Эколого-экономический механизм развития туристическо-рекреационной индустрии в Приморских регионах Украины
Эколого-экономический механизм развития туристическо-рекреационной индустрии в Приморских регионах Украины
Национальная Академия Наук Украины
Одесский Институт Исследования Проблем Рынка и Эколого-Экономических
Исследований
Эколого-экономический механизм развития туристическо-рекреационной
индустрии в Приморских регионах Украины.
Аспирант 1го курса
Сударкин Александр
Научный руководитель
к.э.н. Галушкина Т.П.
Одесса 1999 –
Содержание
Введение
1. Законодательные аспекты туристическо-рекреационной деятельности – с.4
2. Анализ состояния развития экономического потенциала региона – с.11
3. Перспективы развития и механизм привлечения инвестиций в туристическо-
рекреационную индустрию Приморского региона.
Заключение
Введение
Опыт промышленно-развитых стран показывает, что международный туризм
является наиболее известным средством, позволяющим в короткие сроки
осуществить поступление в страну денег в национальной валюте. На протяжении
короткого времени туризм занял важное место в мировой экономике. В
настоящее время насчитывается около 400 млн. туристов. Среднегодовые темпы
роста этого показателя составляют 4-5%. Еще боле высокими темпами
возрастают валютные поступления от международного туризма. Они составляют
более 11%, а их объем в ценах 1990 г. превышает 200 млрд. долларов
ежегодно.
В экономике многих стран доходы от туризма и сейчас имеют огромное
значение. Так, поступления Испании от международного туристского обмена
превышают затраты на него почти в 7 раз, Турции – в 6 раз, Португалии – в
4,8 раза, Греции – 3,5, Италии – в 2 раза. Нетрудно заметить, однако, что
все эти страны являются приморскими государствами, и значит, вполне уместно
проводить аналогии с Украиной.
Иностранный туризм как экспортная отрасль экономики, занимает первое
место в государствах со средним уровнем развития, таких, как Испания –
41,7%, Греция – 40,4%, Португалия – 22,%, второе и третье место в
высокоразвитых странах: Австрии – 32%, Швейцарии – 10%, Италии – 9,8%,
Дании – 8,7%, Франции – 8,5%.
Активный международный туризм часто выступает как стабилизатор в
платежных балансах отдельных стран. Так, например, в Венгрии поступления от
иностранного тризма позволяют этой стране покрывать ежегодно почти половину
дефицита платежного баланса по расчетам за товары и услуги. В Швейцарии
туризм как источник валютных поступлений стоит на втором месте после
машиностроения, т.е. находится впереди таких традиционных для этой страны
отраслей экономики, как часовая и химическая промышленность. Во Франции он
занимает третье место среди экспортных отраслей хозяйства, уступая по
объему поступлений только автомобилестроению и черной металлургии.
Международный туризм является более выгодной формой реализации товаров
и услуг, чем внешняя торговля, так как представляет собой экспорт,
осуществляемый в пределах страны. Приобретая разнообразные товары в стране
посещения, и оплачивая их в валюте, иностранные туристы вывозят их за
пределы таможенных границ государства, т.о. увеличивая объем экспортируемых
им товаров. Такой экспорт чаще всего называют «невидимым», или «скрытым». В
настоящее время на его долю, которая постоянно возрастает, приходится
приблизительно 25% всей мировой торговли.
Активный международный туризм, кроме всего прочего, является важным
средством пропаганды национального производства за рубежом, что
осуществляется без вкладывания в это каких-либо дополнительных средств.
Если позитивные итоги национального и международного туризма на
экономику региона и страны в целом очевидны, то отрицательные результаты и
последствия развития стали осознаваться и анализироваться гораздо позже. В
настоящее время уже ясно, что при оценке социально-экономического значения
туризма не следует впадать в крайности. Нельзя рассматривать туризм как
панацею от всех экономических бед, считая, что развитие туризма
автоматически приведет к процветанию государства. В ряде случаев оно не
приносит желаемых результатов для экономики, а подчас может даже иметь
отрицательные последствия.
Специалисты в области туризма выделяют следующие отрицательные
последствия развития туризма.
1. Социально-экономические, связанные с возможным импортом инфляции.
Имеется в виду ситуация, когда в страну или регион прибывает значительное
число иностранных туристов с высокой покупательной способностью. Это
может вызвать расстройство рынка и инфляцию, которая затем
распространится и на другие секторы экономики, вызывая структурные
нарушения в социально-экономической области. Такие последствия могут
наблюдаться не только в развивающихся, но и в некоторых развитых странах
– Италии, Испании, на юге Франции.
2. Социально-культурные и психологические, связанные с эффектом подражания
образу жизни и поведению иностранных туристов, что противоречит
традиционным ценностям и нормам поведения.
3. Экологические, связанные с ускоренной индустриализацией естественных
ландшафтов, строительством дорог и портов, загрязнением водоемов и
пляжей.
Имеются многочисленные примеры, подтверждающие эти положения. Наиболее
показателен в этом отношении пример Туниса, где программа развития туризма
с участием иностранного капитала была разработана еще в начале 70-х годов.
Результаты ее реализации оказались неутешительными. Каждый отель,
построенный в стране с участием иностранных фирм, занимает не менее 10 га,
что привело к отчуждению земель, вытеснению крестьян и т.д. Только в одном
из районов курортная зона в 400 га вытеснила 1500 мелких собственников
огородов, занимавшихся выращиванием овощей. Началась спекуляция земельными
участками. Подъем туризма лишил местных жителей жилья, которое было продано
иностранцам, либо перестроено в семейные пансионаты. Пострадала торговля:
на одном из островов стоимость аренды мелкой лавки подскочила с 2-4 динаров
в день до 600 динаров. Наблюдается упадок ремесел и чудовищное загрязнение
моря из-за концентрации на побережье 1 млн. человек. До 1977 года ни один
туристический объект не имел очистных сооружений и располагался на
выгребных ямах. Синтетические моющие средства, используемые при уборке и
стирке и очень опасные для моря, нарушали традиционное рыболовство.
Обострилась проблема питьевой воды: туристы потребляют в среднем 500 литров
воды в сутки, местные жители – 10 л.
Этот пример показывает, как опасно создавать туристические объекты, не
предусматривая никаких мер по их интеграции в ту среду, в которой они
находятся, не принимая во внимание экологические факторы. Задача такой
интеграции должна возлагаться на органы, ведающие государственной
туристской политикой.
Глава 1. Законодательные аспекты туристско-рекреационной деятельности.
В Украине основным законом, регулирующим деятельность в области
туризма, является Закон о туризме, принятый ВР Украины 15.09.95. Этот
документ определяет основные правовые, организационные, воспитательные и
социально-экономические меры реализации государственной политики Украины в
области туризма. Целью Закона является создание правовой базы для
становления туризма как высокорентабельной отрасли экономики в важного
средства культурного развития граждан, обеспечения занятости населения,
увеличения валютных поступлений, защита законных прав и интересов туристов
и субъектов туристической деятельности, определение их обязанностей и
ответственности.
Деятельность этого Закона распространяется на предприятия, учреждения,
организации независимо от их форм собственности, физических лиц,
деятельность которых связана с предоставлением туристических услуг, а также
на граждан, которые их получают.
Закон Украины о туризме определяет государственную политику в области
туризма, указывает государственные органы, ее регулирующие, а также
определяет организационные вопросы по предоставлению туристических услуг.
Согласно Закону основными направлениями государственной политики
являются, в частности:
. Привлечение граждан к рациональному использованию свободного времени,
проведения целевого отдыха, знакомство с культурно-историческим
наследием, природной средой;
. обеспечение рационального использования и сбережения туристических
ресурсов, становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики
Украины, создание эффективной системы туристической деятельности для
обеспечения потребностей внутреннего и иностранного туризма.
. создание и усовершенствование нормативно-правовой базы в области туризма
согласно существующему законодательству Украины, международным нормам и
правилам;
. создание благоприятного для развития туризма налогового, валютного,
таможенного, пограничного и других видов контроля;
. создание экономических условий, стимулирующих развитие туризма в Украине;
. привлечение национальных и иностранных инвестиций в развитие
туристической индустрии;
. поддержка развития туризма в регионах, определения статуса отдельных
туристических центров, создание условий для приоритетного развития
туристической индустрии;
. развитие сотрудничества с зарубежными странами и международными
организациями, участие в международных программах развития туризма,
разработка и заключение международных двухсторонних и многосторонних
договоров в области туризма и определение механизма их реализации.
Однако, следует отметить, что более детально государственную политику
в области туризма описывают программы развития туризма на национальной и
региональном уровнях. Такими являются, например, Постановление Кабинета
Министров Украины от 28 июня 1997 года «Про программу развития туризма в
Украине до 2005 года», Распоряжение Одесской областной государственной
администрации «Про программу развития туризма в Одесском регионе до 2005
года», «Про меры по развитию санаторно-курортной деятельности в Автономной
Республике Крым» и т.д. Подобные программы, в отличие от Закона, описывают
конкретные меры по реализации идей, заложенных в законах и подзаконных
актах. Так, в тексте «Программы развития туризма в Украине до 2005 года»
указано, что ее основной целью является реализация государственной политики
в области туризма, стимулирование дальнейшего развития внутреннего и
международного туризма, эффективного использования природного и историко-
культурного потенциала для создания единого современного
конкурентоспособного туристического комплекса Украины.
Центральным органом государственной исполнительной власти в области
туризма является Государственный комитет Украины по туризму, полномочия
которого определяются Законом Украины «О туризме» и Указом Президента
Украины «Про положение про Государственный комитет Украины по туризму» от
29.12.98.
Согласно Указу основными функциями Госкомтуризма являются:
. Принятие участия в формировании и реализации государственной политики в
области туризма и развития туристической индустрии, защита прав и
интересов государства в этой отрасли;
. Определение перспектив и направлений развития внутреннего и зарубежного
туризма, устройства его материально-технической и социальной базы;
. Координация деятельности центральных и местных органов исполнительной
власти, а также туристических предприятий, оздоровительных учреждений
независимо от форм собственности и подчинения по вопросам туризма;
. Принятие участия в подготовке проектов законодательных и иных нормативных
актов по вопросам туризма. В пределах своих полномочий разрабатывает и
утверждает нормативные акты, обобщает практику применения
законодательства и вносит предложения по его усовершенствованию;
. Организация информационной, рекламной и издательской деятельности по
вопросам туристической деятельности;
. Осуществление планирования (выдает и лишает лицензии) деятельности
субъектов предпринимательства независимо от формы собственности,
предоставляющих туристические услуги.
В настоящее время реализуется направление делегирования полномочий
Государственного комитета по туризму комитетам по туризму областных
администраций. Это делается для улучшения управления и регулирования
туристической деятельности на региональных уровнях. Так, в Распоряжении
Одесской областной государственной администрации «Про программу развития
туризма в Одесском регионе до 2005 года» внесено предложение про
делегирование права выдачи лицензий на туристическую деятельность комитету
по туризму и рекреационному хозяйству Одесской облгосадминистрации.
Главной задачей при разработке отечественного законодательства в
области развития туристическо-рекреационной индустрии являлось создание
благоприятных условий именно для развития въездного («иностранный» в
Законе) и внутреннего туризма. Нетрудно объяснить, почему. Именно въездной
туризм является экспортной деятельностью, то есть приносит в страну валюту.
Внутренний же туризм своей целью ставит рациональное использование
свободного времени украинских граждан, их оздоровление, что в свою очередь,
способствует повышению производительности их труда.
Из законодательства можно увидеть, какие конкретные меры по
стимулированию въездного туризма были предприняты украинской властью. Так,
например, в письме ГНАУ от 14.05.98 про обложение налогом на добавленную
стоимость туристических услуг указано, что туристические услуги считаются
экспортированными, если их продажа осуществляется за пределами Украины
непосредственно субъектом туристической деятельности (агентом) через
представительство в иностранном государстве и/или через нерезидента, а их
предоставление осуществляется на территории Украины.
Согласно Закону Украины от 03.04.97 “Про налог на добавленную
стоимость” установлен следующий порядок начисления налога на добавленную
стоимость этих категорий (видов) туристических услуг:
1. Согласно пункта 6.2.2 Закона Украины «О налоге на добавленную
стоимость» по нулевой ставке облагаются операции по предоставлению
туристических услуг на территории Украины в случае их продажи за
пределами Украины непосредственно или при посредничестве
нерезидентов с использованием безналичных расчетов.
Таким образом, при условии проведения безналичной формы расчетов с
субъектом туристической деятельности и только в случае продажи за пределами
Украины непосредственно субъектом либо при посредничестве нерезидентов,
стоимость туристических услуг на территории Украины облагается налогом по
нулевой ставке, поскольку такие операции являются экспортными.
Этим достигается двойная выгода. Во-первых, стимулируется развития
въездного туризма в Украину, что, как было упомянуто во введении, развивает
«скрытый экспорт» украинских товаров и услуг. Во-вторых, 50% валюты,
полученной по безналичным расчетам, подлежит обязательной продаже, что
также, при большом масштабе предоставляемых туристических услуг, является
значительным притоком валютных средств в страну.
Однако, еще одним важным примером действий государства по увеличению
притока туристов и снижения налогов и сборов с предприятий туристической
индустрии является Указ Президента Украины «Про меры относительно развития
санаторно-курортной деятельности в Автономной республике Крым» в котором
устанавливается, что на период до 1 января 2005 года освобождаются от
обложения налогом на добавленную стоимость операции по продаже (включая
продажу нерезидентам) путевок на санаторно-курортное лечение и отдых в
санаторно-курортных учреждениях, расположенных в Автономной Республике
Крым.
Одной из проблем, существующих в настоящее время в области
туристического законодательства является отсутствие взаимосвязи между
нормами, регулирующими экономическую деятельность субъектов туристической
индустрии и экологическим законодательством в Украине. Таким образом,
сложилась ситуация, в которой законодательство в области экоменеджмента
существует (см. табл. 1), но его значение в туристическо-рекреационной
индустрии теряется.
Так, в Постановлении Совета УС №1836/93 отмечается, что цель и
принципы экологической политики в ЕС состоят, в частности, в
предотвращении, уменьшении и максимальной ликвидации загрязнения, особенно
в очагах его образования, на основании принципа «виновник загрязнения
расплачивается», в обеспечении эффективного управления ресурсами и в
использовании экологически чистой технологии, способствуя тем
самовоспроизводящему развитию общества.
К примеру, в Канаде используется четыре уровня правового регулирования:
. Федеральные законы, регламенты и директивы, относящиеся к проблеме
национальной важности (океанические и материковые навигационные воды,
национальный транспорт, опасные отходы и пр.)
. Регламенты и директивы по экологическим проблемам (качество воздуха и
воды, утилизация отходов, управление лесным хозяйством, использование
пестицидов и т.п.) действующие, прежде всего, в рамках десяти канадских
провинций (Лицензии на деятельность выдаются местными властями);
. Муниципальные законы, регулирующие таки показатели, как сброс сточных вод
в канализационные системы, шум, использование очищенной воды и пр.;
. Общие законы, использующиеся для оценки причиненного ущерба, а также для
решения споров между сторонами в случаях, когда регламенты и подзаконные
акты провинций не могут быть применены.
Система экоменеджмента в Украине определяется, формируется и
регламентируется Законом Украины «Об охране окружающей природной среды»,
принятым еще в 1991 году, а также другими законодательно-правовыми актами.
Мониторинг основных нормативно-правовых актов Украины в области
природопользования
Табл.1
|№ П/П |Название |Основные концептуальные положения |
| |нормативно-правового |законодательных актов |
| |акта (закона) | |
|1 |Закон «Об охране |Правовые, экономические и социальные основы |
| |окружающей природной |организации охраны окружающей природной |
| |среды» |среды в интересах нынешнего и будущего |
| | |поколений |
|2 |Земельный Кодекс |Регулирование земельных отношений с целью |
| |Украины |создания условий для рационального |
| | |использования и охраны земель, равноправного|
| | |развития всех форм собственности на землю и |
| | |хозяйствования, сохранения и восстановления |
| | |плодородия почв. |
|3 |Водный Кодекс Украины |Регулирование правовых отношений с целью |
| | |обеспечения научно обоснованного |
| | |рационального использования вод для |
| | |потребностей населения и отраслей экономики,|
| | |воспроизводства и охраны водных ресурсов |
|4 |Кодекс Украины |Регулирование горнодобывающих отношений с |
| |о недрах |целью обеспечения рационального комплексного|
| | |использования недр для удовлетворения |
| | |потребностей в минеральном сырье |
|5 |Лесной Кодекс Украины |Регулирование правовых отношений с целью |
| | |обеспечения научно обоснованного |
| | |рационального использования лесных ресурсов |
|6 |Закон |Регулирование общественных отношений для |
| |«Об экологической |обеспечения экологической безопасности, |
| |экспертизе» |охраны окружающей природной среды, защиты |
| | |экологических прав и интересов |
|7 |Закон об охране |Определяет правовые и организационные основы|
| |атмосферного воздуха |и экологические требования в области охраны |
| | |и использования атмосферного воздуха |
|8 |Закон «Об |Регулирует правовой режим исключительной |
| |исключи-тельной морской|(морской) экономической зоны Украины |
| |экономической зоне» | |
|№ П/П |Название |Основные концептуальные положения |
| |нормативно-правового |законодательных актов |
| |акта (закона) | |
|9 |Концепция развития |Определяет концептуальные положения и |
| |особо охраняемых |принципы развития особо охраняемых |
| |территорий и природного|территорий |
| |фонда | |
|10 |Закон «О |Определяет правовые основы организации, |
| |природно-заповедном |охраны, эффективного использования |
| |фонде Украины» |природно-заповедного фонда Украины, |
| | |воспроизводства его природных комплексов и |
| | |объектов |
|11 |Закон «Об отходах» |Определяет правовые, организационные и |
| | |экономические основы деятельности, связанной|
| | |с предупреждением или уменьшением объемов |
| | |образования отходов на территории Украины |
Т.П. Галушкина, С.К. Харичков «Экологический менеджмент в Украине: реалии и
перспективы»
Природоохранные законодательные акты должны закрепить приоритет охраны
природы и здоровья населения над другими видами деятельности,
сформулировать принципы и установить единые правила и порядок ведения
хозяйственной деятельности и в первую очередь с помощью экономических
методов управления.
Таким образом, необходимо сформулировать новую систему эколого-
правовых отношений, обеспечивающих включение экологических и санитарно-
гигиенических требований в сферу производственно-хозяйственной деятельности
и обеспечить гарантии природоохранных программ и мероприятий по сохранению
здоровья населения.
При этом задачей законодательства об охране окружающей природной среды
является регулирование отношений в области охраны, использования и
воспроизводства природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности,
предупреждения и ликвидации отрицательного воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую природную среду; сохранение природных ресурсов,
генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных
комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных с
историко-культурным наследием.
Таким образом, мы видим, что у государства есть законодательные и
финансовые рычаги для управления и регулирования предоставления
туристических услуг на территории Украины. Насколько они эффективны –
покажет время.
Однако следует отметить, что кроме благоприятного экономического
законодательства, для эффективного развития туристическо-рекреационного
комплекса в регионе необходимо не только законодательство, но и
соответствующее сочетание природных ресурсов. В этом плане Приморский
регион Украины, в частности, Одесская область, являются достаточно
уникальным комплексом.
Глава 2. Состояние развития экономического потенциала региона
Общая площадь Украинского Причерноморья составляет 86,4 тыс. км2,
население (по состоянию на 1 января 1992 г.) – 5,26 млн. чел., т.е.,
соответственно, 14,3% от общей территории Украины и 10,1% от ее населения.
Плотность населения на 1 км2 составляет, соответственно: 54,9 чел. – в
Николаевской, 79,1 чел. – в Одесской и 44,6 чел. – в Херсонской областях.
Регион характеризуется мягким климатом: жаркое продолжительное лето,
непродолжительная теплая зима. Среднегодовые температуры составляют от 8,8
0С – в северных регионах до 10,8 0С – в южных.
Приморское положение региона и его непосредственный выход к крупнейшим
речным магистралям определяют хозяйственную структуру Украинского
Причерноморья. Для региона характерен именно приморский тип размещения,
функционирования и развития производительных сил. Крупные порты, самые
мощные морские и речные перегрузочные комплексы, ведущие промышленные
объекты расположены в приморско-устьевых участках наиболее крупных
судоходных рек региона. К примеру, такие индустриально-транспортные центры
Украинского Причерноморья, как Одесса, Херсон, Николаев, Ильичевск, Измаил,
Белгород-Днестровский, Рени и т.д. Если порты Одессы, Южного, Измаила, Рени
ориентируются в основном на экспортирование грузов, то порты Ильичевска и
Усть-Дунайска, напротив, на их импорт.
Следует отметить, что именно в приморской зоне региона
сконцентрированы 75-80% всех мощностей морского хозяйства Причерноморья, не
менее 85% общего промышленного производства, около 70% населения региона,
практически все санаторно-рекреационные хозяйства, большая часть как
производственной, так и социальной инфраструктуры.
Все это создает чрезвычайную техногенную нагрузку на относительно
узкую береговую линию региона. Размещение в ней подавляющей части портово-
промышленных центров, инфраструктуры самого разного рода, а также населения
усилило экологическую нагрузку со всеми вытекающими последствиями:
загрязненность атмосферного воздуха и моря; отвод и без того ограниченного
количества береговых земель для хозяйственной деятельности, их последующая
эрозия и т.д.
Ситуация значительно ухудшается в последние годы. Достаточно сказать,
что если в недавнем по Украине обезвреживалось более 76% вредных веществ,
выбрасываемой в атмосферу, то в Одесской области лишь 54%, а в Херсонской –
50%.
Все это еще раз подтверждает необходимость совместной деятельности и
координации усилий на сохранение региона шельфа Черного моря. При сочетании
функционирования туристско-рекреационного сектора с морехозяйственным и
индустриальным комплексами, по-видимому, возможно их совместное развитие в
сочетании с природоохранной и экологической деятельностью.
Необходимо отметить, что в регионе имеются богатые рекреационные
ресурсы, т.к. именно лечебные грязи лиманов, морская вода, минеральные
воды, а также морские пляжи и теплый климат по общемировым стандартам
являются основой создания туристско-рекреационных комплексов.
|