Макаренко, Ушинскому, Сухомлинскому и Шацкому Word'97
Макаренко, Ушинскому, Сухомлинскому и Шацкому Word'97
Пед-я деят-ть и сис-ма Станислава Теофиловича Шацкого (Ш) (1878 – 1934). В
20-е годы советская школа стояла у своих истоков и перед ней задача – найти
новее содержание обучения и восп-я, новые мет-ы и формы. Шёл эксперимент,
среди известных пед-в того времени были Блонский, Пинкевич, Ш и др. Ш – пед-
г новатор своего времени. Свою деят-ть начал ещё в дореволюционный период.
Он человек разносторонний. Учился в Московском университете, консерватории
(одновременно); в Петровской сельскохозяйственной академии. Он мог быть
певцом, ученым, экспериментатором. Но в 32 года он решает стать пед-гом. В
своей автобиографической повести «годы исканий» он пишет, что стать пед-гом
его заставила его жизнь, психологически нанесённые в годы учения в школе.
Схоластика была – это полный отрыв школы от жизни. Мечта Шацкого – вернуть
детство детям. В 1905 году – он вместе с группой энтузиастов открывает на
окраине Москвы детский клуб «Сетлемент» (поселение), созд-е которого – было
первой попыткой создания такого клуба в России. Пед-ги работали на
общественных началах. Это общество включало: детский сад, школу, мастерские
(сапожная, швейная, и т.д. ), обсерватория. Ш – задача: организовать всю
труд деят-ть, детское само упр-е, всю работу строить на интересах детей,
эстетическое восп-ние. Клуб пользовался успехом. В 1908 году – клуб закрыт;
в 1905 году – он организует первую летнюю детскую трудовую колонию
(прообраз будущих пионерских лагерей). Ш совершает в 13-14 годах
путешествие по странам Европы для ознакомления с практикой трудового восп-
я. Его интересует трудовая школа Кершенштейнера. Шацкому ненавистна муштра,
а в этой школе применялось физическое наказание. Он решает разработать
гуманную систему восп-я, цель восп-я: человек – рабочий, мозоли на руках и
высшая культура. В 1911 он вместе с коллегами в Калуге открывает летнюю
трудовую колонию «Бодрая жизнь» и пишет книгу «Бодрая жизнь». В 1915 году у
него идея создания целой детской системы опытно-показательных детских
учреждений. Цель этой системы: изучить проблему преемственности между
детсадом и школой, определить содержание и мет-ы обучения, вести широкую
пед. пропаганду среди населения, способствовать увеличению грамотности
среди населения, привить любовь к искусству и детям, и взрослым. Эта раб-а
– исследовательская, т.к. раньше такого не было. Район, где это
проводилось, назван опытной станцией, раб-а – на общественных началах.
Октябрьскую революцию он принял не сразу. Но в 1919 году «Бодрая жизнь»
переименована в «Первую опытную станцию по народному образованию
Наркомпросса». Существовало 2 отделения: деревенское (4 детских сада, 15
школ начальных, 2 средних школы, бюро по изучению края, пед. центр, пед
курсы для учителей) и городское. Эта станция охватила 35 селений. В
середине 20-х годов – начальное образование стало всеобщим. Работал пед.
техникум и краткосрочные курсы. В городское отделение вошли: постоянно
действующая пед. выставка, средняя опытная школа, детсад, пед. библиотека с
иностранным отделом. В 29 году он создал целый комбинат учебно-
воспитательных учреждений (детсад, школа, дет. технич. станция, детский
физкультурный городок, пед-гический техникум). С 32 года он руководил деят-
тью центральной экспериментально – пед-гической лаборатории Наркомпросса,
которая обобщала опят опытных и образцовых школ. Пед-я сис-ма. Он
разрабатывает идею новой трудовой школы, как центра, который организует
жизнь детского колл-ва. 3 важных положения: 1. Восп-ние – это есть умно
организованная жизнь детей; 2. В этой организованной жизни дети должны
чувствовать свою пользу от общ-ва, что у них есть цель, к которой они
стремятся. Труд детей должен иметь смысл. 3. Для детей всего важнее детское
сообщество. Сплочённый детский колл-в – помощник восп-ля. Пед-г должен
быть рядом, а не над детьми. Пед-ги и дети – это друзья. Элементы детской
жизнедеятельности: Физ. труд, который дисциплинирует детей. Деловое самоуп-
е, которое организует жизнь детей. Искусство, которое украшает жизнь. Игра
для бодрого тона жизни. Раб-а ума направляет общую жизнь Социальная деят-
ть. Общественно-полезная деят-ть должна отвечать местным нуждам общ-ва в
области хозяйства, культуры и быта. Школа должна организовывать эту работу,
контролировать её, учитывать результаты и сообщать их ученикам. Опытная
станция проводила соц-го-пед-ское иссле-ние, 3 направления: 1. Изучение
экон-ки и культурно-бытовой среды района; 2. Изучение экон-ки, быта,
культуры и пед-гики семьи, типы взаимоотношений в семье и жизнь ребёнка в
семье; 3. Изучение поведения детей в детском колл-ве. Созданы Бюро по
изучению местного края с секциями: ботаническая, зоологическая,
агрономическая и экологическая. Учителей обучали методике работы со средой.
Проводились анкеты для выяснения взаимо-ний среди детей. Раз в месяц
проводились курсы – съезды учителей. Ш со своими коллегами (Шлегер, Шацкая,
Фортунатовы, Зеленко) разработал новую модель школы, которая
рассматривалась как центр изучения окружающей среды и вмешения в эту среду
и пед образом, влияющего на него. Школа должна быть трудовой,
демократической, гуманной, должна готовить к жизни. Пед колл-в – единый
колл-в и детей и пед-ов, у них одна цель, к которой они стремятся. Трудовое
восп-ние по Шацкому. Детский труд не рассматривается Шацким как средство
самообслуживания, труд должен быть производительным, только такой труд
создаёт прочную основу деят-ой жизни. В «Бодрой жизни» дети всё делали
сами, под руководством взрослых, обслуж-его персонала не было. Производ-ный
труд в этой колонии был связан с сельским хозяйством. Вся работа делилась:
дежурства и общ-ные работы. Если дежурства выполнялись с охотой, то к
общественной они начали относиться к прохладой. Но взрослые смогли увлечь
детей, стали создаваться артели, объём работ выполнялся. Потом стали
ставиться более сложные задачи: появилась теплица, скотный двор,
мастерские, электростанция. Более разнообразные виды труда требовали более
сложной организации труда, появились разные комиссии и ответственные лица.
Т.е. стало создаваться целая сис-ма управления хозяйством. После октября 17
года с/х становится учебно-опытным. Под руководством агронома на основе
агробиологической науки – целый план с/х работ. Дети на практике учились
применять знания по предметам. Осуществлялось политехническое обучение. Во
главе с Шацким пед-ги изучали семейную пед-гику. Проводились анкеты среди
детей. Выявляли сильные и слабые стороны трудового семейного восп-я. Были
организованы колл-вные формы детского труда – производственные детские колл-
вы (по цветоводству, растениеводству и т.д.). Проведена работа по созданию
трудовых уголков. Детское самоуп-е по Шацкому Цель: развитие
организаторских способностей. Законодательный орган – общая сходка, где все
имели равные права. Вопросы решались большинством голосов, вёл собрание
выборный председатель, был выборный секретарь. Ребята стали сами изобретать
различные должности. Сначала экономом был воспитатель, потом дети.
Изобрели: инструментальщик, хлебодар (дети, режущие хлеб). Сначала на общей
сходке обсуждали хозяйственные дела, но потом стали обсуждать отношение пед-
ов и детей. В противовес авторитарному воспитанию выдвинута идея
товарищеских отношений. Эстетическое восп-ние: Большая роль, должно
пронизывать все стороны восп-я. Организовалось близкое общение детей с
природой. Колонисты ходили в походы, на экскурсии и впечатления отображали
в рисунках. Эстетика быта: чистота. Дети вели среди сельского населения
работу для повышения культуры семейного быта. Создавались летние дворовые
площадки, её план: охрана здоровья детей, гигиена труда и улицы, физические
упражнения, проведение дня книги. Создано общество цветоводов, выставки.
Худож-ное восп-ние: драмат-кое иск-во. Дети сами сочиняли пьесы,
инсценировки. Ставили классику. Читались лекции по истории театра, истории
искусства. Музыкальными занятиями руководила жена Шацкого. Существовал хор,
ставили детскую оперу. Выпускали литературный журнал и «Наша жизнь».
Изобразительное искусство. Игра: «Игра ребёнка – жизненная лаборатория».
Она должна быть организованно соответствовать возрастным особенностям,
последовательна, знать меру. Работа ума: Учение строился на интересе детей
к учениям, к овладению практическими навыками, ребёнок должен верить в свои
силы и пед-г должен помогать ему в этом. Стремление к учению надо укрепить
на всю последующую жизнь. В этом и есть задача пед-га. Детей надо готовить
к самообразованию, учить самостоятельно работать на уроке. Пед-г должен
разрабатывать специальные задания, развивать самостоятельность детей. При
хорошей организации урока каждый ученик будет работать. Соц-ная деят-ть
детей: Ш стоял у истоков социальной пед-гики. Школа – центр, который
изучает окружающую среду и вмешивается в неё, организует её. Проводилась
огромная практическая раб-а по преобразованию соц-ой среды. Намечая виды
общественно-полезной деятельности школа должна: 1. Учитывать ценность
данной работы для общ-ва; 2. Посильность и значимость для детей; 3.
Соответствия интересам детей; 4. Эмоциональная окраска.
|