Рефераты
 

Анализ тенденций и перспектив развития отрасли аудиторских услуг

Анализ тенденций и перспектив развития отрасли аудиторских услуг

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________3

1. СТАНОВЛЕНИЕ АУДИТА В РОСИИИ_____________________________4

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

ОТРАСЛИ_______________________________________________________12

1. Описание и оценка тенденций развития технических и экономических

характеристик отрасли____________________________________________12

2. Определение движущих сил отрасли аудиторских услуг и оценка их

влияния на предприятия__________________________________________15

3. Ситуация на рынке аудиторских услуг в городе Кургане______________17

3. ПОСТРОЕНИЕ КОНКУРЕНТОНОГО ПРОФИЛЯ АУДИТОРСКО – КОНСАЛТИНГОВОЙ

КОМПАНИИ «СОВРЕМЕННЫЕ БИЗНЕС –

ТЕХНОЛОГИИ»__________________________________________________19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ________________________23

ПРИЛОЖЕНИЯ_______________________________________________________25

ВВЕДЕНИЕ

В одной из интерпретаций закона Мэрфи сказано: «Если рассмотреть

проблему достаточно внимательно, то Вы увидите себя частью этой проблемы».

В этой глубокомысленной фразе, по сути, и заключается цель настоящей

работы, т.е. ощутить себя составляющей проблематики отрасли современного

аудита.

Общеизвестно, что ничто не возникает просто так. Любые процессы,

социально-экономические изменения, имеющие, казалось бы, поверхностный,

скопированный в духе подражания кому или чему-либо характер, на самом деле

характеризуются объективными причинами. Это напрямую касается и российского

аудита. Не берусь сказать, насколько широко распространено в крупных

городах мнение о том, что аудит – это английское название русской ревизии,

но на периферии такое суждение встречается еще очень часто. И уже отсюда,

просто из-за неправильного понимания одного слова, начинается множество

проблем. Все это и определяет задачи настоящего исследования:

1) вскрытие объективных факторов, обусловивших становление аудита в

России;

2) характеристика современного состояния аудиторской отрасли и

действующих в настоящий момент движущих сил;

3) построение конкурентного профиля одной из ведущих аудиторских

компаний России «Современные бизнес-технологии».

В заключение необходимо сказать, что актуальность рассматриваемой

темы очевидна, т.к. аудиторские проверки просто незаменимы в условиях

рыночной экономики и на переходном этапе развития России. Аудитор не только

выявляет ошибки в бухгалтерском учете и налогообложении, не только

вскрывает недостатки в системе управления и организационной структуре

предприятия, но способен дать самую квалифицированную консультацию по этим

вопросам, Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не

только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его

собственников, но и стоит на страже интересов государства, соблюдения

законов и нормативных актов. Отсюда выявлению и решению проблем, способных

помешать полноценному развитию и становлению аудита в нашей стране, должно

уделяться большое внимание. Эту мысль в свое время правильно выразил

заместитель председателя Комиссии по аудиторской деятельности при

Президенте РФ Ю.А. Данилевский словами: «Проблемы становления аудита – наше

общее дело» [21, 8].

1. СТАНОВЛЕНИЕ АУДИТА В РОССИИ

Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления

экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки

утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже

не менее 6000 лет [14, 12]. Учет и отчетность (равно как и контроль ее

содержания) вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а

также больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и

коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных

территорий первых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий

контрольный аппарат в каждой из таки древних империй, нередко получали

почти официальный титул «глаза и уши царя».

Многие фундаментальные экономические процессы и механизмы с

безусловным признанием важности учета и контроля рассматривались учеными

древнего мира: Платоном, Аристотелем и др. Разумеется, об учете и контроле

древние авторы говорили хотя и веско, но немного. Впрочем, и в том немногом

есть любопытные вещи. Так, Аристотель в своей «Политике» четко

разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием, что

проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля. Таким образом, еще от

древних философов идет понимание того, что проверяющий должен быть

равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а, кроме того,

что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых.

Первые документы об аудиторах, буквально с этим названием профессии

(и даже имена этих аудиторов), найдены в источниках другого конца Европы.

Среди наиболее полных источников англоязычных стран, содержащих учетные

документы и упоминания об аудиторах, ученые считают архив Казначейства

Англии и Шотландии, датируемый 1130г.; Лондонское Сити подвергалось аудиту

по крайней мере в 1200-е гг.

Продолжалось развитие форм контроля и в средние века. Если уж сильно,

чересчур проворовавшихся людей в ту пору нередко вешали или четвертовали,

то явно полагается, что перед этим компетентные люди выслушивали их отчеты

и предъявляли им доказательства их виновности! И вообще, «практика слушания

отчетов», восходящая к тем временам, когда читать умели очень немногие,

просуществовала до XVII столетия. Сам термин «аудит» происходит от

латинского слова, означающего «слушание».

Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако эта

должность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в., с

задачей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных

споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного характера.

В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо

больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и

ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей

стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были

не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и

морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и

функции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычных

небольших аудиторских фирм на Западе [14, 13].

Однако в настоящей курсовой работе исследуется проблематика

становления и развития современного аудита. Но прежде чем продолжать наши

исследования, необходимо более подробно определить его сущность.

Остановимся на содержании аудита, которое в него вкладывают англо-

американские специалисты, а также аудиторы континентальной Европы. Этот

подход отражает американскую и некоторую иную практику аудита.

Так, в Великобритании по определению, данному Британским комитетом по

аудиторской практике в 1989 г., аудит представляет собой «независимое

изучение бухгалтерской отчетности предприятия с целью выражения о ней

профессионального мнения специально назначенным аудитором при соблюдении

любых правил, установленных действующим законодательством». Подобные

определения, с теми или иными языково-филологическими (но не сущностными)

тонкостями, мы найдем в специальной литературе по аудиту, изданной в Англии

и Австралии, Германии и Франции, Испании и других странах. Приведем поэтому

для полноты одно из наиболее приемлемых западных (США) определений аудита:

Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый

работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся

количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе,

чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой

информации установленным критериям [14, 35].

Как видим, разница на самом деле незначительна. По действующим в

Российской Федерации Временным правилам, подробному обсуждению которых

посвящен п. 4.1. настоящей работы, основной задачей аудиторской

деятельности является определение достоверности отчетности экономических

субъектов. А определение аудита (п.3 Временных правил) звучит следующим

образом:

Аудиторская деятельность – аудит представляет собой

предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по

осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской

(финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых

деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических

субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг [2].

В специальной литературе российское определение аудита приводилось и

обсуждалось много раз. Одни авторы считают его удачным, исчерпывающим,

другие же и в этом определении видят некоторые изъяны. Однако можно

утверждать: оно имеет несомненные преимущества перед существовавшими ранее

хотя бы в том, что в нем указан предпринимательский характер аудиторской

деятельности: «Тем самым все отношения, возникающие между аудиторскими

организациями и их клиентами при оказании аудиторских услуг, регулируются

Гражданским кодексом РФ» [33, 30].

Да и вообще, аудит в России в целом пока не лишен спорных моментов.

Так, по вопросу о становлении аудита существует несколько прямо

противоположных точек зрения. Теоретик и практик аудиторской деятельности

С.А. Стуков считает: “Построение аудита в нашей стране началось, образно

говоря, с крыши, а не с фундамента, т.е. не было поддержано глубокими

экономическими преобразованиями. Между тем подлинный аудит мог появиться и

появился только при наличии одновременно трех условий: частной

собственности, демократических свобод и высокого уровня обобществления

производства и капитала.” Но, по мнению Стукова, на момент возникновения

современного аудита в нашей стране не было ни того, ни другого, ни третьего

[37, 12].

Другие столь же уважаемые специалисты-аудиторы так же уверенно

говорят о “создании аудита в России “снизу”, т.е. по воле обстоятельств, а

не по указу или постановлению государственного органа” [15, 22].

Вообще любая проблема всегда имеет несколько сторон. Проблема

становления аудита в России – не исключение. Спорные вопросы происходят

здесь не из-за незнания или какого-то недопонимания теоретиками его

(аудита) сущности, а ввиду спорности же, заложенной в истории появления и

начальных этапах развития аудиторской деятельности, которые нам сейчас

предстоит рассмотреть (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы развития аудита в России

|Этап |Характерные особенности |

|Подготовитель-ны|Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине СССР |

|й | |

|Первый 1987 г. |Появление первой аудиторской фирмы АО “Инаудит” |

|Второй |Попытка принятия законодательного акта об аудиторской |

|1989-1991 гг. |деятельности в СССР |

|Третий 5 |Период разработки проекта Закона об аудите и утверждение |

|декабря 1991 г. |“Временных правил аудиторской деятельности РФ” (29 декабря|

|– настоящее |1993 г.) |

|время | |

|Четвертый этап |Принятие федерального Закона “Об аудиторской деятельности”|

Шел второй год «перестройки», т.е. вступления России на новый путь

экономического развития. В стране стали создаваться кооперативы, частные

фирмы и совместные предприятия. Эти экономические субъекты уже не являлись

собственностью государства, в связи с чем возник вопрос, кто должен

проводить финансовые проверки их деятельности. Сейчас могут сказать:

налоговые службы. Однако в современном виде они появились только в мае 1990

года, т.е. три года спустя после начала реформ. Можно было бы возложить эти

функции на государственные контрольные органы, в частности на Контрольно-

ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в положении о котором,

утвержденном Советом Министров СССР еще в 1956 г., предусматривалось право

проведения ревизий государственных, кооперативных и общественных

предприятий и организаций. Нужно отметить, что аппарат КРУ Минфина СССР и

союзных республик такие ревизии проводил, но в связи со значительным ростом

числа юридических лиц многократно возросший объем работы был ему явно не по

силам. Да и в документах, регламентирующих деятельность контрольных

органов, ничего не говорилось о ревизиях совместных предприятий.

Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных контрольно-

ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных

аппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили КРУ Минфина РСФСР, от

чего его руководство категорически отказалось, поскольку претворение в

жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.

Однако такая хозрасчетная ревизионная группа была сформирована при

КРУ Министерства финансов Казахской ССР распоряжением Совета Министров

Казахской ССР 17 марта 1988 года для оказания предприятиям и организациям

платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановлению

бухгалтерского учета, осуществлению консультаций по финансово-экономическим

вопросам и экспертиз. Штатная численность группы была утверждена в

количестве 10 единиц, а смета расходов на ее содержание в 1988 г. – 38 тыс.

руб.

Минфином Казахской ССР по согласованию с Госкомцен республики была

установлена ставка платы за услуги, оказываемые хозрасчетной ревизионной

группой, в размере 27 руб. за рабочий день одного ревизора, а фактически

договор зачастую заключался из расчета 15 руб. за день работы ревизора по

месту жительства и 20 руб. при выездных проверках [15, 5].

Хозрасчетная ревизионная группа добилась определенных успехов и,

следуя ее примеру, в областях и районах республики стали создаваться ее

филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы в

самостоятельные аудиторские фирмы.

Руководство КРУ Минфина СССР предприняло попытку распространить

положительный опыт работы хозрасчетных ревизионных групп Казахстана на всю

страну. В Алма-Ате было проведено совещание, в котором приняли участие

руководители КРУ минфинов всех союзных республик и некоторых областных

аппаратов. Идея создания хозрасчетных ревизионных групп участниками

совещания была в принципе одобрена, но к формированию таких групп в

большинстве республик так и не приступили.

В тот период были образованы: хозрасчетный финансово-экономический

центр НИФИ в Москве; хозрасчетная консультационная организация «Финансы»

при Тбилисском горисполкоме; кооперативы «ТООК» при Минфине Эстонской ССР;

«Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори»;

«Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме; «Интенсификация» в Алма-Ате и др.

Некоторые из них предоставляли преимущественно консультационные услуги по

организации учета, делопроизводства, внутрихозяйственного контроля,

эффективному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов,

финансовому оздоровлению, но не услуги ревизионного характера.

Но можно ли считать хозрасчетные ревизионные группы, кооперативы по

оказанию консультационных услуг аудиторскими фирмами? Ответ очевиден – нет.

Они даже в своих названиях не упоминали слова «аудит», «аудиторский». Это

были аудиторские структуры переходного периода, т.к. эти органы имели лишь

некоторые черты аудита, например, платность услуг на основе договоренности,

и в то же время они еще боялись полностью «оторваться» от государственных

структур (Минфина, Мосгорисполкома, Тбилисского горисполкома и т.д.).

В этот период классическим организационно-правовым формам аудита в

наибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских и

консультационных услуг «Инаудит». Значение создания этой фирмы для

дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить.

Фирма была образована согласно специальному постановлению Совета

Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября

1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля

Министерства финансов СССР.

Капитал фирмы «Инаудит» был определен в 800 тыс. руб. (громадная по

тем временам сумма), а основными акционерами стали: Министерство финансов

СССР (55% общего капитала) и Министерство внешней торговли (10%). Кроме

того, по 5% имели Госбанк СССР, ВТБ, ГКЭС, всесоюзные объединения

«Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот» [15, 7].

В фирме «Инаудит» было образовано 10 отделов, каждый из которых, имея

квалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг действующим в СССР

и за грницей совместным предприятиям, другим учреждениям и организациям.

Среди таких услуг – анализ и проверка деятельности предприятий, организаций

и учреждений с разработкой на этой базе предложений по улучшению их работы;

консультации по постановке бухгалтерского учета, организации внутреннего

финансового контроля, правилам ведения внешнеторгового контроля,

внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др.

Сохранить «Инаудит» как единую структуру не удалось, она распалась на

несколько самостоятельных аудиторских фирм. Это произошло, во-первых,

потому, что в ней оказалось большое число специалистов, настоящих лидеров,

у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. Во-

вторых, несмотря на то, что АО, как было записано в его уставе, действует

на началах хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, может

от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права,

как раз о приобретении недвижимого имущества «Инаудит» и не побеспокоился.

Фирма занимала площади в здании Минфина СССР, но в начале 1992 г.

руководство Министерства экономики и финансов РСФСР отказало ей в

помещении. Отсутствие собственного здания фактически и привело к тому, что

фирма перестала существовать.

Хотя для коллектива АО «Инаудит» распад фирмы и был потрясением, но в

целом для развития аудита в стране это событие не стало роковым. Наоборот,

на месте одной компании возникло множество аудиторских фирм. Что касается

названия, то оно сохранилось, под ним по-прежнему действуют фирмы в Москве

и Санкт-Петербурге.

Второй этап становления аудита в нашей стране пришелся на 1989-1991

гг., когда была предпринята попытка принять законодательный акт об

аудиторской деятельности в СССР. После принятия Законов «О предприятиях в

СССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона РСФСР «О предприятиях и

предпринимательской деятельности» в стране появились различные коммерческие

структуры, в том числе аудиторские фирмы.

Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы («Контакт»,

«Руфаудит», «Ленаудит», «Мосаудит», АО «Балтийский аудит», «Питерконто»,

МКД, кооператив «Аудитор», ТОО «Ленбанкаудит», «Информаудит» и др.),

следует отметить фирмы «Контакт» и «Руфаудит», которые по организации

работ, сбора информации стали эталоном для других аудиторских фирм.

В учредительных документах указанных фирм предусматривались:

проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых

организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения

достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление

консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и

коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение,

управление финансовой деятельность и т.п.

В январе 1990 г. сформировалось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит».

Предметом его деятельности стало проведение аудиторских проверок на

совместных предприятиях, а также на любых предприятиях, фирмах, в

организациях по их просьбе. Кроме того, в уставе СП предусматривались

консультации, обучение персонала и т.д. Таким образом, уже в 1990 г. на

аудиторском рынке СССР появилась крупнейшая межконтинентальная аудиторская

фирма, входящая в так называемую «большую шестерку» («большая шестерка» –

общепринятое собирательное имя фирм Arthur Andersen, KPMG, Ernst & Yong,

Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Price Waterhouse; с 1998 г. –

“большая пятерка”). Создавались аудиторские фирмы и в других союзных

республиках. Одновременно формировались общественные организации

бухгалтеров и аудиторов. Так, большим событием для финансовых работников

стало проведение 8 декабря 1989 г. учредительной конференции Ассоциации

бухгалтеров СССР.

Появление акционерных обществ, кооперативов, совместных предприятий

других хозяйственных структур, присущих рынку, а также аудиторских фирм

потребовало разработки нормативных законодательных актов. В связи с этим

Министерство финансов СССР, в частности его Контрольно-ревизионное

управление, по указанию Правительства СССР, а затем и в соответствии с

Постановлением Верховного Совета СССР от 17 октября 1989 г. приступило к

разработке концепции реорганизации финансового контроля в стране. Решено

было подготовить проект постановления Совета Министров СССР по этому

вопросу. Для подготовки проекта сформировалась группа специалистов. В

начале августа 1989 г. проект был готов и направлен на рассмотрение советам

министров союзных республик.

Проектом постановления Совмина СССР предусматривалось создать в нашей

стране сеть хозрасчетных аудиторских организаций (фирм) для проведения

ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности за плату по

договорам с государственными, кооперативными и арендными предприятиями и

организациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями,

концернами, совместными предприятиями с участием иностранного капитала и

другими хозрасчетными предприятиями и организациями. С этой целью

предлагалось организовать при Министерстве финансов СССР и министерствах

финансов республик палаты аудиторских организаций, возложив на них функции

создания аудиторских фирм, координации и контроля за их деятельностью.

Палатам предоставлялось право выдавать (прекращать) лицензии на аудиторскую

деятельность и определять в установленном порядке размер платы за

предоставленные услуги.

Как видим, в 1990 г. было выбрано правильное направление, и многие

идеи тех лет были реализованы в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. «Об

аудиторской деятельности в Российской Федерации». Однако судьба этого

проекта, как и других проектов о создании аудиторской службы в СССР, была

одинакова: они так и не были приняты Советом Министров СССР.

Началом третьего этапа становления аудита в России условно можно

считать 5 декабря 1991 г. В этот день Е.Т. Гайдар поручил Министерству

экономики и финансов РСФСР совместно с заинтересованными министерствами и

ведомствами рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы как одного из

важных направлений перестройки системы финансового контроля в республике и

дать предложения по проблеме в целом.

А в стране, несмотря на отсутствие законодательной базы, бурно

развивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские фирмы, причем не

только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных городах.

Имелось уже около 800 аудиторских фирм. В Москве под видом совместных

предприятий открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские

фирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд»

и др.

Развернулась подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себя

крупнейшие ВУЗы (Академия народного хозяйства, Московский государственный

университет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы аудиторов в

Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Краснодаре и других

городах.

Таким образом, можно говорить, что к середине 1992 г. аудит в России

был создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба не

могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер

один.

Проект Закона «Об аудиторской деятельности», подготовленный в

соответствии с поручением Е.Т. Гайдара от 5 декабря 1991 г. КРУ Минфина

России и согласованный с Минюстом, МВД России, Прокуратурой,

Государственной налоговой службой, ГКАП и Правительством Москвы, был

направлен в Правительство России 11 февраля 1992 года. 12 ноября 1992 г.

проект был доработан с учетом сделанных замечаний, согласован все с теми же

ведомствами и направлен Президенту РФ, который внес его на рассмотрение в

Верховный Совет РФ, где были образованы соответствующие структуры для его

рассмотрения. Наиболее важной среди них стал Международный консультативный

комитет по развитию бухгалтерского учета и аудита Российской Федерации

(МКК). Он был создан 29 июля 1992 г., в его состав помимо отечественных

специалистов, вошли представители ООН, Европейской комиссии, Мирового банка

и др. [15,23].

Итак, проект Закона был внесен Президентом РФ на рассмотрение в

Верховный Совет РФ и только 15 февраля 1993 г. Президиум принял решение об

организации обсуждения проекта. Совет республики ВС РФ принял проект закона

в обоих чтениях. Затем последовали письма Президента РФ в Верховный Совет,

в которых отмечалось, что подписание Закона «Об аудиторской деятельности»

станет возможным только после внесения в него принципиальных изменений и

дополнений.

7 октября 1993 г. Президент РФ издал Указ № 1598 «О правовом

регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской

Федерации», в соответствии с которым Государственное правовое управление

Президента РФ подготовило проект Указа Президента «О регулировании

аудиторской деятельности в Российской Федерации», основой которого послужил

все тот же проект Закона. Таким образом, 22 декабря 1993 г. Президент РФ

подписал Указ, которым утвердил «Временные правила аудиторской деятельности

в Российской Федерации», вступившие в силу с момента опубликования Указа,

т.е. с 29 декабря 1993 г.

Однако для окончательного правового закрепления аудиторской деятель-

ности в России нужен Закон. Необходимость его разработки подчеркнута и в

Указе Президента от 22 декабря 1993 г. Да, в свое время Временные правила

сыграли важную роль в становлении аудита, но на данный момент они уже не

отражают в полной мере ни практику ведущих российских аудиторских

организаций, ни мировой опыт в этой области деятельности. Более того, они

не соответствуют потребностям развития системы рыночных отношений.

Очевидно, что с принятием Закона сфера аудиторских услуг приобретет

принципиально иной характер (см. п. 4.1), т.е. начнется новый этап в

развитии аудита в России.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ АУДИТОРСКИХ

УСЛУГ

1. Описание и оценка тенденций развития технических и экономических

характеристик отрасли

В настоящее время в России в сфере аудита занято около 30 тысяч

аттестованных аудиторов, действуют несколько тысяч аудиторских фирм,

созданы профессиональные объединения аудиторов [32, 46]. Только за 1999 г.

было аттестовано по протоколам Центральной аттестационно-лицензионной

аудиторской комиссии (ЦАЛАК) Минфина России 3900 аудиторов, из них 3717 –

в области общего аудита. Так же было рассмотрено и оформлено к выдаче по

приказам Минфина России 4533 лицензии на осуществление аудиторской

деятельности, в т.ч. 2892 аудиторским фирмам и 1641 аудитору, работающему

самостоятельно; из них в области общего аудита – 4115 [26, 4] (см.

приложения 1, 2).

Товар.

Специфичным товаром аудиторской отрасли является аудиторская услуга,

которая представляет из себя, как уже говорилось выше, продукт

предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по

осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской

(финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых

деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических

субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в

настоящее время ЦАЛАКом выдаются лицензии на проведение банковского аудита,

аудита страховых организаций, аудита бирж, внебюджетных фондов и

инвестиционных институтов, а также общего аудита, т.е. аудита иных

экономических субъектов (см. приложение 3).

В настоящее время аудиторские фирмы, наряду с оказанием аудиторских

услуг предоставляют консалтинговые услуги фирмам-заказчикам. При этом уже

несколько лет подряд наблюдается неуклонный рост доли консалтинга в

совокупной выручке российских аудиторов, в частности налоговых и

юридических услуг, а также услуг в области информационных технологий (см.

приложение 4). По итогам 2000 года доля консалтинга в целом выросла на 7

процентных пунктов, составив 46,3%. Среди видов консультационных услуг

наиболее заметно поднялся налоговый и юридический консалтинг: с 15,7 до

19%. Что касается доли информационных технологий, то в 1999 году она

составляла всего 4% в совокупной выручке, теперь – 7%.

Среди консультационных услуг доминируют те, что связаны с финансовой

стороной деятельности клиентов: налоговый консалтинг и финансовое

управление. А виды услуг, которые не требуют скрупулезного разбора

финансовой отчетности, занимают довольно скромное место в структуре

совокупной выручки. Так, доля консалтинга в области стратегического

планирования, несомненно, пользующегося спросом на рынке, составляет лишь

3,6%.

Отчасти это свидетельствует о том, что предприятия готовы иметь дело

одновременно с несколькими компаниями, предлагающими аудиторские и

консалтинговые услуги. В качестве примера можно привести компанию

«Аэрофлот», работающую с пятью консультантами. На вопрос: «Зачем, ведь все

они универсальные?» – был получен недвусмысленный ответ: «По каждой нашей

проблеме мы искали лучших специалистов». Такая тенденция пока едва заметна

на российском рынке. Только компании, стремящиеся сделать свою деятельность

прозрачной, могут позволить себе роскошь раскрыться перед несколькими

партнерами.

Потребители и размер рынка аудиторских услуг.

Основными потребителями аудиторских фирм являются предприятия и

организации, для которых законодательно определен обязательный ежегодный

аудит (банки, страховые организации, открытые акционерные общества,

предприятия, совокупный годовой объем выручки которых превышает

законодательно установленный минимум, и т.д.). Однако в последнее время

почти для всех относительно крупных предприятий, заинтересованных в

расширении своей деятельности в будущем, при этом даже не попадающим под

категорию обязательно аудируемых, стало признаком хорошего тона проводить

аудиторские экспертизы и заверять свою финансовую отчетность подписью

работника вневедомственной службы финансового контроля. Структура

потребителей отрасли очень хорошо отражена на графике, приводимом в

приложении 5.

В настоящее время имеет смысл говорить о грядущем значительном

увеличении доли рынка аудиторских услуг, правда, ввиду ряда особенностей

данный сегмент можно отнести к категории «денег глубокого залегания». Речь

идет об аудите федеральных государственных унитарных предприятий (ГУП). В

1999 году увидело свет постановление Правительства № 81 «Об аудиторских

проверках федеральных государственных унитарных предприятий». Однако его

выполнение, как водится, затянулось, и в 2000 году аудит за 1999 год так и

не проводился.

Сама постановка вопроса об аудите ГУПов для Мингосимущества как

собственника этих предприятий породила целый букет конфликтов интересов.

Прежде всего конфликт возник на уровне «собственник – управляющий орган».

Управляющие органы (например, соответствующие агентства в оборонной

промышленности) фактически выполняют роль финансовых директоров своих

предприятий и разруливают все их финансовые потоки. Неудивительно, что они

оказались незаинтересованными в аудите подведомственных предприятий. Ведь

методические рекомендации по проведению аудита были составлены таким

образом, что аудит должен выявить не только достоверность финансовой

отчетности, но и эффективность работы ГУПов. У конфликта этого уровня были

два следствия. Во-первых, проведение тендера на аудит 1999 года растянулось

до октября 2000-го. Во-вторых, когда он все-таки был проведен и из 413

фирм, подавших заявки на конкурс, министерство включило в перечень

уполномоченных 282 аудиторские организации, ведомства стали доводить до

своих предприятий особые списки рекомендуемых аудиторских компаний.

Зачастую в таких списках значилась одна-единственная фирма, причем не из

самых известных.

Конфликт интересов сформировался также на уровне «директор-аудитор».

Заказчиком аудита для аудиторской компании является Мингосимущества.

Аудиторская проверка должна показать, насколько грамотно управляется

предприятие, а значит – будет ли директор и впредь занимать свое кресло.

Однако, выступая заказчиком аудита, министерство ни копейки не вносит за

его проведение. Оплатить услуги аудитора должно само предприятие,

разумеется, по распоряжению своего генерального!

При этом на конфликтах проблемы не заканчиваются. Платежеспособность

государственных предприятий невысока. Соответственно, цена аудита для них

должна быть своего рода специальная. По оценкам самих аудиторов – примерно

в три раза ниже среднерыночной.

В результате многие крупные аудиторские компании решают, что

участвовать в борьбе за аудит госпредприятий не имеет смысла, и занимают

выжидательную позицию. А те компании, которые берутся обслуживать ГУПы,

вынуждены работать на уровне себестоимости, жалуясь не демпинг мелких

аудиторских фирм. Утешением им служит шанс занять место на рынке и надежда

на улучшение платежеспособности госпредприятий в будущем. Благо ГУПов много

– из 14 тыс. госпредприятий минимум тысяча, по оценкам, будет отвечать

критериям обязательного аудита. Кроме того, в текущем 2001 году аудиторы

Страницы: 1, 2


© 2010 BANKS OF РЕФЕРАТ