Изучение темы Акмеизм в 11 классе
как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как
всеобщей». (Л. Гинзбург) (8; 8).
3.1.Общие подходы к изучению лирического произведения
Чтобы понять и сопережить поэтичный смысл стихотворения, необходимо
учитывать особые законы лирики, отличные от законов эпоса и драмы. По
сравнению с ними лирика менее информативна, она сосредоточена на нюансах
настроений, переживаний и этим близка музыке. Как и музыкальное
произведение, стихотворение невозможно пересказать без потерь. Мешают
недоговоренность и многозначность лирических образов, лаконизм, отсутствие
внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа читателя, определенная
культура чтения, помогающая открыть новые границы произведения.
У поэзии свой язык, свои законы. В стихах выражаются такие глубокие,
такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на
язык прозы. В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий
смысл, чем в обычной речи. Лирика требует вдумчивости, вчитывания, только
тогда смысл стихотворения может быть выявлен, а не просто указан.
Анализируя отдельное стихотворение, нельзя вырывать его из контекста
творчества поэта. При этом необходимо учитывать, что поэт, рассказывая о
себе, о своих переживаниях и размышлениях, делится с нами собственным
опытом, и главный интерес для нас – в постижении этого духовного опыта.
Е.В.Карсалова видит цель изучения лирического произведения следующей:
«Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и
соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить
кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного
восприятия лирики:
эмоциональной отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической
реакции на художественное слово» (10;17).
3.2.Приемы анализа лирического произведения_____________
На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения
могут быть использованы такие приемы:
- по вопросам, предлагаемым учителем;
- по схеме анализа для самостоятельного разбора;
- с привлечением критических и литературоведческих статей;
- с использованием межпредметных связей;
- сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного
автора;
- компаративный анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных
авторов;
- компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения;
- «интертекстуальный (сравнение данного стихотворения с предшествующей
традицией)» (3; 4);
- сопоставление различных точек зрения авторов критических и
литературоведческих статей по поводу одного лирического произведения;
- составление словаря стихотворения и т.п.
Термин «приемы анализа» по отношению к лирике нуждается в оговорке,
поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой
представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш
взгляд, прежде всего определяет художественное своеобразие произведения. В
этом смысле текст является главным методическим пособием учителя.
«Традиционный анализ художественного произведения в масштабах «темы»,
«проблемы», «идеи», «образов» не приближает школьников к его осмыслению, а
делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста. Эти
понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше «идти» к
ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений» (32;
15).
Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть различными.
Однако, «в любом случае главная задача анализа – выявление наиболее
существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения» (31; 13).
Существуют определенные аспекты анализа лирики:
1) жанровый аспект;
2) композиционный аспект;
3) индивидуально-авторский («вслед за автором»).
А.В.Белова в статье «Имманентный анализ поэтического текста»
рассматривает имманентный анализ в противопоставлении его контекстуальному.
«Имманентный анализ – не выходящий за пределы материала данного
стихотворения. Анализ интертекстуальный – учитывающий сторонний материал:
подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для
переводов и объекты для пародий…» (3; 3).
Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и
так называемое «медленное чтение». « В школьном варианте имманентный анализ
– это, прежде всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного
стихотворения. Он может быть реализован в условиях как формального, так и
структурного анализа, равно как и в условиях «медленного чтения». В основе
«медленного» чтения – статарный принцип, остановка: читатель делает
остановку после каждой фразы (строки, строфы) для того, чтобы понять, какую
она дала ему новую информацию и как перестроила старую».
Важным условием для реализации задач имманентного анализа является
осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического.
В ходе такого анализа обнаруживается тема и основная мысль
поэтического текста. Обычно учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком
случае учителю важно объяснить, что в поэтическом тексте существуют
понятия: «про что» и «о чем» в отношении темы. Идея же – это определенный
ракурс рассмотрения темы.
К имманентному анализу поэтического текста приходятся обращаться на
уроках литературы и в средних, и в старших классах.
Независимо от выбранного аспекта анализ должен иметь внутреннюю
логику.
- Началом работы над лирическим произведением может быть повторение
изученного ранее. Цель этого этапа – проверить знания учащихся,
систематизировать и закрепить их.
- Следующим этапом может стать расширение и углубление знаний учащихся и
в области историко-литературного процесса, и в области теории
литературы.
- В итоге проведенной работы предполагается усвоение учащимися алгоритма
(схемы) анализа, а также понимания того, что схема не является
универсальной и подлежит пересмотру в каждом отдельном случае.
Характерной особенностью изучения лирического произведения в старших
классах является необходимое рассмотрение стихотворения или группы
стихотворений в контексте творчества автора или в контексте определенной
эпохи (литературного направления).
3.3.Трудности при изучении лирического произведения
Изучение курса литературы в целом в выпускном классе представляет
определенные сложности, которые решаются с помощью педагогических умений
педагога и на основе знаний психологических особенностей школьников. В
основе изучения литературы в 11 классе лежит рассмотрение художественного
произведения на историко-литературной основе.
При анализе лирического произведения в школе следует помнить о
некоторых трудностях, которые могут возникнуть у учителя. Это и излишне
социологический подход к стихотворению, с одной стороны, и слишком
формального разбора – с другой; упрощения поэтической мысли и в то же
время неопределенность в терминологии и выводах.
В.П. Медведев в книге «Изучение лирики в школе » говорит и о том, что
многие стихи без соответствующих комментариев поняты не будут, многие же
рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик читателя. ()
Об этом, несомненно, следует помнить при подготовке к уроку по лирике.
Несмотря на определенные трудности анализ лирического произведения в школе
возможен и даже нужен. Ведь малый объем материала позволяет сказать
читателю гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При анализе учитель
может продемонстрировать структурное единство произведения, нераздельность
в нем формы и содержания.
«Анализировать стихи – значит открывать гармонию звуков, чувств и дум,
видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно
понять только вдумываясь в слово» (10; 34).
В каждом возрасте свои специфические черты восприятия лирики. В
старших классах происходит сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под
влиянием нестандартных методов школьного анализа критерии оценки лирических
произведений становятся глубже и многограннее.
Глава 4. Практическая часть_______________________
Практическая часть содержит материал, использованный при проведении
уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе.
4.1. Примерный план анализа лирического произведения____________
1. Автор, название, время появления, история создания.
2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты
лирического героя.
3. Особенности поэтического языка:
- тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)
- звукопись (аллитерация, ассонанс)
- стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее
выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора,
инверсия, риторический вопрос.
4. Стихотворный размер, рифма.
5. Связь стихотворения с литературным направлением.
6. Мое восприятие произведения.
4.2.Примерный анализ стихотворения_____________________________
1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева
«Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма,
свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики
считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А.
Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.
2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей
является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и
необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно
говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В
стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она
предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами
возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта
жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так
как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме
и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать
нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».
Композиционно стихотворение состоит из трех частей:
1) 1-3 строфы,
2) 4 строфа,
3) 5 строфа.
Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.
3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко
характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье
зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».
3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной
выразительности:
- эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный
песок»);
- сравнения («четки сны ее, как тени»);
- гиперболы («держит молнии в руке»);
- метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая
боль»).
Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:
душа – 1)внутренний мир человека;
2)свойства характера;
открыта – 1)поднять что-либо;
2)сделать доступным;
3)обнажить;
жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;
2)скупость, корысть.
Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения,
почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.
3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д),
17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту
чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие,
солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.
Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы
выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в
сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно
для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два
основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].
3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она
осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение
объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я
жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее
глубокое психологическое раскрытие образа женщины.
4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма
точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.
5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных
художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм
Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по
мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.
6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того,
знакомо ли ему чувство любви, от его эмоционального состояния.
4.3.Планирование уроков по теме «Акмеизм»
|Номер |Основные этапы |Деятельность |ТСО и оборудование |Работа с |Домашнее задание |Использованная |
|урока |урока |учащихся | |литературовед| |литература |
|Тема | | | |ческими | | |
| | | | |терминами | | |
|1 урок |1.Орг. момент. |слушают |доска; |акмеизм |К следующему уроку |1.Гумилев Н.С. |
| |2.Эмоц. слово |записывают |портреты Н.Гумилева, |адамизм |прочитать и |Наследие |
|Акмеизм|учителя. | |А.Ахматовой, |кларизм |приготовиться к анализу|символизма и |
|и | | |О.Мандельштама; |«Цех поэтов» |следующих |акмеизм // Гумилев|
|акмеист|3.Изложение |конспектируют|грамзапись стихов в |«Гиперборей» |стихотворений: «Она», |Н.С. Письма о |
|ы |нового | |исполнении Н.Гумилева,|«Аполлон» |«Жираф» Н.Гумилева, |русской поэзии. – |
| |материала. | |А.Ахматовой. | |«Я пришла к поэту в |М.: Просвещение. -|
| | | | | |гости», |1990. |
| |4.Сообщения |делают | | |«Песня последней |2.Жирмунский В.М. |
| |учащихся. |сообщения, | | |встречи» А.Ахматовой; |Преодолевшие |
| | |записывают | | |«Невыразимая печаль», |символизм // |
| | | | | |«Бессонница. Гомер. |Жирмунский В.М. |
| |5.Задание на |записывают | | |Тугие паруса» |Теория литературы.|
| |дом. | | | |О.Мандельштама. |Поэтика. |
| | | | | | |Стилистика.- Л. – |
| | | | | | |1977. |
| | | | | | |3.Мандельштам О.Э.|
| | | | | | |Утро акмеизма // |
| | | | | | |Мандельштам О. |
| | | | | | |Слово и культура. |
| | | | | | |– М. – 1987. |
| | | | | | |4.Русская |
| | | | | | |литература XX |
| | | | | | |века. 11 класс. В |
| | | | | | |2-х частях. Часть |
| | | | | | |1 / Под ред. В.В. |
| | | | | | |Агеносова. – М.: |
| | | | | | |Дрофа. - 1998. |
|2 – 3 |1.Орг. момент. |слушают |тексты стихотворений, |лирический |Выучить понравившееся |см. выше |
|урок |2.Работа по |анализируют, |примерный план анализа|герой, |стихотворение любого из| |
|Анализ |анализу |работают в | |тема, |поэтов – акмеистов. | |
|стихов |стихотворений по|группах по | |идея, | | |
| |группам. |плану | |виды тропов, | | |
| | | | |стилистически| | |
| | |выступают, | |е фигуры. | | |
| |3.Анализ |задают | | | | |
| |стихотворений. |вопросы, | | | | |
| | |отвечают на | | | | |
| | |вопросы, | | | | |
| | |рассуждают, | | | | |
| | |делают выводы| | | | |
| | | | | | | |
| |4. Задание на | | | | | |
| |дом |записывают | | | | |
4.4. План - конспект урока по литературе___________________________
тема: Акмеизм и акмеисты
цели урока:
1) образовательная - дать представление о литературном течении акмеизм,
познакомить учащихся с его основными представителями;
2) воспитательная – вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному
течению, его представителям через рассказ об их творческой судьбе, через
их стихотворения, воспитывать грамотного читателя;
3) развивающая – развивать у учащихся навык конспектирования лекции,
развитие эмоциональной отзывчивости.
тип урока: лекция с сообщениями учащихся.
методы: - репродуктивный (лекция);
- эвристическая беседа;
- исследовательский (сообщения учащихся).
эпиграф к уроку: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре»
(О. Мандельштам).
4.4. План – конспект урока по теме «Акмеизм и акмеисты»
|Этапы урока, |Тип урока | Деятельность учителя |Деятельность |Домашнее задание |Заметки по |
|Время | | |учащихся | |ходу урока |
|Организационный |Лекция с |Учитель озвучивает тему, |Слушают, |Прочитать в учебнике |Перед уроком |
|момент (1,5 мин)|сообщениями|цель, предлагает ход урока. |записывают тему |Агеносова в разделе |необходимо |
| |учащихся | |урока. |«Модернизм» главу |посмотреть |
| | | | |об акмеизме. Трое учащихся|сообщения |
| | | | |готовят небольшие |учащихся |
| | | | |сообщения | |
| | | | |(5 мин.) о жизни и | |
| | | | |творчестве Н.Гумилева, | |
| | | | |А.Ахматовой, | |
| | | | |О.Мандельштама | |
|2.Слово учителя,| |Литературное течение акмеизм | | | |
| | |возникло в начале 1910-х годов| | | |
|изложение нового| |и генетически было связано с | | | |
|материала | |символизмом. Близкие | | | |
|(15 – 20 мин.) | |символизму в начале своего | | | |
| | |творческого пути молодые поэты| | |1911 год |
| | |посещали в начале ХХ века | | |Название «Цех|
| | |«Башню» Вячеслава Иванова. | | |поэтов» |
| | |1911 год – возникновение | | |вынесено на |
| | |литературного объединения «Цех| | |доску |
| | |поэтов» в Петербурге. | | | |
|Вопрос классу | |– Что можно сказать о названии|Отвечают на | | |
| | |объединения? Каковы ваши |вопрос | | |
| | |ассоциации со словом «цех»? | | | |
| | |Литературная группа строилась | | |Имена |
| | |по модели средневековых | | |акмеистов и |
| | |мастеровых цехов, синдиками | | |годы жизни |
| | |(главами) избраны С. |Записывают в | |вынесены на |
| | |Городецкий и Н. Гумилев, |тетради | |доску |
| | |секретарем – | | | |
| | |А. Ахматова. Членами являлись:| | | |
| | |Георгий Адамович, Владимир | | | |
| | |Нарбут, Осип Мандельштам и | | | |
| | |другие. | | | |
| | |На одном из собраний «Цеха | | | |
| | |поэтов» Гумилев и Городецкий | | |Черты |
| | |провозгласили программу своего| | |акмеизма |
| | |литературного направления, | | |вынесены на |
| | |которое должно было сменить | | |доску |
| | |символизм. | | | |
| | |Сущность нового течения | | | |
| | |сводилась к следующему – отказ|Записывают | | |
| | |от мистики символистов, | | | |
| | |безусловное принятие | | | |
| | |действительности. | | | |
| | |Вспоминает Анна Ахматова: | | | |
| | |«Заговорили о необходимости | | |На доске |
| | |отмежеваться от символизма, | | |записаны |
| | |поднять новое поэтическое | | |значения |
| | |знамя. Слова «расцвет», | | |слова «acme» |
| | |«цветение» были избраны новым |Записывают | | |
| | |поэтическим ориентиром. Тут же| | | |
| | |стали рыться в словарях и | | | |
| | |набрели на греческое слово | | | |
| | |«вершина» («acme»). Так | | | |
| | |родилось слово «акмеизм». | | | |
| | |Сергей Городецкий | | | |
| | |акцентировал внимание на | | | |
| | |другом значении этого слова – | | | |
| | |«острие». Он говорил, что | | | |
| | |«акмеизм, как стрела проходит | | | |
| | |сквозь туман к чистому воздуху| | | |
| | |грядущей поэзии». | | | |
| | |Было предложено и еще одно | | | |
| | |название – « адамизм». Поэты | | | |
| | |считали, что современный | | | |
| | |человек должен уступить место | | | |
| | |«новому Адаму», с его | | | |
| | |первобытно-звериными | | | |
| | |ощущениями, незамутненными | | | |
| | |культурой, со свежим взглядом | | | |
| | |на мир. | | | |
| | |Характерно, что наиболее | | | |
| | |авторитетными учителями для | | | |
| | |акмеистов стали поэты – | | | |
| | |символисты: Михаил Кузмин, | | | |
| | |Иннокентий Анненский, | | | |
| | |Александр Блок. Об этом нужно | | |На доске – |
| | |знать, чтобы не думать, что | | |дата, |
| | |между акмеистами и их | | |название |
| | |предшественниками была большая|Записывают | |журнала |
| | |острота расхождений. | | | |
| | |Акмеисты наследовали | | | |
| | |достижения символистов, минуя | | | |
| | |их крайности. | | | |
| | |1912 год – выход в свет | | | |
| | |первого номера журнала | | | |
| | |«Гиперборей», среди авторов – | | | |
| | |Ахматова, Гумилев, | | | |
| | |Мандельштам, Городецкий. | | | |
| | |Знаете ли вы, кто такие | | | |
| | |«гипербореи»? | | | |
| | |Гипербореи – в греческой | | | |
| | |мифологии – народ, живущий на | | | |
| | |крайнем севере, «за Бореем», | | |На доске – |
| | |любимый Аполлоном. Гипербореи | | |название |
| | |художественно одарены, их | | |статьи, год |
| | |жизнь сопровождается песнями, |Записывают | | |
| | |танцами и музыкой. | | | |
| | |Таким названием журнала | | | |
| | |акмеисты подчеркивали свою | | | |
| | |независимость, | | | |
| | |индивидуальность. | | | |
| | |1913 год – выход статьи Н. | | | |
| | |Гумилева «Наследие символизма | | | |
| | |и акмеизм» в журнале | | | |
| | |«Аполлон», которая стала | | | |
| | |манифестом новой школы. | | | |
| | |Отношение к поэзии: с самого | | | |
| | |начала к поэзии был взят | | | |
| | |подход, как к ремеслу. Н. | | | |
| | |Гумилев, например, считал, что| | | |
| | |любой знающий культурный | | | |
| | |человек может стать поэтом. | | | |
| | |Детально разработанной |Записывают в | | |
| | |эстетической программы акмеизм|тетради | | |
| | |так и не выдвинул. | | | |
| | |«Преодоление» символизма | | | |
| | |происходило в основном на | | | |
| | |уровне поэтики, нежели на | | | |
| | |идейном: | | | |
| | |очищение слова от наносных | | | |
| | |смыслов, | | | |
| | |отказ от эффектных рифм, | | | |
| | |точность поэтического образа, | | | |
| | |четкость композиции. | | | |
| | |Для акмеистов роза, лилия – | | | |
| | |это цветы, и только. | | | |
| | |Такая реалистичность вовсе не | | | |
| | |означала, что акмеизм | | | |
| | |отказывался от духовных | | | |
| | |поисков. Напротив, высшей |Записывают | | |
| | |духовной ценностью объявляется| | | |
| | |культура (возвращение к | | | |
| | |эпиграфу). | | | |
| | |Акмеизм опирался на самые | | | |
| | |разные культурные традиции. | | | |
| | |Это и мифологические сюжеты, | | | |
| | |образы живописи, графики, | | | |
| | |архитектуры. Ориентирами были | | | |
| | |культуры: Древности (Греция, | | | |
| | |Рим), Средневековья, Раннего | | | |
| | |Возрождения, а также русская | | | |
| | |классика «золотого века». | | | |
| | |- Но уже к началу Первой | | | |
| | |мировой войны (1914 г.) рамки | | | |
| | |единой поэтической школы | | | |
| | |становятся для акмеистов | | | |
| | |тесны, а их творческие | | | |
| | |устремления перерастают | | | |
| | |теоретические установки. | | | |
| | |Существует мнение, что акмеизм| | | |
| | |был не столько литературным | | | |
| | |течением, сколько группой | | | |
| | |талантливых и разных поэтов, | | | |
| | |которых объединяла личная | | | |
| | |дружба. | | | |
|3.Сообщения | |А теперь послушаем сообщения |Учащиеся | | |
|учеников | |о творчестве поэтов – |записывают этапы| | |
|(15 мин.) | |акмеистов. Первое сообщение о |жизни и | | |
| | |Николае Гумилеве. Но сначала я|творчества | | |
| | |хочу, чтобы вы посмотрели на |поэтов | | |
| | |его портрет (показывается | | | |
| | |портрет) и послушали в его | | | |
| | |исполнении стихотворение | | | |
| | |«Словно ветер страны | | | |
| | |счастливой» (включается | | | |
| | |запись). | | | |
| | |-сообщение ученика о Н. | | | |
| | |Гумилеве. | | | |
| | |Следующий портрет – Анны | | | |
| | |Ахматовой и запись с ее | | | |
| | |голосом. | | | |
| | |- сообщение ученика об А. | | | |
| | |Ахматовой – Портрет О. | | | |
| | |Мандельштама и сообщение о | | | |
| | |нем. | | | |
|4.Выводы по | |А теперь попрошу вас подвести |Ученики отвечают|К следующему уроку |Названия |
|уроку, домашнее | |итог уроку, обозначить главные|(можно с |прочитать и приготовиться |стихотворений|
|задание | |черты нового литературного |конспектом). |к анализу следующих |– на доске. |
|(5 мин.) | |течения. | |стихотворений: «Она», | |
| | | | |«Жираф» Н.Гумилева, | |
| | | | |«Я пришла к поэту в | |
| | | | |гости», | |
| | | | |«Песня последней встречи» | |
| | | | |А.Ахматовой; «Невыразимая | |
| | | | |печаль», «Бессонница. | |
| | | | |Гомер. Тугие паруса» | |
| | | | |О.Мандельштама | |
Заключение_____________________________________________
В данном индивидуальном творческом проекте мы рассмотрели тему
«Акмеизм» в следующих содержательных и дидактических аспектах.
Мы убеждены, что в акмеизме как идейно – художественном направлении
наиболее полно представлены качественные характеристики модернизма.
Кроме того, историко – культурный подход, предложенный при отборе
материала, способствует формированию целостного и многогранного видения
истории художественной культуры XX века.
Не вызывает сомнения факт присутствия подобной темы в школьном курсе.
Однако, подбор как самих произведений, авторов, так и формы проведения
урока остаются за субъективным выбором учителя. По нашему мнению, наиболее
приемлемой формой урока является обзорная лекция с элементами беседы.
На уроке мы использовали следующие виды деятельности:
конспектирование лекции ,составление ее плана, сообщения учащихся, работы с
литературоведческими терминами, работа над эпиграфом. Приемы: образцовое
чтение, рассказ учителя, ответы на вопросы с привлечением материала
учебника, анализа произведения с учетом специфических особенностей лирики.
Таким образом, мы попытались найти форму урока, имманентную духовному
миру избранных авторов, соотнеся ее с необходимостью проведения анализа
произведения.
Библиография__________________________________________
1.Активные формы преподавания литературы. - М.,1991.
2.Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения /
Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998.
3.Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в
школе / Анализ литературного произведения.- Вологда: Русь. - 2001.
4.Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. – М.: Просвещение. – 1987.
5.Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов
пединститутов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение. – 1973.
6.Галюк Е. Символика розы у Николая Гумилева / Литература. Приложение к
газете «1 сентября».-2000. – №45.- с.8-9.
7.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы в XI классе. //
Русская словесность. – 2001. - №6. – с.20-29.
8.Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание - М., 1974.
9.Илина Р.У. Лекция на уроках в старших классах // Литература в школе.
- 1986. - №3. – с.36-41.
10.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта
работы. - М.: Просвещение. - 1990.
11.Кон И.С. Психология юношеского возраста: Учебное пособие для
пединститутов. - М., 1979.
12.Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс. Серебряный век
русской поэзии: в 2-х частях / Под ред. Максидоновой Л.Г. – М.: Владос. –
2000.
13.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение. - 1981.
14.Лекманов О. Концепция Серебряного века и акмеизма в записных книжках А.
Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. –
с. 216-230.
15.Лирическое произведение на уроках литературы. - Вологда: Русь. -
1989.
16.Литературное произведение – предмет анализа // Мелешко Т.А. Пламенно
творящий подвиг своей жизни. – Вологда. – 1993. – с. 66-76.
17.Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина
Л.Е. - М.: Флинта. Наука. - 1998.
18.Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1996.
19. Маймин Е.А. Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М.:
Просвещение. – 1984.
20.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения //
Литература в школе. – 1999. - №6. – с. 80-88.
21.Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного
произведения в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. - 1977.
22.Медведев В.П. Изучение лирики в школе. - М.: Просвещение. - 1985.
23.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988.
24.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР
Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. - 1989.
25.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение. Владос. - 1996.
26.Рез З.Я. Анализ лирического стихотворения в старших классах. А.С.
Пушкин. Пророк / Искусство анализа художественного произведения. – М.:
Просвещение. – 1971. – с. 106-123.
27.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. - Л.: Просвещение. - 1968.
28.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988.
29.Страшнов С.Л. Русская поэзия XX в. в выпускном классе: Книга для учителя
/ Страшнов С.Л. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2001.
30.Сытова Э.В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и
нравственные аспекты воспитания / Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата искусствоведения. - Ярославль. - 2001.
31.Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к
проблеме определения./ Анализ литературного произведения. - Вологда: Русь.
- 2001.
32.Черобай Е.Н. Моделирование урока «Анализ художественного текста» //
Русская словесность. - 2001.- №1.- с.15-21.
Приложения____________________________________
Н.С. Гумилев
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
1907 г.
Н. Гумилев
Она
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий,
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
1912 г.
А. Ахматова
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно – желтым огнем.
1911 г.
А. Ахматова
« Я пришла к поэту в гости…»
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен.
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
1914 г.
О. Мандельштам
«Невыразимая печаль…»
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза, -
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой – сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая –
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.
1909 г.
О. Мандельштам
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи, -
На головах царей божественная пена, -
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер – все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915 г.
Словарь основных понятий при изучении_темы «Акмеизм»
Адамизм – одно из названий акмеизма, означает «мужественно твердый и ясный
взгляд на жизнь».
Акмеизм – модернистское течение в литературе начала XX века. Термин был
образован от греч. слова «acme», что в переводе означает «высшая степень
развития чего-либо, расцвет».
«Гиперборей» – журнал и издательство акмеистов. Гипербореями древние греки
называли легендарный народ, живший на дальнем севере, которым
покровительствовал Аполлон.
Декадентство – от лат. decadentia – упадок. Тенденция в культуре конца XIX
– начала XX века, связанная с кризисом идеалов предшествующего периода,
отмеченная настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.
Кларизм – от франц. clarie – ясность, одно из названий акмеизма. Термин
ввел в обиход М.А. Кузмин, требовавший от художника строгости и точности
поэтического образа, ясности и логичности в передаче смысла.
Модернизм – от франц. modern – новейший, современный. Это направление
художественной жизни конца XIX – начала XX века, ориентированное на
современные тенденции духовной жизни общества, объединяющее различные
литературные течения.
Указатель имен_________________________________________
1. Ахматова Анна (наст.фамилия Горенко). Годы жизни: 1889 – 1966. Поэтесса,
переводчик, автор серий лирических портретов, мемуарных эссе; значителен
ее вклад в отечественное пушкиноведение. Входила в кружок акмеистов «Цех
поэтов».
2. Городецкий Сергей (1884 - 1967 г.г.), один из создателей кружка «Цеха
поэтов», теоретик акмеизма, поэт, драматург, прозаик, переводчик.
3. Гумилев Николай (1886 – 1921 г.г.), один из создателей кружка «Цеха
поэтов», теоретик акмеизма, поэт, драматург, литературный критик,
прозаик, путешественник.
4. Иванов Вячеслав (1886 – 1949 г.г.), поэт – символист, прозаик,
публицист, философ, ученый – историк. Его квартира в Петербурге – «башня»
на Таврической улице стала местом встреч писателей, философов, ученых,
одним из самых ярких литратурно-общественных кружков.
5. Иванов Георгий (1894 – 1958 г.г.), поэт, прозаик, литературный критик,
переводчик, сотрудник журналов «Аполлон», «Современник».
6. Кузмин Михаил (1872 – 1936 г.г.), поэт, прозаик, критик, музыкант,
композитор, переводчик, теоретик акмеизма.
7. Маковский Сергей (1877 – 1962 г.г.), поэт, историк искусства, редактор
журнала «Аполлон», мемуарист.
8. Мандельштам Осип (1891 – 1938 г.г.), поэт, прозаик, переводчик, примыкал
одно время к акмеистам, сотрудничал в журналах «Аполлон», «Гиперборей».
9. Нарбут Владимир (1888 – 1938 г.г.), поэт, прозаик, входил в кружок
акмеистов «Цех поэтов», издатель.
Страницы: 1, 2
|