Диплом: Повышение эффективности управления ЖКХ с применением информационных технологий (на примере г.Славянска) 
	
	
обеспечения в сфере расчетов населения за жилье и коммунальные услуги 
-                            информационно-консультативного характера – 
предприятиям сферы жилищно-коммунального хозяйства. 
Городской расчетный центр обеспечивает своевременное предоставление 
информации различным государственным структурам: 
-                            администрации города (отчеты по муниципальному 
жилищному фонду) 
-                            городскому финансовому управлению (ежемесячные 
отчеты о суммах начисленных жилищных субсидий, суммах льгот, собираемости 
платежей и т.д.) 
-                            прокуратуре (ответы на поступающие запросы в 
отношении квартиросъемщиков, владельцев) 
-                            органам социального обеспечения (информация о 
семьях, получающих льготы про жилищно-коммунальным услугам, ходе выполнения 
программы «Жилищные субсидии», а также непосредственное сотрудничество по 
вопросам адресной социальной помощи нуждающимся семьям). 
     Городской расчетный центр заключает агентские договора: 
-                            с физическими лицами, которые получают Центру 
осуществлять своевременно и правильно платежи за жилищно-коммунальные услуги 
в связи с временным выездом или большой занятостью 
-                            со страховыми компаниями по вопросам 
добровольного страхования имущества и другими видами страхования. 
Городской расчетный центр информирует население о правилах предоставления 
коммунальных услуг, порядке предоставления жилищных субсидий на оплату жилья 
и коммунальных услуг, порядке начислений оплаты за услуги, льготах и так 
далее через средства массовой информации (печать, телевидение, радио) и 
информационные стенды, размещенные на каждом участке. Структура предприятия 
представлена на рис. 2.2.6. 
Благодаря работе отделов Центра на протяжении всех лет реформирование 
жилищно-коммунального хозяйства и перехода на новую систему оплаты жилья 
удалось избежать негативных последствий повышения тарифов и изменения льгот, 
уйти от социальной напряженности. Сосредоточение всех перечисленных отделов 
на одном предприятии дает большое преимущество в работе с населением и 
позволяет городу ежегодно экономить значительные средства, так как нет 
необходимости содержать абонентские отделы на всех предприятиях, оказывающих 
жилищно-коммунальные услуги населению. 
                                                            Рисунок 2.2.6 
      Структура предприятия
       
Программный комплекс (ПК) Городского расчетного центра создан собственными 
силами. Внедрен в эксплуатацию в 1999 г. 
ПК позволяет: 
-                            выполнять работу (редактирование лицевых счетов, 
прием поступлений) всеми участниками города в режиме реального времени 
-                            отслеживать историю редактирования лицевого 
счета и приема поступлений 
-                            строго разграничивать права пользователей 
-                            выполнять работу в режиме реального времени с 
архивом данных. Объем архива фактически ограничен только объемом диска 
-                            вводить неограниченное количество участков, 
служб, подслужб 
-                            выставлять населению к оплате за оказанные 
услуги чеки-счета с применением штрих-кодирования 
-                            автоматически обновлять программы в отделениях 
по городу 
-                            экспортировать отчетность в форматах Microsoft 
Word, Excel, Txt, Html 
-                            рассылать формы отчетности по электронной почте 
-                            легко перенастраивать методику расчетов при 
изменении нормативных документов 
-                            вводить данные по льготам для всех членов семьи, 
отслеживать просроченные документы на право получения льготы 
- 
-                            вести базу данных поставщиков услуг по домам и 
легко их изменять и отслеживать эти изменения в архиве. 
             Новейшие технологии в городском расчетном центре              
В настоящее время комплекс пополняется новейшими Интернет-технологиями (рис. 
2.2.7). Базирующий на Java-технологии доступ к базе данных в такой системе 
позволит сделать более прозрачным для конечного пользователя предоставление 
информации и визуализировать процесс движения и перераспределения денежных 
масс. Любому пользователю программного комплекса Городского расчетного центра 
– как представителю предприятия ЖКХ, так и физическому лицу достаточно иметь 
персональный компьютер, подключенный к Интернету по коммутируемой линии, 
чтобы получить доступ к тем или иным данным. Конфиденциальность подобных 
операций гарантируется процессом аутентификации, исключающим возможность 
получить несанкционированный доступ к базе данных программного комплекса 
Центра. 
В 2001 г. ОАО «Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства» (г. 
Москва) провело экспертизу финансово-хозяйственной деятельности и тарифов на 
услуги Городского расчетного центра г. Ставрополя. По заключению экспертов, 
обеспечены: 
-                            достаточно гибкий подход к работе с 
потребителями услуг – заказчиками и качество предоставляемых услуг, 
гарантирующие Центру постоянный приток новых абонентов и стабильное 
сотрудничество с постоянными клиентами. При этом общая сумма вознаграждения 
Городскому расчетному центру составляет в среднем 3,5 % от суммы собранных 
платежей, что существенно ниже, чем в других городах России 
-                            устойчиво прибыльный характер деятельности центра. 
                                                            Рисунок 2.2.7 
Принципиальная схема построения информационной системы ГРЦ с использованием 
технологии Интернет-Интранет 
                                
Поэтому основная задача предприятия – сохранение существующего темпа 
развития, увеличение собственных доходов путем совершенствования 
взаимоотношений с потребителями услуг, механизма сбора и обработки платежей, 
улучшения качества обслуживания, дальнейшего внедрения современных 
автоматизированных средств. 
                   Выполнение объемов реализации услуг                    
В 2001 г. количество договоров с обслуживающими организациями увеличились до 
58 за счет привлечения ТСЖ, ведомств к сбору платежей, обработке информации 
через систему Городского расчетного центра. В это количество не вошли те ЖСК 
и ТСЖ, которые обслуживаются через ГРЦ только в отношении жилищных субсидий. 
Их насчитывается 105. Задолженность населения по оплате жилья и коммунальных 
услуг в денежном выражении увеличилась, так как на протяжении всего года 
происходило повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. А именно, в 
январе оплата по социальной норме и нормативам потребления из расчета на 1 
человека в многоэтажных домах, имеющих все виды благоустройства, составляла 
173,41 руб., а в декабре – 217,64 руб. Анализируя рост объема реализации 
услуг и рост суммы задолженности по сравнению с 2000 г., можно сделать вывод, 
что задолженность в процентном выражении не выросла, а даже снизилась. Рост 
объема реализации услуг в процентном выражении опережает рост суммы 
задолженности. 
                    Финансово-экономические результаты                     
Себестоимость оказываемых услуг (в расчете на один лицевой счет) увеличилась 
по сравнению с 2000 г. на 0,71 руб. (18 %), в то время как затраты на 
расходные материалы, комплектующие для техники, электроэнергию значительно 
выросли в связи с инфляционными процессами. Уровень рентабельности составил 
17 %, что на 2 % больше чем в 2000 г. 
Дебиторская задолженность составила 17 818 тыс.руб. (с учетом начисленных 
сумм жилищных субсидий, которые не относятся к финансово-хозяйственной 
деятельности предприятия, являются целевыми средствами, проходят транзитом). 
Сумма начисленных жилищных субсидий и не профинансированных городским 
бюджетом увеличилась по сравнению с прошлым годом, так как росли тарифы на 
оплату жилищно-коммунальных услуг. Превышение дебиторской задолженности над 
кредиторской на предприятии нет. Нет и задолженности по платежам в бюджет. 
                   «Электронный счет» г. Рязань                    
Система обработки коммунальных платежей населения действует в г. Рязани с 
1979 г. На начало 1998 г. на обслуживании находилось около 100 городских 
жилищных и коммунальных предприятий, ежемесячно обрабатывалось до 180 тыс. 
лицевых счетов муниципального и ведомственного жилья, что составляло более 90 
% жилищного фонда города. Рязанская система обладает рядом особенностей, ее 
технические и организационные решения могут быть использованы в ЖКХ малых и 
средних городов области и Российской Федерации. 
Традиционно для оплаты электроэнергии, газа и других жилищно-коммунальных 
услуг в качестве первичного платежного документа использовались отдельные 
расчетные книжки. Каждый квартиросъемщик самостоятельно заполнял расчетный 
листок, относил на почту или в Сбербанк и производил оплату. На руках 
оставалась квитанция с отметкой кассового аппарата. Извещения поступали в 
коммунальные предприятия, где в журналах рассчитывался долг. Эта система и 
сейчас действует в большинстве малых городов и сел. В 70-х годах в областных 
центрах стали создавать машиносчетные станции и вычислительные центры. 
Появились единые расчетные книжки, где были собраны все коммунальные платежи. 
Общая технология оставалась прежней. 
С начала 90-х годов, когда стали расти цены на коммунальные услуги, 
требования к качеству и оперативности учета платежей резко возросли. Ряд 
городов перешел на выпуск бумажных счетов. С помощью вычислительной техники в 
каждой счет-квитанции фиксировалась индивидуальная информация о начислениях, 
суммах оплаты, долгах. Счета ежемесячно распечатывались на мощных принтерах и 
разносились по квартирам. 
В г. Рязани пошли другим путем: отказались от бумажной технологии и 
разработали систему «Электронный счет». 
                    Функции расчетно-кассового центра                     
В г. Рязани эти функции выполняет Муниципальное унитарное предприятие 
«Кустовой вычислительный центр» (МУП КВЦ), клиентами которого являются 
предприятия-поставщики жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). МУП КВЦ 
обеспечивает: 
-                            разработку алгоритмов и программных средств всей 
системы 
-                            единство систем кодирования, обмена информацией 
и алгоритмов работы 
-                            прием и поставку оперативной, базовой и архивной 
информации 
-                            электронную почтовую связь 
-                            осуществление месячных расчетов 
-                            обновление базы данных в пунктах приема платежей 
и у клиентов 
-                            информационную безопасность системы (при 
необходимости восстанавливает базы данных клиентов) 
-                            перераспределение денежных потоков в безналичной 
или вексельной форме, выполнение заказов клиентов по денежным расчетам 
-                            перерасчет по ошибочным платежам населения (по 
согласованию с клиентами) 
-                            прием платежей через собственные пункты приема 
-                            консультационную и техническую помощь клиентам. 
                      Технология «Электронный счет»                       
При разработке технологии «Электронный счет» была поставлена задача исключить 
первичный бумажный платежный документ, а заодно и все прочие технологические 
бумажные документы, включая оборотно-сальдовые ведомости. Информация стала 
фиксироваться на электронных носителях. При этом резко возросли оперативность 
и качество учета. Система получилась очень технологичной. Сложности 
«упрятали» в алгоритмы и программные средства. Пользователей системы 
оснастили автоматизированными рабочими местами (АРМами) нескольких типов: 
-                            АРМ бухгалтера (жилищного или коммунального 
предприятия) 
-                            АРМ инспектора по начислению жилищных компенсаций 
-                            АРМ оператора-кассира банка по приему 
коммунальных платежей 
-                            АРМ расчетно-кассового центра 
Технологически система построена по жесткому принципу «все в центр» и «всем 
из центра». Обмен оперативной информацией осуществляется по электронной почте 
с помощью коммутируемых телефонных линий городской АТС. Ведется раздельный 
сальдовый учет по всем видам коммунальных услуг, по которым возможно 
рассчитать месячное начисление. 
Более сложным оказался учет по счетчикам. Здесь в качестве «сальдо» введено 
понятие «учетное значение счетчика». Начальное значение вводится в компьютер, 
далее по программе на основании поступивших сумм с учетом назначенных льгот, 
установленных тарифов, предельных норм потребления рассчитывается оплаченный 
расход. Месячный расход добавляется к учетному значению и указывается в 
квитанции. Квартиросъемщик (а также контролер) всегда может сопоставить 
учетное значение с фактическим и определить, сколько нужно платить в 
следующий раз. 
Расчет суммы платы за потребленные ресурсы (в киловаттах и кубометрах) 
производится компьютером при приеме платежей. 
                              Прием платежей                               
Прием платежей осуществляется в отделениях связи, Сбербанка и коммерческих 
банков. Свои точки приема имеет и расчетно-кассовый центр (РКЦ). Рабочее 
место оператора-кассира оснащено АРМом оператора-кассира и принтером для 
печати счет-квитанций по оплате. Оператор вводит кодовый адрес с карточки 
квартиросъемщика. На экране появляется месячный «электронный счет». 
Производится расчет и выдается счет-квитанция, которая подклеивается к 
карточке квартиросъемщика. В конце дня оператор передает суточные оперативные 
документы по электронной почте в центральное отделение своего банка. Банк, 
собрав данные со всех точек, передает их в РКЦ. Одновременно собранная сумма 
перечисляется платежным поручением на специальный транзитный счет РКЦ. 
РКЦ производит обработку суточных поступлений и перечисляет деньги на 
расчетные счета жилищно-коммунальных предприятий, а электронные «извещения» 
раскладывает по почтовым ящикам электронной почты. На следующий день они 
попадут в компьютер бухгалтера жилищного или коммунального предприятия. 
База данных обновляется один раз в месяц. 
                              АРМ бухгалтера                               
АРМ бухгалтера обеспечивает бухгалтеру абонентного отдела жилищного или 
коммунального предприятия сервис услуг по работе с населением: 
-                            выясняется причина долга, при использовании 
электронного архива выдается нужная справка 
-                            вносятся изменения в расчеты текущих начислений 
-                            проводится перерасчет за прошедший месяц 
-                            раз в месяц в центр передаются все изменения 
-                            принимаются суточные поступления и т.д. 
Каждый АРМ имеет всю необходимую текущую и архивную информацию в объеме в 
объеме своей зоны обслуживания, при изменении которой центр поставляет на 
конкретный АРМ дополнительную базу данных. 
                           Жилищные компенсации                            
По жилищным компенсациям РКЦ выполняет две функции: 
-                            прием населения и расчет жилищных компенсаций 
(субсидий) 
-                            распределение денежных средств, поступивших из 
бюджета, по коммунальным и жилищным предприятиям. 
Для приема населения РКЦ имеет в городе пять пунктов. Каждое рабочее место 
специалиста оснащено автоматизированным рабочим местом. 
Информация поступает в электронном виде и используется для месячных расчетов 
начислений. 
                 Эффективность системы «Электронный счет»                  
Система «Электронный счет» начала внедрятся в г. Рязани с 1994 г., постепенно 
вытесняя «Единую расчетную книжку». В результате размер оплаты жилищно- 
коммунальных услуг населением повысился на 25 %. Это произошло за счет 
исключения ошибок при заполнении бланков «Единой расчетной книжки», повышения 
достоверности в расчетах начислений платежей и оперативного контроля оплаты 
поставщиками услуг. 
Увеличение суммы платежей населения за ЖКУ в других городах достигло за счет 
внедрения бумажных «счетов-квитанций», доставляемых по квартирам. 
Если сравнивать систему «Электронный счет» и систему, основанную на бумажных 
«счетах-квитанциях», то первая более технологична и менее трудоемка, так как 
не нужно печатать и разносить бумажные счета. Отпадает необходимость в 
приобретение и эксплуатации дополнительного дорогостоящего оборудования 
(скоростных лазерных принтеров, резаков и прочих расходных материалов). В 
системе «Электронный счет» используется только персональные компьютеры и 
средства телекоммуникации. 
Отсутствие бумажного платежного документа сокращает время с момента оплаты 
ЖКУ клиентами до поступления этих платежей на расчетные счета предприятий- 
поставщиков услуг. 
Высокая технологичность системы «Электронный счет» позволяет уменьшить 
стоимость работ по централизованной обработке платежей населения, которая для 
муниципальных предприятий устанавливается администрацией города. 
С ростом цен на коммунальные услуги цены для РКЦ за обработку платежей 
населения за ЖКУ пересматриваются в сторону снижения. 
             Обслуживание малых городов и сельской местности              
В областных центрах коммунальные платежи обрабатываются, как правило, с 
помощью вычислительной техники. Хуже обстоит дело в малых городах и поселках. 
Там все в ручную и на бумажных носителях. А цены и требования повышаются, как 
и везде. Возможности внедрить систему нет, нужны квалифицированные 
специалисты и большие затраты. 
Вместе с тем система «Электронный счет» позволяет обслуживать жилищно- 
коммунальные предприятия «на расстоянии». В бухгалтерии устанавливается АРМ 
бухгалтера, в кассе – АРМ оператора-кассира, создается электронная база и 
система начинает работать без специального обслуживающего персонала. Раз в 
месяц с помощью модема и телефона информация о поступлениях и изменениях 
поступает в РКЦ, производится месячный расчет и на АРМ передается обновленная 
база данных. В данном случае система работает по упрощенной схеме – через РКЦ 
не проходят денежные потоки. 
Стоимость такого обслуживания – в пределах затрат на содержание 1 
специалиста. Сегодня по данной схеме обслуживаются малые города Рязанской 
области: Елатьма, Старожилово, Истье, Рыбное, на очереди Сапожок. Внедрение 
системы «Электронный счет» планируется во всех районах Рязанской области. 
       Глава III. Разработка ИСУ ЖКХ: единая
городская система коммунальных платежей.  
Коммунальные платежи представляют собой сравнительно стабильный поток 
наличных денег. Многие банки стремятся выйти на этот рынок и удержаться на 
нем. Коммунальные службы (зачастую недовольные существующими механизмами 
приема платежей) со своей стороны пытаются принимать их самостоятельно. Кроме 
того, местные администрации пытаются упорядочить работу коммунальных служб и 
движение платежей. Окончательно запутывают ситуацию субсидии. Можно ли в 
такой ситуации систематизировать и упорядочить многочисленные информационные 
потоки, создать благоприятные условия для населения и участвующих 
организаций? 
Эту задачу призвана решить единая городская Система автоматизированного учёта 
Платежей населения. 
     Внедрение Системы в масштабах города обеспечивает: 
·        для плательщиков – получение достоверных 
сводных счетов о своих задолженностях по месту оплаты, единой пластиковой 
карточки со своим платежным кодом вместо множества расчетных книжек. 
·        для коммунальных служб -  получение 
корректной информации в электронном виде в режиме реального времени об оплатах 
и плательщиках, что дает возможность  ускорения процесса учета и начисления 
платежей, резкого снижения его трудоемкости и сводит к минимуму количество 
невыясненных платежей; 
·        для городской администрации  -  невозможный ранее 
уровень информации о плательщиках, суммах коммунальных платежей, субсидиях и 
задолженностях плательщиков; 
·        для банков – оперативность и достоверность 
приема и обработки коммунальных платежей как в точке приема так и в банке в 
целом, резкое уменьшение процента ошибок, уменьшение трудоемкости обработки 
оплаченных извещений, увеличение скорости обслуживания, возможность сокращения 
количества работников, занятых учетом коммунальных платежей, ускорение 
межбанковских расчетов; 
В системе каждому клиенту присваивается платёжный код, соответствующий его 
адресу. Городские коммунальные службы сопоставляют абонентские номера 
клиентов платежному коду и периодически (например, раз или два раза в месяц) 
передают (по электронной почте или на магнитных носителях) информацию о 
задолженности клиента за коммунальные услуги единой городской Системе. В 
Системе информация от разных коммунальных служб объединяется в единую 
городскую базу данных и передается на пункты приёма платежей. В то же время 
организуется встречный поток информации об уже оплаченных услугах от пунктов 
приёма платежей Системы, затем, после обработки, в соответствующие 
коммунальные службы, где производится учет оплаченных услуг и начисление 
новых сумм платежей. 
     Таким образом, Система осуществляет: 
·        обмен данными между коммунальными службами и их клиентами, 
конвертируя данные в единый формат и распределяя информацию о поступивших и 
начисленных платежах; 
·        верификацию (проверку на корректность) данных, поступающих как от 
клиентов, так и от коммунальных служб, что позволяет коммунальным службам 
поддерживать их базы в актуальном состоянии; 
·        обмен информацией о плательщиках с отделом субсидий и паспортным 
столом; 
·        доставку сводных счетов плательщикам; 
·        хранение и предоставление, по требованию, информации плательщикам о 
ранее сделанных оплатах. 
·        выпуск единой городской пластиковой карточки-идентификатора с 
платежным кодом плательщика взамен расчетных книжек; 
·        предоставление отчетов для администрации города; 
В дальнейшем Система также возьмёт на себя функции учета и начисления 
задолженности плательщиков для коммунальных предприятий и начисления 
субсидий. 
     Это позволит: 
1.     Значительно улучшить качество обслуживания населения (отсутствие 
очередей, оперативная информация о состоянии персональных расчётов и 
изменении тарифов, льготах и т.п.); 
2.     Ввести единый идентификатор, заменив им 5-6 абонентских книжек; 
3.     Упразднить корешки квитанций, как инструмент передачи информации из 
банков в коммунальные предприятия; 
4.     Обеспечить контроль и повысить скорость движения средств от 
плательщика к получателю; 
5.     Обеспечить контроль, автоматизировать и упорядочить движение средств 
бюджета (субсидии и другие пособия); 
6.     Автоматизировать бухгалтерский учёт поступающих платежей в 
коммунальных предприятиях; 
7.     В любой момент получать разнообразную отчётную информацию; 
8.     В дальнейшем эта же система может быть использована для многих других 
учётно-информационных целей: 
ü    Объединить процесс начисления коммунальных платежей, мобильно и гибко 
изменять тарифы, производить перерасчёты, применять льготы; 
ü    Организовать для населения систему получения всех видов справок; 
ü    Выработать схемы взаимозачётов между предприятиями города по платежам 
за коммунальные услуги; 
Внедрение Системы будет производиться без привлечения средств бюджета и 
коммунальных предприятий и не приведёт в период эксплуатации ни к 
каким дополнительным затратам с их стороны по сравнению с существующими 
сейчас. 
      
       
Данная Система предусматривает централизацию процесса сбора платежей за 
коммунальные и другие услуги с целью обеспечения быстрого и точного доведения 
средств от плательщика к получателю и уменьшения обращений граждан в 
коммунальные и другие обслуживающие предприятия. 
                      Осуществление платежей.                       
Житель города, являющийся абонентом коммунальных и других предприятий, 
получает идентификационную карту с указанием адреса абонента (вместо 
существующих в настоящее время нескольких расчётных книжек). 
Расчёты с помощью карты производятся в сети Расчётных Пунктов, охватывающей 
как существующие, так и новые места приёма платежей, следующим образом: 
- на автоматизированном рабочем месте с помощью карты клиент получает 
информацию о состоянии своих расчётов по всем видам коммунальных и других 
услуг в виде специального бланка; 
- на этом бланке по каждому виду коммунальных платежей проставлена сумма 
задолженности (или начисления) и имеется графа для написания сумм, которые 
клиент платит в настоящий момент; 
- проставив в бланк суммы по видам платежей, клиент подаёт его вместе с 
деньгами кассиру, который принимает оплату и выдаёт чек; 
Информация о совершённых платежах собирается и обрабатывается процессинговым 
центром. Затем в электронном виде пересылается коммунальным предприятиям для 
разнесения по лицевым счетам абонентов, и контроля поступления средств на 
расчётный счет в банке. 
              Составные элементы Системы и их функции               
         Специализированная программа в обслуживающем предприятии          
передаёт в систему информацию о начисленных абонентам суммах и задолженностях; 
принимает из системы информацию о совершенных платежах и передаёт её в 
программный комплекс поставщика услуг; 
                             Расчётные Пункты                              
выдача информации о состоянии расчётов; 
приём оплаты за коммунальные и другие услуги; 
                          Центр обработки данных                           
сбор, обработка информации о платежах; 
приём и рассылка информации для всех участников системы; 
выпуск и замена карт; 
регистрация рабочих мест (терминалов) системы; 
техническая поддержка терминалов системы; 
                Места размещения расчётных пунктов системы                 
Расчётные пункты системы размещаются во всех районах города с учётом 
плотности населения и пропускной способности рабочих мест. Оборудуются 
терминалами для получения информации с помощью идентификационных пластиковых 
карт и автоматизированными рабочими местами кассиров для приёма платежей. 
                        Компоненты системы                         
                     Процессинговый центр в составе:                      
·     Сервер базы данных 
·     Сервер безопасности 
·     Сетеобразующие компоненты 
·     АРМ системного бухгалтера 
·     АРМ администратора базы данных 
·     Сетевой принтер 
                   ЖЭКи, имеющие пункты приема платежей                    
АРМ кассира-оператора 
Принтер 
      Фискальный регистратор
Штрихкодовый сканер 
Модем 
                         Коммунальные предприятия                          
АРМ обмена информацией 
Модем 
                  Банки, имеющие пункты приема платежей                   
АРМ кассира-оператора 
      Принтер
Фискальный регистратор 
Штрихкодовый сканер 
Модем 
   Состав рабочих мест и основные функции процессингового центра    
             Администратор баз данных и администратор Системы              
Администрирование программного обеспечение. Архивирование и восстановление. 
Контроль нештатных ситуаций. 
Рабочее место администратора Системы должно позволять осуществлять контроль и 
управление за корректностью всех операций, проводимых на всех рабочих местах 
функционирующих в Системе. 
                      Бухгалтер АРМа Системы                       
Связь с пунктами приема платежей и предприятиями. Контроль баланса. Связь с 
банками по вопросам инкассации. Прием данных электронной инкассации точек, 
системы. 
Работа с клиентами (справки, претензии). “Ручные“ бухгалтерские проводки. 
Обеспечение кассовых операций. Контроль правильности перечисления средств в 
электронном виде и правильности регистрации всех операций, проводимых 
Системой. Обработка нештатных ситуаций. 
Прием и подготовка к инкассации наличных. 
Выпуск карты. Выдача справок о состоянии расчетов. 
                          Инкассатор транзакций                           
Передача информации из пунктов приема платежей в процессинговый центр и 
загрузка информации от коммунальных предприятий. 
                           Инженер-электронщик                            
Эксплуатация оборудования общего назначения (компьютеры, периферийное, 
сетевое оборудование, средства телекоммуникаций). Загрузка программного 
обеспечения и ключей. 
      
              Перечень операций, выполняемых системой               
Для формирования бухгалтерских проводок и получения отчетов, в системе 
используется таблица операций сумм. 
                             Таблица Операций                              
      № п/п  | Операция  |  | 1 | Выдача справки   о состоянии расчетов.  |  | 2 | Прием наличных платежей.  |  | 3 | Выдача чека, подтверждающего прием платежей. |  | 4 | Прием информации от всех участников системы. |  | 5 | Сбор информации о произведенных платежах со всей сети   приемных пунктов. |  | 6 | Обработка всей информации в процессинговом центре. |  | 7 | Доставка информации о и принятых платежах всем участникам   системы. |  | 8 | Формирование информации о направлениях и суммах платежей   для банков. |  | 9 | Прием и  обработка данных паспортных отделов. |  | 10 | Формирование и рассылка информации об адресных изменениях   коммунальным предприятиям. |  | 11 | Прием и  обработка информации отделов субсидий. |  | 12 | Перечисление процентов на счет электронных средств |  | 15 | Автоматическое формирование платежных поручений. |  | 16 | Доставка информации об изменении тарифов. |  | 17 | Выдача справок населению о произведенных в системе   платежах. |  | 18 | Формирование и доставка в отделы субсидий информации о   произведенных платежах (получателей субсидий) |  | 20 | Выдача справок по отдельным запросам. |   
                    Обмен данными с участниками                     
Каждый участник  Системы согласовывает с фирмой-разработчиком документ, 
регламентирующий порядок обмена информацией в электронном виде. В документе 
прописываются виды и размеры необходимых файлов, а также процедуру обмена 
электронных ключей при обмене с банками. 
В Систему должна поступать информация о состоянии задолженности по всем видам 
платежей клиентов, сумма начисленных платежей за последний месяц, информация 
об изменении тарифов на коммунальные платежи изменения из паспортных столов, 
информация о начисленных субсидиях. 
Коммунальным предприятиям должна поступать информация о принятых платежах за 
предыдущий день в виде, информация об адресных изменениях дважды в неделю. 
В банки – участники Системы должна поступать сводная  информация о принятых 
платежах с ведомость направлений и сумм по всем коммунальным предприятиям. 
Дополнительно, участникам может быть передана любая необходимая информация из 
АРМ бухгалтера. 
Способ передачи данных — файл по коммутируемому каналу связи. 
                    Общая логика работы системы                     
В системе каждому клиенту присваивается платёжный код, соответствующий его 
адресу. Городские коммунальные службы сопоставляют абонентские номера 
клиентов платежному коду и периодически (раз или два раза в месяц) передают 
(на магнитных носителях или по электронной почте) информацию о задолженности 
клиента за коммунальные услуги городской Системе Приёма Платежей (далее СПП). 
В СПП информация от разных коммунальных служб объединяется в единую городскую 
базу данных и передается на пункты приёма платежей. В то же время 
организуется встречный поток информации об уже оплаченных услугах от пунктов 
приёма платежей в СПП, затем, после обработки, в соответствующие коммунальные 
службы, где производится учет оплаченных услуг и начисление новых сумм 
платежей. 
обмен данными между коммунальными службами и их клиентами, конвертируя данные 
в единый формат и распределяя информацию о поступивших и начисленных 
платежах; 
верификацию (проверку на корректность) данных, поступающих как от клиентов, 
так и от коммунальных служб, что позволяет коммунальным службам поддерживать 
их базы в актуальном состоянии; 
обмен информацией о плательщиках с отделом субсидий и паспортным столом; 
доставку сводных счетов плательщикам; 
хранение и предоставление, по требованию, информации плательщикам о ранее 
сделанных оплатах. 
выпуск единой городской пластиковой карточки-идентификатора с платежным кодом 
плательщика взамен расчетных книжек; 
предоставление отчетов для администрации города; 
                         Осуществление платежей.                          
Житель города, являющийся абонентом коммунальных и других предприятий, 
получает идентификационную карту с указанием адреса абонента (вместо 
существующих в настоящее время нескольких расчётных книжек). 
Расчёты с помощью карты производятся в сети пунктов приема платежей, 
охватывающей как существующие, так и новые места приёма платежей, следующим 
образом: 
-            на автоматизированном рабочем месте с помощью карты клиент 
получает информацию о состоянии своих расчётов по всем видам коммунальных и 
других услуг в виде специального бланка; 
-            на этом бланке по каждому виду коммунальных платежей проставлена 
сумма задолженности (или начисления) и имеется графа для написания сумм, 
которые клиент платит в настоящий момент; 
-            проставив в бланк суммы по видам платежей, клиент подаёт его 
вместе с деньгами кассиру, который принимает оплату и выдаёт чек; 
-            при отсутствии у клиента карты, кассир находит клиента по адресу; 
Информация о совершённых платежах собирается и обрабатывается процессинговым 
центром. Затем в электронном виде пересылается коммунальным предприятиям для 
разнесения по лицевым счетам абонентов, и контроля поступления средств. 
                            Нештатные ситуации                             
Отключение электроэнергии, ошибка кассира, иные ситуации, определенные при 
сведении баланса системы или после заявления клиента — выполнить ручную 
корректировку. Эта операция должна выполняться при обязательном оформлении 
соответствующих документов на бумажных носителях. 
Потеря инкассированной информации или не возможность ее прочитать электронным 
образом — восстановить данные по бумажной ленте кассового аппарата. 
                Основные экономические требования.                 
Внедрение системы должно производиться без привлечения средств бюджета и 
коммунальных предприятий и не приведёт в период эксплуатации ни к каким 
дополнительным затратам с их стороны по сравнению с существующими сейчас. 
Программное обеспечение для работы Системы, а также необходимое оборудование 
для устройства пунктов приема платежей в ЖЭКах УЖКХ, предоставляется фирмой- 
разработчиком и окупается за счет хозяйственной  деятельности. На этапе 
формирования городской сети приемных пунктов допускается совместное 
использование в ЖЭКах компьютеров, на которых производится начисление 
платежей. 
Оборудование в банковских пунктах приема платежей является банковским, но 
программное обеспечение банкам предоставляется фирма-разработчик, согласно 
договорам. 
Размер тарифа, оплачиваемого участниками Системы, определяется договорами, но 
не может превышать тариф, применяемый сейчас Сберегательным банком – 2% от 
объема обрабатываемых платежей. 
Так, как стоимость расчетных книжек включена в размер тарифа за коммунальные 
услуги, стоимость карточек, выдаваемых вместо книжек, может возмещаться 
коммунальными службами в размерах и сроках, определяемых договорами с фирмой- 
разработчиком. 
               Организация работы в пункте приема платежей.                
     При первом обращении в ППКП  плательщик предоставляет заполненные 
расчетные книжки, так же, как и раньше. 
Оператор-кассир, приняв книжки, заносит в компьютер данные по каждой книжке, 
а именно - №№ лицевых счетов по каждому платежу, если их нет в базе или они 
не совпадают. Дальше кассир производит прием платежей системы и другие 
одноразовые платежи через окно «Коммунальные платежи». 
Отметка о принятии платежей делается так же, как и раньше – по книжечкам. При 
этом  справка о состоянии расчетов плательщику выдается только при наличии 
сведений о задолженности. 
     При последующих обращениях в ППКП  плательщику распечатывается справка о 
состоянии счета, причем, если плательщик вновь пришел с расчетными книжками, 
кассир с книжек заносит суммы платежей, а также текущее показание счетчика. 
                                  СХЕМА РАБОТЫ                                   
                 Единой городской системы коммунальных платежей                  
                                                             Рисунок 3.1. 
                                
                                   КОМЕНТАРИЙ                                    
                        к схеме Единой городской системы                         
                              коммунальных платежей                               
1 – Сведения о начислениях за коммунальные услуги 
2 – Оплата населением за коммунальные услуги 
3 – Поступление денег в Банки 
4 – Зачисление средств на расчетные счета 
5 – Информация о персональных расчетах за коммунальные услуги 
6 – Сводная информация о расчетах за коммунальные услуги 
      
       
     Вводные условия 
      Наименование  | Кол-во  |  | 1. Количество плательщиков | 180 000 чел. |  | 2. Расчетные пункты | 30 шт. |  | 3. Процент собираемости платежей | 60 % |  | 4. Полная сумма коммунальных сборов (100 %) | 6 908 400 грн.  |  | в т.ч. квартплата | 1 308 400 грн. |  | тепло и горячее водоснабжение | 2 600 000 грн. |  | газ | 1 500 000 грн. |  | электроэнергия | 1 500 000 грн. |  | 5. Доля банковских пунктов в объеме сборов | 85 % |  | 6. Цена банковских услуг (от суммы сбора) | 0,5 % |  | 7. Доля Почты в объеме сборов | 15 % |  | 8. Цена услуги Почты (от суммы сбора) | 1 % |   
      Капитальные затраты  |  | Карты клиентов | 190 800 грн. |  | Процессинговый центр | 162 063 грн. |  | Расчётные пункты | 120 000 грн. |  Всего затрат | 472 863 грн.  |   
где: Карты клиентов – стоимость 1 карты ´ количество плательщиков = 
= 1,06 ´ 180 000 = 190 800 грн. 
     Процессинговый центр – затраты на ПО + сервер БД + оборудо- 
вание = 79 500 + 26 500 + 56 063 = 162 063 грн. 
     Расчетные пункты – (компьютеры + принтеры + сканеры штрих- 
кода + аксессуары) ´ кол-во расчетных пунктов = (2 650 + 750 + 
+ 470 + 130) ´ 30 = 120 000 грн. 
      Текущие затраты  |  | Персонал | 8 730,9 грн.  |     в т.ч. зарплата  | 6 540 грн.  |  | Директор | 1 120 грн. |  | Зам. директора | 1 000 грн. |  | Ведущий программист | 850 грн. |  | Программист выс. кат. | 730 грн. |  | Программист II   кат. | 650 грн. |  | Программист I   кат. | 570 грн. |  | Гл. бухгалтер | 500 грн. |  | Бухгалтер | 420 грн. |  | Офис-менеджер | 350 грн. |  | Оператор ПК | 350 грн. |     в т.ч. начисления на заработную плату  | 2 190,9 грн.  |  | На случай безработицы (0,5 %) | 32,7 грн. |  | Фонд социального страхования (1   %) | 65,4 грн. |  | Пенсионный фонд (32 %) | 2 092,8 грн. |  | Связь | 500 грн.  |  | Транспорт | 900 грн.  |  | Расходные материалы | 400 грн.  |  | Печать счетов (расчет далее) | 2 173 грн.  |  Всего затрат | 12 703,9 грн.  |   
      Расчет   стоимости печати счетов  |  | Количество   счетов | 180 000 |  | Количество   счетов на листе | 4 |  | Количество   страниц в минуту | 16 |  | часов   печати в день | 10 |  Время   на печать (раб. дней)  | 5  |  | количество   листов бумаги | 45 000 |  | количество   листов бумаги в пачке | 500 |  Количество   бумаги (пачек)  | 90  |  | стоимость   пачки | 12,1 грн. |  стоимость   бумаги  | 1 089 грн.  |  расходные   материалы  | 450 грн.  |  | картридж   (количество   копий) | 10 000 |  | цена   картриджа | 100 грн. |  стоимость   работ  | 634 грн.  |  | количество   рабочих (чел.) | 2 |  | оплата   1-го рабочего | 100 грн. |  | нарезка   счетов | 360 грн. |  ВСЕГО затрат в месяц  | 2 173 грн.  |  Стоимость одного   счёта  | 0,012 грн.  |   
                Процентная ставка за услуги Системы                 
      ВСЕГО  | 1,7%  |  1. Услуги по   автоматизации сбора и учёта платежей:  | 0,5%  |  настройка   и обслуживание програмного продукта  |  |  обработка   информации о полученных платежах  |  |  доставка   информации о полученных платежах  |  |  текущая   верификация и корректировка баз данных  |  |  доставка   информации об изменении данных плательщика  |  |  формирование   общегородской базы данных плательщиков  |  |   |  |  2. Автоматизация   бухгалтерского учета коммун. орг-ций  | 0,5%  |  автоматизация   учёта поступивших платежей из всех банков  |  |  обеспечение   автоматизации ввода данных о принятых платежах  |  |  обеспечение   автоматизации ввода данных о субсидиях  |  |  верификация   изменений в лицевых счетах  |  |  выдача   необходимых отчетов  |  |   |  |  3. Работа с   клиентами коммун.предприятий  | 0,2%  |  предоставление   плательщикам информации о задолженности  |  |  предоставление   справок о произведенных платежах  |  |  предоставление   справок об изменении тарифов  |  |  выдача   информации о состоянии расчетов  |  |  формирование   базы данных для взаимозачетов  |  |   |  |  4. Услуги по   приему наличных платежей:  | 0,5%  |  настройка   и обслуживание програмного продукта Кассы  |  |  кассовое   обслуживание населения по приему наличных средств  |  |  обработка   наличных денег  |  |  инкассация   собранных наличных средств  |  |   |  |   
                    Расчет периода окупаемости                     
      Капитальные затраты  |  карты клиентов  |        190 800 грн.  |  Процессинговый центр  |        162 063 грн.  |  Расчётные пункты  |        120 000 грн.  |  Всего   затрат  |       472 863   грн.   |  Собираемость платежей  |  в том числе              квартплата  |        785 040 грн.  |  тепло  |    1 560 000 грн.  |  газ  |        900 000 грн.  |  электроэнергия  |        900 000 грн.  |  Всего   сборов (в месяц)  |   4 145 040 грн.   |  Всего   доходов (в месяц)  |         70 466 грн.   |  Всего   расходов (в месяц)  |         36 538   грн.   |  в том числе:          услуги банка  |          17 616 грн.    |  услуги Почты  |            6 218   грн.  |  текущие затраты  |          12 704 грн.    |  Балансовая   прибыль (в месяц)  |         27 142 грн.   |  Чистая прибыль за   год  |       227 993   грн.   |  Период   окупаемости затрат (год)  | 2,1  |   
где: услуги банка – всего сборов в месяц ´ долю банковских пунктов ´ 
´ цену банковских услуг =  = 17 616 грн. 
     услуги Почты – всего сборов в месяц ´ долю Почты ´ 
´ цену услуг Почты =  = 6 218 грн. 
     Период окупаемости – всего затрат ¸ чистую прибыль в год = 
= 472 863 ¸ 227 993 = 2,1 года 
Однако, если принять во внимание, что в других городах где были внедрены 
подобные системы собираемость платежей возросла на 15-20 %, то можно сказать, 
что срок окупаемости в таком случае составит 1,4 – 1,2 года соответственно. 
                               Мероприятия                                
                       по созданию единой городской                        
                  системы приема коммунальных платежей.                   
                                                           Таблица 3.3.1. 
      НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ  | ИСПОЛНИТЕЛЬ  |  | 1.       Создать в   кассовых узлах 30-ти ЖЭКов УЖКХ  (по согласованной дислокации) пункты приема   коммунальных платежей.  | УЖКХ |  | 2.       Предоставить   во временное пользование имеющееся в ЖЭКах оборудование для организации   работы ППКП.  | УЖКХ |  | 3.       Произвести   инсталляцию программного обеспечения в пунктах приёма коммунальных платежей.  | АО "Предприятие" |  | 4.       Разработать   форму типового договора на приём платежей между коммунальными предприятиями и   системой. | АО "Предприятие",   УЖКХ |  | 5.       Согласовать   тарифы для участников городской системы приёма платежей. | АО "Предприятие",   УЖКХ |  6.       Сообщить   ЖЭКам и коммунальным предприятиям о заключении договоров на приём платежей только   с  единой городской системой приема платежей.  | УЖКХ, Управление   экономического анализа |  | 7.       Передать   АО "Предприятие" данные о клиентах с номерами лицевых счетов для   создания базы данных единой городской системы приема платежей. | УЖКХ, коммунальные предприятия |  | 8.       Рассмотреть   возможность использования персонала ЖЭКов для работы в ППКП. | АО "Предприятие",   УЖКХ |  | 9.       Обучить   персонал ППКП работе на программном обеспечении системы. | АО "Предприятие" |  | 10.   Оповестить   жильцов о порядке оплаты коммунальных услуг | АО "Предприятие",   УЖКХ |  | 11.   Информация в газетах, по радио и   телевидению (разъяснение новой технологии, ответы на вопросы, сообщение   адресов расчётных пунктов) | АО "Предприятие",   УЖКХ |  | 12. Объявления по месту жительства адресов расчётных   пунктов | УЖКХ |  | 13. Изготовление и рассылка персональных счетов за   коммунальные услуги | АО "Предприятие",   УЖКХ |  | 14. Установление на расчётных пунктах эмблемы Системы | АО "Предприятие" |  | 15. Сообщение банкам о переходе на электронную систему   учёта платежей | Коммунальные предприятия |  | 16. Обеспечение своевременной сдачи информации о   начислениях платы за коммунальные услуги | Коммунальные предприятия |   
       
В настоящее время идея создания единого расчетного центра уже не является 
ноу-хау. На протяжении последних 5 лет многие крупные города перешли на 
подобные системы сбора коммунальных платежей. И затраты оправдали себя. 
Денежные перечисления стали проходит намного быстрее и без ошибок, начисление 
субсидий и льгот проводится строго в соответствии с законодательством и без 
задержек, поскольку сотрудники ЕРЦ постоянно отслеживают все изменения в 
законодательстве и быстро реагируют на них. Управления ЖКХ получили 
возможность оперативно получать всю необходимую информацию из одного 
источника, а не посылать запросы в несколько предприятий. Обслуживание 
население ускорилось из-за быстрой обработки информации о задолженности и 
отсутствия необходимости для населения заполнять несколько расчетных книжек с 
14-тизначными номерами счетов. Потребители коммунальных услуг также остались 
довольны нововведениями, поскольку оплатить услуги они могут в любом пункте 
ЕРЦ в том объеме, который они на данный момент желают оплатить и не нося с 
собой расчетные книжки. Информацию о своей задолженности они также могут 
оперативно получить в любом пункте приема платежей. 
Однако в небольших городах, подобных Славянску ситуация обстоит намного хуже. 
Внедрение информационных технологий происходит очень медленно, в основном из- 
за нехватки средств и отсутствия квалифицированного персонала для организации 
и обслуживания данных систем. 
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы: 
-                            единые расчетные центры – это первый и главный 
шаг на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства и информатизации 
данной отрасли; 
-                            внедрение ЕРЦ ускоряет и упрощает работу 
управлению ЖКХ; 
-                            процедура оплаты коммунальных услуг для 
населения упрощается до минимума; 
-                            ЕРЦ может служить отправной точкой для создания 
общегородской информационной системы, базы данных предприятий и населения 
города; 
-                            Теоретически ЕРЦ может производить обработку не 
только коммунальных платежей, но и любых других (страховых взносов, штрафов и 
т.д.); 
Таким образом можно подвести итог работы: внедрение информационных технологий 
для управления жилищно-коммунальным хозяйством города, на мой взгляд, должно 
быть первым шагом в реформировании данной отрасли, и все средства, вложенные 
в этот процесс не пропадут даром, а окупятся за счет повышения эффективности 
и скорости выполнения любой поставленной задачи. 
       
1.                              Закон «О местном самоуправлении в Украине»// 
ВРУ 12.05.97 г. 
2.                              Закон Украины «О собственности» (в редакции 
от 14.10.92 г.) // ВРУ 07.02.91 г. 
3.                              Жилищный кодекс Украины с изменениями и 
дополнениями // ВРУ 01.01.2004 г. 
4.                              Закон Украины «Ожилищно-коммунальных услугах» 
// ВРУ 03.02.2004 г. 
5.                              Закон Украины «О земле» // ВРУ 22.05.2003 г. 
6.                              Закон Украины «О системе налогообложения» с 
изменениями и дополнениями // ВРУ 22.05.2003 г. 
7.                              Гражданский кодекс Украины // ВРУ 16.01.2003 г. 
8.                              Закон Украины «Об основных направлениях 
социальной защиты населения» с изменениями и дополнениями // ВРУ 15.11.2003 
г. 
9.                              Закон Украины «Об охране труда» // ВРУ 
21.11.2002 г. 
10.                          Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. 
«Информационные технологии в управлении: учебное пособие», Таганрог, Изд-во 
ТРТУ, 2003 г. 
11.                          А.С. Утробин Опыт г. Кирова по внедрению единого 
платежного документа // Журнал для руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - 
2002 г. - № 1 - с.51-54 
12.                          А.А. Цулимов «Электронный счет» в г. Рязани // 
Журнал для руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - 2002 г. - № 4 - с.8-10 
13.                          С.В. Фомина Опыт города Ставрополя по созданию 
расчетного центра // Журнал для руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - 2002 
г. - № 6 - с.41-48 
14.                          Козлюк А.Г. Как ЖКХ перейти к самоокупаемости // 
"Жилищное и коммунальное хозяйство" – 1996 - №3 - с.10. 
15.                          Лопаткин Н.Т. О переходе на новую систему оплаты 
жилья и коммунальных услуг // "Жилищное и коммунальное хозяйство" – 1993 - 
№11 
16.                          Москаленко Е.Г. Особенности реформирования 
жилищно-коммунальной сферы за рубежом. В сб. тезисов-докладов научно- 
практической конференции ППС Санкт-Петербургского Технологического института 
сервиса МГАСБУ., 17-18 декабря., 1997 г. // Спб: СпбТИС., 1998 
17.                          Рохчин В.Е, Чекалин B.C. Муниципальное 
планирование. Учебное пособие по спец. 0608 "Экономика и управление в 
городском хозяйстве", Спб: СпбГИЭА, 1996 
18.                          http://www.life.dn.ua  
Информационный портал коммунальных служб Донецкой области 
19.                          http://www.einform.com.ua Официальный портал 
фонда «Содружество» 
20.                          http://www.djkg.gov.ua Официальный портал 
Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства 
21.                          Аболин А.А. Этапы перехода на новую систему 
оплаты ЖКУ: анализ финансово-экономической ситуации // ЖКХ-2001.- №3.-С.30-37 
22.                          «Про схвалення Програми реформування і розвитку 
житлово-комунального господарства на 2002-2005 роки та на період до 2010 
року» // Постанова Кабінету Міністрів України 
від 14 лютого 2002 р. № 139 
23.                          http://www.auc.org.ua Официальный портал 
Ассоциации городов Украины 
     [1] www.life.dn.ua Информационный портал коммунальных служб Донецкой области 
     [2] Рохчин В.Е, Чекалин B.C. Муниципальное 
планирование. Учебное пособие по спец. 0608 "Экономика и управление в городском 
хозяйстве". Спб: СпбГИЭА, 1996, 137с. 
     [3] По данным фонда «Содружество» http://www.einform.com.ua/ 
     [4] Фонда – фонда «Содружество» 
     [5] http://slavyansk.life.dn.ua/cif/vse/view.php?id=473&cat=5&type=1 
Страницы: 1, 2, 3, 4 
	
	
					
				   |