на основе проведённого психологического теста были

выявлены задатки к литературному творчеству. Думаем, вы согласитесь, что

одарённый ребёнок может иногда быть один на всю школу, считаем, что в

школе надо работать и развивать детей, имеющих определённые задатки.

Было отобрано 5 детей, с ними в течение года проводились занятия по

3-4 раза в неделю. Занятия проводились в классе, некоторые в виде

экскурсий. Осуществлялась совместная работа детей с учителем. Большое

внимание учитель уделял творческой направленности заданий.

В течение года, работая с детьми по программе, учитель наблюдал,

составлял характеристику на каждого, где отмечал успехи и неудачи.

Приложение 2.

Школьный психолог проводил тесты, с целью изучения уровня развития

интеллекта детей, их креативности.

Все результаты оценивались по 10 бальной шкале, данные заносились в

таблицу, учитывалась познавательная активность, креативность, интеллект.

Таблица 2.

Таблица 2

ОЦЕНКА РОСТА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

|Фамилия, имя ученика |Познавательная |Интеллект |

| |активность | |

| |Октябрь|Декабрь|Февраль|Октябрь|Декабрь|Февраль|

| | | | | | | |

| |Ноябрь |Январь |Март |Ноябрь |Январь |Март |

|Горских Светлана |6 |7 |7 |6 |5 |6 |

|Маринина Анастасия |7 |6 |7 |6 |6 |7 |

|Васильева Марина |6 |6 |7 |6 |7 |7 |

Из таблицы 2 видно, что на основе тестов, проведённых психологом не

очень значительно, но повысился уровень познавательной активности детей, их

интеллект. На занятиях дети получают не только необходимые знания, которые

стараются добывать сами, но и внимание, которое так необходимо этим детям.

Хорошо, если их желание творить будет совершенствоваться и дальше. В этом

им может помочь учитель, которому самому это интересно. На занятиях к концу

года дети стали свободно общаться, аргументировать свои ответы, искать

неординарные пути решения.

Важно, что детям нравятся занятия, они с удовольствием читают и

обсуждают художественные произведения, сравнивают, ищут сходства, стараются

понять и прочувствовать мысли и поступки героев.

Атмосфера открытости и диалога помогает им раскрыть свои чувства в

собственных сочинениях. Приложение 3.

На основе проведённых тестов психолог постарался подвести итог структуре

интеллекта тестируемых учащихся, на этой основе предложил свои

рекомендации. Эти рекомендации помогут учителю строить работу в следующем

году.

Анализ психологом репродуктивного интеллекта и творческого потенциала

приведён в таблице 3.

Таблица 3.

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА

| |Репродуктивный интеллект |Творческий потенциал |

| | | |

|Фамилия, имя. | | |

| |Освед|Арифм|Класс|Сравн|Анало|Итог |Бегл|Гибк|Разр|Итог|

| |омлён|етиче|ифика|ение |гии | |ость|ость|абот| |

| |ность|ские |ция | | | | | |анно| |

| | |задач| | | | | | |сть | |

| | |и | | | | | | | | |

|Васильева М. |11 |4 |15 |6 |9 |45 |7 |7 |8 |22 |

|Горских С. |10 |5 |15 |6 |7 |42 |7 |7 |7 |21 |

|Маринина А. |9 |3 |14 |6 |6 |38 |7 |8 |7 |22 |

Рекомендации.

Данная группа учащихся, не обладая очень высокими интеллектуальными

способностями, имеет потенциальные признаки одарённости в творческом плане.

С этим учётом следует строить работу.

Васильева Марина.

1. Развивать пространственные формы ориентации в зрительной модальности.

2. Развивать теоретическое мышление, в нём органично сочетаются чувственное

и логическое.

3. Построение образов восприятия и воображения различной модальности.

4. Формировать колористические способности.

Горских Светлана.

1. Формировать умение выделять не только сами объекты, их части и отдельные

свойства, но и отношения между ними.

2. Развивать как воображение, так и восприятие предметов и образов.

3. Развивать умение руководствоваться в аналогиях не конкретными

ассоциациями, а логическими отношениями.

4. Формировать колористические способности.

Маринина Анастасия.

1. Наряду с совершенствованием наглядно - образного мышления, формировать

способность к содержательно - образному обобщению.

2. Развивать умение руководствоваться в аналогиях не конкретными

ассоциациями, а логическими отношениями.

3. Построение образов восприятия и воображения различной модальности.

4. Формировать колористические способности.

Психолог изучал и творческие возможности детей, результаты тестирования

сведены в таблицу 4, а диаграмма выделяет критерии над которыми предстоит

работать. На занятиях дети учатся общаться друг с другом, помогают

корректировать сочинения друг другу. У них формируются такие качества как

отзывчивость, доброта, терпимость.

Таблица 4

КРИТЕРИИ КРЕАТИВНОСТИ.

| |Умени|Бегло|Поним|Ориги|Перег|Анали|Синте|Ощуще|

|Фамилия, имя ученика |е |сть |ание |нальн|руппи|з |з |ние |

| |видет| |новой|ость |ровка| | |строй|

| |ь пр.| |точки| |идей | | |ности|

| | | |зрени| |и | | |орган|

| | | |я | |связе| | |изаци|

| | | | | |й | | |и |

| | | | | | | | |идей |

|Горских Светлана |6 |6 |5 |7 |6 |6 |7 |5 |

|Маринина Анастасия |6 |5 |6 |5 |6 |7 |7 |6 |

|Васильева Марина |7 |6 |6 |6 |4 |6 |7 |5 |

Важно, чтобы учитель не сравнивал одного с другим, так как это может ранить

ребёнка. На занятиях ценится непосредственное, живое высказывание ребёнка.

Учитель не приводит в пример сочинение одного, интерес представляет каждый

ребёнок, его переживания, мысли, чувства.

При беседах с детьми мы сделали вывод, что им нравится работать на

занятиях: индивидуально и в группах. Занятия обогащают творческий потенциал

детей, развивают их речь, мышление.

В настоящее время учителя многих школ предлагают различные методики

по работе с детьми неординарными, считаем, что учитель постоянно должен

узнавать новое, интересоваться разработками, творчески относиться к работе,

выбрать методику, близкую его взглядам и мировоззрению.

Заключение

В результате проделанной работы подтвердилась гипотеза, что

индивидуальная программа развития речи, при активном включении одарённых

детей в совместную творческую деятельность повышает уровень их

самостоятельности, помогает развивать их мыслительную деятельность и речь,

способствует литературному творчеству.

Результаты исследования подтвердили высказанное в педагогике и

психологии мнение о необходимости занятий с неординарными детьми. Эти

занятия должны проводиться в системе, которая должна быть продумана в

начале учебного года в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

В работе раскрыта основа и специфика работы с одарёнными детьми, их

психолого-педагогические особенности.

Разработана индивидуальная программа по развитию речи, приводится

тематическое планирование, затрагивается вопрос о методах, используемых на

занятиях, о видах работ.

В исследовании приводится литература, которая используется на занятиях.

Раскрывается система совместной работы учителя и психолога для выявления

успешности результатов проведения занятий.

Необходимо планировать и разрабатывать программу для 3 класса.

Работа с одарёнными детьми - это сложная работа, которая должна вестись

родителями, учителями и учёными. Каждый шаг в этом направлении принесёт

пользу в будущем.

Литература

| |Бабаева Ю.Д., |Психология одарённости детей и подростков.|

| |Лейтес Н.С. |М.: Издательский центр «Академия», 1996. |

| | | |

| |Белкин А. |Неожиданная радость. // Народное |

| | |образование.- 1990.- №12. |

| | | |

| |Богоявленская |Пути к творчеству.- М.,1981. |

| |Д.Б. | |

| | | |

| |Борзова В.А, |Развитие творческих способностей у |

| |Борзов А.А. |детей.-Самара., 1994. |

| | | |

| |Былевская В.Н. |Развитие творческих возможностей младших |

| | |школьников.// Начальная школа.-1990.- №5 |

| | | |

| |Венгер Л.А. |Педагогика способностей.-М., 1983. |

| | | |

| |Венгер Л.А, |Программа одарённый ребёнок. Основные |

| |Дьяченко О.М., |положения – М.: Новая |

| |Агаева Е.Л. |Школа,1995. |

| | | |

| |Волина В. |Весёлая грамматика. Москва.: Знание.-1995.|

| | | |

| |Выготский Л.С. |Воображение и творчество в детском |

| | |возрасте.-М., 1991. |

| | | |

| |Гильбух Ю.З. |Внимание: одарённые дети.-М.,1991. |

| | | |

| |Грязева В.Г. |Одарённость детей: выявление, развитие, |

| |Петровский В.А. |поддержка.- Челябинск.: |

| | |« Факел».-1996. |

| | | |

| |Голубева Э.А. |Способности и индивидуальность.-М., |

| | |1993. |

| |Занков Л.В |Избранные педагогические труды.М.: |

| | |Педагогика.-1990. |

| |Костюк Т.С. |Способности и их развитие у детей.- |

| | |Киев.,1989. |

| | | |

| |Лейтес Н.С |Об умственной одарённости.-М.,1960. |

| | | |

| |Лук А.Н |Теоретические основы выявления творческих |

| | |способностей.-М., 1991. |

| | | |

| |Львов М.Р. |Школа творческого мышления.-М., 1997. |

| | | |

| |Львова Ю.Л |Развивать дар творчества.-Киев., 1987. |

| | | |

| |Ляшко Т.В. |Через игру- к творчеству.- Обнинск., 1994.|

| |Синицына Е.И. | |

| | | |

| |Меде В. |Детская одарённость.-М.,1925. |

| |Пиорковский Г. | |

| |Матюшкин А.М. |Загадки одарённости.- М., 1993. |

| | | |

| | | |

| |Матюшкин А.М |Концепция творческой одарённости. |

| | |// Вопросы психологии.-1989..-№6. |

| | | |

| |Матюшкин А.М, |Одарённые и талантливые дети. |

| |Сиск Д.А. |// Вопросы психологии.-1988.-№4. |

| | | |

| |Малков В.И. |Факторы одарённости- Магнитогорск., 1996. |

| |Витин Т.М. | |

| |/под ред. Карне |Одарённые дети.- М.: Прогресс.,1991. |

| |М./ | |

| | | |

| | |Одарённые дети: проблемы и перспективы. 3 |

| | |части. –ЧГПИ. |

| | |Челябинск.:«Факел»., 1995. |

| | | |

| |/под ред. |Одарённые дети.-М.: Прогресс,1991. |

| |Бурменской Г.В, | |

| |Слуцкого В.М./ | |

| | | |

| |/под ред. |Развитие творческой активности |

| |Матюшкина А.М/. |школьников.-М.,1991. |

| | | |

| | | |

| |Рябцева С.Л |Диалог за партой.-М.: Просвещение,1989. |

| |Соловейчик С. |Педагогика для всех.-М.: Детская |

| | |литература,1989. |

| | | |

| |Стрельцова Л.Е. |Литература и фантазия. М.: |

| | |Просвещение.-1992. |

| |Устиненко В.И. |Игра как средство выявления творческих сил|

| | |человека.-М., 1989. |

| | | |

| |Штерн В. |Одарённость детей и подростков и методы её|

| | |исследования. М.: Просвещение.-1926. |

| |Юркевич В.С. |Светлая радость познания.-М., 1977. |

| | | |

Приложение

Приложение 1

Шарады:

| | |

|Из писка птиц мой первый слог, |Я с Л смягчённым под землёй |

|Второй с коровьей головы. |Бываю каменным и бурым, |

|Откройте печь, а там ......., |А с твёрдым - в комнате любой, |

|Тот, что не раз хвалили вы. |В геометрической фигуре. (Угол –|

|(Пирог). |уголь). |

| | |

|Без М – в лесу мне красоваться; |Две ноты, союз, |

|С М – суда меня бояться. (Ель – |Все вместе – игра, |

|мель). |В которую любит |

| |Играть детвора. ( Домино) |

| | |

|Мой первый слог – на дереве. |К двум нотам прибавь предлог |

|Второй мой слог – союз. |И сразу услышишь гудок. |

|А в целом я материя |( Сирена). |

|И на костюм гожусь. | |

|( Сукно). | |

| | |

Составьте свои шарады к словам:

Вол - га, пар - та, по – беда, кол – чан, за – с –уха.

Составь свой словесный квадрат:

Пример:

|Г |О |Р |О |Д |

|О | | | |О |

|В | | | |Ч |

|О | | | |К |

|Р |Е |Ч |К |А |

Приложение 2

Характеристика

на

Маринину Анастасию.

Настя - очень эмоциональный ребёнок. Выступления на занятиях отличаются

особой выразительностью, неравнодушием. Постоянно ищет смены впечатлений,

новую информацию. Чем больше узнаёт, тем больше ей хочется знать. Получение

нового знания не угашает, а наоборот усиливает потребность в узнавании

нового. Любит высказывать свои мысли, прекрасно владеет различными видами

пересказа, с удовольствием придумывает сказки.

Насте нравится работа над выразительностью произведения, разбор чувств

и мыслей героев, мотивов их поступков. Работая на занятиях, Настя получает

удовольствие от умственного напряжения, ей нравится анализировать, выделять

главное.

Настя отличается высоким уровнем познавательной активности. Интеллект -

на среднем уровне. Много знает, но не всегда может применить знания для

решения проблемы.

Внимание устойчиво, хорошая память. Когда задания включают

необходимость абстрактного мышления, Настя встречается с трудностями.

Необходимо формировать навыки логического мышления. Часто Настя стремится к

быстрому принятию решения, даже если оно не всегда правильное.

Предстоит работать над умением видеть проблему, её различные стороны и

связи. Насте легче анализировать материал, чем его синтезировать.

Речь её эмоционально окрашена, богат словарный запас. Воображение

помогает на занятиях по развитию речи и творческого воображения.

Все ответы часто интуитивны, не хватает аргументированности, умения

отстаивать свою точку зрения. Часто стремится действовать по шаблону.

Необходимо не отступать перед трудностями, получать удовольствие не

только от удачного решения, но и от самой попытки решения проблемы

самостоятельно.

Характеристика

на

Васильеву Марину.

Марина - эмоциональная девочка, у неё богатое воображение и фантазия.

Любое задание она стремится выполнить творчески. Перед принятием решения

Марина долго анализирует информацию.

Она тонко чувствует суть произведения, мысли героев, старается понять

мотивы их поступков. Большое внимание уделяет работе над выразительностью

произведения, пытается сама сочинять стихи.

При работе над инсценировкой, именно Марина помогает создать образ

героя, каким он должен быть, как может двигаться. Она - большая выдумщица,

много фантазирует и придумывает, сочиняет.

Предстоит работать над умением владеть различными стилями текста,

использовать нужные фразеологические обороты, выражения.

Познавательная потребность - на среднем уровне - ближе к высокому. С

удовольствием самостоятельно ищет дополнительную информацию.

Навыки логического мышления развиты на среднем уровне, не всегда

способна классифицировать материал. Предстоит работать над быстротой и

оригинальностью словесных ассоциаций. Не всегда точна в выполнении

умственных операций.

Марина может выявить проблему, способна понять и принять другую точку

зрения. На занятиях иногда действует по шаблону ответов, которые дали

другие дети.

Марина способна анализировать предложенный материал, выявлять главное.

Сложность - в синтезе. Творческий подход иногда повторяется в том варианте,

который уже был предложен ранее. Необходимо учиться видеть разнообразные

подходы к проблеме.

Большое значение для Марины имеет мнение коллектива, очень чутко

воспринимает любое слово, сказанное в её адрес. Уверенность в себе - это

то, чего ей не хватает. Стеснительность иногда мешает Марине высказать свою

точку зрения. Требуется расширение кругозора и работа над точностью

выполнения заданий.

Характеристика

на

Горских Светлану.

Светлана - развитая и общительная девочка. Самостоятельная, любит

выполнять различные задания повышенной сложности. Много читает, на занятиях

в группе является явным лидером. Светлана испытывает потребность в новой

информации, но не всегда активна в её добывании. На занятии свободно

высказывает свою точку зрения, может её аргументированно объяснить. Во

многом она человек настроения: ей нравится разбирать смысл художественных

произведений, выяснять стиль произведения, но иногда ленива, рассеяна,

думает о своём.

Речь её богата сравнениями, рассуждениями, выводами. Во многом Светлана

быстро угадывает глубокий, скрытый смысл произведения. Активна она и в

распределении ролей при инсценировании произведений, старается показать

героя с его мыслями, переживаниями.

Характеризуется достаточно высоким уровнем познавательной потребности:

во многом считает, что она очень много знает. Стараюсь показать ей,

насколько огромен мир художественных произведений и переживаний. В декабре

- январе месяце чувствовался подъём активности на занятиях, очень любит

выступать в роли учителя. К марту активность несколько спала, может это

связано с болезнью девочки.

Интеллект на среднем уровне. Светлане не хватает устойчивости внимания

для точного выполнения умственных операций, благодаря прекрасной памяти она

достаточно быстро выполняет задания. Она стремится обобщать, стремится к

рассуждению. Однако не всегда ей удаётся выделить главное. Свету отличает

богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.

Светлана - человек творческий. Любит сочинять рассказы, загадки,

пословицы. Старается по-своему закончить тот или иной рассказ. Умеет видеть

проблему, действует не по шаблону. С трудом отказывается от своей точки

зрения, даже если чувствует, что не права. Способность к анализу развита у

неё чуть ниже, чем способность к синтезу. Не всегда может чётко обрисовать

идею. С удовольствием берётся за незнакомое дело, во всём стремится к

успеху. Очень ранима, сильно расстраивается при неудаче.

Приложение 3

Произведения, написанные детьми:

1. Загадки:

Я ползу, ползу, ползу,

На себе свой дом везу.

( Улитка).

Вот шуршит по лесу маленький клубок,

Яблоко и грушу в норку поволок.

(Ёж).

То он зверёк, то он клубок.

(Ёж).

Пятачок, кренделёк, тоненькие ножки,

Бегут по дорожке.

(Поросёнок).

У него всего лишь глаз один,

В темноте он видит им.

(Фонарь)

У нас на кухне живой вулкан,

Из вулкана пышет пар.

(Чайник).

2.Скороговорки:

Мила щёткой Машу мыла, мыло в ванну уронила.

Триста тридцать три тракториста тревожили трактором землю.

Шелест листьев так хорош, на шуршание похож.

3.Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять, будем вместе мы играть.

Чтоб узнать кто поведёт, быстро встанем в хоровод.

Первый вышел за водой, а второй за ним – постой.

Третий думает пойду, я на даче отдохну.

А четвёртый тут как тут убежал рысцой на пруд.

Делать нечего с утра пятому водить пора.

4.Стихи:

|Я полюбил весёлый этот класс. |Льётся дождь |

|Ведь года два плечом к плечу |На голову мне. |

|шагаем. |Эх, хорошо |

|Большая дружба связывает нас, |Моей голове! |

|Мы бережём её и укрепляем. | |

| | |

|Если б только мы могли бы |Кипит, шипит, свистит, бурлит. |

|Понимать язык зверей. |С плиты его снимаем – |

|То услышали б наверно, |Он нас с гостями напоит |

|Что щебечет воробей. |Горячим, вкусным чаем. |

5.Рассказы:

В зоопарке.

Я была в Московском зоопарке вместе с папой. Там было очень много разных

животных: слоны, медведи, крокодилы, пауки разные. Светило солнышко, мы с

папой ели мороженое, а все звери занимались своими делами. Слоны обливались

водой из карьера, медведи боролись друг с другом, крокодил плавал в

бассейне точно палка. Больше всех мне понравился один слон. У него были

огромные уши, маленькие чёрные глазки и смешной короткий хвостик. Какой он

красивый и добрый подумала я. А папа рассказал мне историю о том, что когда

в Африке засуха на слонов нападает бешенство. Они не знают что делают,

могут даже человека растоптать. Мы ещё долго ходили по зоопарку, а потом

уехали в Челябинск.

Весна – волшебница.

Вот наконец и наступила весна. Я так долго ждала её. Она пришла и

преобразила всё вокруг. Утром меня разбудил солнечный лучик, а когда я

посмотрела в окно, то мне показалось, что всё вокруг обсыпано сахаром. Снег

искрится на солнце и переливается всеми цветами радуги. Он тает и бегут

маленькие ручейки. Небо опять становится похожим на синее море по которому

плывут корабли – облачка. Жжжж – это прожужжал первый проснувшийся от

спячки жук. Это жужжание мне кажется песенкой весны.

Грустная история.

Эта история произошла прошлым летом, когда мы с папой и мамой ехали к

бабушке в Коркино. Мы встали в четыре утра, чтобы приехать пораньше.

Сначала я спала, а потом стала смотреть на дорогу, на лес, на поля. День

был солнечный. Вокруг было очень красиво: целые поля жёлтых цветов – это

люцерна как мне сказала мама. В машине играла музыка, мы с мамой стали

подпевать.

Перед нами ехала машина Урал. Неслась она на огромной скорости. Вдруг из

под колёс машины отлетел клубок. Папа сказал, что это ёжика задавили,

который хотел перебежать из одного леса в другой. Мне стало грустно, я чуть

не расплакалась.

Как я впервые увидела салют.

Вся наша семья готовилась к Новому году. Мы покупали разноцветные гирлянды,

хлопушки. Некоторые игрушки я делала сама. Папа принёс домой ёлку. Какая же

она была душистая, зелёная, пушистая. Мы её установили, украсили, а вечером

к нам приехали гости. Мне ночью разрешили не спать и я сидела за столом со

взрослыми. После 12 часов мы пошли на площадь Революции. Там было как в

сказке: ледяные фигурки, огни, ёлка. Вдруг раздался грохот и всё небо

осветилось разноцветными огнями. Я от неожиданности даже завизжала. В небо

взметалась комета и через минуту рассыпалась на тысячи звёздочек. Папа

показал, где стоят пушки, которые стреляют. Каждый новый залп был непохож

на предыдущий. Последняя вспышка и салют закончен. Когда мы шли обратно

домой, я заснула у папы на руках.

6.Сказки:

Детям было предложено сочинить сказку, используя 2 слова.

Белконос.

В одном городе жили разные звери. Жили дружно, горя не знали. Старшие звери

работали, а младшие ходили в детский сад. Каждое воскресенье ходили к друг

другу в гости.

Жил в этом городе один зверёк. Был он один одинёшенек. Ходил он по городу с

грустными треугольными глазами, опущенной головой, имел большие как у слона

уши, коротенькие ножки и длинное туловище. Дразнить его не дразнили, но

никто с ним дружить не хотел. Если бы вы спросили у любого жителя этого

города: «Кто это идёт?». То в ответ услышали бы: «Не знаю идёт». Так и жил

не знаю без друзей.

Однажды в зверином городе был праздник: День рождение Белочки. Все жители

украсили свои дома разноцветными ленточками, шарами. Долго готовили они

Белочке подарок: сушили грибы, собирали шишки, шелушили семечки. Когда всё

было готово, все звери направились к Белочке. По дороге они встретили

зверька «Не знаю», он был чем-то взволнован. « Возьмите меня с собой, я

тоже подарок приготовил»- тихо прошептал он. Звери и слышать этого не

хотели. «Вот и сиди дома со своим подарком»-сказали они ему. Опечаленный

побрёл домой зверёк.

Весело было в доме у Белочки: все плясали, веселились. Вечер пришёл в

городок зверей. Ёжик предложил пойти и посмотреть на закат у озера. Все

взрослые звери с радостью согласились, только решили малышей оставить дома.

Когда взрослые ушли, то малыши решили разжечь камин. Положили много

берёзовых брёвнышек и подожгли. Пламя взметнулось высоко, и дым от

брёвнышек пошёл прямо в дом. Малыши ведь не знали, что надо открыть

задвижку. Лисята, ежата, волчата, медвежата с ужасом бросились вон из дома.

А самые маленькие бельчата не знали, что им делать, куда бежать. Они

остались дома и стали звать на помощь.

Крики о помощи услышал зверёк без имени. Он без промедления бросился на

помощь. Первый раз он вбежал в дом, но не смог добраться до бельчат,

второй раз он облил себя из бочки водой и снова побежал в дом. Не смог

найти он лисят. Третий раз дыша через мокрую тряпочку, вошёл он в дом и

растопырил свои большие уши, и тут он услышал тоненький писк на втором

этаже, взобравшись на верх он сгрёб в охапку испуганных бельчат и бросился

вон из дома.

В это время взрослые возвращались с озера, им навстречу бежали малыши и

кричали, что бельчата могут погибнуть, в доме полно дыма. Белочка так

испугалась, что не могла сдвинуться с места. Звери побежали к её дому и

увидели, что зверёк без имени несёт бельчат. «Бельчат несёт, бельчат несёт»-

закричали они. « Ура! Они спасены!». « Молодец, Белконос!»- сказал

медведь, ты спас им жизнь. «Белконос, Белконос»- кричали со всех сторон

звери чумазому, усталому зверьку. Он улыбнулся и сказал: «Так что и у меня

теперь есть имя?». « Конечно есть»- закричали звери. Испуганные бельчата

подбежали к своей маме, она их прижала к себе и заплакала. Вдруг она

подошла к Белконосу и сказала: «Прости нас за всё!». А Белконос улыбнулся,

поднял голову, распрямился и сказал: « Вам спасибо, ведь у меня теперь есть

имя. Все звери радостные пошли в гости к Белконосу.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ