Рефераты
 

Половое воспитание младших школьников

Половое воспитание младших школьников

Московский Педагогический Государственный Университет

Курсовая работа по возрастной психологии

Половое воспитание

младших школьников

Руководитель:

Горелова Елена Робертовна

Студентка:

II курса ФНК 205 группы

Хакимова Алина Рустамовна

Москва 2003

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………3

Периоды в психосексуальном развитии…………………………………………...3

Представление о поле………………………………………………………………...4

Сущность полового воспитания…………………………………………………….6

Половое воспитание, его содержание……………………………………………...8

Практическое осуществление полового воспитания…………………………...14

Половая уравновешенность…………………………………………………………18

Половой опыт…………………………………………………………………………19

Половые игры…………………………………………………………………………21

Отклонения в сексуальном развитии ребёнка…………………………………...23

Неверные установки в половом воспитании…………………………………….29

а) негативная установка…………………………………………………….29

б) аскетическая установка………………………………………………….30

в) потребительская установка……………………………………………..31

г) собственническая установка…………………………………………….32

д) паническая установка……………………………………………………32

е) безразличная установка…………………………………………………33

ж) эгоистическая установка……………………………………………….34

Младшие школьники и их половое воспитание………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………………40

Список используемой литературы………………………………………………..40

Введение

Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития

ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит

его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу

и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что

сексуальное воспитание даёт возможность избежать инфекционные заболевания,

передающиеся половым путём. К сожалению, не все родители и учебно-

воспитательные учреждения дают полную информацию или информацию вообще по

этому вопросу. Отсюда возникает недопонимание, недоверие. А ведь очень

важно дать ребёнку понять различие между мальчиками и девочками, объяснить,

откуда берутся дети и чем занимаются родители, если ребёнок их заметит.

Периоды в психосексуальном развитии.

Общая тенденция развития личности – постепенное усиление влияния

социальных факторов. Исследуя закономерности психосоциального развития, В.

В. Ковалев приходит к выводу, что закономерности замещения биологического,

а, следовательно, тесно связанного с ним природно-психического

качественного более высоким социально-психическим отчётливо проявляется в

онтогенезе человека. Этот переход от низшего к высшему представляет

основное направление в развитии психики человека.

Именно этот процесс замещения биологических изменений социальными

затрудняет выделение точных периодов и узловых пунктов в психосексуальном

развитии. Рассмотренные нами узловые моменты психосексуального развития

человека позволяют выделить основные периоды:

1. Пренатальный период, в котором происходит морфолого-

физиологическая дифференциация пола, приобретаются элементарные

реакции защиты, формируются акцепторы основных функций. Вероятно,

в это время ребёнок уже получает удовольствие от сосания:

развивается эмпатическая связь я матерью, вырабатываются реакции

на её психическое состояние.

2. Младенчество. Вырабатывается «базовое доверие», при эмоциональных

контактах эротизм переходит в аутогетероэротизм, усиливаются

основные действия орального эротизма, приобретается опыт «быть

объектом» и опыт «действие с объектом», вырабатываются активный и

пассивный способы получать наслаждение, формируется аффективно-

когнетивная структура орального эротического поведения. Может

появляться комплекс страха перед удовольствием. В этот период

особенно важны эмоциональные контакты.

3. Раннее детство. Формируется самосознание, анальный и уретральный

эротизм; возникает половое сознание, идентификация с полом,

устанавливаются различия по полу, первичный генитальный эротизм;

возникают стыд, чувство вины, спонтанный опят мастурбации,

возможно переживание оргазма.

Наиболее важное событие этого периода – формирование анально-уретрального

эротизма и вытеснение его фаллической стадией. Мастурбация в этот период

способствует вытеснению или изживанию анального эротизма. Фиксация на

анальной фазе чревата последствиями, которые могут обнаружить себя на

стадии полового созревания.

4. Игровой период: инициатива, усвоение полоролевого поведения,

половые игры, гомосексуальные привязанности друг к другу; опыт

неэротической любви к другу-подруге; отдаление от матери;

возможен спонтанный оргазм в играх. В этот период может войти и

начальный школьный возраст; препубертатный период.

5. Период полового созревания. Мастурбации, возможны петтинги,

эротические сновидения, интерес к противоположному полу. Это

период активного табуирования секса, чувства стыда и вины,

застенчивость, кокетство у девочек, фантазии. Закрепляется

комплекс страха перед удовольствием, способность получать половое

наслаждение.

6. Период юношеской сексуальности, петтинг, начало половой жизни,

совмещение любви полового влечения, самоутверждение в половой

роли. Формируется психосексуальный интерес, новые эрогенные зоны.

7. Период становления зрелой сексуальности, вступление в брак,

интерес к половому воспитанию детей, развитие родительских

чувств, зрелые любовные отношения.

8. Инволюционный период – снижение половой активности, ослабление

интереса к сексуальной сфере.

Трудно установить точные возрастные границы каждого периода.

Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев его

жизни. В его процессе формируются половое самосознание, половая роль и

психосексуальные ориентации… в процессе индивидуального развития человека

можно условно отметить следующие возрастные периоды становление динамики

сексуальности:

1. Парапубертатный период (1-7 лет), в течение которого формируется

половое самосознание.

2. Препубертатный период (7-13 лет) – выбор и формирование

стереотипа полоролевого поведения.

3. Пубертатный период (12-18 лет) – половое созревание,

формирование платонического, эротического и начальной фазы

сексуального либидо.

4. Переходный период становления сексуальности (16-26 лет) – начало

половой жизни.

5. Период зрелой сексуальности (26-55 лет) отличается регулярной

половой жизнью с постоянным партнёром, вхождением в полосу

условно-физиологического ритма половой активности.

6. Инволюционный период (55-70 лет) – снижение половой активности и

ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с

регрессом либидо.

Представление о поле

Пол – это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных

признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину.

Половые различия:

1. Достоверные: мужчины более агрессивны и более успешны в

математике и зрительно-пространственных операциях, а у женщин

выше языковые способности.

2. Сомнительные: различия у мальчиков и девочек в послушности и

заботливости, доминантности, страхе и тревожности, общем уровне

активности, соревновательности, тактильной чувствительности.

3. Неподтверждённые: для девочек – определяющее влияние среды на их

развитие оказывают внушаемость и социальность, успешность в

требующих стандартного решения заданиях, меньше самоуважение и

потребность в достижениях, преимущественное развитие слухового

анализатора; а для мальчиков – определяющее влияние

наследственности на их развитие, более высокие успехи в сложных и

нестандартных заданиях, аналитический познавательный стиль,

преимущественное развитие зрительного анализатора.

Половая роль – система средовых стандартов, предписания, нормативов,

ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как

мальчика или девочку.

Мужская роль ассоциируется с грубостью, силой, энергичностью, а женская

– со слабостью, нежностью, миролюбивостью.

Половая идентичность – это субъективное переживание половой роли, а

половая роль – социальное выражение половой идентичности.

Хотя совсем еще маленькие дети как будто бы и не имеют никакого понятия

о поле, нам известно, что они не только обладают сексуальным опытом, но и

очень скоро составляют на этот счет определенное представление.

Естественно, в большинстве случаев они ошибочные. Точно так же, как

приблизительны и наши понятия о чем-то, что нам совсем мало известно.

Поэтому, если не исправить это ошибочное представление о поле, оно рискует

нарушить в будущем сексуальную уравновешенность детей.

То, что происходит на ранней стадии полового развития детей, ничем не

отличается от того, что случается в других сферах. Здесь тоже трудно

исправить ошибки, если они были допущены с самого начала. Поэтому нам важно

знать, каковы же ошибочные представления о поле у детей, чтобы не допустить

нежелательных последствий, к каким они могут привести. Очень часто

представление ребенка о поле никак и ни в чем не проявляется, и тогда нас

должно обеспокоить само его отсутствие. Здоровые дети в возрасте 4—6 лет

обычно задают вопросы, касающиеся пола, или сами комментируют какие-то

понятия. Если они не делают этого, родителям нужно как бы случайно самим

затронуть подобную тему, связав ее, например, с рождением какого-нибудь

ребенка.

Приведу некоторые из самых распространенных ошибочных представлений о

поле, какие возникают у детей в первые 6 лет жизни.

Девочки, как и мальчики, нередко уверены, что у женщин тоже есть половой

член, а когда обнаруживают его отсутствие, задумываются, почему же он не

вырос, может быть, случилось какое-нибудь несчастье. Девочек часто

беспокоит открытие, когда они узнают, что устроены не так, как

мальчики. Они считают, будто какая-то беда лишила их того, что есть у

других. Иногда они даже видят в этом наказание.

Одно из самых частых ошибочных представлений возникает по поводу

рождения детей. Вместо того чтобы объяснить действительно происхождение

ребенка, родители говорят малышу, что детей находят в капусте, их

приносит аист или покупают в магазине. Иногда, напротив, утверждают, будто

дети появляются, если два человека любят друг друга. Помню случай с одной

юной девушкой, которая абсолютно ничего не знала о том, откуда берутся

дети. У нее была половая близость с мужчиной, и возникшую беременность она

никак не связывала с этой близостью. Девушка была убеждена, что ничем не

рисковала, — ведь она же не была влюблена в него)

Как правило, все дети думают, будто мама носит ребенка в желудке, и тот

выходит черва анальное отверстие. Они долго еще остаются в неведении, какие

функции выполняют анальное отверстие и влагалище.

В тех редких случаях, когда дети застают родителей во время половой

близости, они воспринимают происходящее как самое настоящее насилие, не как

проявление любви, а как самоуправство отца над матерью.

Дети, которым были преподаны слишком суровые уроки стыда или же им крепко

досталось, когда их застали в уединении играющими со своими половыми

органами, начинают испытывать враждебность к мим, связывал с ними

нечто дурное.

Нетрудно понять, какой вред принесут детям подобные ошибочные

представления, если позволить им развиваться дальше. Они приведут к

восприятию половой функции как чего-то непристойного, агрессивного,

страшного и тревожного. Ни один ребенок нe в состоянии разобраться

самостоятельно во всем этом в первые годы жизни. Напротив, вполне

естественно, что у него складывается неверное представление о поле. Вот

почему так важно, чтобы он ног свободно задавать возникающие у него

вопросы.

И лучше всего, если именно мы поможем ему исправить ложное

представление. Чем раньше мы это сделаем, тем меньше у него останется

времени для здоровых размышлений и фантазирования.

Сущность полового воспитания

Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт,

свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества

отношение человека к представителям другого пола.

Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические

отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые

другие их отношения — в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые

взаимоотношения людей разного пола. Половое воспитание предполагает не

только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение

детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.

Цели и задачи полового воспитания полностью определяются интересами

общества. Неверно было бы считать, что в сфере личной жизни человек

находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на индивидуальном

уровне выражают особенности того общества, представителем которого он

является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не

может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так называемой личной

жизни.

Ребенок развивается как личность в процессе деятельности; последняя

представляет собой неразрывное единство. Однако здесь можно выделить

специфические моменты. В плане способности преобразовывать мир (знания,

умения, навыки) — это обучение, в плане способности к оценке общественного

значения себя как действующей личности и конкретных своих действий

(формирование нравственных понятий, определенное отношение к окружающим

людям, к обществу в целом и т. д.) — это воспитание.

В воспитании можно выделить такие последовательно происходящие процессы

(соответственно этапы):

1) восприятие и запоминание чего-либо;

2) осознание и переживание этого, выработка положительной или

отрицательной оценки;

3) возникновение чувства личной причастности к этому, его личностной

значимости;

4) формирование потребности действовать в определённом соответствии с

этим личностно значимым;

5) наконец, невозможность поступать иначе.

Процесс обучения может и должен иметь последовательный характер:

сегодня учим одному, завтра — другому. Таким путем можно осуществить

программу обучения, выработать целостную систему знаний. Воспитание тоже

происходит последовательно, но значительно труднее организовать

воспитательную деятельность так, чтобы последовательно воспитывать одно

качество личности за другим: здесь последовательность не всегда возможна —

многое формируется одновременно, пусть и с разной эффективностью и

скоростью. Если знание чаще напоминает цепь, последовательность, то

личность — это, скорее, созвучие, гармония. Как раз в приложении к половому

воспитанию это особенно актуально: есть определенное число людей, которые

проявляют недостаточную сознательность именно в специфических отношениях с

представителями другого пола, придерживаются других убеждений, чуждых

коммунистической морали, хотя, казалось, в других отношениях это вполне

достойные члены общества.

Основные качества личности, которые последовательно должны

вырабатываться в процессе воспитания, можно отнести к двум взаимосвязанным

направлениям: а) по их важности в общечеловеческом плане; б) по их

значимости с точки зрения осознанной причастности ко все более широкой

социальной группе — семье, коллективу, обществу в целом.

В отличие от обучения, воспитание требует значительно больше времени.

Это и понятно, так как процессы, происходящие при воспитании, более

глубоки. Поэтому после какого-либо воздействия на ребенка с воспитательной

целью или события, имеющего воспитательное значение, может пройти

значительное время, пока скажутся результаты воспитания. Следовательно,

непосредственной обратной связи между воспитателем и воспитуемым нет,

вернее, она срабатывает после довольно длительного латентного периода. Если

ход процесса обучения сравнительно легко контролировать, то в отношении

воспитания сделать это труднее, и поэтому результаты воспитания нередко

сказываются значительно позже, и поэтому порой они оказываются неожиданными

для родителей. Кроме того, качества личности по мере развития ребенка не

просто складываются (т. е. развитие личности происходит не путем простого

сложения качеств), а каждое качество совершенствуется, углубляется, как бы

обновляется и заново перестраивается на всё более высоком уровне, образует

с другими качествами новое и более полное созвучие.

Для воспитания особенно большое значение имеет живой пример, ситуации

из жизни. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что «в воспитании все должно

основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила

изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы

и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни

был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Как

справедливо отмечал М. М. Рубинштейн, «рассчитывать, что знание, обращенное

всецело к рассудку, определит все поведение юного человека и осилит все

страсти и инстинкты, по меньшей мере, наивно. Сильным фактором здесь может

оказаться только то знание, которое будет поддержано всеми нерассудочными

силами, чувством, средой, интересами и т. д.». О недостаточности «хрупкой

системы словесных раздражителей, дающих поверхностные теоретические

познания без связи с эмоциональной природой ребенка», писал и А. Б.

Залкинд. Напротив, наглядность и живой пример весьма эффективны.

Родители не должны злоупотреблять словом. Если ребенку к месту и без

места читают нотации, делают наставления, дергают по любому поводу, слово

теряет воспитательную силу. Необходимо дать ребенку возможность

переработать его смысл, а это возможно, в частности, в том случае, если

таковой в слове есть. Но если даже этот смысл и есть, ребенок не имеет

возможности для осуществления всех необходимых процессов переработки этого

смысла (разумеется, это процесс неосознанный, он не подвержен влиянию

волевых усилий), то возникает невосприимчивость к слову. Это может

происходить потому, что подавляются процессы, которые должны осуществляться

в психике вслед за услышанным и понятым словом.

Половое воспитание, его содержание

Половое воспитание стало предметом исключительного внимания современных

родителей, поскольку теперь уже никто не считает, что столь естественной и

фундаментальной функцией, как половая, можно управлять, держа детей в

темноте и неведении. Мы отлично понимаем, что страх и неосведомлённость

могут привести к болезни. Вот почему важно без утайки объяснить детям, как

обстоит дело в действительности. Многое уже принято для преодоления нашего

невежества в половом вопросе, но и предстоит сделать тоже немало. Половая

уравновешенность человека лишь отчасти зависит от того, что ему известно о

сексуальных отношениях мужчины и женщины. В основе уравновешенности лежит

представление о них и отношение к ним. Будет ли человек испытывать страх,

страдать от комплекса вины, с неприязнью относиться к половой близости или,

напротив, станет получать удовольствие от своего тела, зависит не от того,

насколько он осведомлён о половой жизни, а от своего отношения к ней.

Отношение это складывается не в результате какого-то курса обучения, а из

тех основных принципов, которые мы поможем ребёнку освоить в ходе его

развития.

При всей широте и значимости проблемы можно предположить, что любой

совет окажется здесь слишком общим и неопределённым. Напротив, именно это

обстоятельство и помогает определить программу полового воспитания наших

детей. Сама по себе половая жизнь – не будем об этом забывать – носит очень

многогранный характер. Неверно думать о ней только как о близости и видеть

в ней лишь способ продолжения рода. В таком случае выпускается из виду

главный аспект, и тогда можно ли считать удачным брак, в котором половая

близость происходит только из желания иметь детей? Напротив, должно быть

совершенно ясно, что сексуальная жизнь включает в себя всю полноту

отношений между мужчиной и женщиной, а не только физиологические проявления

секса. Вот почему нормальный в сексуальном отношении человек – это тот, кто

получает удовольствие от половой жизни точно так же, как и от других земных

радостей, кто не ходит мрачным, подавленным, заторможенным, кто понимает

значение удовлетворения половой потребности, но способен и на большое

чувство. Наконец, такой человек, будь то мужчина или женщина, правильно

воспринимает свою сексуальную функцию в обществе, не возражает против неё и

одинаково чувствует себя, хотя и по-разному, в общении и с мужчинами и с

женщинами.

Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится

нормально воспринимать, отношения полов, потому что родители подают ему

добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка –

женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений.

Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как

вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера,

то у ребёнка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному

из родителей. А в отношениях с другими людьми он не будет нуждаться в

нездоровом суррогате того, чего ему недостаёт дома.

Здоровая семейная обстановка упрочивает его нормальное представление об

отношении полов гораздо больше, нежели цикл лекций или десяток книг на эту

тему.

Надо ли говорить, что мы можем дать нашему ребенку правильное

представление об отношении полов только в том случае, если и сами не

заблуждаемся на этот счет. Это значит, что половое воспитание, прежде

всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. От замены

конкретного жизненного опыта, приобретаемого ребенком в кругу семьи,

теоретическими рассуждениями, как правило, мало толку. Знания, которые мы

даем детям, отвечая на их вопросы, касающиеся отношений полов, имеют

значение лишь в том случае, если им становится ясно, что мы не стыдимся

этого разговора и не лицемерим с ними. Все, что мы говорим им, разумеется,

должно быть правдой, но и это не самое главное. Важнее всего, КАК мы

говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную

нами здравую точку зрения. Такая последовательность может быть только у

человека, который реалистически ВОСПРИНИМАЕТ все детали своей сексуальной

жизни и столь же правдиво объясняет их своим детям. Другими словами, если

половое воспитание — это, прежде всего формирование правильного отношения к

вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области, очевидно, что

родители должны уделить больше внимания именно психологическому аспекту.

Обычно — хотя возможны самые различные варианты — дети начинают

задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в

возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и

правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше

желание объяснить им то, что их интересует. Подрастая, они будут понимать

все больше и больше.

Мы сможем передать детям наше отношение к вопросам пола, нашу точку

зрения и необходимые сведения только в том случае, если будет здоровой и

нормальной эмоциональная атмосфера, в которой они растут. Вряд ли они

станут прислушиваться к родителям и подражать им, если находятся в

постоянном конфликте со взрослыми. А конфликт этот — и само половое

воспитание — начинается не тогда, когда ребенок задает первые вопросы, а

гораздо раньше, когда он еще и говорить-то не умеет, в младенчестве, —

именно тогда устанавливаются наши отношения с ним. И нередко мы портим наши

отношения, заставляя ребенка, есть насильно, допуская ошибки при

пользовании туалетом, а этот момент особенно важен из-за глубокой

внутренней связи между гениталиями (половыми органами) и органами очищения

организма. Сексуальное развитие, иными словами, начинается не на пустом

месте, а является составной частью общего развития ребенка, и все, что мы

делаем для его улучшения, будет благотворно сказываться на нем.

Цель полового воспитания – овладение представителями подрастающего

поколения нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов, воспитание

у них потребности и стремления руководствоваться в этих отношениях нормами

коммунистической морали. Это означает, во-первых, понимание человеком

общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим

полом; во-вторых, умение находить правильное, в духе коммунистической

морали, решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих

взаимоотношений; в-третьих, устойчивость к влиянию буржуазной идеологии,

которая в сфере этих отношений навязывает подрастающему поколению

сексуальную распущенность и потребительское отношение к другому полу,

пренебрежение моральными ценностями.

Соблюдение норм коммунистической морали в сфере взаимоотношений полов

способствует достижению таких важных для общества результатов, как: 1)

высокий уровень духовного и физического здоровья граждан; 2) полноценная

прочная семья, успешно осуществляющая задачи рождения нескольких детей и

воспитания их достойными членами нашего общества; 3) благоприятная

общественная атмосфера благодаря знанию гражданами специфических половых

особенностей представителей другого пола (физических, психических,

эмоциональных), способности и потребности их учитывать и уважать в процессе

совместной деятельности.

Таким образом, интересы любого из граждан и общества в целом совпадают.

И половое воспитание полезно как каждому отдельному человеку, так и всем

вместе. Какую же конкретную пользу оно может принести?

Рассмотрим вопрос о сохранении здоровья граждан.

Здоровье — одна из главных ценностей человека, и его сохранение — важная

общественная задача. Здесь мы касаемся лишь тех моментов сохранения

здоровья, которые имеют непосредственное отношение к половому воспитанию.

Прежде всего — это профилактика венерических заболеваний. Следует

подчеркнуть, что само по себе существование возбудителей сифилиса и гонореи

есть первое, необходимое, но еще недостаточное условие распространения этих

заболеваний. Второе условие — безответственность и неразборчивость в

половых отношениях. Именно здесь основной корень зла. Порождается же эта

безответственность низменным характером полового влечения, когда

представитель другого пола воспринимается только как сексуальный партнер и

никаких других требований к нему не предъявляется. Другие его качества не

интересуют и не принимаются в расчет. Отсюда и случайный характер половых

связей. Нередко попавший на лечение в вендиспансер пациент не в состоянии

дать вразумительного ответа на вопрос: где, когда, с кем? Еще Шопенгауэр

утверждал, что сама по себе половая потребность, в принципе, беспредметна и

может быть удовлетворена на довольно обширном числе особей другого пола без

особого отбора. И там, где эта половая потребность выступает в своем

обнаженном, изолированном виде, там и человек, с которым происходит половое

общение, есть лишь особь противоположного пола, и не более. Вся история

культурного развития человека есть и постепенное усложнение, и

одухотворение половой жизни. Распространению же венерических заболеваний

способствует регресс человеческой социальности до уровня «человеческой

зоологии». Как убедительно писал М. М. Рубинштейн, «разврат получается там,

где «разлитость» и полнота полового чувства оказываются нарушенными, все

добавочные, культурой и человечностью привнесенные стороны отпадают и

обособляются и половое влечение оказывается оголенным, чисто животным;

происходит рецидив, впадение человечества в данном своем сочлене в

первобытно животное состояние».

После того как подросток получил начальное представление о половой

жизни, он должен узнать и о вреде для здоровья раннего ее начала. Это

знание только в том случае окажется результативным (в том числе и в плане

предупреждения ранней беременности), если будет дополнять уже выработанное

ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей,

стремление его сохранить (Если же ему все это безразлично, тогда и знание о

вреде ранней половой жизни не принесет ему пользы.

Правильное половое воспитание необходимо и для гармоничных супружеских

отношений — важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и

активности в труде, хорошего настроения, т. е. всего того, что необходимо

для высокого уровня духовного здоровья. И дело здесь не только в любви и

взаимном уважении. Необходима полноценность человека и в собственно

супружеских отношениях. В частности, неправильная реакция родителей на

занятия подростка ипсацией нередко приводит к половой слабости на почве

боязни ее последствий. Привитие негативизма к мужскому полу способствует

фригидности (половой холодности) женщины и т. д. Всё это неблагоприятно

сказывается на семейной жизни.

У каждого ребенка должно быть заложено с детства твердое понимание

значения семьи, ее ценности и необходимости для человека. Он должен глубоко

осознать, что хорошая семья — большая жизненная ценность. Она способствует

сохранению здоровья, облегчает перенесение различных невзгод, лишений,

жизненных тягот и т. д. и способствует повышению продолжительности жизни.

Следует воспитывать у ребенка убеждение в том, что семью нужно создавать

вовремя. Действительно, многое можно с успехом начать в зрелом возрасте. Но

почти невозможно создать полноценную семью, если не заняться этим

своевременно, скажем, не позже 35 лет для мужчины. И дело здесь в том, что

прожитые вне семьи годы, холостая жизнь неблагоприятно сказывается на

характере, привычках, особенностях поведения, деформируют психику, и именно

они затрудняют дальнейшую жизнь в семейных условиях. Некоторые же считают,

что семью нужно заводить тогда, когда здоровье уже слабеет, когда нужен

уход, рассматривая ее как какое-то попечительское учреждение, и несут в

семью не силу и здоровье, а свое нездоровье, усталость и разочарование.

Природа человека такова, что он испытывает объективную потребность в

непосредственном, тесном, повседневном общении с другими людьми. И никакие

знакомства, контакты, встречи этого заменить не могут.

Необходимо, чтобы для ребёнка, подростка было естественной мыслью о

том, что у него будут свои дети, чтобы, вступая в брак, люди испытывали

потребность иметь определённое количество детей, сознательно строили с

учётом этого свои семейные планы.

Половое воспитание следует направлять на выработку не рассудочного

отношения к детям, а потребности их иметь и хорошо воспитывать,

подкрепляемой убеждением, что все это вполне оправдывается и окупается

преимуществами, которые намного превышают видимые трудности первоначального

ухода и воспитания. Не зря ведь сказано: «Если в старости дом не

наполняется детскими голосами, то он наполняется кошмарами».

Следует иметь в виду, что один ребенок в семье — это плохо не только

потому, что он один и, если с ним что-то случится, его родителей ждет

одинокая старость, но также и потому, что одного ребенка труднее правильно

воспитать. Обычно такие дети хуже владеют собой в общении с окружающими,

порой у них проявляется себялюбие, эгоцентризм. Многие дети и по уровню

здоровья уступают сверстникам из семей с большим числом детей. Ребенку для

нормального развития недостаточно семейного общения только со взрослыми. Не

случайно некоторые дети создают себе воображаемых братьев или сестер и в

игре обращаются к ним.

С другой стороны, слишком большое количество детей в семье также имеет

свои отрицательные стороны. Дети в таких семьях, правда, обладают

необходимыми навыками общения, способны уважать интересы других людей, т.

е. имеют многие ценные качества, даваемые коллективным воспитанием. Однако

порой в таких семьях труднее организовать развитие общего кругозора детей.

Кроме воспитания правильной репродуктивной установки у детей

необходимо воспитывать уважительное отношение к представителям

противоположного пола.

Дети, подростки, юноши и девушки на своем уровне в соответствии со

своими возрастными особенностями должны знать и уважать специфически

половые особенности сверстников другого пола, расценивать эти особенности

как вполне естественные и реальные, а также полезные для общества,

правильно понимать сущность принципа равноправия мужчин и женщин. Как

справедливо подчеркивает А. Г. Хрипкова, часто, к сожалению, приходится

слышать разглагольствования о равноправии там, где требуется обычная

человеческая чуткость, понимание. Если в коллективе не учитываются

специфические особенности его членов, трудовая обстановка всегда менее

благоприятна, чаще бывают конфликты, выше текучесть кадров и т. д.

Напротив, способность их учитывать и уважать — важный фактор благоприятной

обстановки в коллективе, фактор повышения настроения, сплоченности

коллектива. Ясно, что при этом выше и продуктивность труда.

Знание и понимание специфических половых особенностей представителей

мужского и женского пола, прежде всего, необходимы родителям и педагогам.

Непонимание природы и значения этих особенностей приводит к неверным

педагогическим решениям, что подрывает авторитет взрослых, внушает

школьникам мысль об их несправедливости. Порой это приводит к углублению и

закреплению конфликта в классном коллективе, иногда вплоть до разделения

класса на группы, к обострению отношений между мальчиками и девочками.

Напротив, умение педагога быстро и правильно разобраться в любом таком

конфликте — основа их предупреждения.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ