Рефераты
 

Особенности работы социального педагога - реабилитатора с трудными подростками

рецидивов, отрицательных эмоциональных состояний, невротических симптомов,

коррекции отрицательных черт характера, выработке иммунитета к

неблагоприятным воздействиям извне и ускорению реадаптации к условиям жизни

после выхода из спецшколы.

Основным приемом самовоспитания остается саморегуляция, а также

письменная связь с воспитателем. Значительную роль в реадаптации играет тот

коллектив, в котором протекает деятельность воспитанников. Целенаправленная

деятельность и коллективные отношения создают единый субъективно-

психологический и социально-психологический эффект, который успешно

блокирует рецидивы.

Психологические трудности на завершающем этапе обусловлены рядом

факторов: уходом воспитанников из-под привычного контроля; возвращением в

прежнюю неблагоприятную среду; нeдоверчивостью и подозрительностью

окружающих к бывшему правонарушителю и др. Вот почему так важно заранее

выработать у воспитанника психологические меры защиты, чтобы реадаптация

проходила более успешно и без срывов.

§ 2. Организация работы с педагогически запущенными детьми.

2.1. Внеклассная учебно-воспитательная работа с педагогическими запущенными

учащимися.

Когда говорят о необходимости организации досуга педагогически

запущенных учащихся, часто обращают внимание на то, что это отвлекает их от

бесцельного времяпровождения, а потому препятствует совершению

непродуманных поступков, а то и общественно опасных действий. Это

правильно. Но гораздо более важная роль досуга заключается в ином - в

умственном воспитании подростков, в формировании у них здоровых, духовных

потребностей. Такие потребности и обусловленные ими интересы развиты у

педагогически запущенных подростков слабо.

В учебно-воспитательной работе с педагогически запущенными учащимися

трудно переоценить значение эстетического воспитания. Эстетическое

воспитание педагогически запущенных подростков особенно необходимо потому,

что оно направляет развитие их чувств по нравственно верному пути,

решительно расширяет круг их духовных потребностей и углубляет их,

наполняет разумным содержанием досуг, делает ребят добрее, помогает найти

им себя и свое место в коллективе, а тем самым приводит к общественному

признанию в глазах ровесников и сверстников.

В работе с такими учащимися не нужно искать каких - то особых форм и

методов или создавать какие-то специальные группы «трудных», педагогическую

нецелесообразность чего едва ли нужно оспаривать. Важно иное - выявить

способности, наклонности, интересы, возможности педагогически запущенного

подростка, чтобы направить его развитие по правильному пути.

Таким образом, возможности перевоспитания педагогически запущенных

учащихся средствами эстетического воздействия чрезвычайно широки. Главное

условие их эффективности - соответствие избранных средств тем

индивидуальным особенностям личности, которые надо воспитать и преодолеть.

Хорошо известно значение для формирования личности подростка и

укрепление его здоровья систематических занятий физической культурой и

спортом. Уже одно это подчеркивает важную роль физической культуры и спорта

в перевоспитании педагогически запущенных учащихся. Между тем физкультура и

спорт все еще не достаточно используется в работе с ними.

Вот несколько приемов приобщения педагогически запущенных подростков

к спорту, способствующие успешному перевоспитанию.

V Предоставление подросткам возможности испытать свои силы в избранном

виде спорта без предварительной подготовки, чтобы заинтересовать их и

задержать в соответствующей секции;

V Трудовое самообслуживание (санитарные дни, ремонт спортплощадок, зала,

оборудование стендов и т.п.)

V Помощь в преодолении вредных привычек - курения, употребления

алкоголя, наркомании;

V Личная забота тренера о подростке, что способствует воспитанию

правильного отношения к людям;

V Оказание во время занятий полное доверие подростку;

V Проведение занятий, товарищеских встреч в неблагоприятных погодных

условиях для воспитания мужества, стойкости, выносливости, важных

морально - волевых качеств;

V Включение подростков в общественную деятельность; Привлечение к

участию в различных мероприятиях учебного заведения;

V Взаимосвязь тренера с родителями, с учебным заведением, инспектором

милиции, социальным педагогом по месту жительства;

V Систематическое изучение подростков и выявление отрицательно

воздействующих на них обстоятельств.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом -обязательный

компонент работы по перевоспитанию трудных учащихся и важнейшее условие ее

эффективности. Что касается форм и методов, то они весьма разнообразны.

2.2. Индивидуальная работа с педагогически запущенными учащимися.

Уже в начальной школе у отдельных учащихся обнаруживаются

отрицательные проявления в духовном мире, но они еще не определяют

поведение ребенка, не вызывают длительных конфликтных отношений с

окружающими.

В сущности, отрицательное своеобразие наиболее ярко проявляется в

подростковом и старшем школьном возрасте, когда на основе образовавшейся в

начальной школе недостатков поведения, ошибок в семейном и школьном

воспитании, начинают закрепляться отрицательные качества.

В этом возрасте школьник сопротивляется обычным педагогическим мерам

и требованиям, уходит из - под педагогического контроля.

Основные особенности педагогически запущенных учащихся - совокупность

личностных недостатков при ярко выраженном проявлении одного из них - лени,

эгоизма, недисциплинированности, нечестности. Эти недостатки формируются

под влиянием отчужденности ученика в классном коллективе, неблагополучной

обстановке в семье, отрицательного примера взрослых, конфликтных отношений

с окружающими. Усиленное развитие недостатков обусловлено постоянным

конфликтным состоянием подростка. Конфликт проявляется по разному в каждом

конкретном случае, но прочти всегда служит основной причиной отрицательного

поведения.

Конфликтное состояние в связи с неблагоприятной семейной обстановкой

неизбежно проявляется в недисциплинированности, грубости, озлобленности,

жестокости. Нередко развивается негативизм как следствие неуважения старших

и потеря авторитета родителей.

Низкий статус педагогически запущенного ученика в коллективе,

отсутствие возможности положительно проявить себя - основная причина

конфликтов с педагогами и сверстниками. Неумение педагога помочь

воспитаннику утвердиться в коллективе достойным образом, а в некоторых

случаях постоянное подчеркивание его отрицательных особенностей приводит к

изоляции подростка в системе коллективных отношений.

Помимо того, его положение в коллективе, а, следовательно, и влияние

на него микросреды во многом зависит от его личностных качеств.

Сложившиеся, таким образом, отношения вызывают у педагогически запущенного

ученика отрицательные психические состояния, создают своеобразный

психологический барьер между ним и коллективом. И тогда коллектив теряет

свою воспитательную силу, так как подросток не воспринимает требование

товарищей как справедливые. И чем дальше он отходит от коллектива, тем

заметнее, как рациональные способы регуляции поведения уступают место

эмоциональным.

Такое положение ребенка в коллективе вызывает изменения его

психического состояния: усиливается негативная эмоциональность восприятия

того, что его окружает, которая проявляется либо в аффектных вспышках,

ведущих к прямому конфликту с одноклассниками, либо в уходе от коллектива в

группу подобных себе. Ослабевает также критическое отношение к себе как

компенсация недостающих положительных оценок со стороны коллектива. Иногда

подросток теряет чувство ответственности за свое поведение в силу

разорвавшихся связей с коллективом.

Зная причины, усугубляющие личностные недостатки педагогически

запущенного ученика, можно наметить специальную программу изучения его

личности и перевоспитания:

V уровень направленности ученика, ее основное содержание

(коллективистская, групповая, деловая, эгоистическая), ведущие

интересы, ценностные ориентации (что нравится делать, что нет; почему,

как учиться, трудиться; почему стремиться побеждать в игре, спорте);

V причина возникновения трудновоспитуемости, ранее оказывавшие влияние

на подростка и действующие поныне;

V основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в

поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы,

в каких видах деятельности чаще всего проявляются);

V взаимоотношение ученика с педагогами, родителями, коллективом класса

(кто пользуется авторитетом, с кем дружат, с кем конфликтует, какие

межличностные отношения могут быть использованы для преодоления

ведущих недостатков или отрицательных качеств);

V положительные качества, которые могут стать основой для преодоления

недостатков;

V самосознание и самооценка подростка (какие свои достоинства и

недостатки осознает, какие не замечает и почему);

V воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств

подростка и преодоление недостатков.

На основании полученных данных намечается, как изменить отношения

ученика с родителями, затем с педагогами и коллективом; в чем должна

заключаться индивидуальная работа с подростком по преодолению основного

недостатка (система поручений и контроля за деятельностью и поведением).

Работа с семьей педагогически запущенного ученика требует особого

внимания педагога. В семьях, где сложились конфликтные отношения родителей

и ребенка, неправильные педагогические установки взрослых, основное усилие

следует направлять на их педагогическое просвещение и формирование

ответственных и доброжелательных отношений.

Отношения педагогически запущенных учеников с коллективом

нормализуются в общей деятельности. Организация активной деятельности

подростка предусматривает подбор нескольких следующих друг за другом

ответственных поручений, при выполнении которых устраняются те или иные

элементы основного недостатка. В процессе работы по установлению конфликта

ребенка с одноклассниками обращается внимание на то, как воспринимает

коллектив результаты его деятельности, как реагирует на успехи и неудачи.

Индивидуальные беседы с подростком об особенностях проявления его

личностных качеств в процессе деятельности и общения, беседа с коллективом

о значительных и незначительных положительных изменениях в его поведении,

поощрение этих изменений способствуют сближению коллектива и педагогически

запущенного ученика.

2.3. Система работы с педагогически запущенными детьми.

Преодоление педагогической запущенности осуществляется в общем

процессе воспитания. Многие педагоги и психологи отдают предпочтение

наказанию как главному средству исправления личности. Такой подход

присутствовал во всех эксплуататорских формах, но практически доказал свою

несостоятельность. Стремление в наших условиях исправить личность

преимущественно наказаниями неправильно.

Что же лежит в основе перевоспитания как процесса преодоления

педагогической запущенности в условиях современной системы?

Цель - сформировать полноценную личность, способную жить, трудиться,

быть полезной и счастливой в нашем обществе - определяет и сущность

перевоспитания: интенсивное развитие положительных качеств, всесторонне

гармоническое развитие личности, восстановление и формирование ее

всесторонних потребностей. Интенсификация общего развития личности является

главной задачей педагогической профилактики и перевоспитания. Заметим, что

в многочисленных исследованиях по правонарушениям и преступлениям

несовершеннолетних фиксируется один общий признак: низкий уровень общего

образования, низкая культура.

Низкий уровень общего развития лежит в основе наиболее нелепых,

подчас необъяснимых, жестоких преступных действий. Большая часть тех, кто с

детских лет стоит на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних , не

проявляет устойчивых познавательных интересов, имеет серьезные пробелы в

общеобразовательной подготовке. Следовательно, основа преодоления

педагогической запущенности - оптимальный уровень учебно - воспитательного

процесса в школе, максимальное использование возможностей современной

системы для высочайшего развития потенциальных возможностей всех учащихся.

Работа с педагогически запущенными детьми носит комплексный характер,

поскольку сама педагогическая запущенность - сложное и многоаспектное

образование, и ее нельзя преодолеть разрозненными усилиями. Учителя,

осуществляющие непосредственную работу по предупреждению и преодолению

педагогической запущенности школьников, исходят из общей системы

профилактики несовершеннолетних, которая сложилась в нашей стране.

Координационным центром всей профилактической работы стали опорные

пункты правопорядка в микрорайонах. Инспектора милиции с каждым

педагогически запущенным подростком, уклоняющимся от учебы и труда,

проводят следующую работу:

V лично беседуют с подростком о причинах его поведения и предупреждают о

его последствиях с точки зрения закона, помогают подросткам в

трудоустройстве и контролируют его учебу в вечерней или заочной школе;

V письменно информируют школу, семью о принятых мерах с трудными

подростками, стоявшим на учете в милиции;

V выявляют факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые

вредно влияют на подростка, готовят материал по этому поводу для

комиссии по дела несовершеннолетних, советов профилактики, а при

необходимости - официально предупреждают;

V совместно с учителями школы, администрацией, советом опорного пункта

охраны правопорядка определяют меры индивидуального воздействия на

трудных подростков, меры по ограничению воздействия родителей и лиц,

злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками.

Педагог должен знать функции, права и обязанности инспекции по делам

несовершеннолетних, чтобы в рамках закона использовать их в процессе

перевоспитания педагогически запущенных детей.

Не менее важно знать обязанности работников пункта охраны

правопорядка, которые в настоящее время координируют всю профилактическую

работу с несовершеннолетними.

Во всей этой работе школа принимает активное участие, четко выполняет

следующие свои функции:

V пропаганда психолого-педагогических знаний среди населения;

V постановка на учет в пунктах охраны правопорядка детей, которые

нуждаются в постоянном надзоре, характеризуются отягощенной

трудновоспитуемостью и склонны к правонарушениям;

V оповещение инспекций и комиссии по дела несовершеннолетних, советов

пунктов охраны правопорядка о фактах правонарушений среди родителей и

школьников;

V практическое участие в работе общественности по оздоровлению зоны

ближайшего социального окружения;

V этическое, правовое и психолого - педагогическое просвещение среди

школьников, с том чтобы создать нетерпимую обстановку к фактам

антиправового поведения.

Работа школы с педагогически запущенными детьми, исправление личности

- это процесс, включающий в себя разрушение трудновоспитуемости, устранение

отрицательных компонентов характера, восстановление и формирование ведущих

положительных качеств и самосовершенствование. Все это составляет основное

содержание перевоспитания.

Преодоление трудновоспитуемости школьников осуществляется разными

путями, средствами и методами. Право на существование имеет любая система

перевоспитания в школе, если она отвечает определенным требованиям:

V целостность системы: существуют единые целевые и оптимистические

установки в деятельности всех участвующих в перевоспитании лиц и

организаций, связь целей, задач перевоспитания с содержанием,

средствами и методами воздействия на духовный мир подростка;

V целесообразность перевоспитания в конкретных условиях (обоснованность,

необходимость, эффективность педагогических мер);

V единство педагогического руководства, перевоспитания, деятельности

ученического самоуправления и самоорганизации поведения трудного

подростка;

V единство действий школы, семьи и общественности, координация работы

наставников, представителей и инспекции милиции, комиссии по делам

несовершеннолетних и других воспитательных учреждений.

Главное звено системы перевоспитания - педагогическое руководство.

Это особый регулятивный процесс, цель которого - формирование способности к

саморегулированию поведения и деятельности воспитуемых в соответствии с

социальными требованиями. Цель педагогического руководства - создание

образа жизни, который позволит педагогически запущенному подростку

управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное

поведение. Отсюда необходимость построения модели жизнедеятельности, труда,

быта и отношений педагогически запущенных подростков в зоне ближайшего

социального окружения, с тем чтобы учесть общее и индивидуальное в каждом

из воспитанников, конкретные условия воспитания. В педагогическом

руководстве переплетаются элементы педагогического диагностики,

прогнозирования, моделирования, организации жизни подростков, контроля и

самоанализа результатов воспитательной работы.

В перевоспитании нужно избегать типичных ошибок. Их основной

объективной причиной выступают многоаспектность, противоречивость,

сложность проблем работы с педагогически запущенными детьми. Ошибки в

работе педагогов чаще всего вытекают из их острой реакции на отрицательное

поведение школьников. При негативных стрессовых состояниях (гнев, страх,

раздражение) педагогу трудно найти правильное решение. Его действия в этом

случае становятся трафаретными, подчас бестактными, резкими, что неизбежно

обрекает на неудачу всю воспитательную работу.

Мешает перевоспитанию также намеренное или ненамеренное унижение

педагогически запущенного школьника, ущемление его авторитета в коллективе,

игнорирование его чувства собственного достоинства. Лучшее средство

достижения объективных отношений - забота обо всем коллективе, которую

педагог проявляет постоянно, учитывая при этом индивидуальное своеобразие

каждого ученика, его психическое состояние.

Вместе с тем отсутствие дифференцированного подхода учителя к учащимся

- типичная ошибка в руководстве перевоспитанием. На одного можно

воздействовать приказом, на другого - только просьбой, убеждением: нельзя

преодолеть трудновоспитуемость стандартными методами и средствами.

Наблюдается также формальное выполнение учителем своих прямых

обязанностей, к примеру, навязывание детям работы, которая их не

интересует, но которая рекомендуется администрацией. Это означает, что

любые официальные мероприятия мешают воспитанию, что их нельзя проводить

интересно и с большей пользой. Любую работу с детьми можно сделать

привлекательной и целесообразной. Формализм в воспитательной работе

свидетельствует о низком уровне педагогической грамотности и

педагогического мастерства воспитателя.

Предупреждение названных ошибок требует:

V коррективами по исправлению трудновоспитуемости;

V конкретности воспитательной работы, четкости в распределении

обязанностей, разумности планирования действий педагогов и учащихся,

личной ответственности каждого воспитателя за полученное дело;

V координированности и всеобщности охвата воспитательной работой детей и

их родителей;

V сочетания всех видов планирования (общее, классное, индивидуальное,

перспективное, текущее, рабочее) и согласование их с системой контроля

за осуществлением плана;

V максимального привлечения к планированию, организации, проведению и

контролю за ходом воспитательной работы самих детей;

V разнообразия форм и методов воспитательной работы, решительного

преодоления трафаретности, косности педагогических воздействий;

использования в воспитательных целях всех условий и всех звеньев

воспитательной работы; обеспечения непрерывности воспитания;

V взаимосвязанности педагогических влияний на формирование коллектива и

личности.

Система руководства перевоспитанием включает в себя следующие

основные звенья:

1) Оздоровление с помощью общественности обстановки, в которой живет

трудновоспитуемый школьник. При этом одновременно расширяются положительные

связи педагогически запущенного ребенка с окружающим миром, он вовлекается

в активную деятельность по улучшению окружающей действительности,

осуществляется оздоровление семьи и микрогруппы подростков. Расширяются

социальные контакты педагогически запущенного воспитанника, главным

образом, через деловые связи с коллективами взрослых.

2) Усиление профилактической работы в микрорайоне, целенаправленная

организация свободного времени школьника.

В любом случае должно осуществляться воздействие на ближайшее

социальное окружение, если оно провоцирует педагогически запущенных

школьников на негативное поведение.

Часто школа родители и школа обвиняют в появлении трудновоспитуемости

улицу, забывая, однако, что она необходима детям для их нормального

психического развития, что не улица сама по себе влияет отрицательно, а

лишь отдельные группы детей с негативной направленностью, которые возникают

стихийно. При правильной организации досуга дети проводят время в походах,

играх, спортивных соревнованиях, работают в кружках.

3) Активизация социально полезной деятельности педагогически

запущенных школьников в первичном коллективе и в системе других

коллективов. Занятые полезными делами, педагогически запущенные учащиеся

меньше нарушают дисциплину, приучаются к четкости, порядку, у них

вырабатываются навыки трудолюбия, честного отношения к делу, т.е.

формируются все те качества, которые необходимы для серьезного учения.

Диалектика всей этой работы такова: переключение сил, энергии, внимания

трудных детей сначала на полезные трудовые дела, а затем на учение.

4) Разрушение отрицательного типа поведения воспитуемой личности.

Нейтрализуется ведущий признак трудновоспитуемости или негативности. Эта

работа требует большой осторожности. Наибольший эффект, как показали

исследования, достигается доверием, уважением к воспитуемому,

неожиданностью положительного отношения, т.е. создается ситуация, которая

неизбежно вызывает у подростков недовольство собой, возбуждает желание

избавиться от недостатков.

5) Организация нового образа жизни воспитуемого, в котором закрепляются,

развиваются положительные качества. В практике отрицательное в личности

разрушается иногда строгим наказанием, судом, всеобщим осуждением,

изоляцией человека от общества. Но при этом нередко его образ жизни мало

меняется. Если же стереотип воспитуемого находится в тех же условиях, он

быстро восстанавливается в своем прежнем виде. «Каким был человек, таким и

остался» - жалуются подчас работники школ. А он и не мог измениться,

поскольку не были созданы педагогически необходимые условия, в корне

пресекающие прежний отрицательный стереотип.

6) Включение самой личности в процесс преодоления имеющихся у нее

недостатков, отрицательных свойств. Это последнее звено в системе

перевоспитания активно воздействует на личность лишь тогда, когда

эффективно использованы предыдущие звенья системы перевоспитания.

Ведущими условиями эффективного перевоспитания следует считать:

хорошо организованный педагогический коллектив, действующий совместно с

коллективом воспитанников; включение личности в разнообразную социально -

полезную деятельность, где она бы могла проявиться и развивать имеющиеся у

нее необходимые положительные качества; нейтрализация, а затем устранение

вредных влияний, их преодоление позитивным воздействием на педагогически

запущенных детей; нормализация отношений личности с окружающим миром;

повышение учебно-воспитательной работы в школе.

7) Индивидуальная коррекция и персональная опека над конкретными трудными

школьниками в системе наставничества.

2.4. Этапы работы с педагогически запущенными детьми.

Наибольшую эффективность всей воспитательной работы может обеспечить

только комплексный подход. Это требование, естественно, целиком относится и

к воспитательной работе с педагогически запущенными детьми. Обеспечить

максимальный успех обучения и воспитания подростков, уклоняющихся в своем

поведении и деятельности от общепринятых норм, можно лишь в том случае,

если проводимая с ними индивидуальная работа будет органически включена в

комплекс всей учебно - воспитательной деятельности учебного заведения.

Следовательно, комплексный подход необходим и при планировании этой работы.

А это значит, что специальные вопросы обучения и воспитания педагогически

запущенных учащихся должны включаться в единый перспективный план школы.

Рассмотрим те направления работы, их цели, формы и методы, которые нужно

предусмотреть в перспективном плане.

1. Изучение всего контингента вновь поступивших учащихся, выявление

трудных подростков, организация индивидуальной учебно -

воспитательной работы с ними.

Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и

недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые

могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков;

изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения,

личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование

индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального

подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения учащихся.

Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, с

родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по

делам несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ

учащихся, выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных

условиях их учебы, работы, досуга.

Основные исполнители: классный руководитель, преподаватели, родители

учащихся - с привлечением других лиц, знающих подростков.

2. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически

запущенных учащихся.

Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно -

правового воспитания учащихся и на его основе искоренить у определенных

учащихся эгоизм, равнодушное отношение к людям, безответственность, лень,

неисполнительность, недисциплинированность, самоуверенность, заносчивость и

другие недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению их в

полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива.

Формы и методы работы: приобщение учащегося к коллективной

деятельности на уроках, обеспечение участия в различных общественных

мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности,

отчеты учащегося перед коллективом; организация индивидуального шефства над

ним с о стороны сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному

труду; тренировка в нравственных делах и поступках; помощь в

самовоспитании; систематическое использование поощрений и наказаний;

разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.

Эта работа предусматривается в разделах перспективного плана; где

отражается формирование учебного коллектива, формирование у учащихся основ

научного мировоззрения и идейной убежденности, их нравственное воспитание,

эстетическое воспитание, физическое воспитание и укрепление здоровья

учащихся.

3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного

поведения.

Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания):

преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с

противоправным поведением.

Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры,

правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.

Работа находит отражение в тех разделах перспективного плана, где

предусматривается нравственное воспитание учащихся.

4. Половое воспитание.

Цели работы: наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся

задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к

противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье,

специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений)

дополнительными целями в работе с педагогически запущенными учащимися

являются: преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности,

неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости

вульгарного поведения, в необходимых случаях - борьба с половыми

извращениями.

Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между

полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических

заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы,

обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские

консультации.

Эта работа планируется в связи с решением задач нравственного и

физического воспитания учащихся и их правового воспитания. Выделение в

плане специального раздела работы по половому воспитанию учащихся

нецелесообразно, так как оно носит комплексный характер, о чем говорилось

ранее.

5. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Цели работы: обучение учащихся приемам и способам самостоятельной

умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса

к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих

силах и способностях.

Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке,

дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным

мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий,труда и

отдыха подростков в семье, поощрение за успехи в учебе.

Указанная работа может найти отражение почти во всех разделах

перспективного плана, но прежде всего там, где предусматривается

формирование коллектива учащихся, воспитания у них основ научного

мировоззрения, эстетическое воспитание.

6. Преодоление недостатков физического развития и здоровья

педагогически запущенных учащихся.

Цели работы: выработать у педагогически запущенных подростков

привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных

и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к

курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические

навыки и привычки.

Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия

спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия,

психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся.

Работа планируется в связи с решением общих задач физического

воспитания учащихся.

7. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся.

Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье,

педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных

воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям,

уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на

них.

Формы и методы работы: педагогический лекторий для родителей,

деятельность родительского актива. На особый учет должны быть взяты

родители - правонарушители и пьяницы и с целью индивидуального воздействия

на них.

2.5. Работа с семьями педагогически запущенных учащихся.

Как правило, семьи педагогически запущенных учащихся характеризуются

рядом социально - психологических и педагогических особенностей, которые

хорошо должны быть известны педагогу. В целом эти особенности можно

сгруппировать следующим образом: структура семьи, ее общеобразовательный и

культурный уровень, нравственный облик семьи, отношение родителей к детям и

к их воспитанию.

Наиболее типичный недостаток структуры семей педагогически запущенных

учащихся - отсутствие отца. Отсутствие отца может произойти по следующим

основным причинам: случайность, ошибка, допущенная молодой и неопытной

женщиной; аморальный облик женщины, ведущей беспорядочную половую жизнь;

аморальное поведение отца, бросившего семью или вынудившего жену возбудить

дело о разводе; причины сугубо личного характера, побудившие вполне

порядочных людей разойтись; смерть супруга. Эти причины по - разному, но

большей частью отрицательно влияют на воспитание людей. Отсутствие отца -

само по себе отрицательное педагогическое обстоятельство, потому что это

сказывается и на материальном положении семьи, и на объеме внимания,

которое должно быть уделено ребенку, и на потере того своеобразного

положительного влияния, которое может и должен оказывать на детей хороший

отец. Это заметно, между прочим, в стремлении мальчиков, не имеющих отца, к

дружбе с мужчинами. Не проходит бесследно для детей и развод родителей,

даже без предшествовавших ему в присутствии детей конфликтов, потому что в

любом случае развод означает какие - либо принципиальные расхождения

взглядов супругов на жизнь или отдельные ее стороны, что небезразлично для

воспитания детей. Тем более пагубны последствия конфликтов, унижающих в

глазах детей одного или обоих родителей, подрывающих их авторитет,

отрицательно влияющих на состояние нервной системы и психики детей и

подростков. Не легче бывает положение детей и подростков после развода.

Развод не снимает противоречия между родителями, и они находят свое

проявление и в последующем отношении к ребенку, и в решении вопроса о том,

встречаться или не встречаться ему с родителем, оставившем семью.

Матери, характеризующиеся аморальным поведением, наносят своим детям

двойной вред. Во - первых, они, естественно, оказывают на детей прямое

аморальное влияние, приобщая их к алкоголю и беспорядочной половой жизни.

Во - вторых, в большинстве случаев такие матери просто не занимаются своими

детьми, которые становятся безнадзорными.

Для большинства таких семей свойственны невысокое образование

родителей, крайне обедненные духовные потребности, общий низкий культурный

уровень, мещанское мировоззрение, обладатели которого отдают явное

предпочтение материальному благополучию в ущерб запросам и потребностям.

По отношению родителей к воспитанию своих детей семьи педагогически

запущенных учащихся можно разделить на четыре наиболее типичные группы.

Первая - объективное, педагогически грамотное отношение родителей к

своим детям. Такие семьи крайне редки среди тех, откуда в конечном счете

выходят педагогически запущенные дети и подростки. Трудности воспитания в

таких семьях порождаются какими - то непредвиденными внешними

обстоятельствами.

Вторая группа - семьи, где ребенок - объект безрассудного обожания,

где ему все дозволено, все внимание сосредоточено на нем при безразличном

или отрицательном отношении ко всем прочим, окружающим его в школе детям.

Категория, несколько более распространенная, чем первая, но тоже

сравнительно редкая.

Третья группа распространена среди семей педагогически запущенных

учащихся, а среди семей несовершеннолетних правонарушителей почти пятую

часть. Это аморальные в разных отношениях родители. Среди отцов -чаще всего

пьяницы, среди матерей - ведущие беспорядочную половую жизнь, и тоже

нередко увлекающиеся алкоголем; сюда относятся и родители, отбывшие или

отбывающие наказание за совершенные ими преступления. Отрицательное влияние

таких родителей на своих детей очевидно.

Самая большая группа семей педагогически запущенных учащихся -

четвертая, составляющая основную, преобладающую долю. Это родители, которые

не занимаются воспитанием своих детей, действуя по формуле: «Мы их отдали в

школу, пусть там и воспитывают!». В этой группе семей можно выделить три

достаточно четкие и типичные подгруппы:

1. С признаками указанной выше третьей группы (аморальные родители);

2. Родители, не желающие утруждать себя воспитанием детей;

3. Большей частью одинокие матери, очень занятые своей работой и не

имеющие возможности уделять должного внимания ребенку.

Перечислим основные принципы и формы работы с родителями

педагогически запущенных учащихся:

V Преодолевать все еще встречающиеся неправильные взаимоотношения

педагогов с семьями учащихся. Должно быть педагогическое содружество -

единственно оправданная форма;

V К любой семье должно быть доброжелательное отношение,

стремление, прежде всего, помочь ей;

V Требование заботить о детях и обеспечивать их полноценное воспитание;

V С момента подачи заявления о поступлении в школу и до ее окончания

изучать его семью, глубоко и всесторонне знать ее, поддерживать с

родителями дружеские, доверительные отношения.

Основные формы и методы работы с семьей в зависимости от их целей

могут быть сгруппированы так:

V педагогическое просвещение родителей;

V приобщение их к активному участию в жизни школы;

V меры общественного, административного и уголовного воздействия на

родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей или оказывающих на

них отрицательное влияние.

Педагогическое просвещение осуществляется большей частью в форме

лекториев для родителей, работающих в масштабе школы. Лекции читают как

работники школы, так и привлеченные специалисты. Полезно создание уголков

для родителей, где дается краткая информация о жизни школы, вывешивается

список рекомендуемой литературы для родителей.

Приобщение родителей к активному участию в жизни школы и координация

воспитательных воздействий на учащихся может идти такими путями: создание и

работа родительских комитатов, советов и других форм совещательных органов;

систематическое проведение родительских собраний; привлечение родителей к

работе с учащимися; беседа и лекции, кружковая работа, спортивная работа и

т.п.

Меры воздействия на родителей, совершающих определенные ошибки или

уклоняющихся от воспитания своих детей:

V индивидуальная беседа с ними руководства и отдельных работников школы,

прежде всего психолога, социального педагога и классного руководителя;

V публичная критика на родительском собрании; сообщение на работу или по

месту жительства с просьбой о принятии соответствующих мер;

V обращение в комиссию по делам несовершеннолетних;

V ходатайство о лишении родительских прав, о привлечении к уголовной

ответственности.

Рассмотрим некоторые особенности индивидуальной воспитательной работы

с учащимися и их родителями в зависимости от своеобразия семей.

К учащимся, не имеющих отцов, в первую очередь и, главным образом,

мальчикам очень желательно прикрепить шефов - мужчин. При этом следует

учесть педагогические требования, которые были изложены при подробном

рассмотрении вопросов индивидуального шефства, а такие результаты

деятельности общественных воспитателей несовершеннолетних.

В случаях отрицательного влияния на детей со стороны разведенных

родителей школы должны проводить работу и с отцом, и с матерью учащегося.

Если меры разъяснения и убеждения не дают положительных результатов,

необходимо обратиться за помощью к инспектору по охране детства.

Большое внимание должно уделяться учащимся из малокультурных семей.

Такие подростки обязательно привлекаются к различным формам внеклассной

работы, вовлекаются в кружки, секции, в работу, художественную

самодеятельность с учетом их интересов и склонностей.

Особого внимания требуют безнадзорные учащиеся, которые составляют,

как уже говорилось, основную долю педагогически запущенных подростков. По

существу, за пределами школы они предоставлены сами себе и не испытывают

никакого положительного организованного воспитательного воздействия. А оно

должно идти по следующим линиям: забота о режиме дня учащегося, о его

материальном и бытовом благополучии, о здоровье; особого внимания требует

борьба с дурными привычками - курением, алкоголем, наркоманией; изучение

личных связей учащегося, приобщение его к жизни и деятельности ученического

коллектива; вовлечение учащегося в организованные формы досуга.

Особого внимания требует работа с семьями, в которых родители

злоупотребляют алкоголем, а потому нередко и приобщают к этому

несовершеннолетних. Эта работа как с учащимися, так и с их родителями

должна проводиться по трем направлениям: медико-физиологическому, социально

- педагогическому и правовому.

Медико-физиологическое направление осуществляется естественно,

врачами, прежде всего, наркологами и психиатрами. Основное внимание по

содержанию уделяется пагубным последствиям алкоголизма и наркомании на

личность в целом, на психическое и физическое (в том числе половое)

развитие человека, на влияние алкоголя и наркотиков на потомство (рождение

физически и психически неполноценных детей).

Социально - педагогическое направление реализуется преимущественно

самими работниками школы, и главная его цель - раскрыть родителям и

учащимся отрицательное влияние алкоголя и наркотиков на воспитание

подрастающего поколения, на взаимоотношения между людьми, в том числе и на

семейные отношения.

Правовое направления имеет своей целью. Разъяснение последствий от

действий и поведения лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения,

под воздействием наркотических средств, и их ответственности перед законом.

Учащиеся и родители должны знать, что большая часть преступлений

совершается в состоянии алкогольного опьянения и под воздействием

наркотических средств, и что такое состояние не снижает вину

правонарушителя, а усугубляет ее. Необходимо разъяснить основные положения

УК РФ.

2.6. Диагностический лист для выявления признаков педагогической

запущенности личности.

/. Положительные особенности личности

Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность, развитие

мышления, память, внимательность, восприимчивость в обучении,

интеллектуальная готовность к обучению.

Нравственные: правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота,

щедрость, вежливость, скромность, послушание, нравственная подготовленность

к обучению в школе.

Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание,

дисциплинированность.

Волевые: инициативность, организованность, самостоятельность,

настойчивость, смелость.

Эмоциональное состояние: бодрость, веселость, невозмутимость,

жизнерадостность, оживленность, эмоционально-волевая готовность учиться в

школе.

Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, активность,

легко переключается с одного вида деятельности на другой, физически

подготовлен к школе.

Отношение к деятельности, результаты: добросовестность,

работоспособность, интерес к игре, труду, учению, творчеству, успехи в

игре.

Отношения с окружающими: доброта, отзывчивость, сострадание,

способность прощать, общительный, коллективист.

Самооценка адекватная.

Положение среди сверстников: популярен, предпочитаемый, принят в

группу, отвергается сверстниками, находится в изоляции.

Интересы и склонности: коллекционирование, спорт, техника,

компьютерные игры, кино, телевидение, конструирование, поделки, труд,

музыка, рисование, лепка, чтение, природа, животные.

//. Отрицательные проявления личности (которые следует преодолеть)

Интеллектуальные: ненаблюдательность, нелюбознательность, неразвитое

мышление, неразвитая память, плохое внимание, непрактичность ума,

невосприимчивость к учению, интеллектуальная неподготовленность к учебе.

Нравственные: лживость, леность, несправедливость, нескромность,

жадность, лицемерие, грубость, непослушание.

Поведенческие: невоспитанность, грубость, непослушание,

недисциплинированность.

Волевые: неуверенность, недисциплинированность, безынициативность,

неорганизованность, несамостоятельность, слабоволие, упрямство, трусость.

Эмоциональное состояние: угнетенность, вялость, подавленность,

угрюмость, раздражительность, плаксивость, боязливость, страхи,

неуравновешенность, гиперактивность, расторможенность, неуправляемость,

агрессивность.

Отношение к деятельности, результаты: недобросовестность,

неработоспособность, отсутствие интереса к учебе, к игре, к труду, к

творчеству, неуспешность в учебе, в труде, в игре, слабое овладение

программой.

Отношение с окружающими: озлобленность, черствость, жестокость,

злопамятность, замкнутость, индивидуализм.

Занижена или завышена самооценка.

Положение в группе: признан, отвержен большинством, находится в

изоляции.

Отрицательные интересы: ябедничество, воровство, бродяжничество,

курение, сквернословие.

Степень запущенности: легкая, средняя, высокая.

///. Причины и проявление запущенности ребенка

1-я группа: отставание в общем развитии, болезненность, нравственная

невоспитанность, неподготовленность к обучению в школе, пробелы в знаниях.

2-я группа: низкий педагогический и культурный уровень родителей,

неблагополучно в семье, безнадзорность, неправильное отношение в семье:

подавление личности, побои, заласкивание, опека, неподготовленность к

школе.

3-я группа: слабое знание ребенка, неподготовленность родителей,

непосещение ребенком дошкольных учреждений, слабая индивидуальная работа с

ребенком, неправильное отношение педагогов к ребенку.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ