Рефераты
 

Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

Дистанционное обучение:

идеи, технологии, проблемы и перспективы.

Образовательная система XXI века.

Так называют дистанционную форму обучения специалисты по

стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная

ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в

техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики.

Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как

телекоммуникационную. Эта фаза общения, фаза трансфера информации и знаний.

Обучение и работа сегодня - синонимы: профессиональные знания стареют очень

быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование –это и есть

открытое образование! Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает

сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения,

всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных

поясов.

Дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система

подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня

специалистов.

Дистанционное обучение и права человека

Системы дистанционного образования (СДО) дают равные возможности

школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным в

любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование

и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко

реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию

конституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО

соответствуют логике развития системы образования и общества в целом, где

во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.

О термине "дистанционное обучение"

Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не

устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической

литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование"

(distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Некоторые

зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в

организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение

(teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин

"дистанционное обучение".

Технологические основы дистанционного обучения

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-

го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить

иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с

плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и

отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в

периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения

оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу

знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и

гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты

подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество

преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при

традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как

интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный

гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов

Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в

учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от

большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и

текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную

среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в

процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в СДО программ и

систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную

связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в

большинстве традиционных систем обучения.

Дистанционное обучение в мире

По данным зарубежных экспертов к 2000 г. минимальным уровнем

образования, необходимым для выживания человечества, станет высшее

образование. Обучение такой массы студентов по очной (дневной) форме вряд

ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому не случайно за

последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям

растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция

перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа

вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. За период 1900-1960 гг. их

было создано 79, за 1960-1970 гг. - 70, а только за 1970-1980 гг. - 87.

Долговременная цель развития СДО в мире – дать возможность каждому

обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа

или университета. Это предполагает переход от концепции физического

перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний

и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными

ресурсами. Необходимо изучить и рассмотреть опыт стран имеющих большие

возможности и больший опыт в данном вопросе образования. Рассмотрим

Америку.

Дистанционное обучение в США

В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи

приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов

работникам ближайших корпораций. В 1984 г. эти программы привели к

образованию Национального Технологического Университета (NTU). К 1991г. NTU

превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-

квартирой в г.Форт-Коллинз, штат Колорадо. В начале 90-х годов более 1100

студентов изучали дистанционным методом программы NTU на инженерную степень

при активном участии коммерческих корпораций-работодателей.

Многие из получивших степень магистра NTU отметили, что они не смогли

бы этого сделать каким-либо другим путем. Опыт NTU был изучен и

рекомендован как модель для международного электронного университета. Для

проведения курсов использовались средства, предоставленные организациями-

спонсорами, что является примером кооперации правительственных,

университетских и коммерческих структур. NTU практически полностью

финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами-

работодателями студентов. За шесть лет работы суммарный доход NTU составил

13.5 миллионов долларов.

По программам дистанционного образования в США работает сегодня и

телевидение (PBS-TV). Программа обучения взрослых с 1990 г. взаимодействует

с 1500 колледжами и местными станциями, предлагая курсы в различных

областях науки, бизнеса, управления. ДО-курсы, передаваемые по четырем TV-

образовательным каналам, доступны по всей стране и, через спутник, в других

странах. Вооруженные силы США используют СДО для своих служащих. Даже во

время войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. многие американские моряки

продолжали изучать ДО-курсы. Более 4000 военнослужащих изучали, а более 70%

успешно освоили эти курсы. Программа Американского Открытого университета

Нью-Йорк-ской Технологической Школы уже несколько лет дает ДО-курсы

моряками на кораблях, находящихся в плавании. Всего телеобучающая сеть

армии США включает 108 систем, еще 16 таких систем в ВМФ. Важнейшее

значение в США имеют СДО штатов. Многие из них базируются на спутниковых

телеконференциях, развернутых в 80-х и 90-х годах. Как правило, они

включают 1-2 класса в головном университете или колледже, откуда проводят

занятия преподаватели, и ряд классов в различных точках штата, где

занимаются обучаемые группы. В последнее время все большее распространение

получает использование компьютерных сетей, предоставляющих схожие

возможности, но по гораздо более низкой цене.

Дистанционное обучение в Европе

За пределами Северной Америки дистанционное образование в основном

развивается "открытыми" университетами, которые финансируются

правительством. Первоначально европейская организация ДО, появившаяся в

Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на

советскую систему заочного образования (и частично с нее скопирована).

Разница заключалась в том, что обучение максимально выносилось ближе к

месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с

использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь

длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая

роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных

преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были

консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные

школы и пр. Часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и

радио. СДО в Европе получили интенсивное развитие в начале 70-х годов.

Связано это было с созданием ряда Открытых университетов ДО.

Испанский Национальный Университет Дистанционного образования

(Universidad National de Educacion a Distancia UNED), включает в себя 58

учебных центров в стране и 9 за рубежом. В Великобритании более 50%

программ на степень магистра в области управления проводится с

использованием ДО. Лидирующей организацией в этой области является Открытая

школа бизнеса Британского Открытого Университета.

В последнее время в европейском ДО все больше используются современные

компьютерные и коммуникационные технологии, так что технологическая разница

между североамериканской и европейской организацией ДО стирается. Вообще

программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30

странах, включая страны третьего мира. При этом, естественно, остаются

отличия, вызванные различными культурными, педагогическими и прочими

традициями.

Опыт зарубежных корпораций

ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но

и коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в

области бизнеса. Следует отметить, что ДО-программы в области бизнеса

составляют четвертую часть всех программ высшего образования по

дистанционной форме. Причем наибольшее распространение получили программы

на степень бакалавра и магистра и программы подготовки специалистов.

Электронные программы переподготовки составляют сегодня один из крупнейших

сегментов высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети

созданы такими компаниями, как IBM, EuroPay, General Motors, J.C.Penney,

Ford, Walmart, Federal Express. Многие из этих систем значительно

опережают системы ДО, созданные в университетах, как по сложности, так и по

количеству.

Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся

Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в

отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле

слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением

вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с

программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами

(приглашениями). При более развитых средствах ведения диалога (например,

при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с

использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов)

обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и

режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем

активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность. В

широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых

субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов.

При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен

вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением

принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для

общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной

средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном

взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами

осуществления подобного взаимодействия – электронная почта,

телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д.

Организационно-методические модели ДО.

1. Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или

вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и

студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные

учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский

университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение

экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для

учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача

сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.

2. Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для

студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии,

заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий,

включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для

получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих

ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэлса в

Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов,

тогда, как стационарно в нем обучается 3000 студентов.

3. Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в

подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их

более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная

практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной

программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты

Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного

сотрудничества может служить программа " Содружество в образовании".

Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы

договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран

содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому

гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома,

получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества

колледжей и университетов.

4. Автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей

ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The

Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят

обучение дистанционно большое число студентов не только из

Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого

университета могут служить Национальный технологический университет (штат

Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным

специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году

университет объединил эти 40 колледжей сетью ДО при теснейшем

сотрудничестве с правительством штата и сферой бизнеса.

5. Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется

целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных

пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить

американо-самоанский телевизионный проект.

6. Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе

мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение

взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли

закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью

официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу

(примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально

ориентированные на определенную образовательную цель (например,

Британская программа грамотности), или специально нацеленные на

профилактические программы здоровья, как, например, программы для

развивающихся стран.

Организационно-технологические модели ДО

1. Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и

канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные

радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения

является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует

двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного

обучения к традиционному заочному обучению.

2. Мультимедиа - использование различных средств обучения: учебные пособия

на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на

различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при

этом передача информации в "одну сторону". При необходимости используются

элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей,

проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием

экзаменов и т.п. Эту технологическую модель мы рассмотрим более подробно

ниже. За главный объект мы возьмем электронный учебник (ЭУ).

3. Гипермедиа - модель дистанционного обучения третьего поколения, которая

предусматривает использование новых информационных технологий при

доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при

этом является использование электронной почты и телеконференций, а также

аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии

эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких

средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и

аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков,

различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

Виртуальные университеты

Созданные университетами учебные сервера - это, в некотором роде,

расширение стен самого университета. В его виртуальных аудиториях так же,

как и в основных, можно будет со временем и лекцию послушать, и

лабораторную на виртуальном стенде выполнить, и найти средства для

проектирования, выполнения расчетов, моделирования спроектированного

устройства и т. д. Но возможно, что все вышеперечисленное станет

прерогативой специализированных виртуальных университетов - электронных

открытых университетов без стен. Тем более, что ВУЗам, подключаемым к

Internet на средства из фонда Сороса, не разрешено коммерческое

использование доступа к Сети, поэтому средства для оплаты онлайновых услуг

(и не только на подписку на энциклопедии) придется изыскивать

дополнительно. Есть и много других проблем, препятствующих созданию

виртуальных университетов в традиционных университетах со стенами. Сведения

о проектах и первых попытках создания виртуальных университетов можно найти

в сети Internet.

Дешевле ли обучать по Internet?

Эксперты считают, что телекоммуникационное интерактивное преподавание

обходится на 20-25% дешевле традиционного. Microsoft считает, что стоимость

сетевого обучения может снизиться как минимум вдвое против традиционного,

поскольку преподаватель в состоянии давать уроки, находясь в любой точке

земного шара; да и особого компьютерного оборудования при этом не

требуется. Экономия может быть достигнута и за счет других факторов. Взяв

на вооружение СДО, учебный отдел может быть уверен, что все учащиеся

пользуются одними и теми же и, кроме того, самыми свежими учебно-

методическими материалами. Ведь обновлять учебные пособия с помощью

Internet гораздо легче. Интересное наблюдение, но оказалось, что при

обучении в СДО проще производить отсев малоспособных учеников. Пассивно

вести себя на обычных семинарах - легко, а на электронных - невозможно. В

результате на СДО-курсах отсеивается большее число учеников, чем на

традиционных. Разберем более подробно.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ

Термин "дистанционное обучение" означает такую организацию учебного

процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу,

главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая

среда обучения характеризуется тем, учащийся в основном, а зачастую и

совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же

время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между

собой с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение позволяет

учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной

подготовки или получения качественного высшего образования, нет

университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня

квалификации.

С середины 70-х годов во многих странах стали появляться учебные

заведения нового типа, называемые "открытый", "дистанционный" университет;

"электронный", "виртуальный" колледж. Они имеют оригинальную

организационную структуру, используют своеобразный набор педагогических

приемов, экономических механизмов функционирования.

Цель этой работы - проанализировать возникающий на наших глазах спектр

новых учебных заведений и выделить их базовые модели. Важно не просто

рассмотреть существующие модели образовательных учреждений, функционирующих

на основе использования дистанционных методов обучения и информационных

технологий, но и понять, какие новые формы могут появиться в будущем, что

определяет их разнообразие.

На данном этапе исследования представляется целесообразным рассмотреть

три интегрированных фактора:

1. технологический,

2. педагогический,

3. организационный.

Характер первого из них определяется информационными технологиями,

используемыми для разработки, доставки, поддержки учебных курсов и учебного

процесса в целом.

Значение второго фактора определяется набором методов и приемов,

применяемых в ходе учебного процесса.

Третий фактор, организационный, характеризует специфику организационной

структуры образовательного учреждения дистанционного обучения.

"Идеальная модель" дистанционного обучения включает в себя

интегрированную учебную среду, с вариантным определением роли различных

компонент - технологических, педагогических, организационно-методических.

1.Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа.

В качестве первого фактора (интегрированной характеристики)

университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в

учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть

два важных аспекта.

Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает

присвоение наивысшего приоритета технологии в организации учебного

процесса. Как бы мощны и совершенны ни были технологические применения, они

должны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но с

другой стороны, нельзя и недооценивать роль новых информационных

технологий, которые зачастую предлагают качественно новые возможности

реализации образовательного процесса.

Во-вторых, приведенный ниже перечень основных технологий, применяемых

в университетах дистанционного обучения, конечно же не означает, что какая-

то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь одной из

них. Мультимедиа-подход, основанный на использовании нескольких

взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее

эффективным в области образования.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно

разделить на три большие категории:

> неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители),

> средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное

тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа),

> видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам,

видеоканалам и компьютерным сетям.

Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям

придали качественно новые возможности дистанционному обучению. В Российской

высшей школе они активно развиваются в виде применения электронных

учебников и технологии обмена текстовой информацией с помощью асинхронной

электронной почты.

Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов

связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только

совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования. Это

связано с отсутствием развитой инфраструктуры связи, высокой стоимостью

каналов связи и используемого оборудования.

Видеокассеты - это уникальное средство для дистанционного обучения

практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на

тиражирование учебных видеоматериалов, видеомагнитофон получил широкое

распространение во всех странах. Видеокассеты используются обычно как

компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные

лекции.

Электронная почта экономически и технологически является наиболее

эффективной технологией, которая может быть использована в процессе

обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения

обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет

ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации "диалога"

между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения.

Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с

модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать

гибкий и интенсивный процесс консультаций.

Оперативный доступ к разделяемым информационным ресурсам позволяет

получить интерактивный доступ к удаленным базам данным, информационно-

справочным системам, библиотекам при изучении конкретной дисциплины. Данный

режим доступа ON-LINE позволяет в течение секунд осуществить передачу

необходимого учебного материала, компьютерных программ при помощи таких

компьютерных систем как GOPHER, WWW, VERONICA из крупных научно-

педагогических центров, и из локальных узлов сети Internet, общее

количество которых в мире превышает 1.25 миллиона.

Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют

возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный

тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в

небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения

отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и

видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность

совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на

расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.

Видеоконференции по цифровому спутниковому каналу с использованием

видеокомпрессии совмещают высокое качество передаваемого видеоизображения и

низкую стоимость проведения видеоконференции (более чем на два порядка

меньше, чем при использовании обычного аналогового телевизионного сигнала).

Эта технология может оказаться эффективными при относительно небольшом

объеме лекций (100-300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000-5000

студентов) для проведения обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов

курсов и образовательных программ.

В конце восьмидесятых годов в России технологии необходимые для

дистанционного обучения были либо не развиты, либо отсутствовали вообще.

Преподавание в институтах основывалось на печатных изданиях, для развития

тематики использовались заранее записанные программы, реже, телевизионные

передачи в прямом эфире. Сегодня некоторые из новых информационных

технологий становятся доступны для налаживания дистанционного обучения.

Практически все они основаны на цифровых методах обработки информации и

охватывают спектр от программ гипермедиа, которые позволяют студенту самому

управлять используемой информацией, до разнообразных систем баз данных

доступных через глобальные компьютерные сети.

Основным фактором при выборе информационных технологий как средств

обучения должен быть их образовательный потенциал. Однако проведенные

исследования показывают, что это не так даже в наиболее технологически

развитых странах (США, Канада, Великобритания, Германия и Япония). В России

экономическая и технологическая ситуация такова, что выборе средств зависит

не от их педагогического потенциала и даже не от их стоимости, а от их

распространенности.

Телекоммуникации добавляют новую размерность к дистанционному обучению

и очень быстро развиваются в России в виде применения асинхронной

электронной почты. Проведенный анализ позволил выделить базовые параметры,

которые являются существенными при выборе информационных технологий для

применения в программах дистанционного обучения в российских вузах (Таблица

1).

|Технология |Характеристики |

|Аудио-визуальные носители (печатные | Низкая коммуникационная |

|материалы, аудио-, видеокассеты) |интерактивность |

| |Стоимость производства линейно |

| |зависит от числа обучаемых. |

| |Хорошо известны методики |

| |разработки учебных материалов. |

| |Высокая долговечность. |

|Компьютерное обучение, асинхронная | Средняя степень |

|электронная почта |интерактивности. |

| |Наиболее развитая |

| |инфраструктура в России. |

| |Низкая стоимость |

|Видеоконференции по компьютерной сети|Высокая степень интерактивности|

|Internet в режиме реального времени | |

| |Наиболее развитая в мире |

| |инфраструктура сети |

| |Использование широко |

| |распространенных платформ |

| |компьютеров |

| |Низкая стоимость |

|Видеоконференции по цифровому |Высокая степень интерактивности|

|выделенному спутниковому каналу с |Хорошее качество передачи |

|использованием видеокомпрессии |изображения, |

| |Снижение более чем на два |

| |порядка |

| |требований к пропускной |

| |способности канала по сравнению|

| |с аналоговым телевизионным |

| |сигналом |

| |Высокая стоимость |

|Видеоконференции по аналоговому |Высокая степень интерактивности|

|спутниковому каналу | |

| |Максимально возможное качество |

| |передачи изображенияс |

| |минимальной технологической |

| |задержкой передачи изображения |

| |и звука |

| |Высокая стоимость |

Таблица 1. Сравнительные характеристики информационных технологий

2. Методы дистанционного университетского образования

Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов

является совокупность используемых в учебном процессе педагогических

методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации

преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать

следующим образом:

1)Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными

ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых

(самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход,

когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы:

печатные, аудио-, видео-материалы, и что особенно важно для электронных

университетов - учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это

прежде всего:

> интерактивные базы данных

> электронные журналы

> компьютерные обучающие программы (электронные учебники).

В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые

могут быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя эти ресурсы

разработчики курсов, например, могут поддерживать локальные базы данных как

для студентов, так и для преподавателей. Другим решением является

предоставление доступа к внешним базам данных. Число баз данных, доступных

через компьютерные сети быстро растет.

Так, в Murdoch University каталог библиотечных услуг, которые доступны

через Internet, насчитывает более 70 страниц. Студенты и преподаватели

Государственного университета Огайо имеют доступ по крайнем мере к 9

главным библиотекам и целому ряду баз данных через Internet. Пользователи

CompuServe имеют доступ к таким базам данных, как Academic American

Encyclopedia, Dissertation Abstracts, ERIC, Magazine Database Plus,

Peterson's College Database.

Электронные журналы представляют собой периодические издания, которые

распространяются среди подписчиков через компьютерные сети. Они становятся

все более важным источником получения информации и обучения. Как

утверждалось в U.S.News & World Report (1994), более 2700 газет в 1994 году

предпринимали ту или иную попытку издания электронных версий, в то время

как в 1989 году таких газет было лишь 42. Strangelove составил в 1992 году

справочник, который включал 35 электронных журнала и 90 информационных

бюллетеней, доступных через Internet. Студенты подписываются на такие

журналы с целью использования их как неотъемлемой части курса или как

дополнения к работе.

Компьютерные обучающие программы представляют собой программное

обеспечение, которое может использоваться на удаленном компьютере через

компьютерную сеть. Сеанс связи с удаленным компьютером может осуществляться

при помощи, например, модемной связи или Telnet услуг в Internet.

2)Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых

характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ