Рефераты
 

Изучение лирики в начальной школе

Изучение лирики в начальной школе

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

имени М.Е.ЕВСЕВЬЕВА

факультет ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

кафедра МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДАЮ:

Иванова А.Г.,

кандидат педагогических

наук, доцент

Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А

ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор дипломной работы

Петрова О.В.

Специальность

130002-теория

и методика обучения

русскому языку

Руководитель дипломной работы

Иванова А.Г.,

кандидат педагогических

наук, доцент

САРАНСК 1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМИ СТИХОТВОРЕНИЯМИ. 7

I.1. Литературоведческие основы изучения лирических стихов 7

I.2. Из истории методики работы над лирическими стихотворениями. 41

I.3. Психология восприятия лирических стихов младшими школьниками. 59

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 76

II.1. Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими

стихотворениями 76

II.2. Владение младшими школьниками знаниями и умениями, необходимыми при

работе над лирическими стихотворениями 84

II.3. Методические рекомендации. 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 108

ВВЕДЕНИЕ.

Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным

без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения

лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть

средством формирования всесторонне развитой личности.

Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она

приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир,

обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет

чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и

эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и

развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия

открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических

устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина

чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя

пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.

Лирические строки воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее,

благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки

сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать

нравственную ценность личности, умение сопереживать.

Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых

тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след.

Как справедливо полагает В.В. Кожинов, «уступая повествованию в широте

воздействия на мир, лирика… превосходит его по глубине проникновения в

духовную жизнь народа, которому она принадлежит. Лирика – это единственный

вид искусства, который человек может целиком и полностью «вобрать» в себя,

превратив лирическое произведение или хотя бы его фрагменты в неотъемлемую

частицу своего сознания»(20,9).

Большое воспитательное значение имеет и работа над пейзажной лирикой.

Острее почувствовать с помощью слова поэта удивительную красоту родной

природы и в то же время её хрупкость, ранимость, иногда беззащитность перед

наступлением техники, сердцем понять, что природа нуждается во внимании,

бережном отношении, помощи и защите со стороны каждого человека и всего

общества, так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности.

В наше время, когда воспитание культуры чувств молодых людей

рассматривается общественностью как задача не меньшей важности, чем

овладение достижениями современной науки, социальная роль лирики возросла.

Вот почему и теоретическая разработка проблем лирического творчества

приобретает практическую значимость.

Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства,

посвящены работы таких ученых, как Палкин М.А., Сильман Т.И., Поспелов

Г.Н., Огнев В.Ф., Михайлов А.А. и др. Вопросы методики работы над

лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К.Д.,

Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина Н.П. и ЩербаковойН.А., Сальниковой

Т.П. и др.

Однако проблема изучения лирических стихов в начальной школе остаётся

недостаточно разработанной.

При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в школе

требует от учителя большого литературоведческого такта и методического

мастерства. В нём нет широкого изображения событий или действий героев.

Лирическая поэзия отражает жизнь специфическими, только ей доступными

средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения

методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению

восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и

нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся

понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической

форме лирического монолога. Этим обосновывается актуальность темы дипломной

работы.

Цель дипломной работы - исследование процесса усвоения детьми

лирических стихотворений.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Исследование литературоведческих основ изучения лирических стихов.

2. Исторический обзор методики работы над лирическими стихами.

3. Раскрытие особенностей восприятия лирических произведений младшими

школьниками.

4. Изучение современного состояния работы над лирическими стихами.

5. Разработка методических рекомендаций.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

исследования:

анализ литературоведческой, психолого-педагогической и учебно-методической

литературы;

наблюдение за учебным процессом в школе;

собеседование;

анализ устных высказываний младших школьников;

педагогический эксперимент(констатирующий срез);

качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка

использованных источников.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМИ СТИХОТВОРЕНИЯМИ.

I.1. Литературоведческие основы изучения лирических стихов

На специфичности лирики как особого искусства решительно настаивал в

начале нашего века видный теоретик и историк литературы Д.Н.Овсянико-

Куликовский. Из современных литературоведов взгляд на лирику как на особое

искусство последовательно развивает В.В.Кожинов.«Лирическая поэзия, -пишет

он, -глубоко своеобразная форма искусства слова, принципиально отличающаяся

от эпической поэзии и, тем более, прозы. Лирика и эпическое повествование –

это, в сущности, разные искусства. Тот факт, что они создаются из одного и

того же материала – слова,- вовсе не означает их однородности» (20, 5).

Как своеобразное и очень сложное искусство рассматривает лирическую

поэзию Т.И. Сильман: «Стихи, в особенности лирические, представляют собой

сжатую и совмещенную форму звука – словесного искусства, причем на каждом

отрезке лирического пространства слово и словесный ряд становятся

вместилищем одновременно и логико–понятийного, и образного, и эмоционально-

оценочного, и ритмико-звукового начала, - не говоря уже о величайших

возможностях самого смыслового ряда наращивать и разнообразить свою

семантику путем раскрытия внутренней формы слов, их взаимных столкновений,

сопоставлений и т.д.»( 47,47-48).

Признание за лирикой статуса самостоятельного, хотя и тесно связанного с

другими видами словесного творчества, искусства ведет к необходимости

определить ее место не только внутри литературного ряда, но и среди других

искусств. В решении этого вопроса пока много спорного и неясного. Одни

авторы без всяких оговорок относят лирическую поэзию к числу выразительных

искусств. Например, в книге Г.Н.Поспелова «Искусство и эстетика» говорится:

«Эпос, пантомима, живопись, скульптура имеют между собой огромные различия,

вытекающие из особенностей средств и способов воспроизведения жизни в

каждом из них. И тем не менее все они – изобразительные искусства, во всех

них существенные особенности национально-исторической жизни сознаются в их

внешних проявлениях…"(38,12).

А лирика, музыка, танец, архитектура также очень сильно отличаются

друг от друга по средствам и способам воспроизведения жизни. Однако все это

- экспрессивные искусства, осознающие существенные особенности «внутреннего

мира» людей в их национально-исторической жизни.» (38,13-14).

К выразительным искусствам относит лирику и В.В.Кожинов: «Лирическое

стихотворение – в отличие от новеллы, повести, романа, поэмы – основано не

на изображении, а на выражении того или иного переживания и, шире,

мироощущения» (20, 6). И хотя далее В.В.Кожинов допускает возможность

появления в лирических произведениях изобразительных элементов, он считает

их неспецифическими для лирики: «…такие изобразительные элементы не

необходимы; есть немало классических лирических стихотворений, которые

полностью их лишены…»(20, 6). Так, свойство, присущее лишь части лирических

произведений, переносится на всю лирическую поэзию.

На наш взгляд более права Т.И. Сильман, которая пишет, что «в каком-то

отношении лирика тоже является искусством «отображения момента» (момента

«постижения истины») и в чем-то ближе стоит к изобразительным искусствам,

чем к эпической поэзии»(47, 11).

Традиция рассматривать лирическую поэзию как самостоятельное искусство

уходит в далекое прошлое. Древние греки относили лирику к мусическим

искусствам, потому что лирические стихи тогда не говорились, а пелись под

аккомпанемент музыкальных инструментов. Первоначально к лирике относили

лишь те песни, которые сопровождались игрой на лире. С освобождением

лирического слова сначала от музыкального сопровождения, а затем и от

мелодии лирика всё теснее сближается с другими видами словесного творчества

и сам термин приобретает расширительное значение. В широком смысле в

настоящее время в лирику включают и стихотворные, и прозаические

произведения, пронизанные лирическим мироощущение. И тем не менее, как

замечает М.А.Палкин «когда говорят о лирике, то чаще всего имеют ввиду не

лирическую прозу, а лирические стихи»(36,3).

"Лирика" - это издавна установившееся обозначение одного из трех

родов в художественной литературе, в его отличии от двух других родов -

эпоса и драматургии. Это слово произошло от древнегреческого названия

одного из струнных щипковых музыкальных инструментов - лиры, подобной нашим

древнерусским гуслям. Под аккомпанемент ее звуков древние греки пели

некоторые свои песни.

В настоящее время термин «лирика» имеет достаточно много определений,

которые можно найти, в частности, у таких авторов как Р.М.Вернер,

Г.Л.Абрамович, Ф.М.Головенченко, Т.И.Сильман и др. Эти определения в очень

многих работах получают скорее описательно-психологический, нежели

методологический характер.

Возьмем сначала в качестве примера одно из специальных и очень

обстоятельных исследований по интересующему нас вопросу, - книгу немецкого

теоретика литературы Рихарда Вернера «Лирика и лирики», изданную еще в 1890

году. Вот данное в ней общее рассуждение о лирике: «Чувства, ощущения или

созерцания в каком-то определенном случае, в возвышающейся через него или

над ним восприимчивости назовем мы чем-то лирическим; выражение таких

чувств, ощущений или созерцаний в поэтической форме - лирической поэзией»

(5,10).

Г.Л.Абрамович в «Введении в литературоведение» дает такое определение

лирики: «Эпический способ был основан на воспроизведении внешнего по

отношению к писателю мира. Лирический - на непосредственном выражении

поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни»(1,46). В

работе Ф.М.Головенченко «Введение в литературоведение» мы встречаем такое

определение: «Лирика - поэзия, выражающая переживания, ощущения, настроения

человека… Лирический способ в отличие от эпического способа литературного

изображения предполагает не изображение внешнего по отношению к писателю

мира, а непосредственное выражение мыслей и чувств, вызванных теми или

иными явлениями этого внешнего мира»(11 260).

Т.И.Сильман дает определение произведениям лирического жанра, лирике:

«лирика моделирует отношения между личностью и окружающим миром через

парадигму субъективного переживания и с установкой на обнаружение подлинной

сути этого переживаемого отношения»(47, 27).

Такие определения (за исключением определения Т.И.Сильман) никак

нельзя признать соответствующими действительности и методологически

убедительными. Получается, что эпический писатель только изображает внешний

мир и не выражает своего осмысления этого мира и своего эмоционального

отношения к нему, а писатель лирический только выражает свои мысли и

чувства, но не изображает тех явлений внешнего мира, которые вызвали в нем

эти мысли и чувства.

К тому же данные определения наводят на мысль о тождественности

поэтических чувств с обычными переживаниями. Однако при всей своей

кажущейся очевидности представление о лирике как о непосредственном

выражении реальных жизненных чувств и переживаний, в сущности далеко от

истинности. Но если теоретики литературы дают подобные определения, то нет

ничего удивительного во мнении простых читателей, которые считают, что

лирические переживания есть не что иное, как обычные житейские чувства, но

только облеченные в стихотворную форму.

М.А.Палкин в своей работе «Лирика как искусство стихотворного слова»

подобное представление о лирике объясняет "…особой структурой лирического

образа-переживания, в котором непосредственность и безыскусность выдвинуты

на первый план, а всё опосредованное и условное спрятано в глубину

образа"(36,36).

Так как выше было указано, что все эти рассуждения не относятся к

определению Т.И.Сильман, то хотелось бы более подробно рассмотреть мнение

Т.И.Сильман. Она в своем определении отвлекается от таких сторон

лирического стихотворения, как ритмическая, звуковая и графическая

организация текста, «…имея в виду, что они не менее характерны для всякого

произведения поэтического характера…Мы отбрасываем здесь также часто

связываемое с понятием лирики понятие так называемой эмоциональной

взволнованности». Т.И.Сильман объясняет это тем, что взволнованность

является характерной не только для лирики. Данный автор, как и выше

перечисленные, сравнивает лирику и эпос, но ее сравнение кажется нам более

удачным, верным, она считает, что для лирики, в отличие от эпического

повествования, «…характерно вовлечение в сферу изображения лишь тех

элементов действительности, которые важны для точки зрения лирического

героя, и притом в непосредственной связи с сюжетом данного стихотворения.

Внутренним движущим импульсом всякой подлинной лирики, ядром её

семантической структуры является момент постижения лирическим героем того

или иного явления или события, составляющего определенную веху в некой

индивидуальной душевной биографии»(47, 5).

Для нас важно то, что Т.И.Сильман и М.А.Палкин в своих работах

попытались показать, чем же действительно отличается лирика от других

жанров. Так М.А.Палкин пишет, что лирическое произведение не просто

выражает чувства и переживания автора, а «…образно, художественно

воссоздает их средствами стихотворной речи… Уже одно то, что поэт для

образного воплощения своих переживаний вынужден пользоваться исключительно

речевыми средствами и к тому же высказываться стихами, т.е. так, как в

повседневной жизни люди чувств не выражают, свидетельствует о том, что

нельзя определять лирику как непосредственное выражение чувств»(36,35).

Т.И.Сильман видит отличие в том, что лирическое стихотворение «…отражает в

смысловом плане миг постижения поэтом (или лирическим «я») какого-либо

явления или события внешнего или внутреннего мира в качестве личного

переживания этого лирического я»(47, 27). Кроме того М.А.Палкин говорит об

особом отношении лирической поэзии к слову и речи. Отношение это–особое,

отличное от того как относится к слову эпическая проза. «В лирике слово

воспроизводит не столько внешний объект, сколько вызванные им переживания,

поэтому оно более «выдвинуто» и «осязаемо», чем в эпической прозе»(36,143).

Следующий важный для нас вопрос - предмет и содержание лирики. Этому

вопросу в современной литературе уделено достаточно много внимания. Мы

приведем рассуждения Т.И.Сильман и М.А.Палкина.

Так по мнению Т.И.Сильман "Лирическое стихотворение является итогом

постижения некоего содержания, сути какого-то предмета, факта, явления,

события внутренней жизни, «схватыванием» некоей истины…"(47, 29). Но,

вырастающее из "некоего мгновения", лирическое стихотворение в то же время

"должно вмещать в себя и некое развернутое содержание"(47, 32).

По традиции предметное содержание лирики ограничивается выражением

лишь внутреннего мира художника, его авторской субъективности. Характеризуя

лирическую поэзию, В.Г.Белинский заявлял: «Предмет здесь не имеет цены сам

по себе, но всё зависит от того, какое значение дает ему субъект, всё

зависит от того веяния , того духа, которым проникается предмет фантазиею,

ощущением». По мнению М.А.Палкина, "…представление о лирике как о

литературном роде, в произведениях которого всё или почти всё сводится к

выражению внутреннего мира самого поэта, стойко держится и в современной

теории литературы"(36,22).

Если для некоторых лирических произведений наличие объективно-

изобразительных компонентов, действительно, не обязательно, то в целом она

как искусство без познания и воспроизведения «внешних» явлений обойтись

никак не может. Исходя из этого М.А.Палкин говорит о том, что "Предмет

лирической поэзии вовсе не ограничивается самопознанием и самовыражением

лирического субъекта, ему подвластен весь мир"(36,24). Т.И.Сильман

соглашается с ним: «Стихи должны убеждать читателя, не только искренностью

выраженной в них эмоции и тем самым заряжать его эмоционально, - они должны

убеждать его глубиной и правильностью познания каких-то сторон мира,

внешнего и внутреннего» (47, 75).

Продолжая далее разговор о содержании и предмете лирики, считаем

важным затронуть вопрос и об особенностях формы. Наиболее полно он раскрыт

в работе Т.И.Сильман: "Лирическое стихотворение – как тематически, так и в

своём построении – отражает особое, предельно напряженное состояние

лирического героя и которое уже в силу своей природы не может быть

длительным. Лаконизм высказывания есть, таким образом, одно из

существеннейших – никак не внешних, а внутренних – требований,

предъявляемых лирическому стихотворению самой его жанровой спецификой.

Однако такая абсолютная краткость… мыслима лишь… в чисто теоретической

форме. Как только состояние лирического героя обрело выявленное вовне

словесное выражение , оно перестаёт быть «мгновением». Словесное

высказывание протекает во времени – и здесь основа противоречивости и

внутренней напряженности лирического жанра как рода искусства: с одной

стороны, органически присущая лирике предельная краткость, …а отсюда в иных

случаях и трудная доступность, понятность только «для себя»; с другой

стороны, стремление к известной описательности, к коммуникативной

оформленности, к художественной выявленности и выраженности «для

всех»(47,6).

Лирическое стихотворение, отражая самый миг познания истины, момент её

«схватывания», обязательно должно быть кратким. В этом отношении оно

несколько напоминает другие жанры, также отличающиеся своей краткостью, как

например, пословицы, поговорки. Стремясь к предельной краткости, лирическое

стихотворение все же редко умещается в одной фразе, как пословица, так как

"оно как бы волей-неволей стремится к расширению , оно изнутри «распираемо»

своим значительным многосторонним содержанием, и это есть одно из

существеннейших движущих противоречий лирического жанра, делающих его столь

загадочным и трудно осуществимым в художественной практике, если подходить

к лирике с самыми высокими эстетическими требованиями" (47,32).

Говоря о лирике необходимо помнить, что она не однородна. Об этом

необходимо помнить, так как жанр определяет методику работы над лирическим

стихотворением. Однако, анализ литературы позволяет сделать вывод об

отсутствии деления по жанрам. Лишь в работе М.А.Палкина мы встречаем

разграничение лирики по жанрам.

Он считает, что особое значение для разграничения имеет "характер и

направленность чувства, которое является преобладающим для того или иного

лирического жанра"(36,101). Автор выделил три эмоциональных состояния,

характеризующие отношение лирического субъекта к окружающему миру:

"одобрение, сожаление и отвращение"(36,101). М.А.Палкин полагает, что на

основе этих трех переживаний возникли и развились лирические жанры,

получившие наиболее широкое распространение в европейских литературах со

времен античности гимн (и его разновидность – ода), элегия, сатира.

Далее в своей работе М.А.Палкин характеризует вышеперечисленные жанры.

По его мнению, в основе гимно-одического жанра лежит "восторженно –

хвалебное отношение поэта-лирика к предмету его высказывания"(36,101). Гимн

автор характеризует "особой возвышенностью тона, предельной

эмоциональностью и призывностью"(36,104). Но "чистые" гимны – редко

встречаются в современной поэзии, поскольку "этот жанр предназначен для

выражения исключительных по своей важности и общезначимости чувств и

переживаний, объединяющих огромную массу людей"(36,104). К гимнам по своей

жанровой природе близки оды. Современная ода "следуя лучшим классическим

традициям, сохранила и пытливость мысли поэта, и жар его сердца, и

стремление к масштабности предмета изображения, и торжественную

патетику"(36,110).

К ведущим лирическим жанрам М.А.Палкин относит элегию –«песню

грустного содержания»(36,111). Определяющим признаком элегии стала… идейно-

эмоциональная направленность стиха"(36,114).

Заметное место в лирике М.А.Палкин отводит жанру лирической сатиры. Сатиру

он определяет как "особый способ художественного порицания общественных язв

и пороков"(36,118). Однако автор говорит и о том, что сатира в лирике не

имеет чётко выраженных жанрово-композиционных признаков, по его мнению,

скорее следует говорить о многих жанровых разновидностях. Наиболее

классическим типом лирической сатиры М.А.Палкин предлагает признать

"обличительное обозрение быта и нравов какой-либо социальной среды с

включением в это обозрение портретов-характеристик носителей порочных

нравов… Характеристики нередко сопровождаются авторскими рассуждениями

нравоучительного склада"(36,119). В данном случае, как нам кажется, автор

ведет речь о басне.

Другой разновидностью сатиры является стихотворный фельетон –

сатирическое стихотворение, насыщенное злободневным публицистическим

содержанием, такой фельетон, как правило, печатается в газете.

Эпиграмма - также разновидность сатиры. Её М.А.Палкин определяет как

"остроумно-сатирический выпад против какого-либо конкретного лица или

группы лиц…. Как правило, эпиграмма строится в виде единичной строфы –

катрена; реже используются шести- или восьмистишия. Особую остроту

эпиграмме придаёт контраст между её основной частью, в которой даётся

общепринятая, хотя и шаржированная характеристика высмеиваемого лица, и

неожиданной концовкой, выносящей окончательный приговор обличаемому

«герою»(36,120).

Если для оды, элегии и сатиры основным жанрообразующим признаком у

М.А.Палкина является характер эмоционального отношения автора лирического

произведения к предмету лирического высказывания, то в жанре лирического

послания его главным выделяющим признаком выступает форма обращения к

читателю. "Послание строится как письменное обращение к определенному

адресату"(36,121).

Другой жанровый признак, который предлагает М.А.Палкин, -форма

организации стихотворной структуры произведения. Таковы жанры с

постоянными, формами стиха: сонет, стансы, рондо и пр. Автор предлагает

характеристики некоторых таких жанров. Вот как он характеризует сонеты и

стансы: "Как правило, сонеты пишутся одним стихотворным размером. Строгой

форме сонета соответствует высокое лирически напряженное и идейно

насыщенное содержание"(36,122). "Стансы – сравнительно небольшое

стихотворение, состоящее из четверостиший, отделяемых друг от друга при

чтении небольшой паузой. Каждое четверостишие… должно заключать в себе

законченную мысль. Стансы не знают тематических ограничений, однако их тон,

как правило, серьёзен и значителен"(36,124).

М.А.Палкин не только характеризует жанры, но и соотносит

«рациональное» и «эмоциональное» в разных жанрах. Он считает (и мы с этим

согласны), что соотношение мысли и чувства, умопостигаемого и интуитивно

чувствуемого в лирических произведениях разных жанров может быть самым

различным. "В жанрах гражданской лирики рационалистическое начало, как

правило, выражено более отчетливо, чем в лирике интимной"(36,67). Особая

насыщенность мыслью свойственна философской лирике– "…поэзии, опирающейся

на единое и целостное философско-эстетическое мировоззрение и активно

пропагандирующей это мировоззрение"(36,69).

Но следует заметить, что М.А.Палкин соотносит, а не противопоставляет

"рациональное" и "эмоциональное". Как он сам думает, "Задача подлинной

лирики заключается не в том, чтобы противопоставлять разум и чувства,

отдавая предпочтение тому или другому, а в том, чтобы помогать читателю

ценить их гармонию и нерасторжимость. Однако при этом следует учитывать,

что сам характер подобной гармонии в стихах разных жанров всегда

своеобразен"(36,76).

Таким образом, мы можем сделать вывод о многообразии жанров в лирике.

И следовательно, школьники, обращаясь к лирической поэзии, также имеют дело

со многими жанрами.

У Г.Н.Поспелова в его работе "Лирика: Среди литературных родов" нам

показалось интересным выделение видов лирики. К Этому вопросу он подходит с

точки зрения социального сознания: "Все особенности лирики как рода

художественной литературы вытекают из того, что у нее есть свой, особый

предмет идейного познания и художественного воспроизведения и что таким

предметом в ней является не характерность социального бытия людей, как это

всегда бывает в эпосе и драматургии, но характерность их социального

сознания…"(39, 62).

Лирика по границам познания своего предмета на первый взгляд как будто

беднее эпоса. Для лирического писателя как субъекта художественного

познания непосредственно открыт только его собственный внутренний мир,

только его социальное сознание как объект такого познания.

Однако, не бывает сознания, которое ничего не познает. Социальное

сознание писателя как основной предмет художественного воспроизведения

жизни в лирике всегда бывает на что-то направлено - или в глубь самого

себя, на свои эмоционально-мыслительные состояния и стремления, или на

явления внешнего мира, на социальные и личные отношения бытия, на явления

природы. Все это и создает в лирике ее общие, типологические, исторически

повторяющиеся тематические различия"(39, 62-63). Таким образом Г.Н.Поспелов

выделяет следующие виды лирики: медитативная, медитативно изобразительная и

собственно изобразительная. В первых двух из этих своих разновидностей

лирика может быть по преимуществу "обращена к самоанализу, заключать в себе

эмоциональную или мыслительную рефлексию. Или же лирическая медитация может

быть направлена вовне, на отношения и события объективного мира и на

постижение идеала"(39, 64).

Г.Н.Поспелов считает, что как бы ни были различны виды лирических

произведений и как бы ни сменялись они исторически в развитии всего

литературного лирического рода, существенные свойства и закономерности

последнего в его отличии от эпического все же с наибольшей отчетливостью

проявляются в медитативной лирике.

Произведения медитативной лирики представляют собой "воспроизведения

тех или иных состояний и процессов внутреннего мира, которые имеют

совершенно самостоятельное и самодовлеющее обобщающее значение. Это -

эмоциональные монологи, отрешенные в тексте произведений от какой -либо

индивидуализированной конкретности бытия… Содержание произведений

медитативной лирики не является прямым, адекватным выражением переживаний

поэта, эмпирически протекающих в его сознании. Если бы это было так, то

медитативная лирика представляла бы собой психологическую фактографию,

которая не имела бы обобщающего значения, не осознавала бы и не усиливала

бы характерности своего предмета. Тогда она имела бы значение только для

самого поэта и его ближайшего бытового окружения. Это и бывает в так

называемых «стихотворениях на случай». Но лирика - это также искусство,

творчески типизирующее жизнь. Переживания, воспроизведенные в лирической

медитации, представляют собой не эмпирическую реальность духовной жизни

отдельной личности, но существенные свойства внутреннего мира какой-то

социальной среды и эпохи, осознанные в свете идеологических интересов поэта

и раскрытые им с особенной отчетливостью и силой в некоторой вымышленной

своей индивидуализации"(39,67-68).

Даже тогда, когда лирические произведения как будто бы лишены

медитативности и внешне в основном описательны, они только при том условии

оказываются полноценно художественными, если их описательность обладает

медитативным «подтекстом». "Тогда эмоционально-обобщающая мысль поэта

проявляется или в ясно ощутимой экспрессивности описания, или же в

каком–нибудь медитативном зачине, или концовке, или в чем-нибудь другом,

тому подобном. Тогда она как бы озаряет все описание своей эмоциональной

обобщенностью. Нечто подобное происходит и в повествовательной лирике. В

ней, как и в эпосе, повествование требует, конечно, каких-то персонажей, их

действий и отношений, из которых складывается какое-то происшествие. Только

изображая все это, художественная речь и становится повествовательной.

Однако для того чтобы повествование оказалось все же лирическим (даже и не

лиро-эпическим), необходимо, чтобы оно было очень коротким и при своей

краткости ощутимо экспрессивным, а через все это – скрыто, подспудно

медитативным"(39, 158).

В произведениях отвлеченно-медитативной лирики идейные интересы

лирического субъекта направлены на внешний мир и, прежде всего на отношения

и обстоятельства социального бытия. Это в расширяет познавательные

возможности лирики. "Но если в эпическом творчестве социальное бытие бывает

не просто предметом познания, но и предметом творческой типизации, то в

произведениях отвлеченно–медитативной лирики социальное бытие людей не

типизируется. Типизируется же в них характерность социального сознания той

или иной среды, страны, эпохи посредством ее воплощения в безымянном

лирическом субъекте"(39, 83)

Эмоциональные раздумья лирического субъекта о его собственном

внутреннем мире, если они остаются всецело медитативными, в большинстве

случаев довольно быстро исчерпывают себя, их стихотворное выражение

оказывается обычно очень кратким. Г.Н.Поспелов делает отсюда вывод:

"…рефлексивно-медитативная лирика, а в какой-то мере и медитативная лирика

вообще, обычно с трудом удерживается в своих собственных границах и часто

тяготеет к тому, чтобы выйти за эти границы в мир предметной

изобразительности"(39, 100). Так возникает медитативно- изобразительная

лирика, которая в истории мировой поэзии занимает, несомненно,

количественно гораздо большее место, нежели собственно медитативная лирика.

В произведениях медитативно-изобразительной лирики раздумья

лирического субъекта не только раскрывают его эмоциональное состояние и

развитие его мысли, но в месте тем воспроизводят явления внешнего,

объективного мира. Тем самым "лирическая медитация развивает в себе свой

собственный мир предметной изобразительности,иногда очень богатый и

разнообразный"(39,102).

Существует также лирика собственно изобразительная, она может быть

описательной или же повествовательной, чаще всего описательно-

изобразительная. В большинстве случаев предметом познания и изображения в

ней бывают виды природы или, иначе, «пейзажи». Пейзажная лирика, по

определению Г.Н.Поспелова, – "это словесное искусство, и в ней находят свое

особенное выражение все основные свойства искусства. Это относится, прежде

всего, к ее тематике. Поэты изображают виды природы, делают их основными

темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за их

характерности"(39, 118)

Г.Н.Поспелов выделяет также еще одну разновидность лирики, которая

имеет с описательной лирикой некоторые общие свойства, ее можно назвать

лирикой «персонажной». "Персонажи – это личности, изображенные в эпических

и драматургических произведениях. Они всегда воплощают в себе те или иные

характерности общественного бытия и поэтому имеют определенные

индивидуальные черты, получают собственные имена и создают своими

действиями, протекающими в каких-то условиях места и времени, сюжеты таких

произведений …Но в отличие от эпических персонажей личность эта не

действует непосредственно в произведении, в определенностях пространства и

времени, и не создает своими действиями сюжет произведения. Отсюда само ее

изображение оказывается не повествовательное, но по-своему

медитативно–описательным и при этом – по общему закону лирических медитаций

– относительно небольшим по своему объему. Самой малой по объему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ