Формирование личности в подростковом возрасте
ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он
сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.
Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития
личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче
и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт
социального общения, практику жизни в коллективе.
Существует несколько типов подростковых групп. Одни отличаются
однополым составом, наличием постоянного лидера, с довольно жестко
фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической
лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание
другими). В этих группах есть такие роли как «лидер», «адъютант лидера»-
физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого
лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять
место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа
обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения
сверстников из других групп. Состав группы довольно стабилен, прием новых
членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к
группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к
внутригрупповому символизму – условные знаки, свои клички, свои обряды.
Подобные группы чаще образуются из подростков мужского пола.
Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей,
отсутствие постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы
минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, необходимых
для входа в нее.
Также существуют и промежуточные, и иные типы промежуточных групп.
Известно, что в начальных классах авторитет ребенка среди товарищей
определяется главным образом оценками взрослых. Как правило, самыми
авторитетными бывают отличники, безоговорочно выполняющие требования
учителей, родителей. У ребенка, вступающего в подростковый возраст,
расширяется сфера самостоятельности, растет опыт общения с людьми. Это,
естественно, ведет к желанию самому разобраться в поступках людей и их
отношениях. Подростка уже не удовлетворяет такая система требований, при
которой он находится в полной зависимости от оценок взрослых. В коллективе
подростков начинает вырабатываться новая система критериев оценки поведения
и личности человека, возникает своеобразная «переоценка ценностей»,
складывается новая иерархия морально-этических требований. Становление
нового уровня самосознания в этом возрасте тесно связано с этими новыми
критериями, с новыми требованиями, которые предъявляет коллектив к личности
подростка.
Каковы эти требования, кто становится авторитетом у подростков?
Наверное, многим приходилось наблюдать такую картину: в начальной школе
ребенок отличается начитанностью, хорошим поведением, словом, во всем
являлся примером. В четвертом классе он вдруг начинает внешне не
мотивированно «меняться на глазах». У него портятся отношения с товарищами,
ему не хочется идти в школу, он хуже учится, с удовольствием пропускает
уроки, становится дерзким, а порой грубым. В чем причина этих изменений?
Оказывается, в классе его прежняя «образованность» перестала быть значимой
для ребят, пошатнулась непререкаемость его авторитета. Выясняется, что
кто0то больше знает и читает, кто-то отличается большей находчивостью, кто-
то лучший спортсмен. Прежние авторитеты рушатся и создаются новые.
Именно в подростковом возрасте коллектив во всей сложности отношений
встает перед ребенком, возникает необходимость в нем разобраться и
возможность ответить его требованиям.
Нередко подросток начинает ориентироваться в этих требованиях, подражая
товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается
чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем
интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они.
Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми
красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у подростка появляется образец,
ориентирующий и направляющий его поведение.
В размышлениях о поведении товарищей складывается система требований не
только к их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных
достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток
воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.
Что же одобряют и что же осуждают подростки в товарищах?
С одной стороны они ценят качества, характеризующие высокий моральный
облик подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное
отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту.
С другой стороны, качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг
с другом и проявляющиеся в этих отношениях. Коллектив подростков не терпит
зазнайства, похвальбы, подчеркивание своих, пусть даже и имеющихся
достоинств. Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое
поведение как несоответствующее нормам товарищеских отношений.
В коллективе подростков могут замечаться постоянство, текучесть
отношений. Это также является следствием сложности развивающегося
внутреннего мира ребят этого возраста. Непостоянство симпатий, смена
авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в
коллективе есть не что иное, как свидетельство постоянной внутренней
работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям
рождающегося нравственного кодекса.
Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть «не
последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются. Нормальное
развитие подростка невозможно без общения со сверстниками. Именно коллектив
может стать опорой в сложившихся ситуациях, влияние коллектива на подростка
может быть очень благотворным.
Подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его
место в коллективе. Это не так просто. Один не видит своих недостатков,
другой стесняется проявить свои достоинства, тут-то и нужна помощь
взрослых.
Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем
хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им,
подсказать ему пути преодоления недостатков. Необходимо помочь понять
ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна
оставить учителя равнодушным.
Человек в обществе немыслим без коллектива. Чтобы подросток сумел найти
свое место в будущей жизни, он должен овладеть всей богатейшей практикой
коллективистских отношений: уметь согласовывать свои желания и интересы с
желаниями и интересами коллектива; научиться радоваться общим радостям;
печалиться общими печалями; соотносить свою деятельность с общими целями. И
подросток готов к этому. Ведь одна из его основных особенностей –
неудержимая тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с
товарищами.
Это стремление подростка важно направлять в нужное русло, и роль
направляющего должен принять на себя взрослый. Коллективизм – качество,
присущее подростку, и важно создавать условия для того, чтобы оно
проявилось, чтобы именно оно стало ведущим в формировании личности
подростка, мотивировало поступки, действия, все его отношения с людьми.
Ведь коллективиста делает общение, и не только общение в большом
коллективе, классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с товарищами.
Родительская семья – важнейший институт социализации детства. Однако
современная семья не обладает той ролью, на которую претендовала в
предыдущую эпоху. Это зависело как от системы общественного воспитания, так
и от изменения самой семьи. Меняется стиль внутрисемейных отношений.
Моральный авторитет родителей поддерживать труднее, чем власть, опирающуюся
на силу.
Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью
через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве.
Теперь наступает пора оценок близких.
Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися
семейными (и родовыми) традициями.
Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок
взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К
подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства
взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность
обсудить его проблемы. Главное в такой семье – сохранение столь желанного
для отрочества чувства самоуважения.
Характер подростка из семьи с высокой рефлексивностью и
ответственностью развивается вполне благополучно (если, конечно, здесь нет
угнетающих это развитие предпосылок). Он строит свои отношения с
окружающими (взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно
лояльному типу. Ценностные ориентации подростка в такой семье направлены на
проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности:
предметного мира, образно-знаковых систем, природы, самого социального
пространства непосредственных отношении людей. Высокая рефлексия окружения
создает благоприятные условия для духовного развития подростка.
Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся так же, как и в
детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним, и держатся от него
на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие
характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм
поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький
комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как
способа взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя:
превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или
неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.
Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он
устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворение в
общении. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.
Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять
подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было
принято ранее, здесь продолжают применять физические наказания. В
авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе,
как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо
вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа
взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную
лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного
в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности
подростка в развитии.
Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает
господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на
голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и
сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики характера
подростков из таких семей. Попустительская семья мешает подростка
возможности осознать закономерности человеческих отношений и делает его
несостоятельным в реальных отношениях с другими.
Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным
вниманием и заботой родителей. С подростком родители по-прежнему не
расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его
душевными переживаниями. Здесь подросток, как и прежде неуверен в себе. В
случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить
позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по
своим социальным реакциям.
Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся,
принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими
недугами еще в детстве. В отдельных счастливых случаях подросток из
алкоголизирующей, наркотизирующей или распутной семьи начинает столь
активно противостоять деградации, что ему хватает сил вырваться из
предложенных жизнью условий существования и идти своим путем.
Как бы не складывались условия жизни в подростковом возрасте,
ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайные.
Школа – еще один важнейший общественный институт, дающий детям
систематическое образование, подготовку к труду.
В подростковом возрасте, как и в детстве, ребенок продолжает посещать
школу или переходит в училище. Однако меняется его внутренняя позиция по
отношению к школе и учению. Так, если в детстве в младших классах, ребенок
был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь
подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со
сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего
интереса в отрочестве.
Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В
общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в
умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные
способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток
постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится
рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания,
эмоционального проявления. Если в детстве особая школа социальных отношений
– игра, то в подростковом возрасте этой школой становится общение. Именно в
этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные
реакции на предполагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный
выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.
Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно
считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности.
Главная задача в том, чтобы сделать школу координатором и организатором
системы воспитания подрастающего поколения.
Средства массовой коммуникации, внешкольные учреждения, расширяя
диапазон знаний учащихся, составляют конкуренцию школе. С их помощью
«совокупные взрослые» воспитывают «совокупных детей», так как программы
планируются и контролируются. Если передачи объективны, они невольно
способствуют приобщению детей к той стороне жизни, от которой взрослые
хотели бы их уберечь. Само название «средства массовой коммуникации»
содержит проблему. Пока поток информации был официальным и однонаправленным
– пресса, радио, телевидение информировали население о решениях, принятых
кем-либо, о событиях, происшедших в мире. Это – работа средств массовой
информации. В настоящее время больше внимания уделяется образованию связи,
реакции публики на увиденное и услышанное. Тем самым, передача информации
превращается в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.
Бессмысленно спрашивать какой из каналов социализации важнее – семья,
сверстники, школа, средства массовой коммуникации? Тем более существуют
соседские отношения, трудовые коллективы.
Чтобы координировать усилия, надо знать, в чем они принципиально
заменяемы, в чем – уникальны. Однако не один институт нельзя в отдельности
считать ответственным за учебно-воспитательный процесс, за его конечный
результат.
Глава III. Исследование личностных особенностей подростков.
1. Выявление типа темперамента.
В основе разработки методики лежит факт повторения набора сходных
общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл,
Айзенк, Личко и др.).
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант),
классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и
шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное
направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант),
шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и
рекомендации по коррекции.
Этапы работы:
1. Проведение теста Айзенка.
2. Обсчёт результатов.
3. Градация результатов по таблице типов.
4. Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5.
Инструкция (для психолога): «На предлагаемые вопросы испытуемый должен
отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный
лист под соответствующим номером».
ОПРОСНИК АЙЗЕНКА
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чём-нибудь просят?
4. Бывает ли так, что ты раздражён чем-нибудь?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было
настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты сказать о себе, что ты веселый,
живой человек?
12. Ты когда – нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? ( Если же, наоборот,
склонен к неторопливости, ответь «нет»)
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не
произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию
сверстников?
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины ( физические нагрузки)
сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с
кемнибудь?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в
неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда хвастаться?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество
незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в кассе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не
задерживаясь особенно на обдумывание?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем
веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Бываешь ли т совершенно уверен, что сможешь справиться с делом,
которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда поздно что-нибудь исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным
без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от
оживленной компании сверстников?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-
нибудь не подумав?
Ключ
1. Экстраверсия (Э)
«Да»: 1,3.9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57.
«нет»: 6,33,51,55,59.
2.Нейротизм (Н):
«Да»:
2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31,34,37,39,42,45,47,50,52,54,56,58,60.
3.«Ложь»:
«да»: 8,16,24,28,36,44.
«нет»: 4,12,20,32,40,48.
Нормативы для подростков 12-17 лет для отнесения их к определенному
типу темперамента (таб.1.1.) : экстраверсия (Э) - 11-14 баллов, «ложь» - 4-
5 баллов, нейротизм(Н) – 10-15 баллов.
Таблица 1. 1
Тип темперамента
|№ |Данные по тесту Айзенка |№ |Данные по тесту Айзенка |
|п/п | |п/п | |
| |Э, баллы |Н, баллы | |Э, баллы |Н, баллы |
|1 |0 – 4 |0 – 4 |17 |16 – 20 |4 – 8 |
|2 |20 – 24 |0 – 4 |18 |4 – 8 |16 – 20 |
|3 |20 – 24 |20 – 24 |19 |4 – 8 |4 – 8 |
|4 |0 – 4 |20 – 24 |20 |16 – 20 |16 – 20 |
|5 |0 – 4 |4 – 8 |21 |12 – 16 |8 – 12 |
|6 |0 – 4 |16 – 20 |22 |8 – 12 |8 – 12 |
|7 |0 – 4 |8 – 16 |23 |16 – 20 |8 – 12 |
|8 |4 – 8 |0 – 4 |24 |12 – 16 |4 – 8 |
|9 |8 – 16 |0 – 4 |25 |8 – 12 |4 – 8 |
|10 |16 – 20 |0 – 4 |26 |4 – 8 |8 – 12 |
|11 |20 – 24 |4 – 8 |27 |4 – 8 |12 – 16 |
|12 |20 – 24 |8 – 16 |28 |8 – 12 |16 – 20 |
|13 |20 – 24 |16 – 20 |29 |12 – 16 |16 – 20 |
|14 |16 – 20 |20 – 24 |30 |16 – 20 |12 – 16 |
|15 |8 – 16 |20 – 24 |31 |8 – 12 |12 – 16 |
|16 |4 – 8 |20 – 24 |32 |12 – 16 |12 – 16 |
ТИП № 1
Э: 0-4; Н; 0-4
Характерологические проявления. Безмятежный, мирный, невозмутимый. В
группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему
предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь
спокойная. Терпелив. Хладнокровен.
Пути коррекции. Воспитателей беспокоят мало, а значит всегда страдают
от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе –
повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному
человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа
работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.
ТИП № 2
Э: 20-24: Н: 0-4
Характерологические проявления. Радостный, общительный, разговорчивый.
Любит быть на виду. Оптимист верит в успех. Поверхностен. Легко прощает
обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну.
Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив.
Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро
остывает).
Пути коррекции. Поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и
склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости,
дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания).
Рекомендуется помочь организовать время (кружковой работой, участием в
экспедициях и т.д.)
ТИП № 3
Э:20-24; Н: 20-24
Характерологические проявления. Активный, имеет хорошо развитые,
бойцовские качества. Насмешлив. Стремиться общаться со всеми «на равных».
Очень честолюбив. В случае не согласия с позицией более старшего принимает
активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.
Пути коррекции. Основная тактика - подчеркнутое уважение.
Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном
тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не
следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы
позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на
проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения.
Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских
способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные
достижения и т.п.).
ТИП № 4
Э: 0-4; 20-24
Характерологические проявления. Тип не спокойный, настороженный,
неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смешенные оценки
и самооценки. Высоко ранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия
замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к
философии. Легко драматизирует ситуацию.
Пути коррекции. Стремительно поддерживать. Оградить от насмешек.
Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной
деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения
строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему
субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с
людьми доброжелательно- энергичными.
ТИП № 5
Э: 0-4; Н: 4-8
Характерологические проявления. Созерцателен, спокоен. Имеет низкий
уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит и низкие достижения.
Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно -
безразличен.
Пути коррекции. Остро нуждается в повышении самооценки, это
разрушает безразличие и повышает уровень притязаний, а, следовательно,
качество работы или учебы. Желательно найти сильные стороны (способности,
задатки), чтобы как-то увлечь работой.
ТИП №6
Э: 0-4; Н: 16-20
Характерологические проявления. Сдержанный, робкий, чувствительный,
стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит
философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало
верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и
драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности.
Склонен к фантазиям.
Пути коррекции. Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед
группой положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность,
чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому).
Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.
ТИП № 7
Э: 0-4; Н: 8-16
Характерологические проявления. Человек скромный, активный,
направленный на дело. Справедливый преданный друг. Очень хороший, умелый
помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени.
В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям
придает большое значение. Иногда скучновато - морализующий.
Пути коррекции. В деятельности желательно предоставить свободный режим,
поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы
действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать
публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать
слепой веры в чей- либо авторитет.
ТИП № 8
Э: 4-8; Н: 0-4
Характерологические проявления. Человек спокойный, склонный к общению в
компаниях. Эстетический одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель.
Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во
взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает
конфликтов.
Пути коррекции. Главная задача - активизировать потребность в
деятельности. Найти занятие, могущее заинтересовать (скорее это нечто,
связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Желательно чаще
общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта.
ТИП № 9
Э: 8 – 16; Н: 0 - 4
Характерологические проявления. Активный, жизнерадостный. Общительный.
В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие
плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне,
любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения строить
адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок.
Энергичен. Доверчив.
Пути коррекции. Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить
доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним
наблюдают. Стремиться направлять энергию в полезное дело ( например увлечь
глобальной идеей достичь чего-то поступить в престижный ВУЗ и т.п.)
Однако в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу,
фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Желательно
подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером
и позитивными установками.
ТИП № 10
Э: 16 –20; Н: 0 –4
Характерологические проявления. Артистичен. Любит развлекать.
Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен.
Пути коррекции. Поддерживать усилия, направленные на достижение
интересных целей ( у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие
или цель, но не хватает упорства ). Поощрять артистизм, но не допускать до
клоунства.
ТИП № 11
Э: 20 –24; Н: 4-8
Характерологические проявления. Активный, общительный, благородный,
честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда
разборчив в друзьях, в средствах достижения цели. Благороден. Часто
эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности.
Пути коррекции. Поощрять и развивать организаторские склонности. Может
быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское
положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть
«на коне». Можно допускать коллективную критику в случае необходимости.
ТИП № 12
Э: 20 –24; Н: 8 –16
Характерологические проявления. Легко подчиняется дисциплине. Обладает
чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству,
спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями.
Впечатлителен.
Пути коррекции. Лидер по натуре как эмоционального, так и делового
плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и
личностном плане.
ТИП № 13
Э: 20 –24; Н: 16 - 20
Характерологические проявления. Сложный тип. Тщеславен. Энергичен.
Жизнерадостен. Не имеет, как правило, высокой духовной направленности.
Погружен в житейские радости. Во главу угла жизни ставит бытовые
потребности. Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремится
достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный,
демонстративный. Жестко выдвигает свои требования.
Пути коррекции. Цель старшего – держать подростка « в рамках», так как
тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружающих. Действовать лучше
спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая положительные личностные
качества. Можно предложить роль организатора. При этом требовать выполнения
обязанностей. Желательно эстетическое воспитание.
ТИП № 14
Э: 16 –20; Н: 20 –24
Характерологические проявления. Властный, мнительный, подозрительный,
педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым
превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабыми.
Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем.
Пути коррекции. Нельзя относиться равнодушно. Можно относиться
дружелюбно, можно - с иронией. Дать возможность занять лидерское
положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше
внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом
подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение
к окружающим и позитивные установки.
ТИП № 15
Э: 8 – 16; Н: 20 –24
Характерологические проявления. Вечно недовольный, ворчливый, склонный
к придиркам. Мелочно – требовательный. К язвительности не склонен. Легко
обижается по пустякам. Часто хмур, раздражителен. Завистлив. В делах не
уверенный. В отношениях - подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе,
классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками
командует. Голос тихий, резкий.
Пути коррекции. Желательно наладить хотя бы минимальные
взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного
человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной
беседе. В качестве какой - то общественной нагрузки, позволяющей иметь
опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу ( педантические
свойства позволят делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем
коллективе, что позволит как – то наладить отношения со сверстниками.
Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального
воздействия.
ТИП № 16
Э: 4–8; Н: 20–24
Характерологические проявления. Высокочувствительный тип, недоверчивый,
затаенно-страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый,
независимый, имеет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному
мышлению. Часто – неуверенность в себе.
Пути коррекции. В подходе желательны: оберегающий режим, поощрения при
одноклассниках, доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать
справедливые критические суждения, но избегать развития у подростка
морализирования и критиканства.
Страницы: 1, 2, 3
|