Рефераты
 

Использование различных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии

Использование различных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии

Министерство образования российской федерации

Уральский государственный педагогический университет

Физический факультет

Кафедра методики преподавания физики и ТСО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Выпускная квалификационная работа

Квалификационная работа Выполнил:

допущена к защите студент гр. Т- 318(с)

Зав. кафедрой МПФ и ТСО Башкирцева А. А.

_______________________

д-р пед. наук, профессор Шамало Т.Н. Научный руководитель:

«____» _____________2004 г. кандидат пед. наук,

доцент

Усольцев А.П.

Екатеринбург – 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

| |стр.|

|ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. |4 |

|ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ……………………... |6 |

|1.1. Понятие о методах обучения…………………………………………... |6 |

|1.2. Основные группы методов обучения………………………………….. |6 |

|1.3. Активизация учебно- познавательной деятельности учащихся……... |8 |

|1.4. Сравнительные возможности методов обучения…………………….. |10 |

|ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ | |

|ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА……………………........................................ |11 |

|2.1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной | |

|деятельности…………………………………………………………………….. |11 |

|2.1.1. Словесные методы обучения…………………………………….. |11 |

|2.1.2. Наглядные методы обучения…………………………………….. |15 |

|2.1.3. Практические методы обучения…………………………………. |16 |

|2.1.4. Индуктивные и дедуктивные методы обучения………………... |19 |

|2.1.5. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения….. |20 |

|2.1.6. Методы самостоятельной работы……………………………….. |24 |

|2.2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе | |

|обучения………………………………………………………………. |25 |

|2.2.1. Методы формирования познавательного интереса…………….. |25 |

|2.3. Методы контроля и самоконтроля в обучении……………………….. |31 |

|2.4. Предметный метод обучения…………………………………………... |32 |

|2.5. Трудовой метод обучения……………………………………………… |36 |

|ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО | |

|ЭКСПЕРИМЕНТА…………………………………………….. |41 |

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… |46 |

|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……... |47 |

|ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... |50 |

ВВЕДЕНИЕ

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы

выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем

способ преподавания удобнее для учителя, тем он не

удобнее для учеников. Только тот образ преподавания

верен, которым довольны ученики»

Л. Н. Толстой

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их

классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия

информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в

модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность

учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и

осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические

методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные

методы, а также методы самостоятельной работы.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности

обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием.

В этом смысле можно говорить о стимулирующее- мотивационной функции любого

метода обучения. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал

методов, которые специально направлены на формирование положительных

мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно

содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция

стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя

осуществлению образовательной функции всех других методов.

Но деятельность не может протекать успешно, если при этом в комплексе

не используются методы активизации познавательной деятельности такие как:

стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки. Особенность методов

обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков

учебно-познавательной деятельности учащихся.

Предлагаемая комбинация методов обучения является относительно

целостной, т.к. учитывает все структурные основные элементы активизации

учебно-познавательной деятельности учащихся (ее организацию, стимулирование

и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной

деятельности, как восприятие осмысление и практическое применение.

Предлагаемый подход сочетания методов не исключает возможности дополнения

его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования

процесса обучения в современной школе.

В работе предлагается обобщенная классификация методов обучения,

построенная в логике основных компонентов деятельности, ее организации,

стимулирования, контроля и анализа результатов, проведен анализ

дидактических возможностей различных методов в соответствующих

педагогических ситуациях, раскрыта методика выбора их оптимальных

сочетаний.

Объект: процесс обучения технологии в средней школе.

Предмет: методика активизации учебно-познавательной деятельности

учащихся при обучении технологии.

Гипотеза: если проблемно- поисковый метод обучения используется в

комплексе с методами стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки то

значительно активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся.

В работе необходимо решить задачи:

1. Провести психолого-педагогический анализ литературы по методам обучения

и рассмотреть классификации методов обучения по различным основаниям.

2. Создать методику применения различных методов обучения.

3. Провести педагогический эксперимент по определению эффективности

предполагаемой методики.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

1. Понятие о методах обучения

Метод (от греческого слова metodos - буквально путь к чему- либо)

означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную

деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной

деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на

решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного

процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать

цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания

учебного материала [20, с. 177].

2. Основные группы методов обучения

При целостном подходе необходимо выделить 3 большие группы методов

обучения:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной

деятельности

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-

познавательной деятельности [20, с. 178].

В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и

учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением

и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующее влияние педагога

ведут к развитию внутреннего стимулирования учения у школьников.

Контролирующее действие учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть

подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку

организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности

предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной

информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений,

то в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной

передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ,

лекция, беседа и другие); методы наглядной передачи и зрительного

восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрации, демонстрация

и другие); Методы передачи учебной информации посредством практических,

трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия

(практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и

другие).

Выделение словесных, наглядных и практических методов нельзя считать

обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников информации.

Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику

форм мышления.

Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию

осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо

выделить под группы методов организации индуктивный и дедуктивный, а также

репродуктивной и проблемно поисковой деятельности учащихся.

Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под

непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной

работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы,

имя в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством

учителя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех

предыдущих, и поэтому теперь говорят об обязательном применении методов в

определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной

ситуации [20, с. 179].

Итак, мы показали возможные подгруппы методов, которые входят в первую

группу, обеспечивающую организацию и осуществление учебно-познавательной

деятельности в учебном процессе. Схематически методы первой группы можно

представить следующим образом:

Методы организации и осуществления учебно- познавательной

деятельности.

. Словесные методы, Наглядные и практические методы (аспект передачи и

восприятия учебной информации);

. Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);

. Репродуктивные и проблемно поисковые методы (аспект мышления);

. Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя

(аспект управления учением).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности,

исходя из наличия двух больших групп мотивов, можно подразделить на методы

стимулирования и мотивации интереса к учению и методы стимулирования и

мотивации долга и ответственности в учении:

. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению;

. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении/

Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить

на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников, получения

обратной связи во время учебного процесса - устных, письменных, лабораторно-

практических:

. Методы устного контроля и самоконтроля;

. Методы письменного контроля и самоконтроля;

. Методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля.

3. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся

Для того чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности

учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления

учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы,

репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а

также методы самостоятельной работы.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности

обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием.

В этом смысле можно говорить о стимулирующее- мотивационной функции любого

метода обучения. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен большой

арсенал методов, которые специально направлены на формирование

положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность,

одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция

стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя

осуществлению образовательной функции всех других методов.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является,

прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно

сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований,

сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью,

систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются

некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание

ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным

открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства,

литературы. С этой целью учителя подбирают специальные приемы, факты,

иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей

общественности страны. В этом случае ученики значительно ярче и глубже

осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним

с большим интересом [20, с. 196-198].

Но деятельность не может протекать успешно, если при этом не

используются методы стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки.

Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании

знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

4. Сравнительные возможности методов обучения

Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь

представление о том, когда рационально применять соответствующие методы

обучения, то есть знать их сравнительные возможности, (см. Приложение 1)

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться

следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения;

2. Соответствие целям и задачам обучения;

3. Соответствие содержанию данной темы;

4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным

(физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности,

воспитанности и развития); особенностям классного коллектива;

5. Соответствие имеющимся условиями и отведенному времени для

обучения;

6. Соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и

практическая подготовленность, личностные качества учителя

и прочее) [20, с. 204].

5. ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА

1. Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности

1. Словесные методы обучения

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по

объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их

решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие

картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует

воображение, память, чувства учащихся.

К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и др. В

процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет

учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и

осмысливания активно его усваивают.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное

изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех

этапах школьного обучения.

Возможно несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-

изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к

восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими

методами, например беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной

краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения,

позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее

активном усвоении. Во время такого рассказа сообщаются задачи деятельности

учеников на уроке.

Во время рассказа изложения учитель раскрывает содержание новой темы,

осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в

четкой последовательности, с вычленением главного, с приведением

иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем

резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задание для

дальней шей самостоятельной работы по этой теме.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические

приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения

запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения

главного.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное

продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности

раскрытия темя, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание

эмоционального тонуса изложения.

Лекция. Монологический способ изложения материала. Используется, как

правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок.

Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и

целостность восприятия школьниками учебного в его логических опосредованиях

и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в

современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения

нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного

материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или

нескольким темам или крупным разделам.

Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы

позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся,

вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для

решения учебно-познавательных проблемных задач, выполнения тематических

заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с

исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в

старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.

Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание

и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение

одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из

них и логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно

обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать

примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности.

Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые

записи. Преподавателю поэтому надо четко выделять по, что следует записать,

однозначно повторять при необходимости, чтобы облегчить записи.

Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель

путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к

пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее

мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие

«сократическая беседа».

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала,

уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в

дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика»

- нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на

имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, приводит их к пониманию и

усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа

предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или

вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся

состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются

после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику

(индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может

проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки

вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся

готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими,

содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не

следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на

угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов,

требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества: активизирует

учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся,

имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим

средством.

Недостатки метода беседы: требует много времени, необходим запас

знаний.

Объяснение. Объяснение - словесное истолкование закономерностей,

существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение- это монологическая форма изложения. К объяснению чаще

всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук,

решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии

коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует точного и четкого

формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия

причинно- следственных связей, аргументации и доказательств; использования

сравнения, сопоставления и аналогии; привлечение ярких примеров;

безукоризненной логики изложения.

Дискуссия. Дискуссия, как метод обучения основан на обмене взглядами

по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение

участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно

использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью

зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и

обосновывать свою точку зрения [20, с. 181-183].

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения.

Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи

знаний. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». В

процессе преподавания технологии обслуживающего труда словесные методы

используются редко, т.к. преобладание практических занятий над

теоретическим материалом делают их малоэффективными.

2. Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при котором

усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от

применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими

методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие

группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий:

плакатов, таблиц, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов,

технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или

демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение

отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и

демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или

кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс

(видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов

обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд

условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно

и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть

организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть

демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное

при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе

демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно

согласована с содержанием материала; привлекать самих учеников к нахождению

желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве [9,

с. 76].

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они

обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными

методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что

«диалектический путь познания объективной реальности предполагает

применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики»

[2, с. 102].

Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. А дать каким-

то из них полное предпочтение было бы ошибочно, так как в зависимости от

особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных

средств, а так же уровня подготовленности учеников необходимо в каждом

конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Использование наглядных методов обучения на уроках технологии сужается

минимальным использованием словесных методов обучения.

3. Практические методы обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности

учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К

практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические

работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное)

выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или

повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов

и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений

зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала,

изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные и

учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают

умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнении

выделяют: упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления

-воспроизводящие упражнения; упражнения по применению знаний в новых

условиях — тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает,

комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют

комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать

типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти,

речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат

времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки

умений в их применении. Использование их способствует развитию логического

мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные

упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению

схем, чертежей, графиков, плакатов, стендов и т. д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными.

Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и

запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного

воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности

учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или

творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся,

имеющие производственно — трудовую направленность. Целью этих упражнений

является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности.

Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда правил:

сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической

последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по

заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение -

на применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в

нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого

обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний,

умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно -поисковые упражнения,

которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы. Лабораторные работы — это проведение учащимися по

заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов

и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких -

либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском

плане.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть

длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями. Учитель составляет

инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых

показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью

урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и

носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и

за пределами школы.

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с

обучающими машинами, с машинами - тренажерами и репетиторами [20, с. 154-

162].

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по

источникам знания. Главным недостатком данной классификации считается то,

что она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в

обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не

менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у

учителей - практиков, ученых – методистов и применяется на уроках

технологии.

4. Индуктивные и дедуктивные методы обучения

Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно

важную особенность методов - способность раскрывать логику движения

содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных

методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой

темы - от частного к общему или от общего к частному.

Индуктивный метод. Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех

случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или

связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе

индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении

технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным

методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда

учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению

некоторой более обобщенной формулы.

Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют

большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в

меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются

на конкретные факты, опыты и другие данные.

Дедуктивный метод. Дедуктивный метод способствует более быстрому

прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.

Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при

решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих

положений [3, с. 85-87].

При использовании индуктивного и дедуктивного методов обучения

применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а

также репродуктивные и проблемно -поисковые методы, но при этом содержание

учебного материала раскрывается определенным логическим образом -

индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или

дедуктивно построенной беседе, о проблемно и дедуктивно построенном

рассказе и т. д. Здесь мы еще раз убеждаемся в том , что «метод обучения» -

понятие много аспектное. В системе методов обучения сочетаются несколько

условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о

применении индуктивного или дедуктивного метода в преподавании технологии

обслуживающего труда определяется ведущей дидактической задачей,

поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, учитель

решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления

обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с

проблемно поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы

5. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения

Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает

активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником

учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования

словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые

являются я как бы материальной основой этих методов.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде

формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует

внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям

определенные научные сведения, делаются соответствующие записи на доске,

фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что

учитель в ходе нее опирается на уже известные ученикам факты, на ранее

полученные знания и не ставит задачи обсуждения каких-то гипотез,

предположений.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в

ходе их ученики применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания.

При этом в ходе практической работы ученики не осуществляют

самостоятельного приращения знаний. Репродуктивные упражнения особенно

эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ