Рефераты
 

Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе

проблемы межпредметных связей.

Развитие идеи межпредметных связей в классической педагогике.

В классической педагогике идея межпредметных связей родилась в ходе

поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала.

«Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же

связи»1 ,— подчеркивал великий дидакт Я. А. Коменский. Он подошел к идее

всестороннего обобщения знаний, к их взаимосвязи, ибо без этого невозможно

познание причинно-следственных связей и отношений явлений и предметов

объективного мира. Я. А. Коменский понимал, как важно устанавливать связи

между учебными предметами для формирования системы знаний у учащихся и

обеспечения целостности процесса обучения. К этой идее обращаются позднее

многие педагоги, развивая и обогащая ее.

Так, идея обобщенного познания как метода «нахождения истины» у Д.

Локка сопряжена с определением содержания образования, в котором один

предмет, по его утверждению, должен наполняться элементами и фактами

другого, а общее образование совмещаться с прикладным.

И. Г. Песталоцци, пропагандируя идеи развивающего обучения, на большом

дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных

предметов. Он исходил из требования: «Приведи в своем сознании все по

существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой

они действительно находятся в природе»1 . Он отмечал особую опасность

отрыва одного предмета от другого.

Необходимость обобщенного учебного познания и целостности учебного

процесса в последующем закрепляется в педагогической идее межпредметных

связей, которая выступала в педагогике как элемент общих концепций.

В русской классической педагогике наиболее полное психолого-

педагогическое обоснование дидактической значимости межпредметных связей

дал К. Д. Ушинский. В книге «Человек как предмет воспитания» он выводит их

из различных ассоциативных связей (по противоположности, сходству, времени,

единству места и т.п.), отражающих объективные взаимосвязи предметов и

явлений. Особо ценны и теперь суждения великого русского педагога о

мировоззренческой роли межпредметных связей, способствующих формированию

ясных, полных и целостных представлений об окружающем нас реальном мире. Он

считал, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны

органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и

его жизнь»2 .

В теории К. Д. Ушинского идея межпредметных связей выступает как часть

более общей проблемы системности обучения. Он подчеркивал, насколько важно

приводить знания в систему по мере их накопления: «Голова, наполненная

отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в

беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система

без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в

ящиках пусто»3 . Система знаний позволяет подняться до высоких логических и

философских отвлечений. Преодолеть хаос в голове ученика можно при

согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о

своем предмете, а обо всем умственном развитии детей. Обособленность

знаний приводит к омертвлению идей, понятий, когда «они лежат в голове, как

на кладбище, не зная о существовании друг друга»1 .

Современные дидактическое исследование проблемы межпредметных связей

возможно на основе идеи целостности процесса обучения, раскрытия внутренних

связей и зависимостей применительно к каждому его уровню, с учетом, прежде

всего, образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Образовательные функции межпредметных связей.

Совершенствование содержания образования невозможно без учета

межпредметных связей — одного из важнейших критериев отбора и координации

учебного материала в программах родственных дисциплин. Формирование у

учащихся общей системы знаний о мире, отражающей взаимосвязь различных форм

движения материи,— одна из основных образовательных функций межпредметных

связей.

Воспитательные функции. Задачи современного воспитания нацеливают на

усиление моральных акцентов в изучении гуманитарных предметов. Ведется

поиск путей сочетания литературоведческих, исторических, лингвистических,

обществоведческих понятий с формированием ценностных ориентаций личности

школьника. В центре этих поисков стоят межпредметные связи. Особое внимание

уделяется развитию этических и эстетических понятий (добро, зло, долг,

совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и

счастья, прекрасное и безобразное), которые способствуют формированию

нравственно-эстетических идеалов, эмоционально-волевой сферы личности.

Помимо образовательного и воспитательного значения, связи между

предметами выполняют развивающую функцию, столь важную для всестороннего

гармоничного развития личности ученика.

Межпредметные связи предметов гуманитарного цикла.

Взаимосвязи гуманитарных предметов определяются общими

объектами—«общество» и «человек»—и методами их изучения. Изучение

литературы идет в единстве с лингвистическим развитием учащихся.

Взаимосвязь литературы и истории раскрывают социально-историческую

обусловленность творчества того или иного писателя и способствуют образной

характеристике исторических этапов в развитии общества. У истории и

литературы общий объект изучения — общество и человек. Сходен и логический

анализ фактов в сочетании с эстетической оценкой. Литература вступает в

тесный контакт с предметами эстетического цикла. Изучение родного языка

связано со всеми остальными предметами. Специфика этих связей состоит в

том, что они разнокачественны и могут быть схематично выражены в таких

группах: 1) родной язык—русский и иностранный языки; 2) родной язык —

литература; 3) родной язык — естествознание, математика; 4) родной язык —

пение, рисование, физкультура, труд. Содержательная сторона этих групп

связей различна. В первом случае связи носят сопоставительный или

генетический характер; во втором связь выступает как «первоэлемент» для

изучения литературы; в третьем связи выражаются в использовании материала

того или иного предмета для развития речи и для раскрытия общности

естественного языка и языка науки; обогащают речь образностью, показывают

интонационную общность поэтического слова и музыки и специфику

словоупотребления в спорте, в трудовых процессах.

Совокупность межпредметных связей русского языка раскрывает основные

социальные функции языка как средства общения и как средства познания. В

этом заключены важнейшие обобщающие функции учебного предмета «Русский

язык» в обучении.

Межпредметные связи в учебном процессе.

Межпредметные связи функционируют в процессе обучения как существенный

фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, который

качественно преобразует все ее компоненты.

Повышение творческого потенциала межпредметных связей достигается

путем обучения обобщенным способам познавательной деятельности, позволяющим

решать новые задачи с опорой на общие ориентиры характерные для целого

класса явлений.

Обобщенные понятия и действия при всей своей универсальности не должны

утрачивать своего предметного смысла, иначе они превращаются в пустые

абстракции, малопродуктивные в познании. Обобщенность знаний и способов

действий, повышая активность и успешность деятельности, усиливает и ее

познавательную мотивацию, особенно при решении творческих, нестандартных

задач. У ученика возрастает интерес к собственному процессу мышления, к его

операционной стороне.

«Открытия», которые делаются учениками при решении межпредметных

познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более

значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности. В связи

с этим повышается и ценность нового «межпредметного» вида познавательной

деятельности, укрепляется потребность в ней.

Выдвижение перед учащимися учебных и познавательных задач при

установлении межпредметных связей значительно активизирует познание. Такую

задачу необходимо осознать и решить как межпредметную. Ученик должен

установить связи между элементами, относящимися к разным предметным

системам знаний. Это требует активной умственной деятельности, напряжения

его памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развития воображения

и речи.

Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения,

повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся.

Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования

организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех

основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Такая перестройка с

учетом межпредметных связей направлена формирование активной позиции

ученика в процессе обучения, ибо она предусматривает реализацию единства

образовательных, развивающих и воспитывающих функций обучения; единство

идейно-теоретического, научно-мировоззренческого содержания обучения и

активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

Дидактические требования к межпредметному уроку.

1. Межпредметный урок должен иметь четко сформулированную учебно-

познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из

других предметов.

2. На межпредметном уроке должна быть обеспечена высокая активность

учащихся по применению знаний из других предметов.

3. Осуществление межпредметных связей должно быть направлено на

объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений.

4. Межпредметный урок должен содержать выводы мировоззренческого,

обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов.

Учащиеся могут осознать объективность таких выводов, лишь убедившись в

необходимости привлечения знаний из смежных предметов.

5. Межпредметный урок должен вызывать положительное отношение

учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из

разных курсов.

6. Межпредметный урок всегда должен быть нацелен на обобщение

определенных разделов учебного материала смежных курсов. Поэтому

целесообразно использовать различные формы организации обучения,

обеспечивающие обобщающие функции межпредметных связей: комплексные

домашние задания, обобщающе-повторительные уроки, уроки-лекции, уроки-

конференции, уроки-«путешествия», семинары, экскурсии и др.

3. Использование художественного творчества детей на уроках развития речи.

Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках

развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений

у учащихся.

Язык и речь изначально связаны с человеческим существованием в мире.

Язык возникает и развивается с возникновением и становлением человеческого

общества, будучи последствием этого социального процесса и его условием.

Язык — это система знаков, с помощью которой можно общаться, мыслить и

выражать себя, свое отношение к миру и к другим людям. Язык потому и

способен служить средством общения людей, что он обладает возможностью

обобщения, закрепления некой внеличностной, внесубъективной, общезначимой

информации, позволяющей нам осмысливать и мир, и самих себя.

По мнению специалистов, ребенок овладевает разговорно-бытовой речью к

8 годам. Он еще не знает литературно-книжного языка, хотя отдельные обороты

речи, услышанные в разговорах взрослых, по радио, телевидению, оседают в

его памяти. Освоение языка в этот период идет очень активно, естественно и

непринужденно. Почти все дети обладают врожденным языковым чутьем,

фонетическим слухом, легко творят новые слова, получают несомненное

удовольствие от словесной игры. Здесь талант детей столь же очевиден, как и

в их рисунках, театральных играх, в необычайной активности познания мира. В

психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой

личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью

детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае

нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции.

Великое педагогическое умение и искусство как раз и заключаются в том,

чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания,

мышления ребенка с направленным освоением знаний, навыков, способов

постижения действительности. Саморазвитие ребенка и осуществление в

педагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей

должны органически слиться.

Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным

произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной

культуры личности, отражая эту культуру в себе и разнообразно в ней

отражаясь.

В языке передается не только логическое содержание, но и эстетическое

впечатление. Слово обладает чувственным тоном, многозначностью,

образностью. Б.Л. Пастернак писал, что музыка слова — явление совсем не

акустическое и состоит не в благозвучии гласных и согласных, отдельно

взятых, а в соотношении значения речи.

Школа должна воспитать любовное отношение, вкус к слову, но выполнить

эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая культура — не

автономная область воспитательной работы на уроках, а составная часть общей

культуры личности. Эту задачу можно решить, используя интегрированный

подход к развитию речи в школе. Обучаясь языку, дети должны все яснее

представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно

писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка,

присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного

творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами

изобразительности.

Существенным является формирование определенного комплекса речевых

умений, необходимого школьнику в овладении словом, предложением и связной

речью.

Речевое умение — умение специфическое. Оно выступает одновременно как

частное и как обобщенное умение, которое связано с усвоением самых

различных предметов. Речевые умения, которые формируются в процессе

обучения русскому языку, на основе той функции, какую они реализуют в речи,

классифицируются на: 1) речевые умения, локализирующие в пределах одной

языковой единицы — орфоэпические, лексические, грамматические; 2) речевые

умения устной и письменной речи — коммуникативные, стилистические,

синтаксические. Речевые умения первой и второй групп взаимосвязаны: первая

группа позволяет определить языковое оформление текста, а вторая —

смысловую сторону в связном устном или письменном высказываниях.

Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества

детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на

уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий

интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и

приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск.

Активность, интерес учащихся к языку основывается на постоянной

практической деятельности, направленной на овладение языком. В первую

очередь, это формирование речевых умений, необходимых для жизни, для

практической деятельности.

Развитие речи объединяет изучение грамматики и правописания, с одной

стороны, и обучение чтению, с другой стороны, и выражается в определенном

комплексе речевых умений, связанных с овладением не только предложением,

лексикой родного языка, но и умениями связно и образно передавать мысли.

Свойства искусства слова и особое качество словесного образа яснее

предстанут перед младшими школьниками в сопоставлении со спецификой

изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст

условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как

такового. Изучение таких понятий, как образ и образность, тема, идея,

композиция, стиль сегодня невозможно осуществить без широкого привлечения

знаний, приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе

индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с

искусством.

Система уроков развития речи — один из основных элементов общего

языкового и эстетического воспитания. Среди множества задач развития

коммуникативных умений младших школьников возникает и задача разработки

принципов и методов взаимодействия искусства слова и изобразительного

искусства и развития коммуникативных и художественно-творческих

способностей учащихся, в наиболее полном раскрытии с их помощью специфики

изучаемых искусств.

Сейчас интеграция этих искусств используется не в полной мере. Такая

ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного

образования в целом, создания системы художественного образования,

пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня

творческого развития и воспитанности), постоянного использования

межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.

Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование

комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи

призваны формировать высокую языковую культуру и внутренне единое

художественно-эстетическое сознание.

В современной педагогической практике широко используется

иллюстративный принцип для активизации взаимосвязь с изобразительным

искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях

более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает

произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко

распространен в практике.

Целью данной интеграции является формирование творческого подхода к

языковому образованию, глубокого понимания изучаемого, установление

органической связи между искусством слова и изобразительным искусством,

более основательное понимание особенностей каждого из них.

Таким образом именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и

художественного творчества более успешно формируется не только определенный

комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «языковая личность».

ГЛАВА II.

Проблемы интегрированных связей в педагогической периодике.

Проанализировав журналы «Русский язык в школе» и «Начальная школа» за

последние 5-6 лет, я нашла несколько статей, посвящённых интегративным

связям между курсом «Развитие речи», русским языком, чтением и

изобразительным искусством. Ниже представлены аннотации некоторых статей.

В статье «Видеозапись на уроках развития речи учащихся»1 автор

утверждает, что видеозапись имеет несомненные преимущества перед ставшими

традиционными слайдами и репродукциями, представляя материал в «живой»,

меняющейся ситуации, что расширяет представление о предмете речи,

возбуждает интерес к нему, удерживает внимание учащихся. Автор пишет о том,

что видеозапись как новое средство обучения, в частности как эффективный

инструмент развития речи учащихся, еще только входит в практику работы

школы. Возможности видеозаписи велики и нуждаются в глубоком осмыслении.

Автор ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на

уроках развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания

речевой культуры, приобщения к красоте.

Создавая учебные видеофильмы, автор исходил из того, что видеозапись

должна не только вводить определенную информацию, знакомить с предметом

речи, но и способствовать решению собственно методических проблем

(расширение словарного запаса учащихся, актуализация определенных

грамматических форм и синтаксических конструкций, употребление

изобразительно-выразительных средств языка, реализация различных видов

речевой деятельности). Видеозапись должна стать очень сильным эмоциональным

стимулом к высказыванию, создать психологические и дидактические

предпосылки активной речевой деятельности.

Реализуя замысел фильма, автор стремился найти впечатляющие средства

подачи информации, средства художественного воздействия и эффективные

приемы введения образцов высказываний, создающих необходимую речевую

атмосферу.

В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма:

1. «В гости к дымке» — материалы для описания произведения народного

творчества—дымковской игрушки

2. «Что может быть интереснее человеческого лица!» — материал для

описания детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;

3. «Просто все, а как для сердца много...» — материал для описания

памятника архитектуры — церкви Ильи Пророка в Ярославле и для описания

интерьера, фресок этого храма.

Хотя видеоматериалы, описанные в данной статье, предназначены для

учащихся средней школы, подобный вид работы можно использовать и в

начальной школе, подобрав адаптированные для младшего школьного возраста

видеосюжеты.

Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела

«Устное народное творчество» 1 знакомит читателя с мнением автора о том,

что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а

очень близок к нему, порой даже отражён в нём.

Автор предлагает после прочтения детьми какого-либо произведения с

описанием быта русского народа попросить их рассказать, какие предметы из

этих произведений есть у них дома. Это будет для детей своеобразным

открытием искусства.

В статье «Устное народное творчество и изобразительное искусство»2

автор отмечает, что раздел «Устное народное творчество» в учебнике по

чтению «Родная речь»3 для учащихся начальной школы представлен народными

песнями, небылицами, сказками. Народные мастера росписи, гончары, резчики

по дереву, вышивальщицы — также не жили вне фольклорного творчества. Вполне

естественно, считает автор, что различные виды народного искусства,

возникавшие в народной среде, были близки по содержанию и эстетическим

принципам. Поэтому мотивы вышивки с их композиционной ясностью и

величавостью образов сопоставимы с размеренным складом былин, а легкий,

ритмический узор берестяных туесков с песенными мелодиями, имеющими свои

ритмические повторы. Образы резной игрушки богородских мастеров или

расписной глиняной игрушки перекликаются с образами сказок.

По мнению автора, составители выше названного учебника по чтению умело

привлекли к иллюстрированию текстов произведений выдающихся русских

художников — В. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха, а также произведения

народного искусства: народную игрушку, лаковую палехскую и федоскинскую

миниатюру, росписи на прялках, лубочные картинки. Все эти произведения

органично соединились с содержанием раздела «Устное народное творчество».

Русские народные песни (с. 6—7) иллюстрируются лирической сценкой

федоскинской миниатюрной живописи и полной экспрессии лубочной картинкой.

Тексты небылиц на страницах 8—9 проиллюстрированы изображениями

народных глиняных расписных игрушек, цветочной росписью на прялке, графикой

лубочной картинки.

Короткие стихотворные тексты к сказкам, представленным на странице 10,

иллюстрируются фотографией богородской резной деревянной игрушки с

движением.

Замечательный русский художник В.М. Васнецов известен своими

живописными полотнами на темы русских сказок и былин («Богатыри», «Иван-

царевич на Сером волке», «Аленушка»). В учебнике художник представлен двумя

живописными произведениями «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри» (с.

21 и 38), а также иллюстрацией «Сивка-бурка» к одноименной сказке (с. 32).

Другой великолепный русский художник - И. Билибин, создавший свой

неповторимый стиль иллюстраций к русским народным сказкам. Благотворное

влияние на творчество художника оказало русское народное искусство. И.

Билибин всерьез изучает его, путешествуя по Русскому Северу, делая во время

этих путешествий рисунки деревянной архитектуры, народного костюма, бытовой

утвари крестьянских домов. Рисунки эти, знания народного быта и уклада

крестьянской семьи оказали самое благотворное влияние на создание

художником иллюстраций к русским народным сказкам, былинам, к сказкам А. С.

Пушкина.

И. Билибин щедро насыщает свои иллюстрации орнаментом, который можно

видеть в оформлении одежды героев сказки, в изразцах печей, ковров, в

резном и расписном убранстве домов и даже в своеобразных рамах, обрамляющих

многие его иллюстрации.

Наиболее орнаментальна иллюстрация И. Билибина на странице 109.

Художник большую часть рисунка отводит ковру, застилающему пол перед

столом, за которым происходит трапеза гостей князя Гвидона. Орнамент пола —

цветок в темных и светлых квадратах, ритмично чередующихся.

Из стилистики иллюстраций И. Билибина к «Сказке о царе Салтане...» в

книге «Родная речь» несколько выпадает иллюстрация на странице 83.

Воспроизведенное здесь живописное полотно художника Н. Рериха «Заморские

гости» хорошо ложится своей темой в текст сказки.

Так же замечательны иллюстрации Билибина к «Сказке о царе Салтане...»

А. С. Пушкина. В учебнике даны только отдельные иллюстрации из большого

числа рисунков, созданных художником к этой знаменитой сказке (стр. 75, 81,

93, 109).

Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся еще больше

обогатятся, если наряду с иллюстрациями в учебнике, они познакомятся с

подлинными произведениями художников и народных мастеров в экспозициях и

фондах местных художественных и краеведческих музеев. Они могут явиться тем

критерием подлинной художественности произведения, который поможет учащимся

выработать умение самостоятельно и верно оценивать многие явления

сегодняшней художественной жизни.

В статье «Интеграция учебных занятий в начальной школе»1 автор

детально рассматривает понятие интеграции.

Интеграция, по мнению автора, — процесс сближения и связи наук,

происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой

высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени

обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно

осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности:

знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными,

комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных

интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и

достигается всестороннее развитие личности.

Интеграционные связи между предметами начальной школы мало

разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди ученых в

понимании сущности этих связей. Несмотря на это учителя, не имея четкой

системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются решать

указанную проблему.

Автор проверила степень эффективности практикуемых в школе приемов и

вновь разработанных ею путей применения наиболее эффективных методов

проведения интегрированных учебных занятий.

Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения — музыки —

ИЗО рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это

будет способствовать систематизации знаний по чтению, школьники лучше

усвоят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее

излагать изученный материал. К тому же детям интегрированные уроки

нравятся, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного, дают

большой эмоциональный заряд.

В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

красок весны»1 автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе, цели

которого следующие:

1. Познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне,

расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей.

2. Развить познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом,

обучая школьников правильному, выразительному, плавному чтению.

3. Осуществить связь содержания уроков чтения с произведениями,

рекомендуемыми для внеклассного чтения, а также с изобразительным

искусством и музыкой.

В качестве оборудования автор предлагает использовать учебник «Книга

для чтения» (III класс), книги для внеклассного чтения, тексты Н. Сладкова

«Март», «Апрель», репродукцию картины А. Саврасова «Грачи прилетели»,

грампластинки П. И. Чайковского «Времена года» и С. В. Рахманинова «Концерт

для фортепиано с оркестром № 2», грамзаписи «Перезвон колоколов» и «Птичьи

голоса».

В уроке удачно реализованы межпредметные связи (чтение – музыка –

изобразительное искусство)

В статье «Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к

учебным предметам»2 автор делится опытом своей работы по проведению

интегрированных уроков с учащимися в начальных классах. Автор отмечает, что

практикой доказано: чтение - наиболее благоприятный предмет в сочетании с

музыкой и изобразительным искусством. Именно на этих уроках у детей

развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические

чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется

кругозор, обогащаются знания учащихся. Учитель решила провести

интегрированный урок по теме «Волшебница-зима». Урок был построен как

обобщающий, продолжался два часа и объединял такие предметы, как «Чтение»,

«Русский язык», «Музыка». Урок получился, детям понравилось.

На основе этого автор провела потом аналогичные интегрированные уроки,

тоже как обобщающие, по темам «Весна идет» и «Осень наступила», где были

объединены те же предметы. Но в эти уроки уже были включены моменты

инсценировки: некоторые дети были одеты в соответствующие теме урока

костюмы, они читали стихи, загадывали загадки, а одна девочка играла

мелодию весенней песенки на скрипке...

Главной особенностью таких уроков явилось то, что тексты о двух

периодах зимы, весны, осени были напечатаны на отдельных листах для каждого

ученика и ранее на уроках чтения в школе не изучались! Дети сами

озаглавливали данные тексты, так как они были даны без названия. Это

способствовало работе над техникой и выразительностью чтения, вызывало

наибольший интерес у учащихся к литературным произведениям, что позволило

им увидеть красоту родной природы, почувствовать и понять, «как велик и

могуч русский язык».

В конце урока дети рисовали устные картины к тому, что они представили

себе, слушая музыкальные произведения П. И. Чайковского из его цикла

«Времена года». На фланелеграфе «создавали» динамические картины из

аппликаций как иллюстрации к данным текстам и писали сочинения. Всю

письменную работу ученики выполняли в отдельной тетради, обложка которой

была оформлена в виде красивой бабочки («Весна идет») и в виде грибка

(«Осень наступила»).

Такой урок очень понравился детям, в нем участвовали все, он проходил

как маленький, но очень интересный, необычный, познавательный урок-

спектакль.

Тема данного урока: обобщающий урок по чтению по разделу «Весна идет»

и обобщение знаний учащихся о предложении.

Цель: соединить 3 предмета в одном уроке, что поможет детям лучше

разобрать произведения о весне, почувствовать красоту слова, записать

понравившиеся образные слова и выражения. Познакомить учащихся с новыми

словами и понятиями; работать над выразительностью и техникой чтения

произведений; прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним

пейзажам; учить детей понимать музыку, «видеть» в ней картины природы,

художественные образы. Далее автор предлагает конспект открытого

интегрированного урока по теме «Весна идет» (чтение — русский язык —

музыка).

В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной

школе». 1автор говорит о том, что в условиях коренной перестройки всех сфер

жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое

воспитание и развитие подрастающих поколений. Ситуация переходного периода

развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования

и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В

этот период возрастает ценность эстетического образования школьников

Российской Федерации.

Именно посредством искусства осуществляется в основном передача

духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует

восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство

выступает в роли защитного пояса", который охраняет ребенка от влияния идей

насилия и жестокости. Искусство помогает учащимся построить целостную

картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных

жизненных ситуациях.

Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо важную

роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике

развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся,

играет огромную роль в процессе их обучения.

Автор считает, что в последнее время все большим успехом среди

учеников пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению

духовной музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и

декоративно-прикладного искусства.

Интегрированный эстетический цикл в начальном звене позволяет

утверждать, что интеграция предметов искусств — альтернативная система

обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их

эстетического воспитания и развития.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы -

литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для

каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику

разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности

учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на

полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе

школы-лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного

интегрированного курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы

составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю. Приведённая таблица

дает конкретное представление планирования эстетического курса

(литературного чтения, изобразительного искусства и музыки) в 1 классе (по

системе 1-4) и в III классе (по системе 1-3) на учебный месяц.

ГЛАВА III.

Педагогическое исследовнаие.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ