Рефераты
 

Обучение информатике

Обучение информатике

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..

Глава I. Дифференциация обучения информатике

§1. Значение дифференциации обучения……………………………………...

§2. Структура обучения информатике…………………………………………

§3. Профильная дифференциация……………………………………………...

Глава II. Прикладной профильный курс «Новые информационные технологии»

§1. Курс «Новые информационные технологии» для специализированных

классов……………………………………………………………………….

§2. Содержание фрагмента прикладного профильного курса – «Математи-

ческий пакет для научных расчетов «Mathcad»»…………………………

2.1. Аппаратное и программное обеспечение……………………………….

2.2. Тематическое планирование……………………………………………..

2.3. Лабораторно-практические занятия по курсу…………………………..

2.4. Методы и организационные формы обучения………………………….

Заключение……………………………………………………………………..

Литература……………………………………………………………………..

Введение

Введение

В настоящее время положение с использованием персонального компьютера

(ПК) для математических расчетов изменяется. Это связано с появлением

мощных универсальных и простых в применении интегрированных систем -

пакетов прикладных программ, которые являются основной формой

специализированного программного обеспечения вычислительных машин в

настоящее время. Под пакетом прикладных программ следует понимать комплекс

взаимосвязанных прикладных программ и системных средств, позволяющих решать

некоторый класс задач. Такое понимание пакета позволяет охватить достаточно

широкий круг программных разработок, имеющих своей целью повышение уровня

прикладной квалификации вычислительной машины путем совместного

использования прикладных и системных программ. По мере развития

программного обеспечения, умение применять пакеты прикладных программ

становится ведущей компонентой компьютерной грамотности человека.

Велика роль пакетов прикладных программ в образовании. Облегчая

решение сложных задач, они снимают психологический барьер в изучении

математики и делают этот процесс интересным и более простым. При грамотном

применении их в учебном процессе пакеты обеспечивают повышение уровня

фундаментальности математического образования.

Изучение математических пакетов предлагается в специализированных

классах (с углубленным изучением математики). Учащиеся таких классов уже

профориентированы. Причем круг выбранных ими профессий предполагает

использование компьютера при решении конкретных профессиональных задач.

Систематическое использование подобных пакетов уже в школе позволит

учащемуся увидеть и сформировать отношение к компьютеру, как средству

решения профессиональных задач. Такие ученики имеют более глубокие знания

не только по математике, но и по информатике. Как правило, у них нет

психологического барьера перед использованием сложных программных средств.

Наоборот, их привлекают созданные на высоком профессиональном уровне

программы и они видят уникальные возможности математических пакетов.

Все это свидетельствует об актуальности проблемы эффективного

обучения пользованию математическими пакетами в специализированных классах,

что и определило выбор темы нашего исследования.

В этой связи целью исследования является обоснование и разработка

содержания фрагмента профильного курса - "Математический пакет для научных

расчетов Mathcad".

Объектом исследования является процесс профильного обучения

информатике в специализированных классах.

Предметом является методика изучения математического пакета Mathcad в

специализированных классах.

Гипотеза исследования состоит в том, что предлагаемый профильный курс

позволит повысить эффективность и качество обучения математике с

использованием математических пакетов, а также принесет успех в будущей

профессиональной деятельности учащихся.

Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной

гипотезы необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ теоретической и научно-методической литературы по данной

теме;

- определить значение дифференциации обучения информатике;

- определить сущность профильной дифференциации обучения информатике;

- познакомиться со структурой обучения информатике;

- разработать содержание фрагмента прикладного профильного курса –

«Математический пакет для научных расчетов «Mathcad»»;

- составить тематическое планирование по фрагменту курса "Математический

пакет для научных расчетов "Mathcad";

- разработать лабораторно-практические занятия по данному фрагменту курса;

- рассмотреть методику изучения данного фрагмента курса;

Глава I. Дифференциация обучения информатике

§1. Значение дифференциации обучения

Одной из принципиальных особенностей образования является его

дифференциация. Дифференциация (от лат. яз. - разность, различие) -

разделение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференциация образования - один из основополагающих принципов

формирования личности. В его основе лежит необходимость учета

индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо обеспечить возможность

каждому ученику выбирать различные формы дифференцируемого обучения - типа

школы, специализированных классов, учебных программ, учебников, темпов

обучения, различных видов внеклассной и вне учебной деятельности. Для этого

должна быть создана гибкая, адекватная запросам учащихся система

образования.

Переход школы к многообразию образовательных систем, стремление

более полно реализовать в практике школьного образования личностно-

ориентированную модель обучения существенно актуализировали проблему

дифференциации обучения. Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться

к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для

развития и максимальной реализации его склонностей и способностей в

настоящем и будущем.

Дифференциация обучения является в настоящее время одним из

ключевых направлений обновления школы.

Анализ значения дифференциации обучения необходимо начать с анализа

самого понятия "дифференциации обучения".

В настоящее время в педагогической и психологической литературе не

существует единого общепринятого определения понятия "дифференциации

обучения". В трудах дидактов Ю.К.Бабанского, Н.К.Гончарова, Н.М.Шахмаева и

других дифференциация рассматривается как особая форма организации обучения

с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся

и особой взаимосвязи учителя - учеников. (22).

И.Унт подразумевает под дифференциацией обучения учет особенностей

учащихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо

особенностей для отдельного обучения по разным учебным планам, программам.

(21).

И.С.Якиманская утверждает, что дифференциация обучения, основанная

на индивидуальном подходе к каждому ученику, должна обеспечить реальные

условия для саморазвития и самореализации личности в процессе овладения

знаниями. (24).

На основе обобщения психолого-педагогических и методических

исследований разработана концепция дифференциации обучения, в которой

подчеркивается, что "дифференциация выступает как определяющий фактор

демократизации и гуманизации системы образования". (20). В этой работе

достаточно четко определены цели дифференциации образования с 3-х главных

точек зрения.

С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации -

индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для

выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное

воздействие на формирование творческого, интеллектуального,

профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе

развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному

использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с

социумом.

С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение

назревших проблем школ путем создания новой методической системы

дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной

мотивационной основе.

В развитии анализа сущности дифференциации обучения в психолого-

педагогической литературе рассматриваются разные аспекты этой проблемы,

условия осуществления дифференциации. Большинство исследователей

подчеркивают роль дифференциации обучения в учебной деятельности как

фактора формирования и развития познавательной активности школьников. В

работах других исследователей дифференциация обучения связывается с такой

организацией учебного процесса, для которой характерно варьирование

содержания, методов или темпа обучения, осуществляемого с учетом

индивидуальных особенностей учащихся.

Решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую

роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения.

Образовательная школа призвана формировать не только основы знаний, но и

учить творчески мыслить, самостоятельно добывать знания, использовать их в

учебных и жизненных ситуациях, т.е. развивать познавательную активность,

самостоятельность, инициативность.

Личностно-ориентированная модель обучения, разрабатываемая в

настоящее время в ряде психолого-педагогических, дидактических и

методических исследованиях, направлена на создание условий для

максимального раскрытия индивидуальных особенностей школьников. Основой для

этого могут быть:

1) выбор программы образования соответствующего уровня, но не ниже

обязательного, заданного государственным стандартом;

2) разумное сочетание дифференциации и интеграции;

3) создание системы деятельности учащихся, максимально развивающей их

способности, интересы, присвоение школьникам опыта разносторонней

деятельности;

4) создание благоприятных условий в социальном окружении.

Таким образом, развитие личности осуществляется при реализации

активности ученика, самостоятельности, инициативности.

Для осуществления личностно-ориентированного обучения с позиций

дифференциации содержания обучения необходимы:

-разные варианты программ, учебников, дидактических материалов,

позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и

индивидуализировать процесс обучения;

-новые формы проведения групповых и индивидуальных занятий в целях

активизации опыта творческих учащихся, создания условий для его

проявления и реализации;

-постоянное внимание к анализу и оценке способов учебной работы ученика,

побуждающих его к осознанию не только результатов,

но и процесса своей

работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать то, что они делали в

процессе

урока и как организовали свою познавательную деятельность;

-особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы;

-развитие рефлексии на свои собственные способы работы, сравнение с

действиями сверстников.

Таким образом, дифференциация обучения обусловлена неравномерностью

развития детей, определенного генетически и социально, учетом их здоровья,

особенностями психического развития. Основной целью ее является поиск путей

развития возможностей каждого ученика. Дифференциация обучения

рассматривается как средство создания условий для максимального развития

интеллектуальных способностей школьников, их возможностей и само

проявлениях в различных видах деятельности, определение формы и ритма

учебных заданий.

Цели и задачи образовательных учреждений не должны ограничиваться

только заданным государственным минимумом. Необходимо построить систему

образования так, чтобы создать условия для максимального развития личности

с учетом индивидуальных различий школьников, особенностей различных

регионов, культурных факторов, учитывая окружение каждой конкретной школы,

специфику существующих условий. С этой целью создаются различные типы

учебных заведений.

Сущность проблемы дифференциации содержания обучения в общем виде

можно выразить в создании равных начальных условий и возможностей для

развития каждого ребенка на протяжении всего процесса непрерывного

образования, с учетом его задатков, индивидуальных склонностей и

способностей. Дифференциация обеспечивает свободу личности ученика, дает

ему возможность иметь дополнительные занятия со специалистами разных

областей науки, культуры и искусства, обеспечивая право на выбор предметов

и углубления в изучении отдельных предметов, право на переход из одного

класса в другой, право на выбор учителя, выбор экзамена и формы его сдачи и

т.д. Цель дифференциации содержания обучения - подготовить школьника к

социальной и профессиональной деятельности в современных условиях, исходя

из его задатков.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что

дифференциация обучения становится в настоящее время одним из важнейших

направлений развития школьного образования. Это определяется той ролью,

которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных

систем, развитии индивидуализации обучения, способностей, склонностей,

познавательной активности школьников, нормализации учебной нагрузки

учащихся и т.д.

Для реализации этих задач информатика, как учебный предмет

предоставляет особенно большие возможности, которые обусловлены, во-первых,

дидактическим потенциалом информационных технологий, привнесенных в учебный

процесс информатикой, во-вторых, широкими меж предметными связями этой

учебной дисциплины, в-третьих, значительной прикладной составляющей

содержания обучения информатике (средства информационных технологий и

методы их использования в различных областях деятельности человека),

которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания

обучения.

Именно поэтому информатика находится сейчас в первом ряду школьных

учебных предметов, содержание которых уже достаточно широко

дифференцировано в практике обучения во многих школах.

Однако анализ опыта дифференциации школьного образования по

информатике показывает, что этот процесс носит во многом стихийный

характер, не имеет достаточного обоснования дидактического и психолого-

педагогического обоснования, часто обусловлен субъективными факторами. К

тому же, среди преподавателей информатики в школе немало бывших

программистов, не получавших полноценного педагогического образования, а

многие учителя других предметов, ведущих сейчас и информатику, окончили

педвуз тогда, когда дифференциация рассматривалась лишь как средство

реализации индивидуального подхода к обучению.

К сожалению, до сих пор не проведено систематических исследований

проблемы дифференциации обучения информатике, нет соответствующих

методических рекомендаций для учителя.

§2. Структура обучения информатике

В Национальном докладе Российской Федерации «Политика в области

образования и новые информационные технологии» (13) отражены основные

тенденции развития структуры и содержания обучения информатике в школе:

переход от курса информатики, изучаемого в старших классах, к непрерывному

обучению информатике в школе, усиления фундаментального,

общеобразовательного потенциала информатики как учебного предмета

общеобразовательной школы.

Основными целями курса информатики в средней школе, по мнению доктора

педагогических наук А.А. Кузнецова (5), являются:

1) овладение школьниками компьютерной грамотностью, которая включает не

только навыки работы на компьютере и умения алгоритмизации, но и

умение решать задачи с помощью компьютера, используя при этом

информационное моделирование;

2) формирование у школьников основ информационной культуры, куда

включено изучение фундаментальных основ информатики.

Первый этап изучения курса информатики связан с освоением прикладных

аспектов информатики и направлен на достижение некоторого уровня

компьютерной грамотности, обеспечивающего возможности использования

полученных знаний и умений, как при дальнейшем изучении основ информатики,

так и в других предметах.

Второй этап посвящен изучению основ информатики как фундаментальной

отрасли научного знания и связан, прежде всего, с формированием научного

мировоззрения школьников. При этом содержание обучения информатике в

старших классах может быть дифференцировано по интересам и направлено на

профессиональную подготовку школьников.

М.В.Швецким в работе (23) высказывается близкая к этому позиция. Им

выделяется 2 этапа изучения информатики. Первый этап связан с освоением

прикладных аспектов информатики, обеспечивающих возможности использования

полученных знаний и умений, как при изучении теоретических основ самой

информатики, так и в других предметах. Второй этап посвящен изучению основ

информатики как фундаментальной науки.

В последние годы в методике информатики происходит осознание того,

что курс информатики не может быть связан только с задачей формирования

компьютерной грамотности. А.А.Кузнецов (5) указывает, что задачи курса

информатики не ограничиваются только задачами подготовки школьников к

практической деятельности, труду. Перед курсом основ информатики, как

общеобразовательным учебным предметом, стоит комплекс учебно-воспитательных

задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной

грамотности.

На коллегии Министерства образования Российской Федерации, которая

состоялась 22 февраля 1995 года, обсуждался ход реализации программы

информатизации образования на 1994-1995 гг. Был рассмотрен вопрос о

совершенствовании организации обучения информатике в общеобразовательной

школе на современном этапе. Коллегия постановила признать целесообразной

необходимость выделения нескольких этапов в овладении основами информатики

и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе:

- первый этап (1-6 классы) – пропедевтический;

- второй этап (7-9 классы) – базовый курс;

- третий этап (10-11 классы) – профильные курсы.

На первом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с

компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе

использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров

и т.д.

Второй этап обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум

подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися

методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование

навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей

учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса

формирует представления, передачи и хранения информации в живой природе,

обществе, технике.

Целесообразность переноса начала систематического изучения информатики в

7-9 классы, помимо необходимости в условиях информатизации школьного

образования широкого использования знаний и умений по информатике в других

учебных предметах на более ранней ступени, обусловлена также двумя другими

факторами. Во-первых, положительным опытом обучения информатике детей этого

возраста, как в нашей стране, так и за рубежом и, во-вторых, существенной

ролью изучения информатики для развития мышления, формирования научного

мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

Представляется, что содержание базового курса может сочетать в себе все

3 существующих сейчас основных направления в обучении информатике в школе и

отражающих важнейшие аспекты ее общеобразовательной значимости:

- мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о

системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли

информации в управлении, специфике самоуправляемых систем, общих

закономерностях информационных процессов в системах различной природы;

- "пользовательский " аспект, связанный с формированием компьютерной

грамотности, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях

широкого использования информационных технологий;

- алгоритмический (программистский) аспект, связанный в настоящее время

уже в большей мере с развитием мышления школьников.

Третий этап (10-11 классы) – продолжение образования в области

информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и

содержанию в зависимости от интересов и направленности до профессиональной

подготовки школьников. В частности, для школ и классов математического

профиля возможно углубленное изучение программирования и методов

вычислительной математики, для школ естественнонаучного профиля – курс

информатики, связанный с применением компьютера для моделирования,

обработки данных эксперимента, для школ и гимназий гуманитарного профиля –

представление о системном подходе в языкознании, литературоведении на

формирование умений применять информационную технологию для решения задач

организации и экономики сельскохозяйственного производства и т.д.

Предложенная А.А.Кузнецовым структура обучения информатике в школе легла

в основу ряда экспериментов по созданию системы непрерывного обучения

информатике.

Подводя итоги анализа системы обучения информатики в современной школе,

следует подчеркнуть начавшийся переход от единого курса информатики в

старших классах к многоэтапной структуре обучения этой дисциплине. Первый

этап – пропедевтический, второй – базовый курс информатики, обеспечивающий

обязательный общеобразовательный минимум по этому предмету, третий этап –

дифференцированное изучение информатики в рамках одного из профильных

курсов.

§2. Профильная дифференциация

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе

принято различать 2 основных типа дифференциации содержания обучения:

профильную и уровневую.

Коротко проанализируем сущность профильной дифференциации содержания

обучения.

Стремительный рост объема информации в современном мире делает

невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком, приводя к

необходимости его специализации в определенной сфере, а, следовательно, и

специализации его подготовки на основе общего образования. Профильная

дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.

В литературе сущность профильной дифференциации содержания образования

определяется в направленной специализации образования в области устойчивых

интересов, склонностей и способностей, обучаемых с целью максимального их

развития в избранном направлении.

Профильная дифференциация предусматривает объединение учащихся в

относительно стабильные группы, где идет обучению предмету пол особым

программам, которые различаются содержанием, требованиями к знаниям и

умениям школьников.

Анализируя практическую реализацию профильной дифференциации

содержания образования, большинство исследователей отмечает, что наиболее

благоприятный возраст для профильного обучения, исходя из возрастных

особенностей учащихся – 15 лет (10 класс), когда начинают формироваться

устойчивые познавательные интересы, профессиональные намерения.

Профильная дифференциация основана на добровольном выборе школьниками

профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей,

достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений. Она обращена

на реализацию индивидуального подхода по отношению к отдельным группам

учащихся. Процесс обучения в различных группах протекает по-разному:

отличается содержание образования, изменяется доминирующая роль тех или

иных методов обучения, их формы и пре мы, стиль взаимоотношений учащихся и

учителя.

В последние годы в российской школе наблюдается резкий рост интереса к

проблеме профильной дифференциации. Во многих школах страны созданы классы

с углубленным изучением отдельных предметов; организуются профильные

классы: гуманитарные, технические, естественнонаучные, физико-

математические и другие.

Рассмотрим специфику профильной дифференциации обучения информатике.

Рассмотренная выше структура обучения информатике, теоретически

обоснованная в ряде работ и уже складывающая в настоящее время в практике

школы, предусматривает продолжение образования в области информатики и

информационных технологий в рамках дифференцированного обучения в старших

классах.

Рассмотрим особенности информатики как образовательной области и как

учебного предмета общеобразовательной школы.

Начнем с анализа общеобразовательной значимости изучения информатики,

роли этого учебного предмета в решении основных задач школьного

образования.

В настоящее время под влиянием пресса информатизации складывается

новая общественная структура – информационное общество. Его развитие

существенным образом влияет на цели и содержание образования, стимулирует

изменение методов и организационных форм обучения.

Оценивая проникновение информатики и компьютеров в различные сферы

деятельности человека, их влияние на развитие общества, многие

исследователи характеризуют этот процесс как новую научно-техническую

революцию. По их мнению, развитие компьютеров и информационных технологий

приведет к тому, что к 2000 году большая часть (около 90%) населения

развитых стран мира будет занято в сферах деятельности, связанных с

информационной индустрией.

Как известно, общеобразовательное значение учебного предмета,

педагогические функции образовательной области определяется ее вкладом в

решение основных задач общего образования человека:

1) формирование современного научного мировоззрения школьников;

2) развитие мышления учащихся;

3) подготовка выпускников школы к практической деятельности,

продолжению образования, труду в информационном обществе.

Велика роль изучения информатики для развития мышления школьников,

формирования черт личности, отвечающих требованиям современного

производства.

Изучение информатики связано также с формированием целого ряда

важнейших обще учебных, интеллектуальных умений (например, формулирование

цели, выделение и координация подцелей, анализ исходных условий и средств,

формализация содержания задачи, построение модели и т.д.).

Общеобразовательная функция информатики связана также с решением

задачи подготовки школьников к труду, продолжению образования в условиях

информатизации народного хозяйства, реализацией задач политехнического

образования и профессионального самоопределения молодежи.

Роль изучения информатики в этой области определяется тем, что методы,

и средства информатики используются в настоящее время уже практически во

всех областях человеческой деятельности.

Учитывая, что одной из основных задач дифференциации содержания

обучения в школе является предпрофессиональная подготовка школьников в

области выбранной специализации, а также подготовке к продолжению

образования в этой области, можно предположить, что информатика,

информационные технологии должны стать одним из обязательных компонентов

содержания профильного обучения в любом из направлений специализации школы.

Таким образом, анализ значения информатики для решения основных задач

школьного образования , формирования ряда важнейших компонентов личности

учащихся, ее вклада в подготовку молодежи к труду, последующему

профессиональному образованию убедительно показывает необходимость

обязательного продолжения обучения этому предмету в рамках дифференциации

образования на старшей ступени школы независимо от выбранного профиля

специализации.

Это обстоятельство ставит информатику в уникальное положение в учебном

плане школы, определяет ее главную особенность с точки зрения

дифференциации образования. Обоснование обязательности продолжения обучения

информатике в старших классах в форме одного из профильных курсов в рамках

дифференциации обучения становится одним из важнейших принципов построения

многоэтапной структуры обучения информатике в школе.

С учетом выделенных особенностей информатики, проанализируем подходы к

дифференциации содержания обучения информатике, выдвинутые различными

авторами.

Н.В.Апатовой предлагается в 10-11 классах изучать объективно-

ориентированное программирование на языке Паскаль; логическое

программирование на Прологе или Лиспе; деревья, сети, фреймы; операционные

системы, базы данных, информационные и экспертные системы.

Однако при этом она отмечает, что содержание может быть заменено

курсами, в которых изучается прикладная информатика, например:

- "Информатика для математиков" – для учащихся, занимающихся в

математических классах, – содержит вопросы разработки и реализации на

компьютере различных численных методов; моделирование различных

пространств и множеств; изображение геометрических тел, их сечений,

движение тел и фигур и другое.

- "Информатика для филологов" – анализ и генерация текстов, работа с

различными словарями и другое.

- "Информатика для биологов" – разработка и использование готовых

классификаторов, моделирование поведения различных существ и их групп в

различных условиях и т.д.

- "Информатика для экономистов" – анализ деятельности предприятия,

разработка и испытание модели, информационные системы и базы данных.

Как видно, здесь предлагается некоторый "смешанный" подход: с одной

стороны, углубленное изучение информатики, а с другой, - специализация

содержания по предметным областям и задачам других школьных учебных

дисциплин.

В программе непрерывного курса информатики для средней школы (14),

А.Л.Семенов и Н.Д.Угринович предлагают 7 профильных курсов для углубленного

изучения информатики в старшем звене школы (10-11 классы):

1) Архитектура компьютера и операционная система;

2) Арифметические и логические основы компьютера;

3) Алгоритмизация и языки программирования;

4) Решение задач на компьютере;

5) Обработка текстов и издательская деятельность на компьютере;

6) Основы технологии мультимедиа;

7) Компьютерные телекоммуникационные сети.

Отметим положительный момент выделения широкого спектра профильных

курсов. Подчеркнем также, что ориентация на углубленное изучение не всегда

оправдана в определении содержания профильной дифференциации обучения.

Кроме того, предложенные здесь критерии выделения профилей носят различный

характер, недостаточно систематизированы.

В.Г.Мануйлов (9) разработал программу курса "Основы информационных

технологий", ориентированную на подготовку школьников, обучающихся в

классах с экономической ориентацией. Курс разбит на 2 части: "Введение в

информационные технологии" и "Информационные технологии для экономистов".

И.Ю.Степанова (20) предлагает программу спецкурса "Элементы языка

Пролог", для успешного изучения которого учащиеся должны обладать

математическими навыками оперирования с алгебраическими объектами и знать

аксиоматику школьного курса геометрии.

В профильной дифференциации обучения информатике важнейшее значение

имеют 2 принципа:

-принцип "бинарного вхождения" образовательной области в содержание

общего среднего образования, обоснованной В.С.Ледневым;

-принцип дифференциации содержания образования по его ведущей

педагогической функции.

В соответствии с принципом "двойного вхождения" образовательной

области в содержание общего среднего образования, образовательная область

отражается в содержании образования, с одной стороны, как объект изучения,

с другой стороны, как некоторый аспект изучения всей окружающей

действительности. К примеру, информатика представлена в содержании

школьного образования, как учебный предмет, и отражена, как принцип

"информатизации образования".

Следуя этой позиции, можно выделить принцип дифференциации по

критерию "фундаментальных" и "прикладных" (для информатики –

"пользовательских") профильных курсов.

К такому же делению мы приходим, если попытаемся дифференцировать их

по другому критерию – ведущей педагогической функции. Тогда для

"фундаментальных" курсов в качестве ведущей функции следует назвать

формирование научного мировоззрения или, как принято говорить, "научной

картины мира", а для "прикладных" – подготовку к практической деятельности,

труду.

Как же "профилируются" (дифференцируются по содержанию) профильные

курсы информатики "фундаментального" направления?

Направления их профилизации определяются применительно к предметным

областям, являющимися ведущими для каждого конкретного направления

специализации обучения в школе (классе).

Иначе говоря, если взять основные направления специализации школы по

предметным областям: математика, информатика, естествознание, история и

социальные науки, языки, то для каждого из них необходим свой профильный

курс информатики. В каждом из таких курсов углубленно изучается тот раздел

информатики, предмет которого пересекается с предметом науки, являющейся

ведущей, определяющей направленность специализации образования в данной

школе (классе).

Например, в классах математической специализации может быть предложен

курс "Вычислительная математика (численные методы) и программирование"

(С.А.Жданов, Э.И.Кузнецов, М.П.Лапчик и др.). Для школ и классов

естественнонаучной специализации – курс "Информационное моделирование"

(В.К.Белошапка), "Компьютерные методы обработки данных научных

экспериментов" и т.д. При гуманитарной специализации это может быть курс

"Информатика и информационные технологии" (С.Л.Бешенков и др.).

Основная задача курсов такого типа – развитие научных представлений,

формирование научного мировоззрения, обогащение изучения основ других

фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или

развитыми информатикой.

Профильные курсы информатики другого типа – прикладные (или

"пользовательские") дифференцируются не по предметным областям, а по

критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов

– формирование (развитие) навыков использования методов и средств НИТ в

разных областях.

Глава II. Прикладной профильный курс «Новые информационные технологии»

В предыдущей главе были рассмотрены принципы дифференциации

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ