Педагогика - вопросы и ответы (история, цели, образование...)
12. Исключение заочного обучения (экстерната), как такового, что не
обеспечивает “духовных встреч с учителями”.
13. Переориентация внутренних личностных установок учителя.
14. Усиление гуманитарного образования.
Гуманистическую педагогику трудно оценивать статистически. Однако
установлено, что аутентичность, эмпатия и безусловное одобрение
положительно кореллируют с развитием обучаемых и отрицательно с такими
проблемами, как дисциплина и негативное отношение к школе.
Вопрос № 8. Сущность воспитания. Содержание воспитания. Принципы
воспитательного процесса.
Выбирая метод, воспитатель должен быть, уверен в успехе. Поэтому надо
предвидеть результат.
Общий принцип выбора методов воспитания – гуманизм педагога к
воспитанникам.
Классификация методов.
Методы воспитания
Убеждения. Упражнения. Мотивация.
Рассказ Упражнение Соревнование
Объяснение Приучение Поощрение
Разъяснение Педагогические требования Наказание
Лекция Общественное мнение
Этическая беседа Поручение
Увещевание Воспитательные ситуации
Внушение
Инструктаж
Диспут
Доклад
Пример
Методы формирования сознания личности.
1-ый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание)
воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть оформлены
процессе воспитания. Для этого используются методы 1-ой группы – методы
убеждения.
Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников.
Рассказ на этическую тему – используется преимущественно в младших
классах и средних – это яркое
- Эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих
нравственное содержание.
- Воздействия на чувства.
- Рассказ, сопровождающийся иллюстрациями, музыкальное сопровождение.
- Обстановка имеет большое значение – походный костер, уютная
комната, берег реки и т.д.
- Он должен пережиться слушателями.
Разъяснение применяется только там и тогда когда воспитаннику
действительно необходимо что-то объяснить, повлиять на его сознание и
чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных
нормах поведения: нельзя резать и разрисовывать карту, грубить, плевать.
Здесь необходимо категоричное требование. В практике школьного воспитания
разъяснение опирается на внушение, – проникая в психику, действует на
личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и
подростки особенно внушимы.
Увещевание – сочетание просьбы с разъяснениями и внушением. Возникают
чувства стыда, понимания, неудовлетворенности собой, поступок педагога
указывает и пути исправления.
При неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание,
внушение могут принимать форму. Она никогда не достигнет цели, скорее
возникает противодействие, желание поступить вопреки. Нотация – не форма
убеждения.
Этическая беседа – воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точку
зрения своего собеседника. Цель ее – углубление, упрочнение нравственных
понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Особенно
это эффективно в 5-8 классах.
- Хорошо, когда этическая беседа завершается реальным полезным делом,
в котором ее участники могут практически закрепить рассмотренные во
время беседы положения, нормы и правила поведения.
- Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию. Успех зависит
от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней
воспитанники свою душу.
- Материал беседы должен быть понятен воспитанникам, опираться на их
опыт.
- Важно, чтобы воспитанники самостоятельно пришли к правильному
выводу.
- Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод.
Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и
готовятся к ним основательно.
- Высокие профессионалы требуют индивидуальной беседы с
провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы не возник барьер.
Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично ему
объяснить, придать беседе задушевный характер, то может
рассчитывать на полный успех.
Диспуты – живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников.
- к диспуту разрабатываются 5-6 вопросов, требующих самостоятельных
суждений. С этими вопросами участников знакомят заранее. Иногда
преподаватель может назначить участников спора.
- Тексты записывать не надо, иначе диспут будет скучным, формальным.
- С максимальной деликатностью надо относится к высказываниям
школьников. Но педагог не может занять позицию невозмутимого
наблюдателя. Он воздействует аргументами; иногда умышленно
ошибаются, чтобы затем публично признать свои ошибки и тем самым
показать пример другим участникам диспута.
Пример – дает конкретные образы для подражания. “Долог путь
наставлений, короток путь примера” – римский философ Сенека.
- Психологической основой примера служит подражательность. Поэтому
важно окружить ребенка положительными примерами. Но надо извлекать
опыт и из неправильных поступков. Печальный пример помогает
удержать противника от неправильного поступка.
- Личный пример воспитателя! Между словом и делом у него нет
рассуждений.
Методы организации деятельности.
Методы организации деятельности – это сердцевина воспитательного
процесса, т.к. формирует требуемый тип поведения.
Упражнение – способ привлечения к активной деятельности. Результат
упражнений – навыки, привычки. Чем сложнее качество, тем больше упражнений
необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки. (Шнурки – 200 раз)
что же говорить о числе упражнений для формирования сложных нравственных
качеств. Выдержка, навыки самоконтроля, дисциплина, культура общения –
качества, которые основываются на привычке. Упражнение признается успешным,
когда воспитанник проявляет устойчивое качество во всех жизненных
ситуациях.
Требования – прямые и косвенные (требование-совет, требование-игра,
требование-намек и т.д.). Требование непосредственное (воспитатель –
воспитанник), оппосредственное требование (воспитанников друг другу,
организованное воспитателями).
Приучение – интенсивно выполняемое упражнение (насилие, наказание),
напоминающее дрессировку (часто в армии). Чтобы предать этому методу
гуманистические черты используют приучение (например, к порядку, через
игру).
- показывайте, как выполняются действия, какие результаты. Сравните
грязные и вычищенные ботинки...
- приучение требует постоянного контроля – благожелательного, но
строгого, и самоконтроля.
- Не делайте казенно-бюрократические указания типа “будь вежлив!” –
но “приветствуй соседа – и он будет вежлив с тобой!”
Поручения – приучают к положительным поступкам: посетить больного,
изготовить игрушки для детского садика. (мы собирали библиотеку для
сельских школ в Сибири);
- чтобы развить необходимые качества: неорганизованным - подготовить
мероприятие, требующие точности и пунктуальности;
Метод воспитывающих ситуаций:
- они не должны быть надуманными. Воспитатель создает лишь условия
для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть
естественной.
- Неожиданность метода. Нарушителей разоружают великодушие, доброта.
Ситуация “непринужденной принудительности”: школьникам предъявляется
нравственный образец правильного поведения и создаются условия, побуждающие
к аналогичному поведению (их сверстник, личный пример). Однако, поведение,
привлекательное с точки зрения воспитателя, может оказаться не таким уж
привлекательным с точки зрения отдельных воспитанников, а поощрение такого
поведения может вызвать их протест. Такую реакцию надо предугадать и
сделать рекомендуемое поведение привлекательным.
Методы стимулирования.
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным
наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания
ленивых животных – не приятная этимология для человека!
Но человек тоже нуждается в постоянных стимулах. Прямое и
непосредственное назначение стимулов – ускорять или тормозить определенные
действия.
Методы стимулирования – поощрения, наказания (в древнем мире),
соревнование (в XX в.), субъективно-прагматический (деловой).
Поощрение – положительная оценка действий воспитанников, вызывает
положительные эмоции, вселяет уверенность.
Виды поощрения: одобрение, ободрение, похвала, благодарность,
предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками.
Одобрение – простейший вид поощрения. Может выражаться жестом,
мимикой, поможет оценкой, доверием.
Правила поощрения
- мотивировать поощрения
- замечать всех в поощрении, не противопоставляя детей друг другу
- знать меру (зазнайство). Учитывать мнение
- соблюдать справедливость
Соревнование
Детям присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. В чем
только не соревнуются дети?! Кто дальше плюнет, кто больше получит “2”...
сравнительно меньше они соревнуются в благовидных поступках: в
аккуратности, вежливости, честности...
В советское время метод, к сожалению, обрастают командно-
бюрократическими атрибутами – как на производстве.
Между тем педагогически правильно организовывать соревнование –
действенный стимул в воспитании процесса.
Организация соревнований – трудное дело, требующее знания политологии,
соблюдение ряда условий и требований:
1) организация соревнования: цели, задачи, программа, критерии оценок,
награждение. Оно должно быть достаточно трудным и увлекательным.
Критерием оценок – понятны детям. Итоги – наглядные
2) не создавать тепличных условий в соревновании (потасовывать факты,
искажать истины...). Жизнь не кому не дает поблажек и человек должен
с детства активно бороться за свое будущее.
Жесткие условия соревнования нужно смягчать игрой, где не так
остро переживаются поражения, есть возможность реванша.
Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно
предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины.
В разные времена – разные отношения к наказанию.
- известный педагог Пирогов Н.И. будучи попечителем Киевского округа по
учебным заведениям выдвигал систему физических помазаний, в том числе
и порчу (его критиковал Добролюбов).
- До мельчайшей подробности была продумана система наказаний в старой
прусской школе. Полное игнорирование индивидуальных особенностей
ребенка! Но муштра давала и известные результаты: не одна нация в
мире не может соревноваться с немецкой по дисциплине, трудолюбию,
приверженности к порядку.
Виды наказания:
- Наложение дополнительных обязанностей.
- Лишение или ограничение определенных прав.
- Моральное порицание, осуждение.
- Обсуждение на собрании, отстранение от занятий.
- Исключение из школы.
Условия наказания
- Сила наказания увеличивается, если оно исходит от количества или
поддерживания им. Поэтому надо опираться на собственное мнение.
- Не рекомендуется применять групповые наказания.
- Наказание действенно, если оно понятно ученику, и он считает его
справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником
сохраняют нормальные отношения.
- Нельзя оскорблять воспитанника (доводить до слез).
- Наказание – сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании
исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не
торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в
сложившейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и
полезности наказания.
- Не допускайте превращения наказания в орудие мести.
- Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной
психологии, а так же понимание того, что одними наказаниями делу не
помочь. Поэтому наказание применяется только в комплексе с другими
методами воспитания.
Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и
поведения воспитанников, основывается на создание условий, когда быть
невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок
становится невыгодно, экономически накладно.
Развитие общества и экономических отношений с раннего детства погружает
детей в жесткую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей
серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах
принимает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной главной
цели – найти после окончания учебного заведения работу, не остаться без
средств к существованию.
Педагоги поддерживают тесную связь хорошего школьного воспитания с
будущим субъективно-экономическим положением человека: на конкретных
примерах убеждают, что:
- мало воспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять
хорошие должности;
- низкооплачиваемые;
- первыми пополняют ряды безработных;
- воспитанники стремятся получить положительные отзывы. Если
академические успехи, считают они, зависят от способностей и не
каждому даются, то хорошо воспитанными гражданами должны быть все.
Модификации субъективно-прагматического метода:
1) контракты, которые заключают воспитателей и воспитанников, где четко
определяются обязанности сторон;
2) личные карточки самосовершенствования (программы воспитания),
которые составляются воспитателями и родителями;
3) маниторин, т.е. непрерывное наблюдение за поведением, развитием с
помощью новейших средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию
индивидуального развития, определять сценарий судьбы при той или
иной направленности воспитания;
4) тесты воспитанности;
5) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные
наказания - денежные компенсации неправильного поведения, лишение
прав и свободу, привилегий.
Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы. Это
метод завтрашнего дня.
Стимулы воспитания и обучения.
Американский профессор Г. Оверстрит в книге “Воздействие на поведение
человека” утверждает, что в основе нашего поведения лежат наши сокровенные
желания. Наилучший ответ, который можно дать тем, кто поставит себе задачей
уговорить кого-то совершить тот или иной поступок, сводится к следующему:
сначала заставьте своего собеседника страстно чего-то пожелать.
Вот почему стимулы, которые мы советуем применять учителем, опираются
на деликатные “подталкивания” учащегося и выполнению определенных действий
и исключает открытое “давление”, грубое принуждение.
Опирайтесь на желание. Чего хочет учащийся – главный вопрос для учителя
(мышь – мышеловка – время – сыр = так достигаем своих целей). Вспомните о
природосообразности! Задача педагога – сменить направленность
целеустремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.
Если мы хотим, чтобы учащийся не курил, а сам он желает продолжить
занятие, не читайте ему проповедей, скорее, всего это ничего не даст. Но
если вы узнаете, что для вашего питомца важно выиграть соревнование,
вступить в футбольную команду, привлечь внимание первой красавицы класса,
объясните ему, что курение может стать причиной его неудач.
Учитывайте интересы и склонности. Нет школьников ничем не
интересующихся: деньги, успех, красивая жизнь; врожденная любознательность,
природные склонности. Надо брать эти побочные интересы на мощный стимул
воспитания, учения и самосовершенствования.
Используйте намерения. Находите возможность помочь школьникам в
осуществлении их намерений. Школьник, например, твердо решает изменить свое
поведение под влиянием нахлынувшего чувства сострадания к упрекам и слезам
матери. Но обстоятельства сильнее его, он не в состоянии выполнить
задуманное. Ободрите его, помогите, научите, как постепенно приблизиться к
его осуществлению.
Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание
быть признанным. Некоторые дети учатся не ради знаний, а ради признания. Не
следует пренебрегать этим стимулом, если он оказывает на учебный процесс
благоприятное воздействие (о кличках – не обращать внимание!). Школьник
боится отвечать у доски. Поупражняйтесь с ним у доски наедине. Помогите
ребенку приобрести уверенность в себе. 75% школьников ждут вашей помощи в
этом, а не записей в дневнике.
Показывайте последствия совершаемых поступков. Наши дети не научены
становиться на точку зрения другого человека, представлять себе его
переживания (побежал – упал – смех!). Не научены оценивать и последствия
совершаемых поступков.
Признание достоинства. Если этого требуют обстоятельства, не
останавливайтесь и перед лестью. Это вызовет у вашего питомца прилив новых
сил. Особенно остерегайтесь придираться по мелочам.
Одобряйте успехи. Известны случаи, когда разумная и одобрительная
оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабо
успеваемыми учениками.
Сделайте работу привлекательной. (У Шаталова!) кто скажет, что мытье
грязной посуды – интересная работа? А вот одна женщина рассказала, что
когда она была маленькой, ее мама говорила: если будешь себя хорошо вести,
то я позволю тебе вымыть посуду... Это воспринималось, как награда.
Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащегося!
“Прекрасная ошибка!” “Ошибка, которая ведет к истине!” “Спасибо, твое
мнение не совсем верное, но дает пищу для размышлений”. “Спасибо дети. Вы
мне сегодня помогли” – благодарит после урока своих учащихся Амонашвили.
Говорите иногда “надо”. “Тебе надо, Саша! Ты мужчина!” школьник должен
испытывать удовлетворение от того, что преодолевает трудности, поступил как
подобает взрослому, мужественному человеку. Кроме того, он должен быть рад
и горд, что дело сделано.
Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи, согласных всю
жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление
улучшать свое положение. Внедрите самолюбие, и заставьте обучаемого
произнести “и я не хуже других!”
Показывайте достижения. Представляйте обучаемому информацию о его
прогрессе, причем в сравнении с другими участниками процесса. “Экран
успеваемости” у Шаталова. Контрольная в среду, оглашение результатов в
четверг – это нормально; сообщать же о результатах спустя месяц практически
бесполезно.
Осторожно поддерживайте соперничество. Человек существо конкурирующее.
Современная жизнь требует закалки, умения выстоять в борьбе с соперниками.
На вопрос, должна ли школа поощрять соперничество, и в какой мере, пока нет
однозначного ответа. Но судя по опыту американской школы, соперничество
между учащимися необходимо поощрять в разумных пределах, поддерживать
проигравших, снимать чрезмерное эмоциональное напряжение у кого-то из
участников.
Хвалите.
Условия к ним:
- Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать;
- Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную
работу;
- Похвала должна быть конкретной, точно адресованной;
- Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Не с насупленным и угрюмым
видом;
Критикуя, сопереживая.
- Подбадривайте критика
- Критика-упрек (ну, что же ты? А я так на тебя рассчитывал!)
- Критика-аналогия (когда я был таким как ты, я тоже допустил такую
же ошибку...)
- Критика-надежда (надеюсь, что в следующий раз...)
- Безличная критика (в нашем классе есть еще ученики, которые... не
будем называть их фамилий)
- Критика-озабоченность (я очень озабочен сложившейся ситуацией.
Особенно у таких наших учеников...)
- Критика-сопереживание (я хорошо понимаю тебя, вхожу в твое
положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не выполнена)
- Критика-сожаление (я очень сожалею, но я должен сказать, что работа
выполнена не качественно)
- Критика-удивление (как? Неужели ты не подготовил урок? Не
ожидал...)
- Критика-ирония (делали, делали и сделали. Как теперь в глаза людям
будем смотреть?)
- Критика-намек (я знал одного человека, который поступил точно
также, как и ты. Потом ему пришлось плохо...)
- Критика-упрек (эх ты! Я был о тебе гораздо высокого мнения)
- Критика-смягчение (наверное, в том, что произошло, виноват не
только ты)
- Критика-требование (работу придется тебе переделать)
- Конструктивная критика (задание выполнено не правильно. Чего ты
собираешься теперь предпринять?)
- Критика-опасение (я очень опасаюсь, что в следующий раз работа
будет выполнена на таком же уровне)
Создавайте хорошую репутацию своим питомцам. Поощрения, которые
применяются в российских, украинских и белорусских семьях и школах, очень
скучные, невыразительные, как бы сделанные украдкой, мимоходом. Чаще
поощряйте! Создавайте впечатление, что ошибка легко исправима. Пусть
учащиеся верят в свои силы. Не скупитесь!
Вопрос № 9. Методы педагогического воздействия на личность.
Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим
процессом.
- схема педагогического процесса выглядит так:
27) Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и
целесообразности решения конкретной задачи;
28) Затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им
определенной суммы знаний для решения поставленной задачи;
29) На этом этапе необходимо сформулировать у учащегося умений и
навыков;
30) На всех этапах полезно стимулировать прилежание учащегося,
контролировать и оценивать этапы и итоги работы (см. стимулы
воздействия).
Для того чтобы педагогический процесс функционировал нужно, как
минимум, 5 групп методов воздействия на личность:
1. Убеждение
2. Упражнения и приучения
3. Обучение
4. Стимулирование
5. Контрольная оценка
- Методы воздействия на личность действуют в комплексе и крайне редко
применяются друг от друга. А рассмотрение их в отдельности дается
для удобства изучения.
- В российской педагогике и мировой проблема классификации МПВЛ не
решена.
Метод воздействия на личность – это система педагогических приемов,
позволяющие решать те или иные педагогические задачи.
Еще одно важное понятие в этом ряду – форма организации
педагогического воздействия:
1) Учебный процесс.
2) Внеклассная работа, внеаудиторная работа.
3) Семейное воспитание.
4) Воспитательная деятельность в детских и молодежных организациях.
5) Воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и
средств массовой информации.
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю
человека с целью формирования у него желаемых качеств.
Убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их
комбинация, если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-либо
научного положения – доказываем.
Если мы хотим воспитать любовь к Родине, матери, обращаемся к высокому
и прекрасному в области культуры – обращаемся к чувствам воспитанника. В
этом случае убеждение выступает как внушение.
Чем убеждает учитель? – словом, делом, примером (дети учатся раньше
подражать, чем познавать).
Словом – приемы: беседа, лекции, диспуты.
Пример – стремление к подражанию кому?
Большое значение имеет местный пример педагога-воспитателя, братья-
сестры, мама-папа, дед-бабушка, товарищи по учебе, актеры, спортсмены,
герои и т.д.
Эффективность методов убеждения зависит от ряда педагогических
требований.
1. Высший авторитет педагога у воспитанников. Высшая форма
педагогического авторитета – любовь воспитанника. Не правы те
педагоги, которые говорят, что им все равно – любят их или не
любят. Если же педагога преследует стойкая не авторитетность у
воспитанников, то это очень серьезный повод для смены профессии.
2. Опора на жизненный опыт воспитанников. Здесь словесное убеждение
сливается с убеждающей силой примера.
3. Истинность, конкретность и доступность убеждения, фальшь,
искусственность распознания даже сил школьниками и педагог теряет
авторитет.
4. Сочетание убеждения и практического приучения (т.е. связь с каким-
то делом, практической деятельностью) движение может быть
взаимообратным убеждение (сознание) ( опыт, действие.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Особенно часто жалуются родители, что их ребенок перестал
реагировать на то, что раньше действовало безотказно. А ребенок
просто подрос, изменился и методы воздействия должны поменяться.
Индивидуальные возможности – на одних – просты и на других –
требования – приказ
Упражнение и приучение.
Упражнение – планомерное организованное выполнение воспитанниками
различных действий, практических дел с целью развития их личности
(усидчивость, целеустремленность, силу воли и т.д.)
Приучение – организация планомерного и регулярного выполнения
воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.
Или: приучение – это упражнение с целью воспитания хороших привычек.
Привычки (Ушинский) укореняются путем повторения какого-либо действия
до тех пор, пока не установится наклонность к действию.
Упражнение занимает большое значение в обучении т.к. формирует умения
(приемы) и навыки.
Без систематического применения упражнения нельзя добиться
действенности воспитательной работы.
Макаренко. Задайте цель: воспитать мужественного человека! Одними
душещипательными беседами ограничиться нельзя. Нельзя будет закрыть
форточку, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Гагарина. Вы
воспитаете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг – это объект
для глазения, развлекательный момент.
Типы упражнений:
1) Упражнения в полезной деятельности (в труде, в общении со
сверстниками, со старшими). Главное в этом, чтобы ребенок видел
пользу от содеянного.
2) Режимные упражнения – режим дня, режим труда, отдыха. Нарушение –
урон здоровья, знания (сорвал занятие), необязательность,
расхлябанность.
3) Специальные упражнения – упражнения тренировочного характера:
приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с
внешней культурой (вставать при входе учителя).
Специальные упражнения с целью преодоления недостатков (нарушитель
дисциплины – ответственный за порядок, неопрятному – быть санитаром,
эгоистичного – навестить и помочь больному товарищу).
Обучение (3 метод воздействия на личность) (см. вопрос 6)
Методы стимулирования.
Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли,
чувству и действию.
Соревнование – не жестокая конкуренция и стремление к первенству любой
ценой. Дух товарищества, взаимопомощи и доброжелательности.
Поощрение – чувство удовлетворения, прилив сил, подъем энергии,
уверенность в своих силах. Но главное – острое желание вести себя таким же
образом, чтобы еще раз испытать это чувство психического комфорта.
- особенно эффективно при работе с младшими детьми (несмелые,
застенчивые, неуверенные)
- оно должно быть не слишком частым
- не допускать деления воспитанников на захваленных и обделенных
важнейшие условие эффективности поощрения – принципиальность,
объективность, понятность для всех, поддержка общественного мнения, учет
возрастных и индивидуальных особенностей.
Наказание, педагогические требования к нему:
1) Нельзя наказывать за неумышленные поступки.
2) Нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению:
лучше простить 10 виноватых, чем наказать одного виновного.
3) Сочетать наказание с убеждением, и др. методы.
4) Строго соблюдать педагогический такт.
5) Опора на понимание и поддержку общественного мнения.
6) Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Вопрос № 11. Контроль учебно-познавательной деятельности: виды и
функции контроля, критерии оценки.
Контроль, его виды и функции. Критерий оценки.
История вопроса контролирование и оценивание являются непременными
спутниками школы. Но до сих пор идут споры о смысле оценивания, его
технологии, об оценке.
Коменский – возвышенно пользоваться правом на оценку.
Ушинский – контроль – подавляет умственную деятельность школьников.
Учитель спрашивает 1-2, остальные свободны, маются, волнуются и т.д.
В мае 1918г. постановлением СНК “об отмене оценок”. Вместе с ними
ликвидируются экзамены. А успеваемость детей учитывалась и контролировалась
в особых тетрадях: лучших детей записывали в “красные тетради” худших – в
черные; внедрялось социальное образование, но обучение без оценок не дало
результатов.
Принципы контроля
1. Объективность (научность, обоснованность содержания заданий,
вопросов; равное отношение педагога конкретное всем обучаемым,
адекватным критерием оценок оцениванием).
2. Систематичность – на всех стадиях дидактического процесса (от
восприятия до практического применения знаний), регулярность
опросов, каждодневность.
3. Принцип наглядности (гласности) – оглашение и мотивация оценок,
составление планов ликвидации пробелов. Контролировать в той
последовательности, как проводиться изучение материала.
Виды контроля.
Примерные нормы оценки знаний:
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся,
дифференцированный подход к организации работы в классе.
Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов
товарищей; умение использовать различные источники знаний – текст учебного
пособия, текст Конституции Российской Федерации, рассказ учителя, наглядный
материал, юридические документы и материалы, научно-популярную и
художественную литературу, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на
уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления
окружающей жизни, применяя полученные знания о нормах морали и права.
Оценка “пять” – материал усвоен в полном объеме; изложение логично;
основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и
связаны с явлениями окружающей жизни;
– “четыре” - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение
недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы;
в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
– “три” – в усвоении материала имеются пробелы, он излагается, не
систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и
обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
– “два” – основное содержание материала не усвоено, выводов и
обобщений нет;
– “единица” – материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Дополнение: комплексная проверка – проверяет способность учащихся
применять знания и умения при изучении различных учебных предметов.
Такая проверка применяется еще сравнительно редко, но с внедрением
интегративный курс ее значения будет возрастать.
Главная ее функция – диагностирование качества реализации меж
предметных связей.
Примеры субъективизма учителей в оценивании знаний учащихся:
1) Привлекательным детям педагоги приподнимают высший уровень
интеллекта и ставят высокие баллы.
2) Чаще всего учителя обращаются к учащимся, сидящим за первой партой и
склонны выставлять им высокие баллы.
3) Лучше ценятся дети с красивым подчерком, если учителя сами
калиграфисты.
4) Педагоги чувствительны к правильному произношению и часто
несправедливо наказывают обучаемых с дефектами речи.
5) Недостаточная разработка критериев оценивания до революции
существовала шести бальная система – от 0 до 5.
В 1918г. – “0” упразднили.
Постепенно оценка “1” стала использоваться реже.
С 50-х годов – меньше стала использоваться “2”. Педагоги пользуются
“+”, “-” для каждой оценки – 5, 4, 3, 2 – получается десяти бальная
система. Сейчас в некоторых регионах проходит эксперимент по двенадцати
бальной системе. Кроме к ^+- прибавляют балл 1 – спасайте – учащийся
немедленно требует помощи, особого внимания, до помещения в специальное
учебное заведение; “высший балл” 12 – Ура! – свидетельствует о появлении
способного и одаренного ученика, которого следует обучать по специальной
программе в или в другом учебном заведении.
Но учитывая инертность школы вряд ли это скоро будет внедрено в
практику. Поэтому педагоги ищут способы повышения роли пяти бальной
системы. Можно выделить пять способов.
1) Выставление оценок – “+” “-”, - в своей записной книжке, т.к. в
журнал нельзя.
2) Цифровая бальная система дополняется словесной. Редко и без желания
педагогов – дополнительное время при дифлите его на уроке.
3) Оценка в дневник с записью родителям. Чаще негативная – разрушает
мотив ответственности. Так в пятом шестом классе этот мотив
понизится, особенно у детей с такими записями в дневнике.
4) В усилении коммуникативного воздействия (привлечь учащихся к
сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу).
5) Использование тернов успеваемости (у Шаталова), организация
соревнования с самим собой – в конце недели получает словесную
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|