Рефераты
 

Методы воспитания и перевоспитания

разнообразных причин видно ненормальности, какие-то отклонения в умственном

развитии. Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к хорошим

результатам в работе с основной массой детей, к трудным детям применять

безрезультатно, надо искать какие-то другие, особенные методы и приемы

воспитания.

Трудные дети - понятие сложное. У каждого из них что-то свое,

особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя

причина, свои особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания. Надо

помнить, что трудного ребенка, каким бы он ни был, мы должны поставить на

дорогу гражданской, трудовой, духовной жизни.

Умственное воспитание с каждым годом играет все большую роль в

формировании духовного, морального, гражданского облика человека. Нельзя

допустить, чтобы в школе была группа детей, чувствующих себя неудачниками,

ни на что не способными. Одной из причин правонарушений среди

несовершеннолетних и среди молодежи вообще является как раз то , что

некоторые подростки переживают горечь собственной интеллектуальной

неполноценности. Если к этому прибавляется еще неблагополучная обстановка в

семье, то опасность срывов в моральном поведении трудных воспитанников еще

больше возрастает.

Основные причины, в силу которых ребенок становится трудным,

неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве кроются в воспитании, в

условиях окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели

дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким,

самым нежным, что есть в природе – с детским мозгом. И если ребенок стал

трудным, если все что посильно другим людям, ему не посильно, значит в

детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что

должен был получить.

Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи –

восьми лет. И если воспитатель не увидел, не понял этого, не уяснил причин,

истоков отклонения от нормального умственного развития, трудности его

дальнейшей умственной жизни еще больше усугубляются. Если же эти причины,

истоки понятны, изучены, исследованы в действие вступает

могущественная сила – воспитание, построенная на таких же строго научных

основах, как и лечение больного.

2.3. Особенности личности трудновоспитуемого.

Осуществление перевоспитания немыслимо без глубокого анализа поведения

трудных детей (особенностей их психики, обусловивших это поведение).

Трудному подростку свойственны в основном те же качества личности и

возрастные особенности, которые присущи всем его сверстникам. При этом

именно общее, присущее всем преобладает над особенным, специфическим,

характерным лишь для трудных подростков.

Это значит, что перевоспитание должно осуществляться на основе общих

принципов учебно-воспитательного процесса с учетом специфических

особенностей трудновоспитуемых. Это требует всестороннего и объективного

анализа особенностей поведения трудных детей. Между тем особенности

поведения трудных детей есть прежде всего своеобразное отражение

неблагоприятных внешних влияний. Поэтому типичные черты трудных подростков

свидетельствуют о типичных ошибках в их воспитании. Одной из таких ошибок

является недостаточное внимание к мотивам поступков и поведения трудных

подростков.

Трудновоспитуемость и сам процесс перевоспитания связаны не только с

изменением поведения, но и с преобразованием всей мотивационной сферы

трудного подростка. Когда трудновоспитуемость возникает, формируется и

особая, ее поддерживающая и оправдывающая система мотивов. Наличие

антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных

привычек и отрицательных качеств. Но бывает и наоборот: совершение

поступков, неправильное поведение ведут к поиску мотивов, с помощью которых

подросток как бы оправдывает себя, утешает, что ничего плохого не

произошло, что иначе он не мог поступить.

Мотивационная среда трудных подростков включает:

- ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность личности;

- житейские или бытовые мотивы, регулирующие в основном взаимоотношения

трудного подростка с окружающими людьми, определяющие его ситуативное

поведение.

Определяя мотивы поведения трудных подростков, нельзя по одинаковым

причинам или похожим условиям судить о сходстве мотивов. Даже в совершении

группового проступка каждый подросток действует по разным мотивам. Именно

вследствие различия мотивационной сферы трудный подросток весьма

своеобразно реагирует на различные воспитательные влияния. И определить

направление перевоспитания можно только в том случае, когда будут ясны

мотивы поведения каждого конкретного подростка.

Для всех трудных подростков характерна потребность в ярких

впечатлениях, эмоциональных переживаниях.

Следовательно, перевоспитание должно перестроить мотивационную сферу

подростка и переключить его чувства, переживания на общественно полезные

дела.

Среди отрицательных качеств трудного подростка всегда есть такое,

которое является главным, ведущим, определяющим все поведение подростка.

Для многих трудных подростков характерен, например, эгоизм. Чаще всего он

проявляется в виде потребительских наклонностей и личных установок.

Эгоизмом страдают преимущественно избалованные дети.

Беспринципность – другая распространенная черта трудных детей.

Для таких детей нет твердых норм морали. Чтобы перевоспитать

такого подростка, требуется восстановление единых требований в семье и

школе, создание твердых правил, четкого режима, традиций.

Поведение некоторых подростков может определяться легкомысленным

отношением к жизни. Личность трудного подростка формируется в зависимости

от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических

компонентов. К примеру, сангвиник острее переживает неудачу, более страстно

протестует против несправедливости, ошибок педагогов, активнее борется за

осуществление своих желаний. Флегматик не реагирует на “мелочи жизни”, но

тяжело переживает конфликтные длительные состояния с окружающими и т. д.

Как показывают исследования, в характере трудного подростка нередко

уживаются крайние противоположности: развитый ум и почти не развитые

чувства (или наоборот), ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт

в бытовой жизни и т. д. Все это создает внутреннюю напряженность и

противоречивость желаний, чувств, что выражается в противоречивых поступках

подростка. Это и есть первая особенность поведения трудновоспитуемых,

которую обязан учитывать педагог, организуя перевоспитание.

Вторая особенность поведения трудных детей - конфликтные длительные

отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как

правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем

конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными

отношениями с большинством взрослых и сверстников.

Третьей особенностью, характеризующей поведение трудновоспи- туемых,

является жизненная эгоистическая позиция: они все оценивают с точки зрения

того, выгодно им это или нет; что они получат для себя, если выполнит

требование родителей или педагогов. Погоня за удовольствиями, часто

нездоровыми (вино, табак, карты) на высокой стадии трудновоспитуемости

становится основным стимулом поведения. При этом дело доходит до воровства,

злостного хулиганства.

Четвертая особенность – крайняя неустойчивость их интересов и

стремлений, перемена настроений, желаний (в 2 - 3 раза более высокая

интенсивность).

Пятая особенность поведения трудновоспитуемых – это

противодействие воспитательным воздействиям.

Особенности развития трудного ребенка:

- основные отклонения в развитии психики, которые породили неправильное

поведение;

- систему ведущих мотивов и стимулов поведения трудных детей;

главные отношения трудного подростка с окружающим миром.

Особенно часто трудные подростки отвергают требования нелюбимых

педагогов, т. е. тех, которые случайно или преднамеренно обидели их,

унизили их личное достоинство. Если подросток стал на путь продуманного

противодействия воспитательным влияниям педагогов – это свидетельствует о

сложности трудновоспитуемости и о серьезных ошибках в воспитательном

процессе.

2.4. Диагностика трудновоспитуемости.

(. Передовой педагогический опыт показывает, что важным условием,

предупреждающим трудновоспитуемость является ликвидация второгодничества.

Для этого следует:

1. Усилить формирование положительных мотивов и стимулов учения,

воспитание интереса к знаниям, уважение к науке, любви к школе. Работа в

этом направлении многообразна: постоянная связь обучения с трудом,

применение знаний на практике, убеждение в необходимости изучать тот или

иной предмет (материал), показ значимости знаний в ведущих профессиях наших

дней, встречи с представителями популярных профессий и т.д. Конечно,

формирование положительных мотивов нельзя ограничивать лишь удовлетворением

познавательных интересов трудных подростков. Надо обратить особое внимание

на достижение успехов в учении, в какой- то мере удовлетворить тщеславие

подростка. Существует общее правило: без постоянных успехов в учении

интереса к знаниям не воспитывать.

2. Установить причины второгодничества и пробелы в знаниях. Нужна

постоянная диагностика учебной деятельности всех подростков.

3. Осуществлять индивидуальную работу со слабоуспевающими на уроке.

Оправдывает себя опыт индивидуальных самостоятельных знаний для трудных

детей. Умело надо осуществлять индивидуальный подход. Тактичность,

внимание, бережное отношение к любой самостоятельной мысли отстающих

подростков, поощрение каждого, хотя и небольшого, успеха – важное условие

профилактической работы со слабоуспевающими учениками.

4. Проводить регулярную внеурочную работу со слабоуспевающими и

второгодниками. Важное место принадлежит индивидуальным консультациям (по

графику), групповым занятиям .

5. Осуществляя предупреждение второгодничества, не следует

забывать специальную работу не посредственно с второгодниками. Работа с

второгодниками и предупреждение второгодничества, как показывает массовый

опыт, резко снижает количество трудных детей в школе, нормализует

психическое развитие подростков.

((. Недостаток надзора - проблема общешкольная и общественная. Нужна

система мер, чтобы усилить воспитательное влияние окружающей среды и взять

под контроль стихийное воздействия. Для этого необходимо:

1. подготовить к работе воспитательный актив общественности в микрорайоне

школы (штат общественных воспитателей, шефов, инструкторов по спорту

или туризм и т.д.)

2. определить структуру, функции и программу различных типов учреждений

общественного воспитания (общественные детские библиотеки, спортивные

комплексы, секции подростков при клубах ДСО и т. д.);

3. согласовать воспитательную работу в школе и по месту жительства с

деятельностью специальных организаций по работе с трудными детьми.

4. направить усилия педагогического коллектива на изучение воспитательных

возможностей окружающей социальной сферы, на диагностику воздействия

«улицы»., групп подростков, усилить одновременно управление свободным

временем подростков.

(((. Семья.

Исследуя факторы, отрицательно влияющие на ребенка в семье, ученые

установили, что наиболее опасными являются: испорченные семейные

взаимоотношения, ведущие к раздору семьи, и неправильные педагогические

установки родителей, противоречащие требованиям школы. Педагогу в борьбе

против трудновоспитуемости надо знать и учитывать причины испорченности

семейных отношений. Без педагогических знаний, без постоянных связей со

школой даже хорошая во всех отношениях семья не может рассчитывать на успех

в воспитании ребенка.

Трудным ребенок становится под влиянием многих причин:

. испорченности отношений в семье,

. неправильных воспитательных установок,

. не совершенности влияний и т.д.

Надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка,

вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им

соединяться вместе.

Как уже говорилось, трудным подросток становится тогда, когда совпадает

сразу несколько неблагоприятных факторов и причин: безнадзорность и

второгодничество, педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи.

Глава 3. Перевоспитание личности.

3.1. Сущность перевоспитания.

« Педагогическая энциклопедия » ( т.3, стр.369 ) определяет

перевоспитание как систему воспитательных воздействий педагогов,

направленных на переделку, «перековку» неправильно сформировавшейся

личности воспитанника, на исправление тех его качеств, привычек и черт,

которые противоречат нормам и требованиям общества. Односторонность такой

формулировки очевидна: все сведено к исправлению негодной личности; ребенку

отводится пассивная функция – изменяться под воздействием воспитателя.

Первая задача перевоспитания – включить подростка в жизнь коллектива.

При этом условии перевоспитание органически входит в общую систему

воспитательной работы школы и начинает плодотворно воздействовать на

поведение и сознание трудного подростка. Причем связь между воспитанием и

перевоспитанием построена на прямой и обратной зависимости: воспитание

включает в себя элементы перевоспитания, а перевоспитание опирается на

достигнутые в воспитании результаты. Взаимосвязь воспитания и

перевоспитания может быть выражена так: нормализация и повышение качества

воспитательного процесса – главное условие и решающий фактор

перевоспитания.

В воспитании важную роль играет слово. В перевоспитании действие слова

ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация

нового опыта поведения.

В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой

элементов:

- Анализ положительных и отрицательных свойств характера подростка,

исследование его потребностей, отклонений в поведении.

- Изучение педагогической обстановки, среды окружения ребенка с

последующей нейтрализацией или устранением вредных влияний и усилением

положительных воздействий окружающей среды. Подростка необходимо

поставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям

внешней среды.

- Перестройка отрицательного стереотипа. Переключение сил и способностей

на полезные дела, изменение окружающей среды (перевод из школы в

школу, из класса в класс.) Надо, чтобы в результате такой перестройки

подросток не мог проявлять свои недостатки и пороки, чтобы вся его

жизнь требовала применения положительных качеств, сил и способностей.

- Изменение привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые

виды деятельности. В результате должны усиленно развиться

положительные качества.

- На базе ускоренного развития положительных качеств осуществляется

устранение недостатков. Быстрыми темпами должно идти общее развитие.

Пока не будет устранена односторонность развития возможен рецидив.

Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками

подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в

нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего

положительного фонда личности.

Вокруг центрального звена перевоспитания концентрируются и все

остальные элементы. При изучении личности подростка мы не столько должны

отыскивать в нем недостатки, сколько находить то положительное, на базе

которого будет строиться перевоспитание.

Анализ процесса перевоспитания позволяет выделить в нем четыре основные

функции: восстановительную, компенсирующую, исправитель-ную и

стимулирующую.

Процесс восстановления положительных качеств требует постоянного

возвращения памяти подростка к тем добрым делам, которые он в свое время

совершал.

Компенсирующая функция перевоспитания призвана дополнить

восстановительную. У трудного подростка не всегда удается восстановить все

его духовные силы. Необходимость компенсации вытекает из ощущения

подростком слабости, в какой либо области.

Каждый трудный подросток стремиться компенсировать тот или другой

недостаток усилением деятельности в той или иной области, которую любит, в

которой может добиться быстрых успехов.

При этом осознанно или неосознанно подросток развивает те качества,

которые он считает сильной стороной своей натуры.

Компенсация всегда связана с тремя факторами в перевоспитании:

необходимостью изменить свое поведение в новых условиях, желанием добиться

успеха в заинтересовавшей подростка деятельности и , наконец, утвердить

себя в глазах сверстников как личность, достойную уважения.

Стимулирующая функция перевоспитания тесно связана с восстановительной

и компенсационной. Стимулирование должно помочь активизировать действия

ученика в той области, где проявляются его положительные качества, осудить

отрицательные поступки подростка.

Исправительная функция перевоспитания – наиболее важная среди всех

остальных. Сущность исправления состоит в том, чтобы трудный подросток как

можно скорее освободился от груза отрицательных качеств.

При перевоспитании не обойтись без наказания. Но главная основа

исправления, а стало быть, уничтожения недостатков – опора на

положительное. Необходимо фиксировать внимание ребенка на положительных

сторонах его личности, усиливая в нем веру в свои силы и строя свою работу

с ним не на подчеркивании того, что не следует делать, а наоборот, на

хороших сторонах характера.

3.2. Функции и задачи перевоспитания.

Признавая тезис о социальной природе отрицательных явлений в духовном

мире человека, педагогика тем самым обращает главное внимание на изменение

жизни общества, на улучшение воспитания, на борьбу с отрицательными

общественными явлениями как важными компонентами перевоспитания.

Чем выше общество в своем развитии, тем качественнее оно решает задачи

воспитания и тем меньше остается возможностей для проявления и сохранения

отрицательного в духовном мире человека. Улучшение окружающей

действительности приводит к уничтожению отрицательных явлений,

способствующих возникновению нравственных пороков и недостатков. Социальное

оздоровление – вот основа перевоспитания личности.

Как было сказано, трудновоспитуемость в большинстве случаев не является

определяющим компонентом духовного лица, поскольку оно не отменяет общих

закономерностей формирования личности, возрастных и индивидуальных

особенностей.

Сущность перевоспитания неотъемлемая часть от общих закономерностей

воспитания. Каковы же они? В поведении

людей всегда сочетаются отношения к себе и другим, что находит отражение в

самой сущности нравственности. Деятельность человека – есть воплощение

единства отношения к миру и себе.

Перевоспитание выполняет важную роль в формировании коллектива и

личности: оно призвано устранить трудности и препятствия на пути развития,

как коллектива, так и личности.

Его функции следующие:

а) интенсификация положительного развития сил и способностей воспитанников

за счет устранения неблагоприятных условий и преодоления внутренних

предпосылок трудновоспитуемости;

б) устранение дисгармонии в формировании ведущих отношений человека;

в) устранение результатов неправильного воспитания, исправление ошибок,

допущенных в формировании личности;

г) активизация усилий личности в ее борьбе с отрицательными явлениями в

себе и окружающей действительности.

В этом плане воспитание выступает как важная часть подготовки человека

к жизни в обществе. Чтобы подготовить человека к жизни, надо организовать

воспитание как преодоление трудностей, как борьбу с недостатками в

окружающем мире и в себе самом.

Перевоспитание выполняет следующие задачи:

1. Использование социальных условий воспитательных возможностей нашего

общества для устранения и уничтожения влияния пережитков прошлого и

других нездоровых внешних воздействий, порождающих поддерживающих

трудновоспитуемость.

2. Лечебно-педагогическая работа по исправлению внутренних предпосылок

трудновоспитуемости. Под медико-педагогической коррекцией поведения

трудных детей понимаются медицинские, психологические и педагогические

меры, которые способствуют выявлению, предупреждению и преодолению

психических искажений, отклонений в поведении и деятельности

трудновоспитуемых. При этом вся лечебно-профилактическая работа должна

быть направлена на обнаружение и устранение пробелов и искажений в

психическом развитии, которые способствуют появлению

трудновоспитуемости.

Поскольку перевоспитание – это проблема воспитания и лечения,

следует так организовать учебно-воспитательную работу, чтобы она включала

в себя пропаганду медицинских знаний среди учащихся, постоянный

медицинский контроль за здоровьем.

3. Исправление ошибок, допущенных в семейном и школьном воспитании. Эта

задача перевоспитания является трудоемкой и сложной.

4. Устранение пробелов и искажений в психическом развитии. В первую очередь

следует ускорить умственное развитие трудного школьника, сосредоточить

внимание на его нравственных отклонениях.

Другое направление – установление наиболее разумного гигиенического

режима в школе и семье, при котором чередуются труд и отдых, не допускается

перегрузка учебной деятельности.

Третье направление совместной работы – тщательное медицинское

обследование ребенка и его лечение.

Психологическая и практическая подготовка личности к самовоспитанию,

руководство этим процессом. С того момента, когда сформирована объективная

самооценка, перевоспитание должно включать в себя самоперевоспитание и

самосовершенствование личности. Данная задача требует активной позиции

самого подростка.

3.3. Методы перевоспитания.

Методы перевоспитания находятся в прямой зависимости от характера

педагогической запущенности, уровня воспитанности подростка целом,

воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения

воспитуемого, его образа жизни и окружения.

Методы перевоспитания, в конечном счете, всегда связаны с методами

воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным

продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в

воспитании и в перевоспитании. А метод «взрыва», хотя и является

специфическим методом перевоспитания, на может существовать в отрыве от

таких общих методов воспитания, как общественное поручение, пример, игра,

труд.

В опыте советской школы в настоящее время складываются формы работы,

которые оказывают особое эффективное влияние на перевоспитание подростков.

Характерной особенностью этих новых форм работы с подростками является

приучение к практической деятельности, умелое сочетание слова и действия.

Организация деятельности учащихся на основе их интересов – одно из

направлений перевоспитания, получившее широкое распространение за последние

годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и

перевоспитания, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С.

Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.

В своей совокупности методы перевоспитания призваны с учетом

содержания и устойчивости трудновоспитуемости; оптимально использовать

средства перевоспитания (слово учителя, пример взрослых, деятельности самих

учащихся, традиции, режим и т. д.); координировать различные воспитательные

влияния при решение конкретных воспитательных задач; активизировать самого

воспитанника на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами,

вредными привычками. Каждый метод выполняет

определенную ведущую функцию. Переубеждение -

призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и

положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено

для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных

потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип

поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал

мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе

эмоциональных бурных переживаний.)

«Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир

ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное.

Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации

воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.

Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают

отрицательное.

Процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов

воспитания, специфически преломленных (переубеждение, переучивание,

поощрение, наказание и др.), и специальных, присущих только перевоспитанию

(«взрыв», переключение, «реконструкция»).

Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во

взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение

эффективно при работе учителя по формированию убеждений, критериев оценки

себя и других, нравственных установок в общественном мнении коллектива;

переучивание органически связанно с приучением к деятельности,

«реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим

условием действенности специфических методов перевоспитания выступает

воспитание в коллективе и взаимовоспитание, а также самовоспитание.

Общим требованием к методам перевоспитания является применение их

через коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю

привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при

осуществлении того или иного метода. В этом случае требования учителя

выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается как

осуждение товарищей, поощрение — как одобрение действий коллективом,

контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход

увеличивает силу воздействия любого метода и создает, условия для перехода

перевоспитания в самоперевоспитание.

Эффективность методов перевоспитания в значительной мере зависит от

восприятия и переработки подростками тех воспитательных мер, которые

применяют взрослые и сверстники. И в этом плане решающее значение имеет

воспитание, у трудных, чувства ответственности за себя, за свое поведение.

Пока не выработана личная ответственность за свои действия и поступки,

трудно рассчитывать на эффективность общих методов воспитания.

Переубеждение.

Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание

и «взрыв» — разрушение отрицательного.

Переубеждение выступает как самостоятельный метод перевоспитания и

одновременно как условие действенности других методов. Поэтому ему

придается особое значение. Переубеждение одновременно направлено на

изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в

результате воздействия на ее сознание возникает чувство

неудовлетворенности, отвращение к плохому в себе. Активизируя нравственные

чувства, педагог помогает воспитаннику осознать причины эмоциональной

неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление воспитанником своего

поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от

нравственных поступков и недовольства от безнравственных способствуют

формированию социально ценного жизненного опыта.

В детской среде иногда устанавливается

неправильное отношение к нравственным требованиям взрослых, т. е. то, что

мы называем антиидеалами (учиться отлично ненормально, учатся

добросовестно лишь «зубрилы», «зазнайки», «любимчики»). Поэтому двойки

умного и способного школьника не влияют на его положение в коллективе;

вести себя безукоризненно — значит быть паинькой.

Нормальный школьник должен иметь замечания от учителей, иначе его не

будут уважать;

Обманывать учителя — признак ума и находчивости, не грех и разыграть

товарища, даже смошенничать;

Пренебрегать правилами поведения в школе, быть «объектом» постоянной

критики учителей может, по мнению многих трудных подростков, только человек

с сильным характером.

Переубеждение совершается быстро, если подростка удается включить в

коллектив (спортивный, учебный, трудовой), где его неправильные взгляды

оказываются несовместимыми с общими нравственными установками.

Необходимо усиливать педагогический контроль за поведением тех

учащихся, которые пытаются отстоять свои неверные убеждения. Классный

руководитель, учителя должны предупреждать отрицательные действия и

поступки, отражающие неправильные убеждения. Если этого удается достигнуть,

они разрушаются под влиянием здорового общественного мнения.

Отсутствие же контроля позволяет трудному и дальше поступать

безнравственно. В этом случае взамен разоблаченных мотивов неправильного

поведения подросток создает новые, сохраняя свои неправильные убеждения.

Словесные воспитательные влияния не дают положительного результата,

если они не подкреплены новым практическим опытом трудновоспитуемого,

реальными поступками и действиями окружающих. Из системы воспитания

необходимо также исключить противоречия между словами и действиями учителей

(угрожают, но не наказывают, обещают, но не выполняют, учат одному, а сами

поступают иначе). Двойная мораль в ближайшем социальном

окружении лишь укрепляет неверные установки и представления.

Подросткам, как и взрослым, трудно отказаться от сложившихся убеждений.

Поэтому в процессе переубеждения неизбежны срывы и ошибки в поведении,

деятельности и общении.

Перестройка неправильных убеждений требует длительных усилий педагогов.

Общим условием ее эффективности является создание в зоне ближайшего

социального окружения такой атмосферы, чтобы трудный почувствовал угрызения

совести, огорчение от своего поведения.

Метод переубеждения эффективен в том случае, если он исходит от

человека, авторитетного для подростка. Такому педагогу легче разрушить

неправильные взгляды и установки воспитанника. Первоначально необходимо

расшатать неправильные убеждения, а затем окончательно их перестроить.

Процесс расшатывания, требующий много времени и усилий педагога,

включает ряд приемов:

. Побудить подростка к сравнению себя с другим, поближе познакомить с

интересным для него человеком, который руководствуется

противоположными взглядами (например, трудный не хочет учиться, а его

знакомый много читает, изучает и работает на компьютере, не может

сидеть без дела, получает удовольствие от работы и т. д.);

. Показать, куда в будущем могут привести трудного его неправильные

взгляды и установки (например, рассказать о человеке, который страдал

теми же недостатками и, в конечном счете, погубил свой талант, свою

жизнь, потерял самое дорогое — свободу, честь, совесть);

. Довести до парадокса логику рассуждений подростка, отстаивающего свои

убеждения (например, что будет, если все станут на такую же позицию);

. Создать воспитаннику условия для самораскрытия, т. е. предоставить

возможность высказать все аргументы в защиту своих взглядов, а затем

каждый аргумент опровергнуть.

Расшатывание убеждений может осуществляться и путем обсуждения

коллективом действий и поступков трудного, критики отрицательного

поведения, вытекающего из неправильных убеждений. Покажем это на конкретном

примере.

Опыт показывает, что каждое неправильное убеждение разрушается медленно

и преимущественно под влиянием сильных, ярких, неопровержимых фактов.

Перестройка убеждений завершается этапом их разрушения при

одновременной замене неправильных взглядов подлинно нравственными

представлениями, установками и ценностями. Это наиболее важный этап

переубеждения.

Для разрушения неправильных убеждений используются столкновение ценностей в

духовном мире подростка:

. Хочется стать сильным, заниматься любимым видом спорта, но для

этого надо выполнять режим дня, добросовестно учиться;

. Можно записаться в авто или мотокружок, но для этого надо не иметь

двоек;

. Можно пойти в туристский поход на шлюпках, но надо стать дисцип-

линированным, организованным, иметь примерное поведение.

Столкновение нравственных качеств педагога с неправильным поведением

ученика: в ответ на грубость учитель проявляет сдержанность и вежливость,

подчеркнутое уважение личного достоинства подростка. Перестройка взглядов

путем оказания подростку доверия, уважения даже тогда, когда он совершает

неправильный поступок.

Открытая борьба между неправильными убеждениями подростка и здоровым

общественным мнением класса, построенная на аргументированном, с опорой на

практический опыт детей опровержении каждого довода, из которого

складывается неправильное убеждение.

В результате рационального и эмоционального воздействия посредством

столкновения жизненного опыта подростка с опытом коллектива, авторитетных

для него людей и одновременного противоборства взаимоисключающих идей и

осуществляется переубеждение.

Перестройка взглядов происходит эффективнее, если аргументы подростка

не просто опровергаются, а вскрывается причина их появления (откуда они

взялись, почему именно, кто подобные взгляды распространяет).

Если удается найти аналогичные высказывания у отрицательных героев

литературных произведений, то сравнение должно быть весьма деликатным:

«Подобную мысль уже не раз высказывали в прошлом (читается высказывание,

указывается автор и источник). Задумайтесь, случайно ли взгляды некоторых

наших товарищей совпадают с этой точкой зрения?»

Очень важно, разрушая неправильные убеждения, сохранить некоторые

правильные, но ложно толкуемые доводы, доказательства и сказать: «Здесь ты

прав. Но ведь отсюда следует вот что, а не то, что ты предлагаешь».

Признание частичной правоты облегчает подростку отказ от неправильного в

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ