Рефераты
 

А.С. Макаренко

А.С. Макаренко

На службе отечеству

1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии (Сумская

область) в семье старшего маляра железнодорожных мастерских Смена

Григорьевича Макаренко родился сын Антон, Тося, как его называли родители.

Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами.

Отец трудился в мастерских от рассвета до заката, но заработки были

скудными. Маленький Тося с детства усвоил твёрдое правило: человек должен

трудиться. Ему было достаточно примера отца, который рано осиротев, уже

мальчиком вынужден был пойти работать, поэтому он и не получил никакого

образования.

Отец всегда был примером для сына. Спустя много лет, когда Семена

Григорьевича уже не было в живых, А.С. Макаренко воскресит многие черты

характера и даже внешнего облика дорогого для него человека в одном из

героев повести « Честь »: та же честность, та же прямолинейность, та же

принципиальность, та же законная гордость своей принадлежностью, к рабочему

классу.

А мать, Татьяна Михайловна… Сколько тепла вмещало сердце этой

женщины, сколько энергии, силы, подлинного мужества обнаруживала она в

борьбе с трудностями. В доме Макаренко всегда чувствовалась подлинная

дружба, взаимное уважение, забота друг о друге. Сюда любили заходить

друзья, а их у Макаренко было много. Их встречали весело, радушно, угощали,

чем могли, поддерживали дружеским советом, подбадривали шуткой.

Антон рос активным, любознательным мальчиком. Научившись читать в

пятилетнем возрасте, до конца своих дней не расставался с книгой.

Семён Григорьевич и Татьяна Михайловна твёрдо решили дать своему сыну

образование. И Антон в 1895 году поступил учиться сперва в Белопольскую

школу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырёх классное училище. И в

Белопольской школе, и в Кременчугском училище Антон учился отлично, сильно

выделялся среди соучеников своими знаниями, своим кругозором.

Антон Семенович Макаренко с большой теплотой вспоминал свои

ученические годы и своих учителей, таких как Григорий Петрович Каминский и

Константин Максимович Сальник. Г.П. Каминский был у Макаренко учителем

словесности. Может быть благодаря ему, слово “учитель” приобрело в душе у

Макаренко особый смысл. И после того как родители решили, что Макаренко

пойдёт учиться дальше на учителя, он воспринял это с восторгом. С помощью

этих педагогов Антон смог понять и осмыслить слова отца “настоящий человек

достоин уважения, и надо стремиться стать настоящим человеком”.

Макаренко закончил училище на пятёрки. В 1905 году он закончил

специальные педагогические курсы, которые давали ему право преподавать в

сельских двухклассных училищах.

В сентябре 1905 года, юный Антон Семенович Макаренко занял должность

учителя в двухклассном железнодорожном училище небольшого посёлка Крюков.

Он преподавал русский язык, черчение и рисование.

Молодой учитель не оставался в стороне от событий. В эти годы Антон

Семенович начел изучать Марксистскую литературу, изучал работу Ленина. А

так же Макаренко не забывал про своих учеников, знакомился с их родителями

(железнодорожными рабочими).

В 1905 году Антон Семенович Макаренко принимает активное участие в

организации съезда учителей Южных железных дорог. И в речи, с которой он

выступает на съезде, и в резолюции, которую составляют делегаты при

непосредственном его участии, чувствуется твердость убеждений,

определенность требований, живая заинтересованность в том деле, которому

взялся служить Макаренко.

Не сразу ученики восприняли Антона Семеновича как учителя. Но очень

скоро привыкли к нему, слушали его рассказы, советы, даже иногда играли с

ним.

Антон Семенович был очень энергичен, он неутомимо носился из класса в

класс с журналом под мышкой, а на переменах был слышен его смех среди

голосов ребят.

На уроках Антон Семенович словно порхал в воздухе, ему очень нравилось

преподавать, говорить что-то новое для своих учеников. А каждому сидящему

ученику казалось, что Антон Семенович ведёт беседу именно с ним.

Антон Семенович искренне любил детей. Он всегда помогал в беде,

выслушивал, давал советы.

Он находил и уделял время родителям своих учеников. Он делился с ними

своими взглядами по воспитанию, давал советы. Хоть его собеседник чаще

всего оказывался старше, к его словам прислушивались, старались их

запомнить.

С помощью Долинской школы Макаренко определил для себя педагогические

принципы, которым следовал в практике последующих лет.

В 1914 году в Полтаве открывается педагогический институт. И хоть

Антон Семенович был учителем со стажем работы с детьми, поступить в

институт становится следующей целью.

Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко стал

студентом Полтавского педагогического института.

Макаренко сильно выделялся и среди студентов, он много читал, помнил

все даты, факты, всё было у него в голове.

В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Через полгода

его сняли с учета. Макаренко был близорук.

Антон Семенович вернулся в Полтавский педагогический институт, и

закончил его с золотой медалью.

Сразу после окончания учебы Макаренко едет к матери в Крюков.

Октябрьскую революцию Макаренко принял восторженно. По его признанию,

она открыла перед ним невиданные перспективы.

Вскоре Антон Семенович получает новое назначение, он становится

директором 10-й Полтавской трудовой школы. Из этой школы вышло много

большевиков.

В 1920 году Советское правительство поручило отделам народного

образования организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей.

Заведующий Полтавским районом предложил Антону Семёновичу взять на себя

это сложное дело.

Все понимали, что в колониях должны воспитываться новые люди, нужные

нашей стране, нашему народу, и «делать» таких людей надо по новому, но как

– никто не знал. Не знал и Макаренко. И хоть Макаренко понимал, что надо

искать новые методы образования, он не испугался, и пошел по этому трудному

пути.

Его первые воспитанники прибыли 4 декабря, их было шестеро.

Они не хотели работать, не желали убирать за собой постели, носить

воду для кухни, придерживаться какого бы то ни было режима, а воспитателей

просто не замечали. Когда им хотелось есть, они воровали еду. Когда они

мёрзли, они жгли мебель или забор. Макаренко с каждым днем терял все

больший и больший контроля над ними. Но Макаренко не сдавался и добился

своей цели. Как-то раз в гневе своего воспитателя, воспитанники увидели

обиду за общее дело колонии. Воспитанники поверили в своего педагога. После

этого, требования Макаренко начали безоговорочно выполняться.

Макаренко знал, что положительного эффекта в деле создания коллектива

он добьётся лишь в том случае, если вовлечет своих воспитанников в дела

важные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные,

даст возможность колонистам почувствовать себя частью огромного коллектива

советских людей.

Работа Макаренко в Долинской и Крюковской школах убедила его в том,

что огромное значение для создания коллектива имеет труд, объединяющий

людей. После этого Макаренко стал понимать правдивость своих выводов.

Антон Семенович Макаренко очень четко сформулировал тот принцип,

которым руководствовался в отношениях со своими воспитанниками: «Как можно

больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ».

Практика убеждала Макаренко в правоте своих позиций. Работы В. И.

Ленина, к которым еще и еще раз возвращался Антон Семенович, вдохновляли

его на продолжение того дела, которое он взялся выполнять. Труды

прогрессивных педагогов прошлого подкрепляли его теоретические позиции.

В это время на окраине Харькова чекисты строили здание для новой

детской коммуны. Они попросили Макаренко посмотреть здание с педагогической

точки зрения. Макаренко посмотрел, внёс кое-какие изменения.

Антон Семенович Макаренко предложил свою педагогическую систему.

Нашлись и противники этой системы. Сначала они были против, но в конце

концов они признали предложенную систему воспитания несоветской молодёжи.

Чекисты открывали перед Макаренко огромные возможности. И Антон

Семенович Макаренко 3-го сентября 1928 года ушел с поста заведующего

колонией имени М. Горького (где он проработал 8 лет), и возглавил трудовую

коммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Возглавив

коммуну, Макаренко используя опыт полученный им в период работы в колонии,

продолжал интенсивную работу.

Коммуна существовала на средства которые добровольно отчисляли из

своей зарплаты чекисты.

Макаренко требовал от своих воспитанников, чтобы у них было уважение к

человеку, к товарищу. Антон Семёнович очень хотел, чтобы его ребята,

лишившиеся с раннего возраста семьи, материнской ласки, домашнего тепла,

всё это приобрели в дружном коллективе коммуны. Макаренко был строг со

своими воспитанниками, но они ощущали необыкновенную силу настоящей дружбы.

Антон Семенович с детства любил природу, любил походы, разговоры у

костра. Он хотел, чтобы эти радости жизни не обошли его воспитанников, вить

в этих походах расширяется кругозор, определяются интересы.

4-го июня 1934 года Антон Семёнович Макаренко был принят в члены Союза

советских писателей СССР.

В июле 1935-го года Макаренко был назначен на должность помощника

Отдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР. Он

распрощался с коммуной и уехал к месту своей новой работы в Киев.

В жизни Макаренко особую роль сыграл А.М. Горький. Он был его

советчиком, его руководителем, его большим другом. Горький был для

Макаренко и первым из тех, кто верил в правоту его дел, кто поддерживал его

в трудную минуту.

Художественная деятельность

Макаренко собирался написать несколько работ, в которых хотел обобщить

некоторые наблюдения своего многолетнего опыта. Помимо «Педагогической

поэмы», над которой работал всё это время, он за два месяца 1930 года

написал книгу «Марш 30 года», в которой рассказывал о жизни коллектива

“Дзержинцев” в течение первых трёх лет существование коммуны. Через 2 года

– опять в течение двух отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1».

В начале Антон Семёнович задумал «ФД-1» как продолжение

«Педагогической поэмы» и даже послал в редакцию рукопись, озаглавив её «3-я

часть «Педагогической поэмы». По совету А. М. Горького отказался от этого

замысла. «Фд-1» стало самостоятельным произведением, правда, близко

примыкающим по стилю к «Педагогической поэме».

В это же время Макаренко пишет ряд педагогических статей и пьесу

«Мажор», подписанную псевдонимом Андрей Гальченко. Во всех этих книгах

говорилось о “Дзержинцах”, об их труде, учении, характерах, их праздниках и

буднях.

Вначале 1937-го года Макаренко переезжает в Москву. В это время он много

пишет. На страницах газет и журналов печатаются его статьи, посвящённые

вопросам воспитания. По ленинградскому радио он выступает с циклом лекций о

воспитании в семье, и делает несколько докладов для работников просвещения.

Постепенно включается Макаренко и в жизнь московской писательской

организации, членом которой он стаёт.

Тему своей новой повести «Флаги на башнях» писатель определил так: «Моя

тема образцовая, воспитательный советский коллектив, давно сложившийся,

растущий материально и духовно».

В 1937 году Макаренко пишет повесть «Честь» и «Книгу для родителей».

Повесть «Честь» некоторые критики рассматривали как своего рода

повествование о детстве и юности самого автора. Правда, некоторые черты

своих родителей Макаренко придал героям повести – отцу и матери Тепловым.

Макаренко ставил перед собой иную цель: он хотел показать, как понимали

проблему чести до революции и в первые послереволюционные годы, как

относились к этой моральной категории различные классы.

Одновременно с повестью «Честь» Макаренко работал над «Книгой для

родителей». Писал он её в соавторстве со своей женой Галиной Стахиевной

Макаренко. Было задумано 4 тома, но написанным оказался один: помешала

внезапная смерть Макаренко. Книга имеет точную пометку – для родителей.

Государственные награды

29-го декабря 1932 года, в день пятилетия коммуны, Макаренко был

торжественно премирован коллегией Государственного политического управления

УССР грамотой и золотыми именными часами. Правление трудовой коммуны

премировало его грамотой, значком и званием лучшего ударника, а народный

комиссариат просвещения УССР – почётной грамотой.

1-го февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён

Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы».

Народ подтвердил свою искреннюю любовь к писателю Макаренко.

В УССР в 1958 году учреждена медаль “Макаренко”, которой награждаются

особо отличившиеся учителя и др. работники народного образования.

Личный вклад

Макаренко внес большой вклад в теорию и практику коммунистического

воспитания показал огромные возможности целенаправленного воспитательского

воздействия. По Макаренко, цель воспитательской работы определяется

закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского

народа за коммунизм, политикой коммунистической партии и советского

государства в области политического воспитания.

Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового

общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено

постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая

система воспитательных средств не может быть установлена навсегда.

Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив,

методику целесообразного в зависимости от конкретных условий

организационного строя коллектива, самоуправления, дисциплинирования,

формирования общества мнения как регулятора отношений в коллективе,

непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития

традиций и др. В методике Макаренко четко определена решающая роль

руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство

педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на

задачах формирования “воспитательного коллектива”, Макаренко подчеркивал

необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в

отдельности, воспитательные воздействия на неё через коллектив (“педагогика

параллельного действия”) и непосредственно педагогом. Сущность своего

педагогического опыта Макаренко определял принципом «Как можно больше

уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ». Макаренко

старался “проектировать лучшее в человеке”, стремился видеть в личности

воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинный

гуманист Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и

профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и

политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь

марксистко-ленинской идеи соединения обучения воспитания с производительным

трудом учащегося. Макаренко многое сделал для развития советской теории

развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой

пропаганды педагогически основанных принципов воспитания в семье. Макаренко

утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем

перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым

своим шагом – вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный,

простой, искренний тон в отношениях с детьми.

“Я писатель Макаренко”

1 апреля 1939 года Антон Семенович Макаренко на 51 году жизни

скончался в поезде направляясь на кинофабрику. Умер он со словами: “Я

писатель Макаренко”. Врачи констатировали смерть от разрыва сердечной

мышцы.

Елабужский государственный педагогический университет

Кафедра педагогики

Контрольная работа на тему:

А.С. Макаренко

Работу выполнил

студент 1 курса

факультета иностранных языков 335 группы

Нечепурнов Егор

Александрович

Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры педагогики:

Немтылев Анатолий

Анатольевич

Елабуга 2003


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ