Рефераты
 

Изучение темы Акмеизм в 11 классе

как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как

всеобщей». (Л. Гинзбург) (8; 8).

3.1.Общие подходы к изучению лирического произведения

Чтобы понять и сопережить поэтичный смысл стихотворения, необходимо

учитывать особые законы лирики, отличные от законов эпоса и драмы. По

сравнению с ними лирика менее информативна, она сосредоточена на нюансах

настроений, переживаний и этим близка музыке. Как и музыкальное

произведение, стихотворение невозможно пересказать без потерь. Мешают

недоговоренность и многозначность лирических образов, лаконизм, отсутствие

внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа читателя, определенная

культура чтения, помогающая открыть новые границы произведения.

У поэзии свой язык, свои законы. В стихах выражаются такие глубокие,

такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на

язык прозы. В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий

смысл, чем в обычной речи. Лирика требует вдумчивости, вчитывания, только

тогда смысл стихотворения может быть выявлен, а не просто указан.

Анализируя отдельное стихотворение, нельзя вырывать его из контекста

творчества поэта. При этом необходимо учитывать, что поэт, рассказывая о

себе, о своих переживаниях и размышлениях, делится с нами собственным

опытом, и главный интерес для нас – в постижении этого духовного опыта.

Е.В.Карсалова видит цель изучения лирического произведения следующей:

«Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и

соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить

кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного

восприятия лирики:

эмоциональной отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической

реакции на художественное слово» (10;17).

3.2.Приемы анализа лирического произведения_____________

На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения

могут быть использованы такие приемы:

- по вопросам, предлагаемым учителем;

- по схеме анализа для самостоятельного разбора;

- с привлечением критических и литературоведческих статей;

- с использованием межпредметных связей;

- сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного

автора;

- компаративный анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных

авторов;

- компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения;

- «интертекстуальный (сравнение данного стихотворения с предшествующей

традицией)» (3; 4);

- сопоставление различных точек зрения авторов критических и

литературоведческих статей по поводу одного лирического произведения;

- составление словаря стихотворения и т.п.

Термин «приемы анализа» по отношению к лирике нуждается в оговорке,

поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой

представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш

взгляд, прежде всего определяет художественное своеобразие произведения. В

этом смысле текст является главным методическим пособием учителя.

«Традиционный анализ художественного произведения в масштабах «темы»,

«проблемы», «идеи», «образов» не приближает школьников к его осмыслению, а

делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста. Эти

понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше «идти» к

ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений» (32;

15).

Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть различными.

Однако, «в любом случае главная задача анализа – выявление наиболее

существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения» (31; 13).

Существуют определенные аспекты анализа лирики:

1) жанровый аспект;

2) композиционный аспект;

3) индивидуально-авторский («вслед за автором»).

А.В.Белова в статье «Имманентный анализ поэтического текста»

рассматривает имманентный анализ в противопоставлении его контекстуальному.

«Имманентный анализ – не выходящий за пределы материала данного

стихотворения. Анализ интертекстуальный – учитывающий сторонний материал:

подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для

переводов и объекты для пародий…» (3; 3).

Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и

так называемое «медленное чтение». « В школьном варианте имманентный анализ

– это, прежде всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного

стихотворения. Он может быть реализован в условиях как формального, так и

структурного анализа, равно как и в условиях «медленного чтения». В основе

«медленного» чтения – статарный принцип, остановка: читатель делает

остановку после каждой фразы (строки, строфы) для того, чтобы понять, какую

она дала ему новую информацию и как перестроила старую».

Важным условием для реализации задач имманентного анализа является

осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического.

В ходе такого анализа обнаруживается тема и основная мысль

поэтического текста. Обычно учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком

случае учителю важно объяснить, что в поэтическом тексте существуют

понятия: «про что» и «о чем» в отношении темы. Идея же – это определенный

ракурс рассмотрения темы.

К имманентному анализу поэтического текста приходятся обращаться на

уроках литературы и в средних, и в старших классах.

Независимо от выбранного аспекта анализ должен иметь внутреннюю

логику.

- Началом работы над лирическим произведением может быть повторение

изученного ранее. Цель этого этапа – проверить знания учащихся,

систематизировать и закрепить их.

- Следующим этапом может стать расширение и углубление знаний учащихся и

в области историко-литературного процесса, и в области теории

литературы.

- В итоге проведенной работы предполагается усвоение учащимися алгоритма

(схемы) анализа, а также понимания того, что схема не является

универсальной и подлежит пересмотру в каждом отдельном случае.

Характерной особенностью изучения лирического произведения в старших

классах является необходимое рассмотрение стихотворения или группы

стихотворений в контексте творчества автора или в контексте определенной

эпохи (литературного направления).

3.3.Трудности при изучении лирического произведения

Изучение курса литературы в целом в выпускном классе представляет

определенные сложности, которые решаются с помощью педагогических умений

педагога и на основе знаний психологических особенностей школьников. В

основе изучения литературы в 11 классе лежит рассмотрение художественного

произведения на историко-литературной основе.

При анализе лирического произведения в школе следует помнить о

некоторых трудностях, которые могут возникнуть у учителя. Это и излишне

социологический подход к стихотворению, с одной стороны, и слишком

формального разбора – с другой; упрощения поэтической мысли и в то же

время неопределенность в терминологии и выводах.

В.П. Медведев в книге «Изучение лирики в школе » говорит и о том, что

многие стихи без соответствующих комментариев поняты не будут, многие же

рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик читателя. ()

Об этом, несомненно, следует помнить при подготовке к уроку по лирике.

Несмотря на определенные трудности анализ лирического произведения в школе

возможен и даже нужен. Ведь малый объем материала позволяет сказать

читателю гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При анализе учитель

может продемонстрировать структурное единство произведения, нераздельность

в нем формы и содержания.

«Анализировать стихи – значит открывать гармонию звуков, чувств и дум,

видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно

понять только вдумываясь в слово» (10; 34).

В каждом возрасте свои специфические черты восприятия лирики. В

старших классах происходит сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под

влиянием нестандартных методов школьного анализа критерии оценки лирических

произведений становятся глубже и многограннее.

Глава 4. Практическая часть_______________________

Практическая часть содержит материал, использованный при проведении

уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе.

4.1. Примерный план анализа лирического произведения____________

1. Автор, название, время появления, история создания.

2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты

лирического героя.

3. Особенности поэтического языка:

- тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)

- звукопись (аллитерация, ассонанс)

- стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее

выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора,

инверсия, риторический вопрос.

4. Стихотворный размер, рифма.

5. Связь стихотворения с литературным направлением.

6. Мое восприятие произведения.

4.2.Примерный анализ стихотворения_____________________________

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева

«Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма,

свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики

считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А.

Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей

является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и

необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно

говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В

стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она

предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами

возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта

жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так

как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме

и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать

нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

1) 1-3 строфы,

2) 4 строфа,

3) 5 строфа.

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко

характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье

зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной

выразительности:

- эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный

песок»);

- сравнения («четки сны ее, как тени»);

- гиперболы («держит молнии в руке»);

- метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая

боль»).

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

душа – 1)внутренний мир человека;

2)свойства характера;

открыта – 1)поднять что-либо;

2)сделать доступным;

3)обнажить;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;

2)скупость, корысть.

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения,

почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д),

17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту

чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие,

солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы

выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в

сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно

для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два

основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она

осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение

объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я

жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее

глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма

точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных

художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм

Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по

мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того,

знакомо ли ему чувство любви, от его эмоционального состояния.

4.3.Планирование уроков по теме «Акмеизм»

|Номер |Основные этапы |Деятельность |ТСО и оборудование |Работа с |Домашнее задание |Использованная |

|урока |урока |учащихся | |литературовед| |литература |

|Тема | | | |ческими | | |

| | | | |терминами | | |

|1 урок |1.Орг. момент. |слушают |доска; |акмеизм |К следующему уроку |1.Гумилев Н.С. |

| |2.Эмоц. слово |записывают |портреты Н.Гумилева, |адамизм |прочитать и |Наследие |

|Акмеизм|учителя. | |А.Ахматовой, |кларизм |приготовиться к анализу|символизма и |

|и | | |О.Мандельштама; |«Цех поэтов» |следующих |акмеизм // Гумилев|

|акмеист|3.Изложение |конспектируют|грамзапись стихов в |«Гиперборей» |стихотворений: «Она», |Н.С. Письма о |

|ы |нового | |исполнении Н.Гумилева,|«Аполлон» |«Жираф» Н.Гумилева, |русской поэзии. – |

| |материала. | |А.Ахматовой. | |«Я пришла к поэту в |М.: Просвещение. -|

| | | | | |гости», |1990. |

| |4.Сообщения |делают | | |«Песня последней |2.Жирмунский В.М. |

| |учащихся. |сообщения, | | |встречи» А.Ахматовой; |Преодолевшие |

| | |записывают | | |«Невыразимая печаль», |символизм // |

| | | | | |«Бессонница. Гомер. |Жирмунский В.М. |

| |5.Задание на |записывают | | |Тугие паруса» |Теория литературы.|

| |дом. | | | |О.Мандельштама. |Поэтика. |

| | | | | | |Стилистика.- Л. – |

| | | | | | |1977. |

| | | | | | |3.Мандельштам О.Э.|

| | | | | | |Утро акмеизма // |

| | | | | | |Мандельштам О. |

| | | | | | |Слово и культура. |

| | | | | | |– М. – 1987. |

| | | | | | |4.Русская |

| | | | | | |литература XX |

| | | | | | |века. 11 класс. В |

| | | | | | |2-х частях. Часть |

| | | | | | |1 / Под ред. В.В. |

| | | | | | |Агеносова. – М.: |

| | | | | | |Дрофа. - 1998. |

|2 – 3 |1.Орг. момент. |слушают |тексты стихотворений, |лирический |Выучить понравившееся |см. выше |

|урок |2.Работа по |анализируют, |примерный план анализа|герой, |стихотворение любого из| |

|Анализ |анализу |работают в | |тема, |поэтов – акмеистов. | |

|стихов |стихотворений по|группах по | |идея, | | |

| |группам. |плану | |виды тропов, | | |

| | | | |стилистически| | |

| | |выступают, | |е фигуры. | | |

| |3.Анализ |задают | | | | |

| |стихотворений. |вопросы, | | | | |

| | |отвечают на | | | | |

| | |вопросы, | | | | |

| | |рассуждают, | | | | |

| | |делают выводы| | | | |

| | | | | | | |

| |4. Задание на | | | | | |

| |дом |записывают | | | | |

4.4. План - конспект урока по литературе___________________________

тема: Акмеизм и акмеисты

цели урока:

1) образовательная - дать представление о литературном течении акмеизм,

познакомить учащихся с его основными представителями;

2) воспитательная – вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному

течению, его представителям через рассказ об их творческой судьбе, через

их стихотворения, воспитывать грамотного читателя;

3) развивающая – развивать у учащихся навык конспектирования лекции,

развитие эмоциональной отзывчивости.

тип урока: лекция с сообщениями учащихся.

методы: - репродуктивный (лекция);

- эвристическая беседа;

- исследовательский (сообщения учащихся).

эпиграф к уроку: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре»

(О. Мандельштам).

4.4. План – конспект урока по теме «Акмеизм и акмеисты»

|Этапы урока, |Тип урока | Деятельность учителя |Деятельность |Домашнее задание |Заметки по |

|Время | | |учащихся | |ходу урока |

|Организационный |Лекция с |Учитель озвучивает тему, |Слушают, |Прочитать в учебнике |Перед уроком |

|момент (1,5 мин)|сообщениями|цель, предлагает ход урока. |записывают тему |Агеносова в разделе |необходимо |

| |учащихся | |урока. |«Модернизм» главу |посмотреть |

| | | | |об акмеизме. Трое учащихся|сообщения |

| | | | |готовят небольшие |учащихся |

| | | | |сообщения | |

| | | | |(5 мин.) о жизни и | |

| | | | |творчестве Н.Гумилева, | |

| | | | |А.Ахматовой, | |

| | | | |О.Мандельштама | |

|2.Слово учителя,| |Литературное течение акмеизм | | | |

| | |возникло в начале 1910-х годов| | | |

|изложение нового| |и генетически было связано с | | | |

|материала | |символизмом. Близкие | | | |

|(15 – 20 мин.) | |символизму в начале своего | | | |

| | |творческого пути молодые поэты| | |1911 год |

| | |посещали в начале ХХ века | | |Название «Цех|

| | |«Башню» Вячеслава Иванова. | | |поэтов» |

| | |1911 год – возникновение | | |вынесено на |

| | |литературного объединения «Цех| | |доску |

| | |поэтов» в Петербурге. | | | |

|Вопрос классу | |– Что можно сказать о названии|Отвечают на | | |

| | |объединения? Каковы ваши |вопрос | | |

| | |ассоциации со словом «цех»? | | | |

| | |Литературная группа строилась | | |Имена |

| | |по модели средневековых | | |акмеистов и |

| | |мастеровых цехов, синдиками | | |годы жизни |

| | |(главами) избраны С. |Записывают в | |вынесены на |

| | |Городецкий и Н. Гумилев, |тетради | |доску |

| | |секретарем – | | | |

| | |А. Ахматова. Членами являлись:| | | |

| | |Георгий Адамович, Владимир | | | |

| | |Нарбут, Осип Мандельштам и | | | |

| | |другие. | | | |

| | |На одном из собраний «Цеха | | | |

| | |поэтов» Гумилев и Городецкий | | |Черты |

| | |провозгласили программу своего| | |акмеизма |

| | |литературного направления, | | |вынесены на |

| | |которое должно было сменить | | |доску |

| | |символизм. | | | |

| | |Сущность нового течения | | | |

| | |сводилась к следующему – отказ|Записывают | | |

| | |от мистики символистов, | | | |

| | |безусловное принятие | | | |

| | |действительности. | | | |

| | |Вспоминает Анна Ахматова: | | | |

| | |«Заговорили о необходимости | | |На доске |

| | |отмежеваться от символизма, | | |записаны |

| | |поднять новое поэтическое | | |значения |

| | |знамя. Слова «расцвет», | | |слова «acme» |

| | |«цветение» были избраны новым |Записывают | | |

| | |поэтическим ориентиром. Тут же| | | |

| | |стали рыться в словарях и | | | |

| | |набрели на греческое слово | | | |

| | |«вершина» («acme»). Так | | | |

| | |родилось слово «акмеизм». | | | |

| | |Сергей Городецкий | | | |

| | |акцентировал внимание на | | | |

| | |другом значении этого слова – | | | |

| | |«острие». Он говорил, что | | | |

| | |«акмеизм, как стрела проходит | | | |

| | |сквозь туман к чистому воздуху| | | |

| | |грядущей поэзии». | | | |

| | |Было предложено и еще одно | | | |

| | |название – « адамизм». Поэты | | | |

| | |считали, что современный | | | |

| | |человек должен уступить место | | | |

| | |«новому Адаму», с его | | | |

| | |первобытно-звериными | | | |

| | |ощущениями, незамутненными | | | |

| | |культурой, со свежим взглядом | | | |

| | |на мир. | | | |

| | |Характерно, что наиболее | | | |

| | |авторитетными учителями для | | | |

| | |акмеистов стали поэты – | | | |

| | |символисты: Михаил Кузмин, | | | |

| | |Иннокентий Анненский, | | | |

| | |Александр Блок. Об этом нужно | | |На доске – |

| | |знать, чтобы не думать, что | | |дата, |

| | |между акмеистами и их | | |название |

| | |предшественниками была большая|Записывают | |журнала |

| | |острота расхождений. | | | |

| | |Акмеисты наследовали | | | |

| | |достижения символистов, минуя | | | |

| | |их крайности. | | | |

| | |1912 год – выход в свет | | | |

| | |первого номера журнала | | | |

| | |«Гиперборей», среди авторов – | | | |

| | |Ахматова, Гумилев, | | | |

| | |Мандельштам, Городецкий. | | | |

| | |Знаете ли вы, кто такие | | | |

| | |«гипербореи»? | | | |

| | |Гипербореи – в греческой | | | |

| | |мифологии – народ, живущий на | | | |

| | |крайнем севере, «за Бореем», | | |На доске – |

| | |любимый Аполлоном. Гипербореи | | |название |

| | |художественно одарены, их | | |статьи, год |

| | |жизнь сопровождается песнями, |Записывают | | |

| | |танцами и музыкой. | | | |

| | |Таким названием журнала | | | |

| | |акмеисты подчеркивали свою | | | |

| | |независимость, | | | |

| | |индивидуальность. | | | |

| | |1913 год – выход статьи Н. | | | |

| | |Гумилева «Наследие символизма | | | |

| | |и акмеизм» в журнале | | | |

| | |«Аполлон», которая стала | | | |

| | |манифестом новой школы. | | | |

| | |Отношение к поэзии: с самого | | | |

| | |начала к поэзии был взят | | | |

| | |подход, как к ремеслу. Н. | | | |

| | |Гумилев, например, считал, что| | | |

| | |любой знающий культурный | | | |

| | |человек может стать поэтом. | | | |

| | |Детально разработанной |Записывают в | | |

| | |эстетической программы акмеизм|тетради | | |

| | |так и не выдвинул. | | | |

| | |«Преодоление» символизма | | | |

| | |происходило в основном на | | | |

| | |уровне поэтики, нежели на | | | |

| | |идейном: | | | |

| | |очищение слова от наносных | | | |

| | |смыслов, | | | |

| | |отказ от эффектных рифм, | | | |

| | |точность поэтического образа, | | | |

| | |четкость композиции. | | | |

| | |Для акмеистов роза, лилия – | | | |

| | |это цветы, и только. | | | |

| | |Такая реалистичность вовсе не | | | |

| | |означала, что акмеизм | | | |

| | |отказывался от духовных | | | |

| | |поисков. Напротив, высшей |Записывают | | |

| | |духовной ценностью объявляется| | | |

| | |культура (возвращение к | | | |

| | |эпиграфу). | | | |

| | |Акмеизм опирался на самые | | | |

| | |разные культурные традиции. | | | |

| | |Это и мифологические сюжеты, | | | |

| | |образы живописи, графики, | | | |

| | |архитектуры. Ориентирами были | | | |

| | |культуры: Древности (Греция, | | | |

| | |Рим), Средневековья, Раннего | | | |

| | |Возрождения, а также русская | | | |

| | |классика «золотого века». | | | |

| | |- Но уже к началу Первой | | | |

| | |мировой войны (1914 г.) рамки | | | |

| | |единой поэтической школы | | | |

| | |становятся для акмеистов | | | |

| | |тесны, а их творческие | | | |

| | |устремления перерастают | | | |

| | |теоретические установки. | | | |

| | |Существует мнение, что акмеизм| | | |

| | |был не столько литературным | | | |

| | |течением, сколько группой | | | |

| | |талантливых и разных поэтов, | | | |

| | |которых объединяла личная | | | |

| | |дружба. | | | |

|3.Сообщения | |А теперь послушаем сообщения |Учащиеся | | |

|учеников | |о творчестве поэтов – |записывают этапы| | |

|(15 мин.) | |акмеистов. Первое сообщение о |жизни и | | |

| | |Николае Гумилеве. Но сначала я|творчества | | |

| | |хочу, чтобы вы посмотрели на |поэтов | | |

| | |его портрет (показывается | | | |

| | |портрет) и послушали в его | | | |

| | |исполнении стихотворение | | | |

| | |«Словно ветер страны | | | |

| | |счастливой» (включается | | | |

| | |запись). | | | |

| | |-сообщение ученика о Н. | | | |

| | |Гумилеве. | | | |

| | |Следующий портрет – Анны | | | |

| | |Ахматовой и запись с ее | | | |

| | |голосом. | | | |

| | |- сообщение ученика об А. | | | |

| | |Ахматовой – Портрет О. | | | |

| | |Мандельштама и сообщение о | | | |

| | |нем. | | | |

|4.Выводы по | |А теперь попрошу вас подвести |Ученики отвечают|К следующему уроку |Названия |

|уроку, домашнее | |итог уроку, обозначить главные|(можно с |прочитать и приготовиться |стихотворений|

|задание | |черты нового литературного |конспектом). |к анализу следующих |– на доске. |

|(5 мин.) | |течения. | |стихотворений: «Она», | |

| | | | |«Жираф» Н.Гумилева, | |

| | | | |«Я пришла к поэту в | |

| | | | |гости», | |

| | | | |«Песня последней встречи» | |

| | | | |А.Ахматовой; «Невыразимая | |

| | | | |печаль», «Бессонница. | |

| | | | |Гомер. Тугие паруса» | |

| | | | |О.Мандельштама | |

Заключение_____________________________________________

В данном индивидуальном творческом проекте мы рассмотрели тему

«Акмеизм» в следующих содержательных и дидактических аспектах.

Мы убеждены, что в акмеизме как идейно – художественном направлении

наиболее полно представлены качественные характеристики модернизма.

Кроме того, историко – культурный подход, предложенный при отборе

материала, способствует формированию целостного и многогранного видения

истории художественной культуры XX века.

Не вызывает сомнения факт присутствия подобной темы в школьном курсе.

Однако, подбор как самих произведений, авторов, так и формы проведения

урока остаются за субъективным выбором учителя. По нашему мнению, наиболее

приемлемой формой урока является обзорная лекция с элементами беседы.

На уроке мы использовали следующие виды деятельности:

конспектирование лекции ,составление ее плана, сообщения учащихся, работы с

литературоведческими терминами, работа над эпиграфом. Приемы: образцовое

чтение, рассказ учителя, ответы на вопросы с привлечением материала

учебника, анализа произведения с учетом специфических особенностей лирики.

Таким образом, мы попытались найти форму урока, имманентную духовному

миру избранных авторов, соотнеся ее с необходимостью проведения анализа

произведения.

Библиография__________________________________________

1.Активные формы преподавания литературы. - М.,1991.

2.Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения /

Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998.

3.Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в

школе / Анализ литературного произведения.- Вологда: Русь. - 2001.

4.Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. – М.: Просвещение. – 1987.

5.Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов

пединститутов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение. – 1973.

6.Галюк Е. Символика розы у Николая Гумилева / Литература. Приложение к

газете «1 сентября».-2000. – №45.- с.8-9.

7.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы в XI классе. //

Русская словесность. – 2001. - №6. – с.20-29.

8.Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание - М., 1974.

9.Илина Р.У. Лекция на уроках в старших классах // Литература в школе.

- 1986. - №3. – с.36-41.

10.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта

работы. - М.: Просвещение. - 1990.

11.Кон И.С. Психология юношеского возраста: Учебное пособие для

пединститутов. - М., 1979.

12.Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс. Серебряный век

русской поэзии: в 2-х частях / Под ред. Максидоновой Л.Г. – М.: Владос. –

2000.

13.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы:

Пособие для учителя. – М.: Просвещение. - 1981.

14.Лекманов О. Концепция Серебряного века и акмеизма в записных книжках А.

Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. –

с. 216-230.

15.Лирическое произведение на уроках литературы. - Вологда: Русь. -

1989.

16.Литературное произведение – предмет анализа // Мелешко Т.А. Пламенно

творящий подвиг своей жизни. – Вологда. – 1993. – с. 66-76.

17.Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина

Л.Е. - М.: Флинта. Наука. - 1998.

18.Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1996.

19. Маймин Е.А. Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М.:

Просвещение. – 1984.

20.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения //

Литература в школе. – 1999. - №6. – с. 80-88.

21.Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного

произведения в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. - 1977.

22.Медведев В.П. Изучение лирики в школе. - М.: Просвещение. - 1985.

23.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988.

24.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР

Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. - 1989.

25.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение. Владос. - 1996.

26.Рез З.Я. Анализ лирического стихотворения в старших классах. А.С.

Пушкин. Пророк / Искусство анализа художественного произведения. – М.:

Просвещение. – 1971. – с. 106-123.

27.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. - Л.: Просвещение. - 1968.

28.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988.

29.Страшнов С.Л. Русская поэзия XX в. в выпускном классе: Книга для учителя

/ Страшнов С.Л. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2001.

30.Сытова Э.В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и

нравственные аспекты воспитания / Автореферат диссертации на соискание

ученой степени кандидата искусствоведения. - Ярославль. - 2001.

31.Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к

проблеме определения./ Анализ литературного произведения. - Вологда: Русь.

- 2001.

32.Черобай Е.Н. Моделирование урока «Анализ художественного текста» //

Русская словесность. - 2001.- №1.- с.15-21.

Приложения____________________________________

Н.С. Гумилев

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелиться только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

1907 г.

Н. Гумилев

Она

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов

Живет в таинственном мерцаньи

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью дольней и отрадной

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий,

И смел и горд – я к ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.

1912 г.

А. Ахматова

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно – желтым огнем.

1911 г.

А. Ахматова

« Я пришла к поэту в гости…»

Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом…

Как хозяин молчаливый

Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен.

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

1914 г.

О. Мандельштам

«Невыразимая печаль…»

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза, -

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.

Вся комната напоена

Истомой – сладкое лекарство!

Такое маленькое царство

Так много поглотило сна.

Немного красного вина,

Немного солнечного мая –

И, тоненький бисквит ломая,

Тончайших пальцев белизна.

1909 г.

О. Мандельштам

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, -

На головах царей божественная пена, -

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

1915 г.

Словарь основных понятий при изучении_темы «Акмеизм»

Адамизм – одно из названий акмеизма, означает «мужественно твердый и ясный

взгляд на жизнь».

Акмеизм – модернистское течение в литературе начала XX века. Термин был

образован от греч. слова «acme», что в переводе означает «высшая степень

развития чего-либо, расцвет».

«Гиперборей» – журнал и издательство акмеистов. Гипербореями древние греки

называли легендарный народ, живший на дальнем севере, которым

покровительствовал Аполлон.

Декадентство – от лат. decadentia – упадок. Тенденция в культуре конца XIX

– начала XX века, связанная с кризисом идеалов предшествующего периода,

отмеченная настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

Кларизм – от франц. clarie – ясность, одно из названий акмеизма. Термин

ввел в обиход М.А. Кузмин, требовавший от художника строгости и точности

поэтического образа, ясности и логичности в передаче смысла.

Модернизм – от франц. modern – новейший, современный. Это направление

художественной жизни конца XIX – начала XX века, ориентированное на

современные тенденции духовной жизни общества, объединяющее различные

литературные течения.

Указатель имен_________________________________________

1. Ахматова Анна (наст.фамилия Горенко). Годы жизни: 1889 – 1966. Поэтесса,

переводчик, автор серий лирических портретов, мемуарных эссе; значителен

ее вклад в отечественное пушкиноведение. Входила в кружок акмеистов «Цех

поэтов».

2. Городецкий Сергей (1884 - 1967 г.г.), один из создателей кружка «Цеха

поэтов», теоретик акмеизма, поэт, драматург, прозаик, переводчик.

3. Гумилев Николай (1886 – 1921 г.г.), один из создателей кружка «Цеха

поэтов», теоретик акмеизма, поэт, драматург, литературный критик,

прозаик, путешественник.

4. Иванов Вячеслав (1886 – 1949 г.г.), поэт – символист, прозаик,

публицист, философ, ученый – историк. Его квартира в Петербурге – «башня»

на Таврической улице стала местом встреч писателей, философов, ученых,

одним из самых ярких литратурно-общественных кружков.

5. Иванов Георгий (1894 – 1958 г.г.), поэт, прозаик, литературный критик,

переводчик, сотрудник журналов «Аполлон», «Современник».

6. Кузмин Михаил (1872 – 1936 г.г.), поэт, прозаик, критик, музыкант,

композитор, переводчик, теоретик акмеизма.

7. Маковский Сергей (1877 – 1962 г.г.), поэт, историк искусства, редактор

журнала «Аполлон», мемуарист.

8. Мандельштам Осип (1891 – 1938 г.г.), поэт, прозаик, переводчик, примыкал

одно время к акмеистам, сотрудничал в журналах «Аполлон», «Гиперборей».

9. Нарбут Владимир (1888 – 1938 г.г.), поэт, прозаик, входил в кружок

акмеистов «Цех поэтов», издатель.

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ