Рефераты
 

Девиантное материнство в современном родительстве

Девиантное материнство в современном родительстве

Московский комитет образования

Педагогический колледж №6

Выпускная квалификационная работа

Тема: ’’Девиантное материнство

в

современном родительстве.’’

Дипломник: Закревская В.Л.

41

группа

(дошкольное отделение)

Руководитель: Куделина Е.М.

Москва 2004 .

Содержание

Введение

1. Психология педагогического материнства.

1. Развитие материнства

2. Психологическая готовность к материнству

3. Стили переживания женщиной беременности

2. Девиантное материнство

1. Психология беременной женщины

2. Представление о материнстве и родительские позиции у

женщин не готовых к материнству

3. Подготовка родителей к рождению ребенка

1. Развитие систем пренатального воспитания

4. Психология сопровождения родительства

1. Основные концепции и модели психологического

сопровождения родительства

2. Диагностика семьи и семейного воспитания

Список литературы

Практическое изучение знаний родителей о пренатальной педагогике.

Программа работы с родителями.

Занятия для будущих родителей.

Введение

В последние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к

такому социальному явлению, как отказ матери от ребенка. Что же

нарушает естественное формирование готовности к материнству?

Исследователи указывают на ряд факторов, предполагающие к этому.

Одним из малоизученных аспектов проблемы является обнаруженный в

начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного

ребенка. В следующем это наблюдалось у женщины с послеродовой

депрессией.

Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным

состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между

реальным и идеальным ребенком, о котором она мечтала во время

беременности. При этом она воспринимает его, как обманувшего ее

надежды, источник принуждения и страдания.

Исследователи считают, что к таким искажениям особенно

предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью,

потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они

проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в

себе зло, которое они испытывали, все, в чем они себе отказывают.

По мнению исследователей одной из причин девиантного материнства

является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая

отказница отвергалась матерью с детства, что привело к нарушению

формирования нормального материнского поведения необходимо сравнение

с собственной матерью.

Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время

проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочисленных

исследований, свидетельствуют об искаженном формировании материнской

сферы, несформированной мотивации материнства и несерьезном, детском

отношении к беременности у девушек подростков ожидающих ребенка.

В связи с этим мы решили рассмотреть в своей курсовой современное

родительство по следующему плану. В начале мы рассмотрели психолого-

педагогические исследования материнства. В него входит: развитие

материнства и психологическая готовность к материнству. Изучая эту

тему, мы столкнулись с девиантным материнством, в нем мы

рассматриваем психологию беременной женщины и представление о

материнстве, и родительские позиции у женщин не готовых к

материнству.

А так же затронули вопрос о подготовке родителей к рождению

ребенка, для этого мы ознакомились с развитием системы пренатального

воспитания. И изучили психологическое сопровождение родительства. В

него входят основные концепции и модели психологического

сопровождения родительства и диагностика семьи и семейного

воспитания.

Предметом нашего исследования является Современное Родительство,

объектом – девиантное материнство.

Задачи, которые мы поставили:

. Изучить теоретические исследования по современному

родительству

. Анализ теоретических и практических исследований

современных психологов

. Просвещение родителей о знании моделей современного

родительства

Методы исследования:

1. изучение теоретического материала

2. анкетирование

3. диагностика

При написании курсовой работы мы столкнулись со следующими

проблемами:

1. эксперементельные исследования носят обзорный характер

2. мало времени для собственных исследований и выводов

Но часть научно – практической работы мы провели в научно –

практическом центре «Благовест». В ходе работы проводилось

анкетирование родителей, в результате было установлено, что родители

делятся на две группы:

1. родители, которые не знают ничего о пренатальном воспитании

и развитии ребенка.

2. родители, которые знают немного.

Но и тех и других интересуют только сами роды и их облегчение.

Для того чтобы заполнить пробел в их знаниях мы разработали программу

консультаций для будущих мам, которая состоит из пяти консультаций.

Теоретическая часть

1. Психолого-педагогические исследования материнства

«Не рано ли говорить о каком — то воспитании, когда

ребенок еще не появился на свет?»

В современных исследованиях материнство как психосоциальный

феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение

развития ребенка и как часть личностной сферы женщины.

Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию,

занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода. В

русле первого направления рассмотрим следующие аспекты изучения

материнства.

Культурно-исторические аспекты материнства

В исследованиях этого направления институт материнства

рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое

содержание от эпохи к эпохе. Кросскультурные исследования и в первую

очередь работы М. Мид показали, что материнское поведение и

содержание эмоциональных переживаний и представлений матери о

развитии ребенка и своей материнской роли различны в разных культурах

и зависят от конкретной культурной модели материнства и детства. В

исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства,

обеспечивающих развитие ребенка, и о конкретных культурных моделях

материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего,

конкретного общества.

Психофизиологические аспекты материнства

Мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются с позиций

организации физиологической и стимульной среды для развития ребенка.

Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются с

точки зрения формирования физиологической «доминанты материнства».

Успешность родов связывают с психофизиологическими особенностями

эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками.

Психологические аспекты материнства

Феноменологическое направление. В этих исследованиях выделяют и

описывают функции матери, особенности ее поведения, переживаний,

установок. В исследованиях, связанных с изучением успешности

адаптации женщины к материнству, учитываются различные факторы:

личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, опыт

взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели

материнства, возможность взаимодействия с младенцами и появление

интереса к ним в детстве.

Психолого-педагогическое направление скорее относится к

психологии родительства, к периоду ожидания ребенка и его раннего

развития. Исследователи разрабатывают методы психологической

коррекции и психологической подготовки беременной, а также семейных

пар с ориентацией на «сознательное родительство», психологические

тренинги, способы альтернативных родов. Выделяются качества матери,

особенности ее переживаний и состояний, которые считаются

оптимальными и на которые ориентируются при составлении коррекционных

программ.

Психотерапевтическое направление. В этом направлении изучаются

особенности матери, которые могут служить источником нарушения

психического развития ребенка: различные формы отклоняющегося

материнского отношения, особенности матерей с шизоидными чертами, с

явлениями послеродовой депрессии и т. д.

Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации

Материнство анализируется с точки зрения личностного развития

женщины, психологических и физиологических особенностей разных

периодов репродуктивного цикла. Беременность рассматривается как

критический период жизни женщины, как стадия поло-ролевой

идентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и

взаимоотношения с миром.

В рамках психоанализа исследуется актуализация в беременности

своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью,

выделяется типология отношения к беременности по критерию

сознательного-бессознательного принятия-отвержения.

В психотерапевтически ориентированных исследованиях беременность

рассматривается как период жизни, сенситивный к обострению

психологических проблем и требующий психологического вмешательства и

поддержки.

В других исследованиях беременность — это подготовительный этап в

развитии взаимной привязанности матери и ребенка. Он связан с

возникновением новых интрацептивных ощущений женщины, совпадающих с

началом шевеления ребенка. В период беременности обычно возникает

внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется его

образ, который изменяется в сторону большей реалистичности и

обобщенности. Отдельно обсуждаются вопросы беременности юных женщин:

особенности личностного развития, привязанность к матери, материнская

компетентность и т. д.; проблемы поздней беременности,

психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция.

Девиантное материнство

В настоящее время этот аспект изучения материнства является одной

из наиболее острых областей исследования в психологии — как в

практическом, так и в теоретическом плане. Сюда включаются проблемы,

связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими

по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, проблемы

нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами

снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его

оптимальном психическом развитии.

Онтогенетические аспекты формирования материнства

Разные авторы выделяют этапы развития материнства от планирования

до реализации в первом и втором поколениях, а также этапы

беременности и рассматривают ее связь с развитием личности.

Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в

процессе которых происходит естественная адаптация женщины к

материнской роли. А. И. Захарова выделяет семь сенситивных периодов в

развитии «материнского инстинкта», придавая большое значение

отношению девочки с родителями, игровому поведению, стадиям половой

идентификации. В исследовании Г. Г. Филипповой материнство

рассматривается как материнская потребностно-мотивационная сфера,

дается описание ее составляющих и филогенетических и онтогенетических

этапов развития.

Одним из важнейших этапов становления материнства является период

беременности. Его содержание определяется изменениями самосознания

женщины, направленными на принятие новой социальной роли и

формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру

преобладающего переживания многие исследователи делят период

беременности на три этапа: принятие женщиной решения о сохранении или

прерывании беременности, начало движения плода, подготовка к родам и

появлению ребенка в доме. В период после рождения происходит

психологическое принятие ребенка как независимой личности и адаптация

к нему. Каждая беременность сопровождается нормативным семейным

кризисом и оканчивается принятием нового члена семьи.

Представленный краткий обзор современного состояния исследований

в области психологии материнства позволяет заключить, что существует

целый ряд направлений изучения данного явления, что говорит о большом

интересе исследователей и востребованности этой темы в современной

науке и практике.

1.1. Развитие материнства

Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства. С

эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сферы

поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего

женскому полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих.

Это связано с вынашиванием и выкармливанием потомства и

необходимостью обеспечения заботы о нем именно материнской особью.

Исключительность материнского поведения на высших эволюционных

стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную

материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее

эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной

заботы о потомстве, что и является материнскими функциями. В

поведении матери ее функции выражаются в эмоциональных реакциях на

ребенка, выполнении операций по уходу и общению с ним.

На субъективном уровне для самой матери выполнение ее материнских

функций достигается за счет наличия у нее соответствующих

потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является

потребность в контакте с объектом, носителем специфических

этологических стимулов — гештальта младенчества. Эта потребность не

единственная, но может рассматриваться как системообразующая для

материнской сферы. Исследования автора позволили выделить в гештальте

младенчества три компонента: физический (внешний вид, запах, звуки и

т. п.), поведенческий (инфантильный стиль движений) и инфантильную

результативность (результаты жизнедеятельности, результаты

двигательной активности, продукты деятельности). Все три компонента

гештальта младенчества имеют возрастную динамику и требуют различной

реакции и различных ресурсных затрат матери.

Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской

потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.

. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем

онтогенезе.

У человека этот этап включает пренатальный период и продолжается

на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с

собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских

функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В

это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско-

детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции

на некоторые ключевые стимулы физического компонента гештальта

младенчества и некоторые элементы операционального состава

материнской сферы (baby talk, мимические реакции, эмоциональная

окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта

младенчества).

. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.

Специфическим отличием этого этапа у человека является

формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в

процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.

. Этап нянчания.

На этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве»,

формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть

развивается восприятие ребенка как объекта деятельности. Эта

потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и

соотнесения с условиями и способами их получения. Данный этап имеет

хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового

созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом,

носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием

взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и

общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.

. Этап дифференциации мотивационных основ половой и

родительской (в данном случае – материнской) сферы

поведения.

В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие»

некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых,

тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской

сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение

имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как

объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает

адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком

после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в

этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение

ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной

стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт «кожа-кожа»,

субъективные состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этап

онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с

осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными

моделями полового и материнского поведения.

. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской

сферы в реальном взаимодействии с ребенком.

Этот этап включает несколько самостоятельных периодов:

беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка

и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской

сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и

развитие в ходе беременности отношения к шевелению плода и подготовки

к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом

периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения

матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества.

Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории

развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий

актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка.

. Послеродовый этап.

Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности

к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему

миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется

устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из

возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит

продление его потребности в заботе и модификация содержания

потребности в материнстве у матери.

Содержание мотивационно-потребностной сферы матери

В содержании материнской сферы можно выделить три блока:

1. Потребностно-эмоциональный блок.

Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом —

носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о

нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоционального

блока происходит поэтапно и включает образование эмоциональной

реакции на компоненты гештальта младенчества, образование объекта

деятельности — ребенка, динамику отношения к онтогенетическим

изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие

потребности в охране и заботе, а также возникновение потребности в

материнстве на основе рефлексии своих переживаний.

2. Операциональный блок.

Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операции

общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их

инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая

придает самим операциям специфические стилевые характеристики,

соответствующие свойствам ребенка как объекта деятельности:

осторожность, мягкость, бережность и т. п., специфику вокализации и

мимики.

3. Ценностно-смысловой блок.

Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что

связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его

конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как

состояния «быть матерью». Ценность материнства, в свою очередь,

связана с рефлексией своих переживаний при выполнении материнских

функций и способствует формированию потребности в материнстве.

Одной из основных особенностей материнской сферы у человека

является прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового

блока потребностей и способов их удовлетворения. Можно говорить о

конкретно-культурной модели материнства, которая ориентирована на

развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности

ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа

индивидуальной материнской сферы, в свою очередь, обеспечено

различными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции,

система семейного и общественного воспитания и т.п.) и может быть

описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает

наличие материнских функций и их соответствие конкретной культурной

модели.

В настоящее время наблюдается тенденция поиска нового «пути к

модели» материнской сферы, основанная на осознании, как потребностей

самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. Это

выражается в повышении запроса родителей на квалифицированную

психолого-педагогическую помощь в освоении своих родительских и, в

частности, материнских функций. Подобная помощь в нашей стране пока

еще не имеет научного, методического и практического обеспечения.

1.2. Психологическая готовность к материнству

Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в

разных аспектах: в плане социологических исследований позднего

материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании

факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и

психическими аномалиями матерей; в филогенетическом аспекте.

Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери,

разрабатываются методы, выявляющие отношения родителей к не

родившемуся ребенку, изучаются факторы, влияющие на материнское

поведение

В зарубежной литературе выделено более 700 факторов, представ-

ленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности

и раннему периоду материнства. Они отражают историю жизни женщины, ее

семейное, социальное положение, личностные качества, связь с

особенностями развития ребенка. Несмотря на то, что проблемы

пренатального развития слабо изучены, предпринимаются попытки

организации пренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и

трансперсональной психологии.

В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готовность к

материнству рассматривается как специфическое личностное образование,

стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация

по отношению к еще не родившемуся ребенку. Она формируется под

влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной

стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как

особое личностное образование.

Основными составляющими структуры психологической готовности к

материнству являются:

. особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;

. переживания женщиной беременности, в том числе отношение к

еще не родившемуся ребенку;

. ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем.

О характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей

матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным

следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об

их стиле воспитания, своих привязанностях. Важным является опыт,

приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», о характере

которого можно судить по воспоминаниям о любимых игрушках, по

предпочтению детей того или иного возраста.

Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания

женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность

ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны

для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие

субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое

проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности,

стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

Установки женщины на стратегию воспитания также свидетельствуют о

преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь

учитывается то, как она собирается ухаживать за ним, следовать ли

строгому режиму, предлагать ли соску и т. д., то есть ее стремление

ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться

собственными представлениями о том, что ему необходимо.

По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой были выделены три

уровня психологической готовности к материнству:

. Низкий уровень готовности к материнству (23% от всей

выборки) характеризуется наличием колебаний в принятии

решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в

период беременности. Эти женщины скупо и формально отвечали

на вопросы, касающиеся их отношения к не родившемуся

ребенку (многие не переживали чувства общности с ним, не

придумывали имя, не представляли себе малыша). Они

преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого

режима, были сторонницами «строгого» воспитания.

Такие матери чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности

к собственной матери и строгое отношение родителей, редко играли с

куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.

. Высокий уровень наблюдался у 27% испытуемых. Эти женщины не

испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка,

радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание

положительных ощущений и переживаний в период беременности,

охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их

отношения к своему ребенку (разговаривали с ним,

прислушивались к шевелению, реагировали на него какими-либо

действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима

(кормить по потребности ребенка, чаще брать его на руки и

т. п.). Все они имели в детстве благоприятный

коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери,

ласковое отношение собственных родителей, любили играть с

куклами'. Все отметили, что любят детей младенческого

возраста.

. Средний уровень составили 50% матерей; их ответы были

частично сходны с ответами в первой группе и частично — во

второй. У них наблюдалась противоречивая установка на

воспитание, (они не собирались часто брать ребенка на руки,

не были сторонницами кормления по часам и т. д.). Половина

из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери,

их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть

группы отдавала предпочтение играм в «дочки-матери»,

половина отмечала, что любит детей до года, остальные —

постарше.

Выделенные три уровня психологической готовности к материнству

соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво

сохраняющимся на последующих этапах.

Младенцы матерей с высоким уровнем психологической готовности к

материнству обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они

более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами

общения, умеют развивать коммуникативную ситуацию, проявляют

выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в

него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно

протестуют, когда его прекращает мать. В последующем они отличаются

яркой эмоциональностью, открытым и доброжелательным отношением к

людям, высокой любознательностью.

Младенцы первой группы имеют самые низкие показатели компонентов

комплекса оживления, часто отвлекаются от общения, у них слабо

выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации.

Позднее они с большим трудом вступают в контакт с посторонними, слабо

владеют речью, плохо умеют играть.

У младенцев из третьей группы отмечался более низкий уровень

общения с матерью, чем у второй. Они менее инициативны, но имеют

высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя

преимущественно ответное поведение, слабее умеют развивать

коммуникативную ситуацию, нередко сами прекращают общение.

По данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению, у

матерей первой группы превалирует объектное отношение к ребенку, у

матерей второй группы — субъектное, а у матерей третьей группы

отмечается смешанное, или промежуточное, отношение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины, готовые и

не готовые к материнству, имеют различные представления о матери и ее

роли. У женщин, готовых к материнству, присутствует образ

принимающей, отзывчивой матери, способствующей развитию и обучению

ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность. У женщин, не

готовых к материнству, ярко прослеживается сверхценность ребенка и не

выраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к

развитию ребенка.

Мотивы сохранения беременности

По происхождению беременность разделяют на случайную и

запланированную. Случайной является беременность, которая является

нежеланной или неожиданной для супругов. Запланированная делится на

запланированную обоими партнерами и планируемую только женщиной.

Мотивы сохранения беременности главным образом зависят от

личностных установок женщины и социальных нормативов общества,

определяемых культурно-историческим временем, в котором она живет. Н.

В. Боровикова и С. А. Федоренко выделили следующие мотивы сохранения

беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном,

так и на сознательном уровнях, остальные обычно не осознаются

женщинами.

1. Беременность ради ребенка (6%) — наиболее позитивный мотив,

отражающий психологическую потребность женщины в

материнстве и готовность к нему. Он характерен для

социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких

женщин в возрасте.

2. Беременность от любимого человека (3%) способствует

созданию высокого уровня адаптивности женщины к

беременности. Будущий ребенок выступает как частица

любимого человека, символ «светлого» прошлого или

настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.

3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям

(24%)—этот мотив обычно присущ молодым девушкам из

обеспеченных семей или вышедшим замуж по расчету, когда

пожилые родители не имеют внуков, (то есть они рождают

ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует

отдельно выделить беременность для мужчины. При этом

ребенок рождается не столько в соответствии со своим

желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.

4. Беременность как протест (12%) — это «беременность назло»

значимому мужчине или родителям. Такое поведение

свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер

вызова, противостояния миру взрослых, является для женщины

драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий

ребенок используется в качестве объективного аргумента,

объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.

5. Беременность ради сохранения отношений (16%), когда женщина

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ