Рефераты
 

Дидаскология

(они определяют продуктивность пед. Д). Особенно в связи с изучением

продуктивности работы педагога при обучении смешанных и малоэтнических

групп.

Сэмюэль Джон: белые учителя в смешанных классах.

Отзывчивые мягкие педагоги лучше работают с негритянскими детьми. У

белых - уверенность в себе, требовательность, владение речью, в отношениях

- интересы дела ценят одобрение учителя. Приоритет аффективной сферы

мотивируют тем, что от общения педагога зависит достижение учеником целей и

они могут меняться, а главное - личность ученика, которая может справиться

с новыми задачами.

На западе тенденция: школа - место штамповки индивида и важно общение

педагога, контролирующего соц-культурную ситуацию.

Учитель как субъект пед. Д.

Макаренко: "Моя работа состоит из непрерывающегося ряда многочисленных

операций, более или менее для длительных, иногда растягивающихся на год,

иногда проводимых в течение 2-Здней, иногда имеющих характер молниеносного

действия, иногда имеющих, так сказать, "инкубационный период", когда

накапливаются потенциальные силы или действия, а потом оно вдруг

приобретает характер открытый. Всякая такая операция представляет очень

сложную картину: она должна преследовать главную цель — воспитательное

влияние на целый коллектив, во-вторых, она должна иметь ввиду влияние на

данную личность, в-третьих, она должна в какое-то гармоническое положение

поставить и меня, и коллектив воспитателей... Конечно, идеально

поставленной проведенной операцией будет считаться только такая, при

которой все указанные цели достигаются в наиболее оптимальном виде".

(Сочинение, 1957г., т. 7, стр. 420)

Здесь очерчивается сложный состав пед. Д в ее единстве и целостности.

Здесь выражено то общее, что присуще всем конкретным видам пед. Д, но не

сводится ни к одному из них.

Проф. пед. Д - разновидность любой соц. Д. и, следовательно, проф. Д

м/б полноценно объективно охар-вана в терминах и понятиях общей теории Д

(психологической теории Д, которая разработана А. Н. Леонтьевым): мотив и

ценностный смысл действий, условия влияющие на выбор способов достижения

целей, операционный состав действий и т. д.

Наша задача: выявить специфические особенности этих компонентов в их

общей структуре пед. труда.

Начальный этап анализа проф. Д; списание ее функциональной структуры.

Нина Васильевна Кузьмина: пед. Д складывается из взаимосвязанных

внутренних элементов, соотв-ет опред. группе рабочих функций и опред.

группе пед. способностей, которые является как инд. формы отражения

структуры пед. Д. Она к этим компонентам относит:

1) конструктивные (отбор и композиция учебно-воспитательного и

образоват. материла по возрастным и инд. особенностям учащихся,

планирование и построение пед. процесса, планирование структуры действий

учащихся и своих, проектирование учебно-методической базы образоват.

процесса);

2) организаторские (включение учащихся в различные виды Д, в

организацию ученического коллектива и превращения его в инструмент пед.

воздействия на личность);

3) коммуникативные (установление правильных взаимоотношений педагога с

учащимися, коллегами, родителями, что позволяет учесть и удовлетворить

запросы учащихся, правильно понять и оценить эффективность пед. воздействий

и перестроить их). Это наметило новый прогрессивный подход к изучению

структуры проф-пед. Д. Но! Эти компоненты м/б отнесены к любой профессии. А

труд педагога имеет специфическую структуру. Этот недостаток в опред. мере

преодолен.

Александр И. Щербаков добавил к этим трем компонентам следующие:

информационную,

развивающую,

ориентационную,

мобилизационную,

исследовательскую (гностическую) функции.

Главное место отводится информационной - исходный момент всей пед.

работы. Ее осущ-е опирается на глубинное и свободное владение учебным

материалом, методику его преподавания, искусство устной речи... Надо

пользоваться средствами контроля для организации обратной связи.

Развивающая функция отражая единство обучения, воспитания и развития,

она обеспечивает управление перцептивным, мыслительным, эмоциональным,

волевым и др. компонентами проф. Д педагога. Последовательное ее осущ-ие

приучает ребенка анализировать, обобщать, классифицировать.

Ориентационная функция определяет содержание ценностных ориентации

школьников к природной и социальной среде (активная позиция формирует

идеалы, мотивы, ценности).

Мобилизационная функция - актуализация знаний и жизненного опыта

учащихся, формирование познавательной самостоятельности и социоактивности.

Исследовательская функция - научный подход к проф. Д, выдвигать

гипотезу, спроектировать и провести несложный эксперимент, проанализировать

свой пед. опыт и других, навыки владения литературой... Это рефлексивный

пласт проф. Д педагога, работа педагога приобретает творческий,

исследовательский характер. Они связаны в целостной структуре личности

педагога и составляют основу его проф. Д. Каждая из отдельных функций в

разных классификациях изначально отражает какое-либо действие педагога, но

как те они соотносятся между собой и с общей структурой пед. Д, какие

ведущие функции, какие подчиненные, какие связаны с общими целями пед. Д, а

какие с частными... Для этого нужен анализ целостной структуры пед. Д

Целостное представление о Д педагога можно составить на основе

системного подхода. А. А. Леонтьев: "Д - это не реакция и не совокупность

реакций, а система, которая имеет строение, внутренние переходы и

превращения, свое развитие".

Методология системного анализа предполагает вычленение в объекте не

отдельных элементов, а системообразующих характеристик, которые определяют

внутреннюю природу, качественное своеобразие изучаемого объекта,

характеризуют принципы его построения.

Т. о. пед. Д как система не сводится к сумме образующих ее элементов,

она обладает особым, интегративным качеством, которое не находится в одном

ряду с другими составляющими системами. Это особое качество задается

объектом пед. Д

Маркова: "Объект пед. Д имеет двойственную природу.* Это ребенок,

учение, человек во всем богатстве его жизнедеятельности.* Это те элементы

общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат

строительным материалом для формирования личности. Эта двойственность

природы пед. Д нередко приводит к тому, что молодой педагог неадекватно

понимает предметную сферу своей Д, в центре которой находится человек. Он

неоправданно сводит предметную сферу к работе с учебным материалом, к

подготовке и проведению уроков, забывая, что это всего лишь инструмент пед.

Д, а не ее суть. Суть - создание предпосылок для развития и формирования

личности".

Т. о. пед. Д - есть своеобразная метаД, в смысле того, что она является

Дю по организации другой Д (Д обучаемых: организует, так сказать, базовые Д

воспитанников (учение, труд, образование, худ. творчество). Этим педагог

обеспечивает развитие личности, ее становление субъектом собственной

жизнедеятельности.

Пед. Д в любой форме всегда есть акт, в основе которого лежит не прямое

воздействие, а взаимодействие педагога и ученика.

Д педагога как бы надстраивается над Д ученика. Цели педагога -

продуктивная Д учащихся. Процесс достижения целей реализуется через

организацию деятельности ученика и т. п.

Т. о. объектом пед. Д является пед. процесс как динамически

развивающаяся целостность, как открытая система, пед. процесс включает в

себя всю совокупность условий целенаправленного формирования личности.

В логике этой целостности функционируют частные пед. процессы

(образование, воспитание как формирующие различных подструктур личности).

Воспитание, самовоспитание, обучение, взаимообучение и самообразование как

процессы, обусловленные особенностями взаимодействия их учениками, учебной

и внеучебной работой, как процессы, развертывающиеся в различных сферах

жизнедеятельности: нравственной, трудовой, экологической - приобщают

личность к различным компонентам культуры и общественных отношений. Педагог

должен стать живым объединителем всех этих элементов единого пед. процесса.

(Макаренко)

В этих условиях он воспринимает и регулирует свою деятельность не как

набор уроков и мероприятий, а как неделимый, внутренне связанный процесс,

закономерной сменой фаз формирования личности.

В связи с расширением функций пед. процесса учитель все более будет

выступать не просто как транслятор информации, а как организатор и

координатор разнообразных соц-пед. условий, обеспечивающих формирование

ученика субъект-субъектных отношений, целенаправленное становление и

развитие его личности.

Это объективно требует не только синхронизации, но и слияния всех сфер

целенаправленного пед. процесса (воспитания и обучения). Отсюда возникает

нбх-сть в теории, которая будет отражать пед. процесс как целостность.

Изучают пед. процесс как целостность Бабанский, Ильин B. C., Краевский В.

В., Легенький Г. И., Филонов Г. Н., Хмель Н. Д.

Все многообразие проф. действии подчиняется решению пед. задач, которые

представляют собой генетическую и исходную структурную интегративную

единицу, которая несет в себе основные спец. свойства целостного пед.

процесса.

Пед. процесс- процесс решения неисчислимого количества пед. задач.

Пед. задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений,

умений ученика, т. е. всего того, что делает ученика активным субъектом

труда, познания и обучения.

С этой т/зр рассмотрели пед. задачу Ананьев, Кузьмина.

Пед. задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста,

развития, продвижения учащихся, в которых проявляются способности человека

успешно решать жизненные проблемы.

С этой т/зр рассмотрел пед. задачу Кулюткин.

Пед. задача есть цель данная в определенных условиях.

С этой т/зр согласен А. Н. Леонтьев. При этом задача выступает как

некоторая знаковая модель пед. ситуации, изменяется в соответствии с

логикой ЦПП.

Все задачи делятся на 3 группы:

1. стратегические (сверхзадачи, которые отражают общую цель воспитания,

формируются в виде некоторых эталонных представлений о качествах человека,

задаются извне, вытекают из объективной потребности общественного развития,

определяют исходные цели и конечные результаты пед. Д). В реальном пед.

процессе они трансформируются в

2. тактические (сохраняют свою направленность на итоговые результаты

воспитания и образования учащихся, приурочены к какому-либо этапу решения

стратегических задач);

3. оперативные (текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый

отдельно взятый момент пед.

Д) В содержательном плане пед. задачи м/б сведены к задачам:

1) задачи возбуждения (выявления актуального состояния формируемых

качеств личности и коллектива);

2) задачи предвосхищения (прогнозирования) изменений, формируемых

качеств личности и коллектива);

3) задачи преобразования (перевода) формируемых качеств личности и

коллектива на новый, более

высокий уровень развития.

Теорией пед. задач занимается Л. Ф. Спирин, он считает, что все пед.

задачи есть задачи соц. управления и, исходя из общей теории управления,

процесс решения пед. задач проходит ряд этапов:

1. анализ пед. ситуации,

2. целеполагание и планирование,

3. конструирование и реализация П. П.,

4. регулирование и коррегирование,

5. итоговый контроль и учет полученных результатов. Анализ пед.

ситуации включает в себя оценку исходных условий пед. действий, объясненние

и предвидение пед. явлений, выработка и принятие диагностических решений,

диагностика инд. или группового поступка, диагностика личности и

коллектива, прогнозирование результатов обучения и воспитания, возможности

трудных ответов учащихся и их ответные реакции на пед. воздействия.

Конкретная пед. задача формируется на основе, определяются условиями, нбх-е

для ее решения.

Целеполагание направляется анализом имеющихся средств для проверки

исходных предположений и достижений исходного результата, проектирование

пед. воздействий. На основе анализа конечного состояния обучения осущ-ся

выбор стратегии, определяется программа Д учащихся и учителя. Теперь пед.

задача д/б решена в форме практического и преобразовательного акта.

Конструирующий и реализующий П. П. предполагает обоснованный выбор

различных видов Д учащихся, программирование управляющих действий педагога

и педагогически целесообразные действия воспитанников. Оценка успешности

или неуспешности этих действий, их коррекция и переработка осущ-ся

благодаря регулированию и коррегированию. Опираясь на оперативную

информацию о состоянии пед. процесса учитель устанавливает обратные связи,

обеспечивает адаптацию внешних влияний или их нейтрализацию, создает

условия для формирования у учащихся способности к ориентировке и свободному

выбору способов Д к саморегуляции и самоконтролю. При этом возможно

возникнут противоречия между запланированными системами действий и реальным

ходом П. П., что порождает новые задачи локального и перспективного

характера.

Решение пед. задачи заканчивается итоговым учетом и сопоставлением с

исходными данными, анализом достижений и недостатков пед. действий,

Эффективность методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной

работы, учитель выдвигает и обосновывает новые пед. задачи.

Решение отдельно взятой задачи приводит к постановке новой, происходит

феномен сдвига мотива на цель (А. Н. Леонтьев).

В это время у учителя возникает ощущение личностного смысла решения

задачи. Важным признаком профессиональности учителя является усмотрение

задачи, умение мысленно вычленить ее из сложных явлений соц-пед.

действительности, относительно четко сформулировать задачу.

Опыт моделирования личности учителя.

Караковский говорил о том, что образование надо перестраивать.

Наиболее общим условием научной реализации любой Д является четкое

представление об исходном итоге и

конечном продукте - проектирование системы требований пед. профессии к

человеку.

Как формировать качества с т/зр философии.

Качество (философия) - совокупность всех существующих, относительно

устойчивых свойств и характеристик

объекта или предмета.

Свойство - выражение данного качества в отношении к другим качествам.

Отсутствие хотя бы одного свойства указывает на отсутствие качества, о

наличии и уровне развития свойства можно

судить по его проявлениям в различных ситуациях. При соблюдении опред.

условий свойство можно

характеризовать количественно. Эту характеристику свойств, входящих в

состав качества, принято называть

показателем качества.

Показатель качества, который относится только к одной характеристике,

есть единичный, а к нескольким

характеристикам или к свойству в целом, называют комплексным (или

интегральным).

Для измерения показателей качества специалиста надо знать нижнюю

допустимую границу изменения параметра, выход за пределы которого приводит

к потере данного качества. Точное определение свойств специалиста

определить невозможно, т. к. их изучают разные науки. Но можно использовать

моделирование, которое вскрывает не только инвариантные идеализируемые

параметры личности и проф. Д специалиста, но и процесс его формирования

(специалиста).

При моделировании прибегают к изучению и разработке вспомогательной,

искусственной или естественной системы.

Состав системы:

1) находящиеся в некотором соответствии с предметом познания,

2) система способна замещать его в опред. отношениях,

3) дает в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте.

Трудности при моделировании связаны с

многофакторностью соц-х и пед. явлений и процессов, наличием

субъективного фактора,

факторы, определяющие соц. явления, складываются из качественных

признаков, которые труднее поддаются количественному описанию. Модель

специалиста описывает его на каком-либо языке. Первичной моделью учителя

является его профессиограмма.

Профессиограмма - эталонная гипотетическая вероятностная модель,

которая выражает объективную тенденцию, допускающая различные варианты

квалификационного характера - нормативная модель учителя. Эта

характеристика есть государственный документ, который определяет обобщенные

требования к личности и проф. компетентности педагога.

Благодаря этому характеристика позволяет довести проф. цели подготовки

учителя до уровня нбх-х личностных качеств. Преимущество профессиограммы.

замещает для преподавателя и студента объект (модель) выпускника, что

позволяет предвидеть пути и средства подготовки и т. о. можно предвидеть

задачи вообще пед. заведений (программы, учебники);

важная роль в диагностике проф. пригодности и методике проф. отбора

молодежи в пед. заведениях и правильно организовать пед. ориентацию

школьников.,

До профессиограммы надо исследовать психологию личности и спецификацию

личностных и проф. качеств учителя.

Талызина считает, что описание модели специалиста невозможно без

выделения основных системных задач, с которыми он встретится. При этом м/б

использован язык умений и язык типовых задач (эти языки равноценны, т. к.

каждая задача предполагает умения для ее решения, а каждое умение

предназначается для решения задач).

Знания никогда не существуют сами по себе, всегда являются элементом

какой-либо Д, какого-либо умения. Н. Ф. Талызина "Пути разработки профиля

специалиста", Саратов, 1987г.

В методологии и теории пед. образования остается ведущим Дый подход. В

рамках Дго подхода личность учителя оказывается полностью детерминированной

предметно-технологической стороной пед. труда. На личностном уровне учитель

уже не м/б истолкован как персонификация нормативной Дью.

Учитель становится субъектом, который реализует в пед. профессии свой

способ жизнеД, готов доопределять задачи, принимает ответственность за их

свободное и самостоятельное решение.

Эта внутренне детерминированная активность, по которой учитель способен

поступать независимо от частных обстоятельств, творит их сам и вырабатывает

собственную стратегию проф. поведения и Д.

26. 10. 99r.

Главные цели проф. обучения.

1) ЗУН,

2) умение самостотельного поиска знаний и самостоятельного решения,

3) совокупность проф. действий на основе полученных знании,

4) номенклатура его возможных служебных функций.

Нбх-о включить и формирование его личности. Технологический аспект Д

должен занять в моделях подготовки педагога главенствующее место, но он

должен сопрягаться с личностью педагога. Об этом писал И. В. Михайлов.

Верпивская отмечает: "Критерий подготовки учителя - уровень

сформированности пед. убеждений". Кобзев М. С.: "В качестве целей пед.

образования выступает личность будущего учителя". Сластенин: "Теория целей

подготовки учителя еще не сложилась, но прослеживается тенденция перехода

от одностороннего отображения личности ученика (проф. знания и умения) к

описанию его личности как профессионала".

Цель проф. подготовки - здесь д/б преодолен разрыв меду учителем-

человеком, учителем-гражданином, учителем-профессионалом, что интегрирует

личностную и проф. позицию учителя.

Это единство есть не суммарная категория, а качественно новое

образование, целостность и внутренняя структура, которые задают цели

подготовки и формирования личности учителя.

Сластенин: "Попытка построить обобщенную структурно-уровневую модель

педагога, которая может лечь в основу разработки квалифицированных

характеристик по конкретным специальностям".

В поисках средств получения искомой информации обратились к рейтингу

суждений компетентных лиц (работники органов народного образования,

руководители школ, мастера пед. труда, преподаватели колледжей, и пед.

университетов).

На одном из первых этапов: из ряда качеств, расположенных в случайном

порядке, выбрать наиболее важные и проранжировать (готовность к выполнению

пед. функций). Ряд качеств:

общая направленность личности - соц. зрелость, гражданская активность,

принципиальность, любовь к детям, пед. профессионализм,

организаторские качества — деловитость, ответственность,

распорядительность, требовательность, инициативность, работоспособность,

умение организовать себя, коллективизм,

коммуникативные качества — справедливость, внимательность, простота,

приветливость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность,

перцептивно-гностические — наблюдательность, понимание других людей,

умение проектировать развитие личности, коллектива, творческое отношение к

делу,

экспрессивные - эмоциональная восприимчивость и отзывчивость,

энтузиазм, чувство юмора, выдержка, умение убеждать.

В оценке значимости этих качеств компетентные судьи тоже. Высокий ранг:

общая направленность, организаторские, коммуникативные.

Оценочный анализ дополняется серией наблюдений и бесед. Качества,

затрудняющие пед. Д учащихся:

личная неорганизованность, невозможность организовать детей на дело,

безынициативность, индифферентное отношение к пед. Д, нелюбовь к детям,

незнание их психологии, отсутствие самообладания, выдержки, поспешность,

нервозность, уступчивость, внушаемость и др. Эталон учителя "-",

2 этап исследования - картограмма параллельных по типу профилей в

модификации Спирина. Пятибалльная шкала- качества, нбх-е учителю:

очень значимо, значимо, средне значимо и т. д.

Выводилась комплексная экспертная оценка существенных требований к

личности учителя. Учитель выполняет социальную функцию.

Базовые свойства и характеристики личности педагога на настоящее

время.:

высокая гражданская активность и соц. ответственность,

главный ориентир Д - высокий проф. долг,

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце,

не искореняет недостатки, а определяет стратегию и тактику развития

детей, опираясь на диагностику личности

воспитуемого,

подлинная интеллигентность,

духовная культура,

желание работать совместно,

способность к созданию благоприятного морально-психологического климата

в коллективе,

инновационный стиль научно-пед. мышления,

готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений

(инд. стиль пед. Д),

испытывание потребности в самообразовании,

физическое и психическое здоровье,

проф. работоспособность,

самоотверженность и подвижничество.

12. 10. 99г.

Современная концепция пед. образования.

Система пед. образования - совокупность образовательных учреждений,

обеспечивающих воспроизводство пед. кадров. В состав этих учреждений входят

пед. училища, лицеи, колледжи, университеты, институты, госуд. и негосуд.

институты повышения квалификации пед. кадров.

Известно, что школа оказывает на общество огромное воздействие, либо

воспроизводя стереотипы, сложившиеся в обществе, либо работая на его

прогресс.

Но школа такова, каков учитель, который выступает активным субъектом

общественного прогресса, т. к. не существует чудодейственных систем,

существует учитель, сформированный как творчески активная личность.

Сейчас в обществе царят безденежье, перегрузки, остаточный принцип

финансирования, административный произвол.

Учитель нового типа у нас в стране. Российское учительство - это

золотой фонд нации.

Диалектика общественного развития породила противоречивую ситуацию: не

все педагоги стали соответствовать своему статусу, что усугубляется

отчуждением учителя от культуры, общества, школы, ребенка. Педагог сегодня

находится в духовной растерянности, идейной неопределенности, вызванных

стихийной сменой общественных ценностей, социальных ориентации. Трудность

заключена в динамике и противоречивости этих процессов, которые требуют

быстрого духовного обновления. С этими проблемами быстро не справляется ни

общество, ни система пед. образования.

Большинство педагогов были сформированы в период единомыслия, где

творчесвто педагога поощрялось только в пределах нормы и им сложно

перестроиться (творческая свбода). Интеллигентность - критически мыслящие,

свою духовную Д превращают в творческий процесс. Плохо обеспечены жильем

(каждый пятый педагог - плохие), 13% - довольны жильем, 1/3 педагогов -

заболевание ЦНС, 1/4 педагогов - с/с заболевания, 1/4 педагогов - желудочно-

кишечные заболевания, 89% работающих педагогов ни разу не были в домах

отдыха, 62% - не путешествовали по турпутевке, 20% - не имеют личных

библиотек,

57% - имеют менее 3ОО книг (у Сухомлинского было 10000 книг). Елена

Рерих: "Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Можно ли

поручать детей человеку удрученному? Какое излучение дает горе, подавленный

дух не вызывает восторга". "Труд учителя д/б вознагражден не только

материально, но и общественным уважением". Караковский: "Социальные

ожидания российского учительства не столь уж и притязательны. Более оно

требует уважения к своей миссии. Никогда еще не было учителю так трудно

работать, как сейчас". "В людях накопилось много злости, легче накричать на

учителя и ребенка, т. к. они менее защищены. Пусть общество авансирует

успех ученику".

Процесс подготовки высококвалифицированного педагога сегодня

сдерживается рядом обстоятельств:

1) несоответствие современного образования и подготовки учительских

кадров соц-экон. и общественно-политич. преобразованиям в стране;

2) несбалансированность технократического и гуманистического

направлений в обосновании содержания форм и методов школьного образования;

3) неразработанность проблем пед. образования в связи с его

информатизацией и компьютеризацией, отсутствие новых информационных и

образовательных технологий;

4) несовершенство систем пед. профориентации и диагностической

службы отбора абитуриентов в пед. уч. заведениях;

5) отсутствие гибкой системы дифференцированной подготовки учителей

для работы в новых типах школ;

6) отсутствие стройной системы повышения квалификации пед. кадров;

7) слабость научной разработки проблем подготовки пед. кадров;

8) слабость координации исследований, недостаточный учет мирового

пед. общества;

9) несовершенство и ограничение финансирования подготовки,

переподготовки и повышения квалификации пед. кадров;

10) недифференцированная оплата труда, слабая материальная база.

В этой связи была создана нбх-сть разработки современной концепции

пед. образования в России. Кант: "Размышления к антропологии".

"Все подчинено закону непрерывности, и то, что совершенно оторвано и

обособлено от предметов пропастью принадлежит миру пустых призраков. Миром

этим может стать и нынешнее реформирование пед. образа, если оно не

опирается на всесторонний и тщательный анализ системы подготовки и

усовершенствования пед. кадров в России, которая выдержала испытание

временеми долгое время находилась на уровне мировых стандартов".

Одной из ведущих тенденций нашего времени стало осознание того, что и

устойчивое развитие общества, и преодоление его проблем, и возможность дать

ответ на вызовы ХХI в. зависят от состояния образования и образованности

жителей планеты Земля. Только профессионалы способны делать дело и

отвечать, за кого они могут обеспечить выживание общества, его выход из

глубинного кризиса, возврат к национально-культурным традициям и

полноценным контактам с другими народами.

Достойный статус России в современном мире может обеспечить такая

система пед. образования, которая сохраняет и воспроизводит гуманистические

традиции отечественной и мировой культуры. Эта система д/б гибкая,

открытая, способная к саморазвитию, соотносимая с западными моделями, но

учитывающая опыт русского просветительства, отвечающая потребностям

современности.

Ключевой фигурой реформируемой образовательной системы выступает

учитель как творец пед. процесса, как носитель и субъект общей и проф.

культуры.

Так возникает проблема обновления пед. образования (идеология,

содержание, технологии).

Пед. образование принимает оптимальный вид, если в его целостной

структуре достигнуто динамическое равновесие двух основных процессов:

функционирования, развития. У нас все еще сохраняется приоритет первого

в ущерб второму.

Развитие пед. образования до настоящего времени не сопоставимо с

функционированием и воспроизведением традиционной системы образования, что

приходит в противоречие с кардинальными экономическими и социо-культурными

изменениями в стране. Отчуждение учителя от культуры, школы и ребенка

сопровождается тем, что государство все более уходит из образования,

отдавая общественной и частной инициативе. Хотя инвестиции государства в

пед. образовании могут вывести страну из тупика.

Т. о. должна измениться идеология пед. образования.

Идеология - исходная система ценностей, идеалов, определяет вектор

развития человека, системы образования и т. п.

Идеология современного пед. образования идентифицирует это образование

как сферу духовного производства, продуктом которого выступают не просто

присвоение новых знаний, ценностей, личностных смыслов, а раскрытие

сущностных сил педагога, его способностей свободно ориентироваться в

сложных социо-культурных обстоятельствах, обслуживать не только имеющиеся

технологии, но и инновационные.

Здесь высшую цель пед. образования составляют профессионально-

личностное развитие и саморазвтие педагога на личностном уровне. Он

становится активным субъектом, который реализует в пед. профессии свой

способ жизнеД (ставит задачи, раздвигает рамки Д, может поступать

независимо от частных ситуаций и обстоятельств, творить эти обстоятельства,

вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления и

Д).

Т. о. высшая пед. школа призвана образовать личность гражданина,

искренне озабоченного судьбой

родины, образовать человека гуманистически, духовно нравственной

ориентации, во-вторых, педагога, владеющего

современным знанием ребенка и умеющим с ним работать, в-третьих,

специалиста в одной из областей науки,

видящей ее в системе научного знания и практики.

Итогом пед. образования является формирование у учителя проф-пед.

культуры. Проф. культура - система общечеловеческих идей, проф-ценностных

ориентации и качеств личности,

универсальных способов познания и гуманистических технологий пед. Д.

Наличие такой культуры позволяет

учителю погрузиться во внутренний мир ученика, прогнозировать его

развитие.

Т. о. проф. становление педагога есть самоопределение его личности в

культуре, а сама культура - мера человеческого в человеке.

Теоретический анализ выявил основные компоненты проф-пед. культуры:

1) гносеологический: методологическая, исследовательская,

интеллектуальная культура;

2) гуманистический: определяет нравственную, гуманитарную, духовную

культуру,

3) коммуникативный: культуру общения, речевую, рефлексивную;

4) образовательный: дидактическую, методологическую, экономическую,

экологическую, физическую, эстетическую культуру;

5) нормативный: правовую, управленческую;

6) информационную; диагностическую, инновационную, компьютерную

культуру.

На первом этапе самоопределения личности специалиста в культуре

очерчиваются границы современной социо-культурной "койкумены" и намечаются

основные подходы ее усвоения (исторический подход, единство).

Базовые основания проф. культуры педагога закладываются в содержании

образования. Содержание пед. образования, организуя вариантное

образовательное пространство пед. учреждения, включает оптимальное число

идей, ценностей, способов познания и мышления и практической Д, которые

позволяют педагогу изучать и диагностировать уровень развития воспитанника,

понимать воспитанников, организовывать их жизнеД, формировать социально-

ценные качества личности.

Теоретико-методогический анализ:

содержание пед. образования - есть отражение важнейших измерений бытия

человека и его Д в природе, обществе, культуре, образовании.

Сущностная характеристика этого отражения - это целостность картины

мира и человека в нем, что достигается комплексом псих-пед.,

социогуманистич., культуроведческих и специальных дисциплин,

взаимодействующих на базе философско-антропологической методологии.

При этом вектором проф-пед. ориентации педагогов является феномен

образования - подсистема социума, вписанная в метасистему культуры, которая

осваивается в историко-культурном контексте и в современных формах как

закономерно организованный процесс общей и профессиональной........

человека.

В основу разработки содержания пед. образования д/б положены следующие

принципы (Сластенин):

1) универсальность, полнота набора учебных дисциплин, обеспечивающих

базовую подготовку в единстве с проф. и специализированной образовательной

программами;

2) интегративность - междисциплинарная кооперация научных исследований

и учебных предметов, содержательное и структурное функциональное единство

образовательного процесса;

3) целостность картины мира - через воссоздание комплексом базовых

дисциплин на основе единства целей, взаимодополнительности содержания,

единства требований;

4) фундаментальность - научная основательность и высокое качество псих-

пед., социогуманитарной, общекультурной и предеметной подготовки педагогов;

5) профессиональность - овладение многообразными пед. технологиями и

техниками;

6) вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых курсов и

дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных

учебных предметов псих-пед. и культурологичского профилей, многообразие

алгоритмов обучения в соответствии с инд. особенностями, свободный выбор

объема, темпов, форм образования;

7) многоуровневость - подготовка педагогов на ступенях общего, базового

(бакалавр), полного (магистр),

высшего образований, аспирантура. Исходя из этих принципов, задачи пед.

ВУЗа сейчас следующие:

1) предложить системные знания о закономерностях и взаимодействиях

человека с природой, обществом, государством, культурой, о процессах

становления личности, о развивающихся в мире ценностях, уточняя и расширяя

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ