Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста
Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста
Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию
Якутский Государственный университет
им. М.К. Аммосова
Педагогический институт
кафедра дошкольной педагогики и психологии
Дипломная работа
на тему: Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего
дошкольного возраста
Выполнила:
студентка з/о НПО, ППД-96-2
Кузнецова Анна Артемовна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент ПДВ
Карамзина Ульяна Анатольевна
Якутск - 1999
Оглавление
| | | | | | Стр |
|Введение. |Актуальность. |3-7 |
| |Задачи..............................................| |
| |.......... | |
|Глава 1. |Психолого-педагогические условия изображения | |
| |сюжетов кукольного театра в рисунках старших | |
| |дошкольников........................................|8-20 |
| |............................ | |
|1.1. |Образная выразительность в рисунках | |
| |детей...............................................|8-15 |
| |..................................... | |
|1.2. |Особенности передачи театрального сюжета в | |
| |композиции |16-18 |
| |рисунка.............................................| |
| |............. | |
|1.3. |Отражение в композиции рисунка детей старшего | |
| |дошкольного возраста содержания кукольных | |
| |спектаклей..........................................|19-20 |
| |................................ | |
|Глава 2. |Исследование эффективности использования методов | |
| |формирования умений создавать композицию рисунка | |
| |после просмотра кукольного |21-57 |
| |спектакля.......................... | |
|2.1. |Определение уровня композиционных умений и | |
| |навыков в рисовании старших |21-31 |
| |дошкольников................ | |
|2.2. |Система и методика проведения интегрированных | |
| |занятий.............................................|32-49 |
| |................................... | |
|2.3. |Эффективность использования кукольного спектакля | |
| |как средство развития композиционных умений и | |
| |навыков у |50-57 |
| |дошкольников........................................| |
| |.......... | |
|Заключение.......................................................|58 |
|.......................................... | |
|Список использованной |61 |
|литературы.......................................................| |
|Приложение.......................................................|67 |
|......................................... | |
Введение.
Задачи перестройки народного образования в документах реформы
общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено –
дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и
творчества детей во всех областях их деятельности. Одной из таких является
изобразительная деятельность. Она рано начинает привлекать внимание детей и
таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Проблема отражения детьми старшего дошкольного возраста сюжетов
кукольного театра в рисунках является многоаспектной и актуальной.
Актуальность темы.
Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности
ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью,
красочностью, динамикой, воздействует на зрителей.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные
образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в
силу образно-конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче
и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на
развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для
ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от
телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в
трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно
потрогать.
Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному
воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы,
задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Значение кукольного
театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г.
Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к
происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание
подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие
потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти
возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют
радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества
вызовет хорошее настроение.
Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности
детей дошкольного возраста. Мы считаем, что в связи с недостаточным
развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и
представления об увиденном в своих рисунках, нежели словами. Детский
рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов кукольного театра,
содержит духовную культуру содержания произведения, переданного посредством
постановки кукольного спектакля. Рисование для ребенка – своеобразная форма
познания реальной действительности, окружающего мира, постижения
художественного искусства, и потому требует углубленного изучения,
прогнозирования и коррекции обучения детей.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги
и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое
значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в
эстетическом развитии личности ребенка.
Происходит игнорирование специфики изобразительной деятельности. Это
проявляется в том, что ребенок не создает образ, а копирует изображение с
заранее подготовленного педагогом образца; в сознательном ограничении
изображения в предметном рисовании; в излишней опеке ребенка; в низком
уровне квалификации педагога.
В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств
художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках
рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению
цвета (В. С. Мухина, А. А. Мелик-Пашаев, Т. Г. Казакова), формы (Р.
Мирошкина), композиции (Е. В. Шорохов, С. Д. Левин). Роль эмоции в
осуществлении изобразительной деятельности играет важную роль. От того,
какие переживания вызывают у ребенка персонажи спектакля кукольного театра,
зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования
“Отражение сюжетов кукольного спектакля в рисунках детей старшего
дошкольного возраста” актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
Объект исследования.
Развитие изобразительных способностей ребенка в композиционном
построении рисунка по сюжету кукольного спектакля.
Предмет.
Использование разных видов кукольного театра в развитии
композиционного строения рисунков детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза. При использовании интегрированного художественного образа
кукольного спектакля его эмоционально-эстетических средств, возможно
овладение детьми более сложными сюжетными композициями в рисовании.
Цель.
Изучение и выяснение развития композиционных особенностей детского
рисунка под влиянием кукольного театра.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучение педагогической и психологической литературы по проблемам
детского восприятия, мышления, воображения, эмоции и изобразительной
деятельности.
2. Экспериментальное изучение эффективности показа спектакля кукольного
театра в развитии композиционного построения рисунков детей.
3. На основе полученных данных разработать комплекс методических
рекомендаций по использованию кукольного театра для формирования у
детей старшего дошкольного возраста умения создавать композицию
изображения в своих рисунках.
Методы исследования.
В ходе исследования были применены следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме
исследования;
- наблюдение за воспитательно-образовательным процессом в старших
группах;
- экспериментальное обучение и обработка полученных результатов на
основе математических методов исследования.
Научно-теоретическая основа. Наше исследование построено на
методологической основе деятельностного подхода в психологии А. Н.
Леонтьева, Л. С. Выготского, исследований детского изобразительного
творчества Г. В. Лабунской, Н. А. Ветлугиной, Г. С. Комаровой, Е. В.
Шорохова, А. Михайловой.
Практическая значимость работы заключается в том, что практические
методы и приемы исследования кукольного театра в изобразительно-
художественной деятельности могут быть использованы воспитателями ДОУ для
усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по
художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского
изобразительного творчества.
Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования
явился ясли - сад “Кэнчээри” с. Амга Амгинского улуса. В ходе эксперимента
участвовали дети старшей группы, в количестве двадцати человек.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, рекомендации, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическая часть.
Психолого-педагогические условия изображения сюжетов кукольного театра в
рисунках старших дошкольников.
1.1. Образная выразительность в рисунках детей
старшего дошкольного возраста.
На современном этапе развития педагогики детское творчество нельзя
рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной деятельности.
Результаты анализов детских рисунков свидетельствуют о наличии у
дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму
предметов. Однако качества творческого рисунка оцениваются не только по
“правильности” изображения, но и по выразительности образа, его
художественности. В отличие от образа в профессиональном искусстве,
художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для оценки.
Это объясняется спецификой детского творчества, его своеобразием, которое
зависит от ряда возрастных особенностей ребенка; кроме того, формирование
художественного образа происходит в условиях воспитания и обучения, то есть
взрослый человек-педагог – играет очень большую роль. Выше сказанное дает
нам основание остановиться на некоторых важных аспектах изображения,
характере образа в детском творчестве, специфике выразительно-
изобразительных средств, особенности замысла.
Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в
психологической литературе различно. Развернутая интерпретация
психологического содержания рисунка давалась под воздействием идей
биологизаторского толка, гештальтпсихологии, а также фрейдизма.
В начале XX века, согласно биогенетическому закону Э. Геккеля
(онтогенез представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза),
сторонники этой теории В. Штерн, Ж. Люке развитие рисования установили в
том, что “ребенок изображает то, что он думает, полагает, знает, – а не то,
что он видит” [ ]. Такое понимание природы детского рисования имело много
последователей. Сторонники гештальтпсихологии, в недрах которой были
заложены основы современного знания о визуальном восприятии, определяли,
что “ребенок рисует то, что видит”.
В основе идей фрейдистов лежало утверждение, что детское творчество
истолковывается как выражение символов врожденных и подсознательных
импульсов. На вопрос “что рисует ребенок?” фрейдисты отвечают так: “Ребенок
рисует то, что чувствует”.
В. С. Мухина полагает, что рассмотрение детских рисунков с точки
зрения какого-либо одного из этих направлений не может привести к истинному
пониманию природы детского изобразительного творчества. Детское рисование
невозможно объяснить, исходя исключительно из одной идеи. Односторонний
теоретический подход к детским рисункам отражается на их интерпретации.
В своей книге “Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения
социального опыта” В. С. Мухина природу детского рисования объясняет с
точки зрения сложившейся в советской детской психологии теории
марксистского положения о социальном наследовании психологических свойств и
способностей, о присвоении индивидом материальной и духовной культуры,
созданной человечеством.
Л. С. Выготский подчеркивает особенность графической формы детских
изображений, свидетельствующих, по его мнению, о том, что “ребенок рисует
не то, что видит, а то, что знает”, не считаясь с действительным видом
предметов.
Противоречивые высказывания предоставляли Е. А. Флерина, Е. И.
Игнатьев, считая, что ребенок мало способен к абстракции и его изображения
отражают подлинную реальность.[76, 20].
Таким образом, анализ содержания детских рисунков дает основание, что
индивидуальные ориентации ребенка обусловлены различными психологическими и
педагогическими воздействиями и его личным опытом; ребенок выделяет
наиболее значимое для себя и делает это предметом содержания рисунка.
Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в
педагогической литературе различно. Одних привлекает, прежде всего,
непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность
образов, оригинальность композиционных построений, ярко выраженная
декоративность. Другие рассматривали его с точки зрения правдивости,
способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений
и навыков.
Изобразительное творчество детей по сюжетам кукольного театра питается
образами героев-персонажей. В образах, которые создаются детьми, персонажи,
сюжет спектакля предстают во всей конкретной многогранности, во всех своих
богатствах. По детским рисункам мы видим, как плачет обиженный зайчик, как
хитрая лиса обманывает Колобка, как маленькая девочка любит маму и помогает
ей во всем и т.д.
Н. А. Ветлугина отмечает, что каждый ребенок обладает своим особым
запасом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного
опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов. Это обстоятельство является
источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов.
Интересно, что, создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте,
правдоподобию изображения, ребенок выбирает, однако, самые характерные его
признаки и особенности.
Ребенок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения сюжета и,
стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках выразительный
образ.
Детское творчество самым непосредственным образом связано с
особенностями восприятия целого кукольного спектакля. Вот почему одним из
важнейших условий развития детской изобразительной деятельности является
обогащение культуры зрительного восприятия, формирование художественного
образного видения.
Воспитание образного видения сюжетов кукольного театра стоит в центре
внимания при формировании композиционного построения, рисунка.
Ребенок не просто воспроизводит то, что видит, но по-своему
истолковывает и домысливает свой рисунок. Поэтому большой интерес
представляют те замыслы, которые затем воплощаются в рисунке.
Образы в рисунках привлекают не только непосредственностью, но и
слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической
характеристики изображаемого персонажа, цветовой гаммой и т. д.
Е. В. Шорохов отмечает что композиция является средоточием идейно-
творческого начала, позволяющего автору целенаправленно организовывать
главное и второстепенное и добиться максимальной выразительности содержания
и формы в их образном единстве, причем это характерно не только для
профессиональных художников, но и для детей дошкольного возраста.
Это мнение разделяет и доктор педагогических наук, профессиональный
художник, педагог Н. Е. Михайлова и на основе проведенных ею исследований
замечает, что для взрослого человека миф и реальность уже разделены, а для
малыша любое переживание материально. Исходя из этого, она делает вывод,
что для взрослых важен результат рисования, а для дошкольника – процесс.
Р. Мирошкина в своей работе “Формирование выразительности образа в
детских рисунках” критически отмечает, что воспитатели часто игнорируют
функцию выражения отношения к изображаемому через создание выразительной
формы, в результате чего происходит объединение содержания рисунка при
низком качестве его выполнения. Рисунки теряют воспитательную ценность,
перестают удовлетворять ребенка. Р. Мирошкина предлагает средство,
способствующее улучшению выразительности детских рисунков – это
рассматривание иллюстраций в книгах.
Мы считаем, что отчасти такие недостатки имеют место в работе
воспитателей.
На основе психологических исследований Б. М. Теплова о необходимости
сочетания компонентов художественной деятельности (процессов восприятия,
исполнительства, творчества) и ее влияние на художественное развитие
ребенка, обучения детей изображению графических форм на основе восприятия
художественных средств книжной графики, возможно способствует созданию
детьми выразительных образов в рисунке, проявлению творчества при передаче
формы предметов, благодаря эмоциональному отклику детей на художественные
образы иллюстраций, наглядному ознакомлению с приемами их создания. Детям
необходимо овладеть способами восприятия художественных средств
иллюстраций, получить определенные знания о художественной значимости
рисунка как важнейшего изобразительно-выразительного графического образа.
В рассматривании можно использовать иллюстрации таких художников, как
В. Конашевич, В. Лебедев, Ю. Васнецов, Е. Чарушин.
В то же время профессиональный художник, педагог. Создатель
оригинальной методики с детьми раннего возраста, сотрудник Детского Центра
Венгера и Центра “Дошкольное детство” Н. Е. Михайлова отмечает, что
изобразительная деятельность единственная область творчества, где в
процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима.
Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное
значение имеет процесс (и в рисовании тоже). “Если маленький художник уже
способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может, рисуя,
выплескивать свои переживания: радость, любовь, страх.… Выплескивая их на
листе бумаги, ребенок как бы освобождается от них, выпускает их на волю – и
в этом состоит элемент психотерапевтического эффекта рисования”. Автор
подчеркивает, что положительное подкрепление взрослым детского рисунка
(понимание и одобрение) вкладывает у ребенка уверенность в себе, в своих
способностях и укрепляет интерес к рисованию.
Ведь у пяти-шестилетнего ребенка особенна тяга к предметному
рисованию. Ребенок стремится создать образ, соответствующий его
представлению о данном предмете. Показывать, как рисовать данный предмет ни
в коем случае нельзя, ведь у детей уже достаточно умений (они знают, что
такое пятно и линия), чтобы создать такой выразительный образ, о котором
“иные взрослые художники могут только мечтать”.
Рисование на темы, предлагаемые воспитателем, не исчерпывает всех
накопленных детьми впечатлений от окружающей жизни, литературных
произведений, просмотренных спектаклей. Этих впечатлений очень много, и они
находят отражение в рисунках по замыслу. Рисунки становятся разнообразнее,
отражают более широкий круг явлений. По этому поводу Б. М. Маршак
отмечает, что данный вид рисования вызывает осмысленное изображение
пространства, связность отдельных предметов между собой. Умение наблюдать,
видеть, анализировать, овладение способами изображения и техническими
приемами в предметном рисовании (с натуры, по памяти) положительно влияет
на выполнение сюжетных рисунков.
Когда дети осмысливают способ расположения предметов в пространстве,
они проявляют инициативу в передаче сюжета. В процессе рисования дети
свободно пользуются приемами закрашивания, усвоенными ими в предыдущей
группе, выбирают цвета и оттенки.
Ограничение расположения изображений (неправильное руководство
композиционной стороной рисунка) мешает развитию памяти, мышления,
воображения, ведет к простому подражанию и, естественно, тормозит развитие
творчества.
Выполнение сюжетного рисунка труднее тем, что здесь необходимо
выразить отдельные сцены, события. Передать соотношение предметов,
композиционно построить рисунок, связно и понятно передать содержание,
самостоятельно найти приемы изображения на основе уже усвоенного.
Знание приемов изображения ряда предметов и способов расположения их в
пространстве, умение подбирать цвета позволяют детям правильнее передавать
задуманное в рисунке.
С. Козырева в своем исследовании отражения музыкального образа в
рисунках детей отмечает, что, воспринимая музыкальный образ
инструментального произведения, ребенок выделяет те его выразительные
средства, которые воспроизвели на него наибольшее впечатление.[ ]
Но мы считаем, что наиболее ярким и выразительным станет влияние
взаимосвязи слухозрительных представлений на восприятие спектакля
кукольного театра старшими дошкольниками. Так как кукольный театр включает
в себя и характерное музыкальное сопровождение, и мастерство актеров-
кукольников, а также соответствующие куклам костюмы и декорацию, что дает
полное представление детям, основанное на целостном восприятии сюжета
спектакля, и способствует воплощению изображения в рисунках детей.
У. А. Карамзина в своей работе “Театр кукол в детском саду” отмечает,
что в многообразии содержания воспитания и обучения детей кукольный театр
является немаловажной стороной в социализации ребенка, так как кукольный
театр является одним из путей вхождения в социальный мир, человеческую
среду и понимания его ребенком.
Таким образом, отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей
старшего дошкольного возраста формируется за счет образного видения ребенка
– умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать
форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное
впечатление от спектакля кукольного театра.
1.2. Особенности передачи театрального
сюжета в композиции рисунка.
Образы в творческих рисунках привлекают не только непосредственностью
видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью
деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых
предметов, цветовой гаммой и т. д. Художественный образ отражаемых героев
кукольного театра, прежде всего, зиждется на выразительности. Цвет, форма,
композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке.
Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе
не существуют; они неразрывно связаны с жизненной основой образов и
являются выражением определенной мысли автора-ребенка. Способность
чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму является одним из
важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.
Известно, что рисунки дошкольников отличаются своим жизнерадостным
настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового
строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее
небо и белые облака, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т. д. То есть
резкий контраст цветовых пятен.
При передаче отрицательных образов театра показательно, что ребенок
сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим
образам.
Композиция – это способ соединения образов, способ построения
произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими
развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу
динамики действия.
Характерным для дошкольников является то, что они распределяют
предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и
композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом
виде изображается, например, то место, где происходит событие. Предметы
располагаются друг над другом; дорога тянется через весь лист,
перпендикулярно к ней изображаются дома, деревья. Горизонтальную плоскость
ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление к правдоподобию,
точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи
пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть
другого. Однако в рисунках дошкольников можно встретить и воздушную
перспективу.
Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритмичность придает
организованность, упорядоченность построению рисунка. Это отвечает часто по
существу избранной ребенком теме (например, ритм повторяющихся фигур в
рисунке танца героев театра).
Композиция детского рисунка не всегда совпадает полностью с картинками
театра, потому что они не копируют структуру пространственных отношений,
реальной действительности, а находят такое расположение предмета в пределах
плоскости листа бумаги, которое отвечает задуманному содержанию.
Дети не до конца осмысливают порой как внутрипредметные, так и
межпредметные связи; некоторые предметы включаются ими в связи совершенно
непроизвольные. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции предметов,
хотя и не замечают этого (фигура человека выше дома, птицы больше дерева и
т. д.).
В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера
образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством
изображения определенных поз, жестов, определенного расположения фигур.
Итак, дети находят выразительные средства для воплощения своего
замысла – цветовые сочетания, форму, композицию, перспективу, расположение
листа. В рисунке они передают свое отношение к театру кукол.
Изобразительное творчество формируется за счет образного видения
ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали,
анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять
целостное впечатление от спектакля кукольного театра.
У детей 5 - 6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета,
формы, построения рисунка как выразительных средств для отображения
отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов
по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста шире и свободнее
используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое
количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие
дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании.
Большое значение в процессе создания образов приобретают
индивидуальные особенности детей. Они проявляются не только в своеобразном
видении театра кукол, но и в сохранении индивидуальной манеры исполнения
1.3. Отражение в композиции рисунка детей старшего дошкольного возраста
содержания кукольного театра.
Детский рисунок, выполненный после просмотра спектакля, содержит очень
много ценной информации. Главное в детском рисунке – не воспроизведение
жизненной реальности, как таковой, а воссоздание единичного мира,
обобщенное и лаконичное воплощение жизни именно в театре кукол. Это
исходная позиция при оценке и анализе творческих работ дошкольников.
Экспериментальная работа проводилась в детском саду “Кэнчээри” с. Амга
с группой детей старшего дошкольного возраста: 10 детей контрольной и 10
детей экспериментальной группы.
А. Михайлова, доктор педагогических наук, выделяет несколько критериев
анализа рисунков. Одни связаны с особенностями детской “графической речи”,
другие со спецификой кукольного театра.
Наиболее важнейшим критерием мы считаем “эффект оживленной куклы”.
Ребенок должен изображать не куклу, как таковую, и не жизненный персонаж, а
образ, синтезирующий образы того и другого.
Ученые единодушны в положительном значении оценки рисунков в беседе с
детьми. Важно похвалить каждого ребенка, отметить удачно выраженный цвет,
интересную деталь и так далее. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на
то, что ребенок не отразил существенных особенностей спектакля.
Оценка должна пробуждать у детей наблюдательность, воображение.
Заставляя задуматься, она способна углубить понимание спектакля.
Генрих Игитян, руководитель первой в мире детской картинной галереи в
Ереване, считает, что очень часто взрослые, исправляя так называемые
детские “нелепости”, не подозревают. Что именно в этом может быть и
обнаруживается самобытность малыша. Не исправлять, а совместно обсуждать
рисунок, ненавязчиво комментируя, вспоминая, как было в театре: опыт –
главный путь.[ ]
Обсуждение рисунков, выполненных после просмотра спектакля, должно
стать шагом вперед по пути овладения ребенком языком искусства кукольного
театра.
Таким образом, спектакль кукольного театра способен быть сильным
эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Чем
интенсивнее это эмоциональное воздействие, чем выше художественный уровень
спектакля, тем интереснее и многообразнее детские рисунки. И если суметь их
правильно прочитать, они становятся настоящей “рецензией” на спектакль.
Глава 2. Исследование эффективности использования методов формирования
умений создавать композицию рисунка после просмотра кукольного спектакля.
2.1. Определение уровня композиционных умений и навыков рисования старших
дошкольников.
Экспериментальная работа проходила в три этапа:
1. Констатирующий этап эксперимента имел следующие задачи:
изучить особенности восприятия детьми кукольного спектакля, поставленного
воспитателями детского сада;
изучить особенности восприятия детьми эмоционального настроя персонажей
кукольного спектакля, выраженного жестами, позой кукол, музыкой.
изучить особенности композиционного строения рисунков детей после просмотра
кукольного спектакля.
5. Формирующий этап.
Задачи:
совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и
воплощения образа;
знакомство детей с иллюстрациями художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е.
Рачева, В. Конашевича.
знакомство детей с ролью различных изобразительных материалов в создании
выразительного образа с “сухой” техникой, т.е. рисованием цветными
восковыми мелками, карандашами, и с “мокрой” техникой.
в обучении детей использовать (на выбор) сочетания различных
изобразительных материалов.
Контрольный этап.
Задачи:
- выяснение умений детей контрольной группы пользоваться
выразительными средствами при создании образа в собственных рисунках
(после рассказывания)
- изучение гибкости построения рисунка детей экспериментальной и
контрольной группы.
На основе теоретических и практических исследований мы выделили восемь
критериев оценки успешности выполнения рисунков, которые основываются на
специфике изобразительного творчества детей дошкольного возраста, а также
данных исследований и широкой опытной работы Т. С. Комаровой.
Назовем разработанные критерии и оценки созданных детьми изображений:
I. Перспектива:
1. воздушная
II. Цвет:
2. яркость положительных героев
3. яркость отрицательных героев
III. Миниатюрное и увеличенное изображение:
4. главных персонажей
5. второстепенных персонажей
6. ритм изображений
7. динамика движений персонажей
IV.Композиция:
8. расположение на листе по всему листу
Отобранные критерии включали показатели трех уровней, чтобы можно было
дифференцировать детей по уровням успешности усвоения ими различных
компонентов изобразительной деятельности и выразительных средств, при
помощи которых в изображении передается сюжет спектакля и развитие
композиции детских рисунков.
А именно:
Первый уровень – высокий (60-100%).
Это использование в рисунке воздушной, диагональной, объемной
перспектив. Передача реальной окраски предметов или преобладание ярких и
неярких цветов в зависимости от отношений к положительным и отрицательным
героям. Верная передача пропорций предметов в изображении. Достаточно
четкая и определенная передача сложного движения, применение ритма.
Второй уровень – средний (40-60%).
Это использование в рисунке линейной, воздушной перспектив композиции.
Преобладание яркости цвета только положительных героев. В передаче
пропорции существует увеличенное или уменьшенное изображение предметов, их
Страницы: 1, 2, 3
|