Культура поведения школьника
Тема: "Чаевничание".
Цель: ознакомить учеников с особенностями национальных традиций чайных
вечеров, закрепить навыки приготовления чая и сервировки стола. Формировать
творческие способности и развивать кругозор. Воспитывать культуру
поведения.
Наглядные пособия: таблица приготовления чая, иллюстрации сервировки
стола в национальных традициях.
Оборудование, инструмент и посуда: электроплита, чайники, чайные
ложки, чайный сервиз, столовые приборы и посуда, вазы для цветов, самовар,
вазочки для варенья.
Продукты: чай, травы, сахар, мед, варенье, печенье, пирожки, торт.
Практическая работа: приготовление чая и сервировка стола, расчет
количества продуктов.
Ведущий начинает игру, представляет команды и жюри. Команды
знакомятся, произносят шутливые приветствия:
Команда I "Валериана":
"Кошачья травка" -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку.
Команда II "Женьшень":
Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И, может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной,
Под кедром, сосной.
Команда III "Липа":
Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой
отсыпается.
А цветок - на медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа.
Ведущий рассказывает об истории чая:
Был листок зеленым - черным
стал, томленым,
Был листочек зубчатым - стал
листочек трубчатым.
Был он на лозине -
стал в магазине.
Вступительное слово учителя:
Чай - китайское слово. В языки Европы оно пришло двумя путями: народы
Запада вывезли чай из Южного Китая, где это растение именуется te, русские
же торговали с китайцами из северных провинций. Там чай называли "ча-е".
Обычай чаепития зародился почти шесть тысяч лет назад на территории
современных Китая и Бирмы, где до сих пор на горных склонах можно встретить
дикорастущий чайный куст.
Китай был единственным производителем чая, и секрет его производства
оберегался под страхом суровых кар. Тем не менее одному англичанину удалось
не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки.
Благодаря этой почти детективной истории европейцы начали разводить чай в
колониях.
С 1696 года в Россию стал поставляться чай караванным путем из Китая,
а к началу ХVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал
национальным напитком.
I этап. От каждой команды по два человека идут готовить выбранное
блюдо. Члены жюри следят за технологией приготовления чая, соблюдением
правил безопасности труда, санитарно-гигиенических требований, знакомятся с
наглядной частью домашнего задания. Остальные члены команд начинают
разминку.
Отгадывание поговорок
1. Изготавливается шесть наборов карточек разного цвета (по 9 в каждом
наборе). Из них нужно сложить шесть русских поговорок. Подсказка: каждую
поговорку можно составить из карточек одного цвета. (См. приложение).
1. Доброе семя - добрый и всход.
2. Повторенье - мать ученья.
3. Грамоте учиться - всегда пригодится.
4. По капельке - море, по былинке - стог, по зернышку - ворох.
5. Мастерство везде в почете.
6. Делу - время, потехе - час.
2. Ведущий: давным-давно не было книг о хороших манерах, а правила
общежития людей закреплялись в пословицах и поговорках - таких точных, что
мы можем до сих пор по ним учиться житейской мудрости. Постарайтесь
восстановить полный текст пословицы или поговорки.
1. Гостю щей не жалей, а погуще... (лей).
2. В чужом доме не будь приметливым, а будь... (приветливым).
3. Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя... (стоящего).
4. Гость часто за шапку берется - не скоро... (уйдет).
5. Кто жаден до еды, тот дойдет... (до беды).
6. Встречают гостя по платью... (провожают по уму).
7. Хозяин весел - гости... (радостны).
8. Частые пирушки изведут... (полушки).
9. Желанный гость зова... (не ждет).
10. Хочешь есть калачи, так не сиди... (на печи).
3. Даются ключевые слова пословиц, нужно составить их полный текст.
1. Золотые руки. (Золотые руки у того, кто обучился хорошо. Золотые
ручки не испортят мучки.)
2. Руки-работа. (Для умелой руки все работы легки.)
3. Руки-голова. (Руки работают, а голова кормит.)
4. Работа-лечение. (Работа с увлечением - лучшее лечение. От
бессонницы трудом лечатся.)
5. Работа-еда. (Вырастишь рожь - хлеб пожуешь. Поработаешь до поту -
будешь есть в охоту. Потрудишься - будешь сыт, поленишься - будешь выть.)
6. Труд-почести. (Сначала труд, а почести потом придут. Кто любит
труд, того люди чтут.)
7. Дело-мастер. (Дело мастера боится. Люби дело - мастером будешь.
Мастер дела за все берется смело.)
8. Сеет-глазеет. (Прилежный сеет, лентяй на луну глазеет.)
9. Изба-пироги. (Изба красна углами, а обед пирогами.)
10. Из петуха - уха. (Хорошая хозяйка и из петуха уху сварит.)
Конкурс капитанов
1. Чисто русское изобретение - способ подачи чая ПАРАМИ. Вопрос: как
это делали? (Небольшой чайник с заваркой устанавливали на самоварчик либо
на чайник с кипятком.)
2. Какое место за столом считается наиболее почетным? (Посередине
стола.)
Заключительный этап
Представление готовых блюд и национальных традиций чаепития.
Команда "Валериана" рассказывает о французской чайной церемонии.
Чайный банкет по-французски
По традиции чайный стол должен быть круглой или овальной формы и
накрыт льняной цветной скатертью в мягких пастельных тонах (чаще всего
желтоватая, но может быть и белой). Салфетки подбирают в тон скатерти. Если
чайный банкет устраивается в честь невесты и по поводу знакомства с ее
родителями, то чайный стол застилают белой кружевной скатертью и украшают
букетами роз нежных оттенков.
Чайник ставится на большой мельхиоровый поднос, сюда же помещаются
сахарница, вазочка с вареньем, сливочник и небольшая специальная тарелочка
или мисочка для лимона. Десертные тарелки и розетки под варенье стоят в
стопках на столе и соответствуют количеству приглашенных гостей. Остальные
приборы, такие, как чайные и десертные ложки, вилочки для пирожного, ножи
для фруктов, расположены рядами на салфетках. Фрукты подают в высоких
вазах, которые ставят посредине стола.
Вначале к столу приглашаются гости старшего поколения.
Задача хозяйки дома - разлить чай по чашкам и подать его гостям.
Дальше за гостями ухаживают дочь хозяйки или ее родственница. Они помогают
выбрать угощение, предлагают сливки, сахар, мед, печенье, заново разливают
чай, убирают посуду после еды.
Не рекомендуется доливать чай в недопитую чашку, но, если гость желает
еще чая, хозяйка должна исполнить его желание. Если же в чашке гостя
остались ягоды, долька лимона или чайная гуща, лучше заменить эту чашку на
чистую.
Обычно после чая гостям предлагают фрукты, мороженое, жареные орехи.
Затем организуются танцы, игры, другие развлечения.
Команда "Женьшень" представляет чайный вечер по-японски.
Чайный вечер по-японски
Японские чайные традиции из-за сложности церемонии мало
распространены.
Способ приготовления зеленого и желтого чая, когда чай заваривается в
заранее подогретых круглых фарфоровых заварочных чайниках, является
небольшой частью японских чайных церемоний, с которой знакомы жители наших
среднеазиатских республик. Такой отдельный круглый чайник и пиала
предлагаются каждому гостю. Японцы никогда не подают к чаю ни сахар, ни
варенье, ни мед, исключение делают лишь для сушеных фруктов и сухой мучной
выпечки.
Вся церемония чаепития происходит в полном молчании, гости и хозяева
никогда не ведут бесед - они пребывают в глубоком самосозерцании или
раздумьях о законах бытия и гармонии окружающей природы. Многие утверждают,
что именно эти самосозерцание и углубление в окружающую природу придают
церемонии японского чаепития особую красоту. У японцев четыре принципа
чайной церемонии: уважение, скромность, чистота, тишина (молчание).
Команда "Липа" - чайный вечер по-русски.
Чайный вечер по-русски
Особый интерес к чаепитию возник в начале ХVIII века, когда в
Петербурге, Москве и Калуге были построены первые сахарные заводы. Один из
иноземных путешественников заметил: русские так долго упражнялись в
приготовлении отличного чая, что совершенно неожиданно изобрели самовар. А
те, которые отведали чаю из настоящего самовара, считают, что только таким
и должен быть настоящий напиток и все другие способы приготовления не могут
с ним сравниться.
До прихода гостей надо разогреть самовар, предварительно залив в него
свежую воду, приготовить посуду: десертные тарелки, розетки или вазочки для
варенья или меда, чайные чашки с блюдцами.
Стол накрывают цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя
кладут салфетку. Из столовых приборов необходимы щипчики для сахара,
десертные ножи и вилки для торта, ножи для фруктов, лопатка для пирожных
(торта). Варенье накладывается в розетки заранее и ставится перед
приглашенным. На стол подают также кусковой сахар, лимон, фрукты.
Хозяйка занимает место справа от самовара. Самовар является символом
всего банкета. За столом гостей обслуживает хозяйка, ей помогает дочь или
другая близкая семье особа.
Итог:
Жюри оценивает вкусовые качества чая, затем по результатам
деятельности команд (см. таблицу контроля) подводит итоги и называет
победителей конкурса.
4. Этикет, поведение, вежливость. Тема "Культура поведения". 6-й класс
Цель урока:
привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать
пятиклассников нормами этикета;
расширить имеющиеся у учащихся знания о культуре поведения, о правилах
этикета;
способствовать формированию навыков поведенческой культуры и культуры
внешнего вида;
содействовать развитию коммуникативных качеств учащихся.
Основные понятия:
Этикет, поведение, вежливость, взаимоуважение, гуманизм.
Проверка группового задания "Новое общество". Какова главная цель
выработанных вами правил? Как вы думаете, обязательно ли в обществе должны
существовать правила?
Мотивация урока.
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ. Давайте представим, что не существует никаких
ограничений и правил поведения. Разыграйте небольшую сценку "День
непослушания" (задание выполняется группами в течение 4-5 мин.)
Правила морали определяют, что можно, а что нельзя делать. А вот как делать
то, что можно, и как избежать неприятных для себя и окружающих ситуаций,
определяется правилами этикета.
Запись темы урока в тетрадь.
Словарная работа.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Подберите однокоренные слова к понятию этикет
(этикетка, этика).
Этикетка - бирка с указанием характеристики товара (качества, цены).
У культурного человека тоже есть своеобразная этикетка - его
поведение. Правила поведения - это этикет. Этика - это нормы
нравственного поведения человека.
Этикет - установленный порядок поведения.
Поведение - образ жизни и действий.
Вежливость - соблюдение правил приличия, учтивости.
(Карточки с этими определениями вывешиваются на доске).
Вежливым можно назвать человека, который знает и соблюдает правила
поведения, правила этикета. Слово "этикет" происходит от французского
"etiquette" - ярлык, поведение. Действительно, манера поведения человека -
это его своеобразная визитная карточка. В разное время и у разных народов
был разный этикет. Можно услышать: "придворный этикет", "рыцарский этикет",
"дипломатический этикет".
Иногда правила поведения в общественных местах были неписаные, а иногда их
записывали. Так, в ХVI веке на Руси появился "Домострой". Правила поведения
играют такую большую роль в жизни общества, что император Петр I
собственноручно написал сборник правил этикета "Юности честное зерцало".
Работа в группах
Внимательно прочитайте текст. Какие правила этикета вам нравятся, какие -
нет? Какие вы считаете устаревшими, какие считаете необходимыми соблюдать и
сегодня?
1-я группа. Домострой (ХVI век).
2-я группа. "Юности честное зерцало" (ХVIII век)
Домострой
"Книга, называемая Домостроем, имеет в себе вещи весьма полезные, в
поучение и наставление всякому христианину, муже и жене, и детям..."
Написана в ХVI веке. Автором ее часто называют Сильвестра. Скорее всего
Сильвестр был одним из авторов и редакторов книги...
Надлежит отцу и матери заботиться о детях своих: беречь их и
воспитывать в добром наставлении, и учить... вежеству (вежливости,
учтивости) и всякому благочинию; и по времени по детям смотря, и по
возрасту, учить рукоделию: матери - дочерей, а отцу - сыновей, кто чего
достоин, кому какую возможность бог даст... Уча и наставляя, и рассуждая,
раны возлагать: наставляй детей в юности, до покоят тебя в старости... А
если дети без внимания будут относиться к наставлению отцов и матерей, если
что согрешат или какое зло сотворят, и отцам и матерям с детьми грех от
бога, а от людей урок и насмешки, а дому потеря, скорбь и убыток, а от
судей налог и срамота...
...любите отца и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им... во всем; и
старость их чтите; и немощь их и болезни всякие от всей души несите на
своих плечах... Если же кто замолвит или оскорбляет родителей своих, или
клянет, или лает, тот перед богом грешен, от народа проклят...
А каждый бы день у мужа жена спрашивалась и советовалась обо всем
обиходе... А в гости ходить и к себе звать, общаться, с кем велит муж...
беречься жене от пития хмельного... А с гостями беседовать о рукоделии и
домашнем строении: как порядок навести и какое рукоделие как делать... а
спорят, о чем про кого иногда, и начнут ум испытывать, то отвечать: "Не
ведаю я ничего того, и не слыхала, и не знаю; и сама о ненадобном не
спрашиваю, но и о княжнах, но и боярынях, но о соседях не пересуждаю".
...У добрых людей, у любящей жены дом всегда чист и устроен; все по чину,
все спрятано (лежит на месте), где чему пригоден, все вычищено, подметено;
всегда все в порядке: как в рай войти! За всем тем порядком жена должна
смотреть и учить слуг и детей добром и лихом; не понимают слова - то и
ударить.
И увидит муж, что непорядливо у жены и слуг, или не так, как обо всем в
этой памятке написано, то умел бы жену свою наставлять всяким рассуждением
и учить...
Юности честное зерцало
Эти правила поведения написаны собственноручно императором Петром I
(ХVIII век) и предназначались дворянским детям. Петр I, борясь с
пережитками старины, хотел приобщить русских дворян к европейскому этикету,
с которым сам познакомился во время своего пребывания за границей.
"...Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в
делах; на руку не дерзок и не драчлив...
Младые отроки должны всегда между собой говорить иностранные языки,
дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится,
чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других
незнающих болванов распознать...
Когда прилучится (случится) и тебе с другими за столом сидеть, то
содержи себя в порядке по сему правилу:
Во-первых, обрежь свои ногти, да не явится якобы оные бархатом обшиты.
Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо, не хватай перьвой блюдо, не жри,
как свинья, и не дуй в ушное (варево, суп, уха), чтоб везде брызгало, не
сопи, когда яси (ешь). Первой не пий, будь воздержан, и бегай пиянства, пий
и яждь (ешь), сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе
предложат, то возьми часть того, прочее отдай другому и возблагодари ему...
Не утирай губ рукою, но полотенцем... не облизывай перстов и не грызи
косей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чистишь... Над яствою (едой) не
чавкай, как свинья, головы не чеши, не проглоти куска, не говори, ибо так
делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже... Около своей
тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего..."
Обмен информацией и дополнение учителя.
Одни правила этикета не только дошли до нас, но и сохранили
первоначальное значение. Например, если в помещение входит взрослый, дети
встают в знак уважения.
Другие правила этикета дошли до наших времен, хотя и изменили свое
первоначальное значение. Если первобытный человек первой пропускал в пещеру
женщину, то он берег себя - охотника, без которого племя могло погибнуть от
голода; женщины не добывали много пищи, поэтому для племени не было большой
потерей, если на вошедшую первой в пещеру женщину нападет пещерный медведь.
Сегодня мужчина пропускает в помещение женщину, придерживая открытую дверь,
в знак внимания к ней.
В средние века рыцари снимали шлем и боевые перчатки, входя в жилище,
демонстрируя хозяину свои миролюбивые намерения. Рыцарь в шлеме с опущенным
забралом и в перчатках был опасен - он был готов к бою.
Сегодня воспитанный мужчина снимает головной убор, входя в помещение.
Игра "Знаешь ли ты
правила этикета?"
Для проведения этой игры готовится игровой стол, разбитый на сектора
(их могут заменить разложенные по кругу игровые карточки с номерами
заданий) и игрушечный волчок.
Класс делится на группы в соответствии с рядами, на которых учащиеся
сидят во время обычных уроков. За игровой стол усаживается одна из команд.
Две другие могут играть с места. В случае если основной игрок не даст
правильного варианта ответа, отвечают игроки той команды, в которой первой
появилась поднятая рука.
Для проведения игры выбираются помощники учителя: секретарь
(записывает на доске результаты игры, подсчитывает очки, которые
одновременно заносятся в оценочные листы команды) и хронометрист (по часам
следит за тем, чтобы на подготовку ответа не уходило более 30 секунд).
Количество вопросов должно соответствовать количеству игроков.
Каждый поочередно крутит волчок. Право выбора правильного ответа
принадлежит тому, кто крутил волчок. Игрок может в случае затруднения
обратиться за помощью к своей команде. Если ответ дан немедленно,
сэкономленное время переходит на другой вопрос, и им может воспользоваться
другой игрок команды (сильные ученики, таким образом, могут помочь
"тугодумам").
После того как все игроки команды ответили на вопросы, за игровой стол
садится следующая команда. После того как в игре приняли участие все
команды, подводим итоги. По результатам игры можно выставить оценки
наиболее результативным игрокам, а также тем, кто чаще других при
обсуждении выдвигал правильные версии ответов. При подведении итогов
учитывается полнота, точность, правильность ответов, их оригинальность.
Как правило, в конце урока остается 3-4 минуты. За игровой стол в
зависимости от ситуации можно пригласить или ребят, которые не очень хорошо
поиграли (дать им дополнительный шанс), или капитанов команд.
Игра заметно оживится, если для некоторых вопросов-заданий учитель заранее
приготовит соответствующий реквизит (например, стул, перчатки, шляпу). В
этом случае вопрос не просто задается, а проигрывается.
Ниже приводятся тесты для проведения игры. Подбор тестов целесообразно
производить в соответствии с конкретными воспитательными задачами, стоящими
перед конкретным классом. Для оживления игры можно сгруппировать тесты под
рубриками "Для вас, мальчики" и "Для вас, девочки". Можно проводить игру
одновременно с двумя соревнующимися между собой командами. В отдельных
случаях можно попросить учащихся прокомментировать свой ответ.
Знаешь ли ты правила этикета?
Игра N 1. На улице и в общественном месте.
1. Как здороваются юноша и девушка?
а) первой подает руку девушка;
б) первым подает руку юноша;
в) лучше ограничиться кивком головы;
г) лучше ограничиться словесным приветствием.
2. Кто первым протягивает руку при знакомстве?
а) младший - старшему;
б) старший - младшему;
в) начальник - подчиненному;
г) подчиненный - начальнику.
3. Всегда ли во время знакомства юноша встает?
а) всегда;
б) только при знакомстве с девушкой;
в) по своему усмотрению.
4. Может ли юноша, знакомясь с девушкой, свободную руку держать в кармане?
а) может;
б) может только в том случае, если у него в кармане кошелек с крупной
суммой денег;
в) не может - он должен вынуть руку из кармана.
5. Может ли юноша здороваться с сигаретой во рту?
а) может, особенно если сигарета импортная и дорогая;
б) сигарету лучше держать в руке, а не во рту;
в) приветствие и беседа с сигаретой не допустимы.
6. Нужно ли, здороваясь, смотреть человеку в глаза?
а) обязательно, все ваше внимание должно быть сосредоточено на собеседнике;
б) совсем не обязательно - смотря в глаза, можно смутить собеседника;
в) подавая для приветствия правую руку, лучше глядеть чуть левее головы
того, с кем здороваешься - это поможет вам обоим избежать смущения.
7. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?
а) конечно, нет - это несерьезно;
б) смотря по настроению;
в) приветливая улыбка желательна всегда.
8. Может ли юноша подать руку в перчатке для рукопожатия?
а) может, если он обменивается рукопожатием с ровесником;
б) не может;
в) может - в сильный мороз.
9. Должна ли девушка снимать перчатку, здороваясь?
а) не должна;
б) должна, если хочет проявить уважение к тому, с кем здоровается, особенно
если этот человек старше ее по возрасту;
в) может не снимать, если температура воздуха ниже -50.
10. Можно ли не принять руки, протянутой для рукопожатия?
а) можно;
б) нельзя;
в) это может позволить себе в отдельных случаях женщина.
11. Каким должно быть рукопожатие при знакомстве?
а) крепким и продолжительным;
б) слабым и непродолжительным;
в) крепко сожмите руку нового знакомого и несколько секунд потрясите ее,
как бы скрепляя союз;
г) рукопожатие должно быть дружелюбным, но недолгим.
12. Сколько раз в день можно здороваться с одним и тем же человеком?
а) только раз - при первой встрече;
б) каждый раз при встрече;
в) несколько раз, если встречи разделяют более или менее значительные
промежутки времени.
13. Нужно ли здороваться с людьми, с которыми вы незнакомы, но часто
встречаетесь?
а) конечно, ведь это так естественно;
б) зачем здороваться, если человек незнаком?
в) это возможно, если этот человек проявляет к вам повышенный интерес;
г) ни в коем случае.
14. Нужно ли здороваться со знакомым, увидев его в автомашине?
а) не обязательно;
б) обязательно;
в) только в том случае, если знакомый не сидит за рулем.
15. Незнакомый человек на улице поздоровался с вами, обознавшись. Как быть?
а) сделать вид, что вы не заметили приветствия;
б) ответить приветствием;
в) объяснить человеку его ошибку.
16. Вы обгоняете идущую по улице впереди вас знакомую. Кто из вас двоих
должен поздороваться первым?
а) тот, кого обгоняют;
б) тот, кто обгоняет.
17. Как поступить, если вы увидели знакомого слишком поздно и не успели
поздороваться или ответить на приветствие?
а) догнать, извиниться и поздороваться;
б) сделать вид, что все в порядке;
в) при следующей встрече все объяснить и извиниться.
18. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и не
называя имен, предложить им самим себя представить?
а) это вполне возможно;
б) человек, их знакомящий между собой, обязан представить каждого;
в) человек, знакомящий их, может поступить по своему усмотрению.
19. Кто здоровается первым: входящий или присутствующий?
а) конечно, входящий;
б) первым здоровается тот, кто вежливее;
в) первым здоровается тот из присутствующих, кто первым заметил входящего.
20. Кто здоровается первым: ожидающий или опаздывающий?
а) конечно, ожидающий - он больше к этому готов;
б) конечно, опаздывающий, чтобы смягчить свое опоздание;
в) если опаздывает девушка, то первой она все равно не здоровается.
21. Как познакомить своих друзей с родителями?
а) представить родителей друзьям;
б) представить друзей родителям;
в) как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине -
пускай познакомятся сами.
22. Как представляется ребенок?
а) называет свое полное имя;
б) называет имя и фамилию;
в) называет имя, фамилию и отчество.
23. Как поступить, если у вас на улице случилось "ЧП" (развязался шнурок
ботинка, оторвалась лямка сарафана, ручка сумки и т.д.)?
а) обратиться за помощью к прохожим;
б) не обращая внимания, осторожно продолжать движение;
в) извиниться перед спутником, отойти в сторону и поправить.
24. Как вести себя, если на многолюдной улице вы встретили хорошего
знакомого?
а) отправиться в кафе, чтобы там поговорить;
б) отойти в сторону и поговорить;
в) найти сквер и расположиться для беседы на скамейке.
25. Можно ли дотрагиваться до собеседника во время разговора, хлопать его
по плечу, колену?
а) это неприлично, особенно если собеседник - малознакомый человек;
б) можно, так как этим вы выражаете особое отношение к собеседнику;
в) можно лишь в ответ на подобные жесты вашего собеседника.
26. Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: "Будьте здоровы!" Как быть?
а) сделать вид, что не расслышали;
б) поблагодарить;
в) извиниться.
27. На каком расстоянии должны находиться собеседники?
а) чем дальше, тем лучше - но не дальше того расстояния, которое требует
крича;
б) чем ближе, тем лучше; если вы будете слушать дыхание собеседника, вы
сможете лучше его понять;
в) оптимальное расстояние - около полуметра, именно такое расстояние
позволяет говорить спокойно и непринужденно.
28. Какой стороны следует держаться, идя по улице или коридору?
а) левой;
б) правой;
в) середины.
29. Можно ли есть на улице?
а) нельзя;
б) можно, если очень хочется;
в) можно, если это что-то штучное (конфета, мороженое, булочка и т.д.).
30. В дверях класса - давка. Ребята одного класса входят, другого -
выходят. Кто должен уступить?
а) те, кто входит;
б) те, кто выходит;
в) входящие и выходящие двигаются осторожно навстречу друг другу.
31. Как поступить, если необходимо сказать что-то с большого расстояния -
через коридор, через улицу?
а) крикнуть погромче;
б) не кричать, а показать жестами;
в) подойти поближе и сказать.
32. С какой стороны следует обходить встречных пешеходов?
а) это безразлично, главное, чтобы не мешать прохожим;
б) с правой;
в) с левой.
Игра 2. "В гостях".
1. Если вы пришли к кому-то в гости и вас приглашают пообедать или угощают
чем-либо - отказаться или принять приглашение?
а) конечно, отказаться;
б) безусловно, принять приглашение;
в) принять приглашение, но затем вскоре уйти, не обременяя хозяев долгим
пребыванием.
2. Модно ли прийти в гости с совершенно не знакомым хозяевам человеком?
а) можно, если вы только что с ним познакомились на улице;
б) можно, предварительно спросив разрешения хозяев;
в) нельзя - это невежливо.
3. У вас праздник. Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?
а) конечно, можно, это подчеркивает уют и теплоту домашней обстановки;
б) надо надеть самые нарядные туфли, предназначенные для торжественных
случаев;
в) ни в коем случае нельзя; тапочки надо снять и надеть туфли.
4. У вас праздник. Нужно ли предлагать приглашенным гостям тапочки?
а) конечно, им будет приятна ваша забота;
б) тапочки предлагают только в том случае, если для этого у вас припасено
несколько пар новых тапочек;
в) предлагать тапочки не нужно; гости должны сами позаботиться о своей
обуви.
5. Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?
а) можно; пусть знают, как много у вас приятелей и какой вы незаменимый
человек;
б) нельзя; извинитесь и попросите перезвонить вам в другое время;
в) можно; к концу вечера, когда гости вам порядком надоели и нет другого
способа дать им понять, что вы от них устали.
6. Должен ли быть включен телевизор во время приема гостей?
а) да, особенно если телевизор престижной марки;
б) нет, телевизор нельзя включать, если в доме гости;
в) можно включить телевизор, если идет передача, которая интересует
большинство гостей.
7. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?
а) столько, сколько вытерпят уже пришедшие гости;
б) 15 минут;
в) ждать вообще не следует, гости не должны опаздывать.
8. Вы опоздали, и гости уже сидят за столом. Как в этом случае вести себя?
а) надо обойти всех гостей и поздороваться с каждым;
б) сесть на отведенное вам место, как ни в чем не бывало;
в) поздороваться с хозяевами и извиниться за опоздание.
9. Ваш гость случайно разбил чашку. Как поступить?
а) порадоваться - "Посуда бьется к счастью";
б) убрать осколки и без комментариев заменить чашку;
в) сделать вид, что вы ничего не заметили.
10. Если гости принесли торт или конфеты, обязательно ли ими угощать
гостей?
а) необязательно, если на десерт уже приготовлены торт и конфеты;
б) обязательно, из вежливости.
11. Как поступить, если нужно уйти из гостей пораньше?
а) заблаговременно подготовить всех гостей к своему уходу;
б) попросить хозяев объяснить всем гостям вашу ситуацию;
в) уйти незаметно, попрощавшись с хозяевами.
Домашнее задание
Групповое задание: продумать сценки на тему "Этикет на каждый день" (1-я
группа - "В общественном месте",
2-я группа - "В театре",
3-я группа - "В транспорте",
4-я группа - "Дома",
5-я группа - "День рождения друга",
6-я группа - "Знакомство"). Желательно, чтобы в каждой сценке был как
положительный, так и отрицательный герой.
Применение знаний
Выпуск стенной газеты "Ах, этикет, этикет, этикет!.."
Участие в Дне этикета.
Заключение
С тех пор как в школе исчезли подпорки всех идеологических структур,
как исчезла система пионерской, комсомольской работы, в школе образовался
вакуум, который не может сейчас быть заполнен окончательно. Сегодня школы
представляют своеобразные учебные комбинаты, куда ребёнок приходит, чтобы
изучить физику, химию, биологию … и уходит. Школа перестала быть
воспитательным учреждением. Поэтому необходимо внести в школу искусство – в
разных пропорциях, видах и формах. Вся идеология школьной работы, и
профориентационной в том числе , должна строиться в первую очередь на
культуре, традициях, эстетическом воспитании и художественном развитии.
Где, если не в школе, можно дать эту культуру именно каждому ?
«Красота спасёт мир» – с надеждой цитируем из Достоевского. А
некоторые – и с привычной иждивенческой ноткой : есть на кого свалить
заботу – красота спасёт и вытянет нас из болота, в котором мы сидим по
своей лености и нетребовательности духа. Но ведь красоте тоже нужна помощь
! Человека и страну спасёт только дело.
Школе необходим психолог. С одной стороны, школьный психолог – узкий
специалист : он детский психолог. с другой стороны, он специалист широкого
профиля : также социальный психолог, социолог, специалист по научной
организации ученического и учительского труда и профориентации.
Профориентация сейчас превращается в самостоятельную профессию, и
настанет время, когда вместе будут работать и психолог и профориентатор.
При подготовке реформ в педагогике проблеме подготовки преподавательских
кадров не уделялось должного внимания. Необходимо подчеркнуть, что без
решительных перемен в этом отношении государственное решение проблем
эстетического воспитания и художественного образования школьников абсолютно
неосуществимо. Кардинальное изменение эстетического сознания и
профессионального уровня педагогов – единственная прочная возможность
прорвать порочный круг, когда одно эстетически неразвитое поколение
«воспитывает» другие.
Литература
1. Академия Вежливых Наук профессора Бонуса / Сост. Хаткина Н.Б., Хаткина
М.А. – Д.: Сталкер, 1997.
2. Маслюни Н. Просим к столу. Рига, 1985.
3. Бачинин В.А. Духовная культура личности.М.Политиздат.1986 .
4. Бондаревский В., Формирование нравственного сознания старшеклассников.
М., Просвещение, 1978.
5. Борев Ю., Эстетитка.М.,Политиздат,1988.
6. Воробьёв Г.Г.Школа будущего начинается сегодня.М.,Просвещение,1991.
7. Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М., Молодая гвардия,1979.
8. Дейл Карнеги. Путь к счастью. Киевская книжная фабрика.1991.
9. Единство обучения и воспитания в процессе подготовки у труду молодёжи.
Под ред. Варнаковой Е.Д.М.,1972.
10. Комарова А.И.Эстетическая культура личности. К. Вища школа,1988.
11. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника.
М.,Просвещение ,1988.
12. Просуленко А.А. Человек и город. Донецк «Донбасс»,1990.
13. Столяров Ю.С. Уроки творчества.М.,Педагогика,1981.
14. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М. Просвещение , 1986.
15. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. М. Просвещение
,1978.
16. Эстетика .Словарь. М. Политиздат,1989.
Страницы: 1, 2
|