Рефераты
 

Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается нечем

не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы» [8]. В качестве таковых

и выступают дидактические игры. “ Игра должна быть организована так, чтобы

в ней предчувствовался будующий урок” [9].

Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от

игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические

игры.

1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация

Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид

игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в

теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми

недопустимо. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса

игр:

- игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с

образовательной и воспитательной целью;

- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные

игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более

старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь,

представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра –

экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-

образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот

класс игр представляется наиболее продуктивным для развития

интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в

постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения

новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе

самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического

размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых

переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно

самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве.

Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности

ребенка и содержательным общением с взрослыми.

Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические,

сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-

забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и

самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за

самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива

ребенка в постановке игровой задачи.

Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они

формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и,

что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой

самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные

знания.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами,

специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания

детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении

детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее

влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство

обучения младших школьников определяется рядом причин:

1) игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла

своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский), поэтому

опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее

адекватный путь включения детей в учебную работу;

2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной

устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным

развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

4) недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание

учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные

трудности адоптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом

способствует преодолению указанных трудностей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру,

характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются

следующие структурные составляющие дидактической игры:

1)дидактическая задача;

2)игровые действия;

3)правила игры;

4)результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и

воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его

обучающую дея-

тельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с

программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение

составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в

дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые

действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые

действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются

познавательные и игровые задачи.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и

по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания

загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым

замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации

игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение

дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими

задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием,

игровыми задачами и игровыми действиями.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью

правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности,

поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи –

незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение

конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании

игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше

выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При

этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи

отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элемен-

ты. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной

ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это

условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для

ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр –

облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного

выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:

- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения,

связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- функция формирования психических новообразований;

- функция формирования собственно учебной деятельности;

- функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной

учебной работы;

- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных

ролей.

Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление.

Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие

условия:

- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно

дидактических игр;

- выразительность проведения игры;

- необходимость включения педагога в игру;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения;

- средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре,

следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению

дидактических задач;

- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой,

доступной и емкой.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2 – настольные печатные;

3 – словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.

Играя

с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие

предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами

предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх

решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению

последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми

знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники

упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству,

объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,

назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического

мышления.

В игре также используют предметы, в которых разница между ними

менее заметна. В играх с предметами младшие школьники выполняют задания,

требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов,

нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения

складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные

игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого

они сделаны. Это помогает учителю упражнять младших школьников в решении

определенных дидактических задач.

Игры с природным материалом учитель применяет при проведении

таких дидактических игр, как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”,

“Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются

знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы

(анализ, синтез, классификация).

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки,

различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные

развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по

парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по

смыслу.

Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от

учеников требуется обобщения, установление связи между предметами.

Например,

в игре «Что растет в лесу?» (см. приложение А).

Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей

умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений

направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников.

Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик

прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и.т.д.)

В этих играх формируются такие ценные качества личности

ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании

необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В

таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах,

углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать

приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети

самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают

предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят

признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам,

признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься

умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее,

трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что

его учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом

процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую

группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять

существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка”, “Магазин” и.т.д.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения

сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож – не

похож”, “Кто больше заметит небылиц” и другие.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и

классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей

группе: “Кому что нужно?» “Назови три предмета”, “Назови одним словом” (см.

приложение Б).

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания,

сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и

другие.

Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они

лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная

среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в

музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние

годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей

универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной

координации, произвольности поведения, символической функции мышления и

другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только

разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми,

увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-

пространственная среда.

Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в

том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры –

организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В

середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В

конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра

должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной,

увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно,

игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного

типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс,

сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших

школьников.

2 Игра как средство развития творческого начала учащихся

начальных

классов

2.1 Дидактическая игра как средство активизации внимания и

развития

мышления младших школьников

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые

предназначены специально для развития умственных способностей школьников,

совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают

лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у

учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо

уделять постоянное внимание.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны

способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого

воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных

отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у

учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к

самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче,

доводить начатую работу до конца.

К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не

теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется (по

сравнению с дошкольным возрастом). В это время большое место занимают игры

с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое

поведение правилам, формируются его движение, внимание, умение

сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны

для успешного обучения в школе,

Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших

школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать

внимание детской аудитории зависит процесс обучения. Нами использовались

игры, направленные на развитие различных аспектов внимания (см. приложение

В).

Для поддержания познавательной активности младших школьников,

обеспечивающей достижение целей обучения, в практической деятельности школ

используются разнообразные методы и формы организации деятельности

учащихся, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди

последних принадлежит дидактическим играм.

В дидактических играх младшие школьники учатся подчинять свое

поведения правилам, формируются его движения, внимание, умение

сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для

успешного обучения в школе.

Дети очень любят разгадывать ребусы и кроссворды. Так, на одном

из занятий, ученикам можно предложить угадать, какие слова зашифрованы в

этом ребусе:

Здесь будет рисунок!

Рисунок 1

Еще одним развивающим мышление и воображение учеников является

следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив

смысл каждого слова и предложения в целом.

Змиа.

Впыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в

дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.

В процессе обучения математике важно развивать у детей умение

наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать

выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий.

Цель дидактической игры “ Логическое домино “ заключается в

закреплении знаний детей о свойствах предметов, развитии логического

мышления. Для игры понадобится набор фигур разного цвета и размера. Играют

два ученика, у которых есть полный набор фигур. Первый ученик кладет на

стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он

прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только одним каким-

либо свойством: формой или величиной. Проигрывает тот, кто первым останется

без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.

Совершенствовать вычислительные умения поможет игра “ Кормление

рыбок “ Наглядный материал, в виде ярких плоских изображений рыбок,

подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке написан пример

на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10.

Здесь будет рисунок!

Рисунок 2

Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той

кормушки, цифра которой соответствует результату вычисления.

Дидактические игры на развитие мыслительных процессов

используются и на уроках природоведения.

Игра «Овощи фрукты» имеет цель закрепить умение детей

классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы

«класть», «положить». Детей распределяет учитель на две команды с равным

количеством игроков.

Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды

берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики

одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача

мяча сопровождается диалогом:

1-й ученик: Положи в корзину овощ.

2-й ученик: Кладу огурец.(Поворачивается к соседу, передает мяч и

произносит: «Положи в корзину овощ».).

3-й ученик: Кладу морковь. Тот, кто повторит название два раза или ошибется

, отдает фант, а по окончании игры выкупает его.

Игра «Каждому овощу – его листву» состоит из двух наборов

карточек:

1) с картинками овощей;

2) с гербарными листьями этих овощей.

Необходимо быстро соединить соответствующие овощ и листву.

Использование дидактических игр в процессе обучения младших

школьников активизирует их интерес к учению.

2.2 Формирование творческих способностей средствами

занимательного и наглядного материала на уроках математики

Игра, как известно, сопровождает детей с первых дней

сознательной жизни. Через игру, через свое отношение к игрушке они

осмысливают окружающее. В школьном возрасте игра усложняется, ребенок 7-8

лет находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает

через игру в мало знакомый ему мир другого человека.

Постепенно игра начинает приобретать для младшего школьника

более осознанный характер, становясь реальным самым доступным средством

познания мира проявления и утверждения себя в нем.

В младших классах игра по-прежнему занимает одно из важнейших

мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр

важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению

свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в

определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно

психические свойства и качества, необходимые детям они развивают, какие

воспитательные и образовательные задачи решает учитель.

Подготовка ребенка к школе включает формирование элементарных

математических навыков и представлений, развитие математического мышления и

сообразительности. Большинство детей, поступающих в первый класс, умеют

считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью

говорят, что могут считать до тысячи.

Родители таких детей часто высказывают опасения, что их ребенку

будет скучно на уроках математики, где в начале считают до десятка.

Однако наблюдения показывают, что умение считать до ста и более

еще не определяет математического развития ребенка. Нередко первоклассник,

считающий до ста испытывает серьезные затруднения при выполнении

арифметических действий в пределах десятка. Дело в том, что дети часто

заучивают счет неосознанно, механически, т.е. за названием числа у них нет

реального представления о величине этого числа. Такой счет не развивает

мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности.

Причиной трудностей, с которыми встречаются первоклассники, при

решении задач, является отсутствие ясных временных и пространственных

представлений, бедность жизненных наблюдений. Многие начинающие школьники

неотчетливо представляют, что означает: одинаково, столько же, поровну,

больше, меньше, старше, моложе, раньше позже, длиннее, короче; путают

правую и левую сторону, не могут даже приблизительно определить расстояние

в шагах от стола до двери и т.п. .

Нередко дети даже не имеют представления, какими мерами

пользуются при продаже молока, крупы, яиц, овощей и фруктов.

В начале школьного обучения от ребенка не требуется знания

больших чисел. Но до поступления необходимо, чтобы он умел сознательно

считать в пределах десяти, знал прямой и обратный счет первого десятка,

представлял себе состав названного числа, т.е. умел разделить это число на

слагаемые, решал простые жизненные задачи, примерно такого типа: «В корзине

лежало пять яблок, сколько там осталось, когда мама взяла от туда два

яблока?»

Чтобы ребенок считал сознательно, он должен с каждым понятием о

числе связывать определенные представления о той или иной совокупности

предметов. Так, например, называя число 3, он должен уметь отсчитывать 3

предмета, пересчитать их по порядку (1,2,3), сложить в одну группу,

например, 3 листочка, 3 карандаша, нарисовать названное число кругов,

квадратов.

Накопление математических навыков и представлений происходит с

помощью дидактических игр, в процессе которых младший школьник приобретает

отчетливые числовые представления и умение ориентироваться в пространстве,

правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну,

одинаково, пополам.

Большую пользу приносят игры и упражнения на составление фигур

из частей, сопоставление форм и предметов с геометрическими образцами. Эти

игры способствуют развитию учебно-важного качества, зрительного анализа.

Таким образом, игры, используемые на уроках математики,

способствуют развитию творческого начала личности ребенка младшего

школьного возраста

(см. приложение Г).

Разнообразные дидактические игры, используемые на уроках

математики в начальной школе, позволяют учащимся овладевать различными

способами выполнения заданий. Дидактические игры, направленные на развитие

восприятия формируют у младшего школьника умение анализировать предметы по

таким признакам, как цвет, форма и величина. Другая группа игр,

направленных на развитие внимания, способствует формированию у ребенка

умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях в

действительности.

Основные свойства внимания, которые формируются в дошкольном

возрасте и совершенствуются в младшем школьном возрасте – это его

устойчивость, переключение и распределение. С помощью дидактических игр

происходит совершенствование свойств внимания и постепенный переход от

непроизвольного внимания к произвольному.

В дидактических играх происходит развитие памяти ребенка,

мышления, а также развитие творческих способностей. Творчество во многом

определяется умением выражать свои чувства, представление о мире различными

способами.

2.3 Творческие игры в работе над слогом

Дидактические игры занимают все больше места на уроке. Учителю

важно верно определить место дидактической игры в учебном процессе и ее

цель. Чаще всего она используется для переключения внимания детей с одного

задания на другое, с целью обработки определенного способа действия, во

время физминуток, придавая учебной работе дополнительные

положительные эмоции.

Все более прочные позиции в методике, педагогике и психологии

занимает обучение, направленное на развитие понятийного мышления, при

котором должно происходить усвоение полноценной теоретической информации. «

Если мы хотим, - писал Д.Б.Эльконин, - чтобы обучение в начальной школе

было развивающим, то мы должны позаботиться, прежде всего, о научности

содержания».

Обучение грамоте должно начинаться с сознания у детей общих

представлений о строении языка, с организации наблюдений за происходящими

процессами, со знакомства с особенностями русской письменности, то есть со

строительства системы лингвистических знаний учащихся. Такое обучение не

может обойтись без освоения специальных лингвистических понятий.

Одно из первых фонематических понятий, с которыми знакомятся

первоклассники, - слог. Оно используется в трех направлениях:

- для обучения чтению – мы учим читать не сразу целыми словами, а сначала

по слогам;

- для обучения фонематическому анализу – звучащее слово делится на слоги,

а затем выделяются звуки внутри каждого слога;

- для обучения письму – мы учим детей для самоконтроля, диктовать себе по

слогам.

Познакомить с понятием – значит познакомить детей с его

опознавательными признаками, позволяющими отличить данное понятие от

других. Для слога это:

- звук или группа звуков, произносимых на одном выдохе;

- слог не обладает лексическим значением;

- при нарушении последовательности слогов слово искажается или

превращается в другое.

Осознанное усвоение детьми этих признаков и приведет к

осознанному усвоению понятия «слог».

Для понимания первоклассниками того, что слог – это группа

звуков, произносимых на одном «толчке воздуха» (первого из выделенных

признаков), методикой в разные годы предлагалось много приемов. Например,

использование горящей свечи описывал известный русский методист

А.М.Пешковский. В качестве примера мы предлагаем обучающую игру,

рекомендованную П.С.Жедек.

«На стадионе»

- Знаете ли вы, - говорит учитель первоклассникам, что на футбольных и

хоккейных матчах все время изучают русский язык? Не верите? Какое слово они

кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу). Правильно. Давайте

и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. (Ученики скандируют

шай-бу! Шай-бу) Болельщики кричат слово по слогам.

Здесь вводится термин, который детям надо запомнить и потом не

спутать с уже известным и очень похожим – термином «слово».

- Слоги, - продолжает учитель, - это те кусочки, на которое делится слово.

А что кричат болельщики, когда команда забила гол? (Молодцы!) Правильно,

они кричат: ма-ла-цы! Ма-ла-цы! Учитель дает образец произношения.

Необходимо обратить внимание на то, что при произнесении слова

по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение. Это требование

часто нарушается сначала учителями, а вслед за ними и учениками.

Для знакомства со вторым признаком слога может быть полезна

такая обучающая игра или ее интерпретация – на усмотрение учителя.

Учитель произносит: [ка] – Понятно, что я хотела сказать?

(Нет.) Дальше учитель произносит: [ро]. – А теперь, понятно? (Опять нет.)

Аналогично: [ва]. (Непонятно.) – Что я произнесла: слово или отдельные

слоги? (Слоги.) А теперь я соединю их вместе и произнесу: «корова». Теперь,

понятно? (Да.) Вывод, который дети делают вместе с учительницей: когда

произносились отдельные слоги, было непонятно. Как только слоги

соединились, получилось слово.

На этом же этапе работы целесообразно поменяться ролями учителю

с несколькими учениками или с приемом «доскажи словечко» прочитать

стихотворение Э.Успенского, а затем продолжить такую же игру.

Что за ли? Что за мон?

Никакого смысла.

А как скажут лимон –

Сразу станет кисло!

Что за ки? Что за но?-

Людям не известно.

А как скажут кино –

Сразу интересно.

Что за хал? Что за ва?

Вот еще одна загадка.

А как скажут халва –

Сразу станет сладко.

Во время игры учитель может использовать «ловушку» и досказать

такой слог, при котором слова не образуются. Следует обратить внимание

детей на то, что нелюбые слоги могут соединиться и образовать слово.

Можно чередовать индивидуальную работу и групповую, использовать,

например, работу в парах или по рядам при выполнении такого упражнения -

игры.

Учитель произносит слово, а ученики – другое, поменяв слово местами. Здесь

также уместно использование слов – «ловушек», при перестановке слоговв

которых нового слова не образуется. Например, рады - …, шина -…, нора -…,

пора -… .

Одновременно с введением понятия «слог» первоклассникам

сообщается и его условный рисунок (знак), которым они будут пользоваться.

Усвоение понятия «слог» невозможно без одновременной отработки способа

действия при делении слов на слоги. Традиционными способами выделения

слогов и определении их количества считаются произнесение слова с хлопками

и прием упора тыльной стороны ладони в подбородок. Первый способ требует

ответа до решения задачи: хлопнуть столько раз, сколько в слове слогов, –

поэтому он может быть использован позднее как дополнительный.

Второй прием тоже не может считаться универсальным, так как не

все слова, например, синий или птицы – могут быть правильно разделены на

слоги с его помощью. И здесь опять незаменимым окажется прием

скандирования, а игра «На стадионе» поможет освоить слог как

произносительную единицу и одновременно отработать способ слогоотделения.

Важность понятия «слог» состоит еще в том, что он является

основной единицей чтения, поэтому одна из задач обучения грамоте –

формирование у детей правильного способа чтения – плавного по слогового.

Чтобы прочитать слово, ребенку необходимо:

- опознать буквы каждого слова;

- определить, как они читаются в каждой позиции;

- осуществить плавное слоговое чтение;

- осознать прочитанное.

Первоклассники должны осознанно пользоваться особенностями

слогового (позиционного) принципа русской графики. Вариант прочтения буквы

зависит от ее окружения, то есть от позиции в слове. Поэтому и рассуждение

ребенка при чтении открытого слога должно быть таким: «Чтобы прочитать

слог, смотрю на вторую букву. Если эта буква а (о, у, ы), то она командует,

что первую букву надо читать твердо».

Для того чтобы такие рассуждения ребенок проводил осознанно,

чтобы они в конечном итоге способствовали формированию прочного навыка

чтения, рекомендуется игра "Буква в окошке", использованием пособия

"абак", где первой должна появиться буква гласного в правом окошке. Именно

она и определит вариант прочтения буквы слева. Организовать такую игру

учитель может со всем классом, по рядам парами и т.д.

Для тренировки первоклассников в чтении прямых слогов, кроме

такой подвижной таблицы, учителя используют карточки отдельных букв и

слогов, а также стационарные слоговые таблицы, такие как, например слоговые

таблицы из «Читалочки» Л.Ф.Климановой, которые одновременно могут быть и

игровым полем.

| Ва | Па |

| Та | Ми |

| Са | Ма |

| Ле | Ня |

| Ли | ша |

| |

| Ба | Тон | Зар |

| За | Нан | лет |

| Ня | Ян | |

Рисунок 3

Подобные слоговые таблицы позволяют не только потренировать детей

в чтении, но и воспитать внимание к слову, его лексическому значению и

звукобуквенной форме.

Особый вариант слоговых таблиц представляют собой карточки,

выполненные в виде домино. Играть можно всем классом, парами, группами из

трех- пяти человек. С такими же карточками можно предложить и другие игры:

1) Незнайка нес слово, но по дороге растерял слоги. В руках у него остался

только первый слог «на» и последний «ка» (выставляются на наборное

полотно). Помогите Незнайке.

Дети вставляют карточку или карточки и читают получившиеся

слова. Здесь учителю необходимо правильно отреагировать на ошибку ученика.

Недостаточно сказать: «Неправильно, подумай!» - и убрать карточку. Слог

надо оставить и прочитать получившееся, обращая внимание детей на то, что

слово не составилось;

2) учитель показывает карточку со слогом, дети его читают про себя, а в

слух произносят слог, который получился в результате того, что они

поменяли буквы местами.

Игра способствует усвоению звуковой и буквенной форме слога.

Одновременно с умением читать у детей формируется и умение писать.

Поскольку письмо, как и чтение слоговое, то естественно, основной единицей

письма должен стать слог. По этому после формирования у первоклассников

умения писать отдельные буквы и их соединения переходят к обучению письму,

слогов и слов. При этом основным методическим приемом будет послоговая

диктовка (слог записывается одновременно с его проговариванием). Такая

диктовка является своеобразным алгоритмом, и тренировать детей в выполнении

последовательности определенных действий, целесообразно в коллективной

игре.

Во время общей работы, один ученик (или учитель) может начать

комментарий, а остальные – продолжить. На более позднем этапе обучения

правила игры учитель может изменить и предложить детям найти ошибку в

комментарии, обнаружить и восстановить пропущенное действие. Только тогда,

когда учитель убедится в том, что все дети овладели алгоритмом записи

слога, он может допустить переход на шепотное комментирование.

Подбор обучающих игр на уроке способствует формированию и

развитию психических функций учащихся и требует определенного методического

мастерства учителя начальной школы.

2.4 Формирование элементов экологического творчества учащихся

начальных классов

Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой

оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ