Рефераты
 

Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)

- принцип сознательности;

- принцип повторности;

- принцип посильности;

- принцип учета индивидуальных особенностей;

и специфическому принципу

- совместного обучения чтению и письму.

Т.О., проанализировав систему принципов П.И. Пидкасистого и системы

принципов Т.П. Сальниковой, Л.Я. Желтовской, Е.Н. Соколовой и других, мы

решили объединить эти системы принципов и дать их характеристику, с точки

зрения педагогики методики обучения письму.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило

учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы

современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и

учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников

обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной

организации учебного труда.

Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации

учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в

разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры,

проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной

научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей

точки зрения.

Принцип систематичности и последовательности предлагает преподавание и

усвоение знаний в определенном порядке, системе.

Требование систематичности и последовательности в обучении нацелено на

сохранение преемственности О2, при которой каждый урок – это логическое

продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала,

так и по характеру, способом выполняемой учениками учебно-познавательной

деятельности.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся,

анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой

организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных,

физических перегрузок. Еще Я.А. Каменский дал несколько правил этого

принципа:

- переходить от близкого к далекому;

- переходить от легкого к трудному; от известного к неизвестному.

Непосильный для данного возраста и уровня подготовленности учащихся

учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного

настроя на учение, работоспособность школьников но и излишнее упрощение

учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса учащихся к

учению. Это экспериментально доказано и теоретически обосновано в

дидактических системах В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В.В. Давыдов пришел к

заключению, что О2 уже в начале школы надо начинать не с простого,

близкого, а с общего и главного, не с элементов, частей, а со структуры, с

целого [25, с.154].

Л.В. Занков ввел принцип О2 на высоком уровне трудности. Но и он

отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего внимания, то есть

на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого

[36, с.18].

Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике –

означает, что эффективность О2 зависит от целесообразного привлечения

органов чувств к восприятию учебного материала. При О2 письму используют

изобразительную наглядность (картина, фотографии, рисунки), символическую и

графическую наглядность (графики, схемы и так далее), внутреннюю

наглядность (образы, создаваемые речью учителя) и внешнюю (буквы из

бархатной и наждачной бумаги), направленную на развитие тактильных ощущений

и мелкой моторики руки. Этот принцип особенно важный в обучении

чистописанию. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на

доске и в тетрадях учеников, применением прописей, таблиц и других пособий,

о которых говорилось выше. Невозможно обучать чистописанию, давая только

устные указания, так как путь подражания почерку учителя и копирования

хорошего письма – один из основных путей формирования четкого почерка.

Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было

сознательным.

Принцип сознательности и активности учащихся выражается в том, что

учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют своего работу, умеют

себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать

их решения.

Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и

умений детей, но и их социальному росту, воспитанию.

Это значит, что навыки, приемы, привычки, которые формирует учитель,

обучая учащихся письму, должны быть с самого начала их подачи разъяснены

учащимся и понятны им. Так, учащимся и понятны им. Так, учащиеся должны

знать, как, в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется

с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном и как получается наклон

при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, как сидеть

при письме и другое.

Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также

умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты.

Для автоматизации навыка письма большое значение имеет соблюдение

принципа повторности, который осуществляется в основном в упражнениях.

Всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает скорость и

точность в процессе упражнения. Упражнение – это не просто механическое

повторение нужных движений и их последовательности. Упражнение должно быть

таким повторением, повторным воспроизведением, при котором совершенствуется

исполнение.

Повторение особенно важно на первых этапах обучения письму, так как за

время перерывов в учении (болезни, каникулы) дети довольно часто забывают

правила при письме, формы отдельных букв и так далее.

Обучая детей чистописанию, учитель должен опираться на принцип учета

индивидуальных особенностей детей; хорошо знать способности детей к письму,

учитывать особенности зрения детей (близорукие, дальнозоркие), замечать

отклонения в моторике.

Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно

организовывать работу по чистописанию, подбирать индивидуальные задания

ученикам, давать конкретные советы родителям.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закрепились в памяти

учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Этот

принцип очень важен при формировании графического навыка.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и

способов учебной работы. Это означает, что учитель может и должен испытать

самые разнообразные формы организации обучения, а также различные способы

взаимодействия учащихся в процессе: индивидуальную работу, работу в

постоянных и сменных парах, в малых и больших группах.

На первых этапах обучения грамоте важен принцип совместного обучения

чтению и письму. Введенный еще К.Д. Ушинским, этот принцип оправдал себя в

практике О2 в течение более ста лет и успешно реализуется в настоящее время

[32, с.13].

Теперь можно сделать следующие выводы и рекомендации для учителя:

1) учителю надо ориентироваться как на отдельные принципы обучения,

так а на их систему, обеспечивая научно-обоснованный выбор целей,

отбор содержания, методов и средств организации деятельности

учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного

процесса;

2) учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как

рекомендации о воплощении в жизнь системы основных законов и

стратегических идей, составляющих ядро современной концепции школы

О1 (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности

школьника, деятельности и личностный подходы единство О2 и

воспитания, оптимизация учебного процесса).

3) Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряженные

взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение

знаниями и развитием, элементаризм и системность в знаниях,

соотношение абстрактного и конкретного и так далее) и умело

регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы О2 и

добиваясь гармоничного педагогического процесса.

Т.О., формирование каллиграфических навыков письма имеет большое

педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников к

аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их подчерка, учитель

воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное

отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное

отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их эстетическому

воспитанию.

1.3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПИСЬМА

Успешность в О2 чистописанию во многом определяется созданием

гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели,

соответствие парты (стола) росту ученика, удобства ее (его) конструкции для

письма, должного уровня освещенности рабочих мест, класса в целом и

другого.

Этот аспект при формировании каллиграфических навыков у младших

школьников, а именно гигиенические условия письма выделяют Л.Я. Желтовская,

Е.Н. Соколова, Т.П. Сальникова, М.М. Безруких, Т.Е. Козлова и другие

методисты. По их мнению, формирование навыков письма у младших школьников

не может выполняться без условия гигиены при письме.

От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших

гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки,

положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и ее

продвижения во время письма, что в итоге способствует профилактические

нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию

четкого, быстрого письма [32, с.23].

Наши наблюдения приводят к убеждению, как важно в первоначальный

период уделять большое внимание гигиеничным правилам письма. Это необходимо

не только для становления почерка, но и для сохранения здоровья

обучающегося. Однако учителя если и обращают на это внимание, то не доводят

начатое до конца. Нарушение правил посадки при письме может причинить

серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника. Вот

почему мы хотим заострить ваше внимание на этом вопросе. Учитывая его

значимость, учитель должен хорошо знать основные виды нарушений правильного

положения при письме и всемерно предупредить их, усвоив, что правильная

посадка – это тоже навык, формирующийся довольно-таки длительное время. На

всем протяжении обучения в начальной школе учитель обязан формировать навык

правильной посадки при письме.

Одним из наиболее часто встречающихся видов нарушения посадки при

письме является такое положение, когда обучающийся, сгибаясь над столом,

сутулится, резко выгибает спину. При таком положении сдавливается грудная

клетка и брюшная область, затрудняются дыхание и кровообращение. Если такое

положение станет для обучающегося привычным, то может произойти искривление

позвоночника и сутулость. Некоторые школьники чрезмерно наклоняют корпус

вперед или откидывают его назад. Вследствие этого центр тяжести корпуса,

вместо того, чтобы находиться над основанием тазовой области, смещается

вперед или назад, и мышцы пуповища оказываются чрезмерно напряженными. Это

вызывает и быстрое утомление во время письма, и напрасную трату времени.

Следующий вид нарушения правильного положения корпуса и головы во

время письма заключается в том, что часть обучающихся сгибают их набок или

поворачивают вправо или влево. Если такое сгибание войдет в привычку, то

оно может вызвать искривление позвоночника. Для предупреждения этого

нарушения рекомендуется держать обе руки на столе в симметричном положении

на одинаковом расстоянии корпуса. Тетрадь должна лежать таким образом,

чтобы иметь возможность смотреть прямо перед собой.

Неправильное положение корпуса и головы содействует развитию

близорукости. Следует помнить, что для нормальной работы зрения оба глаза

должны находиться на одинаковом расстоянии от объекта, на который они

направлены. Поэтому тетрадь должна лежать прямо против пишущего. Левая

половина строки будет находиться несколько влево от середины, а правая –

направо. При письме на левой половине голова поворачивается несколько

влево, а при письме на второй половине – несколько вправо. Если корпус и

голова пишущего повернуты боком к тетради и если при правильном положении

корпуса и головы тетрадь находится справа или слева от середины груди

пишущего – это требование нарушается. В этом случае каждый глаз должен

приспосабливаться к рассматриванию того, что воспроизводится, по-разному, а

наличие в приспособлении, или аккомодации, глаз может вызвать мышечное

напряжение, вредное для зрения.

Для достижения нужного результата необходимо соответствие определенным

требованиям школьного материала: тетрадь должна иметь качественную бумагу,

определенную разлиновку, поверхность бумаги должна быть гладкой, чтобы

стержень легко скользил по ней. Важна и форма стержня. Он должен быть с

удлиненным наконечником и оставлять тонкий след, чтобы выписывать мелкие

элементы букв. Ручка не должна быть толстой. В нижней ее части лучше иметь

поперечную насечку или же «мягкую» основу, что создает удобство руке при

письме и снимает напряжение. Верхний конец ручки должен указать в правое

плечо, сомкнутые пальцы вокруг ручки не должны опускаться ниже двух

сантиметров от кончика стержня.

Что касается разлиновки в тетради, то хотелось бы отметить следующее.

Обучение первоначальному письму должно осуществляться именно в узкой

разлиновке. Переход на тетради в одну линейку результативнее всего

осуществить в первой четверти II класса. А вот косые линейки в тетради

после изучения «Прописи» можно исключить, предоставив обучающемуся самому

контролировать свое боковое зрение, то есть осуществить ровное письмо без

опорных косых линий. Но это вводится по усмотрению учителя. Опытные

педагоги, получающие высокие результаты при формировании графического

навыка, могут осуществить переход на тетради в одну линейку в конце I

класса. Однако следует помнить о том, что более ранний переход ведет к

тому, что в тетрадях школьников может появиться преждевременное мелкое

письмо, которое, как правило, приводит к графическим искажениям, так как

правильно выписать мелкие элементы не представляется возможным. В таком

случае уже на раннем этапе О2 в школе письмо теряет вид «удобочитаемости».

Учитель должен обосновать обучающимся все требования, которые он

предъявляет им при письме.

Гигиенические требования так же должны предъявляться и к мебели. Но в

связи с нынешним положением образовательной системы в России эти требования

зачатую не соблюдаются, хотя размеры и соотношения основных частей

ученических стола и стула (парты) должны устанавливаться на основании

специальных антропометрических исследований школьников. В школьной мебели

обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных

элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Так как выше

описанные требования к школьной мебели не соблюдаются, то у более 50%

учащихся наблюдаются серьезные физиологические нарушения (искривление

позвоночника, нарушение зрения), что приводит к серьезным последствиям.

Поэтому, воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых

дней посещения школы, и прежде всего следует принять меры к устранению

недостатков, уже имеющихся в посадке детей.

В семье также редко создаются условия, необходимые для правильной позы

ученика при письме, для преодоления ранее усвоенных привычек.

Так, при поступлении детей в школу более половины из них, по многим

наблюдениям, не умеют правильно сидеть. Умеющие читать (писать) низко

склонялись над тетрадью, держали голову наклонно. Некоторые поворачивались

к парте боком, поджимая под себя ноги и перенося, таким образом центр

тяжести корпуса далеко вперед. Бумага часто передвигалась с одного места на

другое: то сдвигалась совсем к низу парты, вследствие чего руки свешивались

с парты вниз, то выдвигалась далеко, заставляя налегать всем корпусом на

парту.

В I классе надо на всех уроках неоднократно повторять правила посадки

при письме. Для наглядности учитель демонстрирует таблицу «Правильно сиди

при письме» и обращает внимание на то, что: сиденье стула должно заходить

за край стола; стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку

между грудью и столом помещалась ладонь, кулак; если парта и стул соединены

неподвижно, то это обеспечивает более устойчивые посадку и расстояние от

плоскости стола до глаз, которое должно равняться приблизительно 30 см;

руки на столе (парте) лежат свободно: на тетради лежит правая рука и кисть

левой; обе ноги всей ступней опираются на пол.

Для формирования правильной и устойчивой позы на уроках письма очень

важно научить детей готовить рабочее место, правильно размещать тетрадь и

другие учебные принадлежности, а также научить правильно держать ручку и

тетрадь. Необходимо обеспечить условия обзора классной доски и

дидактических учебных материалов.

Свет должен падать слева для большинства учащихся, пишущих правой

рукой, чтобы тень от руки не мешала процессу письма [32, с.25].

Важное значение для соблюдения гигиенических требований имеет

правильное определение длительности непрерывного письма. Так,

продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в I классе – 5

минут, во II классе – 8 минут, в III классе – 12 минут, в IV классе 15

минут. При большом объеме и продолжительности письменных работ у школьников

развивается утомление под влиянием комплексного воздействия непосредственно

умственной работы и статической нагрузки. Оно выражается в определенном

возбуждении, проявляется в двигательном беспокойстве, в сравнительно частых

изменениях положения тела.

Это важно учитывать при планировании уроков, предусматривая

рациональное чередование устных и письменных видов работ. При выполнении

упражнений большого объема (в силу необходимости) следует организовать

краткий отдых детей, вводить упражнения для глаз (прикрыть, посмотреть

вдаль, в стороны и тому подобное).

Такой краткий отдых важен и для корректировки позы учащихся. В ходе

специальных исследований, в частности В.А. Арсланова, выявлено, что они

теряют рабочую посадку через каждые 2-7 минут после предъявленного к ним

требования. Естественно, что одноразовые физкультминутки, обращения к детям

по поводу посадки не имеют ощутимого педагогического воздействия.

Таким образом, при обучении письму учителю важно опираться на принцип

учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к

письму, учитывать особенности зрения детей, замечать отклонения в моторике

(подергивание руки во время письма, дрожание пальцев, частая смена

положения тетради и руки на столе и другое). Учитель должен видеть каждого

ученика не в общих, а в конкретных его действиях. Так же при работе с

младшими школьниками необходимо проведение 2-3 физкультминуток и

специальных подготовленных упражнений для развития пальцев, кисти,

предплечья руки.

Соблюдение учащимися гигиенических требований в процессе письма важно

на протяжении всего периода обучения в школе. В настоящее время

деятельность учителя по обучению посадке сводится к периодическому

напоминанию – сядьте ровно, сядьте правильно – или же не проводится вовсе.

Существенным недостатком деятельности учителя по обучению письму

является несоблюдение длительности непрерывного письма, то есть временных

норм, отводимых на письменные работы. При планировании уроков учитель не

учитывает рациональное чередование письменных и устных видов работ. Это

также является несоблюдением санитарно-гигиенических норм обучения письму.

ВЫВОДЫ

В этой главе мы рассмотрели следующие аспекты проблемы, это:

- педагогический – методику и тактику работы учителя;

- гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование

самого процесса и орудий письма;

- психофизический, являющийся основой для рационального построения

методики и для гигиенического нормирования.

Представление о психофизических особенностях развития каллиграфических

навыков письма поможет учителю понять, как формируется каллиграфический

навык, какие требования можно предъявлять учащимся при обучении письму в

том или другом возрасте.

Также процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет и

большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая

школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их

почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и

старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной,

уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их

эстетическому воспитанию.

Гигиенический аспект при формировании каллиграфических навыков у

младших школьников выделяют многие методисты. По их мнению, формирование

навыков письма у младших школьников не может выполняться без условий

гигиены при письме.

От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших

гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки,

положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и ее

продвижение во время письма, что в итоге способствует профилактике

нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию

четкого, быстрого письма.

Т.О. ,можно сделать вывод, что при формировании каллиграфических

умений и навыков у младших школьников нельзя упустить ни одного аспекта

этой проблемы, что доказывают сделанные выводы.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ

НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ЧИСТОПИСАНИЯ

Развитие методики чистописания тесным образом связано с историей

письменности, на возникновение которой, в свою очередь, оказали влияние

этапы развития общества, расширяющие и усложняющие потребности людей в

общении, достижения научно-технического и культурного прогресса

человечества, резко повлиявшие на отбор орудий, материалов и способов

письма [32, с.3].

История письма – это, фактически, история человечества, есть даже

специальная наука – грамматология, изучающая историю письма. Это интересно

нам потому, что в процессе формирования письма каждый ребенок как бы

повторяет историю человечества (от передачи мысли и отдельного слова при

помощи графического изображения (рисунка) до сознательного выделения слов и

звуков), но в сжатом виде. На самых ранних этапах своего развития письмо

носило изобразительный характер – это были рисунки, передающие информацию.

Очень давно люди, желая передать информацию, свои мысли, записать их,

высекали, вырезали свои письмена на камне, металле, глине, дереве.

Письмо это называлось пиктографическим, его «возраст» 6-8 тысяч лет,

но еще совсем недавно элементы пиктографического письма использовали

некоторые народы Крайнего Севера. Затем письменные сообщения стали

передаваться при помощи отдельных рисуночных знаков (символов-идеограмм),

тех или иных слов. Фактически рисунок стал словом, и такое письмо

называется идеографическим. Этот переход от графического к идеографическому

письму был очень сложен, ведь нужно было, чтобы за определенным знаком

(рисунком-символом) закрепилось значение - словесное или фразовое. Но таким

письмом нельзя передать абстрактные понятия, оно очень конкретно.

Собственно говоря, пиктографическое и идеографическое письмо не является

письмом как таковым, так как в письме фиксируется не только общий смысл

сообщения, но речь с ее грамматическими и словарными особенностями.

В то же время появляются и легкие материалы для письма: папирус,

пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка,

кисть, гусиное перо, стальное перо и, наконец, шариковая ручка.

Эти этапы истории в сжатой форме проходят практически каждый ребенок

при обучении письму. Давайте вспомним, как пишет трех-четырехлетний малыш.

Его «письмо» - это рисунок, изображающий то, что он видит, что хочет

передать, ну и еще палочки, кружочки, ассоциирующиеся у него с внешней

стороны (графикой) письма. «Письма» пяти-шестилетних больше похожи на

кроссворд: там и отдельные слова, и буквы, и рисунки. Это уже элементы

идеографического письма.

Кстати, многие учителя используют идеографическое письмо в процессе

формирования навыка и для развития письменной речи, позволяя в «сочинениях»

заменять слова, которые ребенок не может записать, рисунками. При этом

исчезает страх, неуверенность, сковывающие развитие письменной речи. Ведь

выразить свою мысль ребенок может достаточно полно и ярко, а вот записать

все это он научится гораздо позже. Возможность замены слов рисунками

снимает эту трудность, способствует развитию письменной речи параллельно с

формированием навыка письма. Родители тоже могут попробовать с детьми такие

«сочинения».

Но даже после освоения слога человек не сразу перешел к выделению

отдельных звуков (фонем), а отделение согласных от гласных потребовало

довольно сложной абстрагирующей работы мысли. «И до сих пор, - пишет

известный историк письма И. Фридрих, - усвоение отдельности звука, особенно

согласного звука, дается человеку с большим трудом» [94, с.115], не

случайно школьники начальный классов испытывают в этом трудности.

Существует несколько разновидностей истинного письма: словесное

(логографическое), слоговое (силлабическое, буквенное). Во всех

письменностях имеются системы знаков – графемы, соответствующие единице

речи, которая записывается. В словесном письме – это слова, в слоговом –

последовательность звучащих звуков (не обязательно слог), в буквенном

значащий звук (фонема). Следует сказать, что история отечественной методики

обучения письму прошла все эти этапы: от словесного до буквенного письма. В

XVIII веке существовал в нашей отечественной методике так называемый метод

целых слов, правда, не прижившийся, так как не соответствовал характеру

русского звукобуквенного письма.

Звукобуквенное (алфавитное) письмо - исторически самый поздний и

самый совершенный вид письма. Историки этого письма – в классическом

графическом алфавите, созданном в 403 году до Н.Э., включающим 17

согласных, и 7 гласных букв, из которого в свою очередь развилось славяно-

кирилловское письмо – русское, болгарское, сербское и другие.

Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения

чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало то, что на

определенном историческом этапе больше удовлетворяло запросы человеческого

общества.

Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод

механических упражнений, переписывания. Учащиеся несколько месяцев

переписывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом

предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не

учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности

овладения грамотой.

Только при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать

общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо

значительно упростилось, но шрифт оставался все еще достаточно вычурным.

Процесс обучения письму был длительным, а желаемой скорости достичь было

трудно. Со временем обучения письму ввели в курс начальной школе как

учебный предмет. Чистописание входило в цикл предметов искусства. Важно

было писать красиво и скоро.

Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства

и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта

для ускорения и увеличения объема производимых записей. Гражданский шрифт,

который был создан еще при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в

скорописи.

В начале XX века с новой остротой стал вопрос об упрощении письменного

шрифта.

Потребность в дальнейшей работе в этом направлении существует и в

настоящее время. Распространение машинописи, введение в обиход авторучек,

увеличение объема потока информации постоянно требовали внесения изменений

в письменный шрифт. В 1970 году в школах был принят новый школьный

письменный шрифт, значительно упрощенный, приспособленный к безнажимному

письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотывного

скоростного письма.

Письмо, которому учат в нашей школе – это русское курсивное письмо.

Следует сказать, что его графика менялась в течение столетий. Собирались

наиболее рациональные, простые в написании графические формы, и почти в

таком виде как сейчас они сложились уже в 18 веке. Последняя реформа (1969

года) существенно изменила способ выполнения букв (предложив отнюдь не

лучший вариант), а графические формы претерпели незначительные изменения.

Поиски наиболее рациональной графики идут в разных станах. В последние

десятилетия в США, Англии, Канаде и других станах получило распространение

так называемое письмо «скрипт» (script), в котором буквы по конфигурации

представляют нечто среднее между рукописным и печатным шрифтом, пишутся они

все с отрывом («печатаются»). Такое письмо довольно успешно используется на

начальных этапах обучения, и на наш взгляд, целесообразно использовать

письмо такого типа при обучении детей, имеющих трудности [9, с.11-13].

С развитием истории человечества, развивалась и методика чистописания,

а значит и методы обучения письму.

В системе обучения письму получают распространение такие исторически

сложившиеся методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический,

генетический, метод Карстеа. В разные годы предпочтение отдавалось какому-

либо одному из них.

Копировальный (или стиграфический) способ заключается в объединении

букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками или бледными чернилами)

или написанных от руки учителем карандашом.

Этот метод был введен в школу в XIX веке и был рассчитан на то, что

длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно

в итоге выработать правильную форму букв.

В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению – точные и

всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты

и ширины буквы и ее частей, то есть букву, а следовательно, и слова можно

было писать, используя вспомогательную сетку, определяющую высоту письма

буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и так

далее.

Графическая сетка стала применяться с 1857 года в Германии, но была

быстро отвергнута на том основании, что вредна для зрения, лишает детей

самостоятельности, сковывает движения руки.

Может применяться в каких-то специальных целях.

Генетический способ заключается в изучении букв в порядке от

графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу

сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической

сложности. Об этом способе упоминалось еще в XVI веке немецким художником

Дюрером. Он доказывал, что все письмо состоит из определенного количества

основных линий.

В методических разработках этот способ применяется для отработки формы

букв в послебукварной период. Постепенное нарастание трудностей происходит

не только при изучении формы букв, но и в переходе от одной разлиновки к

другой, в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному

письму.

Тактический (ритмический) метод – это письмо под счет, в одинаковом

для всех учащихся темпе, ритме.

Этот метод удобен для работы со всем классом, повышает интерес к

занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует

установлению нужной скорости письма, но при ограниченном его применении.

Метод Карстера – обучение письму путем прописывания специальных

упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.

Пи применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые

движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв,

связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий.

Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением,

пространством листа и развития свободы и легкости движения руки [32, с.6-

8].

В этом параграфе рассмотрены исторически сложившиеся традиционные

способы обучения чистописанию. В практике широкого обучения ни один из

рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдывает.

Наилучшие результаты всегда достигаются путем разумного сочетания методов

на определенных этапах обучения письму и чистописанию плюс альтернативные

технологии.

Т.О., история письма – это история человечества. И каждый человек,

ребенок при обучении письму повторяет историю письменности от самого ее

возникновения и до настоящих времен, от рисунков до русского курсивного

письма. Может быть и в нашей стане в ближайшем будущем письмо будет носить

название «скрипт».

2.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ЧИСТОПИСАНИЮ

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из

главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней

поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и

продолжается в последующих классах.

Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому,

эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности,

сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы.

Целью занятий чистописания является формирование графически

правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Цели и задачи предмета чистописания теснейшим образом связаны с

формированием навыка письма в целом.

Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом

общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством

общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом

проявляется и культура самого пишущего, и уважения к тому, кто будет читать

написанное. В современном обществе человеку приходится заниматься

образованием и самообразованием, вести записи лекции, конспектов и другое.

Во всех этих случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и

быстром письме.

На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и

проведения специальных упражнений сформулировать у учащихся такие навыки,

которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ