Девиантное материнство в современном родительстве
Девиантное материнство в современном родительстве
Московский комитет образования
Педагогический колледж №6
Выпускная квалификационная работа
Тема: ’’Девиантное материнство
в
современном родительстве.’’
Дипломник: Закревская В.Л.
41
группа
(дошкольное отделение)
Руководитель: Куделина Е.М.
Москва 2004 .
Содержание
Введение
1. Психология педагогического материнства.
1. Развитие материнства
2. Психологическая готовность к материнству
3. Стили переживания женщиной беременности
2. Девиантное материнство
1. Психология беременной женщины
2. Представление о материнстве и родительские позиции у
женщин не готовых к материнству
3. Подготовка родителей к рождению ребенка
1. Развитие систем пренатального воспитания
4. Психология сопровождения родительства
1. Основные концепции и модели психологического
сопровождения родительства
2. Диагностика семьи и семейного воспитания
Список литературы
Практическое изучение знаний родителей о пренатальной педагогике.
Программа работы с родителями.
Занятия для будущих родителей.
Введение
В последние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к
такому социальному явлению, как отказ матери от ребенка. Что же
нарушает естественное формирование готовности к материнству?
Исследователи указывают на ряд факторов, предполагающие к этому.
Одним из малоизученных аспектов проблемы является обнаруженный в
начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного
ребенка. В следующем это наблюдалось у женщины с послеродовой
депрессией.
Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным
состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между
реальным и идеальным ребенком, о котором она мечтала во время
беременности. При этом она воспринимает его, как обманувшего ее
надежды, источник принуждения и страдания.
Исследователи считают, что к таким искажениям особенно
предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью,
потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они
проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в
себе зло, которое они испытывали, все, в чем они себе отказывают.
По мнению исследователей одной из причин девиантного материнства
является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая
отказница отвергалась матерью с детства, что привело к нарушению
формирования нормального материнского поведения необходимо сравнение
с собственной матерью.
Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время
проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных
исследований, свидетельствуют об искаженном формировании материнской
сферы, несформированной мотивации материнства и несерьезном, детском
отношении к беременности у девушек подростков ожидающих ребенка.
В связи с этим мы решили рассмотреть в своей курсовой современное
родительство по следующему плану. В начале мы рассмотрели психолого-
педагогические исследования материнства. В него входит: развитие
материнства и психологическая готовность к материнству. Изучая эту
тему, мы столкнулись с девиантным материнством, в нем мы
рассматриваем психологию беременной женщины и представление о
материнстве, и родительские позиции у женщин не готовых к
материнству.
А так же затронули вопрос о подготовке родителей к рождению
ребенка, для этого мы ознакомились с развитием системы пренатального
воспитания. И изучили психологическое сопровождение родительства. В
него входят основные концепции и модели психологического
сопровождения родительства и диагностика семьи и семейного
воспитания.
Предметом нашего исследования является Современное Родительство,
объектом – девиантное материнство.
Задачи, которые мы поставили:
. Изучить теоретические исследования по современному
родительству
. Анализ теоретических и практических исследований
современных психологов
. Просвещение родителей о знании моделей современного
родительства
Методы исследования:
1. изучение теоретического материала
2. анкетирование
3. диагностика
При написании курсовой работы мы столкнулись со следующими
проблемами:
1. эксперементельные исследования носят обзорный характер
2. мало времени для собственных исследований и выводов
Но часть научно – практической работы мы провели в научно –
практическом центре «Благовест». В ходе работы проводилось
анкетирование родителей, в результате было установлено, что родители
делятся на две группы:
1. родители, которые не знают ничего о пренатальном воспитании
и развитии ребенка.
2. родители, которые знают немного.
Но и тех и других интересуют только сами роды и их облегчение.
Для того чтобы заполнить пробел в их знаниях мы разработали программу
консультаций для будущих мам, которая состоит из пяти консультаций.
Теоретическая часть
1. Психолого-педагогические исследования материнства
«Не рано ли говорить о каком — то воспитании, когда
ребенок еще не появился на свет?»
В современных исследованиях материнство как психосоциальный
феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение
развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.
Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию,
занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода. В
русле первого направления рассмотрим следующие аспекты изучения
материнства.
Культурно-исторические аспекты материнства
В исследованиях этого направления институт материнства
рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое
содержание от эпохи к эпохе. Кросскультурные исследования и в первую
очередь работы М. Мид показали, что материнское поведение и
содержание эмоциональных переживаний и представлений матери о
развитии ребенка и своей материнской роли различны в разных культурах
и зависят от конкретной культурной модели материнства и детства. В
исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства,
обеспечивающих развитие ребенка, и о конкретных культурных моделях
материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего,
конкретного общества.
Психофизиологические аспекты материнства
Мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются с позиций
организации физиологической и стимульной среды для развития ребенка.
Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются с
точки зрения формирования физиологической «доминанты материнства».
Успешность родов связывают с психофизиологическими особенностями
эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками.
Психологические аспекты материнства
Феноменологическое направление. В этих исследованиях выделяют и
описывают функции матери, особенности ее поведения, переживаний,
установок. В исследованиях, связанных с изучением успешности
адаптации женщины к материнству, учитываются различные факторы:
личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, опыт
взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели
материнства, возможность взаимодействия с младенцами и появление
интереса к ним в детстве.
Психолого-педагогическое направление скорее относится к
психологии родительства, к периоду ожидания ребенка и его раннего
развития. Исследователи разрабатывают методы психологической
коррекции и психологической подготовки беременной, а также семейных
пар с ориентацией на «сознательное родительство», психологические
тренинги, способы альтернативных родов. Выделяются качества матери,
особенности ее переживаний и состояний, которые считаются
оптимальными и на которые ориентируются при составлении коррекционных
программ.
Психотерапевтическое направление. В этом направлении изучаются
особенности матери, которые могут служить источником нарушения
психического развития ребенка: различные формы отклоняющегося
материнского отношения, особенности матерей с шизоидными чертами, с
явлениями послеродовой депрессии и т. д.
Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации
Материнство анализируется с точки зрения личностного развития
женщины, психологических и физиологических особенностей разных
периодов репродуктивного цикла. Беременность рассматривается как
критический период жизни женщины, как стадия поло-ролевой
идентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и
взаимоотношения с миром.
В рамках психоанализа исследуется актуализация в беременности
своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью,
выделяется типология отношения к беременности по критерию
сознательного-бессознательного принятия-отвержения.
В психотерапевтически ориентированных исследованиях беременность
рассматривается как период жизни, сенситивный к обострению
психологических проблем и требующий психологического вмешательства и
поддержки.
В других исследованиях беременность — это подготовительный этап в
развитии взаимной привязанности матери и ребенка. Он связан с
возникновением новых интрацептивных ощущений женщины, совпадающих с
началом шевеления ребенка. В период беременности обычно возникает
внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется его
образ, который изменяется в сторону большей реалистичности и
обобщенности. Отдельно обсуждаются вопросы беременности юных женщин:
особенности личностного развития, привязанность к матери, материнская
компетентность и т. д.; проблемы поздней беременности,
психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция.
Девиантное материнство
В настоящее время этот аспект изучения материнства является одной
из наиболее острых областей исследования в психологии — как в
практическом, так и в теоретическом плане. Сюда включаются проблемы,
связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими
по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, проблемы
нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами
снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его
оптимальном психическом развитии.
Онтогенетические аспекты формирования материнства
Разные авторы выделяют этапы развития материнства от планирования
до реализации в первом и втором поколениях, а также этапы
беременности и рассматривают ее связь с развитием личности.
Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в
процессе которых происходит естественная адаптация женщины к
материнской роли. А. И. Захарова выделяет семь сенситивных периодов в
развитии «материнского инстинкта», придавая большое значение
отношению девочки с родителями, игровому поведению, стадиям половой
идентификации. В исследовании Г. Г. Филипповой материнство
рассматривается как материнская потребностно-мотивационная сфера,
дается описание ее составляющих и филогенетических и онтогенетических
этапов развития.
Одним из важнейших этапов становления материнства является период
беременности. Его содержание определяется изменениями самосознания
женщины, направленными на принятие новой социальной роли и
формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру
преобладающего переживания многие исследователи делят период
беременности на три этапа: принятие женщиной решения о сохранении или
прерывании беременности, начало движения плода, подготовка к родам и
появлению ребенка в доме. В период после рождения происходит
психологическое принятие ребенка как независимой личности и адаптация
к нему. Каждая беременность сопровождается нормативным семейным
кризисом и оканчивается принятием нового члена семьи.
Представленный краткий обзор современного состояния исследований
в области психологии материнства позволяет заключить, что существует
целый ряд направлений изучения данного явления, что говорит о большом
интересе исследователей и востребованности этой темы в современной
науке и практике.
1.1. Развитие материнства
Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства. С
эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы
поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего
женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих.
Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и
необходимостью обеспечения заботы о нем именно материнской особью.
Исключительность материнского поведения на высших эволюционных
стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную
материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее
эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной
заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. В
поведении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на
ребенка, выполнении операций по уходу и общению с ним.
На субъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских
функций достигается за счет наличия у нее соответствующих
потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является
потребность в контакте с объектом, носителем специфических
этологических стимулов — гештальта младенчества. Эта потребность не
единственная, но может рассматриваться как системообразующая для
материнской сферы. Исследования автора позволили выделить в гештальте
младенчества три компонента: физический (внешний вид, запах, звуки и
т. п.), поведенческий (инфантильный стиль движений) и инфантильную
результативность (результаты жизнедеятельности, результаты
двигательной активности, продукты деятельности). Все три компонента
гештальта младенчества имеют возрастную динамику и требуют различной
реакции и различных ресурсных затрат матери.
Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской
потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.
. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем
онтогенезе.
У человека этот этап включает пренатальный период и продолжается
на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с
собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских
функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В
это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско-
детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции
на некоторые ключевые стимулы физического компонента гештальта
младенчества и некоторые элементы операционального состава
материнской сферы (baby talk, мимические реакции, эмоциональная
окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта
младенчества).
. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.
Специфическим отличием этого этапа у человека является
формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в
процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.
. Этап нянчания.
На этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве»,
формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть
развивается восприятие ребенка как объекта деятельности. Эта
потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и
соотнесения с условиями и способами их получения. Данный этап имеет
хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового
созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом,
носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием
взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и
общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.
. Этап дифференциации мотивационных основ половой и
родительской (в данном случае – материнской) сферы
поведения.
В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие»
некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых,
тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской
сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение
имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как
объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает
адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком
после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в
этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение
ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной
стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт «кожа-кожа»,
субъективные состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этап
онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с
осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными
моделями полового и материнского поведения.
. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской
сферы в реальном взаимодействии с ребенком.
Этот этап включает несколько самостоятельных периодов:
беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка
и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской
сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и
развитие в ходе беременности отношения к шевелению плода и подготовки
к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом
периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения
матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества.
Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории
развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий
актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка.
. Послеродовый этап.
Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности
к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему
миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется
устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из
возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит
продление его потребности в заботе и модификация содержания
потребности в материнстве у матери.
Содержание мотивационно-потребностной сферы матери
В содержании материнской сферы можно выделить три блока:
1. Потребностно-эмоциональный блок.
Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом —
носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о
нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального
блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной
реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта
деятельности — ребенка, динамику отношения к онтогенетическим
изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие
потребности в охране и заботе, а также возникновение потребности в
материнстве на основе рефлексии своих переживаний.
2. Операциональный блок.
Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операции
общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их
инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая
придает самим операциям специфические стилевые характеристики,
соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности:
осторожность, мягкость, бережность и т. п., специфику вокализации и
мимики.
3. Ценностно-смысловой блок.
Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что
связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его
конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как
состояния «быть матерью». Ценность материнства, в свою очередь,
связана с рефлексией своих переживаний при выполнении материнских
функций и способствует формированию потребности в материнстве.
Одной из основных особенностей материнской сферы у человека
является прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового
блока потребностей и способов их удовлетворения. Можно говорить о
конкретно-культурной модели материнства, которая ориентирована на
развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности
ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа
индивидуальной материнской сферы, в свою очередь, обеспечено
различными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции,
система семейного и общественного воспитания и т.п.) и может быть
описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает
наличие материнских функций и их соответствие конкретной культурной
модели.
В настоящее время наблюдается тенденция поиска нового «пути к
модели» материнской сферы, основанная на осознании, как потребностей
самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. Это
выражается в повышении запроса родителей на квалифицированную
психолого-педагогическую помощь в освоении своих родительских и, в
частности, материнских функций. Подобная помощь в нашей стране пока
еще не имеет научного, методического и практического обеспечения.
1.2. Психологическая готовность к материнству
Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в
разных аспектах: в плане социологических исследований позднего
материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании
факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и
психическими аномалиями матерей; в филогенетическом аспекте.
Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери,
разрабатываются методы, выявляющие отношения родителей к не
родившемуся ребенку, изучаются факторы, влияющие на материнское
поведение
В зарубежной литературе выделено более 700 факторов, представ-
ленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности
и раннему периоду материнства. Они отражают историю жизни женщины, ее
семейное, социальное положение, личностные качества, связь с
особенностями развития ребенка. Несмотря на то, что проблемы
пренатального развития слабо изучены, предпринимаются попытки
организации пренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и
трансперсональной психологии.
В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готовность к
материнству рассматривается как специфическое личностное образование,
стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация
по отношению к еще не родившемуся ребенку. Она формируется под
влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной
стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как
особое личностное образование.
Основными составляющими структуры психологической готовности к
материнству являются:
. особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;
. переживания женщиной беременности, в том числе отношение к
еще не родившемуся ребенку;
. ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем.
О характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей
матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным
следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об
их стиле воспитания, своих привязанностях. Важным является опыт,
приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», о характере
которого можно судить по воспоминаниям о любимых игрушках, по
предпочтению детей того или иного возраста.
Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания
женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность
ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны
для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие
субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое
проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности,
стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
Установки женщины на стратегию воспитания также свидетельствуют о
преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь
учитывается то, как она собирается ухаживать за ним, следовать ли
строгому режиму, предлагать ли соску и т. д., то есть ее стремление
ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться
собственными представлениями о том, что ему необходимо.
По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой были выделены три
уровня психологической готовности к материнству:
. Низкий уровень готовности к материнству (23% от всей
выборки) характеризуется наличием колебаний в принятии
решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в
период беременности. Эти женщины скупо и формально отвечали
на вопросы, касающиеся их отношения к не родившемуся
ребенку (многие не переживали чувства общности с ним, не
придумывали имя, не представляли себе малыша). Они
преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого
режима, были сторонницами «строгого» воспитания.
Такие матери чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности
к собственной матери и строгое отношение родителей, редко играли с
куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.
. Высокий уровень наблюдался у 27% испытуемых. Эти женщины не
испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка,
радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание
положительных ощущений и переживаний в период беременности,
охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их
отношения к своему ребенку (разговаривали с ним,
прислушивались к шевелению, реагировали на него какими-либо
действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима
(кормить по потребности ребенка, чаще брать его на руки и
т. п.). Все они имели в детстве благоприятный
коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери,
ласковое отношение собственных родителей, любили играть с
куклами'. Все отметили, что любят детей младенческого
возраста.
. Средний уровень составили 50% матерей; их ответы были
частично сходны с ответами в первой группе и частично — во
второй. У них наблюдалась противоречивая установка на
воспитание, (они не собирались часто брать ребенка на руки,
не были сторонницами кормления по часам и т. д.). Половина
из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери,
их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть
группы отдавала предпочтение играм в «дочки-матери»,
половина отмечала, что любит детей до года, остальные —
постарше.
Выделенные три уровня психологической готовности к материнству
соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво
сохраняющимся на последующих этапах.
Младенцы матерей с высоким уровнем психологической готовности к
материнству обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они
более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами
общения, умеют развивать коммуникативную ситуацию, проявляют
выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в
него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно
протестуют, когда его прекращает мать. В последующем они отличаются
яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к
людям, высокой любознательностью.
Младенцы первой группы имеют самые низкие показатели компонентов
комплекса оживления, часто отвлекаются от общения, у них слабо
выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации.
Позднее они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо
владеют речью, плохо умеют играть.
У младенцев из третьей группы отмечался более низкий уровень
общения с матерью, чем у второй. Они менее инициативны, но имеют
высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя
преимущественно ответное поведение, слабее умеют развивать
коммуникативную ситуацию, нередко сами прекращают общение.
По данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению, у
матерей первой группы превалирует объектное отношение к ребенку, у
матерей второй группы — субъектное, а у матерей третьей группы
отмечается смешанное, или промежуточное, отношение.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины, готовые и
не готовые к материнству, имеют различные представления о матери и ее
роли. У женщин, готовых к материнству, присутствует образ
принимающей, отзывчивой матери, способствующей развитию и обучению
ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность. У женщин, не
готовых к материнству, ярко прослеживается сверхценность ребенка и не
выраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к
развитию ребенка.
Мотивы сохранения беременности
По происхождению беременность разделяют на случайную и
запланированную. Случайной является беременность, которая является
нежеланной или неожиданной для супругов. Запланированная делится на
запланированную обоими партнерами и планируемую только женщиной.
Мотивы сохранения беременности главным образом зависят от
личностных установок женщины и социальных нормативов общества,
определяемых культурно-историческим временем, в котором она живет. Н.
В. Боровикова и С. А. Федоренко выделили следующие мотивы сохранения
беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном,
так и на сознательном уровнях, остальные обычно не осознаются
женщинами.
1. Беременность ради ребенка (6%) — наиболее позитивный мотив,
отражающий психологическую потребность женщины в
материнстве и готовность к нему. Он характерен для
социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких
женщин в возрасте.
2. Беременность от любимого человека (3%) способствует
созданию высокого уровня адаптивности женщины к
беременности. Будущий ребенок выступает как частица
любимого человека, символ «светлого» прошлого или
настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.
3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям
(24%)—этот мотив обычно присущ молодым девушкам из
обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когда
пожилые родители не имеют внуков, (то есть они рождают
ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует
отдельно выделить беременность для мужчины. При этом
ребенок рождается не столько в соответствии со своим
желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.
4. Беременность как протест (12%) — это «беременность назло»
значимому мужчине или родителям. Такое поведение
свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер
вызова, противостояния миру взрослых, является для женщины
драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий
ребенок используется в качестве объективного аргумента,
объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.
5. Беременность ради сохранения отношений (16%), когда женщина
Страницы: 1, 2, 3, 4
|