Рефераты
 

Дизартрия

Дизартрия

ВВЕДЕНИЕ

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи

при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,

они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи,

бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не

являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения,

требующие специального обучения.

Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также

нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских

садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед

и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами

занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики,

обучают грамоте и математике.

Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах

при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с

недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым

недоразвитием, заикающиеся дети. Коррекционная работа ведется параллельно

со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной

неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от

того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков

правильной речи.

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских

учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы

для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная

ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном

интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым

запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае

очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны

понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной

форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в

коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в

играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние

общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на

достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает

вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их

неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется

отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что

выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической,

грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми

нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений,

трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук,

несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто

приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным

эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие,

вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций

зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не

фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными

замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в

обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше.

Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и

письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с

развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия,

ринолалия и различного типа дизартрии.

Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo

– членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное

недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и

подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов

речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при

возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом

речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а

также и общее развитие речи.

Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный

контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение

состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты.

При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания

текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных

особенностей ребенка.

В данной работе рассматриваются основные методики коррекции дизартрии

у детей, приводятся рекомендации учителей-логопедов, имеющих положительной

опыт коррекции этого тяжелого заболевания.

1. ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

ДИЗАРТРИИ

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений

произношения является то, что в этом случае страдает не произношение

отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков

отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь

такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением;

голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания

нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или

замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные

факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности

(вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения

(затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца)

и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек:

менингит, менингоэнцефалит и др.).

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме.

Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального

паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии

получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных

учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими

степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический

компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений

органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в

нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но

нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих

сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них

имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят.

Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как

им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой,

пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на

уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того,

способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного

аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо

пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки,

требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может

самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек,

языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого

ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать

его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых

губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот

водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы,

шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не

добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя

специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала

крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При

этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить

руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже

застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения

шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.),

вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от

друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все

дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая

края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в

середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев

цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее

кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног,

затем непосредственно у себя на ногах.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной

деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться

ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы

быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его

пальцы вместе со своими в кольца ножнц и производить совместные действия,

последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая

мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и

точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических

упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с

началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному

такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут

четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно

удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на

левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной

ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока

он не научится это делать самостоятельно.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных

занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по

разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной),

исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны

речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные

навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и

использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего

достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом,

необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по

лечебной физкультуре.

Нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи (темпа,

ритма, модуляции, интонации), вызванные органческой недостаточностью мышц

речевого аппарата (органические поражения головного мозга).

Причинами могут быть:

родовые травмы (черепно-мозговые травмы, кровоизлияния при затяжных или

стремительных родах, асфиксия при родах);

внутриутробные поражения плода вследствие хронических болезней матери,

заболеваний во время беременности (особенно вирусных), влияния химических

препаратов, и т.д. Особенно важны первые 3 месяца беременности, когда

закладываются основные системы.

заболевания ребенка (менингит, энцефалит), черепно-мозговые травмы.

Т.е. в результате действия комплекса причин происходит поражение коры

головного мозга на разных уровнях, это приводит к нарушению передачи

нервных импульсов из коры г.м. по всем уровням к мышцам арт. аппарата.

Следовательно - нарушение функционирования.

Симптомы:

Речевые:

- нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения

может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может

нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно,

искаженно, часто с носовым оттенком).

- нарушение просодики - темпа, ритма, модуляции, интонации.

- нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает

вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности

сформироваться правильному слуховому образу звука.

- нарушение грамматического строя речи.

Неречевые:

- нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает

ДЦП).

- нарушение эмоционально-волевой сферы.

- нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление).

- нарушение познавательной деятельности.

- своеобразное формирование личности.

Классификация очень сложная и объемная. Детям в речевых садах чаще

всего ставят стертую форму дизартрии, она относительно простая по сравнению

с остальными, встречается чаще всех остальных форм. Корректируется все в

комплексе: дыхание, голосообразование, темп, ритм, произношение,

грамматика.

Дальше мы рассмотрим методики корректировки дыхания,

голосообразования, темпа, ритма, произношения, грамматики, мышления.

2. МЕТОДИКИ КОРРЕКТИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ

ДИЗАРТРИИ

В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства

дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как

правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается

при эмоциональном напряжении.

Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во

время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого

высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается даже в

процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартриков делают

недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения

интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только

дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется

регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления

плавности речи.

2.1. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и

взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.

Стрельниковой. Стрельниковская дыхательная гимнастика - детище нашей

страны, создавалась она на рубеже 30-40-х годов как способ восстановления

певческого голоса, потому что А.Н.Стрельникова была певицей и его потеряла.

Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох

носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги,

голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают

общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в

кислороде.

Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом

через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее

тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также

раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая

обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр

воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем.

Она полезна всем и в любом возрасте.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится

очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н.

Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе

совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять 4

основных правила.

Правило1. "Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру,

нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая

ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как

укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе.

Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем.

Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.

Правило2. Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после

каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не

помогайте ему.Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" И следите за тем

только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет

самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт.

Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в

дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху

достаточный объем и глубину без особых усилий.

Правило3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в

темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и

8. Темп - 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока - 1000-

1200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3

секунды.

Правило4. Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент

можете сделать легко.

Весь комплекс состоит из 8 упражнений. В начале - разминка. Встаньте

прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи

громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в

момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в

темпе прогулочного шага "сотню" вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что

ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте:

"Гарью пахнет! Откуда?" Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и

одновременно с каждым шагом - вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох,

вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на

месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу:

вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на

ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно.

Думайте: "ноги накачивают в меня воздух". Это помогает. С каждым шагом -

вдох, короткий, как укол, и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой,

поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем,

чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить

выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и частою Делайте их

столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы

Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И

одновременно с каждым поворотом - вдох носом. Короткий, как укол, шумный.

96 вдохов. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?". Нюхайте

воздух..

"Ушки". Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: "Ай-яй-яй, как не

стыдно!". Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому

плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым

покачиванием - вдох.

"Малый маятник". Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: "Откуда

пахнет гарью? Снизу? Сверху?".

Главные движения

"Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к

воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то

вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую.

На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа,

слева, в темпе шагов.

"Насос". Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса,

и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона.

Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не

разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте

вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не

поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный.

Из всех

наших движений-вдохов это самое результативное.

"Обними плечи". Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях.

Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи.

Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо,

а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу.

Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись,

повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху". Руки не

уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.

"Большой маятник". Это движение слитное, похожее на маятник: "насос"-

"обними плечи", "насос"-"обними плечи". Темп шагов. Наклон вперед, руки

тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох.

Вперед - назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.

"Полуприседы". Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей

впереди, нога сзяди чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте

легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно

с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив движение,

добавьте одновременные встречные движения рук.

Далее следует специальная тренировка "затаенного" дыхания: короткий

вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо

вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном

выдохе "восьмерок" увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо

набрать как можно больше "восьмерок". С третьей или четвертой тренировки

произнесение заикающимися "восьмерок" сочетается не только с наклонами, но

и с упражнениями "полуприседы". Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой,

почувствовать "схваченное в кулак" дыхание и проявить выдержку, повторяя

вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании.

Разумеется, "восьмеркам" на каждой тренировке предшествует весь комплекс

перечисленных выше упражнений.

2.2. Упражнения для развития речевого дыхания

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

- Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот,

другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через

нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной

клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же

произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки

принимает прежнее положение).

- Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды

воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

- Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе

произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

- Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу

- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь

постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха.

Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

- Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно

соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.

Правой рукой строят – левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на

траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка,

три Егорка...

- Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением

вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть

не могут!

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,

тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,

дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,

бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку,

внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули

репку!

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на

практике.

«Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7

см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет.

Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как

настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет

громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек

загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя

воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком

долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

«Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку

покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался,

нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает

порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.

Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные

дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного

речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на

короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный,

ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный

период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям

пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время

занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы

пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать

основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих

«представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.),

звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже –

короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются

короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает

улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с

какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия,

какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные

фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

3. КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ

3.1. Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей

подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя

челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих

органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата

проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной

гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений

органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения

звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день

по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более

сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,

второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок

выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых

упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно

придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у

ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,

чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики

должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может

воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда

взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые

приемы.

- Показывает его выполнение.

- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за

качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп

выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно

следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично

по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае

артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает,

движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании

положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что

он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять

движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился

быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться

подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не

вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов

артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли

упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали.

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и.

Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Как весёлые лягушки

Тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали.

И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося

звук у.

Подражаю я слону -

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение

выполняется ритмично, под счёт.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение

языка: кончик языка за верхними резцами; кончик языка за нижними резцами.

Двигается только язык, а не подбородок!

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка

поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется

ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий,

расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10

сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой,

произнося при этом: пя-пя-пя.

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта

узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение

выполняется ритмично, под счёт.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается

в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем

верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины

к кончику.

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Скатываются зубки с горочки.

Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик

языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать

следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним

нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

3.2. Игровые методы

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей

слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить

звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а

также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо

воспроизводить звукоподражания.

Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик,

молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия

предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на

барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз

называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит

звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети

отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и

т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет,

отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек.

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей

животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок,

лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа

мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ