Рефераты
 

Конституционные основы местного самоуправления в РФ

Конституционные основы местного самоуправления в РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра государственного права

Курсовая работа

на тему

Выполнил: студент 2 курса 2 группы

бюджетного отделения

заочного обучения

Костиков И.М.

ИВАНОВО 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1. Введение. 3

2. История местного самоуправления 3

3. Философия местного самоуправления 4

4. Что такое “ местное самоуправление”? 5

5. Определение “общих принципов” местного самоуправления 10

6. Модели местного самоуправления 11

7. Формирование органов местного самоуправления.12

8. Муниципальная служба 13

9. Финансовые основы местного самоуправления 15

10. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны

общественного порядка 23

11. Местное самоуправление и Федерация 25

12. Проблемы формирования местного

самоуправления в Российской Федерации 26

13. Судебная практика 27

14. Вывод 35

15. Список использованной литературы 36

1. ВВЕДЕНИЕ.

Никто не станет отрицать, что роль местного самоуправления неуклонно

возрастает и приобретает общегосударственное значение. Муниципальные органы

сегодня не только решают самые насущные жизненные проблемы людей, они

являются важнейшим слагаемым в деле формирования гражданского общества в

современной России, составляют одну из основ демократического строя.

Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации" и вступление его в силу с 1 сентября

1995 г. стало новым этапом в процессе формирования местного самоуправления

в современной России. Накопленный к этому времени опыт показал, что на пути

реализации Федерального закона возникает много проблем, связанных не только

с созданием необходимой материально-финансовой базы местного

самоуправления, но и с оценкой Закона, толкованием его отдельных положений

и норм, пониманием самой концепции местного самоуправления, лежащей в

основе Закона, наконец, содержания Общих принципов организации местного

самоуправления.

Становление местного самоуправления - один из центральных вопросов

развития конституционного строя и всего государственного механизма нашей

страны.

2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ.

В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем

протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то,

что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение

самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое

неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории

Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и

развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования

исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые

должны решаться сегодня государством и обществом.

Исторический подход имеет под собой определенную теоретическую основу,

суть которой заключается в понимании местного самоуправления не как

специфического публично-правового института, обладающего рядом формальных

юридических признаков и поэтому производного исключительно от государства,

его правотворческой и правоприменительной деятельности, а как естественной

формы самоорганизации населения с целью непосредственного управления

общественными, и, прежде всего производственными, процессами.[1]

Предложенная концепция до бесконечности раздвигает границы понятия

местного самоуправления. В него включаются общественное, территориальное,

производственное, сословное, корпоративное самоуправление, т.е. по существу

все возможные формы самоорганизации населения.

Вся история местного самоуправления в России может быть разделена на

два больших периода:

Первый охватывает время становления и развития общинного строя у

славян, объединение производственных общин в союзы общин и городские

поселения, разделение власти на центральную и местную.

Второй период связан с образованием и развитием государства и

принятием христианства на Руси.

Периодизация истории местного самоуправления в России:

1. Местное самоуправление Древней Руси: в это время имели место

догосударственные формы развития самоуправления, то есть речь идет о

зарождении общинного местного самоуправления. Самоуправление существовало

у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление

зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин,

объединившихся на основе экономических и политических интересов на

определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.

2. Местное самоуправление в 988-1785 годах: данный период начинается с

принятия христианства на Руси и продолжается до конца XVIII в.. В это время

местное самоуправление в России существовало в форме производственных и

территориальных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой

деятельности, собственности и несения повинностей, принимали

непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные

цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы,

характеризуются сословным, производственным, территориальным единством,

выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и

естественной основой местного самоуправления.

3. Местное самоуправление в 1785-1917 г.г.: данный период охватывает

местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление,

развившиеся в период становления в России капитализма. Самым большим его

недостатком было сохранение сословного принципа формирования.

4. Местное государственное управление в 1917-1990 г.г.: охватывает

советский период государственного развития России.

Нельзя говорить, что в нашей стране местное самоуправление по решению

государства было упразднено с 1917 по 1990 г. Ни в одном, даже самом

централизованном, государстве не могут быть полностью сведены на нет все

формы самоорганизации населения. Общественное территориальное

самоуправление фактически действовало на территории нашей страны в данный

период, причем в самых разнообразных формах. По-видимому, в советский

период отечественной истории под органами местного самоуправления

необходимо понимать местные государственные органы публичной власти,

обладавшие независимостью в решении вопросов местного значения по отношению

к центральным органам государственной власти. Иначе нельзя объяснить 73-

летний перерыв в более чем 1000-летней истории существования местного

самоуправления на территории нашей страны, которое до этого не прерывалось

даже во время монголо-татарского ига или опричнины.

5. Местное самоуправление современной пореформенной России в период с

1990 по 1995 г.г.: с принятием в 1993 году новой Конституции РФ,

закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в

стране начался реальный процесс его реформирования.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что в основных чертах этот

институт народовластия у нас создан. На федеральном уровне и практически во

всех субъектах Федерации имеется законодательная база, устанавливающая

статус и правовой режим самоуправления. Определены территории местных

сообществ, уточнена система муниципальных образований. Фактически завершено

структурирование органов местного самоуправления.

В заключение данного пункта необходимо отметить, что отсутствие четко

сформулированного понятия местного самоуправления, единого для всех этапов

его развития в России, — причина отдельных, в том числе концептуальных

противоречий, которые могут возникать при использовании исторического

подхода в отношении местного самоуправления.

3. ФИЛОСОФИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Необходимость разделения властей является прямым следствием разделения

и противостояния индивидуального и социального интереса, чаяний в жизни

малых, так или иначе спаянных (например, объединенных проживанием на одной

небольшой территории) групп населения и крупных социальных образований.

Наличие двух фундаментов и равная опора на них, т.е. баланс и разделение

общественных свобод (часто называемых общественными обязанностями) и свобод

индивидуальных, баланс и разделение законов, баланс ветвей власти и их

функций - вот основной принцип, согласно которому должно строиться здание

общественной жизни. Только в таком случае это здание может устоять во

времена потрясений, выдержать губительный для любой жесткой социальной

конструкции напор технологических новшеств, изменений среды обитания,

честолюбивых замыслов отдельных представителей политической и

интеллектуальной элиты, конкуренции этнических и региональных групп.

Всяческие дефиниции местного самоуправления - в его Советском

варианте, в муниципальном, или в любом другом, — должны исходить из наличия

двух оснований здания общественной жизни. Это, во-первых, учет своего,

местного интереса. Должно реализовываться именно местное САМОуправление.

Советы (муниципалитеты, или какие-либо другие органы местного

самоуправления) должны хозяйствовать в интересах людей, а не клянчить у

центральной власти. Эти органы должны получать больше свободы, больше

материальных средств, они должны править вместе с населением, используя все

формы прямой демократии. Должна быть обширная и тщательно оберегаемая сфера

компетенции этих органов. Однако и, во-вторых, местное управление должно

быть проводником общего интереса, должно действовать в единой связке с

Центром и быть вписанным в структуру Федеральной власти. С этой точки

зрения, следует говорить о местном УПРАВЛЕНИИ.

Неоднозначность местного самоуправления порождает двойственность его

идеалов. Оно призвано и защищать права (и свободы) населения от диктата

Центра, и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра. Говоря

коротко, идеалами местного самоуправления являются свобода проживающих на

одной территории граждан и общественный порядок.

В условиях Советского Союза реализация этих идеалов сталкивалась с

трудностями, обусловленными излишними централизацией и регулированием

общественной жизни. Соответственно, для исправления этого "крена", следует

расширять права органов местного самоуправления, переходить от вертикальных

структур руководства (спускать вниз от республики к области, далее к

району, городу, и т.д. тысячи решений, показателей планов и бюджета) к

горизонтальным связям - договорным, координационным. И этот процесс уже

пошел (включая все мыслимые и немыслимые перекосы). По существу, на наших

глазах происходит муниципальная революция. Необходимо то, что не является

принципиальной угрозой целостности государства, максимально передавать на

места. Пришло время полной самостоятельности органов местного

самоуправления в формировании своего аппарата, бюджетных ассигнований,

зарплаты и т.д. Надо дать местному самоуправлению простор.

Для Российской Федерации это стремление ее субъектов присвоить себе

максимум суверенитета всегда было чревато серьезными конфликтами, а сейчас

еще и угрожает целостности России. Единственным "противоядием" центробежных

тенденций является самостоятельность небольших компактных территорий

проживания населения - местное самоуправление. Должны быть гарантии

местного самоуправления против республик, против областей и краев. Только в

таком случае можно остановить распад Федерации.[2]

4. ЧТО ТАКОЕ “МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ”?

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного

самоуправления” от № -ФЗ (в ред. от 17.03.97 г. № 55-ФЗ) в соответствии с

Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в

осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы

местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления,

устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в

Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и

гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою

ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через

органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из

интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное

самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ

конституционного строя Российской Федерации (ст.2).

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией

Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными

законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами

субъектов Российской Федерации.

Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов

местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации,

устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить

Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону,

ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в

законах, положениям Конституции Российской Федерации, настоящего

Федерального закона применяются положения Конституции Российской Федерации,

настоящего Федерального закона.

Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное

самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных

образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав

граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а

также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление

местного самоуправления как непосредственно, так и через своих

представителей независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в

органы местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного

самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного

самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с

документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы

человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой

полной и достоверной информации о деятельности органов местного

самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Предметы ведения местного самоуправления (ст.6):

1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения,

а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться

органы местного самоуправления.

2. К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их

соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного

бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых

вопросов местного значения;

4) комплексное социально - экономическое развитие муниципального

образования;

5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых

помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного,

основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений

здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных

органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их

деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных

образований;

10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального

образования;

12) регулирование использования водных объектов местного значения,

месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для

строительства подземных сооружений местного значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-

и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного

значения;

16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных

учреждений, обеспечения населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли,

общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном

образовании;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной

собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации

муниципального образования;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в

муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального

образования;

30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании,

организация муниципальной пожарной службы.

Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая

самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между

муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального

образования другому не допускается.

Положения данного Федерального закона в равной мере распространяются

на республики, края, области, города федерального значения, автономную

область, автономные округа.

Муниципальное образование имеет Устав, в котором указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального

образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении

вопросов местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного

самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов представительных органов местного

самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления,

выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов

органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и

должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного

прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных

должностных лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов

местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления,

основания и порядок прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного

самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения

муниципальной собственностью;

Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным

образованием самостоятельно. Устав принимается представительным

органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации

в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной

власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать необходимые

правовые, организационные, материально - финансовые условия для становления

и развития местного самоуправления, и оказывают содействие населению в

осуществлении права на местное самоуправление (ст.9).

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы,

эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально

- экономические, национальные и иные местные традиции (ст.11).

К органам местного самоуправления относятся:

1. Выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным

законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных

образований.

2. Другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных

образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных

образований является обязательным.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами

муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов

местного значения.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов

государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами

государственной власти и государственными должностными лицами не

допускается.

Структура органов местного самоуправления определяется населением

самостоятельно.

Органы местного самоуправления:

1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов,

избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при

тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами

субъектов Российской Федерации.

Численный состав представительного органа местного самоуправления

определяется уставом муниципального образования.

В исключительном ведении представительных органов местного

самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального

образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования,

утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной

собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных

лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных

образований.

В отдельных поселениях уставом муниципального образования в

соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть

предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов

местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст.15).

2. Исполнительный орган - уставом муниципального образования могут быть

предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного

должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного

самоуправления на территории муниципального образования, а также должности

иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица

местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению

вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального

образования.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица

местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования

подотчетны населению непосредственно, а также представительному органу

местного самоуправления.

В уставе муниципального образования помимо представительных органов и

выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и

иные органы местного самоуправления и должностные лица местного

самоуправления.

Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц

местного самоуправления, порядок формирования органов местного

самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы

организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных

лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований

в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Образование органов местного самоуправления, назначение должностных

лиц местного самоуправления органами государственной власти и

государственными должностными лицами не допускаются.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного

самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления,

выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по

изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу

определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами

субъектов Российской Федерации.

Формы осуществления местного самоуправления:

По вопросам местного значения может проводиться местный референдум

(ст. 22).

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане,

проживающие на территории муниципального образования, обладающие

избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме

непосредственно и на добровольной основе.

Голосование на местном референдуме осуществляется тайно - контроль за

волеизъявлением граждан не допускается.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении

какими-либо органами государственной власти, государственными должностными

лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации

требуется издание нормативного правового акта, орган местного

самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять

такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования

подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальные выборы (ст. 23): выборы депутатов, членов иных выборных

органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного

самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных

законом избирательных прав граждан.

Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами

субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной

власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных

выборов.

В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения

могут созываться собрания (сходы) граждан (ст.24).

Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и

изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом

муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской

Федерации.

Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет

право на правотворческую инициативу (ст.25) в вопросах местного значения.

Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением

в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на

открытом заседании с участием представителей населения, а результаты

рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в

органы местного самоуправления и к должностным лицам местного

самоуправления (ст.26).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного

самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение

одного месяца.

Территориальное общественное самоуправление (ст.27) – это

самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории

муниципального образования (территориях поселений, не являющихся

муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и

других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность

осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения

непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального

общественного самоуправления.

Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами

участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе

участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах (ч.2

ст.27), не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему

Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов

Российской Федерации.

Гарантии местного самоуправления:

1. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией

Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными

законами, запрещается (ст.43).

2. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов

местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые

в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными

на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и

организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также

органами местного самоуправления и гражданами (ст.44).

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого

волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и

должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в

соответствии с законами.

4. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы

местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе

предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными

нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной

власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и

должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и

организаций, а также общественных объединений (ст.46).

5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного

самоуправления несут ответственность перед населением муниципального

образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии

с законом (ст.47).

А. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц

местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты

доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного

самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате

утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Б. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц

местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими

Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской

Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации,

устава муниципального образования.

В. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц

местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в

порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской

Федерации, уставами муниципальных образований.

Г. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением

федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов

муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными

лицами местного самоуправления.

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

В Конституции отсутствует понятие общих принципов организации

местного самоуправления.

Однако системный и взаимосвязанный анализ соответствующих

конституционных положений позволяет прийти к выводу о том, что такое

понятие должно охватывать, по крайней мере, две группы норм[3].

Первая из них призвана гарантировать реализацию закрепленных в

Конституции основ самоуправления и соответствующих прав граждан на

самоуправление: самостоятельность местного самоуправления в пределах

предоставленных ему полномочий (ст.12); самостоятельное решение населением

вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого

волеизъявления, через выборные органы местного самоуправления (ст.130);

осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных

традиций (ст. 131); запрет на ограничение прав местного самоуправления,

установленных Конституцией (ст.133); осуществление республиками, краями,

областями, городами федерального значения, автономной областью и

автономными округами собственного правового регулирования, включая принятие

законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской

Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации (ч.4 ст.76).

Вторая группа норм должна обеспечить осуществление ряда положений

Конституции, составляющих основы конституционного строя Российской

Федерации и гарантирующих права и свободы человека и гражданина. К ней

относятся конституционные положения об обязанности государства признавать,

соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.2); о праве

народа осуществлять свою власть через органы местного самоуправления (ч.2

ст.3); о запрете кому бы то ни было присваивать власть в Российской

Федерации (ч.4 ст.3); о праве граждан Российской Федерации участвовать в

управлении государством как непосредственно, так и через своих

представителей (ч.1 ст.32); о праве граждан Российской Федерации избирать и

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ