Рефераты
 

Изучение эмпатии у родителей младших школьников

метафорически: эмпатия есть аффективное «понятие». Эмоциональная её природа

проявляется как раз в том, что ситуация партнера по общению, в данном

случае ребенка, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». В

механизме эмпатии присутствует умение поставить себя на место ребенка,

взглянуть на вещи, на происходящее с его точки зрения. Однако взглянуть на

вещи с точки зрения ребенка не обязательно означает отождествить себя с

этим человеком. Если родитель отождествляет себя с ребенком, это значит,

что он строит свое поведение так, как строит его ребенок. Если же родитель

проявляет эмпатию, это значит, что он просто принимает во внимание линию

поведения своего малыша (относится к ней сочувственно), но свою собственную

может строить совсем по-иному. И в том, и в другом случае налицо будет

«принятие в расчет» поведения другого человека, а точнее своего

собственного ребенка, однако результат совместных действий будет

различным: одно дело – понять и встать на позицию ребенка, другое дело –

понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но

действуя по-своему.

Проявление эмпатических тенденций во взаимоотношениях родителей и детей

помогает родителям быть хорошими воспитателями, понимая мотивы поступков

ребенка и активно проводя свою линию воспитания. Воспитывать – не значит

говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего,

самому подавать пример своими поступками. Цель воспитания содействовать

гармоничному развитию человека – реализуется с помощью ряда средств, среди

которых умение родителя понимать своего ребенка, т. е. эмпатия. Вся тайна

семейного воспитания в том, чтобы дать ребенку возможность развиваться

самому и помогать ему в этом. Родители должны всегда относиться к ребенку,

с первого дня его появления на свет, как к человеку с полным признанием его

личности и неприкосновенности этой личности.

Глава 2. Экспериментальное изучение эмпатии у родителей

младших школьников.

2.1. Методики исследования и их краткая характеристика.

В соответствии с поставленной нами гипотезой для проведения экспери-

ментального исследования нами были выбраны следующие методики.

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает

богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика.

Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка,

показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является

творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и

позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения.

Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также

направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-

своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после

рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист для

рисования, карандаш и ластик. В некоторых источниках можно встретить

допущение о том, что испытуемый может пользоваться и цветными карандашами.

Инструкция ребенку может быть приблизительно такой: «Пожалуйста, нарисуй

свою семью так, чтобы её члены были чем-то заняты». На все уточняющие

вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь

рисовать, как хочешь». После того, как рисунок закончен, с ребенком

проводится беседа по следующей схеме:

1. Кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи?

2. Где работают и учатся члены семьи?

3. Как в семье распределяются домашние обязанности?

4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

В ходе оценке КРС учитываются формальные и содержательные особенности

рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов

рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, за тушевание

отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка

являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и

расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие

аспекты:

1. анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и

нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи

на рисунке);

2. анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в

стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов

семьи);

3. анализ процесса восприятия рисования (последовательность

рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время

рисования).

Анализ рисования дает богатую информацию о семейных отношениях

ребенка.

Для родителей нами был предложен опросник по изучению эмпатии.

Способность к сопереживанию-эмпатия – является отчасти воспитанной,

социально обусловленной чертой характера, отчасти генетически

предопределена как своеобразная эмоциональная особенность темперамента.

Рассматриваемый опросник был создан первоначально для исследования проблем

деперсонализации, позволяя выделить и количественно измерить три различные

и сравнительно не зависимые друг от друга компонента эмпатии.

Опросник состоит из 83 вопросов. Степень согласия с каждым вопросом –

утверждением оценивается испытуемым в регистрационном бланке по 9-бальной

шкале (от-4 до +4 с шагом в 1 балл). Опросник позволяет измерить следующие

компоненты эмпатии:

Э – эмпатическая тенденция, способность к сопереживанию,

впечатлительность;

П – тенденция к присоединению, способность к проявлению тепла,

дружелюбия, поддержки;

СО – сензитивность к отвержению, соответственно способность к

возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой

адрес.

Утверждения, диагностирующие каждую из этих трех компонент, разбиваются

на два ряда. Вопросы первого ряда (баллы их ответов) суммируются со знаком

плюс, так как носят характер согласия с диагностируемой чертой. Вопросы

второго ряда, их баллы, прибавляются к первой сумме со знаком минус (то

есть их сумма вычитается из первой суммы), т. к. их содержание носит

характер отрицания диагностируемой черты. Чтобы найти окончательный балл

каждой шкалы, из алгебраической суммы баллов по её первому ключу вычитается

алгебраическая сумма по второму ключу. В соответствии с нормативами

делается вывод об уровне развития эмпатии.

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

В проводимом нами экспериментальном исследовании приняли участие 13

родителей и соответственное количество детей. Данные респонденты были

выбраны нами на основании обращений родителей за консультацией к школьному

психологу. Для проведения диагностики была проведена предварительная

работа, включающая в себя просветительскую деятельность в сфере детско-

родительских взаимоотношений. В рамках просветительской деятельности мы

приняли участие в ряде тематических родительских собраний, посвященных

воспитанию младшего школьника. В ходе проведения родительских собраний,

родителям было предложено обращаться за консультацией к педагогу –

психологу, предполагающей диагностику и разработку рекомендаций.

Таким образом, нами проводилась работа с тринадцатью семьями. Обратимся

к анализу полученных данных. Согласно полученным результатам, мы можем

сделать вывод о том, что большинство родителей обращались к психологу с

жалобами на непослушание ребенка. Причем, причину негативного поведения

родители видели в ребенке, не учитывая недостатков своей воспитательной

деятельности, не умея понять, «почувствовать» своего ребенка. Данное

предложение было подтверждено нами с помощью психодиагностического

исследования. Количественно проанализировав полученные данные, мы можем

сделать вывод о том, что у большинства испытуемых обнаружился средний и

низкий уровень развития эмпатии. Так как проводимый нами тест предполагает

измерение эмпатических качеств по трем шкалам, мы можем констатировать, что

лишь у 30,2% респондентов можно наблюдать высокий уровень сенситивности к

отвержению, т. е. способности к возникновению адекватного чувства вины,

способности воспринимать критику в свой адрес, что в общем немаловажно для

восприятия в социальной перцепции, тем более в детско – родительских

отношениях.

Обратимся к количественному анализу полученных данных, которые можно

представить в таблицах.

Таблица 1. Исследование эмпатической тенденции

|№ |Уровень развития |Количество человек |% |

|1 |Высокий |- |- |

|2 |Средний |5 |38,5 |

|3 |Низкий |8 |61,5 |

Таким образом, мы наглядно можем увидеть, что собственно эмпатия в

данной выборке родителей развита слабо. Собственно поэтому родителям трудно

сопереживать своему ребенку, понять мотивы его поступков, они

преимущественно ориентированы на внешние проявления, нежели на внутреннее

содержание.

Следующая таблица отражает тенденцию к присоединению, точнее уровень

развития данного качества.

Таблица 2. Исследование тенденции к присоединению

|№ |Уровень развития |Количество человек |% |

|1 |Высокий |- |- |

|2 |Средний |5 |38,5 |

|3 |Низкий |8 |61,5 |

Мы видим, что результаты по шкалам совпадают. Таким образом, низкий

уровень понимания чувств другого, впечатлительности, обусловливает низкие

результаты по второй шкале. То есть не умея сочувствовать, родители не

умеют проявлять, выражать тепло, дружелюбие, поддержку. Большинство

родителей, общаясь с детьми, выражают свое одобрение или неодобрение

оценочно, например: «Молодец!». Достаточно редко можно встретить такое

выражение чувств, как «Я огорчен(а), потому что…», «Мне радостно из-за

того, что ты поступил так-то» и т.п.

И как мы уже отмечали, у родителей достаточно неплохо развита тенденция

сенситивности к отвержению.

Таблица 3. Изучение сенситивности к отвержению

|№ |Уровень развития |Количество человек |% |

|1 |Высокий |4 |30,8 |

|2 |Средний |3 |23 |

|3 |Низкий |6 |45,2 |

Т. е. мы можем убедиться в том, что родители открыты к критике в свой

адрес, восприимчивы к рекомендациям, что открывает возможности для

коррекции и развития взаимоотношений родителей и детей.

Но, памятуя о жалобах родителей на непослушание, взаимонепонимание, мы

сочли необходимым провести психодиагностическое обследование детей.

Обратимся к качественному анализу результатов данного обследования.

В большинстве рисунков мы можем наблюдать средний уровень

эмоциональной стабильности, т. е. дети рисуют полный состав семьи, нет

деформированных фигур, явных признаков агрессии в семейной ситуации. Но

при более детальном рассмотрении, мы можем констатировать, что не все так

уж благополучно. Во-первых, практически на всех рисунках изображена «просто

семья». Отсутствует совместная деятельность, объединение членов семьи, т.

е. дети просто перечисляют тех, кто живет вместе с ними, иногда «забывая»

включить себя в эту семью. Лишь в двух случаях мы услышали, что «мы всей

семьей гуляем». Но из этих рисунков также ни один нельзя назвать абсолютно

благополучным. В первом случае девочка говорит, что они гуляют в парке, но

«папа с мамой отстали и идут сами по себе», во втором – девочку от

остальных членов семьи отделяет дорога.

Можно встретить такие рисунки, в которых члены семьи перечислены, но

ребенок находится в некотором отдалении от родителей или ближе, например, к

бабушке.

В одном из рисунков мы встретили косвенное указание на то, что ребенок

не привык высказывать свое мнение, его считают «неспособным», не

прислушиваются к тому, что он говорит, что, в свою очередь, вызывает

тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации.

Следующий рисунок указывает на гиперопеку в семье: ребенок инфантилен

и в наших наблюдениях и в манере рисования. Действительно, мама, воспитывая

одна единственного, соматически ослабленного ребенка, видит его малышом, не

хочет, чтобы он взрослел, что отражается на психологическом здоровье

ребенка. Мы предполагаем, что данный случай наиболее труден для коррекции,

учитывая, что у мамы обнаруживается низкий уровень сенситивности к

отвержению.

Следующий респондент (папа мальчика) высказывал жалобы на то, что его

сын «мямля, маменькин сынок». Что же мы видим на рисунке? Ребенок

вытесняет отца с рисунка, мотивируя это тем, что «папа на работе». Причем в

рисунке явно прослеживается тревожность.

Три ребенка, изображая семью, перечислили всех членов семьи, но

некоторые признаки указывают на нехватку эмоционального тепла, потребность

в ласке.

Особенную тревогу вызывают два рисунка. На одном из них ребенок просто

отказался рисовать свою семью, сказав, что хочет рисовать чужого дядю.

Почему он так поступает, ребенок наотрез отказался объяснять, отметил лишь,

что ему «противно рисовать их всех». В данном случае, у мамы мальчика мы

констатировали очень низкий уровень эмпатии по всем трем шкалам.

Второй рисунок показывает нам несуществующего члена семьи – маму.

Причем мама располагается между девочкой и папой, который прикладывает все

усилия для воспитания дочки. Но, не понимая её переживаний, папа очень

сильно акцентирует внимание на отсутствии матери у девочки, создавая у нее

чувство неполноценности в семейной ситуации.

Необходимо отметить, что в ходе беседы выяснились следующие

особенности. Возможно, ограждая детей от трудностей, родители не посвящают

их в такие вещи, например, где и кем работают родители. Практически все

дети с трудом отвечали на этот вопрос, несмотря на то, что им уже по восемь

лет. В лучшем случае дети могли ответить на одну часть вопроса, например,

«работает на заводе», «мой папа – начальник», и т. д.

Не менее тревожен тот факт, что из тринадцати детей на вопрос: «Кто

на рисунке самый счастливый?», дети отвечали: «Папа», «Мама», «Брат» и т.

п. Лишь в двух ответах мы услышали: «Мы все счастливы». На вопрос: «Кто

самый несчастный?», дети отвечали по-разному: «Я», «Мама», «Дедушка». Но

самое любопытное, что на вопрос: «Почему?», они не смогли дать ответ. Дети

либо говорили, что не знают почему, либо отвечали: «Потому, что это так».

Ответа же, выражающего чувства, нам не удалось получить. Возможно это

происходит потому, что большинство родителей сами не умеют вербально, или

не вербально, выразить свои чувства, а также не учат этому детей.

Дети чувствуют непонимание, отсутствие эмпатии в семье, что приводит к

эмоционально-личностным проблемам: чувству неполноценности в семейной

ситуации, тревожности, отсутствию эмоциональной поддержки. Все это может

привести к повышению агрессивности, негативным подростковым реакциям,

неумению в дальнейшем строить взаимоотношения в своей семье.

Для того ,чтобы снивелировать данные проблемы, необходима коррекция

детско-родительских взаимоотношений. Следует проводить комплексную работу с

семьей, как с родителями, так и с детьми.

2.3. Психолого–педагогическая помощь семье в улучшении

взаимоотношений родителей и детей.

Мы предлагаем проблемно-ориентированную модель, направленную на решение

конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т. е. в

центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие

помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья и

над которой она готова работать. И это важнее, чем взгляд специалиста на

природу, причину самой проблемы. На наш взгляд, родители, обратившиеся за

помощью, не вполне осознавали истинную проблему. Но после психодиагностики

и бесед с ними по её результатам, родители по другому взглянули на

ситуацию.

Проблемно – ориентированная модель основывается на том, что в

определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы

уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача психолога – создать

условия, направить на путь решения. Внимание сосредотачивается на ситуации,

формулируются конкретные достижимые цели. Работа протекает в духе

сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов

семьи в решении их собственных трудностей.

Приведем модель беседы с родителями по поводу раз вития эмпатических

тенденций во взаимоотношениях с детьми.

Часто мы сталкиваемся с тем, что родители, утверждая, что знают, что

нужно их ребенку, строят его жизнь по своему образцу, а затем удивляются,

что не удается наладить взаимоотношения с сыном или дочкой. Да и у ребенка

появляется много проблем: в поведении, в учебе, во взаимоотношениях. Беда в

том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился давно и

крепко утвердился в сознании родителей. Они считают себя всепонимающими и

всезнающими властителями жизни ребенка. Очень часто они программируют

систему взглядов, профессию, уклад жизни своих детей, тем самым подавляя в

них личность и возможность более полно реализовать свои способности. Как

только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А

почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой

ребенок, но у него свои ценности, мой долг – помогать ему их реализовать.

Родители, к сожалению, не сочувствуя своему ребенку, видят свою задачу в

другом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым! У родителей нет

уверенности, что сын или дочь правильно выберут свой жизненный путь. Как

правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в

детях и делают это неосознанно. А когда жизнь у сына и дочки не получается,

родители не думают, что виноваты они сами.

Родительское чувство тревоги не насыщаемо, и повод для очередной

тревоги находится всегда. Так появляется гипертревога, влекущая часто за

собой гиперопеку, где нет места эмпатии. Чаще всего мама пытается создать

фасад внешнего психологического благополучия, пытается оградить ребенка от

проблем жизни, дескать маленький ещё, не поймет. Это приводит не только к

негативным последствиям для ребенка. Для родителей это не менее губительно.

В таком роде необходимо проводить беседы с родителями на занятиях,

дополняя их ролевыми или тренинговыми играми. Приведем примеры используемых

нами упражнений, которые направлены на разрешение следующих задач:

- развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать

и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека;

- осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых

теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания;

- формирование и развитие способности прогнозировать поведение

другого, предвидеть свое воздействие на него.

Упражнение 1.

Участники группы садятся по кругу, тренер стоит в центре круга: «Сейчас

у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в

центре круга предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-

либо общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть

дочери». При этом, кто стоит в центре круга, постарается успеть занять

место, а тот кто останется без места, продолжает игру. Кроме того, каждый.

кто оказывается в центре, прежде чем назвать признак, будет выбирать одного

из участников наблюдателем, называя его имя. Когда все поменяются местами,

именно наблюдатель перечислит тех, у кого есть дочери. Все остальные будут

внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него возникнут

затруднения».

Упражнения 2.

Участникам предлагается встать и подходить друг к другу в любом

порядке. Надо подойти к каждому. Подойдя к другому участнику группы, надо

постараться заметить, что нового появилось в его облике, состоянии,

поведении по сравнению со вчерашним днем и сказать ему о том, что замечено.

При этом в сообщении не должно быть интерпретаций. Например, можно сказать:

«Ты выглядишь утомленным», но не стоит говорить: «Ты выглядишь утомленным,

наверное, ты не выспался». В ходе обсуждения участникам можно задать

вопрос: «Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует вашим

собственным впечатлениям, переживаниям, реальности?»

Упражнение 3.

Группа сидит по кругу. Для проведения упражнения необходимы карточки,

на которых написаны имена участников группы. Инструкция: «Сейчас я дам

каждому карточку, на которой написано имя одного из участников группы.

Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел, чье имя на ней

написано. Далее вам надо будет сделать следующее: на счет «раз» вы

начинаете незаметно наблюдать за человеком, чье имя написано на вашей

карточке; при этом, не переставая вести наблюдение, каждый время от

времени, но не очень часто, делает два каких-нибудь выбранных заранее

движения. Когда я скажу: «два», а это произойдет через три минуты, вам надо

быть готовыми к ответу на два вопроса: «Кто наблюдал за вами?», «Какие два

движения делал человек, за которым вы наблюдали?»

Через три минуты тренер обращается к одному из участников с вопросами.

Если на первый вопрос получен правильный ответ, то следует второй вопрос,

уже наблюдателю.

Упражнение 4.

Тренер раздает участникам карточки, на которых обозначены те или иные

эмоциональные состояния. Получившие карточки читают, что на них написано,

но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди

изображают это состояние. Все смотрят и стараются понять, какое состояние

изображено, высказываются, а затем тренер называет это состояние. После

этого тренер интересуется, на какие признаки ориентировались участники,

называя состояние.

Упражнение 5.

Участникам предлагается подумав некоторое время сказать, какого он

(или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об

отражении в цвете вашего состояния. Участники должны охарактеризовать то

состояние, в котором они находятся сейчас и пояснить, почему они выбрали

для его обозначения именно тот цвет, который назвали.

Упражнение 6.

Участники группы сидят по кругу. Каждому предлагается по очереди

сделать движение, отражающее его внутреннее состояние, а все остальные

будут повторять это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние

человека, понять это состояние.

Упражнение 7.

Группа делится на пары. Инструкция: «Сядьте так, чтобы каждая пара

могла говорить, не мешая другим. Сейчас каждый по очереди расскажет своему

партнеру пять коротких эпизодов, часть которых должна соответствовать

действительности, а часть – нет. Те, кто сначала будут слушать, после

каждого рассказанного эпизода сообщают рассказчику, соответствует ли он, по

их мнению, действительности или нет. Когда все пять эпизодов прозвучат,

поменяйтесь ролями».

При обсуждении упражнения выделяются признаки, на которые

ориентировались слушавшие, делая заключение о правдивости рассказа.

Мы достаточно подробно привели варианты игр, направленных на развитие

эмпатии. Но работа с родительскими группами не ограничивается тренингом

сенситивности. Рассмотрим, как целесообразно строить занятия с родителями.

На занятиях, кроме психогимнастических упражнений, направленных на

коррекцию выделенной нами проблемы, важно обсуждение следующих тем:

- Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и

конфликтов.

- Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и

породить у детей? Как наши страхи становятся страхами детей?

(примерное начало беседы было представлено нами ранее).

- Нравственные основы родительства.

- Как ребенок «мешает нам жить?»

- Наши конфликты с детьми (с элементом проигрывания ролей).

- Стереотипы во взаимоотношениях с детьми.

- Привнесение неадекватного эффекта в общение с детьми.

Эмоциональные «счета» ребенку.

- Какими дети видят нас и свою семью. (в данном случае, если группа

готова, можно провести обсуждение рисунков детей).

Итак, в родительских группах практикуются разнообразные методы

психокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий

детей и родителей, психогимнастические упражнения, тренинговые занятия.

В конце работы группы можно провести упражнение «Восприятие чувств

ребенка».

Инструкция: Дети коммуницируют родителям значительно больше, чем это

выражено в словах. За словом всегда стоят чувства. Родителям представляется

20 типичных высказываний ребенка. Например: «Я не знаю, в чем ошибка! Я не

могу решить эту задачу. Может, мне не стоит больше пробовать её решать?»

Родителям предлагается записать, какие чувства или чувство испытывает

ребенок, говоря ту или иную фразу. Допустим: «Чувствует себя глупым»,

«Обескуражен», «Испытывает желание бросить решение».

Закончив работу, родители сравнивают список с ключом, оценивая свой

результат в соответствии с инструкцией по подсчету баллов. Таким образом,

можно увидеть эффективность проводимых коррекционно-развивающих занятий.

Но проблемы диады «родитель-ребенок» не могут быть решены только

благодаря психокоррекции родителей. Параллельная работа позволяет увеличить

эффективность занятий родительской группы. Рассмотрим фрагменты

психокоррекционных занятий в детской группе. Данная программа состоит из

серии специально подобранных упражнений, подобранных с учетом уровня

развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа

состоит из шести занятий, в каждом из которых по 3-4 упражнения. Занятия

проводятся по типу тренинговых. Дети разбиваются на две группы, в одной из

которых шесть человек, а в другой – семь.

Цель каждого занятия – коррекция таких эмоциональных нарушений,

вызванных семейной ситуацией, как агрессивность, тревожность, замкнутость.

Занятие 1.

Приветствие.

Упражнение 1. «Обсуждение».

Для данного упражнения требуется три текста, где герои сюжетов

совершают поступки, которые можно рассматривать как положительные, так и

отрицательные. Каждому участнику предлагается высказать свое мнение по

данной проблеме; остальные оценивают искренность и высказывают свое мнение.

Упражнение 2. «Изобрази животное».

Вызываются 2 участника, которые загадывают любое животное. Один из них

показывает данное животное группе, не говоря ни слова. Остальные пытаются

отгадать его. Второй участник рассказывает, так ли было изображено

животное, как он себе его представлял и соответствует ли оно его

ожиданиям. В упражнении участвует каждый член группы.

Упражнение 3. «Стихотворение с выражением».

По окончании занятия каждый член группы высказывает свое мнение об

увиденном и услышанном, делится своими эмоциями.

Занятие 2.

Приветствие.

Упражнение 1. «Ты – родитель».

Упражнение 2. «Интонация».

На листочках бумаги дети пишут название любого чувства, эмоции. Затем

листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа

решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших

действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с

интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке

бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была

произнесена эта фраза.

Упражнение 3. «Я за тебя отвечаю».

Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека, с кем, по

его мнению, у него возникло наибольшее взаимопонимание. Эти двое садятся

рядом и договариваются, кто и за кого сейчас будет отвечать. Упражнение

состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает

другой, стремясь угадать, как бы на вопросы отвечал его напарник.

Обсуждение проведенного занятия. На дом дается задание подумать над

темой или записать свои мысли в виде сочинения: «Что может не устраивать

меня в общении с другими и что других не устраивает в общении со мной».

Занятие 3.

Приветствие.

Упражнение 1. «Обсуждение домашнего задания».

Упражнение 2. «Подарок».

Упражнение 3. «Рисунок Я».

Участникам предлагается нарисовать свой образ в аллегорической форме.

Дети 8 лет часто затрудняются в этом упражнении. Поэтому важна

предварительная работа.

Занятие заканчивается обсуждением.

Занятие 4.

Приветствие.

Упражнение 1. «Выход из ситуации».

Упражнение 2. «Робот».

Создается игровое поле – обширное пространство с разбросанными

спичками. Участники разбиваются на пары – «робот» и «оператор». Задача

«оператора» - с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек.

Для этого он подает словесные команды, стремясь детально и точно управлять

движениями его ног, рук, туловища. Задача «робота» - беспрекословно и точно

выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» закрыты.

Упражнение 3. «Гомеостат».

Обсуждение занятия.

Занятие 5.

Приветствие.

Упражнение «Критик».

Упражнение «Зеркало».

Упражнение «Анабиоз».

В парах распределяются роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу

«замороженный» застывает с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача

«реаниматора» за 1 минуту не прикасаясь к «замороженному», не обращаясь к

нему со словами, с помощью жестов, мимики, вызволить партнера из

замороженного состояния.

Занятие 6.

Приветствие.

Упражнение 1. «Киногерои». («Герои любимых произведений»).

Упражнение 2. «Дискуссия».

Упражнение 3. «Сценка» (работа с мимикой и пантомимикой).

В заключение обсуждаются проделанные упражнения. Последнее занятие

сравнивается участниками с первым. Дается возможность проанализировать

полученные изменения.

Выводы по главе 2.

В данной главе нами были приведены методы исследования эмпатии

родителей младших школьников, а также изучения семейных взаимоотношений с

помощью проективного теста «Кинетический рисунок семьи».

Как мы отмечали, психодиагностическая работа была начата с проведения

бесед о семейных взаимоотношениях в ходе проведения тематических

родительских собраний. После этого, для более детальной психологической

консультации, обратились тринадцать родителей. Все родители жаловались на

непослушание, негативизм детей, отсутствие взаимопонимания. Диагностика

была продолжена с помощью «Опросника изучения эмпатии Меграбяна».

Выяснилось, что большинство родителей обнаруживают средний или низкий

уровни развития эмпатических тенденций и тенденции к присоединению: средний

уровень – 38,5%, низкий – 61,5%. Лишь сенситивность к отвержению развита

более высоко: 30,8% - высокий уровень, 23% - средний. Таким образом, мы

видим, что у родителей преобладает низкий уровень эмпатии. Но, несмотря на

это, достаточно высокий уровень сенситивности к отвержению позволяет

предположить эффективность намеченных нами коррекционно-развивающих

мероприятий.

Параллельно велась диагностическая работа с детьми. Выяснилось, что

уровень эмпатии отражается на эмоциональном благополучии детей в семейной

ситуации. Так мы обнаружили, что у детей присутствует чувство

неполноценности, «оторванности» в эмоциональном плане от родителей,

увеличение или уменьшение количественного состава семьи и т. д. Анализируя

рисунки, мы пришли к выводу, что у большинства детей наблюдается

тревожность, замкнутость, в некоторых рисунках прослеживаются признаки

агрессивности.

Основываясь на полученных данных, мы сочли целесообразным проведение

коррекционно-развивающих занятий как с детьми, так и с родителями. С детьми

нами был проведен полный курс занятий, включающих элементы тренинга,

психогимнастики, игр, и направленных на коррекцию эмоциональных

неблагополучий и развитие коммуникативных навыков, формирование

эмпатических тенденций.

Занятия с родителями продолжаются. В данной главе мы привели пример

упражнений, которые мы используем в работе с родителями. Данные занятия

строятся по типу тренинга. Так называемые практические занятия перемещаются

с лекционными занятиями. Хотя лекции, как таковые, родителям не читаются, а

работа ведется в форме семинаров, бесед, с использованием методов активного

обучения.

И хотя мы не можем подвести количественный итог, на наш взгляд

целесообразно привести отзывы родителей и детей. Например, родители

считают, что «кажется, я стала смотреть на своего сына с другой точки

зрения», «я понял, что дочка не старается делать что-то мне назло»,

«оказывается мой ребенок добрый, а я считал его маленьким монстром». На наш

взгляд, результаты уже появились, теперь важно их закрепить. Но большую

роль в полученных результатах сыграли занятия с детьми. Дети считают, что

«мы с мамой еще больше подружились и мне не страшно отвечать у доски», «у

нас дома стали меньше ссориться и меня не ставят в угол», «я не боюсь

теперь говорить папе о плохих оценках – меня больше не бьют». Учителя также

отмечают изменения в детях: они стали более спокойными, уверенными в себе,

у некоторых улучшились взаимоотношения со сверстниками.

Но работу необходимо продолжать и мы надеемся на успешное

сотрудничество с родителями и детьми и в дальнейшем.

Заключение.

Будущее общество, как мы уже отмечали, зависит от воспитания

подрастающих поколений. И в данной работе мы рассмотрели зависимость

воспитания детей от психолого-педагогической культуры родителей, в

частности такого его компонента, как эмпатия.

Эмпатию определяют как внерациональное познание человеком внутреннего

мира других людей, вчувствование. В психолого-педагогической литературе

можно также встретить следующее определение эмпатии: эмоциональная

отзывчивость человека на переживание другого. [ ] Как эмоциональный

отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и высших личностных

формах (сочувствие, сопереживание, сорадавание). Формы эмоционального

отклика осуществляется через механизм децентрации. Способность к эмпатии

чрезвычайно важна в детско-родительских взаимоотношениях, в том числе в

младшем школьном возрасте. Несмотря на то, что кризис семи лет уже миновал,

родителям важно учиться взрослеть вместе с ребенком, учиться понимать его.

Иначе в подростковом возрасте в детско – родительских отношениях могут

появляться весьма серьезные проблемы.

Судя по результатам психодиагностического исследования, можно заявить,

что эти проблемы уже возникают. Низкий уровень эмпатии родителей

провоцирует отчуждение в семейных отношениях, рост тревожности и

агрессивности у детей, иные эмоционально – личностные проблемы. В этом мы

убедились анализируя теоретические материалы по данной проблеме и проведя

психологическое обследование родителей и детей.

Низкий уровень эмпатии родителей мешает эффективности воспитанию,

проявлению творчества в воспитательном процессе. Поэтому задачей психолога

является повышение психолого-педагогической культуры родителей, в частности

развитие эмпатических тенденций у родителей. Параллельно с этим

необходимо вести работу с детьми по коррекции таких негативных личностных

проявлений, как агрессивность, замкнутость, страхи, тревожность. Проводимая

нами в рамках исследования коррекционно-развивающая работа была направлена

именно на это. Данная деятельность носила характер тренинговых,

психогимнастических занятий, ролевых игр. И, опираясь на отзывы родителей,

детей, педагогов, мы можем констатировать, что эффективность данной работы

налицо.

Таким образом, опираясь на теоретический анализ материала, данные

психолого-педагогического исследования, мы можем констатировать, что вторая

часть выдвинутой нами гипотезы практически подтвердилась. То есть у всех

испытуемых родителей обнаружился низкий уровень развития эмпатии и,

соответственно, в рисунках всех детей мы наблюдали эмоциональное

неблагополучие. Но, мы также продолжаем предполагать, что высокий уровень

эмпатии обусловливает эмоциональное благополучие в детско – родительских

отношениях.

Подводя итог, мы можем сказать, что задачи, стоявшие перед нами, были

разрешены с помощью теоретического и практического анализа проблемы эмпатии

у родителей младших школьников. С помощью психодиагностичес-кого

исследования мы нашли практическое подтверждение выдвинутой нами гипотезы.

Таким образом, мы можем констатировать, что цель психолого-

педагогического исследования была достигнута.

Библиографический список.

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. – М., 1993

2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика. – М.,

1991

3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988

4. Добрович А. Б. Учителю о психологии и психогигиене общения. – М.,

19987

5. Гребенщиков И. В., Дубровина И. В., Разумихина Г. П. Этика и

психология семейной жизни. – М., 1987

6. Закатова Н. И. Социальная педагогика в школе. – М., 1996

7. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М., 1987

8. Ковинько Л. В. Воспитание младших школьников. – М., 2000

9. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. – М., 1983

10. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990

11. Махов Ф. С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском

воспитании. – М., 1989

12. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. – М., 1995 кн. 1, 2.

13. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1996

14. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996

15. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М.., 2000

16. Популярная психология для родителей /Под ред. А. А. Бодалева, А. С.

Спиваковской, Н. Л. Карповой. – М., 1998

17. Психогимнастика в тренинге. /Под ред. Н. Ю. Хрящевой. –СПб., 2001

18. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992

19. Семейное воспитание. /Сост. И. В. Гребенщиков, Л. В. Ковинько – М.,

1990

20. Социальная психология. /Под ред. А. В. Петровского – М. , 1987

21. Социальная педагогика. /Под ред. М. А. Галагузовой – М., 2000

22. Фромм А. Азбука для родителей – Л., 1991

23. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании – М., 1995

24. Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития, методы

исследования. – Киев, 1992

25. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского

возраста. – СПб., 1999

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ