Рефераты
 

Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка

Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

БЕЗУГЛОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Научный руководитель: кандидат

педагогических наук, доцент

Бережная И.Ф.

ВОРОНЕЖ 2004

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………

.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОД-

РОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНО-

СТРАННОГО ЯЗЫКА.

1.1 ………….???

1.2. Формирование общечеловеческих ценностей

как психолого-педагогическая проблема……..

1.3. Влияние возрастных и индивидуальных осо-

бенностей на процесс формирования общече-

ловеческих ценностей у подростков………….

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОР-

МИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНО-

СТРАННОГО ЯЗЫКА………………………………………………

2.1. Возможности иностранного языка в формировании общечеловеческих

ценностей у подростков……………………………………………..

2.2. Технология формирования общечеловеческих

ценностей у подростков при изучении ино-

странного языка…………………………………

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы

по формированию общечеловеческих ценно-

стей у подростков……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-

экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период

социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уровне как

социальных групп, так и личности. По данным социологов, поколение

российской молодежи в последние десятилетия по основным показателям

социального и физического развития заметно уступает предыдущим. У

выпускников школ больше проблем со здоровьем, многие из них отстают в

умственном развитии, равнодушно относятся к общественной деятельности, в

большей мере им присуще отчуждение. Эти и многие другие негативные явления

есть следствие влияния на детей и подростков новых социальных структур и

процессов: большой и малый бизнес, коммерциализация, новые экономические

отношения, расширение информационных потоков и пр. К сожалению, эти

процессы оказывают влияние не только на подростков, но и на детей 6 -10 –

летнего возраста. У них появляются жесткость, эгоизм, индивидуализм. Резко

возросла детская и подростковая преступность, получила распространение

наркомания.

В современной России осознается падение нравственности молодежи, что

означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных

обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы,

социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-

нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое

переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике,

социальной и духовной сферах. Любая стратегия, определяющая на длительный

срок пути формирования общественных явлений и процессов, их углубление и

совершенствование, имплицитно включает критерии и нормативы

аксиологического класса. В этой связи становится понятным особое значение

ценностных ориентаций молодежи. В данном процессе велика роль учебно-

воспитательных организаций, представленных в современных условиях учебными

заведениями разного типа – школами общего среднего образования, лицеями,

гимназиями, колледжами, различными внешкольными учреждениями.

Ценностный подход в образовании не принадлежит только идеальной

сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности

всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие

представители человечества. Становление человека предполагает не только

развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы

общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о

внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную

значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы

гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить

сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе

устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных

ориентаций. Роль образования осуществления этой стратегии велика. Именно

образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует

формированию нового общественного сознания и, таким образом, воздействует

на все сферы жизни.

Изучение литературы по теме исследования показывает, что проблема

развития общечеловеческих ценностных ориентаций в полном объеме как

целостное педагогическое явление в его историческом, социальном,

психологическом и технологическом плане не была предметом специального

изучения. Недостаточно разработан в существующих исследованиях и такой

важный в теоретическом и практическом отношении аспект как педагогические

основы развития ценностных ориентаций в школе на примере отдельно взятого

учебного предмета. Потребность в такого рода исследованиях не вызывает

сомнения.

Цель исследования состояла в теоретическом обосновании, разработке

и экспериментальной проверке выявленных педагогических условий формирования

общечеловеческих ценностей у подростков на занятиях иностранного языка.

Объектом исследования является урок французского языка как средство

формирования общечеловеческих ценностей.

Предметом исследования являются педагогические условия,

способствующие формированию общечеловеческих ценностей в процессе изучения

французского языка у подростков.

Задачи исследования:

1. уточнить понятия общечеловеческих ценностей;

2. рассмотреть основные подходы к структурным элементам

человеческих ценностей;

3. выявить значение изучения иностранного языка для формирования

общечеловеческих ценностей у подростков;

4. определить наиболее эффективные пути и методы формирования

общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного

языка;

5. определить совокупность педагогических условий, необходимых

при формировании общечеловеческих ценностей у подростков при изучении

иностранного языка.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто

предположение о том, что формирование общечеловеческих ценностей у

подростков будет осуществляться эффективно, если:

- задача формирования общечеловеческих ценностей у подростков

будет выделена как значимая и существенная в процессе организации учебного

процесса;

- при создании условий для развития общечеловеческих ценностных

качеств будет учитываться тот факт, что они как сложные психологические

образования формируются не сразу, а путем постепенного усложнения умений,

навыков и привычек и их интеграции в более сложные личностные образования -

общечеловеческие ценностные качества;

- в процессе воспитательно-образовательной работы будут

учитываться разработанные и научно обоснованные рекомендации, формы и

методы, направленные на формирование общечеловеческих ценностей у

школьников (пословицы, поговорки, игры, стихи, аутентичный текстовой

материал и т.д.).

В дипломной работе использованы педагогические и

психологические методы исследования в соответствии с целями и задачами, а

также особенностями предмета исследования. Ведущими методами являются:

изучение и теоретический анализ психологической и педагогической

литературы; педагогическое наблюдение, изучение школьной документации и

продуктов деятельности учащихся. Значительное место в исследовании занимает

анализ собственного педагогического опыта.

Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа

осуществлялась на базе Гимназии № 2.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

определяется тем, что в работе сформулированы теоретические положения,

которые в совокупности представляют собой целостную систему эффективного

формирования общечеловеческих ценностей у подростков; уточнена общая

структура общечеловеческих ценностей; обоснована зависимость формирования

общечеловеческих ценностей у подростков от педагогической компетенции

учителя.

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У

ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

1.1. психолого-педагогическая проблема

Одной из основных в современном мире стала идея

утверждения гуманистических ценностей во всех сферах общественной жизни.

Сюда входят и принципы воспитания подрастающего поколения. Дети стали

невольными свидетелями социального расслоения общества, постоянной угрозы

безработицы родителей, войн, преступности, упадка культуры и

нравственности. В этой связи создание основ для формирования

гуманистических ориентаций в практике обучения и воспитания – вопрос

жизненно необходимый.

Гуманистические ценностные ориентации – это

стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем

человеческой сущности. Но нельзя считать это явлением педагогической мысли

лишь нашего времени. Гуманистическая традиция своими корнями уходит в

глубинные истоки человеческой культуры. Еще в глубокой древности задавались

вопросы. Не потерявшие своей значимости и актуальности и поныне: «Что есть

истина?», «Что есть добро?», «Что есть красота?». Спустя столетия ученые

пришли к выводу, что эти три категории вопросов тесно связаны между собой.

Исследуя взаимоотношения между истиной, добром и красотой, ученые нашли для

них как бы единый общий знаменатель – понятие «ценность». И это вполне

объяснимо, ведь добро является нравственной ценностью, истина –

познавательной, а красота – эстетической. Понятие «ценность» стало одним из

наиболее употребляемых в сфере гуманитарного знания.

Изучение ценностных ориентаций занимает важное место

в современных науках (социологии, психологии, истории, педагогике…).

Ценности могут быть как предметные, так и субъектные. Фактически они

являются лишь «двумя полюсами ценностного отношения человека к миру; первые

выступают как его объекты (предметы потребности и интереса, взятые лишь в

их субъективно-психологическом выражении, в виде устремлений почитания,

предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые – как выражение того же

отношения со стороны субъекта, в которых интересы и потребности переведены

на язык идеального, мыслимого и представляемого» [132,462].

Исследуя различные концепции, мы стремимся доказать принцип приоритета

общечеловеческих ценностей. Конечно, далеко не все идеи равноценны в

учениях о ценности, но все гуманистическое, творческое, оригинальное в них

достойно самого пристального внимания. Считается, что теория ценности

(«аксиология») как особая отрасль гуманитарных наук появилась в конце XIX

в. Но стремление теоретически постигнуть ценностное отношение возникло

задолго до этого. Суждения о различных видах ценности – благе, красоте,

добре, святости – можно встретить и у классиков античной философии, и у

теологов средневековья, и у мыслителей эпохи Возрождения, и в работах

ученых нового времени. Аристотель поставил одну из важнейших для аксиологии

проблем: о соотношении различных субъективных оценок и объективной

ценности, он констатирует различие ценностных отношений в зависимости от

возраста и этичесих качеств людей: « …вполне разумно, чтобы разные вещи

казались ценными детям и мужам, дурным и добрым». Однако «ценным является и

доставляет удовольствие то, что таково для добропорядочного», действующего

в соответствии с добродетелью. То есть «…добродетельный человек как

таковой» [8,278], является мерой истинной ценности.

На закате античности усилился интерес к человеческой индивидуальности и

субъективности. Диоген Лаэртский, например, в своих трудах не только дал

расширенное истолкование общечеловеческих ценностей, но и высказал

рекомендации о правильном, в его понимании, воспитании детей [38,235].

Древний период философии ценности дает хорошую возможность проследить

закономерности ее возникновения и первоначального развития. Философская

мысль, в каком бы регионе она ни зародилась, непременно выступает как

ценностное мироотношение и как самосознание этого отношения. Так теоретико-

ценностные представления появляются в философской мысли древнейших

цивилизаций – Индии, Китая, Греции. На Американском континенте возникла

философия, в которой одной из центральных проблем была проблема «ценности

всего существующего» [69,196].

При всей пестроте и разноречивости концепций, сложившихся за несколько

столетий истории аксиологии, главный итог этой истории нельзя не признать

позитивным: он состоит в утверждении аксиологией своего места в ряду

гуманитарных наук.

Во второй половине XX века едва ли не центральное место занимало

соотношение добра и зла. Этому посвящено много специальных исследований –

Э. Фромма, Х. Арендт, Э. Беккера С. Лаймена и т. д.

Огромное значение для обогащения ценностного миропредставления имело

принятие Русью христианства, органичное освоение христианских ценностей,

вплетающихся в ценности древнеславянской культуры. В 80 годах XVIII в. В

России был впервые употреблен термин «эстетика», что обозначало «значение

красоты» как «теория свободных или изящных наук». В эти десятилетия одно за

другим выходят монографические исследования философов, социологов,

культурологов, психологов, специалистов по этике и эстетике,

рассматривавшие общие проблемы и частные аспекты теории ценностей. Почти

треть этих работ посвящена практическому применению теории общечеловеческих

ценностей в конкретных гуманитарных науках, и, в частности, в педагогике.

Проблемы формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения

волнуют не столько философов, сколько специалистов в области воспитания.

Так что же значит этот обобщающий многие понятия термин – ценность? Во

всех языках есть слова, обозначающие объект ценностного отношения,

субъективное его переживание и понимание – ценность, оценка, достоинство и

т.д. В русском языке слова «ценность» и «оценка», вероятно, связаны со

словом «цена». По мнению лингвистов, цена значит: «возмездие, воздаяние,

вира, штраф, которым искупался ущерб (кража, убийство); отсюда вообще цена,

стоимость чего либо; ценить – высоко ставить, придавать

достоинство»[99,46]. Во многих языках мира «ценность» и «стоимость» имеют

одно и то же значение. Многие философы и лингвисты делали попытки

анализировать значения слова «ценность», но наиболее полный анализ был

проведен К.Марксом. Проанализировав значения слов «стоимость», «ценность»

на санскритском, латинском, готском, английском, французском и многих

других языках, К.Маркс сделал вывод, что слова «Value», «Valeur»

(ценность, стоимость) выражают свойство, принадлежащее предметам. И,

действительно, «они первоначально выражают не что иное, как потребительную

стоимость вещей для человека, такие их свойства, которые делают их

полезными или приятными для человека…» [75,307].

Не останавливаясь подробно на классических работах К.Д. Ушинского, Л.Н.

Толстого, и более поздних С.Т. Шацкого, М.М. Пистрарка, В.А. Сухомлинского,

отметим, что педагогическая природа гуманизма лежит в сфере человеческих

взаимоотношений учителя и ученика. В этих отношениях личность ученика

является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами,

потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Часто

формирование общечеловеческих ценностей отождествляется с гуманным

отношением к ребенку, т.е. личностные качества формируются с опорой на

гуманистические ценности – справедливость, доброту, милосердие, честь,

совесть, этичность, понятие о долге, уважение человеческого достоинства. По

существу, это основная направленность всей деятельности учителя. Ее главной

целью является развитие личности ребенка, способной на осознанный и

ответственный выбор поведения и поступков в разнообразных жизненных

ситуациях, не преступая общечеловеческих, общезначимых ценностей.

ХХХХХХХХХ

Вся психическая жизнь человека может быть определена границами «норма»,

«нарушение», «патология». Норма - руководящее начало, правило, стандарты

поведения, регламентирующие отношения людей. В современной науке

культурным образцом считается объект, с которым человек сообразует

некоторые элементы своего сознания и поведения, например, правила дорожного

движения или правила поведения за столом, правила чтения (во франц. языке)

и т. д. По характеру использования можно выделить пять типов культурных

образцов: шаблон, ограничение, способ, символ и ценность. По уровню

сложности выделяют элементарные, культурные и конструктивные образцы, хотя,

в общем, все их можно отнести к разряду общечеловеческих образцов, или

ценностей [96]. Ценности пронизывают буквально все сферы общественной

жизни, все социальные структуры и отношения.

В отечественной литературе наметились две трактовки природы ценностных

явлений, основанные на диалектической триаде: «вещь – свойство –

отношение». Одни авторы (А.Д. Александров, В.П. Тугаринов) полагают, что

ценностями являются вещи и их свойства, которые нужны в качестве средств

удовлетворения их потребностей и интересов. Именно из потребностей и

интересов исходят люди в своей практической деятельности, создавая тем

самым вокруг себя особого рода поле – поле заинтересованности. Предметы и

явления, свойства которых затрагивают интересы людей, попадая в это поле,

приобретают притягательную силу для отдельных личностей, больших и малых

социальных групп. Иначе говоря, ценности – это «материальные и духовные

явления, которые соответствуют интересам людей, удовлетворяют их

потребности» [4,44].

Другие исследователи, и их большинство, считают, что ценность есть

отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта

социальной практики (индивида, коллектива, общества). Ценность, по их

мнению, зависит от свойства как субъекта, так и объекта, но не совпадает с

ним. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Отражение

этой объективной значимости в его сознании и есть оценка [110].

Система ценностей в широком смысле слова – это внутренний стержень

культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. По мнению

А.Г. Здравомыслова, ценности – это «обособившиеся в ходе развития самой

истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства

интересы»[44,166].

Рассмотрение специфики, содержания и структуры общечеловеческих

ценностей следует начать с введения ее первого элемента – субъекта

ценности. Это, во-первых, природа как источник и условие жизни и ее

духовного потенциала, выступающая в качестве самоценного субъекта, а не

только условия и среды межсубъектных отношений. Во вторых, человек и любая

общность: семья, социальная группа, школьный класс, группа, нация,

народность, общество. Отдельный человек в этих отношениях предстает как

индивид, личность, гражданин. На это наслаиваются различные типы отношений:

межличностные, межвозрастные, межполовые, наконец, межнациональные.

Вторым исходным элементом является объект – носитель ценности. Это, во-

первых, природа не только как источник жизни, самоценный субъект и среда

обитания, но и как непосредственный объект – посредник межчеловеческих

отношений. Во-вторых, им может быть лишь такое явление, событие, факт,

идея, которые приобретают в процессе оценки их субъектом положительную или

отрицательную значимость. Эта значимость и делает объект оценки носителем

соответствующих экономических, политических, правовых, моральных,

нравственных, религиозных или эстетических ценностей [28,57].

Анализ литературы дает основание считать, что ценность выражает

человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам

человеческого бытия, человеческого сосуществования, характеризует

человеческое измерение общественного сознания. О том, что общечеловеческие

ценности являются ценностями индивидуального субъекта, прекрасно сказал В.

Днепров: «Нравственность должна утвердиться в душе каждого отдельного

человека, она должна многократно реализоваться внутри каждой личности

[39,173].

Разработанной и общепринятой концепции общечеловеческих ценностей нет

ни в западной литературе, ни в отечественной, хотя некоторые аналоги в виде

«общечеловеческого», «вечных, универсальных начал» и т.д. имеют давнюю

традицию в истории множества современных наук. Общечеловеческие ценности –

одно из наиболее часто встречающихся ныне словообразований, постоянно

попадающих в наше поле зрения на страницах газет и журналов. По мнению Р.

Соколова, общечеловеческие ценности – это идеал, символ, образец,

регулятивная идея, и в таком качестве они имеют право занимать

соответствующее место в нашем сознании и мировоззрении. В этом смысле

«общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой – за

ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и

устремления» [124,55].

Функционирование ценностей – это их воздействие на человеческую

деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие

культуры. Понятно, что воздействие это осуществляется и проявляется по-

разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида

ценностей – религиозных или эстетических, нравственных или художественных,

с другой – от особенностей аксиологического субъекта – индивидуального или

совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом,

наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта,

влияя так или иначе на его целостное сознание, деятельность или поведение.

Множество подходов к определению специфики и содержания

общечеловеческих ценностей располагаются, так или иначе, между крайностями

субъективно-релятивистских и объективно-абсолютистских концепций.

Представители первой из них выводят ценность из биопсихологической природы

человека, считая индивидуальные желания, потребности и интересы исходным и

единственным источником ценностей, а их переживание человеком – основным

способом их бытия. Ценности, с этой точки зрения, есть лишь «факты чувства,

желания, удовлетворения, решения, и для них нет места в мире вне центров

опыта»[164,210].

Сторонники второй, объективистской, группы аксиологических концепций

считают, что ценности объективны и абсолютны и представляют собой идеальные

сущности, которые находятся за пределами реальности, вне пространства и

времени. Эти ценности не зависят от сознания и опыта человека, представляя

для людей лишь абсолютные принципы общезначимости и долженствования. Этой

концепции придерживались М. Шелер, Г. Риккерт, В.С. Соловьев, С.Л. Франк и

др. Они пытались определить составляющие структуры теории ценностей.

Наиболее точно основные моменты этой теории отметил Н.О. Лосский. Во-

первых, это включение в состав ценности бытия переживания, значения и

идеала в отличие от концепций, сводящих ценность лишь к одному из этих

элементов. Во-вторых, они входят в содержание и культуру ценности не как

рядоположенные, а иерархично целеустремленные от бытия к идеалу, что,

собственно, и делает их элементами ценности. И в-третьих, только такое, «не

статичное, а внутренне напряженное, динамичное функционирование ценностей в

эволюции всего сущего к абсолютной полноте жизни и определяет их в качестве

основания и ядра человеческой культуры» [72,274-275]. Таким образом, даже

очень краткий обзор наиболее значительных аксиологических концепций

показывает, что из всех явлений, связанных так или иначе с ценностями, к

определению их специфики имеют отношение лишь такие, как «значимое»,

«желаемое», «должное», «норма», «цель», «идеал», в отличие, скажем, от

понятий «отношение» или «переживание», неспецифичных для ценности.

1.2. Формирование общечеловеческих ценностей как психолого-

педагогическая проблема

Проблема человека всегда была главной проблемой философии, подобно

тому, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики.

Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей

знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил

ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в

побуждении их к самовоспитанию [55].

В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного

образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди

людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того,

что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о

человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о

приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы

говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие.

Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном

аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о

воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его

помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы

развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством

развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность»

[17,75].

Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта,

социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость»,

«красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для

всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека.

Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на

создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что

обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при

их приятии сделать самостоятельный выбор. Государство по своим социальным

функциям может стимулировать те способы и средства, которые с самого

раннего возраста приучают ребенка уметь делать целесообразный выбор [21].

В современном образовании происходит ориентация на индивида, на

развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного

обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Нас интересует

воспитательно-образовательный аспект культуры как основы сохранения

общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их детям в тесной

взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего развития всего общества в целом

и отдельно взятой личности. Именно поэтому в современной педагогике

особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального развития.

Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные признаки

конкретного народа или отдельного региона оказывают существенное влияние на

развитие всего общества. Р. М. Чумичева отмечает, что «индивидуально-

творческое развитие личности невозможно вне связи ребенок и культура.

Именно культура выступает связующим фактором между социальным и

генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного

общества.[108,14].

О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное

первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира

ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева А.В. Запорожец

и другие.

Одним из главных призваний отечественного образования является, по

нашему убеждению, «создание у подрастающих поколений фундаментальных начал

тех ценностей, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее

значение стимулов человеческой жизни и деятельности» [103,89]. И.Б. Котова

и Е.Н. Шиянов в центре аксиологической концепции выделяют ценностное

мышление, обеспечивающее человеку понимание ценности всего мира и каждого

человека в нем. Система ценностей, образующих аксиологический аспект

педагогического сознания, включает:

1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной

сфере;

2) ценности, удовлетворяющие потребности в общении;

3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;

4) ценности, позволяющие осуществить самореализацию;

5) ценности, дающие возможность удовлетворения практических

возможностей [63,24].

Проблемам воспитания на всех этапах развития российского образования

придавалось первостепенное значение. «Главное дело воспитания как раз в том

и заключается – писал С.Л.Рубинштейн,- чтобы тысячами нитей связать

человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи,

для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в

решение которых он включается [112].

В российском обществе большую популярность всегда имели концепции

«разумного воспитания». Представления о воспитании связывались с идеями

«служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся

уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции

отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал

его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего

плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных

форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями

уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и Протагор («мера всех

вещей – человек»), и Сократ (определил и обобщил такие понятия, как

«доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал

предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к

воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой

интеллектуальности и моральной чистоты. Педагог – гуманист И.Г. Песталоцци

большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и

«деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания

[92,12]. В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается,

прежде всего, с трудами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и

других, которые относили к основным качествам индивида – уважение

человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и

придавали им большое значение.

Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная

причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а

в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на

которых можно и нужно воспитывать молодежь»[83,4].

Прав был известный русский философ И.А.Ильин, говоря, что «образование

без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей

полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков,

напористых и беззастенчивых карьеристов, оно… развязывает и поощряет в

человеке волка» [49,309]. Именно эта проблема стоит перед современным

российским учительством.

Цель ценностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская

определяет как «воспитание целостного человека культуры, имеющего

взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности» [17,73]. Е.В.

Бондаревская выделяет следующие понятия, характерные для воспитательного

процесса:

а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);

б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания,

самостоятельность принятия решений и т.д.);

в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков,

литературы, истории интеллигентность и т.п.);

г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект,

знания, умения, навыки и т.п.);

д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в

красоте и т. д.);

е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть,

понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.) [14,10-11].

И.С. Артюхова утверждает, что общечеловеческие ценности должны стать

основой всех школьных предметных методик. Главная особенность ценностно-

ориентированного содержания образования состоит в том, что оно не может

задаваться в отрыве от процессуальной формы его существования – методики,

технологии, формы и т.д. Кроме задаваемых извне стандартных компонентов, в

содержание ценностно-ориентированного образования включаются эмоционально-

ценностные, личностные элементы, которые неотрывны от самого процесса

обучения с присущим ему межсубъектным общением. Таким образом, содержание

учебных занятий должно складываться из научного и культурного опыта,

существующего до и независимо от процесса обучения, т.е. в виде учебно-

программных материалов (образовательный стандарт) и личностного опыта.

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно

закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности,

человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической,

экономической и других ее сторон. А для этого, как справедливо отмечают В.

Болотов и А. Малышевский, необходимо «осмысление образования в контексте

жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для

реализации своих сущностных сил» [13,12]. Контекст жизни, по мнению этих

авторов,- это контекст духовно – нравственного развития ребенка. А

образование лишь оказывает влияние на развитие через его механизмы.

По мнению В. Караковского, семья и школа должны привить ребенку не только

эстетическую культуру, но и «культуру мира». Передача знаний о мире и

становление отношений к этому миру – два самых широких процесса,

организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к

жизни в обществе. Мирное сосуществование различных людей является в

настоящее время проблемой очень актуальной. К сожалению, дети уже с первых

лет жизни встречаются с такими понятиями как «вражда, борьба, война,

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ